Сообщение "социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология". «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста Из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад 93 общеразвивающего вида» Самариной Ольги Анатольевны и воспитателя Бутенко Татьяны Степановны Республика Коми, г. Сыктывкар






Сущность социо-игровой технологии Занятия организуются как игра- жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин социо-игровая) и одновременно в каждой из них. Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Цель: Цель: Формирование коммуникативных навыков общения. Формирование коммуникативных навыков общения.


В рамках данной технологии ставятся задачи: Помочь детям научиться эффективно общаться Помочь детям научиться эффективно общаться Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое. Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.




Движение: У детей должна быть возможность двигаться во время занятий (очень характерно для дошкольника, он должен обучаться в движении) Вариативность: Смена мизансцен, ролей, видов деятельности Возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столами, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты) Возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столами, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты)


Малые группы: Объединение в малые группы по 3-6 человек при фронтальном проведении занятий 1. Обеспечивается эмоциональный комфорт, в компании с товарищем не так страшно. 2. Обеспечивается возможность сравнивать свои успехи или неуспехи с успехами или неуспехами товарища; 3. Обеспечивается возможность добиваться достижений и оценивать себя и других;






Этапы организации общения детей в рамках технологии: 1. Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); 1. Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); 2. Общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; 2. Общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; 3. Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается. 3. Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается.


Группы игровых заданий: Игры-задания для рабочего настроя. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.


Плюсы социо - игрового стиля Отношения: «ребенок - сверстники» Отношения: «ребенок - сверстники» Педагог является равноправным партером; Педагог является равноправным партером; Разрушается барьер между педагогом и ребенком; Разрушается барьер между педагогом и ребенком; Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; Дети самостоятельны и инициативны; Дети самостоятельны и инициативны; Дети сами устанавливают правила игры; Дети сами устанавливают правила игры; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); Общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами; Общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.





1. Один за всех и все за одного; 2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана. 3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают. 4. Когда работаешь, не мешай другим. 5. Справился сам, помоги другу. 6. Главное- не бояться доказывать свою правоту. 7. Умей принять помощь. Правила


ИТАК: Если подвести итог всему сказанному, то основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие как дружба. Если подвести итог всему сказанному, то основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие как дружба. Е.Е.Шулешко Е.Е.Шулешко



СОЦИО-ИГРОВАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

В ДОУ

Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива является обязательное применение в

непосредственно образовательной деятельности

здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий –

обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период дошкольного детства, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, развить способность использовать полученные знания в повседневной жизни.

Социо-игровые педагогические технологии оказываются

бесценными в решении данного вопроса.

Ведь важнейшей составляющей этих технологий

является двигательная активность и

коммуникативные умения и навыки.

Социо-игровая технология – это развитие

ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию

коммуникативных навыков у дошкольников.

Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий

как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами).

В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро

устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.

Основные условия

Движение - под любым предлогом.

Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям), слушающего (других людей), действующего (вместе с другими).

Работа малыми группами 3-6 человек

Во всех видах деятельности идти от возможностей

детей.

Открыть широкий путь игре.

Не навязывать детям свои представления, а

создавать условия для высказывания детьми

собственных представлений.

РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ С ДЕТЬМИ

В СОЦИО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих

действий общим правилам.

Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

Движение и активность.

Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Социо-игровая методика предполагает

интеграцию областей.

Это дает положительный результат в

области коммуникации, познании,

эмоционально-волевой сферы, более

интенсивно развивает интеллектуальные

способности детей по сравнению с

традиционным обучением, способствует

речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

Группы игровых заданий

1. Игры-задания для рабочего настроя.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во

время выполнения которых выстраиваются деловые

взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с

другом.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей

доступностью, быстро возникающей азартностью и

смешным, несерьёзным выигрышем. В них

доминирует механизм деятельного и психологически

эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это

задания, выполнение которых подразумевает

художественно-исполнительский результат.

Взгляды традиционной педагогики

Взгляды социоигровой технологии

1.Педагоги на занятии стремятся достичь научного результата.

1.Педагоги на занятии воссоздают жизнь.

2. Оценка педагога – «хорошо – нехорошо», «правильно – неправильно».

2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.

3. Опора на дискретность

Цель – задачи – приёмы – результат

3. Принципы взаимно пересекаются как волокна, составляющие нить.

4. Педагог в роли «судьи»

4. Педагог в роли «советчика»

5. Главные положительные качества детей: послушание,

исполнительность, бесконфликтность, аккуратность

5. Главные качества детей:- развитие самосознания;

Умение сравнивать свои знания со знаниями других детей;

Оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно;

Тренировка речи, развитие внимания, умения услышать,

запомнить услышанное, умения сообща решать задачи,

обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела.

6. Педагог в позиции «над», «рядом». Дети смотрят на педагога как на главный источник порицания и поощрения.

6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе».

7. Дружеские связи, склонность играть вместе и действовать не является предметом целенаправленного

воспитания но оценивается положительно.

7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.

8. Организация занятия с использованием социо-игровых приёмов

8. Организация занятия как игры – жизни между группами и

одновременно каждым из них.

9. Педагог не выходит за границы намеченного.

9. Педагог должен идти от детей.

10. Дети работают на педагога.

10. Дети работают на себя

СОЦИО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок»,

«Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.

· Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.

· Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.

· Решение задач социального «закаливания».

· Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.

· Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.

· Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.

· Сказкотерапия.

· Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.

· Тренинги.

· Самопрезентация

Здоровьеразвивающие технологии

Пальчиковая гимнастика.

· Гимнастика для глаз.

· Дыхательная гимнастика.

· Артикуляционная гимнастика.

· Музыкально-дыхательные тренинги.

· Динамические паузы.

· Релаксация.

· Арттерапия.

· Сказкотерапия.

· Двигательная терапия.

· Музыкотерапия.

· Цветотерапия.

· Звукотерапия

· Песочная терапия.

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Список литературы

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В.М. Букатов.

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.

Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.

Смысл социо-игровой педагогики - группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Для получения ожидаемых результатов определила основную цель - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность - это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Для достижения цели определила задачи :

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

Условия применения социо-игровой технологии:

1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой.

2. Разработка перспективного плана.

3. Соблюдение вариантов деления на группы.

4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен.

5. Смена темпа и ритма.

6. Использование игр разнообразного характера.

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:

I. Методы, повышающие познавательную активность.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.

Последовательность введения игр:

Игра для рабочего настроя - «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает - не летает» и др.

Игры разминки - «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

Игры социо-игрового характера - «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения - «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения - «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем» и др.

Соци-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты :

  • дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
  • у детей развито речевое взаимодействие;
  • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них нет чувства страха за ошибку.

Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом.

Презентация

Цель работы: обучение применению социо-игровой технологии через герменевтический подход в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
  2. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Программа семинара-практикума:

  1. Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе.
  2. “Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология”.
  3. Практикум: “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.

Ход практикума

1.1. Игра для социо-игрового приобщения к делу “По алфавиту”.

(Предлагаю всем участникам семинара встать в круг. Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим в зале. Каждое слово-фраза начинаются с последующей буквы алфавита.)

1.2. Окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети. Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или “замещение одних правил игры ” другими. Это не хорошо, но и не плохо. Это данность, которую нужно принять или, по крайней мере, с которой нужно смириться. Перемены самым непосредственным образом касающиеся нас и наших воспитанников, настолько быстротечны, настолько непредсказуемы и неожиданны, что все мы порой не успеваем, не только приготовиться к ним, но даже уследить за ними.

При этом никто не снимает с воспитателя его главной обязанности – поднять и подготовить к самостоятельному “плаванию” своих воспитанников, максимально закалив их при этом как в плане здоровья, так и в устойчивости к будущим жизненным коллизиям.

Известно, что воспитание подрастающего поколения – а воспитание в эпоху перемен в особенности – во все времена считалось чрезвычайно сложной задачей.

Дети по своей природе очень впечатлительны, ведь так много узнают, готовясь к взрослой, школьной жизни. Стремясь выведать как можно больше об окружающем мире и о своем месте в нем, они впитывают в себя буквально все.

Они тянутся к умным, знающим и понимающим педагогам в надежде получить от них защиту, внимание и необходимые советы и знания, новое понимание смысла деятельности.

Эту задачу решает герменевтический подход в воспитательно-образовательной работе, как детского сада, так и школы.

1.3. “Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе”.

Герменевтика – наука об искусстве понимания. Брокгауз и Эфрон (“Новый энциклопедический словарь”, т.13) называют герменевтику наукой, отклоняющей “всякие директивы, от кого бы они ни исходили”. А.П. Ершова и В.И. Букатов рассматривают герменевтику как науку об искусстве понимания как литературных, так и всяких других текстов: живописных, музыкальных, математических, справочных и т.д.

С позиций герменевтики, воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, к его “жизненному миру”, который проявляется как переживание.

Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, “проживания” воспоминаний из детства.

Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры. Поэтому, для воспитания очень важно обращение к классическим образцам в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы, уже истолкованы великими авторами, и надо только открыться им.

Герменевтический подход дает новое понимание известным методам и приемам работы с детьми, связан c широким использованием игр (театральных, народных, современных детских…), с организацией работы детей по “микрогруппам” (своего рода “микросоциумам”).

2.1. Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.

Следуя этим советам,

  • НОД организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них;
  • социо-игровую технологию системно используем как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

2.2. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

  • помочь детям научиться эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

2.3. Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

  • на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
  • на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
  • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

2.4. Применение социо-игровой технологии способствует:

– реализации потребности детей в движении;
– сохранению их психологического здоровья;
– формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Таким образом, социо-игровая педагогика ратует за реабилитацию методической самостоятельности педагога. Любая социо-игровая технология, методика, прием – это всего лишь нижняя “планка”, всего лишь “почва” для его методических поисков и личностного процветания.

2.5. Социо-игровая практика базируется на трех китах.

Чего же следует опасаться тем, кто собирается работать в социо-игровом стиле?

1. Отсутствия движений – раз! Если дети на занятии были малоподвижны, то социо-игрового стиля на нем скорее всего не было (что бы там в своих рабочих планах или отчетах воспитатель ни записывал).

2. Отсутствия смены, разнообразия, вариативности – два! Если в деятельности не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым.

3. Отсутствия малых групп – три! Если про ходу деятельности дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим педагогом), то социо-игровая педагогика и “близко не лежала”.

Зато, если эти “три кита” – и движение, и вариативность, и работа в малых группках – в специально-организованной деятельности “были налицо”, то смело можно утверждать, что такое занятие детям не только пошло на пользу, но и очень им понравилось.

3. Практикум “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.

А сейчас давайте попробуем на практике поискать смыслы деятельности новые понимания происходящего.

Для работы нам нужно разделиться на команды.

1. Игра “Команды”.

Условие игры: Каждый по порядку выполняет определенное словом движение топнул – хлопнул – покружился – поклонился – оглянулся – поздоровался

По завершении игры собраться в команды, согласно ключевому слову (6 команд воспитателей, 2 команды заместителей заведующих).

2. Сегодня мы с вами попробуем выстроить цепочку процедур, которая приведет нас к своему личному пониманию картины В. Поленова Московский дворик”.

Первый этап работы – блуждание по картине.

Методика: Блуждание начинайте с самого легкого, знакомого:

– Что легкое, твердое, мягкое, шершавое, тяжелое, холодное, горячее, гладкое;
– Что находится над, в, за, под, перед, позади?
– Что большое, что маленькое?
– Что тонкое, что толстое?
– Что длинное, что короткое?
– Что на земле, что в воздухе?
– Сколько и чего?
– Чего по 2, 3...?
– Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т.д.
– Назовите растения, живое и неживое?
– Назовите слова, в которых есть буква а, б....или которые начинаются, или оканчиваются на какую-либо букву.

Задание для команд:

– Сколько живых объектов на картине?
– Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на картине?
– Что общего на картине В.Поленова и в помещении?
– Назовите деревянные предметы, изображенные на картине?
– Назовите все оттенки зеленого цвета?
– Сколько тропинок справа – налево и сверху – вниз?
– Какие породы деревьев и кустарников изображены на картине?
– Какое время года изображено на картине, и который час? Обоснуйте.
– Назовите предметы, изображенные автором, которые начинаются с буквы “з”

На этом I этап заканчивается. Мы поблуждали по картине. Она стала ближе, понятнее, роднее.

Второй этап работы – поиск странностей.

Любое искусство без странностей не обходится. И еще Пушкин в одном из черновиков записал, что странности бывают двух родов: первые происходят от недостатка разумения, а вторые – от избытка разумения и недостатка слов для его выражения.

Яркий пример – речь Е.Е. Шулешко. При избытке мыслей и недостатке слов он то и дело переходил на некий птичий язык, весьма понятный (и даже с полуслова), но только неравнодушным собеседникам.

Хочу еще раз напомнить, что с нахождения странностей начинается освоение ребенком зоны своего ближайшего развития. Давайте и мы направим усилия в это русло.

Задание для команд:

– Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление.

– Кто нашел больше 20 странностей.
– Кто меньше 20, но больше 10?
– Кто больше 5?
– Назовите
– Какие из названных странностей встречаются у других и т. п.

Замечание:

Когда странностей становится очень много, (и для каждого они свои) возникают новые смыслы, новые варианты. Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные странности (ВАРИАТИВНОСТЬ СМЫСЛОВ), но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом (ПОЯВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА).

Третий этап работы – вариативность смыслов.

(Обсуждение нелепиц и странностей.)

Часто мы вкладываем один смысл в произносимое слово, а нас понимают по-другому, по-своему. Недаром Тютчев справедливо подметил:

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

Вот педагог и должен работать на этом со-чувствии, и закручивать обучающую ситуацию так, чтобы в этой социо-игровой ситуации у всех присутствующих возникало подлинное со-чувствие – и детей друг к другу, и у воспитателя к своим воспитанникам.

Четвертый этап работы выражение замысла.

Для выражения замысла составим рассказ с использованием различных литературных жанров.Выберите посыльного, который возьмет карточку с заданием.

Задание для команд:

На карточках предложены следующие литературные жанры: ХОККУ, ТРИЛЛЕР, ТРАГЕДИЯ. СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗАНИЕ, РАССКАЗ, ПРИТЧА, ОЧЕРК, КОМЕДИЯ, ДИФИРАМБ, ДЕТЕКТИВ, ЮМОРЕСКА, БАСНЯ

Чтобы уточнить правильность выражения замысла представим его на суд зрителей (на подготовку 5 минут).

На карточках с заданием написаны цифры – это порядок выступления. Начнем с наибольшего числа.

Выступление команд: Начинаем презентацию картины В.Поленова “Московский дворик” В роли экскурсовода команда…

Итак, в ходе работы с картиной мы постарались приблизиться к пониманию и своего замысла и ступени своей договоренности с другими и своего понимания ситуации и своего понимания себя.

Работа над пониманием как процессом и результатом смыслодеятельности способствует активизации познавательной активности ребенка, актуализации его творческого потенциала, учит постигать мир средствами искусства и, самое главное, сохраняет человеческое в человеке. Понимание как средство освоения действительности является важнейшим регулятивом человеческой деятельности. Понять что-то - значит осмыслить, выявить, реконструировать смысл. Нет смысла вне понимания. Субъективный смысл и объективное значение - из этих совокупных элементов содержания сознания складывается личностный смысл, выступающий в виде мотивации деятельности и отношения к окружающей действительности. Со смыслом связаны ценности личности, определяющие поведение человека. Для того чтобы сформировать свое ценностно– смысловое пространство, воспитанник должен получить опыт преобразования общечеловеческих ценностей в личностные. В этом и состоит актуализация своего “Я”, начало становления личности.

Рефлексия:

А сейчас попрошу Ваши команды посоветоваться и ответить на предложенные вопросы:

– Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
– Возник ли у Вас интерес к использованию в практике “Бабочки социо-игрового стиля обучения”

Большое спасибо за Ваше понимание.

И в заключение работы хочу сказать следующее:

Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.

– Зачем я предлагала детям это задание?
– Зачем дети его выполняли?

Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО.

Думрауф Наталья Михайловна

МБДОУ д/сад №20 "Дельфин"

"Главная забота воспитателей-

не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь

недидактическая вещь как дружба".Е.Е.Шулешко

В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М.Букатов).

Основная идея социо-игровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.

Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не бурчать;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

Дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Цель применения социо-игровых технологий - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачи использования социо-игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста :

  1. Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
  2. Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
  3. Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
  4. Развитие у детей с умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
  5. Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.

Принципы, которые лежат в основе данной технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.

Принципы организации социо-игровой технологии:

  • Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
  • Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
  • Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
  • Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
  • Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
  • Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
  • Движение и активность.
  • Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

Различают следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:

  • Игры с правилами.
  • Игры-соревнования.
  • Игры-драматизации.
  • Режиссёрские игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Сказкотерапия.
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
  • Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
  • Тренинги.
  • Самопрезентация.

1. Игры-задания для рабочего настроя . Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле) , выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.

Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста:

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
  • Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
  • У детей нет чувства страха за ошибку.

Применяя социо -игровые технологии в образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей дошкольного возраста:

  • 1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

Кто на каком этаже живет;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.

  • 2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

  • 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.

Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

  • 4 правило: смена темпа и ритма.

Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

  • 5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.

Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

  • 6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социо-игровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социо-игровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социо-игровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо- игровом стиле… ».

Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

На самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения

(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,

Развивается собственная речь);

На втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,

Как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить

Учебную задачу;

На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через

Общение я обучаю дошкольников.

Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.

Список литературы

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.


Статьи по теме: