Сказка о дымковской игрушке для дошкольников. Дымковская игрушка

Дымковская глиняная игрушка - один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь...

В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края. Она не похожа ни на одну другую керамическую игрушку: Каргапольскую, Ковровскую, Филимоновскую. И по сей день дымковская игрушка изготавливается вручную. Каждая дымковская игрушка - неповторимая авторская работа от лепки и до росписи. Верно говорят мастерицы: «Нет и не может быть двух одинаковых изделий».

Кстати, не только традиционные глиняные изделия, но и сами дымковские мастерицы составляют достояние Земли Вятской.

В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии - Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы - представления людей о мире.

Тем не менее в XX веке возникла серьезная угроза существованию дымковского промысла. Изготовление рукотворной игрушки пошло на убыль и уже не кормило мастериц, как раньше. Даже потомственные мастерицы прекращали работать, сосредоточиваясь на поисках другого заработка. В результате в слободе Дымкове появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий, пользовавшихся, однако, большим спросом как у местного населения, так и в других городах. Часть игрушечниц подрабатывала «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 - 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.

Решающую роль в судьбе всего промысла, а значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893 - 1948). С пятнадцати лет он увлекся кустарным творчеством дымковчанок, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство. Он зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы.

После революции 1917 года Алексей Деньшин продолжал активно заниматься изучением и пропагандой дымковского промысла. Пытаясь привлечь внимание новых властей к самобытному народному искусству, художник создал рукописные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926).

Вместе с тем Алексей Деньшин собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Эта деятельность вскоре принесла плоды. Широкая общественность узнала об интересном вятском промысле. Его развитие получило импульс.

В 1930-х годах стараниями Алексея Деньшина кировские художники берут дымковский промысел под опеку, мастерицы получают возможность сдавать игрушку в товарищество «Кировский художник».

В 1939 году бригада дымковских мастериц приняла участие в оформлении зала Кировской области на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Это декораторское новшество существенно расширило творческие возможности традиционного промысла, показало его способность успешно выходить за рамки круглой скульптуры в плоскостное решение. Так родился дымковский рельеф, который стал одним из излюбленных видов изделий дымковских мастериц второй половины ХХ века.

С началом Великой Отечественной войны дымковский промысел опять оказался заброшенным. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено, дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В местных магазинах ее с радостью покупали эвакуированные. В 1942 году производство дымковской игрушки было возобновлено.

В 1943 году, переломном в ходе войны, произошли события, важные и для дымковского промысла, - во Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством Алексея Деньшина получили первую премию, а 9 июля того же года мастерицы Кошкина, Пенкина и Коновалова стали членами Союза художников СССР. Кроме того, было принято решение возобновить в промысле ученичество.

Уже в следующем 1944 году Всесоюзное кооперативное товарищество «Художник» определило статус дымковской игрушки как экспортный, что обязывало усилить контроль над качеством игрушки и стимулировать художественно-творческую инициативу мастеров.

В ближайший послевоенный период страна еще шире обратилась к радостному творчеству дымковских мастериц, выделялись финансы на улучшение условий их труда, на обучение молодежи. К сожалению, в это же время уходит из жизни старшее поколение мастериц, уходит из жизни и Алексей Деньшин.

Тем не менее проведенная им работа, заданный импульс обеспечили достаточное поступательное движение в дальнейшем развитии промысла.

Теперь, в начале XXI века, дымковская игрушка - явление поистине сложное и многогранное. Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого.

В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России - «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В их числе Лидия Фалалеева, Нина Борнякова, Валентина Бородина, Людмила Верещагина и целый ряд других выдающихся мастериц.

С октября 2000 года данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара - дымковская игрушка.

Продолжается развитие дымковского наследия и вне творческого объединения «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». Другой продолжательницей традиций дымковской игрушки является традиционная вятская глиняная игрушка. Как правило, это произведения, созданные в целом в традициях дымковской игрушки, однако не имеющие статуса таковой, официально предоставляемого решением художественного совета, действующего при «Народном художественном промысле «Дымковская игрушка». Многие мастерицы, имеющие большой трудовой стаж в промысле, работают индивидуально. Среди них также есть члены Союза художников России. Активную творческую деятельность ведут заслуженные художники России - мастерицы-дымковчанки Валентина Петровна Племянникова, Надежда Петровна Трухина и Людмила Николаевна Докина.

В настоящее время ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» также ведет работу по сохранению и развитию традиций старинной дымковской игрушки. В «Центре народных промыслов и ремесел «Вятка» сотрудничают десять мастериц с богатым опытом создания дымковской игрушки, из них семь - члены Союза художников России. На предприятии существует художественно-экспертный совет, призванный оберегать особенности дымковского промысла, направлять работу молодых мастериц. Одновременно руководством «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» поддерживается активная творческая деятельность мастериц, их коллективные и персональные экспозиции регулярно становятся частью всероссийских и международных выставок.

Для более точного обозначения производимых мастерицами «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» дымковских изделий руководство «Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» использует наименование «дымковская глиняная игрушка». Данное наименование с одной стороны позволяет сохранить указание на преемственность вековых традиций промысла, а с другой стороны не прибегать к использованию ранее зарегистрированного организацией «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка» наименования «дымковская игрушка».

Дымковская игрушка представляет собой небольшую глиняную статуэтку, раскрашенную яркими красками. Каждая такая игрушка уникальна, ее формы и стиль росписи не имеют аналогов в мире.

История дымковской игрушки берет свое начало на Руси еще в XVI веке. Зародился этот старинный народный промысел в слободе Дымково, около города Вятка (сегодня это Кировская область). Именно по месту происхождения дымковской игрушки она и получила свое название. Изредка ее также называют кировская или вятская.

Появлением дымковской игрушки мы обязаны языческому празднику Свистунья. В этот день было принято чтить память погибших во время столкновений в 1418 году между Вятскими и Устюжскими дружинами (так называемое Хлыновское побоище). Трагедия состоит в том, что участники побоища были уверены, что сражаются с татарами, так как из-за темноты не могли рассмотреть противника. Как говорят, время лечит, и постепенно трагедия была забыта, а праздник остался. В этот день проводились массовые гуляния с песнями, плясками, и, как несложно догадаться из названия Свистунья, свистом. Специально с этой целью к празднику делали свистульки, которые, по сути, и являются первыми дымковскими игрушками. Традиция настолько полюбилась жителям слободы, что они стали делать фигурки постоянно, не приурочивая их к празднику. Интересно, что изготовлением игрушек занимались в основном женщины.

В Советском союзе поддержали народный промысел дымковской игрушки и всячески способствовали его развитию. Еще до войны лучшие мастерицы были организованы в артель по изготовлению фигурок. Это было сделано с целью, сохранить знания, традиции и опыт, чтобы передать их будущим поколениям. Одна из мастериц за свой талант получила даже звание Героя Труда СССР.

Дымковские игрушки делают исключительно вручную, и даже с развитием технических возможностей производство не было автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина, тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным белком, который придает им яркость.

Дымковские игрушки отличаются контрастностью и четкостью цветовых границ, что подсознательно вызывает положительные эмоции. Орнамент хоть и кажется сложным, но делается из простых геометрических фигур – круг, клетка, полоска и точка. Возможно, поэтому создается впечатление, что игрушки расписаны детьми.

Сюжеты для дымковских сувениров могут быть взяты из различных сфер жизни. Здесь не существует никаких ограничений. Самыми распространенными являются фигурки домашних животных, водоносови детей. Дымковская игрушка стала своего рода визитной карточкой Кировской области. В центре города был даже открыт памятник «Семья» - женщина с двумя детьми, мужик с гармошкой, кошка и собака. Композиция выполнена в духе дымковской игрушки.

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» - торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие - лепили игрушки; третьи - их обжигали; четвертые - белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка - это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки )

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин )

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек - барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк - красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня - это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка - традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня - муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки - раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка - символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены - это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый - символизирует чистоту; черный - ложь; зеленый - природу; красный - силу, здоровье; синий - небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки )

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.


Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы - как знак плодородия; волны - как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Не только Вятского края, где её изготавливают, но и всей России-матушки. Она имеет практически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигурки с яркими неповторимыми рисунками завоевывают сердце того, кто их видит, раз и навсегда.

Дымковская игрушка. История

Для детей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, глядя на это, хочется смеяться и балагурить, потому что яркие краски и контрастные рисунки настраивают на чрезвычайно позитивный лад, как говорят наши современники. А наши предки, которые это чудо придумали, сказали бы, что такой игрушке сердце радуется!

Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Здесь и появилась Козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане - изначально, в основном, женщины и животные служили моделями для будущих расписных поделок. Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины.

Праздник «Свистуньи»

Толчком к возникновению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Именно для этого праздника изготавливалась дымковская игрушка. История, для детей и взрослых небезынтересная, так рассказывает о возникновении этой традиции.

Начали отмечать этот день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Поначалу каждый год справляли тризну по погибшим. Потом она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздника и наловчились местные мастера делать яркие и голосистые фигурки, которые позже получили название «дымковская игрушка». История, для детей и их веселого свиста начавшаяся, получила продолжение, потому что свистульки эти полюбились и взрослым. А позже к ним добавились игрушки.

В конце девятнадцатого века изготовление дымковских игрушек прекратилось. И только в тридцатых годах двадцатого века возродилось вновь.

Технология, по которой делалась дымковская игрушка

История, для детей и взрослых рассказанная, поведала о том, когда и с какой целью делались расписные глиняные фигурки на Вятчине, но в ней не было сказано о том, как они изготавливались.

Лепили их из затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

Дымковская игрушка в наши дни

Сегодня старинный вятский промысел пользуется широкой известностью и популярностью в нашей стране и за её пределами. Для нас это такой же символ родины, как Гжель, Палех, Хохлома. В центре города Кирова установлена скульптурная композиция «Семья», изображающая игрушки, прославившие эти места. В 2011 году был открыт музей, главной и единственной темой которого стала дымковская игрушка. Танец с аналогичным названием ставят в детских и взрослых танцевальных коллективах по всей России.

Будем надеяться, что еще долгие годы мы, наши дети и внуки будут любоваться этими веселыми и нарядными статуэтками.

Статьи по теме: