Студенческая семья как объект социальной работы. Социальный статус молодой семьи

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим "набором" наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень "социального оптимизма" супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Любовь должна быть подлинной и действенной.

Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение - необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.

Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть положительный опыт.

Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве.

По данным социологов сегодня также примерно 40% семейных студентов имеют дополнительный приработок. Но если среди студентов консерватории дополнительно работает почти половина семейных студентов, то среди будущих педагогов - всего 3-5%. Следовательно, возможность "подработать" во многом зависит от профессии, к которой готовит себя студент.

Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время.

Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • 1. Студенческая семья - особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;
  • 2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;
  • 3. Студенческая семья также характеризуется большей зависимостью от родителей, т.к. единственный источник доходов - стипендия или, иногда, плюс кое-какой заработок;
  • 4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития.

Студенческие годы - это не только период получения высшего образования, но и благоприятное время для создания семьи по многим причинам: широкие возможности выбора брачного партнера, общность многих жизненных целей, схожесть ценностных ориентации, оптимальный возраст супругов для рождения ребенка-все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых семей. Однако их бытовая неустроенность, материальная несостоятельность при отсутствии должного внимания со стороны государственых и общественных институтов могут стать серьезным препяствием на пути становления молодой семьи.

Студенческая семья-достаточно сложный объект для исследования. Это семья, в которой оба супруга-студенты высшего учебного заведения, то есть гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены.

«Праздник, который всегда со мной»-так, видимо, многие назовут время, следующее сразу после свадьбы: радость постоянного общения, возможность не таясь проявлять чувства, сдерживаемые и с трудом скрываемые еще совсем недавно.

Молодые живут, сохраняя привычки той поры, когда»еще были женихом и невестой: им не сидится дома, они тянутся к друзьям, проводят время на танцах, в кино... Проходят дни, месяцы, и постепенно снижается острота ощущений от радо-сти близости. Реже бурные всплески чувств, чаще появля­ется потребность побыть одному, что-то обдумать, отдох­нуть - верный признак того, что праздники любви конча­ются, начинаются ее будни. Самое тяжкое испытание, что ждет юных супругов, - будни с их жизненной неустроен­ностью, неумением вести хозяйство при недостатке мате­риальных средств. Начинается спуск с поэтических вершин в долины прозы. «Живя тесно вместе, люди слишком близ­ко подходят друг к другу, видят друг друга слишком под­робно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепе­стку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность»,-говорил А.И. Герцен.

«Обесцвечивание» себя и другого - второй труднейший экзамен, который нередко не выдерживают молодожены. Проходят его непременно все, но реагируют по-разному.

Третий экзамен: распределение ролей, обязанностей в ма­леньком государстве, именуемом семьей. Как мир отлича­ется от войны, так и семейная любовь от внебрачной или добрачной. Война, как известно, требует подвигов, крови, жертв, мир - трудолюбия, выдержки, сочувствия и терпи­мости. Но каждодневное служение одной цели, одному че­ловеку нередко оказывается куда более сложным испыта­нием для характера, чем кратковременный взрыв чувств и желаний .

Каждая студенческая семья так или иначе проходит та­кие стадии и испытания. Но у нее есть особенности по срав­нению с вновь создаваемыми и функционирующими семья­ми рабочих и служащих. Наиболее характерные из них - источник семейного бюджета, зависимость от родителей, отсутствие собственного жилья, высокий уровень нравствен­но-психологического единения, эмоциональных контактов, ориентация на духовные потребности.

Многоплановость самой студенческой жизни (учеба, тру­довые семестры, спорт, досуг и т.д.) создает широкие возмож­ности для того, чтобы увидеть своего избранника, будущего бранного партнера, с разных сторон и принять мотивирован­ное решение о создании семьи.

Как правило, партнера выбирают на 1-2-м курсе, а ре­гистрируют брак- на 4-5-м. Длительное пребывание в «женихах» или «невестах» нежелательно: во-первых, это способствует возникновению добрачных половых связей, а во-вторых, отодвигается время рождения первого ребен­ка, что отрицательно сказывается на становлении молодой семьи.

При изучении особенностей формирования и функционирования студенческой семьи были проанализированы мотивы к вступлению в брак. Студентам было предложено вы­брать один из трех возможных ответов: любовь - основа брака; брак может быть и без любви; роль любви в браке преувеличена. Анализ их ответов показал, что большинство студентов предпочли первый вариант .

В работе приводится ряд личностных установок на семейную жизнь у молодежи 18-20 лет:

1) неопределенная (нет четкого представления о будущей семейной жизни);

2)реальная (ответственное отношение к созданию семьи, она должна основываться на взаимной любви и совместном преодолении трудностей);

3) осторожная (озабоченность увеличением числа разводов и сложностями семейной жизни; решение не спешить обзаводиться семьей);

4) идеализированная (в будущей семье все должно быть прекрасно).

В ходе опроса студентов выясняются различия в отношении к семейной жизни по их половым и возрастным признакам. Если многие первокурсники считают, что женитьба - это потеря личной свободы, то уже на 3-м курсе такое мнение разделяют меньшее число студентов. Девушкам свойственны большие ожидания, связанные с семейной жизнью. К 3-му курсу возрастает количество тех, кто уверен, что именно семья приносит человеку наибольшее удовлетворение в жизни. Абсолютное большинство молодых людей считают взаимную психологическую поддержку, взаимопонимание безусловными компонентами семейной жизни.

В студенческой среде материальные мотивы к вступлению в брак практически отсутствуют, для нее характерно преобладание прогрессирующей мотивации: любовь, духовн­ое влечение, взаимопонимание, психологическое единение. Учитывая раннее физиологическое созревание молодых людей (акселерацию) и реальный уровень благосостояния на­селения, можно полагать, что к моменту вступления в брак большая часть молодежи еще не будет иметь возможности самостоятельно содержать семью и воспитывать детей.

Вопрос о роли старшего поколения в молодой семье весь­ма противоречив, здесь есть позитивные и негативные мо­менты. Старшее поколение стремится передать наследникам свой жизненный опыт, осуществить свою роль воспитателя, вырастить достойных продолжателей своей фамилии. Од­нако излишняя опека обусловливает некоторую инфантиль­ность, несамостоятельность взрослых детей. Материальная помощь, постоянная забота, внимание, которое получают молодые, оборачиваются отрицательной стороной-подта­чивается неокрепшая семья. Согласно результатам иссле­дований, доля браков, расторгнутых из-за вмешательства родителей, составляет до 25% от общего числа разводов. Напряженные отношения между молодыми парами и их родителями наблюдаются столь же часто, немало и тех, кто считает, что все осложнения в семье происходят из-за вме­шательства родителей.

Показательно, что взаимоотношения родителей не явля­ются образцом для подражания."На вопрос «Хотели бы вы повторить и перенять стиль и характер семейных отноше­ний своих родителей?» почти 90 % опрошенных молодых людей ответили «нет». Это вовсе не означает, что все или по крайней мере большинство из них - выходцы из неблаго­получных семей, а свидетельствует о высоких идеалах и стремлении молодежи к совершенствованию и облагоражи­ванию отношений между мужчиной и женщиной, пересмот­ру прежних установок на институт семьи.

В студенческой среде повышенные требования к брачно­му партнеру особенно характерны для девушек. Современ­ную студентку «лишь бы какой» муж не устраивает. Как показывают результаты опроса, в ее представлении муж в идеале должен быть прежде всего интересным человеком, "немного романтичным, обладать чувством юмора и соб­ственного достоинства, быть честным, умным, обаятель­ным, понимать жену, помогать ей во всем и т.п.

Студенты-мужчины видят свою избранницу обладающей следующими качествами: она должна быть чуткой, жизнерадостной, доброй, понимающей мужа, любящей, эрудированной, спортивной.

Психологами не подтверждается предположение, что се­мейнная жизнь отрицательно сказывается на успеваемости студентов. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальныезатруднения, для значительной части студентов (40 % мужчин и 35 % женщин) стала фактором, стимулирующим учебу: «неудобно перед мужем (женой) не сдать сессию и ю получать стипендию». При общений студенты-супруги, как правило, часто обсуждают ход своей учебы, оказывают друг другу помощь при подготовке к занятиям, во время сессий.

Семейная жизнь нередко способствует упорядочению бъгга, выработке более регламентированного поведения. Однако семейные заботы, связанные с уходом за ребенком, требуют многих сил и времени. Среди студентов, имеющих детей, более высок процент неуспевающих и среди женщин, и среди мужчин. Как правило, отчисляются из-за неуспеваемости чаще всего как раз те, которые имеют детей и у которых плохо налажен быт.

Совмещение учебы и семейных обязанностей возможно лишь при правильной организации совместной жизни, что, в свою очередь, связано со степенью подготовленности к браку.

Идейное единение супругов особенно характерно для выходцев из одной социальной среды. В студенческой семье общность деятельности изначально диктует и справедливое распределение домашних обязанностей между супругами. С хозяйственно-бытовой сферой связано обеспечение равенства в семье. Для семейной студентки особенно важна забота супруга, поскольку она не хочет замыкаться в себе. Большая загруженность домашними делами не позволяет женщине реализовать себя в других сферах деятельности.

Конфликты в студенческой семье

Сама по себе тема «природа конфликтов в молодой семье» не получила должной разработки как в отечественной педа­гогике и психологии, так и в зарубежной. Молодым людям необходимо знать различия между влюбленностью, любо­вью и страстью, разбираться в своих чувствах, учитывать особенности психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибиться или по крайней мере меньше ошибаться и стра­дать, чтобы уметь извлекать полезное из допущенных оши­бок, исправлять их.

Конфликтные ситуации так или иначе возникают в лю­бой семье. Основные причины супружеских конфликтов - несходство взглядов и различие интересов; разногласия по финансовым вопросам; споры по вопросам воспитания де­тей; ревность одного из партнеров.

Тот факт, что несходство взглядов и различие интересов представляют собой наиболее частую причину возникнове­ния супружеских конфликтов, согласуется с данными судеб­ной статистики по разводам .

Разногласия по тем или иным вопросам возникают чаще там, где партнерам свойственны излишняя вспыльчивость, непоследовательность, эгоизм.

Психологи рассматривают низкую частоту конфликтов как один из критериев сплоченности семьи. Другим показа­телем ее сплоченности является характер конфликтов. Сча­стливые семьи отличаются не отсутствием конфликтов, а их малой глубиной и сравнительной безболезненностью, отсутствием серьезных последствий. Определение характе­ра конфликта зависит от того, способствует он или нет со­хранению и развитию супружеских отношений.

Конфликты бывают конструктивными (они желательны и даже необходимы для развития отношений в семье) и деструктивными (препятствующими адаптационным про­цессам). Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между суп­ругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладани­ем деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода. Конструктивный конфликт предполагает снятие наряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение .

В большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер. Обычно оба супруга обеспокоены их появлением. Характерная черта студенческого брака - разнообразие конфликтов, связанных с жизнедеятельностью семьи и с широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Согласно исследованиям, проведенным кафедрой «Социальная работа» филиала Московского государственного социального университета (МГСУ) в Минске в 2005 году, браков, свободных от всякого рода конфликтов, в действительности не существует. Без тех или иных противоречий чувство любви перестает освежаться, развиваться и совершенствоваться. Но бесконечные конфликты разрушают те притягательные стороны в межличностных отношениях, которые и привели к созданию семьи. Студенческие семьи в этом отношении не являются исключением. Более того, они относятся к группе риска». Это связано с адаптацией молодых супругов к новым социальным ролям, с материальными проблемами, проблемами жилья и т.д.

Семейный конфликт рассматривается как способ выражения и разрешения противоречий, лежащих в основе развития сложнейшей системы, каковой и является семья. Противоречия заложены в самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы, а конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, проявляется во взаимоотношениях и взаимодействии членов семьи.

Наличие конфликта – это всегда конфликтное поведение, то есть действия, направленные на достжение своих целей. Такое поведение может проявляться в скрытой и открытой форме. Скрытая форма характеризуется демонстративным молчанием, резкими жестами или взглядами, холодностью в отношениях. Открытому конфликту характерны взаимные словесные оскорбления действующих лиц, их демонстративные действия. Конфликты в семье создают напряженную остановку для всех ее членов. Психотравмы, негативные преживания всегда сильно воздействуют на личность.

Брак заключается для взаимного удовлетворения самых разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных потребностей одного или обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, арзрушая устойчивасть брака.

Ниже описаны причины и характеристики конфликтов согласно работе .

Причина Характеристика

Неудовлетворенность одного из супругов Унижение достоинства партнера,

значимостью своего «Я» неуважение к нему

Неудовлетворенность сексуальными Рзамолвки, психическое напряжение,

отношениями одного или обоих супругов агрессия

Неудовлетворение потребности одного или Отсутствие ласки, заботы, внимания и т.п.

обоих супругов в положительных эмоциях

Гипертрофированные потребности одного Пристрастие к спиртным напиткам, азарт-

из супругов ным играм и т.п., приводящее к бесполез-

ным тратам средств семьи

Финансовые разногласия Преувеличение роли одного из супругов

в распределении семейного бюджета

Бытовые проблемы Неудовлетворение потребностей в

питании, одежде, устройстве домашнего

очага и т.д.

Неправильное распределение обязанностей Отсутствие взаимопомщи, взаимопод-

в семье держки по вопросам ведения домашнего

хозяйства, ухода за детьми

Различие интересов супругов Несовпадение способов проведения

отдыха и досуга, хобби супругов

личие конфликта- это всегда конфликтное поведе-е, то есть действия, направленные на достижение своих тей. Такое поведение может проявляться в скрытой и от-атой форме. Скрытая форма характеризуется демонстра-зным молчанием, резкими жестами или взглядами, холод-лъю в отношениях. Открытому конфликту характерны 1имные словесные оскорбления действующих лиц, их де-

По утверждению автора работы , в быту распространены «три невежества»: психологическая неграмотность супругов; половое невежество; педагогическая малограмотность. В период, когда юноша и девушка встречаются, знакомятся друг с другом, чувство влюбленности, романтизм мешает им взглянуть на партнера с житейских позиций. Каждый из них, вступая в брак и создавая семью, имеет свои взгляды, привычки, которые отличаются от взглядов и привычек партнера.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 4

1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей. 4

1.2. Типы семей. 6

2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ.. 15

2.1. Учеба и семья. 15

2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

Актуальность данной темы обусловлена следующим.

Учитывая курс, который государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.

Студенческая семья - достаточно слож­ный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования как правило относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века.

В нашем исследовании под сту­денческой семьей понимается такая, в ко­торой оба супруга - студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по соци­альному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенчес­ких семьях, как правило, дошкольного возраста.

Студенческая семья в силу близости идей­но-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Однако существует ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис­тративно-правовых факторов, затрудняю­щих реализацию положительных устано­вок на успешное функционирование се­мьи в студенческие годы. Целью иссле­дования являлось определение специфи­ки студенческой семьи и изучение фак­торов, влияющих на успешность студен­ческого брака.

Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.


Студенчество многочисленный отряд молодежи. В 896 вузах страны обуча­ются более 5 млн. студентов, в том чи­сле на дневных отделениях свыше 2 млн. 600 тыс. 55 % студентов вузов составляютженщины. Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время до­ля семенных студентов возрастает.

Этот процесс соответствует общей тенденции омоло­жения брака, кинетика свидетельствует, что к воз­расту 25 лет в Ирак вступают более 80 % женщин и около 70 % мужчин (сравните: 20 лет назад соответст­венно 70 % и 60 %). Студенты не являются исключением. Кроме того, среди студентов больше половины женщин, и понятно стремление последних создать семью в на­иболее благоприятные для этого годы. Сказывается и тот фактор, что среди студентов растет число тех, кто пришел в вуз из Российской Армии, с предприятий, подготовительных отделений.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы явля­ется изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и адми­нистраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: вы­деляются места в общежитии, выдаются денежные по­собия, создаются по возможности условия для совме­щения учебы и воспитания детей. Все это в опреде­ленной мере облегчает жизнь студенческих семей. Из­меняется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Проводившееся в 1988 г. исследование проблем сту­денческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина пока­зало, что целесообразным создавать семью в студен­ческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что не­целесообразно - 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опро­шенных. Ответы эти говорят о том, что треть студен­тов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

Специфика студенческого брака заключается и в осо­бенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре­деление на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие духовности студенческого брака.

Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими сос­тавляющими способствуют поддержанию высокого эмо­ционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке.

В гомогенном студенческом браке ожи­дание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социаль­ного статуса произойдет у обоих супругов. Таким об­разом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения сос­тава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищ­ные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком. Социальное происхождение замужних студенток и же­натых студентов разнообразно. Более трети выход­цы из семей специалистов со средним и высшим об­разованием, чуть меньше - из семей рабочих. Около пятой части семейных студентов имеют родителей-кол­хозников. В ходе исследования была выявлена схожесть социального происхождения у 57,2 % супругов. Видимо, однородность социальной среды воспитания юношей и де­вушек, обеспечивающая сходство интересов, привычек, социальных установок, способствует их эмоциональному сближению и созданию семьи.

Вместё с тем следует заметить, что социальное про­исхождение все в меньшей степени играет роль при вы­боре брачного партнера. Распространение социально не­однородных семей (в нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует о про­цессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классо­вый характер. Вместе с тем встречается определенная«плановость», стремление (прежде всего родителей де­вушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кру­гу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работ­ников науки, культуры. Сохраняется она и в студен­ческой среде. В частности, исследование 1988 г. пока­зало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различ­ный уровень образования юноши и девушки препятст­вием для заключения брака.

Студенческая среда отличается пестрым этническим составом: большинство студентов - белорусы (72,9 % мужчин и 65,4 % женщин), значительная часть - рус­ские (14,1 и 20 %), есть украинцы (5,9 и 5,4 %), поля­ки (3,6 и 5,4 %), а также другие национальности (2,6; и 1,3 %). Согласно нашим данным, национально смешан­ные браки составляют 52 %. Это в основном пары, сос­тоящие из белорусов и русских, белорусов и украинцев, белорусов и поляков, т. е. представителей близких куль­тур. Основную массу однонациональных пар представ­ляют белорусы, что является отражением сложившегося в республике соотношения студенчества по националь­ному признаку. Наше студенчество характеризуется от­сутствием национальных предрассудков при заключении брака. Только 12,7 % опрошенных студентов; дали ут­вердительный ответ на вопрос «Может ли другая национальность любимого Вами человека послужить препятствием для вступления с ним в брак?». Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание вуза и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22-24 года, у женщин 20-22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет; (39,8 %). Чуть меньшую, со стажем до одного года (37,7 %). Остальные (22,5 . %) имеют стаж семейной жизни более двух лет.

Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д. Одна из бывших студенток написала в редакцию молодежной газеты такое; письмо: «На втором курсе института я объявила ро­дителям, что выхожу замуж. Родители тут же схватили меня за руку, потащили в институт и вместе с рек­тором принялись убеждать, что в первую очередь нужно окончить институт, а потом выходить замуж. Мы вполне могли расписаться и без согласия родителей, но я боялась это сделать и решила, что они желают мне только добра, а потом придет время, и все у меня еще будет: семья, муж, дети. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня есть квартира, я неплохо за­рабатываю, но у меня нет семьи, детей, и я уже не надеюсь, что это будет».

Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - соз­давать семью в студенческие годы или нет. Опрос эк­спертов во всех вузах республики (представителей профкомов, парткомов, ректоратов, комитетов комсомола) дал возможность установить, что большинство из них одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обза­велись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление лич­ности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отме­чается более серьезное отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность в ра­боте, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, спо­собствует развитию интеллектуальных и социальных пот­ребностей.

Однако эти аргументы, которые могут быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуж­даются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.

Студенческая семья - это семья, в которой оба супруга - студенты очной формы обучения. В образовательном пространстве страны студенческая семья 10-15 лет назад считалась обычным явлением и это было обусловлено целым рядом причин: социальной защитой детей, самих молодых родителей, льготным предоставлением жилья, бесплатным образованием, повышенной стипендией. Более 40% 36 семей привлекались к участию в конкурсах: «семейный туризм», «спортивная семья», «папа, мама, я - спортивная семья», что стимулировало создание студенческих семей.

На современном этапе кардинально изменилось представление студенчества о браке. Девушки не стремятся выйти замуж за студентов, они стараются выбирать себе в спутники жизни людей, имеющих хорошую работу и способных обеспечить семью. Среди мужской половины студенчества такие встречаются преимущественно на 4-х и 5-х курсах, в возрасте от 22 до 35 лет, с жизненным опытом, которые уже нашли свое место в жизни: устроились на хорошую работу, имеют неплохие доходы, а учебу продолжают исключительно для получения диплома. Таких студентов в вузах не так уж много.

Эмпирические материалы и наблюдения показали, что одной из отличительных черт студенческой семьи является ее гомогенный, социально однородный характер. Одинаковое социальное положение супругов-студентов обусловливает общность их интересов, привычек и жизненных позиций.

Вместе с тем было бы неверно отрицать влияние социального происхождения супругов на поведение в быту, на характер семейных отношений. Представители разных социальных групп отличаются своими жизненными ориентирами. В зависимости от места проживания родителей, их социального статуса планы молодых супругов корректируются. Различна и материальная помощь со стороны родителей, проживающих в селе или в городе.

Выходцы из сельской местности, иногородние студенты чаще сталкиваются с трудностями в решении проблем жилья по сравнению с уроженцами города, в котором расположен вуз. Поэтому острота жилищной проблемы у семейных студентов различных вузов зависит не только от наличия или отсутствия специальных общежитий, но и от численности иногородних студентов в институте. Многие вузы стремятся решить эту проблему, выделяют студенческим семьям комнаты в общежитиях, но их недостаточно по сравнению с числом семей. Молодым супругам приходится снимать квартиры или комнаты, что ухудшает и без того сложное материальное положение семьи.

Как уже отмечалось, в социальном отношении студенческая семья является типично гомогенной, а в национальном - весьма разнородной (гетерогенной) семьей. Этническая принадлежность супругов самая разнообразная. Совместное обучение в вузах, отличающихся пестрым этническим составом и отсутствием национальных предрассудков у студенческой молодежи, все это способствует образованию межнациональных браков. Эти браки способствуют распространению прогрессивных традиций, взаимообогащению национальных культур, языка, обычаев и традиций.

На студенческих свадьбах наиболее типичной является ситуация, когда невесте 19-20 лет, а жениху 21-23 года. У большинства пар разница в возрасте муже и жены составляет 2-2.5 года, студенческая семья отличается от других тем, что среди них довольно много семей, где муж и жена одного возраста.

Немаловажным является вопрос распределения бюджета студенческой семьи, который складывается из трех источников: стипендии, материальной помощи родителей, приработка мужа и жены. Стипендии получают почти все семейные пары. Проблема с трудоустройством стоит очень остро, студенты могут рассчитывать только на небольшие и непостоянные заработки. Помощь родителей тоже может быть разной, одни присылают ежемесячное пособие, другие - покупают вещи, одежду, продукты. Денежные ресурсы студенческая семья чаще всего расходует стихийно, бюджет семьи супруги ведут совместно.

В студенческих семьях часто один из супругов жертвует своими интересами во имя интересов другого, особенно когда это касается перспектив семьи. Важной психологической основой брака является духовная, психологическая совместимость у супругов, студенческая семья отличается высоким уровнем адаптивности. Взаимопонимание и взаимопомощь, духовная близость супругов в студенческих семьях высока. Она основана на общих принципах миропонимания и воспитания. Поэтому не случайно студенческие семьи отличаются высоким уровнем демократизма. Это проявляется в различных сферах жизни, в том числе и в распределении обязанностей по дому, студенты привыкли делать все вместе, но существуют зоны в домашнем хозяйстве, где правит один из супругов.

Сравнительный анализ семейно-брачных отношений в семьях различного типа показал, что в студенческой семье уровень удовлетворенности браком и супружеством выше по сравнению с другими типами семей. Также жизненные планы, ценностные ориентации супругов-студентов в большей мере связаны с семьей, ее укреплением, нежели с материальными благами.

Студенты связывают свою жизненную стратегию с семейным образом жизни. Они рассматривают семью как надежную защиту, жизненную опору. Главной семейной ценностью студенты называют возможность иметь и растить детей. Молодые люди считают, что семья должна обеспечить возможность развития человеческой личности. В 2004 году было проведено исследование зависимости времени добрачного знакомства и длительности сохранности семейных отношений. Если длительность знакомства до брака меньше месяца, показатель устойчивости брачных отношений впоследствии составляет 4%, от 1 до 6 месяцев - 14%, до года - 22%, от 1 года до 3 лет - 42%, а уже свыше 3 лет - 18% 37 . Получается, что как слишком короткий, так и слишком длительный период развития добрачных отношений является фактором риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего партнера. Длительный период ведет к снижению интереса и привлекательности.

Проблемы студенческой семьи

В современной России студенческие семьи переживают кризис, это связано с изменением духовно-нравственных ориентиров молодежи и со сложившейся политической и социально-экономической ситуацией в стране. В связи с этим студенческой семье предстоит столкнуться с рядом проблем социально-экономического характера.

Одной из актуальных проблем является материально-бытовая. Во-первых, это финансовые проблемы, по статистике, большинство студенческих семей находятся в очень тяжелых материальных условиях, несмотря на то, что бюджет семьи складывается из стипендий (если они имеются), пособий на ребенка, вторичных и непостоянных заработков и помощи родителей. Во-вторых, это жилищная проблема. Редкая студенческая семья имеет собственную квартиру. Самым предпочтительным вариантом является проживание с родителями. К сожалению, в современном обществе сформировалась установка, согласно которой раздельное проживание с родителями является, чуть ли не гарантией благополучного брака. В некоторых случаях совместное проживание с родительской семьей в первые годы жизни для молодых супругов просто необходимо. Проживание с родителями дает молодым супругам не только завершить образование и более рационально и интересно проводить свое время, но и своевременно иметь ребенка, что хорошо для здоровья женщины и морального климата студенческой семьи.

Приветствую тебя, читатель сайта сайт! Студенческая пора - особое время не только потому, что ты получаешь образование со всеми его прелестями, но и потому, что многие студенты в этот период своей жизни обретают свою вторую половинку. Некоторые из влюблённых даже решаются пожениться, будучи студентами. В связи с этим у многих людей возникает вопрос: студенческий брак - это всерьёз и надолго, или просто очередная ошибка молодых людей? Давайте разбираться в этом вопросе…

Перед тем как высказать все «за» и «против» насчёт студенческого брака, необходимо поговорить вот о чём. У большинства студентов (за редким исключением) даже нет малейшего представления о том, что такое самостоятельная семейная жизнь. Да, скорее всего, вы живёте или жили до того, как поступить в вуз, в семье, вместе со своими родителями и другими родственниками. Однако мало, кто из молодых людей представляет себе самостоятельную семейную жизнь.

Ведь это не только свобода и наслаждение, это, прежде всего - большая ответственность и нагрузка. Приготовление пищи, уборки, посуда, расчёт бюджета, уход за домашними животными, стирка… можно перечислять до бесконечности. Я это всё к тому, что многие студенты-молодожёны думают, что они будут только наслаждаться жизнью в браке.

Однако, как показывает правда жизни, совместное проживание - это не только радости, но, и прежде всего, большая ответственность. Поэтому у меня сразу же возникает вопрос: а вы к этому готовы? Задумывались вы вообще над этим когда-либо или нет?

Наверняка эту статью читают те, кто либо собирается замуж (женится) в скором времени, будучи студентом, либо его знакомые или друзья собираются это сделать. В связи с этим я и хотел вас «поставить под холодный душ», т.е. немного отрезвить ваше сознание, опьянённое любовью

Ну да ладно. Это всё лирика. Переходим к «сухой» прагматике. Давайте поговорим начистоту. Студенческий брак - это хорошо или плохо? Неверный я задал вопрос. Неправильный. Судить о чём-либо или о ком-либо категориями «хорошо/плохо» — это, значит, высказывать чисто свою точку зрения, сложившуюся за счёт личного опыта и ценностей человека.

Поэтому я полагаю, что лучше всего максимально объективно оценивать студенческий брак по важнейшим жизненным категориям. К сожалению, и тут не обойтись без моего субъективизма, однако по-другому сделать не представляется возможным. Я постараюсь «пройтись» только по тем категориям, которые реально значимы с точки зрения российской правды жизни. Вы можете быть не согласны с выбранными мною категориями. Это ваше право.

Итак, в качестве важнейших аспектов студенческого брака мною были выбраны следующие категории:

— жилищный вопрос;

— финансовое положение;

— уровень самостоятельности;

— уровень личностного развития;

Для некоторых могут показаться странными некоторые из вышенаписанных категорий. Однако далее я постараюсь объяснить свой выбор. Кстати, для любителей оценивания - на этот раз я не стану проставлять какие-либо баллы или оценки «за» и «против». Будут только мои личные выводы, а уж соглашаться с ними или не соглашаться, это, как я уже говорил, ваше личное право.

Не будем терять ни минуты, переходим к нашей первой категории.

Я полагаю, что данная категория не вызывает ни у кого никаких вопросов. Ведь жить-то где-то надо всем. Поэтому данный вопрос стоит во главе угла как наиболее насущный для молодожёнов. Что можно сказать по этому вопросу. С милым, конечно, рай и в шалаше, однако в своей собственной квартире жить намного приятнее. Следовательно, нужна своя жилая площадь.

Только вот как ею обзавестись молодым людям? Вариантов тут особо немного. Наиболее распространённые способы представлены ниже:

1) купить на свои деньги;

2) взять ипотеку;

3) купить на деньги родителей;

4) арендовать.

Существуют, конечно, и другие способы приобретения жилья, однако я остановлюсь на популярных. Начнём с покупки жилья на свои деньги. Как вы думаете, многие ли могут себе позволить купить жильё, будучи студентами без чьей-либо помощи? Конечно, немногие.

Если вы только не занимаетесь коммерцией лет с 12, и то вряд ли вы накопите денег на квартиру, т.к. в юношеском возрасте, имея деньги, молодых людей волнуют другие вопросы.

Про ипотеку. Хоть многие и говорят насчёт неё всякие гадости, однако, по сути, ипотека - вещь нейтральная. При правильном управлении ипотечным кредитом (да, да, кредитом можно управлять ), ипотека становится настоящим спасением.

Тут самое главное оценить все возможные риски и иметь здравую голову на плечах. Для того чтобы ипотека не доставляла вам никаких хлопот, вам необходимы хотя бы азы финансовой грамотности. Да и вообще, денежный вопрос сегодня выходит чуть ли не на первый план в наш век материализма. В связи с этим ему посвящена целая категория, о которой мы поговорим ниже.

Купить квартиру на деньги родителей. Наверное, это самый лучший вариант. Однако опять же - многие ли из родителей могут это себе позволить? Тут даже ничего и на ум-то не приходит. Если у родителей нет возможности помочь своим студентам-молодожёнам, то тут мало чего поделаешь. Не будут же дети, вступившие в студенческий брак, требовать от родителей совместно скинуться на жилплощадь, продав или разменяв при этом свои собственные квадратные метры? Хотя, в жизни всякое бывает…

Про аренду. Аренда - это хорошее решение, особенно для молодожёнов. Однако аренда сравни временной пломбе - с ней долго не проживёшь, т.к. это весьма накладно. Лучше приобретать своё собственное жильё. Хотя некоторые всю жизнь живут на арендованных квадратных метрах. Это личное дело каждого.

Вывод по категории «Жилищный вопрос» : Без крыши над головой семейная жизнь не представляется возможной. Жильё необходимо. Лучше всего, если после вступления в брак у вас была возможность жить в своём собственном «гнёздышке». Тогда у вас было бы на одну большую проблему меньше. Многие люди живут «не у себя дома», т.е. арендуют квартиру десятилетиями, и это «подвешенное состояние» очень сильно треплет им нервы. Переезды, арендная плата … в общем, много проблем.

Кстати, я совсем забыл. Молодожёнам можно жить ещё и с родителями. Однако тут вы сами понимаете - со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Если вы будете жить вместе с родителями жены или мужа, то будьте готовы выслушивать упрёки. Поэтому возникает законный вопрос: вам это надо?

Лучший вариант - это приобретение своего собственного жилья (можно в ипотеку). В своём новом «родном гнёздышке» жить всегда приятнее. Да и вдали от всех и детки быстро появляются

2. Финансовое положение.

Денежный вопрос всегда остро встаёт среди людей в наше время. Хотим ли мы этого или не хотим, но практически всё сегодня вертится вокруг денег. Опять же - многие считают, что деньги - это зло, что богатые люди - это плохие люди и т.д. Всё это миф. Деньги, также как и ипотека, также, как, и, я не знаю, стол - нейтральны. Они просто есть.

Вернёмся к нашим деньгам. Студенческий брак - это прежде всего молодая семья. В связи с тем, что молодожёны являются молодыми людьми, то, как и любым другим адекватным представителям данной возрастной группы (ни фига себе выражение ) им свойственно, по большей степени, отдыхать и развлекаться.

В свою очередь все развлечения стоят определённой суммы денег, которые улетают «в трубу» с очередной выпитой банкой пива.

Развлекаться, конечно, нужно, однако никогда не стоит забывать о своём финансовом положении. У молодых людей вряд ли будут большие суммы денег, т.к. молодые специалисты, за редким исключением, получают относительно небольшую зарплату.

В связи с этим, необходимо ясно уяснить, что нехватка денег является одной из самых распространённых причин бракоразводных процессов. Да тут и так всё понятно. Если люди живут в финансовой кабале, если они себе практически ничего не могут позволить из крупных покупок (стиральная машина, холодильник, автомобиль), то жизнь становится не в радость. Даже с любимым человеком.

Начинаются нападки на некогда любимого партнёра. А это всё прямой путь к разводу. Вот почему так важно быть финансово грамотным человеком. Тем более нужно быть подкованным в денежном вопросе, если вы всё-таки решили взять ипотечный кредит на покупку своего собственного жилья.

Многие скажут - деньги, ведь это так скучно! Зарабатывай больше и вот тебе решение всех твоих проблем! Однако не всё так просто. Если вы хотите получить азы финансовой грамотности, то я вам посоветую всего лишь 2 книги на данную тему. Конечно, я могу рассказать вам и о других книгах финансового толка, однако для начала вам и двух книжек будет достаточно.

Первая книга, с которой я хочу вас познакомить, это книга немецкого автора Бодо Шеффера «Мани, или Азбука денег». Эта книга есть в электронном, бумажном и аудио-варианте. Советую вам последний, а именно прослушать эту книгу. Едите ли вы на учёбу или на работу, раз, включили плеер или телефон, и получаете азы финансовой грамотности.

Если вы думаете, что эта книга скучна и «суха», то вы ошибаетесь. Данное произведение написано в виде сказки. Оно весьма увлекательное и относительно короткое (около 4,5 ч.). Я уверяю вас, данная книга вам понравится. Итак, запоминаем - аудиокнига Бодо Шеффер «Мани, или Азбука денег ».

Вторая книга, которую я хочу вам посоветовать - это книга известного автора, американца Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Данное произведение - это бестселлер № 1 среди финансовой литературы.

Поэтому мне тут нечего больше и прибавить. Читайте (или слушайте) данную книгу, и вы измените своё представление о деньгах и способах их получения. Итак, запоминаем: Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа ».

Вывод по категории «Финансовое положение» : Денежный вопрос для студенческого брака является одним из самых острых. Порой неправильное управление своими деньгами приводит к финансовым трудностям, и, как следствие, к бракоразводному процессу. Чтобы избежать финансовых проблем, необходимо обладать, по крайней мере, азами финансовой грамотности.

Лучше всего, чтобы молодожёны совместно решали свои финансовые затруднения. При этом каждый из молодых людей должен руководствоваться не своими прихотями, а совместными благами. Каждый из молодожёнов просто обязан разбираться в азах финансовой грамотности, во избежание взаимоупрёков по денежному вопросу.

На самом деле, универсальный совет прост: тратьте меньше, чем зарабатывайте. И всё.

Общий вывод : В данной статье я рассказал вам о студенческом браке . Мною были проанализированы 2 важнейшие категории, которые напрямую влияют на качество жизни молодожёнов.

Это жилищный вопрос и финансовое благополучие. Две остальные категории (уровень самостоятельности и уровень личностного развития) будут раскрыты в следующей статье. Поэтому, если вы не хотите пропустить её, подпишитесь на обновления нашего сайта .

Теперь вы знаете, что такое студенческий брак .

Статьи по теме: