Сказки про буквы для детей читать. Методическая разработка

АЗБУКА-СКАЗКА

Буква А жила в А рбузе,
В полосатом толстом пузе.
Раз пришел к ней А брикос,
Сладкий А нанас принес.
Мимо А ист пролетал,
Букву А он увидал
И решил себе забрать.
А брикос давай кричать:
- А-а-а , украли, помогите,
Букву А в букварь верните!

Прискакал на крик Б аран,
Начал б ить он в Б арабан,
Букву Б на помощь звать,
Чтоб подружку выручать!
Б елка спрыгнула на сук,
Вылез из норы Б арсук,
Б алерина прямо с б ала
К ним на помощь прибежала,
Б ык пришел и б егемот:
- Букву А украли! Вот!

Говорит им В оробей:
- Надо нам искать скорей
Эту буковку везде!
Ищем в в оздухе, в в оде!
Воет В олк: - А кто же в ор?
В орон затевает спор:
- У меня такой в опрос,
Кто куда ее унес?
И в олнуется В олнушка:
- Где же ты, моя подружка?

Но из них не знал никто,
Где у аиста г нездо!
Г уси ходят по г азону,
С г орки катятся ваг оны,
Г олубь г лазками моргает:
Где гнездо, и он не знает!
И г ремит на небе г ром:
- Букву все равно найдем!
Г рач качает головой:
- Спрятал аист домик свой!

- Д а! – сказал друзьям Д ельфин,
- Много нас, а он один!
- Д ом на дубе аист спрятал! –
Д оложил всем важно Д ятел.
Простучал по крыше Д ождь:
- А д орогу ты найдешь?
Д ятел смотрит из дупла:
- Помню, д ача там была,
За д еревней темный пруд,
Там все аисты живут!

Мимо сосен, мимо елей
Все бежали и летели!
Впереди спешит Е нот,
На спине Е жа несет,
За Е жом вздыхая тихо,
Е жевику ест Е жиха.
Кто бегом, кто е ле-еле
Шел вперед к заветной цели!
Ё рш в реке махнул хвостом,
С Ё лки крикнул гусь: - Пойдем!

Над дорогой Ж ук жужжит,
Ж еребеночек бежит,
А Ж ираф в жакете ярком
Пропыхтел: - Сегодня жарко!
И ж онглирует бобер
Ж елудями, как ж онглер!
Из далекого пруда
Ж аба крикнула: - Беда!
Ж утко ж алко букву А .
Я спасу ее! Ква-ква!

З ебра стукнула копытом,
З айцу говорит сердито:
- З адал аист нам задачу!
Ничего, мы не заплачем!
Букву А найдем мы скоро,
Даже в з амке, за з абором,
Мы найдем ее везде:
Под з емлей и на з везде!
З емляничка под з онтом
Смело крикнула: - Найдем!

И кричит им вслед И шак:
- Не догнать мне вас никак!
На спине его И ндюк
И и зюма целый тюк.
Лапку повредил енот,
Й од петух ему несет.
Что ж, пора и подкрепиться.
Й огурт сладкий ест лисица.
Ёж в и збушку забежал,
Со стола и риски взял.

С книжной полки спрыгнул К от,
Он к онфеты стережет.
- К то ириски утащил?
К рот ему все объяснил.
К от позвал К орову с К ошкой,
Из к ладовки взял к артошку,
Положил к лючи в к арман,
К рикнул: - К онь, К оза, К абан,
Букву А пошли искать
И от аиста спасать!

В небе Л асточка летит,
Л ось давно уже в пути,
Л ис и пятеро Л исят
К ним на выручку спешат!
Л андыш л истиком им машет:
- Вы спасите букву нашу!
Л ьву с Л ягушкой не до сна,
Путь укажет им Л уна.
А за л есом цокот слышно:
Л ошадь с л ентой в гриве пышной!

М отылек несет м алину,
М уравей залез в м ашину,
У М едведя на спине
М ышка с пригоршней м онет,
Чтоб в ближайшем м агазине
М армелад купить в корзине.
На пути у них м етла
Быстро м усор размела.
А М атрешка всех умыла,
Сладким м едом накормила.

Н очь в пути их настигает,
Н ебо звездами мигает.
Все спасатели устали,
Надо думать о привале.
В незабудках Н осорог,
Н оги вытянув, прилег.
А н аперсток, вынув нить,
Н ачал н егру куртку шить.
Н еваляшке не уснуть:
Завтра снова в долгий путь!

Над о громным о кеаном
Солнце встало рано-рано.
О сьминог на дне проснулся,
О кунь сонный отряхнулся,
В о дуванчиках О са
Начала с О рлом плясать.
В огороде три О вцы
О тыскали о гурцы.
О безьяна ест о рех,
О слик криком будит всех.

П ирожки с п овидлом съели,
На дорожку п осидели
И п ошли они вперед.
Глядь, а там река течет!
На п есок присели грустно,
Съели п ерсик очень вкусный.
Вдруг п астух подходит к ним,
Говорит: - Чего сидим?
Надо просто сделать п лот,
П арус вам П аук сплетет.

У реки кипит р абота:
Притащил веревку кто-то,
Р аспилил бревно бобер,
Р ак зажал в клешнях топор!
В небе радуга цветет:
- Ах, какой красивый плот!
Р оза в капельках р осы
Прошептала: - Молодцы!
Р ыбки тоже помогают,
Плот от берега толкают.

Вот и снова все на с уше.
С лон трубит: - Меня всем с лушать!
Дело близится к развязке,
А какой конец у сказки?
С только дней мы с вами шли,
Букву так и не нашли!
С амолет гудит с небес:
- Впереди сосновый лес.
С ветлячок вас проведет,
Дальше, дятел, твой черед!

Т опот лап заполнил лес:
Т аракан на т ыкву влез,
Т игр т ыкву в зубы взял,
По тропинке пошагал,
А за ними Оленята
И пятнистые Т елята
Птиц везут на голове,
Т рактор едет по траве.
И т рещит из т учи гром:
- Вон гнездо, и буква в нем!

Окружили дружно дуб,
Видят: нужен лесоруб!
Букву им самим не снять,
Надо дерево ронять.
У ж шипит: - Бобры, пилите!
Кто с зубами – помогите!
У тка толстый ствол клюет,
Мышка корешки грызет,
И работают У литки,
Объедая листья прытко!

Сокол в небе словно ф лаг:
- Эй, сдавайся подлый враг!
Беспокоится Ф иалка:
- Ах, бедняжку-букву жалко!
Ф илин светит ф онарем:
Буква, мы тебя спасем!
Буква А руками машет
И в гнезде от счастья пляшет:
- Верю, вы меня спасете,
Аист спрятался в болоте!

- Х орошо! – сказал Х омяк.
Рыкнул грозный лев: так-так!
- Х рю, - поддакнул поросенок,
Головой кивнул лосенок.
Встали звери в х оровод,
Песню спел усатый кот,
Дружный хор ему подпел,
Х леб х вастливый лис доел
И на х вост пушистый лег,
Рядом сел х ромой Х орек.

Что за ц ирк? – рычит медведь,
- Стыдно мне на вас смотреть!
Что вы пели и плясали?
Разве букву вы достали?
Надо букву выручать,
Дуб могучий раскачать!
Шелестят в ответ Ц веты:
- Мишка, главным будешь ты!
Ц апля ходит, как ц арица:
- Не могу не согласиться!

Звери сладкий ч ай попили,
Ч ашки под дождем помыли.
Сели думать: как же быть?
Как могучий дуб спилить?
- Мы поможем. Только как?
Из земли спросил Ч ервяк.
Ч айка кружит над гнездом.
А из ч ащи вышел гном.
Сунул руку он в карман,
Вынул целый ч емодан!

А чего там только нет:
Ш ашки, ш ахматы, мопед,
Ш айба, ш арик и ш нурки,
Даже темные очки,
Ш топор, ш апка-невидимка,
С ш околадками корзинка,
Пестрый ш елковый ш атер!
- Нет пилы? – спросил бобер.
Ш мель над гномом покружил:
- Да! Пилу-то он забыл!

Гном сидит и щ еки морщ ит.
Щ ука плавники топорщит.
Грустно гному конь сказал:
- Жаль, что ты пилу не взял!
- Ничего! – закаркал ворон,
- Дуб бобры подпилят скоро.
Позовут они бобрят,
Только щ епки полетят!
Гном Щ енку погладил нос
И кричит: - Что я принес!

Эй, бобры, уже бегу,
Я сейчас вам помогу!
Он достал из чемодана
Сапоги и баклажаны,
Сковородку и игрушки,
Одеяло и подушки,
Буква Ы с кусочком мЫ ла
В эту кучу угодила!
- Ы -ы-ы, - заплакал добрый гном.
- Ничего мы не найдем!

Он найти не мог никак
Мягкий знак Ь и твердый знак Ъ .
- И зачем мне волшебство?
Не могу я ничего!
Но лишь только свистнул рак,
Появился твердый знак Ъ :
С острым зубом и под крышей.
Мягкий знак Ь тихонько вышел:
Словно мягкая подушка,
Словно сдобная ватрушка.

Твердый дерево спилил,
Мягкий букву подхватил!
-Ах, - сказала буква А ,
- Не погибла я едва!
- Э -э-э, - ответил страус Э му.
- За тебя так рады все мы!
Звери пели, обнимались,
Танцевали и смеялись.
Э хо песню подхватило
И над лесом прокатило.

А в красивой длинной ю бке,
Земляникой красит губки
И выходит в пестрый круг
Танцевать среди подруг.
Как Ю ла, она кружится.
На ветвях запели птицы.
Солнце яркое светило,
Буква А всем говорила:
- Вот спасибо вам, друзья!
Как без вас скучала я!

Весть сороки услыхали
Всем на свете рассказали:
Знает я года-малина,
Знает спелая рябина,
Знает Я блоня в саду,
Головастики в пруду,
И резвится детвора:
- Букву А спасли! Ура!

На болоте аист в я ме
Плачет горькими слезами,
Тычет землю длинным носом:
- Я не буду брать без спроса!
Буква А его простила
И конфетой угостила.
Буквы все теперь на месте,
Хорошо им стало вместе!

Мы вам сказку рассказали,
Что бы вы все буквы знали!

Дети не особо любят "сухую" теорию, поэтому не всегда проявляют интерес к учёбе. А что если рассказать им сказку о жителях страны Алфавит? Именно так предлагает нам познакомить детей с русским алфавитом автор замечательной "методички" "Учим буквы легко и просто" - Лилия Гурьянова. Сама автор слово "методичка" поставила в кавычки, потому что эта книга нельзя назвать руководством к действию, это не готовый "рецепт" знаний, но вот знакомство ребёнка с буквами сделает куда интереснее.

Книга "Учим буквы легко и просто", Лилия Гурьянова

Для меня вообще эта книга стоит в одном ряду с детской художественной литературой. Почему? Да потому что она написана по законам этого жанра.

У книги есть предисловие, в котором повествуется о стране Алфавите и её жителях - буквах.

Иллюстрация

У каждой буквы в стране Алфавит своя история, свой характер. Например, буква А - активная, Б - бодрая, В - весёлая и т. Д. Рассказы о буквах коротенькие, всего на пару страниц, как раз чтобы заинтересовать и в то же время не утомить ребёнка.

Глава про букву А

С помощью данной книги можно начать знакомство ребёнка с буквами, а можно, наоборот, закрепить пройденный материал. Мы с дочкой читаем сказку об изученной букве перед сном.

Дочке очень нравятся истории о буквах алфавита. Безусловно, такая книга не станет лишней в доме, где есть дети дошкольного возраста, а когда ребёнок освоит грамоту, то сам ещё раз с удовольствием прочтёт эти коротенькие истории, тем более что шрифт крупный, и написаны они простым языком.

Эту сказку про алфавит прислал нам еще в начале весны один из наших читателей по имени Антон. К сожалению, ни имени своего, ни названия сказки Антон не написал. Поэтому придется публиковать как есть.

—————————————————

Вы слышали ребята про двух весёлых подружек букв У и Т? Это весёлые подружки, они путешествовали по разным странам и городам.

Однажды они встретились и решили пойти погулять, но не знали куда.

Может просто ходить и разговаривать? – предложила буква Т.

И так начались приключения наших подружек.

Они пошли по городу и не заметили, как вышли из Алфавита и зашли в лес. И тут вдруг Т посмотрела вокруг. А тут ни души ни души. Ни одного дома и садика. Одни деревья и наши буквы.

Тут Т прервала разговор криком и визгом.

— Ты чего? — Сказала У – своим криком всех старушек разбудишь. Тобой надо деревья пилить, или бизнесом промывания ушей заниматься.

— А – а – ты посмотри вокруг – сказала Т.

— Ой, где это мы?!

— Я не знаю но точно, не в городе.

— Ой, что подумают М и П?

— Я не знаю, но я слышу что что – то шуршит.

Тут раздался крик.

— Это ты кричишь?

— Н – нет — ответила Т – это не я.

— Не знаю, но мне страшно.

Раздался двойной визг и они побежали прочь, как кошки от пылесоса.

А вы знали: кошки убегают от громкого шума потому, что они слышат в три раза громче людей? Мы слышим звук в частоте 20 КГЦ а они в частоте 50 КГЦ. Если мы сильно шумим, надо дать кошке шанс уйти в другую комнату или на улицу.

Пробежали они несколько километров. Остановились и слышат что как будто вода бежит.

Тут Т осмелилась и решила выйти, но через 1,5 секунды Т сидела на сучке дерева. И тогда раздался двойной визг и обе буквы удивлённо сказали: Ф!!!

— Тихо, чего кричите?!

— Ты же вроде пропал, тебя искали и не нашли.

— Ну да, — сказал Ф. — Я пошёл посмотреть и поискать какие нибудь цветы, и заблудился.

— А что шуршало?

— Вода, я поливал цветочки.

— И как нам теперь выбираться – перебила их У – есть предложения?

— Давайте посмотрим на компасе в какую сторону нам идти. – сказала Т.

— У тебя все дома? – сказала у покрутив пальцем у виска.

— Все кроме меня.

— Откуда мы знаем, в какой стороне отсюда находится Алфавит.

— А может, просто идти? – предложил Ф.

Дошли они до пещеры и слышат: у-у-у-у!!! а-а-а-а-а!!!

— Это приведение!

— Зачем ты сказала-то! Я бы хоть думала, что мне послышалось – сказала У.

Подошли они ближе и увидели четыре буквы: близнецов в и е. с ними таже история приключилась.

Тут выглянули ещё семь букв: И Н Щ А Р З О.

Теперь они думали все вместе, как им отсюда выйти. И если бы У не была такой внимательной, они бы точно пропали.

У спросила: — можно вас потревожить? Все согласились.

— Одна из В пусть встанет первой, О встанет за В, З встань за О, вторая В встань за З, Р встань за В, А встань за Р, Щ встань за А, одна из Е встань за Щ, Н встань за Е, И встань за Н, вторая Е встань за И, все остальные встаём сзади и держимся за плечи. Теперь каждая произносит своё имя!

Раздались звуки: в о з в р а щ е н и е !!!

Когда все поняли, что они вернулись домой, все стали благодарить У. Ведь если бы она не была такой внимательной, они остались бы там на всегда.

В одном далеком-далеком городе, за морями-океанами, лесами и горами жили-были 32 буквы. Утром просыпались, делали вместе зарядку, завтракали, днем читали книжки, а к вечеру ходили друг к другу в гости. Вместе пели. Вместе танцевали. В общем, жили весело.

Однажды, самая Активная буква задумалась, почему это мы друг друга по имени не знаем? Решила пойти узнать у соседки, а вдруг, она знает кого как зовут. Пришла в гости к Большой букве и говорит: « Здравствуй, Большая буква. Ты не знаешь, почему мы друг друга по имени не зовем?». Большая буква долго думала, что-то бубнила себе под нос, и решила: «Нет у нас имен!». «Давай всех позовем на поляну к Высокой букве, и будем придумывать имена»,- сказала Активная буква. «Давай»,- согласилась Большая. Побежали всем стучать в дверь и сообщать новость. Все буквы всполошились, побросали свои дела и книжки. Какое важное дело придумали их подружки!

Собрались на поляне. Стали предлагать разные имена друг-другу: «колбаска», «сосиска», «конфетка», «мармеладка». В итоге запутались кого как назвали, да и имена какие-то смешные получались. Думали-думали весь день – ничего не придумали. Солнышко спать пошло, пришлось всем тоже расходиться.

Рано утром всех разбудила Активная буква, она бежала на поляну и кричала – ПРИДУМАЛА-А-А-А! ПРИДУМАЛА-А-А-А! Заволновались буквы, побежали следом. Кто в пижаме, кто в одном ботинке, а кто и умыться забыл. Как же можно опоздать, когда решается самый главный вопрос жизни – выбор ИМЕНИ!
«Говори, говори быстрее»,- торопила Грамотная буква. «Действительно, давай»,- поддержала её Деловая буква. Со всех сторон только и слышалось: ох-ох, ух, эх.

Активная буква приняла важный вид, подбоченилась, выставила ногу вперед и сообщила: «Меня теперь зовут буква А!» Повисла тишина. Только воробышки чирикали на деревьях да журчал ручеек.. « И ВСЁ-Ё-Ё?»,- возмутилась Веселая буква. «АГА»,- ответила Активная буква. «А о нас ты подумала!? Как нам-то называться!?», - затопала ногами Невеселая буква. «Нет,- смутилась буква «А», я только себе имя выбрала». И заплакала. Стали ее утешать, успокаивать. Рассудительная буква предложила не горевать, а дальше думать.

Пришлось опять всем думать сидеть, но только ничего не получалось. Опять солнышко спать ушло, и буквы понуро разбрелись по домам.
На следующее утро опять случился большой переполох. Умная буква бежала по улице, стучалась во все двери и кричала: «Бегите быстрее на поляну к Высокой букве. Не опаздывайте! Важное событие!». Когда, наконец, все собрались, то сначала долго смеялись друг над другом. У Смешной буквы рубашка была наизнанку надета. У Заботливой - фартук задом наперёд. А Ленивая буква вообще забыла одеться. Глядя на всю эту чехарду, Грамотная буква сразу придумала пословицу - «Поспешишь – людей насмешишь». Повеселились, пошумели и перешли к делу.

«Я думала всю ночь, - сказала Умная буква, - и придумала. Активная буква – стала буквой «А», значит, Большая буква должна стать буквой «Б». Высокая буква – буквой «В». Грамотная – «Г» и так все по порядку». «УР-А-А-А-А,- закричали буквы. Получилось! Мы согласны! Давайте петь и танцевать!». Зазвучала музыка, буквы бросились на танцевальную полянку наперегонки.
Станцевать получилось, а вот песню спеть не удалось. Каждый пел свою любимую песенку и старался перекричать соседа.

«Остановитесь,- топнула ногой буква «О». Так дело не пойдет. Чего вы орете как оголтелые?. Давайте придумаем общую песню. Нам нужна ОДНА песня, где про все буквы будет петься. Будем её сообща петь».

Опять повисла тишина. Жизнерадостная буква сказала, что это хорошая идея и начали сочинять. Только каждая буква хотела стоять впереди другой, и к вечеру все перессорились. Так и разошлись спать по домам.

Наутро стояла тишина. Никто не хотел идти первым мириться. И тут в городе появилась буква-путешественница. Прошлась по красивым улицам, заглянула на поляну –никого не видно. Она обошла много стран и видела много городов, но такого пустого и тихого места никогда не встречала. Постучалась в первый дом, к букве «А», попросилась на ночлег. Начала интересоваться, почему в городе тихо. Выслушала грустный рассказ, про ссору из-за песни, и покачала головой. «Разве это повод для печали, давайте Я вам песню придумаю. Я буква посторонняя и, значит, все по справедливости будет».

В стольном граде Алфавите сказочного царства Букваляндия жили-были необычные жители - 33 буквы. Через весь этот город пролегала всего одна улица, но вот всевозможных переулков и закоулков на ней было превеликое множество. На самых окраинах Алфавита проживали незаметные Знаки препинания. Они жили своей особой жизнью и редко вмешивались в дела букв. А у каждой буквы-горожанки был свой домик, который располагался в строгом порядке за своей соседкой. Уж так было заведено в этом городе и никто никогда не смел выстроить себе новый домик на городских окраинах.

На правой стороне единственной улицы жили Гласные буквы √ они всегда любили разговаривать громко и нараспев. А по левой стороне расположились домики молчаливых Согласных букв. Они всегда говорили тихо и обрывисто. И все бы было хорошо, если бы не одно обстоятельство: никак буквы не могли договориться, кто же из них главнее √ Гласные или Согласные.

В одно прекрасное утро спор букв-горожан дошел до предела и многие из них перессорились.

√ Нас много! √ кричали Согласные буквы. √ И мы самые главные в Алфавите!

√ Подумаешь! √ кричали в ответ Гласные, √ это ничего не значит! Мы главные!

Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.

√ Хватит, √ строго сказала она. √ Прекратите. Пора поставить точку в этом конфликте.

√ Как свистну сейчас, сразу свалишься! √ задиристо выкрикнула буква ╚С╩.

√ Шибко шустрая! √ язвительно прошипела ╚Ш╩.

√ Хорошо, √ обиделась Точка. √ Тогда спросите у других. Они скажут вам то же самое.

√ Что здесь происходит? √ спросил проходящий мимо Вопросительный знак. √ Из-за чего шум?

В ответ буквы принялись кричать так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.

√ Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! √ приказал Восклицательный знак.

√ Боюсь, братцы, бить будут, √ испуганно пробормотала буква ╚Б╩.

√ Извините, мне кажется, если я не ошибаюсь, я в курсе того, что здесь происходит, √ неуверенно произнесла Запятая, √ по-моему, они спорят, кто главнее в нашем городе: Гласные или Согласные.

√ Но это же глупо! √ воскликнул Восклицательный знак.

√ Конечно, √ сказала Точка.

√ И это √ причина ссоры? √ удивился Вопросительный знак.

√ Безобразие! Нужно стереть смутьянов со страниц нашего Буквенного государства! √ возмутился Восклицательный знак.

√ Нельзя ли все же как-нибудь помягче? √ заступился за буквы добрейший Мягкий знак.

√ Нельзя. Государству нужна твердая рука! √ ответил ему Твердый.

√ Что будем делать? Кто знает? √ обратился ко всем Вопросительный знак.

Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.

√ Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!

Согласные замешкались и неуверенно произнесли:

Ну и что у вас получилось? √ улыбаясь, спросила ╚Я╩ у Согласных.

А вот мы, Гласные, запросто произнесем название нашего города без Согласных, - гордо произнесли Гласные.

√ А-А-И! √ протяженно пропели Гласные.

Ну и что это за слово? √ удивился Вопросительный знак.

√ А теперь все вместе! √ скомандовала ╚Я╩.

√ АЛФАВИТ! √ дружно закричали буквы.

Молодец, ╚Я╩, как ты ловко помирила буквы! - воскликнул Восклицательный знак.

√ Теперь вам ясно, милые буквы, что вы просто не можете жить друг без друга? Вы согласны со мной? √ обратился к обрадованным буквам Вопросительный знак.

√ Согласны! √ весело закричали Согласные.

Радости не было предела, Гласные и Согласные буквы стали обниматься и жать друг другу руки.

√ Давно бы так, √ с облегчением пробормотала Точка. √ Наконец-то они расставили все точки над i.

√ Вы думаете, они поняли свою ошибку? √ с сомнением спросил Вопросительный знак.

√ Конечно! Теперь все будет хорошо! √ ответил Восклицательный знак. √ Я просто убежден, что теперь все буквы-горожане убедились, что в нашем Алфавите должны дружить не только Гласные и Согласные, но и Знаки препинания, ведь любое дело можно успешно завершить только в дружбе, только вместе и сообща. Мы никогда не сможем жить отдельно друг от друга, - поучительно произнес Восклицательный знак и ушел, насвистывая веселую песенку.

Вот так закончилась эта удивительная история о волшебной стране Букваляндия и её замечательной столице Алфавите.

Статьи по теме: