Шри Ауробиндо Гхош — основатель интегральной духовности. Шри ауробиндо гхош: биография жизнь идеи философия: шри ауробиндо Шри Ауробиндо: наследие

1872–1950) Индийский религиозный философ и поэт, деятель индийского национального движения. В концепции «интегральной» веданты и йоги стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли взаимоотношение между миром и абсолютом (Брахманом) истолковывал на основе понятия эволюции. Шри Ауробиндо Гхош родился в Калькутте 15 августа 1872 года. Его отец доктор Кришнадхан Гхош изучал в Англии медицину и вернулся в Индию англоманом Шри. Ауробиндо получил не только английское имя Акройд, но и английское воспитание. Пятилетним отец отдал его в ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге, а через два года вместе с двумя братьями отправил в Англию. Братьев Гхош поручили англиканскому священнику Манчестера с наставлениями оградить их от каких-либо контактов с индийцами. Доктор Гхош распорядился также, чтобы пастор Древетт не давал его сыновьям никаких религиозных наставлений. В двенадцать лет Шри Ауробиндо знал латынь и французский язык. Директора школы Св. Павла так поразили способности ученика, что он сам стал с ним заниматься греческим языком. Мальчик много читал - Шелли, французских поэтов, Гомера, Аристофана, европейских мыслителей, причем в оригинале он быстро овладел немецким и итальянским языками. С 1890 года Шри Ауробиндо учился в Кембридже. Школа Св. Павла предоставила ему стипендию, которая почти целиком уходила на содержание братьев. Он стал секретарем Индийского Меджлиса - ассоциации индийских студентов Кембриджа, выступал с революционными воззваниями. Отказавшись от своего английского имени, молодой индиец вступил в тайное общество «Лотос и Кинжал», в результате чего попал в черный список Уайтхолла. Впрочем, это не помешало ему получить степень бакалавра. В 1892 году Шри Ауробиндо вернулся в Индию. У него не было ни положения, ни титулов. Его отец умер, больная мать не признала его. В Бомбее он нашел место преподавателя французского языка у махараджи Бароды, затем преподавал английский в государственном колледже, где быстро дорос до заместителя директора. Кроме того, Шри Ауробиндо являлся личным секретарем махараджи. Он много раз ездил в Калькутту, следил за политической ситуацией, написал несколько статей, которые вызвали скандал, ибо он убеждал своих соотечественников избавиться от британского ига и остро критиковал политическое попрошайничество партии Индийский Конгресс. Шри Ауробиндо возлагал вину не на англичан, но на самих индийцев, смирившихся со своим рабским положением. Он изучает санскрит, священные книги Индии - Упанишады, Бхагавад-гиту, Рамаяну. Наконец обращается к йоге «Я чувствовал, что где-то в этой йоге должна заключаться могущественная истина». В 1901 году он женился на Мриналини Деви и пытался разделить с нею свою духовную жизнь. «Я ощущаю все признаки и симптомы (предназначенного мне пути), - писал он ей в письме, найденном в архиве британской полиции - Я хотел бы взять вас с собой в этот путь». Но Мриналини не поняла его, и мыслитель пошел дальше один. Шри Ауробиндо мечтал увидеть Индию независимой. Он составил программу действий, конечным пунктом которой была народная революция. В 1906 году Шри Ауробиндо покинул Бароду и перебрался в Калькутту. Грубые промахи лорда Керзона, губернатора Бенгалии, привели к студенческим волнениям. Вместе с Бепином Палом Шри Ауробиндо основал ежедневную газету, выходившую на английском языке, - «Банде Матарам» («Преклоняюсь перед Матерью-Индией») - газету, которая впервые открыто провозгласила целью полную независимость и которая стала мощным орудием пробуждения Индии. Он основал также экстремистскую партию и учредил программу действия нации - бойкот английских товаров, бойкот английских судов, бойкот английских школ и университетов. Он стал директором первого Национального Колледжа в Калькутте. Не прошло и года, как был выписан ордер на его арест. Однако в статьях и речах Шри Ауробиндо не было ничего противозаконного - он не проповедовал расовой ненависти, не нападал на правительство Ее Величества, но просто провозглашал право наций на независимость. Возбужденное против него дело было закрыто. Шри Ауробиндо стал признанным лидером национальной партии. 30 декабря 1907 года Шри Ауробиндо встретил йогина по имени Вишну Бхаскар Леле. Они удалились вдвоем в тихую комнату, где пробыли три дня. С тех пор йога Шри Ауробиндо приняла иное направление. Шри Ауробиндо вошел в то состояние, которое буддисты называют Нирваной, индусы - Безмолвным Брахманом, а на Западе называется Трансцендентным, Абсолютным, Безличным. Он достиг того знаменитого «освобождения» (мукти), которое считается «вершиной» духовной жизни, ибо что же еще может быть за пределами Трансцендентного? Шри Ауробиндо подтвердил на собственном опыте слова великого индийского мистика Шри Рамакришны. «Если мы живем в Боге, мир исчезает, если мы живем в миру, то Бога уже не существует». 4 мая 1908 года, после неудавшегося покушения на судью в Калькутте, Шри Ауробиндо был арестован. Он провел целый год в алипорской тюрьме в ожидании приговора, хотя не был причастен к заговору. Выйдя из тюрьмы, Шри Ауробиндо возобновил свою работу, начав издавать еженедельник на бенгали и еще один - на английском. В один из дней февраля 1910 года его предупредили о готовящемся аресте. Через десять минут революционер уже плыл по Гангу в Шандернагор. Это был финал его политической жизни, завершение интегральной йоги и начало йоги супраментальной. Именно в Шандернагоре Шри Айробиндо открыл великую Тайну и посвятил ей свою жизнь. Основным занятием Шри Ауробиндо в первые годы изгнания было чтение Вед в оригинале. Мыслителю открылся тайный смысл Вед - самой древней традиции мира - в ее первозданном, нетронутом виде, и он начал перевод обширного фрагмента из самой древней Риг Веды, в частности, - прекрасные «Гимны мистическому Огню». В 1910 году в Пондишери прибыл французский писатель Поль Ришар и, познакомившись с Шри Ауробиндо, был настолько поражен широтой его познаний, что в 1914 году вернулся в Индию. Так было основано обозрение на двух языках, «Арья», или «Обозрение Великого Синтеза», французскими выпусками которого заведовал Ришар. Но грянула война, Ришар был отозван во Францию. Шри Ауробиндо остался один и должен был публиковать каждый месяц шестьдесят четыре страницы на разнообразные философские темы. В течение шести лет без перерыва, до 1920 года, Шри Ауробиндо публикует почти все свои сочинения. Писал он совсем необычно - не одну книгу за другой, а четыре или даже шесть книг одновременно и на самые разные темы - такие книги, как «Жизнь Божественная», его фундаментальный «философский» труд, в котором представлено его духовное видение эволюции, «Синтез Йоги», где он описывает различные стадии и переживания интегральной йоги и исследует все йогические учения прошлого и настоящего, «Этюды о Гите», с изложением его философии действия, «Тайна Вед» с исследования происхождения языка, «Идеал человеческого единства» и «Человеческий цикл», в которых эволюция рассматривается с социологической и психологической точек зрения и исследуются грядущие возможности человеческих коллективов и объединений. День за днем Шри Ауробиндо спокойно заполнял страницы своих сочинений. Любой другой был бы утомлен до изнеможения, но он не «думал» о том, что писал. «Я не принуждал себя писать, - объясняет он ученику, - я просто предоставлял высшей Силе работать, и когда она не работала, я не предпринимал абсолютно никаких усилий… Я пишу в безмолвии разума и пишу лишь то, что приходит ко мне свыше…» В 1920 году Шри Ауробиндо закончил работу в «Арье». Остальную часть его сочинений составляют письма - тысячи и тысячи писем, содержащие все практические указания, касающиеся йогических опытов, и гениальный эпос (28 813 строк) «Савитри», который Шри Ауробиндо будет писать и переписывать в течение тридцати лет; эпос этот подобен пятой Веде, это живое послание, где говорится о переживаниях в высших и низших мирах, о сражениях в Подсознательном и Бессознательном, об оккультной истории эволюции на Земле и во вселенной и о своем видении будущего. В 1920 году в Пондишери, где обосновался Шри Ауробиндо, приехала из Англии помощница, которую по традиции стали звать Мать. «Когда я прибыл в Пондишери, - говорил провидец своим первым ученикам, - программа для моей садханы «дисциплины» диктовалась мне изнутри. Я следовал ей и продвигался сам, но не мог оказать какой-нибудь значительной помощи другим. Затем приехала Мать, и с ее помощью я нашел необходимый метод». Можно отметить три периода в этой работе, которые соответствуют собственному продвижению и открытиям Шри Ауробиндо и Матери. Первый этап - испытания, тестирования, исследования и проверки сил сознания. Этот период некоторые ученики называли «ярким периодом», он продолжался с 1920 по 1926 год, когда Шри Ауробиндо уединился на двадцать четыре года, чтобы сосредоточиться исключительно на работе. С помощью новой, супраментальной силы, которую открыли Шри Ауробиндо и Мать, они сразу же проводят целую серию экспериментов или «тестирование» - это одно из ключевых слов словаря Шри Ауробиндо. Например, он подвергал себя длительному голоданию (23 дня и больше), чтобы проверить силу контроля сознания, потребляет большое количество опиума. Второй период начался в 1926 году и продолжался до 1940 года. Это был период индивидуальной работы над телом и в подсознательном. «У нас есть все ключи, все нити для того, чтобы самим добиться супраментального изменения сознания; нам известен фундаментальный принцип трансформации, это Агни - «вот кто выполняет работу», - говорит Риг Веда. Главный вывод этого этапа: полная и устойчивая индивидуальная трансформация невозможна без определенного, пусть даже минимального, продвижения всего мира в целом. В 1940 году, после четырнадцати лет индивидуальной концентрации, Шри Ауробиндо и Мать открыли двери своего ашрама (йогической общины). Начался третий период трансформации, период, который продолжается до сих пор. В последние годы увидеть Шри Ауробиндо было нелегко - это должен был быть совсем особый случай, событие исключительное, потому что он никого не принимал. Лишь три или четыре дня в году его ученики и все желающие могли пройти перед ним и видеть его (в Индии такие дни называются «даршанами»). Умер великий индийский мыслитель в 1950 году. Шри Ауробиндо, несомненно, эзотерическая личность, об этом свидетельствуют и его учение, и образ жизни. Одна из центральных идей этого учения состоит в том, что человек, каким его мы наблюдаем сейчас, - только «переходное существо» на пути к существу божественному, к сверхчеловеку и сверх-уму, причем достигнуть этого состояния под силу лишь немногим. «Если мы признаем, - пишет Шри Ауробиндо в «Божественной жизни», - что скромный смысл нашего рождения в Материи заключается в нашем духовном развитии на земле, если это в основе есть эволюция сознания, происходящая в природе, то нужно признать, что человек, каков он есть сейчас, не может быть пределом этой эволюции, он еще слишком несовершенное выражение Духа, его ум слишком ограничен в своих функциях и является только переходным выражением сознания, а сам человек только переходным существом… Если предположить, что такое завершение эволюции предназначено и что человек должен стать посредником, то нужно заметить, что это будет относиться только к немногим, особо развитым людям, которые создадут новую расу людей и начнут движение к новой жизни. Как только это произойдет, остальное человечество отойдет от духовного стремления, так как это уже будет ненужным для замысла Природы, и останется в его нормальном состоянии покоя и неподвижности». Итак, новая раса и движение к новой жизни. Что это за жизнь, в чем смысл? «Самая ранняя формула человеческой жизни, - отвечает Шри Ауробиндо, - обещает быть и ее последней. Бог, Свет, Свобода, Бессмертие», - и поясняет». Познать и овладеть собой, стать обожествленным существом, преодолев животное и эгоистическое сознание; превратить наш затемненный интеллект в полную сверхумственную иллюминацию, создать спокойствие и самосуществующее блаженство там, где существует только напряжение временных удовольствий, сопровождаемых физическими и эмоциональными страданиями, установить беспредельную свободу в мире, который (в настоящее время) представляется как серия механических необходимостей, открыть и реализовать бессмертную жизнь в теле, подлежащем смерти и постоянной мутации, - все это представляется нам как манифестация Бога в Материи и как цель Природы в ее земной эволюции». Шри Ауробиндо пишет с большой буквы не только слова Бог и Дух, но и Природа и Материя. «Если верно, - замечает он, - что Дух заключен в Материи и что внешняя Природа скрывает Бога, то манифестация Его и реализация Его внутри себя и во внешнем мире являются высшими и самыми законными целями жизни на земле» («Божественная жизнь»). Но Природа для Шри Ауробиндо не инобытие, не творение Бога (как в христианстве), это или равноправный член с Богом, или даже первоначало, само бытие как высшая реальность. Природа и Бог, Материя и Дух, Жизнь и Сознание - эти сущности, с одной стороны, являются самостоятельными потенциями и реальностями, с другой - скрыты друг в друге, выявляют себя и дифференцируются в ходе эволюции. Шри Ауробиндо считает, что одной из главных ценностей европейской культуры является разум. «Философия, науки и некоторые отрасли искусства, - пишет он, - результаты многолетней работы критического разума в человеке» («Человеческий цикл»). «Все затруднения разума в попытке управлять нашей жизнью, - пишет Шри Ауробиндо, - заключаются в том, что благодаря своей врожденной ограниченности он не в состоянии обращаться со сложностями жизни или ее интегральными действиями; он принужден разделять жизнь на части, делать более или менее искусственные классификации, строить системы с ограниченными и противоречивыми данными, которые должны быть постоянно видоизменяемы другими данными, для того чтобы не сделать выбора, который, в свою очередь, разрушится прорывом новых волн, еще не регулированных сил и возможностей» («Человеческий цикл»). Более того, хотя благодаря разуму цивилизация продвинулась вперед, именно разум, по мнению Шри Ауробиндо, ответственен за те негативные последствия, от которых страдает современный человек. Однако как практически может происходить обожествление человека, какие усилия требуются с его стороны? «Внешние и внутренние, - отвечает Шри Ауробиндо, - собственные и божественные», - уточняет он далее. Внешние усилия - это религия, оккультизм, духовная мысль, духовное испытание. «Но духовная проблема не может быть решена внешними средствами, а только внутренним перерождением» («Божественная жизнь»). Это перерождение происходит не сразу, оно подготавливается и имеет свои этапы. Подготовка состоит в поисках добра, правды и красоты, с одной стороны, и самоотречения и жертвы своего «Я» Божеству, Владыке (Ишваре) - с другой. Одновременно, считает Щри Ауробиндо, нужно выполнять общие принципы эзотерической жизни. «Необходимо известное отчуждение от умственных, чувственных, физических требований, концентрация в сердце, известный аскетизм и самоочищение, отказ от эгоистических желаний, от неправильных привычек и нужд». Здесь своеобразно соединяются и буддийские, и христианские этические императивы. Такой же синтез виден в этическом требовании служения человеку: «… духовный человек не держится в стороне от жизни человечества. Напротив, главной задачей для него являются развитие чувства единства со всей тварью, сознание универсальной любви, сострадания и развитие энергии или блага всех… его усилия направлены на творческую помощь и руководство, как это делали древние риши и пророки». Другой аспект собственных усилий человека - последовательное высвобождение и подчинение Пуруше трех начал («частей») человека - ума, сердца, воли. Шри Ауробиндо называет этот аспект «тройной трансформацией» или «контактом души с духом». Первый контакт - «посредством ума» - очищает, расширяет, успокаивает, обезличивает личность, но он ограничен. «Более интенсивное усилие посредством ума не меняет баланса. Одухотворенный ум стремится подняться выше и превзойти себя, и таким образом он теряет сознание форм и вступает в бесконечный, бесформенный и безличный мир». Второй контакт - «посредством сердца» - вносит в духовное продвижение человека эмоции и чувство, делая его полным бытия. «Тогда все становится ярким и конкретным, эмоции, чувства и одухотворенные ощущения достигают высшего предела, и полное самопожертвование делается не только возможным, но и необходимым». Но и этот контакт ограничен. Третий контакт - «посредством воли» - позволяет отказаться от эго человека, препятствующего обожествлению, и заручиться согласием его воли». Посвящение воли в активной жизни развивается благодаря постепенному удалению эгоистической воли с ее двигательной силой желания. Эго подчиняется тогда высшему закону и, в конце концов, или совсем исчезает, или же начинает подчиняться высшей силе и истине, и начинает действовать как орудие Божества… Все три вместе взятые подхода ума, воли и сердца создают духовное или психическое состояние нашей внешней природы, в котором открывается более широкая и сложная перспектива на психический свет внутри нас и на духовного Властителя Вселенной, Ишвару, действительность которого чувствуется теперь над нами, вокруг нас и внутри нас. Все это собственные усилия человека, но для окончательной духовной трансформации, решительно ускоряющей эволюцию, необходимы и встречные божественные усилия (своего рода избранность, предопределенность, которая, вероятно, дана немногим). Сам процесс духовной трансформации проходит пять стадий (этапов): Высший ум, Освещенный ум, Интуитивный ум, Над-ум и высшую судию - Сверх-ум. «Главная характеристика первой стадии (Высший ум) - это массовое мышление, то есть возможность схватывать сразу непосредственно все в целом. Освещенный ум выражается не только мышлением, но и видением. Сознание пророка, происходящее от видения, имеет большую силу познания, чем сознание мыслителя. Восприятие внутреннего зрения более глубоко и непосредственно, чем восприятие мысли» («Божественная жизнь»). В свое время суфий Аль-Газали писал: «… за разумом следует другая ступень, когда у человека открывается новое око, коим он созерцает скрытое, узревает то, что произойдет в будущем, и другие вещи, не достижимые для разума». Интуитивный ум - это следующая стадия духовной трансформации, использующая, как видно из названия, в качестве основного средства развития интуицию. Над-ум заканчивает первую (созданную прежде всего усилиями самого человека) степень духовной трансформации. На этой стадии полностью побеждается «эго» и осуществляется прорыв в космическое сознание. Когда Над-ум снисходит, эгоцентризм полностью подчиняется ему. Сначала он теряется в широте существа и, наконец, совсем исчезает, заменяясь космическим восприятием и ощущением безграничного универсального духа и действия. Все, что остается, - это космическое Бытие, сознание, восторг и игра космических сил.» Однако остатки сопротивления низшей природы человека и неведения на этой стадии еще сохраняются. «Даже когда высшие силы с их энергиями проникают в самую глубь Бессознания, - пишет Шри Ауробиндо, - они встречают там слепую необходимость и подчиняются ограничительному закону Неведения. Сопротивление (высшим силам) основывается на установленном и непреклонном законе всегда встречать требования жизни законом смерти, требование света - необходимостью тени и темноты, суверенитета и свободы духа - ограничением, несостоятельностью и первичной инерцией». Вторая ступень духовной трансформации, вызванная в основном интервенцией Духа сверху, - это и есть стадия Сверх-ума, или Гностическое существо. На этой стадии человек окончательно становится духовным и полностью свободным, приобретает новую природу (расу) и необычайные способности, сливается в гармонии и любви с Божеством и Космосом, испытывает переживания и чувства, которые столь необычны, что практически не поддаются описанию. Завершенная личность есть космическая личность, так как только когда мы станем частью всего космоса и затем превзойдем его, наша личность может считаться завершенной. Сверхумное существо в космическом сознании, ощущая всю Вселенную, как самого себя, будет действовать соответствующим образом. Его действия в универсальном сознании будут основаны на гармонии собственной личности и вселенной. Шри Ауробиндо не просто создал эзотерическое учение (знание, умозрение), но и реализовал его в собственной жизни. Он перестроил не только свой ум и сознание, но и все существо. Используя технику йоги и собственные психотехнические находки, Шри Ауробиндо, с одной стороны, элиминирует (уничтожает в себе) те реальности, которые не отвечают его учению (ненужные желания, эгоистические устремления, мешающие представления), с другой - ценностно и чувственно-натурально культивирует, развивает, укрепляет те «высшие реальности», которые отвечают учению Шри Ауробиндо заканчивает жизнь в соответствующих высших реальностях растворяется и сливается с Божеством и Космосом, наслаждается своей Душой, переживает Бесконечность, Красоту, Свет, Силу, Любовь, Восторг.


Общая информация

Название и местоположение: Шри Ауробиндо Ашрам и Ауровиль, Пондичерри, Тамил Наду.

Основатели: Шри Ауробиндо (1872–1950) и Мать (1878–1973).

Адрес: Sri Aurobindo Ashram, Rue de la Marine, Pondicherry, Tamil Nadu 605002, INDIA.

Tel.: 91-413-34836.

Адрес Ашрама Ауробиндо в Дели : Sri Aurobindo Society, Adabhchini, Near Qutab Hotel, New Mehrauli Road, New Delhi, 110017.

Tel.: 2651-2491, 2652-9022.

Сайты:


Делийское отделение ашрама Шри Ауробиндо было открыто в феврале 1956 года. Во время его открытия Мать передала сюда священные реликвии Ауробиндо. С тех пор делийское отделение, принимает всех людей, чье сердце воспламенено идеями Мастера, кто стремится посвятить жизнь высшим, божественным целям. Мать однажды назвала Ашрам в Пондичерри «подлинной лабораторией для создания будущего общества», а делийское отделение «местом расширения центра садханы». Главные святыни - это место поклонения и зал для медитации. Они продолжает быть центром жизни и познания, любви и благословения Шри Ауробиндо и Матери, всегда пребывающими здесь.

Ашрам расположен на большой (около 10 га) территории, здесь очень светло, чисто - строения и дома утопают в цветах и зелени, и это действительно настоящий оазис в 12-миллионном мегаполисе - Дели. В общеобразовательной школе ашрама занимаются сотни детей - это одно из самых престижных учебных учреждений Дели. В течении всего дня здесь кипит жизнь - на занятиях йогой и на стадионе, на беговых дорожках и в школе. Ашрам предлагает несколько программ обучения, но главное, в соответствии с идеей Мастера, считавшего, что «вся жизнь есть Йога», - это жить так, чтобы любые детали и события жизни стали божественными.

Ашрам располагает небольшой гостиницей-гестхаузом «Тапасья», где можно снять комнату. Для этого следует обратиться в главный офис (с 8 утра до 20 часов вечера).

Стоимость комнаты для одного человека - 400 рупий, для двоих - 600 рупий, включая питание.

Обстановка в комнате скромная - на мраморном полу стоит кровать (всегда чистое белье), стенной шкаф, небольшой стол и над ним книжная полка, где всегда находится несколько книг с трудами Шри Ауробиндо и Матери. В каждом номере есть душ с горячей водой, а вот кондиционеров нет , и летом используют только вентиляторы.

Еда. В столовой Ашрама предлагаются блюда южноиндийской кухни с умеренным количеством специй, а после трапезы вам следует вымыть посуду и поставить ее на место.

Расписание работы столовой:

Завтрак: 07.30–8.00;

Обед: 11.30–12.30;

Полдник (чай): 16.30–17.00;

Ужин: 19.30–располагает около 20.00.

В Ашраме есть несколько магазинов, где можно приобрести книги, тематика которых связана со Шри Ауробиндо и Матерью, ароматические палочки, продукты питания и средства личной гигиены.

Ашрам открыт с 06.00 до 22.00.

Дорога от аэропорта на машине занимает 30–40 минут и стоит 150–200 рупий.

Шри Ауробиндо

Ранние годы

В течение последующих 13 лет Шри Ауробиндо занимает различные посты в администрации города Бароды (Baroda) (сейчас Вадодара), преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 году переезжает в Калькутту , где становится ректором Национального колледжа. С первых дней пребывания в Индии Шри Ауробиндо непрестанно следит за политической ситуацией в стране. После вспышки волнения против разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо открыто присоединяется к национально-освободительному движению . В течение восьми лет ( -) активно участвует в политической жизни страны, что дважды приводит его к арестам с последующим оправданием.

Новое направление опыта

В 1907 году Бариндранатх Гхош, младший брат Ауробиндо, познакомил его в Бароде с йогом из Махараштры Вишну Бхаскарой Леле. В течение нескольких лет Ауробиндо уже занимался йогой, а эта встреча, получение от Леле соответствующих наставлений и последующее трёхдневное уединение, способствовали его первому значительному духовному опыту, называемому нирваной - состоянию полного умственного безмолвия, без какой бы то ни было мысли или умственной деятельности. Во время своего второго ареста и пребывания в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте (1908-1909) Шри Ауробиндо испытал духовное озарение, которое положило начало новому этапу его жизни. В тюрьме у Ауробиндо был ряд мистических переживаний. В своих письмах он упоминает, что когда он ожидал суда в тюрьме, в течение двух недель его посещал дух Сва́ми Вивека́нанды и говорил о высших уровнях сознания, ведущих к сверхразуму. Шри Ауробиндо позже рассказывал, что во время заключения он видел всё - заключённых, тюремщиков, полицейских, тюремные решётки, деревья, судью, адвокатов - как различные формы единой божественности, Кришны. В 1910 году Ауробиндо уходит из активной политической и общественной жизни и сосредотачивает свои силы на духовной работе. Этой деятельностью было исследование уровней сознания, лежащих за пределами обычного человеческого разума, и подготовка сознательного эволюционного изменения природы человека. Он переселяется в Пондишерри , французскую колонию на юге Индии, чтобы начать интенсивные занятия йогой .

Основные даты

Годы и события

- 15 августа день рождения Шри Ауробиндо.
- Переезд в Англию.
- Возвращение в Индию.
- Начало национал-освободительной революционной деятельности.
- Обращение к йоге, чтобы использовать духовную силу для осуществления политических идей.
- Встреча с Вишну Бхаскар Леле. Первое фундаментальное духовное переживание - переживание Безмолвного Брахмана (Нирваны).
- Арест по Делу о «Банде Матарам».
- Оправдание и освобождение из Алипорской тюрьмы.
- Переезд в Пондичерри.
- 29 марта. Первая встреча Шри Ауробиндо и Матери: Мирра и Поль Ришар приехали в Пондичерри.
- 15 августа. Первый выпуск «Арьи».
- 15 января. Последний выпуск «Арьи».
- Мать берет на себя обязанности по управлению домом Шри Ауробиндо.
- 24 ноября. Четвёртая фундаментальная реализация. Нисхождение Кришны, Божества Надразума, в физическое.
- 15 февраля. Встреча с Рабиндранатом Тагором .
- В Ашраме Шри Ауробиндо - 150 учеников.
- В Ашраме Шри Ауробиндо - 350 учеников.
- 2 декабря. Открытие школы в Ашраме, которая позднее станет Международным центром образования .
- 15 августа . Освобождение Индии. Послание Шри Ауробиндо по всеиндийскому радио.
- Медаль «За мир и культуру Азиатского общества».
- 5 декабря , 01:26. Смерть.

Сподвижники и последователи

Мирра Альфасса (Мать)

После ухода из жизни Шри Ауробиндо в 1950 году его работу продолжила его сподвижница Мирра Альфасса ( -), известная также под культовым именем Мать (La Mère (франц. ), The Mother (англ. )).

Мирра Альфасса (впоследствии Мирра Ришар , а после образования Ашрама - Мать ) родилась в Париже 21 февраля 1878 года . Как и Шри Ауробиндо, она обладала мощными супраментальными способностями и задолго до встречи с ним испытала несколько сильных психических переживаний, которые положили начало её индивидуальной трансформации. 29 марта 1914 года она встречается со Шри Ауробиндо и решает приехать в Пондичерри, для того, чтобы посвятить свою жизнь совместной духовной работе. В течение семи лет ( -) Шри Ауробиндо и Мать вместе готовят и выпускают журнал «Арья». В 1922 году Мать берет на себя обязанности по управлению домом Шри Ауробиндо, а 1926 году , когда Шри Ауробиндо ушёл в полное уединение, Мать взяла на себя все заботы, связанные с деятельностью Ашрама.

Шри Ауробиндо писал: «Сознание Матери и моё сознание - это одно и то же». Символично то, что в результате этой встречи Шри Ауробиндо и Матери был достигнут живой синтез между Востоком и Западом, который является одной из целей учения Шри Ауробиндо.

Гупта, Нолини Канта

Гупта, Нолини Канта - индийский революционер, филолог, учёный, литературный критик, поэт, философ и мистик. Один из самых выдающихся последователей Шри Ауробиндо.

Сатпрем

Сатпрем - французский писатель, путешественник, йогин, известный прежде всего как последователь интегральной йоги Шри Ауробиндо и Матери (Мирра Альфасса), а также как писатель, наиболее полно (после самих Шри Ауробиндо и Матери) раскрывший в своих книгах суть работы и учения Шри Ауробиндо и Матери.

Шри Чинмой

Шри Чинмой - религиозный и общественный деятель, создатель и руководитель религиозной организации «Церковь Центр Шри Чинмоя»

Шри Ауробиндо в индийской философии

Вклад в Веданту

В своей концепции «интегральной веданты» Шри Ауробиндо стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Это выразилось в его полемике с двумя полярными позициями - философией «аскетического» спиритуализма Адвайта Веданты и материализмом западной философии. Шри Ауробиндо работал над созданием новой интегральной философии , которая вобрала бы в себя лучшее от первой и второй, избавившись при этом от их слабых сторон. В основе этой новой философии должен быть принцип, из которого можно было бы вывести всё качественное многообразие мира . Эта философия должна показать связь Духа и Материи , не пытаясь отрицать реальность обоих, и при этом она должна быть избавлена от дуализма при объяснении вселенной. Она должна объяснить поступательный процесс мировой эволюции , её законы, место и назначение человека в этом процессе.

Решение проблемы дуализма в объяснении Вселенной

  • Полемизируя с теорией Ади Шанкары , Шри Ауробиндо отмечает, что Адвайта Веданта не смогла добиться главной цели своей философии - дать монистическое понимание мира («адвайта» - «недвойственность»). Неизбежно стремясь преодолеть отрыв сущности от явления , Адвайта вынуждена была признать наличие двух сущностей: вечного, реально существующего Брахмана (Абсолют), и иллюзорную, творящую вселенную, майя .
  • Преодолевая дуализм Адвайта Веданты (Брахман - майя), Шри Ауробиндо наделяет майю реальной силой . Это сила Брахмана , которая делает возможным Его самопроявление, самоограничение и самопоглощение, которые проявляются на разных этапах создания вселенной.
  • Он преодолевает характерный для философии Адвайты метафизический отрыв явления от сущности посредством учения о совпадении противоположностей в Абсолюте: определённого и неопределённого, единого и множественного, неподвижного и изменчивого, бесформенного и обладающего формой, бескачественного и качественного, конечного и бесконечного бытия. В качестве истоков он ссылается на идеи Гераклита , а также «Иша-Упанишады» и «Бхагавад Гиты» . Такое совпадение противоположностей делает новую философию Шри Ауробиндо свободной от противопоставления сущности и явления при объяснении мира.
  • Синтез идеализма и материализма в философии Шри Ауробиндо даёт совпадение духовного и материального начал в Абсолюте. Однако духовное начало оказывается все же «сильнее», так как оно способно к самостоятельному существованию, в то время как материальное может существовать лишь в качестве противоположности духовному в качестве его проявления.

Решение проблемы единства и многообразия

  • Шри Ауробиндо критикует идею майа вада Адвайты Веданты, и решает проблему связи между невыразимым единым Брахманом и миром множественности, помещая между ними переходную ипостась - Сверхразум . Сверхразум в философии Шри Ауробиндо - это активный принцип, это Единый Разум, в котором наши индивидуальные сознания и тела предстают как манифестация множественности - являют множество маленьких частиц.

Новое понимание Эволюции

  • Одним из самых выдающихся новшеств, привнесённых Шри Ауробиндо в философскую мысль Веданты , является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия Санхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии Санхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации Материи.
  • Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию Супраментального существования . Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, истина, а также субстанция и энергия Супраментального сознания.

Основные положения Интегральной йоги

Интегральная йога как путь трансформации сознания

Интегральная йога

Истоки:

Основатели:

  • Шри Ауробиндо , Мать (Мирра Альфасса)

Книги:

  • Синтез Йоги , Жизнь Божественная ,
  • Человеческий цикл , Савитри ,

Ключевые понятия:

  • Активная медитация, Безмолвие разума,
  • Единство, Интегральная йога,
  • Интегральная личность, Сверхсознательное,
  • Супраментальное сознание, Трансформация

Культовые строения:

  • Матримандир

Сообщества:

Последователи:

  • А.Б. Пурани, Ниродбаран, Павитра,
  • Сатпрем , Нолини Канта Гупта, Амал Киран,
  • М.П. Пандит, Пранаб Кумар Бхаттачарья.

Журналы и электронные издания:

«Арья»

Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной философской системе Интегральной йоги , целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека.

Шри Ауробиндо начал свою практику йоги в 1904 году . Собрав основные элементы духовного опыта, полученные разными путями, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более интегрального пути, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования - Дух и Материю . Большинство традиционных систем йоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальной физической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю. Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного. Созданный материальный мир - это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремлённой к небесам или Нирване, но важнейший эволюционный уровень, делающий возможным последующее развитие духа. Духовная работа в материальном мире является тем ключом, с помощью которого должно быть открыто растущее Божественное Сознание в Материи.

Общепринято воспринимать человеческий ум как самый высокий уровень, достигнутый на современном эволюционном этапе развития природы. Согласно Интегральной йоге, ум - это не конечная точка развития сознания. Существуют планы сознания выше и ниже человеческого уровня - это супраментальный и субментальный планы. Однако человеческий ум не имеет с ними контакта и не может охватить всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческий слух - все уровни звука. Последующая эволюция человека заключается именно в том, чтобы стать сознательным существом на всех уровнях и планах существования. Реализация этой эволюции является главной целью Йоги Шри Ауробиндо.

Интегральная йога подчёркивает индивидуальность каждого человеческого сознания и не ограничивает практикующих каким-либо определённым набором правил для реализации йогического опыта, давая лишь основные направления и разъясняя основные трудности пути. Йогическое устремление через работу, медитацию, любовь, преданность и открытость Божественному сознанию, согласно опыту Шри Ауробиндо, является движущей силой для преобразования сознания и трансформации человеческой природы.

Библиография

С 1914 года Шри Ауробиндо начинает публикацию своих работ в ежемесячном философском обозрении «Арья» ( -). Его литературное наследие насчитывает 35 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма «Савитри» , которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

Основные философские труды Шри Ауробиндо:

  1. Синтез йоги . - М.: Алетейя, 1992. - ISBN 5-88596-003-8 (Алетейя). - ISBN 978-5-8291-1254-7 (Академический проект).
  2. Савитри . Издательство: Издательство Чернышева, 1993 г. ISBN 5-85555-012-5
  3. Основы Индийской Культуры . Издательство: Адити, 1998 г. ISBN 5-7938-0007-7
  4. Человеческий Цикл . Издательство: Роза Мира, 1999.
  5. Эссе о Гите . Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита. Издательство: Адити, 2001 г. ISBN 5-7938-0020-4 Будущая поэзия .
  6. Упанишады . Издательство: Адити, 2002 г. Собр. соч., том 5. ISBN 5-7938-0013-1
  7. Тайна Веды . Издательство: Адити, 2004 г. ISBN 5-7938-0034-4
  8. Письма о Йоге Том 1,2. . Издательство: Амрита-Русь, 2004, 2005. ISBN 5-94355-090-9 , ISBN 5-94355-303-7 . М.:София, 2011. ISBN 978-5-399-00212-5 (кн. 1)

Литература

  • Шри Ауробиндо Мысли и Афоризмы. 2003.
  • Шри Ауробиндо Мысли и Афоризмы. М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1993. - 79 с. пер. с англ. Воламура. ISBN 5-85310-015-7
  • Шри Ауробиндо Письма о Йоге. 2004.
  • Sri Aurobindo, On Himself . 1972.
  • Величенко А. Тайна йоги Шри Ауробиндо . Реконструкция безмолвного знания. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун-та, 2005.
  • Величенко А. Эволюция религиозно-философских взглядов Ауробиндо Гхоша
  • Сатпрем Шри Ауробиндо или путешествие сознания . МП «Глобус», 1992.
  • Федоренко Г. Интегральный подход Ауробиндо Гхоша как попытка синтеза Западного материализма и Восточного спиритуализма. СПбГУ, 2003.
  • Челышев П. В., Муравьев В. К. Социальная философия неоведантизма (По работе Шри Ауробиндо Гхоша «Человеческий цикл») //Философское наследие и современность. Учебное пособие (для студентов всех специальностей) - М.: МГГУ, 1999. - С. 4-17.
  • Челышев П. В. Теория и практика интегральной йоги Ауробиндо Гхоша в свете христианства // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16 - 20 сентября 2002 г.) В 4 т. Т. 4. Ростов-на-Дону, 2002. - С.436 - 438. ISBN 5-87872-172-4 .
  • Челышев П. В. Климов А. Л. Неоведантизм и христианство. М.: МГГУ,2004. - 94 с.
  • Челышев П. В. Философия истории: неоведантизм о циклах исторического развития общества //Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 - 28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.3. - М.: Современные тетради, 2005. - с. 234-235.ISBN 5-88289-282-1 (т.3)
  • Челышев П. В. Философия неоведантизма: Ауробиндо Гхош о человеческом цикле исторического развития. М., 2008. - 264 с.
  • Челышев П. В. Философия неоведантизма в свете христианства: Ауробиндо Гхош о человеческом цикле исторического развития. М., 2009. - 117 с.[Рецензия на книгу] // Вестник Российского философского общества. - 2009. - № 3. - С. 146-147.
  • Челышев П. В. Ауробиндо Гхош о стадиях исторического развития человеческого общества // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Т. II. - Новосибирск: Параллель, 2009. - С. 106-107. ISBN 978-5-98901-056-1 .
  • Челышев П. В. Хрестоматия. Книга для чтения по истории философии.-М.:МГГУ, 2011. - Ауробиндо - С.315-327.(Человеческий цикл. Перевод с англ. избранных глав книги The Human Cycle, главы I и XXIV. Перевод выполнили: П. В. Челышев и В. К. Муравьев.
  • Челышев П. В. Ауробиндо: идеальное общество - царство Духа.//Челышев П. В., Челышева П. В., Котенева А. В. Очерки по социальной философии: утопическая мысль от древности до наших дней. - М.: МГГУ, 2012. - 132-163.

Никита / 12.02.2019 Конечно, работы Шри Ауробиндо очень интересны и познавательны. Но и здесь всё не так однозначно. Потому что, например, Агни Йога серьёзно предупреждает о вреде и опасности методов духовного развития, используемых в Индии. В Агни Йоге сказано, что эти методы не только не способствуют духовному развитию, но и вредят энергетике человека, создают опасность психических болезней и одержания.
Обычно европейцы считают хатха-йогу полезной и безопасной физкультурой. Но в Агни Йоге сказано, что в Индии каждая асана хатха-йоги выполняется с усиленной концентрацией энергии на той или иной чакре. И такая насильственная активизация чакр чрезвычайно вредна! Это мощная энергия Агни, и чрезмерное нагнетение её к чакре может быть опасным.
Также говорится о вреде пранаямы.
В Агни Йоге сказано об индийских йогах, которые на улице демонстрируют прохожим свои способности, собирая за это деньги – что это не имеет отношения к истинному духовному развитию, которое никогда не совершается ради денег или на потеху толпы.
Я бы сравнил индийских учителей духовного развития с культуристами. Культуристы непомерно качают мускулы, до уродства, используя допинги и гормоны – и разрушают своё физическое здоровье. А индийские гуру точно так же стараются любой ценой накачать духовные «мускулы» и разрушают своё духовное здоровье.
Конечно сейчас, йога стала очень популярной и распространённой на Западе. Во многих странах Европы, Северной и Южной Америк и у нас в России появилось огромное кол-во залов, фитнес-центров для занятий йогой.
Но популярность и распространённость ещё не значит, что этот метод лучший и самый эффективный.
Я задумался над таким вопросом: А НАСКОЛЬКО ЙОГА КАК МЕТОД ДУХОВНОГО И ФИЗ. РАЗВИТИЯ ПОДХОДИТ ЗАПАДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ? Конкретно американцу?! Конкретно англичанину?! Конкретно французу?! Конкретно русскому человеку?! И т.д.
Ведь йога была разработана как способ духовного и физического развития целиком и полностью для восточного человека. Исключительно так. Конечно, какие-то упражнения из йоги подходят для западных людей, но во всём остальном насколько это всё верно и правильно?! И насколько это пригодно для людей иной культуры, иного менталитета, иного климата?
Более того. Наука давно уже доказала, что у индусов совершенно иное строение скелета, совершенно отличное от скелета и телостроения западных людей. И неоднократно были зафиксированы такие случаи, когда европейцы, позанимавшись йогой растягивали сухожилия, повреждали связки и даже ломали суставы и прочие кости скелета. Оставаясь, таким образом, инвалидами на всю оставшуюся жизнь. И это ещё одна из причин, по которой йога очень вредна.
Если рассуждать дальше. То опять же, можно задуматься над тем, а насколько подходят индусские религиозно-эзотерические учения (Адвайта-Веданта, Двайта-Веданта, Вишишта – Двайта, Миманса. Ньяя, Вайшешика и т.д) западным людям, европейцам и русским в том числе. Ведь эти учения были настроены и заточены под совершенно иную культуру, менталитет и образ жизни. Конечно, они очень интересны, их познавательно изучать для общего развития и расширения кругозора. Но, насколько они приемлимы и подходящи для западного человека? Может ли он жить по ним?! Может быть, и может, но во что это выльется?! Это интересный вопрос.
Сильно сомневаюсь в том, что методы физического и духовного развития Востока могут быть полностью и с успехом переняты людьми Запада. Причём, интересно, что сами гуру Востока придерживаются того же мнения.))))))) То, что они демонстрируют туристам, приезжающим с Запада за «духовным просветлением» - это именно аттракцион, который имеет цель собрать с иностранцев побольше денег. Ведь на Востоке считается, что постичь всё это может только тот, кто рождён на Востоке в соответствующей семье.
В этом смысле очень наивно выглядят наши кришнаиты, которые игнорируют тот факт, что сами индусы не считают их своими братьями по вере.
На Земле очень много различных национальных и этнических групп. Все они очень отличаются от друга. И даже религия не всегда влияет на это! Например, на Кавказе есть мусульманские, а есть христианские народы – но по сути, это ничего не меняет: у них сходные традиции, характер, отношение к женщинам и т.д.
Так же есть и арабы-христиане. Однако это всё равно арабы! И ведут они себя соответственно – это заметно, когда по ТВ показывают праздник Пасхи в Иерусалиме.
У индусов особый взгляд и поведение. И вряд ли европейцы и американцы смогут это по-настоящему понять и почувствовать.
Понятно, что физическое строение тела тоже имеет свои особенности. Думаю, мы что-то можем перенять из восточной гимнастики – но не всё, и только в адаптированном виде.


Великий Зов, безмерная надежда
Пылали ныне в сердце у него -
Сверхчеловека различая образ,
Он восходил к незримым высям духа,
Стремясь призвать на Землю горний мир.
«Савитри». Книга I, песнь 5

Шри Ауробиндо Гхош - великий индийский мыслитель, Учитель, исследователь сознания человека, основоположник интегральной и супраментальной йоги, поэт, писатель, революционер. В работу включены стихотворные строки поэта. Примечание: «Шри» - уважительный титул, переводится как «Святой».

Данная работа написана на основе книги Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания», которая является классическим введением в мировоззрение Шри Ауробиндо, выдержала издание во многих странах мира, переведена на русский, английский, итальянский, немецкий, голландский, испанский языки и на несколько языков Индии.

Отец Шри Ауробиндо, доктор Кришна Дхан Гхош

Арберден, Шотландия. 1871

Ауробиндо Гхош родился 15 августа 1872 г. в Калькутте. Это было время, когда королева Англии Виктория собиралась стать императрицей Индии.

Отец Ауробиндо изучал в Англии медицину и вернулся в Индию доктором и законченным англоманом. Он не хотел, чтобы его трое сыновей (Ауробиндо был самым младшим) знали о традициях и языках Индии. Поэтому Ауробиндо получил английское имя Акройд и английскую гувернантку. В возрасте 5 лет он был отдан в ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге, где учились сыновья английских чиновников.

Ауробиндо. 1879

В 7 лет (1989г.) Ауробиндо вместе с братьями уезжает в Англию, где их отец - доктор Гхош, поручает воспитание своих сыновей священнику, причём, со строгими наставлениями, которые запрещали им заводить знакомства с индийцами. Отец мальчиков также распорядился, чтобы пастор не давал его сыновьям никаких религиозных наставлений, чтобы они затем, в 18 лет, могли сами выбрать религию, если захотят. Их отец, доктор Гхош, наверное, был странным человеком: в то время, как он отдавал деньги бедным бенгальским крестьянам, его сыновья в Лондоне голодали и мёрзли в одежде не по северному климату. Очевидно, отец таким образом воспитывал в мальчиках мужской характер.

В 12 лет Ауробиндо уже знал латынь и французский. Английский же язык был его как бы «родным» языком. Директор школы был поражён способностями мальчика и стал с ним заниматься ещё и греческим. Ауробиндо учился, намного опережая одноклассников. Это ему позволяло в освободившееся время заниматься любимым делом - чтением. В подлинниках Ауробиндо уже читает Гомера, Аристофана и всех европейских поэтов и мыслителей.

Ауробиндо. 1884

В школе его пытались обратить в религиозного человека, но Ауробиндо не думал им становиться. Он говорил: «Религия и духовность не обязательно синонимы. Религии разъединяют человечество, а духовность - объединяет. Истинная теократия - это царство Божие в человеке, а не царство папы, духовенства или сословия жрецов». Ауробиндо не стремился к общению, он жил своей собственной жизнью, но одиноким себя не чувствовал. Он жил миром литературы, поэзии. Находился, как говорил сам: «где-то в иных сферах». И мир его был полон.

В школе оценили поразительные способности и познания Ауробиндо и определили ему стипендию для продолжения обучения в Кембридже - в Королевском колледже. За первый год учёбы в колледже он получил все призы за стихосложение на греческом и латыни, но теперь он думает об освобождении своей родины. Его интересует подвиг Жанны дАрк и американская революция.

Ауробиндо становится секретарём Ассоциации индийских студентов, затем членом тайного общества «Лотос и кинжал». Его имя занесено в чёрный список английского правительства. Кембридж Ауробиндо закончил блестяще, но на службу (в Министерство) его не взяли, т.к. в Министерстве колоний считали Ауробиндо Гхоша опасным человеком. И были недалеки от истины.

В возрасте 20 лет (в 1892г.) Ауробиндо Гхош вернулся в Индию, в Бомбей. Только что умер его отец, мать больна - его не узнала. У него не было ни положения, ни титулов. А как-то надо было себя прокормить. И он находит место преподавателя французского и английского языков в колледже. Затем становится заместителем директора колледжа.

Шри Ауробиндо. 1893

Овладев всеми европейскими языками, Ауробиндо, по возвращении в Индию, начинает изучать свой родной - бенгальский. Учитель бенгальского так описывает свою первую встречу с Ауробиндо: «Прежде, чем я встретил Ауробиндо, я представил его (рослым) безупречно одетым с ног до головы на европейский манер, со строгим взглядом и ужасным акцентом (он же - из Кембриджа!) и очень трудным характером. Кто бы мог подумать, что этот смуглый молодой человек с мягкими мечтательными глазами, длинными волнистыми волосами, разделёнными посередине и ниспадающими на шею, одетый в обычное грубое ахмедабадское дхоти и облегающую индийскую куртку, обутый в старомодные туфли с загнутыми носками, чьё лицо было слегка отмечено оспой, был ни кто иной, как господин Ауробиндо Гхош, живое вместилище французского, латыни и греческого».

Учитель бенгальского жил два года вместе с Ауробиндо и поэтому остались его воспоминания о своём ученике. Ауробиндо часами сидел в одной позе, читая книгу, до часа ночи, безучастный к укусам москитов. Он читал английские, русские, немецкие и французские романы, а также священные книги Индии: Упанишады, Бхагавадгиту, Рамаяну, труды Рамакришны. Но Ауробиндо не ограничился чтением священных текстов в переводе. Он изучил санскрит - древне-индийский священный язык. Изучил его самостоятельно. Ауробиндо обладал феноменальной памятью: запоминал текст всей страницы с одного прочитанного раза.

Шри Ауробиндо с офицерами Бароды, Кашмир. 1903

Но по возвращении на родину Ауробиндо продолжает волновать политическое положение Индии. Он пишет статьи, убеждая соотечественников избавиться от британского ига. У Ауробиндо была цель: собрать и организовать все силы нации для революционных действий. Но у него свой, необычный подход к проблеме: он возлагает вину не на англичан, а на самих индийцев. «Наш настоящий враг это не какая-то внешняя сила, но наша вопиющая слабость, наша трусость, наша тупая сентиментальность» - говорил он.

И в этих словах Ауробиндо - один из главных его принципов: как в политической, так и духовной борьбе, при всех обстоятельствах нужно прежде всего смотреть внутрь себя, чтобы выяснить причину собственных несчастий и страданий.

И, может быть, тщету всех упований испытав,
Мы к совершенству ключ внутри обрящем.

Чтобы поднять огромную нацию на борьбу, нужно было вдохнуть в неё силу, и в поисках этой силы Шри Ауробиндо обратился к интегральной йоге, т.е. йога стала для Ауробиндо средством эффективного действия, а не уходом от жизни: «Потусторонние небеса - велики и удивительны, но гораздо более велики и более удивительны небеса внутри вас».

Шри Ауробиндо не идёт традиционным путём йога: не в уединении, а в гуще повседневной жизни, более того, в активной революционной деятельности; он показал, что человек способен овладеть своими скрытыми силами, раскрыть потенциальные возможности.

Ты на земле ищи Его…
Ты Он еси, о Царь, лишь ноши тьмой
Душа твоя объята. -
Но то была твоя лишь воля.
Так сбрось же сей покров и возврати
Ту цельность ясную,
С которой ты воистину одно.

У Шри Ауробиндо нет никаких чудесных рецептов, нет магических формул - вся его интегральная йога основана на двух очень простых и бесспорных фактах:

1) присутствие духа в нас,
2) проявление духа в материи.

«В каждом человеке есть Бог, и проявить Его - это цель божественной жизни. Это то, что все мы можем делать». Интегральная йога Шри Ауробиндо - это синтез традиционных йогических методов, которые позволяют достичь единства с божественным на всех уровнях человеческого существа и трансформировать низшую человеческую природу.

«Цель интегральной йоги - преображение низшего и возвышение его до уровня высшей природы». (Шри Ауробиндо. Синтез йоги).

«Прикосновение Небес Земле не смерть, но полноту дарует».

Шри Ауробиндо хочет усилить огонь сознания каждой клетки тела, преобразовать материю в сознание. «Тело будет создано из концентрированной энергии, повинующейся воле». Первым шагом в йоге Шри Ауробиндо было успокоение своего разума. Человек живёт в изматывающем непрестанном вихре мыслей. И первой задачей йога Ауробиндо было избавиться от этих постоянных, пустых, ненужных ментальных сгустков, открыть свободный путь для иных тонких вибраций, чистых образов, услышать и увидеть истинный мир.

«Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы божественный напиток мог наполнить её».

Агни-Йога говорит об этом же: «Гоните маленькие мысли, Нам душно от них». Избавиться от пустых, ненужных мыслей можно только заменив их хорошими воспоминаниями, чтением стихотворения, молитвы, представлением образа Учителя, близкого по духу Святого. Шри Ауробиндо пишет: «Есть только один путь утихомирить эту вакханалию: не бороться с умом ментально, не пытаться просто гнать наши суетливые мыслишки, но необходимо сконцентрироваться на другом: безбрежный океан, шелест золотой листвы, образ Учителя. Так мы будем учиться не только расширению ума, но и расширению сознания (т.е. расширению канала от низшего разума - 4-го принципа к высшему - 5-му принципу, Л.К.) . Каждый должен найти свой путь. Практиковать успокоение ума можно и на улице, и в метро».

(Автор этой статьи решила однажды последовать этому совету Шри Ауробиндо, в подземном переходе метро в Санкт-Петербурге. Был час пик. Толпа пассажиров давила со всех сторон, казалось, на эскалатор не попаду. Тогда я представила над головой образ Шри Ауробиндо. Тут же исчезли беспокойство и тревога. Толпа как будто отступила от меня, мои глаза стали увеличиваться, и вот я - только огромные глаза, только зрение - свободно ступаю на эскалатор («пустой») в состоянии необыкновенной радости и любви ко всем. Дальше, подумав, что надо прекратить этот опыт, я вернулась в действительность, но светлое радостное состояние осталось до конца дня. - Л.К.).

Далее, Шри Ауробиндо говорит: «Когда останавливается машина ума (низший разум - Л.К.), человек делает разного рода открытия и, прежде всего, он понимает, что если способность думать - это замечательный дар, то способность не думать - дар гораздо более великий. Пусть человек попытается не думать хотя бы в течение нескольких минут, - он быстро поймёт, с чем он имеет дело! Он поймёт, что живёт в невидимом хаосе, в изматывающем непрестанном вихре его мыслей». И «Живая Этика»: «Чтобы устремить дух, надо изгнать ненужные мысли и готовыми принять волны вибраций, Нами посылаемых». .

Когда устанавливается покой в нашем низшем, земном разуме, Высшая божественная энергия Космоса постепенно нисходит в наши тела: ментальное, астральное, физическое, происходит очищение, обожествление, трансформация низшей материи огненной энергией Высших планов.

«Христос говорил: «Материя будет побеждена материей, вспомнившей о духовном происхождении». .

В каждой клетке тела, в каждом атоме заложен огонь, сознание. Мы можем собрать разбегающиеся нити нашего сознания и работать над собой каждую минуту. И мы будем сосредоточены, сконцентрированы, нам пойдёт помощь с Высших планов, от Учителей. Всё в наших руках.

Когда в уме довольно прочно установилось если и не абсолютное безмолвие, то хотя бы покой, мы начинаем чувствовать «нисходящий» ток силы, принося ощущение свежей энергии. Этот поток окружает, омывает, озаряет нас и придаёт спокойствие, уверенность и радость. Эта радость -везде, в нас, рядом, повсюду. Мы живём с улыбкой, «Улыбкой Будды». Мы освободились от хаоса, окружающего нас. Мы становимся хозяевами ментального мира.

Отличительной чертой традиционных йогических систем является то, что после определённого периода занятий практикующие начинают ощущать восходящую (а не нисходящую, как в йоге Шри Ауробиндо) силу, которая пробуждается довольно грубо, у основания позвоночника (в центре кундалини) и затем восходит, пока не достигнет макушки головы. Это различие в направлении тока - восходящее-нисходящее - объясняется различием целей этих йог. В традиционной йоге ищущий пытается выйти вверх, в Покой, экстаз, но целью Шри Ауробиндо является не только найти вечный покой, но сделать это, преобразовав Жизнь и Материю, нисходя от озарённой вершины нашего существа от уровня к уровню мягко, спокойно, неотразимо. Когда устанавливается Покой, Божественная Сила свыше сможет снизойти и работать в нас, возвышая то, что должно быть возвышено, создавая то, что должно быть создано. Она всё объединяет, приводит в гармонию.

Но, как в овладении традиционной йогой, так и в овладении интегральной йогой Шри Ауробиндо, есть большая опасность.

Шри Ауробиндо об этом предупреждает: «Чем глубже мы нисходим, тем более высокое сознание нам нужно, более сильный свет. А так как сознание -это сила такая же осязаемая, как электрический ток, то мы можем вообразить, какие травмы, терзания и муки могут создать сверхментальные силы и свет, когда они низвергаются, подобно водопаду, в грязную лужу физического подсознательного (поток эфира и огня). Здесь таятся величайшие трудности и опасности!» Нельзя идти в обход нормального развития. Прежде всего нужно достичь духовного совершенствования, а открытие центров, усиление их активности, связь с нашим Высшим Я - всё это будет происходить параллельно с ростом нашего духа, без технических приёмов. Занятия интегральной йогой без руководства опытным Учителем может нарушить гармоничное развитие, привести к расстройству нервной системы, одержанию и даже сумасшествию.

Шри Ауробиндо со своим классом, колледж Бароды.

1906

В 1906г. Шри Ауробиндо Гхош переезжает в Калькутту, чтобы погрузиться в самое сердце политической борьбы. Работает в газете, создаёт партию. 5 мая 1908г. его арестовывают по обвинению в покушении на жизнь английского судьи. Хотя он и не был замешан в этом, год он проводит в тюрьме. В тюрьме записывает: «Я верил, что моя миссия - освобождение Индии от английского ига… В гордыне сердца я полагал, что без меня эта задача не будет выполнена…» Но в его сознании появляются слова: «У Меня есть для тебя другое, и именно ради этого Я привёл тебя сюда (т.е. в одиночную камеру) - научить тебя тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к Моей работе».

Камера в алипорской тюрьме, где Шри Ауробиндо получил

фундаментальную реализацию Космического Сознания и

Божества (Шри Кришны, Васудевы), как Одного во всем.

В тюрьме, в одиночной камере, Шри Ауробиндо продолжает исследование и погружение в более высокие планы сознания, т.е. здесь проходит следующий этап работы по йоге. Здесь, в камере, Шри Ауробиндо испытывает то состояние, которое в буддизме называют нирваной. Он пережил состояние Единства с Высшим, Глобальным Разумом, в определении Шри Ауробиндо - Супраментальным. Его сознание достигло Супраментального Сознания. Не было больше личности, были только Бесконечность, Вечность, Бессмертие. Он достиг состояния самадхи. Он прорвался в иные Пространство и Время, т.н. супраментальное сознание - это другое измерение.

Самадхи - (ск) «самообладание» - состояние восторженное, исступлённое, состояние экстаза, не имеющее эквивалентов в речи человека. Достигший самадхи способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными, это высшее состояние йоги.. Достигнув супраментального плана, сознание «становится массой непрерывного света. Появляется всеобщее глобальное видение… человеческая душа как бы превращается в сплошное зрение. Познаётся всеобщая радость, всеобщая красота». .

Теперь в просторах Я бескрайних
Блуждающей скорлупкою казалось тело…

В это тело и хотел Шри Ауробиндо низвести супраментальное сознание, низвести в каждую физическую клеточку своего тела. В этом и состоит цель супраментальной йоги по Шри Ауробиндо: превратить материю в сознание.

Тот тайный враг, что в недрах естества сокрыт,
Тобой сражён быть должен, человек,
Иль не исполнишь ты свой высший долг.
Сей брани внутренней не избежать тебе.

Супраментальное - это прежде всего сила, непосредственно сила Духа в Материи. Любое сознание - это сила, и чем выше мы растём, тем больше наша сила, но при этом мы удаляемся от Земли. Поэтому, если мы захотим применить силу Глобального Разума к делам земного мира, то нам придётся низводить её через все уровни, прежде чем она достигнет дна. Это высшее Сознание - Сила - Огонь, которые, нисходя вниз по чакрам человека, крайне опасны, о чём говорилось раньше.

Шри Ауробиндо после освобождения из

тюрьмы. Май 1909

Через год (5.05.1909) Шри Ауробиндо оправдывают. Он покидает тюрьму, но английская полиция продолжает его преследовать, и он вынужден скрыться на французской территории Индии - в Пондишери. Здесь, в 1910г., он основал Ашрам, где продолжал работу по преобразованию материи. Он хотел изменить, улучшить жизнь уже всего человечества путём изменения его сознания, но, начав эту работу, прежде всего с себя.

Путешествуя в своём сознании до Высочайшего, Супраментального плана, Шри Ауробиндо был способен в этом состоянии нирваны издавать газеты, посещать собрания и даже выступать на них: «Моя речь, мои рукописные произведения, моя мысль и внешняя активность приходят ко мне из некоего источника, который находится выше головы».

Шри Ауробиндо обладал многими способностями, не свойственными простым смертным: 1) обладал ясновидением, настолько сильным, что видел огненные субстанции в клетках человеческого тела;

2) левитировал;
3) излечивал от болезни за несколько секунд;
4) мог обходиться без пищи около 25 дней и больше, и не ослабевал, а продолжал активно работать. Но когда стала теряться масса тела, которое ему ещё нужно было, прекращал голодать;

5) мог спать 1 раз в три ночи.
Все эти феноменальные способности мог обрести только высочайший дух. Перед тем, как начать писать, Шри Ауробиндо сосредоточивался минуту, а затем стихи лились потоком:

И знаками души своей всё во Вселенной постигая,
Он письмена явлений Высших читал из внутренней их сути.

Это глубоко духовно-философская поэзия. Сам Ауробиндо считал себя в первую очередь поэтом и политиком, а вовсе не философом: «я никогда не был философом, хотя и писал философские произведения… Я должен был только записывать на языке интеллекта всё, что я наблюдал и узнавал во время ежедневной практики йоги, и философия присутствовала там автоматически».

Он описывает главные вехи своей Йоги: нирвана, планы сверхсознания (возвышенный Разум, озарённый, интуиция, и, наконец, открытие Супраментала - непостижимого, лежащего за пределами даже высочайших уровней ментального сознания).

У Шри Ауробиндо написано несколько поэм на индийские сюжеты, несколько пьес в стихах, труды по теории поэзии. Величайшее его произведение - эпическую поэму Савитри сам поэт считал своим главным трудом. Он работал над ней около 30 лет. Этот поэтический эпос состоит из 12 книг. Эта поэма - духовный опыт автора. Это как бы дневник его йоги, в котором он записывал каждый этап достижения нового высокого уровня сознания, нового плана тонких миров, нисхождение его до физического тела, затем снова подъём и т.д.

Современным языком - это научно-исследовательский труд по йоге, изложенный в стихотворной форме. Может быть, через тысячи лет, когда большая часть человечества достигнет соответствующего уровня сознания и будет готово к трансформации низшей материи, этот труд Шри Ауробиндо Гхоша будет служить пособием в этой работе. Н.К.Рерих сказал о Шри Ауробиндо: «Его работа полна знания для будущего». Шри Ауробиндо Гхош не искал своего личного спасения в возвышенных небесах. Он пришёл на землю, чтобы покорить эти Высшие планы, низвести их в Земную жизнь и с помощью всемогущих Высших Сил сделать жизнь на Земле божественной.

В 1910 г. в Пондишери приезжает французский писатель Поль Ришар, который был настолько поражён широтой взглядов Шри Ауробиндо, что уговаривает его излагать на бумаге аспекты своих воззрений по различным вопросам. И в течение семи лет он публикует 19 томов своих сочинений. Но писал Шри Ауробиндо не совсем обычно: не одну книгу за другой, а 4 или 6 книг одновременно и на самые разные темы:

Жизнь Божественная;
- синтез Йоги;
- этюды о Гите;
- Тайна Вед;
- Человеческий цикл;

«Я не принуждал себя писать, я просто предоставлял Высшей силе работать: «Я пишу в безмолвии Разума и лишь то, что приходит свыше, причём уже в законченной форме».

Шри Ауробиндо в Пандишери. 1918-1920

В 1920г. к Шри Ауробиндо приезжает из Парижа Мирра Альфасса, чтобы посвятить свою жизнь той же работе, которую проводил Шри Ауробиндо - работе по преображению материи. Мирра Альфасса родилась в 1878г., в Париже. Отец родом из Турции, мать - египтянка. Она с детства имела духовные прозрения, видела и Шри Ауробиндо, знала его задолго до встречи с ним. Шри Ауробиндо свою сотрудницу называл Матерью. Их совместная работа была продолжением идеи Шри Ауробиндо о духовном преобразовании человека. Они работали с группами учеников, которые осуществляли поразительные эксперименты, переживали различные состояния, видения, так называемые «чудеса». Шри Ауробиндо понимает, что эти чудеса не могут изменить мир. И с 1926г. он уходит в уединение. Только 3-4 дня в году перед ним могли пройти все желающие.

Мирра Альфасса, 1897. Франция

В 1946г. в Индию приезжает Сатпрем, где он впервые увидел Шри Ауробиндо, но не остался в его ашраме, «…поскольку любые стены казались мне тюрьмой», где он провёл полтора года во время войны - в Бухенвальде и Матхаузене. Во время заключения Сатпрем испытал глубокие переживания. Ему открылись «бескрайние внутренние просторы» и «сила, которая помогла выстоять». - Всё это похоже на переживания Шри Ауробиндо, когда тот находился тоже в тюрьме. Сатпрем пишет о тех, кто стремился пройти мимо Шри Ауробиндо: «Они приезжали не для того, чтобы посмотреть на него, а чтобы его взгляд мог приоткрыть в нас ту дверь, через которую нас нечто может наполнить».

«Для меня он был мыслитель, философ. Но тот, кого я увидел, был не философ. Это было некое существо, Бытие. Вся безбрежность в одном Существе». . Безусловно, это был уже не просто земной человек, а существо далёкого будущего. Об отношении Вл.М. к Шри Ауробиндо читаем: «Ур., пройди открытым порядком Учения: первый год в Адьяре, затем у Ауробиндо Гхоша, после Я пришлю проводников».. И ещё: «Ур., читай книгу А.Гхоша…» [Там же, с.51].

Сатпрем

Сатпрем Итак, с 1926г. Шри Ауробиндо в уединении продолжает работу по изменению своего тела на уровне сознания каждой клетки. Но здесь он столкнулся с пока непреодолимым препятствием: трансформация - это не только индивидуальная проблема, но и общечеловеческая. Оказалось, что осуществить индивидуальную трансформацию невозможно до тех пор, пока не произойдёт хотя бы минимальное духовное продвижение всего человечества. Чем более высоких сфер он достигал и пытался пропустить через себя Свет этих сфер и их энергию, тем больше он страдал от хаоса, поднятого этим светом в низших слоях земной материи.

Как и православные подвижники всегда подвергались и так называемым искушениям и нападениям тёмных сил, как только достигали новых духовных побед. Шри Ауробиндо говорит о единстве каждого человека (микрокосма) со всей Вселенной (макрокосма). Это есть проявление одного из Космических Законов - Закона Единства. Человек живёт в единой духовной сфере со всем человечеством, и полное очищение сознания, его обожествление не может произойти без духовного роста всех живущих рядом. «Ничто нельзя преобразовать до тех пор, пока не будет преобразовано всё». В противном случае - просто одиночество в маленькой отдушине света. Какой в этом смысл? Что хорошего в том, что один человек переделан, а всё человечество страдает в своём несовершенстве?

Е.И. Рерих, говоря о своём Опыте, пишет: «Многие приближались к этому опыту, но условия не были годны. Ближе всех был сейчас Ауробиндо Гхош, но у него всё-таки не было жизненной простоты, он удалился от жизни. Ценно, не будучи медиумом, не покидая жизни, подойти к высшим путям»..

Шри Ауробиндо и Мать.

5 декабря 1950г. Шри Ауробиндо Гхош оставляет своё тело. Несколько дней оно излучало тепло и свет. В 1953г. Сатпрем вернулся в Индию. Встреча с Матерью в корне изменила его жизнь. 19 лет Сатпрем находился рядом с Матерью и записывал беседы с ней. Свою первую работу он посвящает Шри А Ауробиндо Гхошу - «Шри Ауробиндо, или путешествие сознания». Интересно сопоставить духовные прозрения Шри А Ауробиндо Гхоша и других мыслителей. Шри Ауробиндо о человеке будущего: В процессе трансформации физические органы будут заменены усиленно действующими энергетическими центрами (чакрами). Новое тело будет состоять из концентрированной энергии, т.е. оно будет лучистым.

«Тело человека необходимо сделать полностью сознательным сосудом и инструментом, символом и печатью Силы Духа». Аналогичны этому и идеи русских космистов. Так Фёдоров и В.С.Соловьёв говорили о телесном преобразовании и преодолении смерти. А.В. Сухово-Кобылин - писатель, философ, говорил о «воздушном, эфирном теле».

А.Л. Чижевский и К.Э. Циолковский - говорили «о лучистом человечестве». Т.е. русская духовная мысль едина с восточной мудростью.

В.И. Вернадский был знаком с трудами Шри А.Гхоша: «Шри Ауробиндо вошёл в область явлений, наукой ещё не охваченную, но уже осмысленную индийской философией».

В 1968г. на берегу Индийского океана в 180 км. От Мадраса был заложен «Город Рассвета» - Ауровиль. В закладке города приняли участие представители 124 стран, в т.ч. и СССР. За прошедшие десятилетия на месте выжженной солнцем пустыни вырос прекрасный сад из 2 млн. деревьев и город, город будущего. Его жители (их 1,5 тыс. постоянных и 3 тыс. временных) стремятся воплотить идеал подлинного человеческого единства (вне всяких национальных и религиозных различий). Этот идеал представлен в Учении Шри Ауробиндо. Создание этого города было инициировано Матерью. Она говорила, что Ауровиль мог быть построен только ещё в одной стране - России, т.к. Россия олицетворяет идеал братства. Рерихами и была выдвинута идея создания Города будущего на Алтае. Но в то время из-за тяжелейшей ситуации на планете этот план не был претворён. В июне 2001г., в Санкт-Петербурге прошёл Всемирный конгресс под названием «Ауровиль и Россия - духовная связь». На Конгрессе были представители США, Англии, многих европейских стран, 20 человек из Ауровиля, Санкт-Петербургское отделение Международного центра Рерихов. Жили участники Конгресса в усадьбе Знаменка - бывшей летней резиденции русской императорской семьи, т.е. сбываются слова сподвижницы Шри Ауробиндо, что Россия олицетворяет идеал Братства.

Рабиндранат Тагор. 1918.

Рисунок Матери

Рабиндранат Тагор сказал о Шри Ауробиндо: это «голос, в котором воплотилась душа Индии». Ромен Ролан провозгласил его «величайшим мыслителем нашего времени». В Индии Шри Ауробиндо известен как революционер, организатор национально-освободительного движения, а также как великий Гуру (Учитель) и основоположник интегральной йоги. Он был также величайшим поэтом, автором множества поэм, стихов и поэтического эпоса «Савитри». И хотя Вл. М. советовал Е.И. Рерих поехать к Шри Ауробиндо, Е.И. пишет: «по разным соображениям, понятным лишь для бывших на Востоке, пришлось отказаться от личной встречи с А. Гхошем…» .

Шри Ауробиндо оставил после себя огромное творческое наследие. В 1972г. - год 100-летия со дня его рождения - в Индии издано 30 томов юбилейного «собрания сочинений» великого мыслителя. Мысль его была многогранной и масштабной. Многие вопросы метафизики, философии, истории, социологии, психологии нашли своё отражение в его творчестве.

Кроме того, Шри Ауробиндо был замечательным литературным критиком, публицистом, переводчиком древних текстов, был автором духовно-философской поэзии и трудов по теории поэзии. Шри Ауробиндо Гхош - выдающийся духовный подвижник, Йогин. Все теоретические выводы, изложенные в его трудах, были сделаны в результате исследовательской работы над собой, со своим сознанием. Шри А Ауробиндо Гхош продолжил развитие идей великих индийских философов - Рамакришны и Вивекананды.

Святослав Николаевич Рерих в течение 30 лет был покровителем, наставником и другом одной из школ в Бангалоре, носящей имя Шри Ауробиндо. Эту школу основали ученики Шри Ауробиндо Гхоша. Закончим краткое изложение о жизни великого Человека будущего строками из его эпоса «Савитри»:

Вновь вознеслась великая мольба
о совершенной жизни на Земле,
о просветленьи тёмного ума,
о счастии для страждущих сердец,
об Истине в невежественном мире,
о Боге, что возвысит смертный прах.

Литература

1. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. - Л.: изд-во Ленинградского университета, 1989.
2. Агни-Йога, в 3-х т.т. - Самара: РЦ, 1992. «Озарение».
3. Агни-Йога, в 3-х т.т. - Самара: РЦ, 1992. «Зов».
4. Агни-Йога, Откровение. - М.: Сфера, 2001.
5. Е. П. Блаватская. Теософский словарь. - М.: ЭКСМО, 2003.
6. В.В.Смирнов . ж. «Дельфис» 2001 - №2.
7. Агни-Йога. Высокий Путь, ч.1 - М.: Сфера, 2001.
8. Е.И.Рерих. У Порога Нового мира. М.:МЦР, 1994.
9. Д.Мельгунов, А.Шустова. ж. «Дельфис» 2001 №3. Е.И.Рерих. Листы дневника.

Статьи по теме: