Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм. Оформление патроната над ребенком из детдома по выходным

Родители для ребенка – близкие и родные люди, но когда они отсутствуют либо уклоняются от исполнения обязательств, для несовершеннолетнего становится актуальным знакомство с другой семьей, осуществляющей патронатное воспитание. В России эта форма устройства детей активно практикуется, чтобы создать им максимально благоприятные условия, обеспечить жизнь в кругу семьи для лучшей адаптации в обществе.

Что понимают под патронатным воспитанием

Патронат предполагает выполнение функций замещающих родителей по уходу, обеспечению потребностей, содержанию, процессу обучения, организации досуга, других жизненно важных моментов для нуждающихся в этом детей. Необходимость реализации этих мероприятий создается, когда законные представители ребенка перестают выполнять свои обязанности.

После того как выявлены обстоятельства отсутствия попечения над несовершеннолетним, его помещают в государственное учреждение (центр помощи детям, интернат) для подбора семьи. Эта миссия возлагается на орган опеки и попечительства, специалисты которого имеют полномочия для устройства ребенка в семью, контроля его содержания, проверки исполнения обязанностей воспитателя, защиты жилищных и имущественных прав.

При решении вопроса о передаче детей для патронатного воспитания большую роль играет факт наличия у него родственников, желающих взять к себе для выполнения дальнейших обязанностей. Если один из родственников оформляет соответствующее заявление, отвечает требованиям кандидата, ребенка передают под опеку или попечительство. Эти 2 формы патроната отличаются в зависимости от возраста несовершеннолетнего:

  • опека действует от 0 до 14 лет;
  • с 14 до 18 лет – попечительство.

При отсутствии родственников, которые желают взять в семью детей, что остались без родителей, осуществлять права и обязанности, присущие воспитателю, предлагают специально обученным приемным родителям на основании договора о патронатном воспитании.

Этот процесс более сложный, так как дети ранее не были знакомы со своей новой семьей, не испытывают к ней родственных чувств. Поэтому перед передачей их законным представителям предполагается период, в течение которого они могут пожить и адаптироваться в новых условиях. Если они находят взаимопонимание между собой, согласны проживать вместе, несовершеннолетнего передают в приемную семью.

Как оплачивается

Согласно ст. 14 ФЗ, под номером 48 «Об опеке и попечительстве» , патронат имеет возмездную основу. Если ребенка берут под опеку или попечительство родственники, им полагается ежемесячная выплата в размере среднего прожиточного минимума на ребенка, который установлен в регионе проживания на содержание несовершеннолетнего.

Это право реализуется только в случае наличия у него статуса «оставшегося без попечения», то есть родители лишены, ограничены в родительских правах, находятся в местах лишения свободы, без вести пропавшие, умершие, недееспособные. Отсутствие этого статуса означает, что родители в полной мере могут заниматься воспитанием, содержанием детей, поэтому выплата не предоставляется.

При патронате со стороны посторонних для детей граждан, что предполагает приемную семью (такую форму применяют только для несовершеннолетних), выплате подлежит пособие на содержание ежемесячно в качестве среднего прожиточного минимума на ребенка, который установлен в регионе проживания. Приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение за каждого несовершеннолетнего в пределах от 5 до 8 тысяч рублей в зависимости от количества детей в семье, состояния их здоровья, наличия инвалидности. Оно устанавливается в каждом субъекте по-разному. Кроме того, при устройстве в такую семью ребенка, законный представитель получает единовременное пособие в размере 16870 рублей.

ВНИМАНИЕ! Ежемесячные выплаты прекращаются тогда, когда кровный родитель восстанавливает свое право забрать детей себе на воспитание: через суд после лишения или ограничения, органы МВД после розыскных мероприятий, возвращается из мест лишения свободы, становится дееспособным.

Отмена пособий также инициируется, если договор о патронате прекращается, то есть законный представитель отказывается от воспитания либо дети не желают больше проживать в этой семье. После чего их направляют в центр помощи детям или другому родителю, желающему принять их.

Кого можно взять на патронат

Процедура по получению заключения, предполагающего возможность стать кандидатом, а затем взять в свою семью детей, насчитывает несколько этапов в соответствии с ПП от 2009 года № 423 . Необходимо понимать, что взять на патронат можно только ребенка, у которого уже имеется статус оставшегося без попечения родителей.

