Техника выполнения ручных швов. Вышивание

Ручные швы и стежки чаще всего используются для рукоделия, вышивания. Но нередко, без них не обойтись и при пошиве одежды на швейной машине. Каждой швее обязательно нужно уметь выполнять ручные стежки и различные виды ручной строчки, поскольку без обычной ручной иглы с ниткой не обойтись при сметывании деталей одежды и проведении примерки.
Ручные строчки потребуются при соединении прокладочных материалов с основной тканью изделия. Ручным скорняжным стежком соединяются шкурки натурального меха, например, при пошиве меховых варежек или меховой жилетки .
При вышивании используется множество видов специальных стежков. Но, мы предлагаем вам ознакомиться только с основными видами и типами ручных стежков и строчек, используемых при пошиве одежды.


Любая одежда перед примеркой сметывается. Сметочный ручной шов должен хорошо соединять детали кроя, и одновременно легко распускаться. Именно этими свойствами и обладают ручные стежки для сметывания деталей кроя. Это самый распространенный ручной стежок, используемый портными.

Сметочные ручные стежки используют также и для обозначения линии стачивания вытачек, закладки складок и нанесения на ткань рельефных линий.
Цвет ниток для смёточного стежка желательно использовать контрастный.

2. Ручной косой стежок, стежок "козлик"


Потайными ручными стежками подшивается подгибка изделий с открытым срезом несыпучих тканей. Эти стежки выполняются через край. Нитку сильно затягивать не следует. Таким стежком можно выполнять невидимый подшивочный шов на юбке, платье и др.

Стежок крестиком выполняются слева направо, образуя крестообразную строчку.
Ручной стежок крестиком имеет очень много разновидностей и часто используется для декоративных целей и ручной вышивки.

3. Техника выполнения потайного подшивочного стежка


Чтобы сделать потайной стежок, ткань у кромки подвернутого края нужно слегка перегнуть. После этого, проколоть иглой ткань на нужную глубину (в зависимости от толщины ткани). Не выводя иглу на другую сторону сделать сквозной прокол отогнутого края ткани. Нить в стежках не нужно затягивать, достаточно лишь слегка подтянуть излишки нитки. Потайной подшивочный стежок рекомендуется выполнять слева направо.

Потайными стежками соединяют подкладку с изделием и подшивают подогнутые кромки.

4. Обметочный, петельный ручной стежок


Если ваша швейная машина не производит выметывание петли , то петли на одежде можно сделать вручную петельными стежками. Петельными стежками обметывают края прорезанной петли, а также обрабатывают края несыпучих тканей, вместо обработки оверлоком.

Чаще всего, обметочный стежок применяется в качестве одного из видов ручного стежка, используемого для обметывания разреза петель. Ткань нужно прокалывать на 2-3 мм от линии среза и делать петлю, забрасывая нить за иглу. Таким швом можно выполнять декоративную отделку кожаных сувениров, самодельных ковриков и т.д.

5. Ручные стежки "назад иглой"


Ручной шов, состоящий из таких стежков, считается наиболее прочным среди всех видов ручных швов. Его целесообразно применять, когда нужно восстановить машинный шов в труднодоступных местах. Им удобно пользоваться, когда нужно прикрепить обтачку к припускам шва в изделиях из тонких тканей. Таким швом можно пришить вручную застежку "молнию" и т.п.

Ручной стежок "назад иглой" выполняется справа налево. Сделайте маленький стежок, введите иглу в ткань, справа от точки, в которой нить выходит из ткани.

6. Виды стежков. Ручной стежок "вспушка"

Это профессиональный шов портных, используемый при пошиве верхней одежды, головных уборов из меха. Такой ручной шов используется портными для незаметного пришивания, закрепления деталей верхней одежды, например подборта мужского пиджака, пальто. Используется также при изготовлении меховых воротников. Игла на лицевой стороне захватывает еле заметный участок ткани, а с внутренней стороны захват иглой делается на всю ширину стежка.


Также как и для пошива одежды на швейной машинке, для ручной работы имеется целый арсенал швейных игл. Для разных видов работ и материалов используются иголки соответствующего размера и типа. Для легких и тонких тканей нужно использовать острые и тонкие иглы.


Ручные стежки можно использовать в тех местах, где швейная машина не может сделать строчку. Появляются либо пропуски стежка, либо нитка рвется. Оставьте этот участок и продолжайте пришивать молнию. Подберите иглу и теми же нитками, что стоят в катушке на машинке, сделайте имитацию машинного стежка ручной строчкой.


Ручные стежки при пошиве штор не используются. Шторы должны иметь везде только машинную строчку. Ручные строчки, сделанные даже опытной мастерицей, всегда будут отличаться от аккуратно простроченных машинных строчек.


Подшить джинсы можно не на любой швейной машинке. Швейная машина ломает иглы на грубых, сложенных в четыре слоя, участках джинсов. Самое время вспомнить про ручные строчки и подшить джинсы одним из таких ручных стежков.


При пошиве чехлов иногда необходимо защитить внутренние края от "высыпания" ткани. Сильно сыпучие ткани после стирки чехла могут "расползтись". Чтобы этого не произошло, используйте ручной стежок для обметывания края ткани. Широкими, не слишком частыми стежками, укрепите срезанные края деталей чехлов.

Каждый из нас, в особенности женщины, рано или поздно сталкиваются с необходимостью взять в руки инструмент швеи, чтобы зашить, подшить, перешить, заштопать или элементарно пришить пуговицу.

Разумеется, хочется, чтобы выполненная работа была максимально аккуратной, не так ли? Но как достичь желаемого результата? В нашей статье мы постараемся разобраться в этом вместе.

Виды спаев и цель их применения

Прежде чем приступить к существующим видам стежков, давайте подробно рассмотрим понятие шва и для чего он служит. Итак, шов – это манипуляция , позволяющая скрепить в определённом положении две или несколько слоёв материи при помощи ручной или машинной строчки. На сегодняшний день существует большое количество различных видов швов, каждый из которых обладает собственным назначением. При помощи одного стежка смётывают различные детали изделия, а другие их воссоединяют в одно целое, третьи предназначены для подшива низа изделия.

Все без исключения стежки по способу своего исполнения подразделяются на машинные и ручные. Некоторые манипуляции при работе с тканью, необходимо осуществлять вручную, например: сметка, прокладывание копировальных силков - стежков и многое другое. В нашей статье речь пойдёт о ручных видах стежков.

Петельный шов

Алгоритм выполнения петельной спайки (фото):

  1. выполняя первую петлю, необходимо, чтобы начало нити было протянуто в петлю, которая потом будет затянута;
  2. начало нити необходимо поместить на ребро используемого среза материала;
  3. осуществить несколько петельных спаек;
  4. начало нити обрезать, предварительно её немного стянув.

Продолжение петельного стежка в том случае, если нить закончилась:

  1. оставить свободный конец закончившейся нити;
  2. сделать петлю следующей спайки уже с новой нитью, не затягивая при этом петли;
  3. продеть в эту петлю конец первой нити и начало новой, после чего умеренно затянуть петлю;
  4. концы нитей необходимо поместить на ребро используемого среза материала;
  5. осуществить ещё несколько спаек;
  6. концы нитей необходимо немного подтянуть, после чего обрезать.

Завершение петельного стежка:

  • необходимо осуществить несколько последних стежков на одном месте;
  • перевернуть материал на изнаночную сторону;
  • подвести иголку под последние несколько стежков, умеренно подтянуть нить, после чего обрезать.

Потайной шов вручную

Потайной стежок используется для подгибки нижней части изделия, которое состоит из высококачественного материала, например: или шелка. На хлопчатобумажных изделиях не применятся. Необходимо придерживаться следующего интервала: на 1 см строчки должно приходиться 3 стежка. Спайка должна осуществляться шелковыми нитями в тон цвета ткани. Нитку во время выполнения стежка затягивать не надо. В результате проделанной работы, на лицевой и изнаночной стороне нить не должна быть видна.

Алгоритм выполнения:

  • необходимо делать отгиб ткани на 50 – 70 мм на изнаночную сторону одинаково вдоль всей длины изделия, после чего отогнутый край следует приметать и хорошо отутюжить;
  • от получившегося изгиба по лицевой стороне, необходимо отмерить ширину подгибки, которая, как правило, варьируется от 3 до 6 см;
  • отогнуть полученную ширину подгибки на изнаночную сторону, после чего приметать и отутюжить;
  • осуществить при помощи иголки прокол изделия, затрагивая 1-2 нити ткани, и соответствующей манипуляцией продеть иглу сквозь внутреннего отогнутого края;
  • расстояние между проколами должно быть стабильно полсантиметра.

Фигурный шов «козлик»

Этот вид спайки необходимо делать для подгибки нижней части изделия в том случае, если срез материала открытый и не подгибается во внутреннюю часть . Используется для изделий, которые изготовлены из несыпучих и плотных материалов.

Стежок необходимо делать слева направо. Необходимо, чтобы стежки спайки покидали пределы края подгибки на 10 мм для тонких и до 30 мм для плотных тканей. Размер каждого стежка для тонких тканей не должен превышать 50 мм, а плотных — 70 мм.

Алгоритм выполнения:

  • отгибаем ткань материала на изнаночную сторону, шириной не более 3–6 см и идентичной вдоль всей длины шва;
  • вводим иголку под подгибку, осуществляем в ней первый прокол;
  • проводим нить вперёд, а иголку справа налево, задействовав 2 нити подгибки, но при этом, не прокалывая ткань изделия.

Выполнение спайки:

  • спайку необходимо осуществлять слева направо;
  • необходимо, чтобы игла всегда перемещалась справа налево, а нить, в свою очередь, слева направо, образуя стежки крестообразные;
  • нить затягивать не надо, спайки должны находиться на весу.

Обметочный шов вручную

Эта спайка необходима для того, чтобы сделать срез материала более аккуратным и предотвратить осыпание изделия . Эту строчку используют для изделий с подкладкой. Обметочный шов, выполненный с помощью шелковой нити в тон цветам изделия из тонких тканей практически незаметна и не создаёт визуальной объёмности толщины припуска стежка, что крайне важно для внешних характеристик изделия. Как правило, делают порядка 3–4 стежков в течение каждых 0,1 см длиной не более 70 мм. Аналогом ручного шва является ролевая спайка, которая выполняется при помощи оверлока.

Спайка « «

Этот шов подобен машинной строчке. Начинается он аналогично со сметочной спайкой . Затем необходимо сделать один стежок назад, положив его сверху первого стежка. Игла вновь и вновь выходит на лицевую сторону ткани, расстояние которой составляет один промежуток между стежками.

Прежде чем приступать к выполнению поставленной задачи, вам необходимо иметь представление о том, как он должен выглядеть в итоге. С лицевой стороны мы видим идеально ровные стежки, а с изнаночной — под наклоном, словно они находят друг на друга.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов является одним из наиболее распространённых среди швов в . В результате работы мы получаем изящные контуры линий, которые могут быть прямыми, изогнутыми или округлыми. Превосходно смотрится в вышивке растений. К слову, это один из самых старых швов на свете.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Шить одежду вручную давно уже не выгодно. С помощью швейной машинки это происходит быстрее и качественнее. А разные виды машинных швов позволяют сделать изделие максимально прочным. Оно хорошо переносит не только длительную эксплуатацию, но и частые стирки. Главное - знать, в каком случае как надо шить.

Классификация швов

Еще в школе дети изучают разнообразные машинные швы. 7 класс даже разбирается на практике, как их выполнять с помощью швейной машинки.

Все швы делятся на три вида: соединительные, краевые и отделочные. Соединительные швы предназначены для того, чтобы скреплять между собой разные части будущего изделия. Такие считаются базовыми. Есть, конечно, среди них и совсем необычные, но они используются крайне редко.

Краевые швы призваны оформлять края изделия, чтобы они не растрепывались и не портили Они настолько же важны, как и соединительные. Хотя и есть некоторые техники, когда края оставляют не обшитыми. Но это частные случаи.

Отделочные швы редко соединяют части изделия или оформляют его края. Они призваны декорировать и создавать необычные эффекты. Отделочные швы машинные находятся где-то посередине между вышивкой и обычным швом.

Разновидности соединительных швов

В специальной литературе терминология машинных швов довольно обширна, а порой и немного синонимична. Один и тот же шов может иметь несколько названий, но технология его исполнения от этого не меняется.

Портные выделяют такие основные виды швов:

  • Стачной и обтачной используются для простого соединения двух деталей ткани.
  • Двойной выворотный шов уместен в постельном белье и детской одежде. Он имеет не такой грубый рубец, а края ткани, обработанные этим способом, не вытрепываются.
  • Расточной шов используется в тех местах, где границы соединения ткани необходимо максимально скрыть.
  • Запошивочный шов имеет два варианта. Чаще всего он встречается на Поэтому его второе название - джинсовый.
  • Настрочный шов необходим для того, чтобы максимально надежно скрепить две детали в том месте, где на них будет максимальная нагрузка.

Как видим, машинные швы очень разнообразны, и применяются они под конкретные задания. Для того чтобы они имели максимальную эффективность, необходимо правильно соблюдать технологию их выполнения.

Стачной и обтачной швы

Основные машинные швы, которыми соединяют детали швейных изделий - стачные и обтачные. По сути, это варианты одного шва, применяемые в разных целях.

Стачной шов основывается на ниточной соединительной строчке. При этом ширина самого шва напрямую зависит от качества и свойства ткани, а также от целей использования изделия. Шириной называют расстояние от края детали до строчки.

Его технология выглядит так: детали изделия складываются лицевыми сторонами друг к другу и прошиваются на определенном ранее расстоянии от края. Далее срезы можно разутюжить, то есть разложить на разные стороны и пригладить утюгом, либо заутюжить в одну сторону или на ребро.

Для воротников, хлястиков, клапанов карманов и манжет уместнее использовать обтачной шов. Сначала изделие прострачивается стачным швом. Потом с лицевой стороны необходимо изделие выметать так, чтобы получился небольшой кант - шириной 1-2 мм. Но это не аксиома. К примеру, обтачной шов может быть до 8 мм, если это осыпающаяся ткань. Таковы виды машинного шва, являющиеся основными для портных.

Джинсовый шов

Это очень прочный и надежный шов. Его видел каждый, у кого дома есть джинсы. А они есть у всех. В любом пособии вы найдете разные виды машинных швов, таблица которых всегда содержит и несколько разновидностей запошивочного (джинсового). Его преимущество еще и в том, что он одинаково красиво смотрится как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Технология его изготовления понятна и сравнительно проста. Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь. При этом нижняя должна выступать на расстояние около 1 см из-под верхней. Прострачиваем детали между собой на расстоянии около 7 мм от края верхней. Первый этап работы над швом завершен.

Нижний срез изделия необходимо подогнуть до самой строчки и накрыть верхним слоем ткани. Перевернув изделие на другую сторону, прострачиваем складку на расстоянии 1-2 мм от ее края с обеих сторон. У нас выйдет складка с двумя параллельными строчками, которые одинаково выглядят как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Другие соединительные машинные швы

Накладные швы широко применяются при соединении карманов или кокеток с изделием. Они имеют среднюю степень прочности. В то же время нуждаются в высоком уровне мастерства швеи, поскольку неровная строчка испортит внешний вид изделия.

Этот шов бывает двух видов: с открытым и закрытым краем. Для закрытого края деталь предварительно проглаживается и наметывается, чтобы облегчить работу с ней. Технология выполнения шва проста. На заранее намеченное место накладывается необходимая деталь и пришивается обычной или декоративной строчкой. Место пришивания хорошенько разглаживается.

Расстрочный шов относится к соединительно-декоративным. Он выполняется на основании стачного шва. Его ширина должна быть немного больше, поскольку с изнаночной стороны края шва разглаживаются и прошиваются параллельно основному. Расстояние при этом может быть любым. Главное, соблюсти два важнейших условия:

1) швы должны быть строго параллельны относительно середины;

2) расстояние от центрального шва к боковым должно быть идеально одинаковым.

Иначе весь декоративный эффект исчезнет, а будет только неаккуратное изделие.

Способы отделки краев

Немаловажно для любого изделия правильно отделать его края. В промышленных целях и у профессиональных портных для этих целей есть оверлок. Эта машина позволяет так обшить край, что он никогда уже не рассыплется. Но внешне это выглядит не очень аккуратно. Поэтому видимые края поддают дополнительной обработке.

В этих целях используют как подгибание ткани, так и ее окантовку. Это зависит от вида и структуры материала, с которым работает мастер. Также эксплуатационные характеристики накладывают свои особенности на обработку краев.

Чаще всего используют разнообразные швы в подгибку и окантовочные машинные швы. 7 класс в школах разбирает технологии основных из них. Поэтому каждой женщине примерно известно, как они выполняются и когда их лучше применять.

Иногда для придания большего декоративного эффекта можно объединять их с отделочными швами или декоративными строчками.

Швы в подгибку

Самые распространенные виды машинного шва для отделки края изделия - это разнообразные швы в подгибку. Начнем с самого простого - с открытым краем. Берем изделие и проглаживаем его края на изнаночную сторону. После этого прошиваем обычной или декоративной строчкой на расстоянии 5-7 мм от изгиба. Если имеем дело с осыпающейся тканью, то ее лучше сначала оверлочить. Этот используется, чтобы не утяжелять низ изделия. Но край всегда подвержен растрепыванию.

Двойной шов позволяет спрятать необработанный край внутрь. Для этого сначала проглаживаем край в направлении изнанки, а потом подгибаем и еще раз проглаживаем, пряча край внутрь. После этого прошиваем шов таким образом, чтобы прострочить оба слоя. Такой шов получается более надежным, но и объемным одновременно, что не очень хорошо для легких изделий.

Еще один вариант в подгибку - двойной шов прострачивается дважды, за 2-3 миллиметра от места нижнего изгиба, и такое же расстояние отступаем от верхнего внутреннего подгиба. Такой вид шва встречается в основном в брюках и джинсах, которые больше всего подвержены изнашиванию.

Окантовочные швы

Для горловины и низа рукавов в блузах порой нужна кардинально другая технология. Машинные швы здесь должны быть легкими и с минимальными рубцами, чтобы не натирать кожу. В таких случаях используются окантовочные швы.

Выполнить их без предварительной наметки довольно сложно, поскольку швее приходится следить за тремя краями. При этом кант подгибается внутрь, что существенно усложняет процесс.

Кант - это лоскут ткани, которым закрывается внешний край изделия. Его подбирают такой длины, чтобы хватило на отделку по всему периметру. С обеих сторон окантовочный лоскут проглаживается в направлении изнаночной стороны. Далее приметывается к изделию и прострачивается максимально близко к краю.

Немного усложненным вариантом выступает предварительная сборка края изделия в складки. В таких случаях кант просто необходим для того, чтобы добавить долговечность изделию. Но застрочить его намного сложнее, чтобы складки имели равномерный характер.

Декоративные швы

Пошить изделие - не проблема. Намного сложнее сделать его красивым, изящным и модным. Для этих целей существуют разные виды машинных швов. Таблица декоративных строчек всегда идет в комплекте к швейной машинке. Их использование уже существенно оживит изделие. Но можно прибегнуть и к более профессиональным способам. Для этого нужно проявить немного фантазии и швейного мастерства.

По сути, все декоративно-отделочные швы основываются на соединительных и краевых. Просто в их исполнении используются не совсем специфические для них приемы. Какие именно, рассмотрим ниже.

Усложненный крой

Все мы знаем, что, к примеру, блуза состоит из двух передних полочек и спинки. В этом нет ничего особенно декоративного. Чистая классика и скукота. Но те же полочки можно выкроить из двух и более деталей, а для их соединения использовать разные виды машинных швов, схемы которых мы рассмотрели выше.

Добавим немного "хулиганства" в манжетах. Пошьем их накладным швом, да еще и из нескольких лоскутов. При этом края последних немного растрепаем, как будто это небольшие заплатки. Конечно, такой прием получится лишь с натуральной тканью, которая практически не осыпается. Но это показывает главный принцип отделочных швов - не бойтесь экспериментировать.

Швейные машинки

Чтобы выполнять основные виды машинных швов, достаточно бытовой швейной машинки. К тому же в наборе с современными моделями часто идут дополнительные лапки и насадки, которые облегчают этот процесс. Некоторые из них даже позволяют выполнять небольшие вышивки, что немаловажно в процессе декорирования изделий.

В то же время некоторые мастерицы говорят, что ни одна современная модель не может сравниться с классическими советскими машинками. Это свидетельствует о том, что для качественной работы достаточно мастерства и немного профессиональной интуиции.

Я еще помню то время, когда мне на утренник нужно было платье снежинки, а в магазине его купить составляло проблему. Вот и приходилось моей маме брать и шить это платье своими руками. У нас дома была швейная машинка , но она была не суперкрутой и часто ломалась, а чинить ее было сложно…

И некоторые вещи, в том числе и это платье снежинки, мама пошила мне при помощи одних ручных швов. Наряд был отменным и если бы не то, что платье было тематическим и надеть мне его пришлось всего раз, оно по своему качеству пошива могло бы прослужить очень долгое время. Не чета сегодняшним китайским вещам, сшитым гнилыми нитками и кое-как на скорую руку на швейной машинке.

Раньше вещи ручной работы не ценились так, как сейчас. Будучи месяц назад в Италии, видела отменные женские и мужские костюмы просто невероятного качества. Цена у них тоже была на очень высоком уровне. Когда спросила, что в них такого особенного, модельер сказал, что они пошиты без применения швейной машинки. Полностью ручные швы!

Ручные швы

Конечно, быстрее строчить на машинке. Но не всегда это удобно. А тому, кто хочет научиться шить, просто необходимо освоить основные ручные стежки и швы . Вот я, например, открыла для себя более пяти мне незнакомых.

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя 12 видов ручного шва, которые, непременно помогут тебе в быту.

  1. Вот пример французского шва. Такой шов применяют при обработке припусков швов на изделиях из тонких и прозрачных тканей.

  2. А это вид с изнанки пальто, которое пошито полностью вручную. Принадлежит данное изделие рукам шведки. Очень терпеливой, на мой взгляд.

    Она вообще решила шить себе гардероб вручную. И утверждает, что швы не тянутся и распарываются, конечно.

  3. Небольшой наглядный мастер-класс по созданию ручных швов. Как тебе такая работка?

  4. Больше всего меня покорил именно этот вид шва. Он называется «елизаветинский». Более двух столетий назад именно таким швом и шились многие вещи.

    После пошива этот верхний шов растягивали, чтобы он был плоским. А стежки делали частыми: не более 2 мм друг от друга.

    В давние времена, чтобы шов был гладким и крепким, нитки натирали воском. Я думаю, это просто отменная идея и для наших дней, если необходим крепкий шов.

  5. А вот еще один хороший мастер-класс, тебе в копилочку.

  6. Такие шовчики пригодятся тебе для подгибки и обметки края будущего изделия.

  7. А вот еще один хороший пример соединительных швов.

  8. Если тебе нужно стачать плечевые или боковые срезы, вот тебе удобная схема швов для стачивания .

    Для тех, кто не знал или подзабыл, напомню, что стачивание - это ниточное соединение двух или нескольких приблизительно равных по величине деталей, совмещенных по срезам.

  9. Еще один пример стачивания.

  10. Видов ручных швов очень много. Особенно пригодятся они тем, у кого еще нет швейной машинки. Или высококлассным портным, которые всё шьют вручную.

  11. Хороший пример ручной подгибки.

  12. Швы вподгибку применяют очень часто. Потому что ими можно обработать и низ изделия, и низ рукавов, и внутренние края подбортов, обтачек, пройм, а также обработать края отделочных деталей на изделиях, отшитых из легких тканей. Например, воланы, рюши, оборки.

Статьи по теме: