Свойства бумаги во второй младшей группе. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "Что лучше: бумага или ткань?"
Составитель: воспитатель Котлярова Н.Н.
Программное содержание: Ознакомить детей с некоторыми свойствами бумаги и ткани и её способами изготовления предметов из этих материалов. Учить способам распознающего наблюдения, обратить внимание детей на слово бумажный, побуждать использовать его в речи.
Словарная работа: Из бумаги, бумажный, склеен, вырезан. Предварительная работа: Утром до занятия дети рассматривают, из чего сделаны косынки и ленточки. Убеждаются, что эти вещи сделаны (сшиты) из ткани.
Материал: Белая бумажная лента, шелковая лента, кукла Даша, кукольная одежда (рубашка, платье, брюки, платок и др.), мебель (диван, стул, стол).
Ход занятия:
Дети стоят полукругом. Проводится пальчиковая гимнастика: «Я люблю свой детский сад».
Сюрпризный момент - приход куклы Даши.
Кукла Даша объясняет детям: «Я, собралась на день рождение к своей подружке Маше и хотела завязать красивый бант из бумажной ленты, но у меня ничего не получается. Дети вы не могли бы мне помочь».
Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные ленты и шелковые ленты из ткани. Воспитатель предлагает детям смять бумажные ленты, затем попытаться расправить их и объясняет вместе с детьми Даше, что бумага легко мнётся, рвётся (дети разрывают бумажные ленты) и поэтому из бумажной ленты нельзя завязать бант. Затем дети пытаются разорвать ткань и делают с воспитателем вывод, что бумага рвется, а ткань нет.
Воспитатель повязывает кукле Даше бант из шелковой ленты, а затем объясняет и показывает, что кусочки бумаги можно склеить, а кусочки ткани - сшить.
Показывает детям кукольное платье и мебель из бумаги (диван, стол, стул) и просит перечислить вещи, которые склеены из бумаги и вещи, сшитые из ткани. Воспитатель, поощряет ответы полными фразами, используя глаголы: склеить и сшить. «Диван склеен из бумаги». «Платье сшито из ткани», «Стул из бумаги, а можно сказать - бумажный» Дети повторяют хором и по - одному.
Затем кукла Даша предлагает детям разойтись по группе и принести вещи, сделанные из бумаги. (На видных местах раскладываются предметы, сделанные из бумаги). Дети приносят их на стол; кукла Даша демонстрирует их, малыши называют их, используя слова: бумажный, из бумаги, склеены, вырезаны.
Кукла Даша благодарит детей за бант; прощается и уходит.
Татьяна Щукина
Конспект НОД «Знакомство со свойствами бумаги»
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
познавательно-исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста»
на тему :
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
в непосредственно образовательной деятельности
«»
время обучения :
06. 04. – 10. 04.2015г.
Выполнила :
Щукина Татьяна Николаевна
Воспитатель
МБДОУ № 400
г. о. Самара
Самара, 2015г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками
среднего возраста
Тема : «Знакомство со свойствами бумаги »
Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи :
1) Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги ; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает) ; развивать, воображение, познавательную активность, любознательность детей(«Познавательное развитие» ).
2) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми, самостоятельность, целенаправленность собственных действий; развивать отзывчивость, сопереживание и уважительное отношение к окружающим («Социально-коммуникативное развитие» ).
3) Расширять словарный запас детей; развивать диалогическую и монологическую речь, высказывать предположения об ожидаемом результате («Речевое развитие» ).
4) Развивать эстетическое отношение к окружающему миру («Художественно – эстетическое развитие» ).
5) Развивать крупную и мелкую моторику рук («Физическое развитие» ).
Методы и приемы :
Практические (проведение опытов, экспериментов)
Наглядные (рассматривание, наблюдение)
Словесные (загадки, беседы, рассказы, вопросы)
Материалы и оборудование : небольшие листочки бумаги разных видов на каждого ребёнка (салфетки, картон, фольга, бархатная бумага , цветная обычная белая бумага ,ёмкости с водой, ножницы, клей, индивидуальные подносы для раздаточного материала, гномики из различных видов бумаги , снежинки, вырезанные из салфеток, нарисованное солнце на ватмане, мольберт.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Игровые упражнения, двигательные паузы.
Игровая Игровые ситуации.
Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование,
моделирование, познавательно-исследовательские проекты
Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы
Изобразительная Аппликация, деятельность в изостудии.
Конструирование Изготовление макетов, моделирование
Элементарный бытовой труд
Самообслуживание Поручения, совместный (коллективный) труд
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель держит лист бумаги : Я – белая, как снег Дружу с карандашом
Где он пройдёт – Заметочку кладёт. Дети отвечают, что это бумага . Дети заинтересованы.
2 Это не простая бумага , а телеграмма, в которой нас просят о помощи. Оказывается в Бумажном городке не светит солнце и нас просят помочь его зажечь. Хотите вы помочь жителям волшебного городка и отправиться в путешествие? Дети с удовольствием соглашаются, садятся на стульчики и иммитируют езду в поезде. У детей развито воображение, они умеют различать реальную и условную ситуацию.
3 А вот и Бумажный городок . Здесь всё из бумаги : и дома, и мебель, и одежда и даже люди здесь бумажные . Первая остановка «Разноцветная» и на ней нас встречает разноцветный гномик. Из какой он бумаги и где мы её применяем? Этот гномик из цветной бумаги . Мы её используем в аппликации и для изготовления различных поделок. Дети владеют устной речью и могут выражать свои мысли.
4 Берём этого гномика с собой и отправляемся дальше. Следующая остановка «Белая» и на ней нас встречают 2 белых гномика. Они предлагают нам пройти к ним в мастерскую и определить, чем они отличаются друг от друга. Дети подходят к столам. На тарелочках лежат листы белой бумаги и картона . У детей сформирована готовность к совместной деятельности.
5 Воспитатель предлагает взять бумагу , погладить её, помять, порвать и сказать чем она отличается. Дети берут тонкую бумагу , гладят её, мнут, отрывают полоску и говорят, что это обычный альбомный листочек. Он гладкий, тонкий, хорошо мнётся и рвётся. Берут в руки картон, гладят, пытаются помять и порвать его. Говорят, что это картон, он толстый, твёрдый, плохо мнётся и с трудом рвётся. Дети умеют выявлять качества и свойства бумаги через исследовательскую деятельность (мнётся, рвётся) .
6 Белые жители благодарят детей и вместе с ними отправляются дальше. Следующая остановка «Блестящая» . Здесь всё сделано из фольги и живут здесь блестящие гномики. Воспитатель предлагает повторить новое слово «фольга» , объясняет, что эта бумага сделана из тоненького слоя металла, предлагает согнуть её пополам и разрезать ножницами. Дети повторяют слово – фольга, сгибают её пополам, разрезают ножницами и делают заключение, что она блестит, легко сгибается и легко режется, хоть и сделана из металла. Дети легко запоминают новые слова, анализируют, делают умозаключения.
7 Следующая остановка «Снежная» . А называется она так потому, что здесь живут снежинки и они хотят, чтобы мы с ними поиграли. Из чего они сделаны и как сними можно играть? Дети находят снежинки, подбрасывают их вверх, дуют на них, снежинки летят. Дети говорят, что они из салфеток, красивые, лёгкие и могут летать, если на них подуть. Дети умеют играть, взаимодействовать друг с другом.
8 Следующая остановка «Бархатная» и всё здесь сделано из бархатной бумаги . Давайте рассмотрим её. Дети трогают бархатную бумагу , говорят, что она не похожа ни на какую другую, она шероховатая, потому что с ворсинками. Дети проявляют любознательность, склонны наблюдать и экспериментировать.
9 Следующая остановка «Опытная» и на ней нам белые гномики предлагают провести опыты с водой. Что произойдёт с бумагой при встрече с водой ? На столе лежат листочки бумаги , картона, салфетки и тарелочки с водой. Дети опускают все листочки в воду, наблюдают, объясняют, что салфетка утонула первая, потому что она мягкая, тонкая и размокла быстрее всех. Затем размокла обычная бумага и последний картон , потому что он самый толстый. Дети сделали вывод, что бумага боится воды . Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага материал непрочный .
10 Следующая остановка «Солнечная» . На ней было много разных гномиков, но все они были грустными, потому что не светит солнце. Давайте поможем Бумажному городку . Дети берут жёлтые салфетки, сминают их в комочки округлой формы и наклеивают на изображенное на мольберте солнышко. У детей развита крупная и мелкая моторика. Они умеют помогать ближнему. Солнышко ярко светит, бумажные гномики довольны и счастливы.
Итоговое мероприятие : Совместно с родителями сочинить сказку : «Бумажное волшебство » .
Конспект занятия « Знакомство со свойствами бумаги»
вторая младшая группа
Цель: Расширение знаний и представлений о бумаге, развитие активного и пассивного словаря по теме.
Задачи: Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает). Обогащать и словарный запас детей за счет слов определяющих свойства бумаги: картон, толстая, гладкая, тонкая.
Развивать у детей познавательную и творческую активность; эмоциональную сферу детей, уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду).
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к бумаге.
Ход занятия:
Звучит сказочная музыка (Дети заходят в группу)
Ой, ребята! Посмотрите, что это?
Ребята! Эта палочка не простая, а волшебная, вот я только взмахну рукой, и совершится чудо. Проверим? Закрывайте глаза (Снять салфетку с сундучка)
Ребята! Появился волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в этом сундучке. (Показываю цветную бумагу, картон, лист белой бумаги)
Что это? Посмотрите ребята, тут много разной бумаги. Давайте посмотрим какая бывает бумага: разного размера, разной формы.
Какого цвета бумага? Можно сказать, что бумага бывает разных цветов, или можно еще сказать: разноцветная.
Сегодня на нашем занятии нам будут помогать вот такие карточки. Что обозначает эта карточка?
Посмотрите, какая это бумага: толстая или тонкая, потрогайте ее руками. Как вы думаете?
А теперь пощупайте вот эту (картон)
Какая это бумага, толстая или тонкая?
Эта бумага называется картон. Как называется бумага?
Наша карточка показывает, что бумага бывает…. (тонкая и толстая).
Теперь возьмите тонкую белую бумагу и сожмите вот так в комочек. Что получилось?
Что мы с вами сделали с бумагой?
Значит бумага мягкая, она мнется. Какая бумага? Показываю карточку.
Ребята! Бумага может быть и гладкой и шероховатой. Погладьте рукой вот этот листок, посмотрите, как хорошо скользит рука, какая бумага: гладкая или шероховатая?
Дети! Теперь возьмите в руки цветную бумагу и давайте сделаем из нее красивые дорожки. Вот так. (Путем обрывания) Что мы делали?
Как вы сделали дорожку?
Значит бумага еще и рвется. Показываю карточку.
И так мы узнали, что бумага рвется, мнется. Что мы узнали?
Сейчас подойдите к этому столу, возьмите кусочки бумаги в руки и опустите их в воду. Что произойдет с бумагой? Давайте понаблюдаем. Какая стала бумага?
Правильно бумага боится воды, она стала мокрая, она может размокнуть и порваться.
Ребята! Как вы думаете, что можно сделать из бумаги?
Посмотрите что у меня? Правильно это бумажный самолет. Давайте мы с вами тоже превратимся в самолетики и немного отдохнем.
Музыкальная физминутка «Самолет».
Молодцы ребята! Теперь я опять взмахну волшебной палочкой. Чтобы чудо произошло, закройте глазки. Ой, ребята! Посмотрите, наши бумажные листочки превратились в снежинки. Давайте с ними поиграем. Положите снежинку на ладошку.
Посмотрите, какая она красивая, воздушная, легкая. Чтобы убедиться, что она легкая, давайте на нее подуем.
Что произошло?
Значит какая бумага?
Посмотрите, какая большая и красивая снежинка прилетела к нам.
Она хочет, чтобы вы с помощью наших дощечек рассказали всё, что вы узнали на занятии.
Ребята снежинке очень понравилось, как вы рассказали про бумагу, и она вам дарит маленьких своих подружек снежиночек.
Посмотрите, какой красивый наш город, в нашем городе уже совсем скоро наступит зима. Как вы думаете чего не хватает на нашей картине? Правильно, на нашей картине совсем нет снега, а какая зима без снега.
Давайте мы сейчас с вами сделаем красивую картину первого снега на улицах нашего города.
Вам нужно взять снежинки и приклеить их на нашу картину.
Молодцы ребята! Какой красивый зимний город у нас получился.
Из чего были сделаны снежинки, которыми мы украшали нашу картину?
Ребята, вы сегодня многое узнали про бумагу .
Скажите, а как нужно относиться к бумаге?
Нужно беречь бумагу, не рвать , не мять и не выбрасывать ее понапрасну , бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.
Анастасия Стойчанова
Конспект занятия «Ознакомление со свойствами бумаги» (младшая группа)
Тема: Ознакомление со свойствами бумаги.
Задачи: Познакомить малышей с различными свойствами бумаги.
Материалы: газета, бархатную, фольгу, салфетки, емкости с водой.
Цель: помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает гладкая и шероховатая, бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить; бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.
Образовательные задачи:
Развивать связанную речь
Учить детей устанавливать причинно - следственную связь
Знакомить детей со свойствами бумаги
Воспитательные задачи:
Совершенствовать представление о бумаге
Расширять кругозор
Воспитывать культуру речевого общения
Воспитывать умение быть наблюдательными
Воспитывать бережное отношение
Словарные задачи:
Активизировать словарь: гладкий, шероховатый, тонкий, толстый
Подбирать синонимы к существительному
Организационный момент:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них по 4 полоски бумаги: картон, бархатная, фольга и салфетка. Дети рассматривают разные виды бумаги, трогают ее.
Вводная часть
Дети, посмотрите, что у меня в руках. Это бумага. Сегодня я хочу познакомить вас с её свойствами и качествами.
Основная часть
Воспитатель: «Сегодня мы с вами, будем рассматривать бумагу. Что будем делать? Посмотрите, что лежит перед каждым из вас».
Дети: бумага, кусочки бумаги, полоски, ленточки из бумаги.
Молодцы, правильно.
Воспитатель: можно сказать и по-другому: бумажные полоски. Затем предлагаем детям: потрогайте, погладьте бумагу и скажите, какая она.
Выслушивает ответы, обобщает: «Есть гладкая бумага. Попадается шероховатая. Одни полоски - из тонкой бумаги, другие - из толстой, а одна - из очень тонкой бумаги.
Воспитатель: Попробуйте смять бумагу. Что вы слышите?
Дети: Шуршит - живая,
Верно, хорошо. Теперь разглаживаем бережно ладошкой и снова сжимаем
Воспитатель: Если с бумагой бережно обращаться, она не рвётся. Затем предлагает распрямить смятую бумагу, спрашивает, стала ли она такой же красивой, как была?
Дети: Нет.
Воспитатель: делает вывод - нет, бумага не распрямилась, не разгладилась. Итак, бумага легко мнется, не распрямляется, не разглаживается. А теперь дети посмотрим, что будет с бумагой, если её опустить в воду.
Дети садятся лицом к воспитателю. Она говорит: «Перед вами стоит таз. Таз с водой. Возьмите любую бумажную полоску и погрузите - опустите ее в воду, затем возвращайтесь за столы. А теперь посмотрите сами, что бывает с бумагой, если поместить ее в воду.
Воспитатель достает и выкладывает на поднос мокрую бумагу; приглашает детей (лучше подгруппами) взглянуть, потрогать, отжать бумагу; выслушивает замечания детей, обобщает их: бумага в воде расползлась.
Заключительная часть
Воспитатель: смотрите, кукла Мальвина пришла. Добрый день, Мальвина! Мы тебе нужны?» Кукла, поглядывая на детей, что-то шепчет воспитателю. Воспитатель: Мальвина хочет загадать вам загадку. Она принесла два платья. Одно из них можно стирать, а другое стирать нельзя. Угадайте, которое платье можно стирать и почему, а которое не следует стирать.
Дети: бумажное стирать нельзя оно намокнет и порвется…
Кукла Мальвина благодарит воспитателя и детей за помощь.
Воспитатель подводит итог наблюдаемому на занятии, проговаривая особенности бумаги (см. цель занятия).
Публикации по теме:
Конспект занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами стекла» ЗАДАЧИ: Познакомит детей с историей возникновения стекла. Познакомить.
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева и металла. Словарная работа и активизация словаря. Тяжелый-легкий, металлический деревянный,.
Конспект занятия «Ознакомление со свойствами сахара» Конспект занятия на тему: «Ознакомление со свойствами сахара». (ТРИЗ). Детский сад № 19 «Ромашка» ГОРОО Воспитатель: Иванова Т. Н. Программное.
Программные задачи: Расширять представления детей о свойствах глины, стимулировать использование исследовательских действий, включать детей.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление детей со свойствами стекла»
НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Ознакомление со свойствами стекла» Тема: «Ознакомление детей со свойствами стекла» Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Конспект занятия "Ознакомление со свойствами бумаги" подготовила воспитатель группы № 2 Путилина Елена Васильевна
Программное содержание:
1. Дать первоначальные знания об изобретении бумаги.
2. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.
3. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.
4. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.
5. Воспитывать наблюдательность, внимание.
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;
Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.
Оборудование: у каждого ребенка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность), ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши.
Ход занятия:
Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С.Михалкова
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности
Пока Ничья не тронула рука...
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?...
Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Верно, о бумаге.
Но сначала послушайте небольшую историю:
Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
Какого цвета бумага?
Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)
Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.
Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? {ответы детей)
Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.
Попробуйте смять бумагу. Получилось? {ответы детей)
Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.
Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
Физминутка
(воспитатель раздает ножницы)
Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
Вся ли бумага режется?
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.
А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.
Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?
ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.
А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги)
Итог занятия
Что сегодня мы рассматривали на занятии?
Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.
А теперь подумайте и скажите, что же можно изготовить из бумаги? (ответы детей)