Реализовать возможность по выполнению функции воспитателя можно, если кровные родители малолетнего:

  • лишены родительских прав, ограничены в них (по решению суда);
  • умерли;
  • признаны без вести пропавшими или умершими (по решению суда);
  • имеют статус недееспособных людей (по решению суда);
  • находятся в розыске;
  • проходят лечение принудительного характера в медицинских организациях;
  • находятся в учреждениях пенитенциарной системы, предполагающих общий или строгий режим содержания;
  • уклоняются от исполнения обязательств перед своим ребенком.

Срок воспитания

Период, в течение которого несовершеннолетний будет находиться на попечении родственника или приемного родителя, определяется в индивидуальном порядке. Следует отметить, что преимущество, согласно семейной политике в России, предоставляется кровным родителям. Они в любой момент могут изъявить желание забрать ребенка, но для этого необходимо получить право вернуть статус законного представителя.

Если отец и мать лишены или ограничены в правах, они могут направить документы в суд для восстановления при условии, что обстоятельства, по которым происходило лишение или ограничение, недействительны и это подтверждено сведениями из ведомств. При нахождении их в исправительных учреждениях общего режима, розыске, кровные родители могут реализовать право забрать своих детей от патронатного воспитателя после своего освобождения. В случае признания умершими, без вести пропавшими, при их возвращении также возможен вариант передачи матери или отцу.

Изначально при издании приказа и договора, согласно которым родственник или приемный родитель считаются законными представителями, срок пребывания ребенка в семье не устанавливается. Эти документы признаются утратившими силу, когда он будет передан кровным родителям или станет полностью дееспособным (после 18 лет). Фактически постоянное нахождение несовершеннолетнего под такого рода покровительством реально при смерти его матери и отца.

Кто может взять на патронат

Такая форма опеки как патронат предлагается не всем гражданам, желающим стать кандидатами. К ним предъявляются строгие требования, соответствие которым контролируется органами опеки. К таким условиям относятся:

  • достаточное материальное (имущество, доходы) положение, исходя из расчета прожиточного минимума на каждого человека, являющегося членом семьи;
  • удовлетворительные бытовые условия, наличие для несовершеннолетнего места для занятий, отдельной кровати или комнаты, других средств, необходимых для его нормальной жизнедеятельности;
  • отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением;
  • отсутствие судимости только в отношении преступлений против здоровья и жизни других людей;
  • психологическое состояние кандидата удовлетворяет общепринятым требованиям, по заключению специалиста не имеется рисков, располагающих к жестокому обращению, психической неуравновешенности, эмоциональной нестабильности;
  • лицо обладает позитивной мотивацией к процессу передачи новому члену семьи своего жизненного опыта, ценностей, вносит достойный вклад в его воспитание.

ВАЖНО! Органы опеки преследуют цель привлечения патронатных воспитателей к обучению в специализированных центрах по модульным программам. Эти мероприятия проводят высококвалифицированные психологи. Их задачей является обучить кандидата правильному общению с детьми, получившими психологические травмы, рассказать об особенностях возрастного развития, мерах воздействия при затруднении в процессе воспитания.

Необходимые документы и механизм оформления

Механизм оформления опеки (попечительства) или приемной семьи реализуется в следующей последовательности:

  • человек, желающий увидеть себя в роли воспитателя, обращается в органы опеки для консультации и получает перечень документов, которые необходимо собрать;
  • формирует все необходимые сведения, отраженные в письменной форме, принимаемые в качестве подтверждения отсутствия противопоказаний;
  • пакет документов передается в управление по опеке, где он рассматривается в течение 10 дней;
  • в течение 3 дней специалист выезжает к кандидату для обследования бытовых условий и составляет соответствующий акт;
  • если все данные и условия жизни удовлетворяют требованиям, издается заключение, где сказано о том, что человек может являться опекуном (попечителем), приемным родителем, затем оно выдается заявителю;
  • если ребенок уже выбран, обе стороны согласны на пребывание его в этой семье, учреждением, где он содержится, передается пакет документов на несовершеннолетнего;
  • после чего специалистом подготавливается приказ о передаче его воспитателю.

Лицу, являющемуся кандидатом, необходимо собрать следующие документы:

  • копию паспорта;
  • копии паспорта всех членов семьи старше 14 лет, если они моложе – копии свидетельств о рождении;
  • согласие всех родственников на проживание опекаемого;
  • медицинское заключение, где указано, что противопоказаний по состоянию здоровья нет;
  • справка, выданная МВД, об отсутствии судимостей;
  • сведения о наличии жилого помещения в собственности;
  • информация об уровне доходов себя и супруга.

Этих данных достаточно, чтобы принять решение о целесообразности гражданина стать законным представителем выбранных детей.

Преимущества и недостатки патроната

Патронат имеет свои преимущества и недостатки. Главным позитивным фактором является воспитание в семье, а не содержание в детском доме. При такой форме устройства ребенок получает необходимый для его дальнейшей жизни позитивный опыт, правильную модель поведения, социальные и моральные ценности.

В случае проживания его в государственном учреждении, специалистам не удается уделить ему столько внимания, сколько он требует. Недостатком считается незаменимость кровного родителя воспитателем, несовершеннолетний не воспринимает их как мать или отца, что, при отсутствии взаимопонимания между ними, усложняет дальнейшее воспитание.

Патронатное воспитание - семейная (временная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Патронатный воспитатель - лицо, осуществляющие воспитание ребенка, переданного для проживания в его семье, и содействующее защите его прав и законных интересов.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ для передачи детей на патронатное воспитание

На патронатных воспитателей:

1. Заявление в орган опеки и попечительства о возможности быть патронатными воспитателями.

2. Свидетельство о заключении брака, заявление о согласии супруга (в случае, если патронатные воспитатели состоят в браке).

3. Автобиография.

4. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего принять ребенка на патронатное воспитание, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

5. Справки с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах патронатных воспитателей.

6. Характеристика (служебная) - составляется по месту работы.

7. Характеристика (бытовая)- составляется по местожительству участковым инспектором.

8. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости патронатных воспитателей за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

9. Справка о составе семьи и занимаемой жилплощади патронатных воспитателей.

10. Ксерокопия паспорта патронатных воспитателей - при себе иметь подлинник.

11. Акт обследования жилищно-бытовых условий патронатных воспитателей - оформляет специалист органа опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей.

12. Правоустанавливающие документы на жилое помещение патронатных воспитателей (ордер, договор о приватизации, свидетельство о праве собственности, выписку из домовой книги, договор купли-продажи и т. д.) - иметь при себе подлинник.

13. Справка об отсутствии задолженности по квартплате.

14. Заключение органа опеки и попечительства о возможности граждан быть в качестве патронатных воспитателей - оформляет орган по опеке и попечительству по месту жительства патронатных воспитателей.

15. Фотография 3х4 см.

На несовершеннолетнего:

1. Заявление о согласии на передачу на патронатное воспитание (в случае, если ребенок достиг возраста 10 лет и старше).

2. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего (ей) и паспорт (если ребенок достиг 14 лет и старше).

3. Медицинское заключение о состоянии здоровья и расписка о том, что патронатные воспитатели ознакомлены с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

4. Акт обследования жилищно-бытовых условий.

5. Справка с места учебы или детского сада.

6. Характеристика с места учебы или детского сада.

7. Сведения о близких родственниках (ФИО, адрес).

8. Опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранностью.

9. Документы на жилое помещение, где проживал с родителями (ордер, договор о приватизации, свидетельство о праве собственности, выписку из домовой книги, поквартирную карточку, договор купли-продажи и т. д.)

10. Справку об отсутствии задолженности по квартплате.

11. Документы, подтверждающие отсутствие попечения родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, приговор суда, справка о розыске, справка об инвалидности, справка об отсутствии юридического отца, нотариально заверенное согласие родителей на установление опеки и т. д.).

12. Справка с места жительства о составе семьи.

13. Документы, подтверждающие право ребенка на получение какого-либо пособия (алименты, пенсия и т.д.).

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Оплата труда патронатных воспитателей

Оплата труда патронатных воспитателей производиться в размере:

а) 1700 рублей в месяц за каждого принятого на воспитание ребенка в возрасте трех и более лет;

б) 2800 рублей в месяц за каждого принятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, или ребенка-инвалида

При оплате труда патронатных воспитателей применяются следующие дополнительные выплаты:

а) районный коэффициент;

б) по истечении 3-х месяцев дополнительные выплаты в размере до 70 процентов оплаты труда.

Выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Назначение данных выплат осуществляется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, единственный или оба родителя которых неизвестны, умерли или не в состоянии лично осуществлять воспитание своих детей, находящихся:

  • под опекой (попечительством);
  • в приемной семье;
  • на патронатном воспитании.

Выплаты производятся в размере:

а) 4300 рублей в месяц на содержание одного ребенка дошкольного возраста;

б) 4600 рублей в месяц на содержание одного ребенка школьного возраста.

Термин "патронат" ("патронаж") происходит от латинского слова "patronatus", что означает "покровительство" . В российском законодательстве досоветского периода воспитание детей-сирот в семьях изначально именовалось "патронажем". Как отмечает А. М. Нечаева, в России XIX в. существовали патронат и патронаж. Под патронатом имелись в виду, в частности, меры помощи опустившимся гражданам (лицам, освобожденным из мест заключения, малолетним преступникам и др.) для "обеспечения им перехода к честной трудовой жизни". Патронаж, уходя корнями во времена правления Екатерины II, связывался "с передачей воспитанника в семью для вскармливания". Передача несовершеннолетних в семью осуществлялась на договорных и возмездных условиях, определяемых губернскими управами и лицами, берущими их на воспитание. Обычно брали детей в семью "беднейшие жители", и патронаж становился для них "промыслом" .

В течение первого десятилетия советского периода развития семейного законодательства рассматриваемая форма устройства детей не применялась, но в последующем она вновь появилась , просуществовав на протяжении нескольких десятилетий под названием "патронат" , который осуществлялся на прежних, характерных для патронажа, принципах: возмездности, договорности и срочности. Затем в ходе правовых реформ 1960-х гг. патронат снова не нашел законодательной поддержки в РСФСР и большинстве других республик СССР .

С принятием ГК РФ термином "патронаж" стала обозначаться юридическая форма социальной поддержки дееспособных совершеннолетних граждан в осуществлении принадлежащих им прав (ст. 41 ГК РФ), с СК РФ патронирование вернулось в семейное законодательство России, получив значение самостоятельной формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и новое название "приемная семья".

Кроме того, СК РФ заложил правовую основу для развития патронирования на региональном уровне, так как в первоначальной редакции нормы абз. 2 п. 1 ст. 123 субъектам РФ предоставлялось право своими законами предусматривать иные, не установленные СК РФ, формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Тем самым допускалось, что юридически самостоятельные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут основываться не только на федеральном законе, но и на законах субъектов РФ. Предоставленным СК РФ правом воспользовались практически половина субъектов РФ – в них появилась, стала развиваться и юридически оформляться еще одна, региональная форма патронирования, получившая в законах субъектов РФ наименование "патронат" ("патронатное воспитание", "патронатная семья"). Наиболее интенсивно региональная нормативная база патронирования формировалась после 2003 г. Во многие из принятых ранее законов неоднократно вносились изменения и дополнения, особенно в 2007–2008 гг., что было обусловлено происходившим реформированием системы органов опеки и попечительства .

Во многих субъектах РФ были приняты специальные законы, в наименование которых были вынесен слова "патронат", либо "патронатное воспитание" , либо словосочетания "патронатная форма воспитания" (Краснодарский край), "патронатная форма устройства" (Иркутская область). По большей части патронату придавалось значение самостоятельной формы устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, но нс исключалось отношение к нему как к субсидиарной форме устройства, применяемой при невозможности использования прямо предусмотренных СК форм (усыновления, опеки, попечительства, приемной семьи) (Рязанская, Калининградская области).

В большинстве субъектов РФ патронатное воспитание рассматривалось как форма временного устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками соответствующих учреждений, в семьи патронатных воспитателей на основании договора. В зависимости от региона оно могло законодательно отождествляться с патронатом либо считаться разновидностью патроната . В правовых отношениях, связанных с патронатным воспитанием, участвовали органы опеки и попечительства, патронатные воспитатели, учреждения по патронату, сами несовершеннолетние дети, передаваемые в семьи. Правовой основой для передачи ребенка в семью являлся договор о патронатном воспитании, а важнейшим его условием – разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между сторонами соглашения. В большинстве субъектов РФ договор о патронатном воспитании носил трехсторонний характер, связывая учреждение по патронату, орган опеки и попечительства и патронатного воспитателя. В ряде регионов договор был двусторонним и заключался между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем либо между учреждением, предоставляющим патронат, и патронатным воспитателем. Оформление передачи ребенка в семью нередко не исчерпывалось заключением только соответствующего договора, дополнительно к нему требовались, например, решение органа опеки о передаче ребенка на патронат- ное воспитание (Иркутская область), приказ учреждения о передаче ребенка на патронатное воспитание (Краснодарский край). Могли дополнительно заключаться трудовые соглашения (Курская область), соглашения об оказании возмездных услуг (Рязанская область), "трудовой договор о выполнении работы на дому" (ст. 3, 6 Закона "О патронатном воспитании в Волгоградской области"). Дополнительными условиями заключения договора могли быть, в частности, получение согласия супруга патронатного воспитателя (Архангельская, Оренбургская области), членов его семьи (Чувашская Республика). Срок нахождения ребенка на патронатном воспитании обычно определялся исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Количество детей, передаваемых в патронатную семью, варьировалось по регионам, но, как правило, не превышало трех детей (Удмуртская и Чувашская Республики, Пермский край, Рязанская, Псковская области и др.).

В действующей редакции абз. 1 п. 1 ст. 123 СК РФ допускается возможность введения на региональном уровне именно патронатной семьи, а не каких-либо иных региональных форм устройства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в патронатную семью "в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации" (п. 1 ст. 123 СК РФ). Теперь термины "патронатная семья", "патронат", "патронатное воспитание", введенные в текст СК РФ и Закона об опеке, отождествляются, по крайней мере, в части их договорного оформления.

В соответствии с буквальным смыслом п. 1, 2 ст. 14 Закона об опеке установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатной воспитании).

Таким образом, имеются правовые основания считать, что всей полнотой полномочий по правовому регулированию патронатного воспитания субъекты РФ в настоящее время не обладают, на пего распространяется федеральное законодательство об опеке. Существующее регулирование патроната в субъектах РФ должно быть приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В региональных моделях патронатного воспитания ранее не был четко решен вопрос о семейно-правовом положении сторон в отношениях по патронатному воспитанию . Вследствие включения патронатного воспитания в сферу действия норм об опеке и попечительстве общественные отношения между воспитателем и ребенком, возникающие в патронатной семье, приобрели более четкие юридические очертания. Патронатный воспитатель должен назначаться в качестве опекуна (попечителя) передаваемого в его семью подопечного несовершеннолетнего. Требования к кандидатуре патронатного воспитателя, правовое положение подопечного и опекуна (попечителя) основываются на нормах СК РФ, ГК РФ, Закона об опеке. Поэтому исключается конструкция патронатного воспитания, для которой повсеместно была характерна двойственность правового положения ребенка, который, проживая в семье патронатного воспитателя, одновременно юридически продолжал оставаться воспитанником учреждения, а также воспитателя, который не считался его законным представителем. Отпала вынужденная необходимость разграничения полномочий, связанных с попечением ребенка, между учреждениями по патронату, которые реально способны обеспечивать опекунские функции лишь в отношении детей, пребывающих в них, и патронатными воспитателями, в семьях которых фактически находятся дети. Вместе с тем приобретение патронатными воспитателями правового статуса опекунов (попечителей) существенно меняет их статус, добавляя новые обязанности и влияя на мотивацию вступления в правовую связь с ребенком.

Отличительной особенностью деятельности патронатных воспитателей является ее возмездный характер. Выплаты, как правило, зависят от количества принятых на воспитание детей, финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Хотя на отношения между патронатным воспитателем и воспитанником распространяется федеральное законодательство об опеке, все же не исключается установление законами субъектов РФ более благоприятных для ребенка положений или дополнительных гарантий осуществления и защиты их прав . В соответствии с п. 3 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой и попечительством (а значит, переданные и в патронатную семью), имеют право на содержание со стороны общества, а не опекуна (попечителя). Порядок и размер денежных средств на их содержание, как и на содержание детей, переданных в приемные семьи, должны устанавливаться законом соответствующего субъекта РФ. Региональным законодательством закладывается возможность осуществления дополнительных выплат, например за воспитание ребенка-инвалида, а также иной социальной поддержки семей: предоставление льгот, стимулирующих и компенсационных выплат.

В федеральных законах прямо не установлены особенности договора о патронатном воспитании (патронате, патронатной семье), но как разновидность договора об осуществлении опеки и попечительства он подпадает под действие правил ст. 14–16 Закона об опеке. Он должен быть двусторонним и заключаться между патронатным воспитателем и органом опеки в том же порядке, как и иные договоры об осуществлении опеки (попечительства). Условие о вознаграждении воспитателя объективно становится существенным условием договора о передаче ребенка в патронатную семью, вопросы его выплаты должны разрешаться в таком соглашении (п. 6 ст. 145 СК РФ, ст. 14, 16 Закона об опеке) по аналогии со ст. 153.1 СК РФ – в соответствии с законами субъектов РФ.

Наиболее близка к патронатному воспитанию по своей социальной сущности и юридическим особенностям такая разновидность возмездной опеки (попечительства), как приемная семья. В ст. 153.1 и 153.2 СК РФ содержатся положения о "договоре о приемной семье". Новеллой СК РФ является норма п. 2 ст. 152, допускающая применение к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг "постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений". Ввиду сходства правовой сущности приемной семьи и патронатного воспитания в указанной части на отношения, возникающие из договора о патронатной семье, по аналогии возможно распространение этой нормы. Кроме того, порядок и сроки заключения договора об осуществлении опеки или попечительства определяются на федеральном уровне – Правительством РФ (ч. 4 ст. 15 Закона об опеке) и соответствующие региональные нормы должны соответствовать установленным им положениям.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона об опеке договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу. Вместе с тем по желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с требованиями Закона об опеке.

  • Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1992. С. 450. В русском языке помимо слова "патронат" используется слово "патронаж", хотя оба имеют общее происхождение и предполагают "покровительство", "наблюдение, содействие и руководство кого-либо, чего-либо" (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997). В правовой сфере отсутствуют четкие критерии использования терминов "патронат" и "патронаж".
  • Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 59–62; Она же. Семейное право: курс лекций. М.: Юристъ, 1998. С. 310.
  • Фактически эта форма устройства детей стала возрождаться с принятием Постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 28.05.1928 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках" и от 05.04.1926 "О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки к сельскохозяйственному труду".
  • См.: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 01.04.1936 "О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся": постановление СНК СССР от 23.01.1942 № 75 "Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей".
  • В дополнение к патронатному воспитанию могли устанавливаться социальный патронат и (или) постинтернатный патронат. Социальный патронат предполагает оказание необходимой социальной помощи в воспитании и защите прав детей, проживающих в семьях своих родителей и нуждающихся в государственной защите (поддержке). Постинтернатный патронат заключается в оказании социальной помощи выпускникам соответствующих учреждений: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. В законах отдельных субъектов РФ мог быть иной взгляд на виды патроната. Так, в Чукотском АО помимо постинтернатного и социального патроната были установлены еще две разновидности патроната: "патронатная семья" (передача ребенка в семью патронатной) воспитателя, являющегося штатным работником соответствующего учреждения, на воспитание и содержание на срок свыше 30 дней) и "гостевая семья" (временное, до 30 дней, пребывание в семье воспитателя, не являющегося штатным сотрудником учреждения).
  • В законах субъектов РФ зачастую указывалось, что установление и осуществление патроната не влекут за собой возникновения между пагронатным воспитателем и ребенком алиментных и наследственных правоотношений, а переданные в его семью дети сохраняют правовую связь с учреждением, воспитанниками которого они остаются. Патронатный воспитатель в отношении принимаемых в семью детей не считался их опекуном (попечителем), не имел прав законного представителя.
  • Патронатное воспитание детей по п. 6 ст. 145 СК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об опеке, являясь договорной разновидностью опеки (попечительства), подпадает под действие этого Закона (ст. 1). Законом допускается, что "особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами" определяются СК РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права (п. 2 ст. 3), но СК РФ патронат не регулируется. Из п. 3 ст. 3 Закона вытекает, что, хотя применительно к несовершеннолетним отношения по установлению, осуществлению, прекращению опеки (попечительства) и могут регулироваться законами субъектов РФ "по вопросам, отнесенным к их ведению" Законом об опеке и "но вопросам, не урегулированным непосредственно" этим Законом, но нормы, которые "содержатся в законах субъектов РФ, не должны противоречить" Закону об опеке.
  • См.: постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).

Перечень документов для создания патронатной семьи:

1.копия трудовой книжки;

2.справка об отсутствии судимости;

3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);

4.медицинская справка установленного образца;

5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;

6.документ, подтверждающий наличие жилья;

7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;

8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.

Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.

Статус патронатной семьи

Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:

расширяет выбор условий участия

допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)

допускает отказ от ребенка без длительных процедур

Социальный эффект от внедрения патронатного воспитания

Положительными социальными эффектами от патронатного воспитания являются:

воспитание детей в семье с приобщением к семейным ценностям

готовность детей к самостоятельной жизни

    выросшие дети лучше интегрированы в социум

ребенок имеет связи не только в среде детей, оставшихся без попечения родителей, и взрослых, профессионально занимающихся такими детьми, но и в среде благополучных детей и взрослых, к которым он может обратиться за помощью в трудную минуту. К ровесникам - социальным сиротам обращаться бесполезно, т.к. они синхронно попадают в трудные ситуации (выход из детского дома и пр.)

патронатного воспитателя можно найти рядом с прежним местом жительства ребенка, у ребенка будут образовываться социальные и иные связи в том месте, где он будет жить, а не вокруг детского дома, из которого он потом вернется в свою квартиру. У взрослых новые связи возникают с трудом.

    дети лучше воспринимают на примерах из повседневной жизни, а не теоретически, необходимые для самостоятельной жизни ценности (ответственность, бережливость, важность образования и пр.)

    не требуется специального обучения и принятия других мер для лучшей адаптации к самостоятельной жизни

4. ликвидация условий формирования специфической социальной среды детей-сирот

5. изолированные коллективы детей-сирот продуцируют специфические ценности и установки, которые мешают интеграции во взрослую самостоятельную жизнь и др.

К отрицательным социальным последствиям можно отнести:

1. потенциально конфликтная ситуация между патронатными воспитателями и ребенком

2. противоречие между семейными отношениями и отсутствием ответственности "родителей" за детей после 18 лет

3. стресс при покидании ребенком патронатной семьи по достижении совершеннолетия, резкий переход от семьи к неустроенности, возможно даже больший, сем при покидании детского дом

4. временность нахождения ребенка в патронатной семье; патронатные родители в любую минуту могут отказаться от ребенка; ребенок при отказе патронатной семьи от него получает психологическую травму сравнимую с отказом одной семьи и др.

Критерии подбора замещающей семьи

Замещающая семья по возможности должна обладать следующими признаками:

живет недалеко от места, где жил ребенок

не разрываются имеющиеся личные и социальные связи ребенка

нарабатываемые во время нахождения в замещающей семье личные и социальные связи сохраняются во взрослой жизни

ребенок живет в окружении, которое знает его биологических родителей

ребенок лучше осведомлен о своих биологических родителях

социум воздействует на биологических родителей

легче поддерживать контакты с биологической семьей во время нахождения в замещающей

менее травмирующее оставление биологической семьи и переход в замещающую, и наоборот, возврат в биологическую семью

наличие родственных связей с биологической семьей

более высокое социальное и материальное положение, но не очень значительное различие

разнообразные источники дохода (зарплата, приусадебное хозяйство, предпринимательство и пр.)

собственные дети более старшего возраста

наличие хобби у членов семьи (туризм, спорт и пр.)

высокий образовательный уровень

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Деятельность патронатной семьи характеризуется:

1. профессиональная деятельность (по договору) приемных родителей

или патронатных воспитателей (начисляется заработная плата, трудовой стаж;

патронатные воспитатели проходят специальное обучение);

2. профессиональное сопровождение семей структурами,

заключающими с ними договор (органы опеки и попечительства или

учреждение, организующее патронатное воспитание) и осуществляющими

консультирование (психологическое, педагогическое, юридическое,

медицинское и др.) и контроль над их деятельностью.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).


Перечень документов для создания патронатной семьи:

1.копия трудовой книжки;

2.справка об отсутствии судимости;

3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);

4.медицинская справка установленного образца;

5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;

6.документ, подтверждающий наличие жилья;

7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;

8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.

Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.

Статус патронатной семьи

Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:

расширяет выбор условий участия

допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)

допускает отказ от ребенка без длительных процедур

Мотивы патронатных воспитателей образуют более широкий спектр, по сравнению с усыновителями, опекунами и попечителями, следствием чего является вовлечение большего числа социальных групп.

Возможные мотивы, предполагаемый социальный портрет патронатного воспитателя и плюсы и минусы этой социальной группы приведены в таблице.

Статьи по теме: