Способы повысить самооценку ребенку. Выявляем самооценку ребенка и воспитываем здоровое самовосприятие

Самооценка ребенка — это отношение малыша к себе, своим субъективным возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам. Именно от ее адекватности зависят практически все жизненные достижения, успешность в учебе и межличностное взаимодействие. Она зарождается в младенчестве и в дальнейшем проявляет существенное воздействие на взрослую жизнь детей, их поведение, отношение к себе и событиям, окружающему социуму. Первостепенной задачей родителей наряду с воспитанием, обучением и заботой о малыше является формирование адекватного самооценивания и соответствующего норме чувства собственного достоинства.

Самооценка у детей дошкольного возраста

Низкая самооценка у ребенка может формироваться благодаря влиянию семейного воспитания, сверстников, безответной любви, избыточной самокритичности, недовольства собой или неудовлетворения внешностью. Очень часто такие дети склонны к уходу из дома или подвержены мыслям о . Поэтому такому подростку жизненно необходимо повышенное внимание, уважение и любовь близких. В ситуациях, когда его поведение заслуживает критики, иногда все же родителям рекомендуется воздержаться от нее. И, наоборот, следует акцентировать внимание на всех его позитивных качествах и хороших поступках. Подросток с заниженной самооценкой должен знать, что он заслуживает одобрения, похвалы и уважения.

Диагностика самооценки детей

Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.

К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.

У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.

Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.

Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.

Заниженная самооценка у ребенка

Низкая самооценка у ребенка мешает ему налаживать социальные контакты с ровесниками и одноклассниками. Она препятствует успешному овладению новыми умениями. Ведь если малыш что-то сделал неудачно несколько раз, он больше не будет пробовать, так как будет уверен, что у него не получится. Подростки с низкой самооценкой склонны считать, что они никому не нужны, вследствие чего могут совершать суицидальные попытки.

Чаще всего на формирование низкой самооценки в детском возрасте основное влияние оказывает неправильное семейное воспитание.

К основным причинам, способствующим понижению самооценки у детей относят:

  • непривлекательную внешность;
  • внешние дефекты внешности;
  • недостаточный уровень умственных способностей;
  • неправильное воспитание родителями;
  • неуважительное отношение старших детей в семье;
  • неудачи или промахи в жизни, которые малыш принимает близко к сердцу;
  • финансовые проблемы, вследствие которых малыш проживает в худших условиях, в сравнении с одноклассниками;
  • болезнь, вследствие которой малыш может считать себя ущербным;
  • смена места жительства;
  • неблагополучная или неполная семья;
  • в семье.

Нередко распознать у детей низкую самооценку можно по часто упоминаемым ими фразам, например, «у меня не получится». Для выявления проблем с самооценкой у ребенка следует обратить пристальное внимание на то, как он ведет себя при взаимодействии с ровесниками.

Выявить проблему заниженной самооценки могут помочь психологические тесты, которые основаны на представлении ребенком самого себя. Например, можно попросить малыша нарисовать себя. Авто-рисунок может многое рассказать о ребенке и его переживаниях. Чересчур мрачные цвета и невзрачный человечек считаются признаком того, что причины для беспокойства все-таки существуют. Чтобы подтвердить предположение или опровергнуть его, попросите ребенка нарисовать всех членов вашей семьи и себя самого. Если он изобразит себя непропорционально маленьким по сравнению с другими членами, то ребенок однозначно страдает низкой самооценкой.

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом. Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено.

Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.

На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

Если ребенок чрезмерно , то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.

Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.

Как повысить самооценку ребенку

Абсолютно все родители мечтают о том, что у их чада самостоятельно выработается адекватная самооценка. Однако они забывают, что на 90% формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте зависит именно от их поведения и модели воспитательного воздействия. В то же время далеко не все родители способны сами оценить себя адекватно.

Если вас волнует вопрос, как поднять самооценку у ребенка, то в первую очередь вам следует обратить внимание на свое поведение в отношении ребенка. Часто ли вы его хвалите и хвалите ли вообще, каким образом и за что, как критикуете. Запомните — и хвалить и ругать ребенка можно только за его поступки, действия, достижения, а не за внешность и свойства личности. Если вы заметили у малыша первые признаки низкой самооценки, то не пренебрегайте похвалой. Хвалите его даже за самые крошечные победы, достижения и правильные действия. Часто действия, которые ребенок считает правильными, не всегда будут казаться вам такими. Поэтому постарайтесь вникнуть в логику мотивации поступка ребёнка. Запомните, что чем чаще малыш будет достигать успешности в малом, тем быстрее он уверует в свои силы и перейдет к большим свершениям. Вы просто постарайтесь четко донести информацию о том, что существуют простые вещи, побеждаемые без особого труда, и сложные, для победы над которыми нужно приложить больше усилий. Если у ребенка что-то не получается, покажите ему свою веру в него и вселите в него уверенность, что при дальнейших попытках все получится.

Как поднять самооценку у ребенка? Не мешайте ребенку проявлять инициативу и хвалите, когда он совершает первые шаги в новой для себя деятельности. Старайтесь всегда поддерживать его во время любых неудач. Если у него что-то не получается, то помогите, однако не делайте всю работу за него. Ставьте только посильные задачи перед ребенком. Не стоит в пять лет малыша заставлять варить борщ, но и в 13 лет доверить ребенку только налить сок из пакета – это мало.

Помните, что все ваши слова, поступки и воспитательные моменты влияют на становление личности и формирование самооценки, от которой зависит дальнейшая успешность индивида во взрослой жизни и эффективность построения межличностных отношений.

Как повысить самооценку ребенка?

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь - родителей. Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности - вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей .

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки , вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое с тремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим - слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" - если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз - о дно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание - не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, - никогда!
  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан - прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка - враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка .

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) .

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

"Имя"

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

"Проигрывание ситуаций"

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками.


На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.




Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.


Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.


Если самооценка ребенка занижена . скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.


Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".


При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.


Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. " . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.


Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:


  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.

  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые . включая и добрый нрав.

  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.

  4. Нельзя хвалить из жалости.

  5. Из желания понравиться.


  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.

  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги . за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.

  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс . или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение . и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.


Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.

  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.



  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".

  3. За один раз — одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

  4. Наказание — не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

  5. Никогда не отнимайте вещи . подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!

  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.

  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.

  8. Наказан — прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".

  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.

  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.


  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.

  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

  3. Сразу после душевной или физической травмы.

  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.

  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.

  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.


  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

  • Поощряйте в ребенке инициативу.

  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.

  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.

  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.


Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.


А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам . Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.


Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.


Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он

хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:


  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?

  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!



Многие женщины до конца не осознают, каким важным примером они являются для своих дочерей. Любая мама желает своей дочери самого лучшего, старается воспитать ее в любви к себе, но при этом совершенно забывает любить саму себя и, тем самым, подавать пример дочери. То, как мы воспринимаем свое тело, сильно влияет на то, как будут ощущать себя наши дети в этом плане в будущем. В новом видео Dove показал это наглядно: исследователи попросили пятерых мам написать по пунктам, что им не нравится в.


Психолог подростку Подростковый психолог – это квалифицированный специалист, который поможет справиться с переходным периодом личности подростка, что может вызывать сильную напряженность в семейном кругу. Ошибка родителей в том, что они не могут понять, что повышенный уровень гормонов, перемены в социальной роли ребенка, частые перемены психологического состояния приводят к взрыву эмоций. Подростковые психологи рекомендуют быть в такой период более сдержанными, проявить терпимость и.


Женские тренинги Хотите быть одновременно женственной и успешной? Желаете повысить женскую самооценку и полюбить себя? Мечтаете перестать быть "ломовой лошадью"и жить легко и радостно как прекрасная бабочка? Тогда Центр психологической помощи “Будь Собой” предлагает Вам пройти женские тренинги в Москве. Зачем нужны женские тренинги? "Быть хранительницей Любви и семейного очага" - вот истинная природная задача Женщины. Постижение "искусства любви", науки.


Консультация психолога - вчера, сегодня, завтра. Все знают о том, что самолечение может принести больше вреда, чем пользы. Но когда речь идет о такой тонкой материи, как душа, почему-то лишь немногие в сложной ситуации принимают верное решение - обратиться за помощью к специалисту. Вместе с тем неудачные попытки самостоятельно решить проблему очень часто усугубляют ситуацию и заводят ее в глухой угол, найти выход, из которого становится еще сложнее. Вместо того чтобы заниматься.


Путь к стабильному успеху, особенно в ситуации кризиса, как личного, так и общественного, – самооценка со знаком «плюс». Не со знаком «!», что означает неадекватность, а со спокойным «+». Я успешно завалила свои будущие достижения, недооценивая себя, в частном бизнесе и, наоборот, прорывалась в политике, когда была в себе уверена. Итак, эффективная самооценка – путь к успеху. Можете мне поверить, так как этот путь я прошла до конца, ощущая себя до 30 лет гадким утёнком и только после 40.


Как повысить самооценку ребенка? Подобным вопросом интерисуются совершенно разные родители, у которых часто есть дети совсем не схожие с ними по внутренним психическим свойствам. Для того, чтобы не ошибиться и найти как поднять самооценку именно вашему малышу, необходимо опредилить его векторальный набор с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Подробнее по ссылке: [ссылка-1]


Моя клиентка по шоппинг-сопровождению пришла на встречу с коляской и грустно сказала, как будто оправдываясь: «Вообще-то я совсем не так одеваюсь, я всегда выглядела как Шанель, вся подтянутая и модная. С иголочки… Но как в этом с ребёнком гулять, тем более в мороз? И вещи жалко, кругом грязь такая, какой смысл наряжаться? Для кого? Теперь мне все подруги говорят, что глядя на изменившуюся, когда-то стильную меня, им не очень хочется иметь детей»… На ней была детская шапочка, пуховик неясного.


Очень серьезный вопрос в воспитании ребенка – формирование здоровой самооценки малыша. Многие из нас нередко встречали очень талантливых людей, которые сдерживали свою деятельность и не развивались из-за низкой самооценки или неверия в себя. Такие люди занижают свои способности и настраивают себя на неудачу еще до того, как принимаются за работу. Чтобы избежать такого поведения у своих детей, необходимо с ранних лет развивать у ребенка положительную самооценку и чувство уверенности в себе.


Что еще можно сделать чтобы повысить ее самооценку и хоть немного ослабить ее реакцию на сверстников? 12.03.2013 20:08:15, ne Есть масса разных тренингов и психологических уловок для повышения популярности ребенка. Психологи этм неплохо владеют.


А мне кажется, что реакция на сверстников обусловлена "физико-химическими реакциями в организме конкретного индивида". И никак "снаружи" на это не повлияешь.


Мне кажется, вы немного торопите события. Пройдет время, ребенок немного «огрубеет» внутри, научится самозащищаться. Это правильно и естественно. Вспомните, как остры бывают 1-е любовные переживания. Не те, которые в 16, а те, какие в 11-13 лет происходят. Казалось бы – и нет там ничего конкретного (в смысле не с ребенком же на руках бросили), а какие мощные страдания?!


Что касается ваших примеров, то №1 вообще не катит. Абсолютное большинство 10-ти леток именно так и ведут себя, если не уверены в обновке. А уверены они могут только, если кто-то очень важный в их иерархии уже одобрил. Тогда остальные могут что угодно высказывать.


Насчет коротышки. Я думаю, вы свою собственную реакцию позиционируете на дочь. Если бы вы были внутри уверены, что маленький рост – это хорошо, то и проблемы бы не было, ИМХО. Правда, я все детство /юность переживала по поводу того, что слишком высокая (на самом деле ничего выдающегося -169см, а поди ж ты, как я страдала). Дети часто болезненно воспринимают свою особенность. И всегда могут найти повод, чтобы попереживать. Если рост средний, то может, нос слишком большой (маленький)? Или рот? Или уши? В общем, частей тела у нас много, есть простор фантазии.


Может быть это все жизненный опыт, ничего страшного? Похоже, что Вас это все задевает больше, Вы себя маленькую вспоминаете и переживаете заново свой негативный опыт, а дочка гораздо меньше переживает, а некие переживания это нормально. Все время неадекватнорадостной ходить и иметь в виду, что "я самая-самая, расступись!"?
Переключать на "свое", т.е. кто-то дразнит, но у тебя же есть подруга, круг общения, где доброжелательно относятся, это здорово. Важно иметь свои интересы, увлечения, круг общения, а везде и для всех быть "хорошей" не получится.
У нас хорошо идут такие фантазии: кто-то из взрослых и значимых тоже носит такую куртку (например, действительно носит или может надеть), и вот этот "эксперт" к нему со своим мнением подходит. Это смешно и все понятно.
Можно говорить, что мнение реальных экспертов важно, опыт людей, достигших успеха важен. Если есть своя область интересов, почему бы не учиться у знающих. Только эти достижения должны быть реально подкреплены, но опять же "на вкус и цвет. ".
Беседы в таком ключе.
С курткой (одеждой): перед покупкой обсуждать тенденции, выбирать, что хочется, но сразу говорить, что мода меняется, можно не угнаться. Базовые вещи - классика, аксессуары - по последней моде. Так проще соответствовать. Про женские секреты поговорить, как выглядеть модно, современно и уверенно. К стилисту может и не надо, но почитатать подобную литературу очень полезно, там и про свой стиль, свою цветовую гамму, что кому идет, что все разные, как подчеркнуть достоинтсва. Больше позитива и "что можешь ты", а не "они такие". В конце концов в этой школе самая красивая, а в другой? Критерии. Кто же самый-самый? Самоуверенность (Вы пишите, что хотите этого, а это же негативное качество) может вызывать отторжение, будут дразнить, дружить не будут.


По совету психолога хвалим и за те действия, которые воспринимаются нами как норма поведения ребенка и кажутся нам На самом деле какая-то прекрасная черта или поведение ребенка фактически остаются для него незамеченными, а могли бы повысить его самооценку.


Девочки,от всего сердца хочу поблагодарить вас за умные и полезные советы.
Я всё-всё прочитала.Всё приняла к сведению и уже начала действовать!
У меня вообще такое радостное чувство,как будто у меня начинается новая жизнь!))))
В который раз убеждаюсь,что конференция-это средоточие ума,опыта,доброты и сострадания!И все благодаря замечательным девочкам,мамам наших непростых детей.
Люблю вас!Всем огромное спасибо!

Одним из самых ярких отличий человека от любого другого вида на земле является самосознание. Мы понимаем, кто мы и что мы.

Кроме возможности узнавать себя в зеркале и принимать решения, исходя из своих интересов, самосознание позволяет нам сравнивать себя с другими.

Разумеется, в оценке себя лучше придерживаться золотой середины, что не всем удается. Потому часто вместо адекватной, мы видим в людях завышенную или заниженную.

Мы те, кем нас воспитали родители

Низкая или высокая самооценка формируется у человека еще в первые 5 лет его жизни.

За это время ребенок осознает понятия «Я хороший» или «Я плохой» в основном из слов родителей и лишь немного ориентируется на внешние факторы.

После 5 лет и до подросткового периода восприятие детей все больше обостряется в сторону общения с друзьями, личных достижений в учебе или спорте и прочих, не зависящих от родителей, факторам.

С 12-13 лет ребенок особо восприимчив ко всем факторам, влияющим на его характер и особенно самооценку.

Девушки и юноши максимально открыты для всего нового, но также ранимы и чувствительны к необдуманным словам и поступкам своих родителей.

У нас не всегда есть возможность узнать, где и чем именно занимаются наши дети, но опекунство рано или поздно должно смениться умеренной заботой и поддержкой растущей личности.

Маленькие мальчики становятся мужчинами, а маленькие девочки женщинами.

Самооценка играет одну из самых важный ролей в формировании личности. Именно поэтому вам необходимо избавиться от всех заблуждений и научиться правильно ободрять и мотивировать своих детей.

Искусство быть родителем

Поступки родителей всегда имеют лучшие намерения. Даже применяя физическую силу, несдержанные папа или мама желают не причинить ребенку боль.

Они хотят помочь, донести своим детям, что те провинились и так поступать нельзя.

Вы сами знаете, к чему ведет дорога из хороших намерений, потому будьте готовы увидеть в перечне родительских ошибок очень знакомые методы воспитания.

1. Не сравнивайте своего ребенка с другими

Самооценка формируется относительно достижений других – я сильнее этой девочки, я слабее этого мальчика. Разберем эти два примера и проследим за их развитием в детском сознании.

«Я сильнее этой девочки». Самооценка повышается, ведь ребенок лучше кого-то. Но если он лучше, то это дает какие-то возможности и привилегии.

Слабого можно обидеть и не получить сдачи, можно отобрать у него игрушку, можно над ним посмеяться и повысить за счет этого свой авторитет.

«Я слабее этого мальчика». Самооценка понижается, ведь ребенка в чем-то превзошли. Сильный мальчик не воспринимается ребенком как обычный ребенок, который стал сильным.

«Сильный» и «этот мальчик» объединяются в один образ. Это проявляется даже спустя годы, когда на встрече выпускников школьные хулиганы могут доминировать над фактически уже более успешными «ботанами» и «заучками».

Не начинайте сравнивать своего ребенка с другими детьми, лучше отслеживайте его личные успехи и сравнивайте их с прошлыми результатами.

Ваш сын получил плохую оценку? Посмотрите его прошлые баллы по тому же предмету.

Если они были хуже – ребенок, хоть медленно, но развивается. Если лучше – вашему сыну не будет с кем себя сравнивать, кроме себя самого. Это порождает мотивацию.

2. Не оценивайте ребенка, оценивайте его поступку

«Ты плохой мальчик», «ты непослушная дочь» – исключите подобные выражения из своих разговоров с детьми.

Уже к 5-ти годам дети учатся разграничивать свою личность и свои поступки. Разбитая ваза делает вас злодеем или плохим человеком?

Так зачем вы навешиваете на ребенка ярлыки за самые безобидные шалости или случайные проступки?

«Ты вредный, непослушный, ленивый!» – не лучшие слова для ребенка. «Ты ленивый, безответственный, безынициативный» – а эти фразы способны убить в детях любую мотивацию.

«Ты тупой. Ты дурак. Ты ничего не можешь нормально сделать. Ты не мужик» – слова, которые запоминаются на всю жизнь и становятся причиной комплексов.

Если вы себя уважаете – никогда не говорите своему родному человеку что-то подобное.

Совсем другой эффект будет, если приписывать все эти качества не самому ребенку, а его поступкам. Согласитесь, «ты глупый» и «ты поступил глупо» вызывают совершенно разные эмоции.

Только не забывайте самое главное правило критики – после замечания будьте готовы предложить правильный вариант действия.

3. Не закрывайте глаза на школьные конфликты своих детей

Когда ребенка обижают в школе, родители либо не вмешиваются, считая это детскими играми, либо публично ругают обидчика, обрекая ребенка на изоляцию и еще большие обиды и оскорбления.

Они не дают своим детям абсолютно никаких советов. Ни один из этих вариантов не ведет к разрешению конфликта. В первой ситуации вы не влияете, вы взваливаете всю ответственность на ребенка, хоть тот и понятия не имеет, что ему делать и как поступать.

Во второй ситуации вы решаете все проблемы за ребенка, не давая ему проявить себя.

Вы уже поняли, что нужно делать? Придерживайтесь золотой середины и четко контролируйте свое участие в школьном конфликте. В качестве примера для подражания возьмите любой фильм с Брюсом Ли или Джеки Чаном.

Именно там чаще всего встречается линия ученика и учителя, который учит юношу боевому мастерству. Мастер не отправляет юношу в бой без подготовки, но и не решает за него все проблемы.

Он наставляет и готовит его к преодолению препятствий. Лишь такой подход превращает ученика в настоящего героя.

Станьте мудрым учителем для своего ребенка. Перейдите на совершенно новый уровень - изучайте психологию детских конфликтов, школьную иерархию и как с ней справляться.

Научите этим знаниям ребенка и отправьте его в «бой». Пускай и не с первого раза, но дети быстро учатся самостоятельно справляться со своими проблемами, не забывая того, кто их этому научил.

4. Не стройте из себя идеал

Многие родители панически боятся показать перед ребенком свою слабость или беззащитность. Это действительно необходимо делать, когда ребенок маленький и ему нельзя прекращать видеть в родителях своих супергероев, но после 3-4 лет дети вполне готовы к более реальному взгляду на маму и папу.

Заниженная самооценка у ребенка может повыситься, если вы раскроете небольшую правду. Мама может пересолить суп, неправильно настроить стиральную машинку, случайно разбить тарелку.

Папа может не знать, как удалить вирус с компьютера, может случайно ударить себя по пальцу молотком или купить просроченное молоко в супермаркете.

Никто не совершенен – вот, что должен понять ребенок, чтобы выработать адекватную самооценку. Если в бедах мамы и папы вечно кто-то виноват, кроме их самих – значит в «идеальных» условиях они никогда не ошибаются и всегда правы.

А почему тогда ребенок не такой? Может он таким родился – неправильным? Не давайте детям думать, что они по умолчанию хуже остальных, особенно своих родителей.

Если вы оплошали, обратите внимание ребенка на это и в конце приведите мораль: «Ох, не посмотрела в рецепт и положила вместо сахарной пудры обычный сахар.

Нужно быть внимательней, тогда в следующий раз пирог получится идеальным!».

5. Не обесценивайте

Дети не бывают плохими или хорошими. Но иногда мы об этом забываем. Если вы не знаете, как повысить самооценку у ребенка, то в вашей речи часто встречается фраза «Ты постоянно опаздываешь!

Сколько можно тебя ждать?». Эти слова действительно могут обидеть, ведь вы просто обесценили те случаи, когда ребенок, специально или нет, все делал вовремя.

Когда ваши дети имеют «постоянные» проблемы, нужно более серьезно относиться к их оцениванию.

Периодические замечания побудят в ребенке желание исправиться, например, если вы отчитали дочь за разбросанные платья, то в следующий раз она их сложит на место и будет ждать вашей реакции.

Жаль, но мы привыкли воспринимать все хорошее как само собой разумеющееся, потому старания дочери, скорее всего, не вызовут ни капли эмоций с вашей стороны.

Это ее разочарует и в следующий раз она уже будет с меньшим энтузиазмом слушать ваши причитания.

Как поднять самооценку ребенку? Старайтесь не только ругать, но и хвалить. Особенно, если похвала касается исправления своих проступков. Это внимание, которое нужно вашим детям.

Самооценка ребенка – не только результат вашего воспитания

Помните, что ребенок формирует самооценку, впитывая родительскую критику, комплименты от противоположного пола, оскорбления ровесников и многие другие проявления человеческого общения.

Самостоятельно навязать подростку его самооценку можно лишь при условии домашнего образования и полной изоляции от внешнего мира.

Такой подход чреват множеством ужасных последствий, а потому с неотъемлемой ролью окружения придется смириться.

Лучше сосредоточьте свое внимание на подготовке ребенка к внешним контактам. Будь им 7 лет или 15 – научите своих детей правильно реагировать на замечания учителей, оскорбления хулиганов и насмешки со стороны неприятелей.

Объясните, что реагировать на оценку окружающих нужно лишь в случае, если они желают ему добра. Замечание учителя: «Впредь будь внимательнее при написании диктанта» – это посыл, который поможет ребенку стать лучше и в следующий раз написать работу качественнее.

Но уж точно замечание соседского мальчишки: «У тебя огромный нос» сделано лишь с целью обидеть, а потому обращать внимание на подобное высказывание не стоит.

Таким образом вы научите ребенка различать объективную критику от пустых незначащих слов и выработать адекватную самооценку.

Личность ребенка начинает формироваться задолго до первых слов и шагов. И только через несколько лет – к пятилетнему возрасту – родители увидят результат своих воспитательных усилий. Выразится он в особенностях характера чада, его поведении, интересах, привычках, коммуникативных качествах.

В каждом возрастном периоде происходит закладка «строительных блоков» личности. И для каждого этапа характерны так называемые нормативные страхи, опасения, барьеры.

В общении со взрослыми и сверстниками, в решении игровых задачек и повседневных событиях эти структуры взаимодействуют между собой. Развивается способность решать проблемы, справляться с нестандартными ситуациями, и в итоге – формируется самооценка и уверенность в себе.

Самооценка – это степень осознания своих достоинств и недостатков, оценивание собственных личностных качеств и результатов деятельности.

Самооценка может быть как положительной, так и отрицательной.

А вот уверенность в себе – это цельное, уже сформированное качество, позитивное отношение к себе, готовность преодолевать препятствия на пути к цели.

При этом высокая самооценка не является еще уверенностью в себе, но может стать ее основой в будущем. В воспитательном процессе адекватная самооценка – залог формирования спокойного, обдуманного и безопасного поведения. Поэтому родителям важно знать, как помочь ребенку стать уверенным в себе уже в раннем детстве.

Из этой статьи вы узнаете

Как и когда формируется самооценка в детском возрасте

В раннем возрасте малыш действует необдуманно, не прогнозируя результатов своих действий, лишь под влиянием сиюминутного желания. На этом этапе родители начинают формировать будущую самооценку с помощью ограничивающих фраз: «Ай !», «Нельзя », «Больно » и демонстрируют ребенку возможные последствия.

Постепенно возникает целенаправленность, зависимость от ситуации. Ребенок начинает выполнять более сложные словесные инструкции и получает за это поощрение или наказание.

«Ты самая красивая на свете»

Дошколятам такие фразы приходится слышать нередко – сегодня модно взращивать лидеров и внушать неотразимость бизнес–малышам, не видящим преград перед собой. В психологии это называется аффирмация – установка, которая влияет на последующее поведение.

Но все хорошо в меру. Знакомство с неудачами лучше организовать в раннем возрасте, чем лечить чадо от неврозов, когда возникнут первые подростковые трудности в общении и достижениях.

Вы чаще критикуете или хвалите своего ребенка?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Начальные классы – период, когда на самооценку в большей степени влияют успехи в учебе. Первый учитель – самый авторитетный старший в жизни младшего школьника, и важно выбирать современного педагога, который развивает таланты, помогает в становлении лучших личностных качеств.

Родителям следует избегать критики и конфликтов на почве успеваемости, терпеливо помогать зубрить таблицу умножения и решать задачи про поезда.

Самооценка подростка часто зависит от мнения сверстников. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение и познание всех граней социальной жизни взрослого. Каждый день подростка – это соревнование во взрослости, учеба отходит на второй план. Девочки зацикливаются на внешности, мальчики – на физической силе.

Детям подросткового возраста сложно адекватно оценивать себя, потому что уверенное ощущение взрослости конфликтует с недостаточным жизненным опытом. Результат этого конфликта – тревожность, неуверенность в себе, колебания самооценки, снижение школьной успеваемости.

Чтобы поднять самооценку подростку, необходимо всеми силами сохранять контакт с ребенком, объясняя ограничения внешними факторами: «Ты еще несовершеннолетний, нужно подрасти и набраться опыта». Учить отрока рефлексии, анализу ситуаций и доверию к старшим.

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте ! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят . На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений , чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство. Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Важно ! Не следует создавать ребенку постоянную защиту от опасностей и ситуацию успеха во всем и везде. Это формирует неправильное восприятие окружающего мира. Позвольте малышу безопасно ошибаться.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь !», «У тебя не получится !» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)

У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все » и «отличаться чем–то от всех, быть лучше ». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.

  • Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
  • Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
  • Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.

Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон. Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.

Поднимаем самооценку подростку (12–18 лет)

В этом видео психолог, создатель “Академии Профессионального Родительства” Марина Романенко подробно рассказывает о том, что нужно сделать родителям, что бы у подростка с самооценкой стало все в порядке. Советуем посмотреть до конца.

Казавшийся самостоятельным и самодостаточным школьник вдруг превратился в неуверенного юношу. Тревожный симптом, который нельзя оставлять без внимания. Профессиональная диагностика поможет понять причины, как и доверительный разговор с отцом или матерью. Выберите наиболее подходящий метод и постарайтесь поднять самооценку подростку до того, как она станет проблемной:

  • Акцентируйте внимание молодого человека на том, что г ораздо важнее быть собой, чем соответствовать чужим идеалам . Приводите примеры из жизни значимых для него людей (родных, сверстников или даже звезд).
  • Ведите разговоры без поучающих интонаций . Постарайтесь объяснить на своем примере, что для достижения успеха нужно по–настоящему принять и полюбить себя.
  • Переключите внимание от проблемной области, в которой сформировалась низкая самооценка.
  • Поддерживайте увлечения, интересуйтесь внешкольной жизнью подростка, даже если не слишком одобряете аниме, готику или стрит–арт. Искренне гордитесь результатами совместной работы: повесьте грамоту за участие в выставке в общей комнате, выложите в соцсеть отчет о совместной поездке на соревнования по хип–хопу.
  • Забудьте о негативных оценках и критике. Придется побороть в себе злого учителя. Изучите несколько техник НЛП и научитесь давать негативную оценку в позитивном ключе: «Ты здорово это придумал! А что если добавить/изменить вот здесь? ..» Конфликт с подростком – это верный путь потерять его доверие на долгое время.

Важно ! Не ждите, что подросток будет послушно исполнять требования. Любая конфликтная модель поведения обречена на провал. Неэффективна также другая стратегия – понижать требования в ответ на протест.

Подростки протестуют по каждому удобному поводу, высказывая свое мнение и свою позицию. Родителям не стоит недооценивать силу личности подростка. Его самоощущение равно взрослому, а самоуважение и самоуверенность могут зашкаливать, даже при низкой самооценке. Таков признак и парадокс взросления.

Универсальной памятки по налаживанию отношений с детьми, конечно, не существует. Уж очень индивидуальны современные семьи. Важное понятие для формирования правильной родительской позиции – счастье.

Счастье в психологическим смысле – это ощущение гармонии между собой, своим внутренним миром и окружающей средой.

И следует помнить, что счастье для ребенка не всегда складывается из кирпичиков, подкинутых родителями. Дети имеют право вносить в свою жизнь тот строительный материал, который для них комфортен именно сейчас.

Счастливый ребенок сохраняет контакт с родителями и считает их одним из компонентов своего счастья. Добиться этого силой или принуждением невозможно. Не пытайтесь также откупиться дорогими подарками или выходными. Мама и папа нужны ребенку каждый день!

  • Важно, чтобы отец делал объективные комплименты дочке о ее внешности , а мать поддерживала сына в спортивных достижениях. Оба родителя остаются лучшими друзьями по отношению к ребенку.
  • Секретничайте с детьми на кухне , но взаимодействуйте между собой, не стремитесь гнуть каждый свою линию. Если мама и папа действуют в одном направлении, укреплять отношения с детьми легче.
  • Не стоит придавать большое значение психологическим нормам, если ребенок чувствует себя комфортно, пребывает в позитивном настроении, эмоционально стабилен и не склонен к конфликтам. Коррекция самооценки при небольших отклонениях от возрастной нормы не всегда необходима.
  • Умейте признавать свою слабость и вовремя обращаться к специалистам. Консультация семейного психолога может за пару часов расставить по местам причины всех ваших родительских неудач.
  • Взаимодействуйте со школьными педагогами , интересуйтесь результатами плановых психодиагностических исследований. Просите дать рекомендации. Успешный родитель должен быть открыт для информации и опыта, не бояться приобретать новые модели поведения и заниматься самовоспитанием.
  • В конце концов, изучайте педагогический опыт в интернете . Смотрите документальные телешоу о психологах и нянях. Начать можно с программы доктора Комаровского о том, как поднять ребенку самооценку.

Как ни странно, чтобы воспитать ребенка уверенным в себе, достаточно быть любящим и внимательным родителем. Общаться, проводить время вместе, вовремя отмечать изменения в поведении чада, помогать ему вернуться на позитивный путь развития, поддерживать его увлечения и положительно оценивать достижения.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Статьи по теме: