Символдрама — кататимно-имагинативный метод при алкоголизме и наркомании. Пример из практики

(психотерапевт по методу символдрамы Александра Дибаже)

Особенности и преимущества символдрамы как метода психотерапии

Символдраму или кататимно-имагинативную психотерапию (от греч. kata – соответствующий; thymos – настроение, чувство; лат. imago – образ) можно понимать как «представление образов, соответствующих настроению» или «чувственное переживание образов».

Это самостоятельный метод глубинно-ориентированной психотерапии, который опирается на идеи психоанализа и теорию архетипов и коллективного бессознательного Карла Юнга. Разработал кататимно-имагинативную психотерапию немецкий психоаналитик Ханцкарл Лёйнер в 1950-х годах.

Без тысячи слов

Бывает, что клиенту сложно описать свои чувства словами, выразить свое отношение к тому или иному вопросу, а разговор о природе, погоде, цветах и деревьях дается легко и непринужденно. В этом случае наиболее эффективной и незаменимой становится техника символдрамы – представление образа (мотива) на заданную тему.

Как известно, бессознательное говорит на языке символов и метафор. Поэтому важно понимать, что такие визуальные образы – это не воспоминания и не фантазии, которые можно осознанно контролировать, а продукт бессознательного, его способ взаимодействия с человеком.

Без сопротивления

Образы могут всплывать спонтанно, неожиданно, непосредственно, обходя защитные механизмы психики. Все, что спрятано глубоко в подсознании, успевает прорваться наружу и отразиться в образе, и лишь потом включаются защиты. В этих образах представлен внутренний мир клиента во всей его полноте: особенности его личности, неосознаваемые конфликты, бессознательные реакции, вытесненные чувства, которые человек сам от себя спрятал, устойчивые модели взаимодействия с другими людьми.

При квалифицированной поддержке психотерапевта клиент анализирует образ, исследует свое бессознательное и взаимодействует с ним. В результате начинают осознаваться вытесненные переживания и чувства, интегрируются отщепленные элементы личности, меняются глубинные психологические установки, что и способствует личностному развитию.

Все начинается с мысли

Удовлетворяя свою подавленную потребность в образе, клиент приобретает новый чувственный опыт, который потом переносит в реальную жизнь. Найденное клиентом решение является оптимальным именно для него, и исправление ситуации в образе приводит к кардинальным жизненным переменам.

При этом для изменений человеку не надо ничего отслеживать и контролировать в своем поведении. Качественные перемены в жизни просто проявятся «как по волшебству» в ответ на трансформацию внутренней установки, причем достаточно быстро.

Краткосрочность

Кататимное переживание образов считается краткосрочной психотерапией, но очень насыщенной эмоционально. В классическом психоанализе, который составляет обычно 100-300 сеансов, много времени уходит на анализ защитных механизмов психики, переносов и коррекцию поведения.

В психотерапии по методу символдрамы этого делать не требуется, потому что бессознательный материал проявляется быстро, в обход защит, а трансформация установок происходит непосредственно в момент представления образа.

Средняя продолжительность курса при работе с символдрамой составляет 15-30 сеансов длительностью 50 минут каждый. Наиболее эффективная частота сеансов составляет 1 раз в неделю.

Даже за 1-5 сеансов можно снять напряжение, избавиться от болезненного симптома, найти нужный ответ на беспокоящий вопрос.

А 30-50 сеансов терапии необходимы в сложных и запутанных жизненных ситуациях, чтобы обрести уверенность, спокойствие и улучшить свою жизнь.

Здоровая душа – здоровое тело

Научно давно доказано, что многие болезни являются результатом психологических несоответствий, стрессов, подавленной агрессии, накопленных обид и т.д. Существует направление в медицине и психологии, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных недугов, – психосоматика.

И часто бывает, что при работе с психосоматическими проявлениями и заболеваниями клиент свой симптом видит также в виде образа. Он может определить его местонахождение в своем теле, выяснить психологические причины его возникновения и в итоге трансформировать его из проблемы в ресурс, который уже будет не забирать силы, а давать их.

Универсальность

Психотерапия по методу символдрамы применяется в индивидуальной работе, в работе с парами, в семейной и групповой терапии. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом и работой с метафорическими ассоциативными картами (МАК) и позволяет решать широкий круг проблем.

В решении каких вопросов помогает символдрама?

  • Проблемы в личной жизни
  • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
  • Межличностные и внутриличностные конфликты
  • Страхи
  • Обида, чувство вины
  • Зависимости
  • Депрессия, нежелание жить
  • Неуверенность в себе, заниженная самооценка
  • Нарушения сна
  • Стресс, патологическая усталость
  • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
  • Проблемы в бизнесе
  • Финансовые трудности
  • Трудности в личностном росте и раскрытии своего потенциала
  • Психосоматические заболевания:
  • Инфаркт миокарда
  • Астма
  • Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Гипертония
  • Нейродермит
  • Диабет
  • Псориаз
  • Мнительность и надуманные болезни
  • Ревматизм
  • Головные боли, головокружения
  • Боли в области плеч и рук, желудка, в спине
  • Ожирение и непреодолимое желание поесть
  • Одержимость похуданием и истощение
  • Частые позывы к дефекации, запоры, поносы
  • Трудности с мочеиспусканием, болезненные ощущения
  • Заикание
  • Болезненные менструации, невынашивание беременности
  • Сексуальность:
  • Нарушения полового влечения
  • Сексуальные функциональные нарушения (у мужчин и женщин)
  • Гомосексуализм, бисексуальность
  • Садизм, мазохизм
  • Эксгибиционизм
  • И многое другое…


Как проходят сеансы психотерапии по методу символдрамы?

  1. Предварительная беседа, в ходе которой терапевт и клиент обсуждают ситуацию, проясняют детали, формируют запрос, с которым клиент хотел бы поработать. Это может быть: «Я уже 3 недели очень плохо сплю. Что со мной происходит?» или «Все мужчины меня бросают максимум через 2 месяца. В чем причина моих проблем в отношениях?» и т.д.
  2. Терапевт приводит клиента в состояние расслабления, которое не имеет ничего общего с гипнозом. Это состояние наиболее благоприятно для «сновидений наяву», т.е. представления образов.
  3. Терапевт предлагает клиенту представить образ, наиболее подходящий для проработки запроса, и рассказать о нем. Психотерапевт сопровождает клиента, исследует с ним образ с помощью специальных техник, содействует раскрытию бессознательного материала, задавая дополнительные вопросы и уточняя детали. Представление образа длится в среднем 10-20 минут.
  4. Клиент при поддержке терапевта интерпретирует образ, осознает, как то, что представилось, связано с реальной жизнью и внутренним состоянием. В результате этого совместного анализа к клиенту приходит осознание, изменение эмоционального состояния, освобождение от напряжения. А самое главное – иногда неожиданный, но самый оптимальный выход из ситуации, который влечет за собой изменение обстоятельств, а значит, жизни в целом.
  5. Клиенту рекомендуется дома еще раз вспомнить свой образ, нарисовать, описать его и принести с собой на следующую встречу для анализа. Это помогает осознанию еще большего количества деталей и стимулирует поиск дополнительных решений и выходов из ситуации.

Я в степи. Недавно прошел дождь, трава спешит впитать. Это степь моего детства. Я выросла в степи.Редкие яркие цветы, много пахучей серебристо-голубой полыни. Много обнаженной почвы. Свежо (утро) и хорошо мне. Ветер.Справа — холмы. довольно не пологие а резко вверх, леса нет. Практически это земляные горы, а не холмы. Вершины их белесые и уже высушенные солнцем и ветром сильнее чем остальные поверхности. очень густо стоят они. но между ними можно спокойно проходить (как в лесу между стволов деревьев. Мне хорошо. Я могу выбрать любое направление движения, они (направления) равноценны для меня и кажется именно это и не дает в итоге свершится шагу. Хотя они очень разные: где-то спереди слева угадывается натоптанная многоми дорога; где-то сзади — река; где-то справа и сзади — полупустыня; где-то спереди слева — наоборот климатическая зона меняется от степи до лесостепи. Всё разное и всё равноценное и потому я стою… И просто ощущаю смену времен года и погодных условий. Изучаю флору вокруг себя (за фауной тоже бегать надо — а это уже движение. а про движение я уже высказалась)) Лошадь белоснежная появилась на склоне одного из холмов. она в положении «ни на равнине ни на горе» — посередине как-то. Явно на меня взгляд и явно разумный. мыслящий. Но мне не понятны её мысли и, возможно, её посыл, направленный мне. Так как я неподвижна, лошади приходится самой приблизится и я ощущаю что она недовольна этим. Она фыркает и я ощущаю мягкие шерстяные губы её на пальцах руки у себя — «покорми меня. тут так принято.это символично и этот ритуал возымеет свой результат» — «считываю» я с ситуации в целом. Мои мысли: кроме сухой колючки я ей сейчас не могу дать ничего. Но… попробую! Рядом растет колючка. я рву (цветы рвать нельзя — я изучила особенности достаточно хорошо. В условиях степи у всех есть защиты от поедания (иначе уничтожение в условиях когда все хотят есть а растений очень мало — грозит вымирание вида. если он не защищен), и если лист не в броне — он или ядовит или горек до невозможности)) Лошадь с облегчением в глазах (взгляд перестал быть напряженным — «сделай это! покорми меня!») берет губами колючку и хрупает её. Теперь она будет следовать за мной куда бы я не пошла. Да только вот я так никуда не иду. На лошади — седло.сажусь и решаю довериться её выбору. раз МНЕ — РАВНОЗНАЧНО КУДА. она начинает идти, узды у неё нет во рту. Ощущение внутреннего диалога между мной и лошадь, она несколько даже успокавает меня что «на людях» — людьми же — мне придастся какой-то прям статус-статус ежели я на ТАКОЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ лошади. То есть они сами всё для себя решат, и решение это будет эм…. для меня не опасным. Поклонится мне, испытывать доверие — да. Уничтожить, повредить меня — нет. Идем идем… входим в селение. По тесту надо встретить препятствие. Это ребенок на дороге. Я смотрю на него с лошади, он на меня, и его отличает то что он то меня ВИДИТ как есть (в отличие от взрослых, видящих через шаблоны рамки и предписания). Я спешиваюсь, следуя своей догадке что это не ребенок посторонний а я и есть. Спешившись — уменьшаюсь до его размеров (или он увеличивается до моих, или это одновременно)… В чем суть тебя как «препятствия»? — спрашиваю его-себя. ответ — тебе придется взять меня на лошадь чтобы я перестал переграждать тебе твой путь. Беру. Теперь задача — ассимилироваться со своей частью.. какой часть ты был? — спрашиваю его. Ответ — «Незамечаемой, исуственно возведенной в статус «не важно», «не принципиально», «не решающе». Продолжаем движение — лошади потяжелело, пока я не «усвою», не «встрою» эту свою часть-ребенка — лошади будет тяжело идти это раз; и два — я не встречу других своих потерянных частей.

Символдрама — один из видов индивидуальной и групповой психотерапии , в основе которого лежат теория классического психоанализа , аналитическая психология К.Г.Юнга и современные модели. В переводе с греческого символдрама означает — действие условного знака (греч. symbolon — условный знак и drama — действие ). Другие названия этой техники — кататимно-имагинативная психотерапия (от лат. kata — соответственно, thymos — душа, imago — образ, т. е. психотерапия переживания образов, соответствующих душевному состоянию), кататимное переживание образов, метод сновидений наяву.

Основателем символдрамы считается Ханскарл Лёйнер (1919-1996 гг.) — немецкий психоаналитик, врач, психотерапевт. Данный метод терапии был создан в 50-е — 70-е годы двадцатого века, а позднее значительно дополнен детским психоаналитиком и психотерапевтом Г.Хорном.

Символдрама получила широкое распространение в практике психотерапевтов Северной и Южной Америки, а также Европы, за исключением Франции. В России символдрама стала известна в последнем десятилетии двадцатого века.

Суть символдрамы заключается в том, что пациент представляет образы на тему, заданную врачом. Эти образы позволяют раскрыть конфликты и противоречия, которые скрываются в индивидуальном бессознательном. Метафорически символдраму можно охарактеризовать как "психоанализ при помощи образов".

Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г.Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения . То, что предлагает клиенту символдрама логически вытекает из представления Юнга об архетипах . Лейнер предположил: если образ архетипичен, он должен вызывать сильные чувства , будут задействованы мощные психические силы клиента. А конкретные детали, которыми наделит образ данный человек, расскажут о его личном бессознательном .

Наиболее качественные результаты символдрама демонстрирует при лечении невротических и неврозоподобных состояний, различных расстройств эмоциональной сферы, нарушений адаптационных возможностей и всевозможных психосоматических расстройств (т.е. физических заболеваниях, корень которых находится в психической области). Положительным моментом является возможность применения инструментария символдрамы для помощи детям (с 6,5 лет), а также хорошая сочетаемость методики с другими психотерапевтическими инструментами. Среди противопоказаний к использованию символдрамы специалистами выделяются: церебрально-органические синдромы; коэффициент интеллектуальности ниже 85; недостаточная мотивация, самотерапия, а также некоторые формы психозов.

Процедура символдрамы включает четыре этапа :

  1. предварительная беседа,
  2. расслабление,
  3. представление образа под контролем психотерапевта,
  4. заключительная беседа.

Символдрама делится на следующие виды :

  1. индивидуальная,
  2. групповая,
  3. для детей и подростков,
  4. парная, в том числе семейная.

Ключевым понятием в символдраме является мотив . Под мотивами понимаются специальные темы образов , каждый из которых направлен на решение определенной задачи. Например, если пациент нуждается в проработке трудностей первого года жизни, психотерапевт предлагает ему представить образ "луг ". Другими мотивами могут являться: "ручей " (работа с проблемами раннего детства), "гора " (проблемы, связанные с эдиповым комплексом), "дом " (актуальное состояние), "опушка леса " (бессознательные страхи), "идеал-я " (принятие себя), "значимое лицо " (проработка актуального значимого отношения), "лев " (агрессивность), "куст розы " или "поездка автостопом " (сексуальность), "вулкан ", "пещера ", "отверстие на болоте ", "фолиант ". Всего в современной практике символдрамы используются порядка ста различных мотивов.

Как проходит сеанс символдрамы? Обычно терапия включает 10-15 сессий, но в сложных случаях количество визитов к психотерапевту может быть и значительно большим.

Пациент удобно располагается в кресле или на кушетке, погружается в релаксирующее состояние. Углубляется и выравнивается дыхание, расслабляются мышцы. Терапевт предлагает ему представить какой-либо образ, при этом вербально описывать то, что возникает перед его внутренним взором.

Например, пациент представляет себе ручей — от его истока до впадения в море. И тут перед его внутренним взором из спокойной воды внезапно выпрыгивает, напугав клиента, огромный кит. Это значит, что у данного пациента есть какая-то "невидимая " на поверхности сознания мощная часть личности , обладающая разрушительной силой. Возможно, это подавленные чувства — может быть агрессия, гнев или сексуальные желания. Задача, которую совместно должны решить пациент и врач, — понять природу этого "кита", вступить с ним в контакт и, по возможности, "приручить" его.

Еще пример. В образе "Идеал-Я " пациентка представляет себе прекрасную, молящуюся монахиню, и внезапно испытывает по отношению к этой женщине раздражение. Вероятно, женщину раздражают добровольно наложенные ею на себя запреты .

Важно понимать, что в символдраме нет закрепления конкретных значений за символами, ключевую роль играют чувства пациента , которые вызывают у него наблюдаемые им символы.

Замечено, что символдрама оказывает общий благотворный эффект на внутреннее состояние пациентов. Основатель метода вспоминал отзыв одного из своих клиентов, представляющего образ "луг": "То, что вы со мной здесь делаете — просто великолепно! " Дело в том, что образы в символдраме чувствуются очень ярко , объемно, их восприятие близко к восприятию реальности. Человек чувствует прикосновения мягкой травы, прохладную воду, слышит пение птиц, ощущает тепло от солнца… Ландшафты внутреннего мира напоминают картины детства , они дают душе отдых и прибавляют сил .

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В чем состоит метод символдрамы? Символдрама или Кататимно-имагинативная психотерапия – метод психодинамический психотерапии , ориентированный на работу с воображением клиента. Символдрама направлена на понимание бессознательных желаний, мотивов, конфликтов человека. Символдрама помогает проработать их как на бессознательном, так и на сознательном уровне.

Клиент на приеме представляет образы на заданную или свободную тему, как бы видит сны наяву. Символдрама используется в работе с травматическим опытом, невротическими и психосоматическими заболеваний, экзистенциальми проблемами (страх смерти, потеря смысла и пр.).

Метод символдрамы, называемый иначе кататимным переживанием образов (КПО), разработан немецким психотерапевтом Хансом Карлом Лейнером. Методика была впервые опубликована автором в 1954 г. «Symboldrama» представляет собой одну из наиболее удачных попыток упорядочения и систематизации «грёз наяву». Метод символдрамы включает в себя множество эффективных психотехник и принципов для интенсивной и краткосрочной профилактики различных негативных эмоциональных состояний. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, М. Балинга, Э. Эриксона, О. Кернберга и др.). Оставаясь на психоаналитических позициях, данный метод имеет много общего с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

Зачем? Большинство причин плохого самочувствия, скверного настроения и неудовлетворительных отношений находятся в так называемой бессознательной сфере человека. Жизнь в социуме накладывает жесткие ограничения на то, как человеку цивилизованному подобает реагировать. Мы не можем действовать так, как подсказывают наши инстинкты и чувства – убегать или драться в стрессовых ситуациях. Злится на самых дорогих и близких, потому что нам одновременно страшно потерять их любовь и благосклонность. Все эти невыраженные эмоции человек «складывает» в свое бессознательное и тяжелым мешком носит за своими плечами. А это очень взрывоопасный груз, который расходует нашу энергию. Отсюда хроническая усталость, подавленность и апатия. Бич современного общества.

А дальше? Бессознательное не знает слов. Оно мыслит картинками. Поэтому метод символдрамы позволяет именно на этом образном, символическом уровне «пообщаться» со своим же бессознательным. Выразить (гнев), отпустить (обиду), простить (родителя). И осуществить это в ненавязчивой форме путешествия по «ландшафтам своей души».

Почему по «ландшафтам»? Классические образы символдрамы задействуют воспоминания или фантазии о природе, архетипические образы, соотносимых с жизненными ситуациями, актуальными потребностями и конфликтами:

1. Луг - исходный образ каждой психотерапевтической встречи.

2. Гора и подъём в гору, чтобы затем увидеть панораму, открывающуюся с её вершины. Спуск с горы.

3. Обследование дома.

4. Следование вдоль речки (ручейка) вверх или вниз по течению.

5. Представление значимого лица (мать, отец, муж, начальник, учитель, друг) в виде символа (животного, растения, строения).

6. Наблюдение леса или пещеры и ожидание существа, которое выйдет из темноты этого леса или пещеры.

7. Лодка, появляющаяся на берегу реки или озера, на которой можно отправиться кататься.

8. Дерево.

9. Три дерева.

10. Цветок.

11. Представление себя на 10 лет старше.

12. Владение участком земли для того, чтобы вырастить или построить на нём что-либо.

13. «Наблюдение» за семьёй воображаемых животных и установление с ними контакта (эффективно в детской психотерапии, чтобы понять отношения в семье).

14. Путешествие внутрь своего собственного тела, разговор с его органами.

Задача психотерапевта выяснить, какой образ ближе Вам для проработки Ваших проблем.

Пример 1. Мотив "Ручей". Мать девочки дошкольного возраста обратилась по поводу фобии своего ребёнка - девочка боялась переходить мосты. Это затрудняло её передвижение по городу, так как в городе были одни сплошные мосты... Было проведено всего 3 сеанса, после чего фобия исчезла без следа. Девочка визуализировала сначала мелкий ручеёк, по которому она ходила босыми ногами, ощущая дно. Просьба представить досочку, по которой можно перейти воду, не замочив ног, наткнулась на сопротивление. Это был блок. Тогда аналитик начал медленно «строить» этот мостик. Сначала в речушку был положен камушек, который можно было ощупать ногой. Затем камушков стало больше, затем их стало столько, что по ним можно было перейти ручей. В конце концов были принесены два больших камня, между которыми и был перекинут деревянный мостик. Через три сеанса страх ходить по реальным мостам у девочки прошёл.

Пример 2. Мотив «Цветок». Пациентка 30 лет. Замужем. Образование среднее специальное гуманитарное. Работает. Детей нет. Обратилась с проблемой «пустоты в жизни». Мотив был представлен на первом сеансе. Пациентка представила розу.

Образ записан на альбомном листке простым карандашом от руки: «Я представила розу, зависшую в пространстве. С тугим, толстым, тёмно-зелёным стеблем с частыми и густыми колючками, с одним тёмно-зелёным листком. Когда трогала этот стебель, то чувствовала силу, мощь, свежесть и защищённость, а колючки не такие уж и колючие, просто очень густые. У цветка не было корней, он из цветочного магазина. Сам цветок был не очень большим, как будто не совсем распустившимся очень плотным бутоном, тёмно-красного цвета. На ощупь лепестки атласные, чуть влажные. Когда дотронулась до густоты середины цветка было чувство, что узнала тайну цветка – его происхождение (он из огромного розария), возраст (около 30 лет), желания. А желание такое, чтобы его поставили в чистую, свежую воду в шикарном, старом хрустальном графине. Я сделала, что хотела – поставила в этот хрустальный графин, и он чуть распустился и стал более бордовым и выросли новые свежие зелёные, нежные листья. Я почему-то почувствовала радость. На прощание с образом я его поцеловала в самую серединку»

Рисунок: Символическое значение данной розы – символ эротизма. Символическое значение отдельных частей данного цветка:

ГОЛОВКА ЦВЕТКА – в данном случае чувственность.

ЛИСТЬЯ – витальность, жизненная сила, где к окончанию образа отмечена её увеличение.

СТЕБЕЛЬ – фаллический символ; стержень личности, ось, опора; отражение преобладание архетипа АНИМУСА (прямой и твёрдый стебель).

КОЛЮЧКИ НА СТЕБЛЕ – опасности, которые сопровождают страсть; ИЗБЫТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО – утрирование опасности.

С данной пациенткой ведётся работа в режиме символдрамы по проблеме развития женственности (анимы), как одним из компонентов заполнения «пустоты в жизни».

Психотерапия по методу символдрамы проводится в трех основных формах:

1)в форме индивидуальной психотерапии;

2)в форме групповой психотерапии, когда образы одновременно представляет группа от 4 до 12 человек, сидящих по кругу в удобных креслах или лежащих на полу в форме "звезды" или "ромашки";
3) в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Сеанс психотерапии по методу символдрамы обычно длится 50 минут. Это стандартная психоаналитически ориентированная сессия психотерапии. В ряде случаев (экстренная ситуация, коучинг, высказанная потребность клиента) возможно проведение полуторной сессии продолжительностью 1 час 15 минут и двойной сессии продолжительностью 1 час 40 минут, что оплачивается соответственно в 1,5 и 2 раза дороже.

Каждый сеанс символдрамы включает в себя четыре составные части:
1)предварительная беседа, которая проводится по стандартной схеме, длительностью от 15 до 30 минут (в среднем около 20 минут);

2)упражнение на релаксацию длительностью от 1 до 5 минут (в среднем около 3 минут), клиент сидит при этом в удобном кресле, взрослые пациенты могут также лежать при расслаблении на кушетке;

3)собственно представление образов, длительность которого зависит от возраста клиента и характера представляемого мотива, составляя от 5 до 40 минут (в среднем около 20 минут);

4)последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут.

Нужно отметить, что в психотерапии по методу символдрамы важная роль отводится работе с рисунками, которая производится после представления образов. Она не только способствует развитию фантазии, но и помогает систематизировать материал, полученный из бессознательного. В кататимно-имагинативной психотерапии разработана специальная техника работы с рисунками. Иногда для нее может потребоваться целый сеанс, так как в нарисованном содержится важная информация для осознания.

Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 - 25 сеансов при частоте от 1 до 3 раз в неделю на ранних этапах психотерапии и обычно 1 раз в неделю на последующих этапах психотерапии. Не рекомендуется, проводить сеансы психотерапии по методу символдрамы чаще, чем 3 раза в неделю, так как между сеансами должно пройти некоторое время, "инкубационный период", в ходе которого пережитый материал внутренне перерабатывается на бессознательном, а иногда и на сознательном уровне (инсайт). На завершающих этапах психотерапии встречи могут происходить 1 раз в две недели или даже реже: раз в месяц, раз в полгода. В этих случаях можно проводить полуторные или двойные сессии.
Обычно, улучшение наступают уже после первых нескольких сеансов, вплоть до того, что иногда один единственный сеанс может значительно помочь человеку избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Практикуются также домашние задания: ведение дневника и рисование того, что представлялось в образе. Анализ записей и рисунков приводит к осознанию пережитого уже на сознательном уровне, а не только на уровне эмоций.

Для кого? Данный метод хорошо применяется:

В индивидуальном сотрудничестве (с взрослыми и детьми);

В психотерапии пар;

В налаживании детско-родительских отношений;

В групповой работе.

При заболеваниях, обусловленных психоэмоциональными факторами:
- эссенциальная гипертония;
- диабет,
- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки,
- ревматоидный артрит,
- гипертиреоз и тиреотоксикоз,
- бронхиальная астма,
- язвенный колит,
- нейродермит, псориаз, экзема,
- головные боли,
- мнительность и надуманные болезни,
- боли в спине, руках и плечах,
- жалобы на боли в сердце,
- вегето-сосудистая дистония,
- головокружения, потливость,
- проблемы с испражнением и мочеиспусканием.

При психологических трудностях и неврозах:

Депрессия, нежелание жить, потеря смысла жизни,
- послеродовая депрессия,
- печаль, тревожность и страхи, гнев и раздражительность,
- навязчивые мысли и действия,
- нарушения сна и памяти.

При решении расстройств пищевого поведения:

Одержимость похудением и истощение (анорексия, булимия);

Ожирение и постоянное желание поесть.

Сексуальные расстройства:

Болезненные половой акт и менструации;

Бездетность;

Трудности в вынашивании беременности;

Нарушение полового влечения и потенции.

А также с целью:

Познать себя, лучше разобраться в себе, своих желаниях, мыслях, планах;
- перестать быть одиноким, научиться строить гармоничные отношения с противоположным полом;

- «Семейное счастье - где оно?» Психотерапия пар, психология отношений и налаживание взаимопонимания;

- «Как пережить этот ужас?» Помощь при пост-травматических стрессовых расстройствах;
- «Как жить дальше?» Решение экзистенциальных проблем и вопросов (отношение к жизни и смерти, рождения и утраты, поиск смысла жизни и собственной роли в ней).

Статьи по теме: