Темы педсоветов доу по патриотическому воспитанию. Педсовет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников


Педсовет № 2 «Патриотическое воспитание дошкольников»
МКДОУ д/с «Березка»
Форма проведения «Круглый стол»
10.12.2015 г
План:
1.Выполнение решений предыдущего педсовета
2. Выступление старшего воспитателя «Актуальность проблемы Патриотического воспитания в ДОУ» Презентация.
3. Дискуссия – задания педагогам по вопросам патриотического воспитания
4. Выступление воспитателя Рожковой Л.П.. на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»;
5. Выступление воспитателя Шестерниной Н.Д.. на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию»;
6. Задания для команд «Соберите и объясните пословицу»
7. Выступление музыкального руководителя Зубко Е.И. по теме: «Роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников». Презентация подборки музыкальных произведений для слушания и разучивания для возрастных групп ДОУ
8. Выступление воспитателей Казаковой М.Л.. Антонниковой А.Н.– презентация дидактических игр по патриотическому воспитанию для возрастных групп
Ход педсовета
1. Выступление старшего воспитателя:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и др. Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только то кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины и неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств –доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал: что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине? Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: можно ли определить размер тех благ, достаточный для того чтобы человек начал любить свою Родину? (Все люди разные, кто-то довольствуется малым, а кому-то сколько не дай все мало. Если мы не научим ребенка любить Родину, кому тогда она будет нужна? Кто будет радоваться ее победам, и болеть ее горестям) В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, составленной согласно ФГОС ДО, уделено большое внимание воспитанию у ребенка таких качеств, как патриотизм, уважение к традиционным ценностям. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) .
2. Предложение педагогам разделиться на 2 команды:
2.1. Задание для первой команды: Какие задачи включаются при работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию:
1. - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице.
2. - формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. - воспитание уважения к труду;
4. - развитие интереса к русским традициям и промыслам;
5. - формирование элементарных знаний о правах человека;
6. - расширение представлений о городах России;
7. - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .8. - развитие чувства ответственности гордости за достижения страны;
9. - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям
Задание для второй команды: Через какие формы охватывается система патриотического воспитания во всех уровнях воспитательной деятельности:
- создание развивающей среды по патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) .2.2. Задание для первой команды: Какие средства относятся к патриотическому воспитанию?
- устное народное творчество,
- декоративно-прикладное искусство,
- музыка,
- художественная литература;
- игра, самостоятельная игровая деятельность
Задание для второй команды: Условиями для наиболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются:
- комплексный подход;
- Знание педагогом истории и культуры своего народа;
- Правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности) ;- тематическое построение материалов;
- совместная работа детского сада и семьи
3. Выступление из опыта работы воспитателя Рожковой Л.П.. на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»;
4. Выступление из опыта работы воспитателя Шестерниной Н.Д.. на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию»;
5. Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества предлагаю вам собрать из данных слов и объяснить пословицы: «Где родился, там и пригодился», «На родной стороне и камешек знаком».
6. Выступление музыкального руководителя Зубко Е.И. по теме: «Роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников». Презентация подборки музыкальных произведений для слушания и разучивания для возрастных групп ДОУ
7. Выступление воспитателей Казаковой М.Л., Антонниковой А.Н.– презентация дидактических игр по патриотическому воспитанию для возрастных групп
Презентации прилагаются.
Вывод: Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Решение:
1.Решения предыдущего педсовета выполнено. Разработаны и утверждены рабочие программы.
2.Принять опыт работы воспитателей: Шестерниной Н.Д, Рожковой Л.П. по патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
3. Использовать картотеку дидактических игр в патриотическом воспитании дошкольников.
4.Разработать один из проектов по патриотическому воспитанию дошкольников.
Рекомендации для педагогов
Памятка. Примерный перечень оборудования при построении уголка
по патриотическому воспитанию в ДОУ
При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, эстетические требования: все экспонаты должны быть размещены доступно для воспитанников, все представленные материалы должны быть достоверны и соответствовать возрастными особенностями детей, иметь эстетичный, красочный и привлекательный вид.
Младший дошкольный возраст
1. Альбом «Моя семья», «Как мы в садике живем», «Наша Кыштовка»» (достопримечательности села)
2. Флаг России, Герб России;
3. Тематические иллюстрации (или фото) боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.
4. Предметы русской старины;
5. Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.
6. Предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки и т. д.)
Старший дошкольный возраст
1. Глобус, Физическая карта России, Политическая карта России, Флаг России, Герб России, Герб новосибирской области, Герб Кыштовки, Гимн России, Портрет президента РФ, Портрет Губернатора Новосибирской области
2. Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой;
3. Произведения писателей России в соответствии с программой ДОУ;
4. Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания;
5. Альбомы: «Моя семья», «родная Кыштовка», «О великой отечественной войне» и т. д.
6. Коллекция тематических значков (о селе, о войне, об армии и т. д.7. Предметы, иллюстрации, фотографии по теме «Русский быт»
8. Кассеты с записью сказок и патриотических песен;
9. Игры по патриотическому воспитанию;
10. Атрибуты для с\р игр: фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали;
11. Элементы русского народного костюма, куклы в национальных костюмах.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми и родителями по проблеме патриотического воспитания.

Повестка:

  1. Педагогический тренинг
  2. Патриотическое воспитание в программе “От рождения до школы” по каждой возрастной группе
  3. Итоги тематической проверки
  4. Мини-викторина “Хорошо ли я знаю свой край?”
  5. Выработка проекта решения

Уважаемые коллеги! Начнём с анализа решения предыдущего педсовета.

Итак, начинаем работу по повестке.

Давайте сначала разберёмся в понятиях.

“Родина” - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.

“Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

“Гражданственность” – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

А понятия НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ? Это одно и то же?

“Национальность” - историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры.

“Нация” - исторический союз НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ, совместное существование которых порождает ИДЕЮ единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. Нация всегда обустраивается в рамках собственного государства.

Таким образом, НАЦИЯ и НАЦИОНАЛЬНОСТЬ - это два совершенно разных понятия. Основой объединения людей по НАЦИОНАЛЬНОСТИ является этническое родство и духовная сущность, то есть его вера.

Давайте теперь ответим на некоторые вопросы (педагогический тренинг)

Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

(Процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, а потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.)

Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?

(Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства”. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.)

Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств?

(В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе того или иного метода (приёма) нужно учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.)

Задача патриотического воспитания сегодня очень актуальна.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

В дошкольном возрасте формируются основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают не только определённые знания, но и важные нравственные качества:

  • основы гражданственности,
  • любовь к Родине,
  • бережное отношение к её природе, историческому и культурному наследию,
  • уважение к старшим и сверстникам,
  • уважение к культуре и традициям других народов.

Каковы задачи патриотического воспитания в каждой возрастной группе?

(анализ программного содержания по патриотическому воспитанию в каждой возрастной группе)

Таким образом, система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Семья – Детский сад – Родная улица, район – Родной город – Страна, её столица, символика.

Конечно, данная схема не отражает всей полноты работы по патриотическому питанию, включающей воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда. Все эти задачи включены в общую систему работы по данной проблеме: патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни.

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.12.2015 № 1493, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до высшего профессионального.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья - источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания - воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Малыш должен знать историю своей семьи, кем были его деды и прадеды. Важно, чтобы ребёнок ими гордился. Бесполезно специально вдалбливать ему патриотические знания – от такого воспитания в лучшем случае не будет никакой пользы.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

В ходе тематической проверки проверялась организация взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.

Результаты тематической проверки озвучит воспитатель (Ф.И.О.)

Таким образом, на основе изучения работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей, выявился факт недостаточного подключения родителей к решению данного взгляда. В основном задачи патриотического воспитания решались воспитателями в разных видах деятельности с детьми. Работа с родителями ограничивалась лишь рамками педагогического просвещения.

Воспитатели с нежеланием обращаются к родителям с просьбами, боясь получить отказ, боятся приглашать родителей на занятия. Но практика показывает, что чем чаще педагоги приглашают коллег, родителей на различные мероприятия, тем свободнее чувствуют себя на последующих занятиях

В этот раз только 4 педагога пригласили родителей на занятия.Безусловно, коллегам необходимо внедрять опыт этих педагогов по взаимодействию с родителями в свою работу.

Совместная задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

А решить эти задачи можно только совместными усилиями, только ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ.

Каковы же существуют формы взаимодействия с родителями? (ответы педагогов)

Традиционные и нетрадиционные. Суть и тех, и других одна – обогатить родителей педагогическими знаниями

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся: родительские собрания, конференции, “Круглые столы”, консультации и др

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Наглядно-информационные методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую по мощь семье. К ним относятся:

  • записи на магнитофон бесед с детьми,
  • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
  • фотографии, выставки детских работ,
  • стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Какие нетрадиционные формы взаимодействия с родителями вы можете назвать?

Привлечение к подготовке утренников, написанию сценариев, участию в конкурсах

Проведение игры с педагогическим содержанием, например, “Педагогическое поле чудес”, “Педагогический случай”, “КВН”, где можно обсудить противоположные точки зрения на проблему и многое другое.

Организация педагогической библиотеки для родителей, “Домашние игротеки” (книги для родителей и игры для детей им выдаются на дом)

Проведение досугов (“День Матери”, “День отца”), семейных праздников, развлечений издание семейных газет. Например, “Как мы провели выходные”, “Традиции нашей семьи”встреча с интересными людьми и др.

Все формы работы - традиционные и нетрадиционные - направлены на то, чтобы наладилась связь с семьей, чтобы родители проявляли интерес к воспитанию детей, становились полноправными участниками педагогического процесса.

В начале нашего педсовета мы говорили о роли педагога в воспитании ребёнка

Повторюсь, в воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Сам педагог, его мировоззрение, личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства”.

То есть, чтобы дать ребёнку знания, сам воспитатель должен много знать и уметь, сам должен любить свою страну, свой город, свой народ, иметь огромный багаж знаний и широкую эрудицию.

Уважаемые коллеги! Хорошо ли ВЫ знаете свой город, край, страну?

Предлагаю провести мини-викторину “Хорошо ли я знаю свой край?”. Для этого нам нужно разделиться на 3 команды.

1 задание: Собрать пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова)

  • О семье, матери
    • Вся семья вместе, так и душа на месте
    • Дерево держится корнями, а человек – семьёй
    • При солнышке тепло, при матери добро
  • О Родине, родном крае
    • Человек без родины, что соловей без песни
    • Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей
    • Родная земля и в горсти мила
  • О мужестве, героизме
    • Сражайся смело за родное дело
    • На печи не храбрись, а в поле не трусь
    • На смелого собака лает, а трусливого - кусает

2 задание: Наш город .

Каждая команда получает фото какого-либо объекта города. Нужно описать этот объект, не называя его. А другая команда должна угадать, что изображено на фото.

3 задание: Герб ближайших городов области

Собрать из частей (“разрезные картинки”), рассказать, какого города этот герб, что и почему на нём изображено.

Задание для каждой команды: ребус, занимательные вопросы по краеведению

Задание 5: Символы государства (Задания и ответы – Приложение 2 )

Гимн, Флаг, Герб России

Какой вывод можно сделать? Знаний всё-таки у нас с вами недостаточно, т.е. начать надо, в первую очередь, с себя – много читать, расширять свой кругозор.

Наш педсовет подходит к концу. Какие у вас будут предложения по выработке решения?

Проект решения.

Рефлексия.

Литература.

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  4. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.
  5. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  6. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.
  7. Кротова Т.В. “Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей”
  8. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003, 2008.
  9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.
  10. “Интересные цифры и факты о Челябинской области” (краткий справочник: авторы-составители М.С. Гитис, А.П. Моисеев – Челябинск: АБРИС, 2003 г.)

Тема: «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагоги ДОУ.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи: 1. Закрепить знания воспитателей о современных подходах к организации работы по формированию у детей эмоционально окрашенного чувства причастности, к истории малой Родины, её природе; 2. Расширять представление о многообразии природы родного края; 3. Развивать познавательный интерес к своей «малой родине»; 4. Воспитывать патриотизм, любовь к родному краю.

Предварительная работа.

    Оформление информационного листа о планируемом педсовете для воспитателей.

    Проведение тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста».

    Оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (литература, опыт, методические разработки, пособия).

    Проведение консультации для воспитателей: «Нравственно-патриотическое образование дошкольников».

    Проведение анкетирования педагогов по теме «Нравственно-патриотическое образование дошкольников».

    Проведение экспресс-опроса воспитателей «Формирование представлений детей о родном посёлке, районе, республике, стране».

    Проведение анкетирования родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Повестка дня:

    1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета - старший воспитатель.

      Подведение итогов конкурса плакатов по ПДД. Награждение – заведующий.

      Вступительное слово заведующего, актуальность темы педсовета.

      Итоги тематической проверки на тему «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

      «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников. Обзор методических разработок, литературы по данной теме - старший воспитатель Алексеева Л.Ф.

      «Ф ормирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» - воспитатель Давлетова В.В.

      «Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» - воспитатель Исхакова Д.Р.

      Практическая часть: - Деловая игра «Знатоки родного края». - Рефлексия: презентация «Мой край» - старший воспитатель Алексеева Л.Ф. .

      Отчёт по итогам мероприятий в «Год добровольца и волонтёра» и «Год семьи»- старший воспитатель Алексеева Л.Ф.

      Выдвижение педагогов на награждение: «Почётной грамотой» МКУ Управление образования Чишминского района РБ, «Почётной грамотой» Администрации Муниципального района Чишминский район РБ, «Грамотой Министерства Образования РБ», Нагрудным знаком «Отличник Образования Республики Башкортостан».

      Подведение итогов и решения педагогического совета.

      Разное.

1. Сообщение о выполнении решений предыдущего педагогического совета, аннотацией темы. Выступила старший воспитатель.

Второй педагогический совет « Мальчики и девочки – два разных мира, два полюса », был посвящен современным проблемам гендерного воспитания дошкольников . Было вынесено решение педагогического совета, назначены ответственные и даты выполнения. По решению педагогического совета: педагоги продолжают внедрять современные методы, подходы и приёмы в работе с детьми противоположного пола, которые способствуют дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками; продолжают осуществлять целенаправленную, систематическую, плановую работу с родителями по гендерному воспитанию детей, учитывая особенности семьи. Осуществляют работу по созданию полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающую мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).

Таким образом, решение предыдущего педсовета систематически выполняется.

2. Подведение итогов конкурса плакатов по ПДД. Награждение.

3. Вступительное слово заведующего, актуальность темы педсовета.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из годовых задач ДОУ. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое.

Мы с вами знаем, что важным фак тором в экологическом воспитании патриотизма является природа, поэтому мы учим детей заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми.

Культурное направление заключается в знакомстве детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями разных народов.

Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни.

Трудовое воспитание – направлено на формирование положительного отношения к трудовой деятельности.

Несколько месяцев мы с вами работали по второй годовой задаче: формировали у детей нравственно-патриотические чувства через различные образовательные области.

4. Итоги тематической проверки « Организация работы воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ» - (ст. воспитатель) .

5. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - (ст. воспитатель)

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Стандарт дошкольного образования требует от педагога глава 1, пункт 1.6 объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:

    Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

    Уважения к людям труда;

    Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

    Элементарных знаний о правах человека;

    Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

    Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

    Расширение представлений о России, ее столице;

    Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию дошкольников

Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необ­ходимо взять следующие документы:

Конституция Российской Федерации.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный з акон « О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

Федеральный закон «Об увековечении Победы совет­ского народа в Великой Отечественной вой­не 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г .

- Федеральный закон Российской Федерации « О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 5 апреля 2013 г.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

    Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»

    Зеленова Н. Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»

    Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

    Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина»

    «Мой родной дом» под редакцией Оверчук Т. И.

    Новицкая М.Ю. «Наследие».

    «Я познаю Башкортостан» Агишева Р.Л. стр.96

    «Земля отцов» Р.Х.Гасанова

    «Мой край Башкортостан» Ф.Н.Фазлыева

    «Синтез искусств» Гасанова Р.Х. стр. 5

    «Ф ормирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» - Давлетова В.В.

    «Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» - воспитатель Исхакова Д.Р.

    «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» - воспитатель Давлетова О.В.

    Практическая часть: - Деловая игра «Знатоки родного края». - Рефлексия: презентация «Мой край».

Откуда родом ты?” –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
"Из России,
А если говорить точней –
С Урала я.
Там родина – Башкирия моя”

Уважаемые коллеги, а сейчас проведем деловую игру «Знатоки родного края ». посредством которой определим ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма… Нам нужно разделиться на три команды. Названия команд выберем жеребьёвкой: «Чишмы», «Башкортостан», «Россия».

Блиц –опрос проводится поочерёдно (один вопрос команде).

1 задание блиц-опрос «Чишминский район»

1. В каком году образовался наш посёлок? Какое важное мероприятие предшествовало образованию посёлка?

Первое упоминание о поселке датируется 1888 годом, когда было завершено строительство станций Чишмы, Алкино и открыта Волго-Бугульминская железная дорога, соединившая Европейскую часть России с Азиатской. В последствии она получила название Самарской.

2. Назовите «Семь чудес Чишминского района»?

Кэшэнэ Турахана

Мавзолей Хусейн-бека

Мечеть деревни Барсуанбашево 1724 года постройки

Присказка «Деньги есть – Уфа гуляем, денег нет - Чишма сидим»

Литературное наследие народного поэта РБ Мустая Карима

Катык

Комплекс защитных насаждении возле с. Калмашево.

3. Назовите известных писателей, поэтов родившихся и прославивших Чишминский район.

Мустай Карим - б ашкирский советский поэт, писатель и драматург. Cборники стихов и поэм: "Чёрные воды", "Возвращение", "Европа-Азия", "Времена"; пьесы: "Страна Айгуль", "Похищение девушки", "В ночь лунного затмения", "Салават. Семь сновидений сквозь явь", и др. Повести: "Радость нашего дома", "Таганок", "Помилование", "Долгое-долгое детство".

Кудаш Сайфи Фаттахович - (1894 г.р.) с.Кляшево- башкирский советский поэт и писатель. Член Союза советских писателей. Народный поэт Башкирской АССР, в за книгу «Стихи и поэмы» он был удостоен . Написал более 80 книг. Многие из них переведены на другие языки. Стихи С. Кудаш писал на башкирском, а также татарском и русском языках.

Гали Муса - (псевд., наст. ф.и.о. Галеев Габдрахман Галеевич), (1923 г.р.), д.Старомусино ныне Чишминского р-на РБ- башкирский поэт. Заслуженный работник культуры РСФСР (1982). Лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1979). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1973), Дружбы народов (1993), Великой Отечественной войны 2-й степ. (1985). Издал более 40 книг. Автор сборников стихов и поэм "Разговор через моря"(1960), "Солнечный ветер" 1970).

Рахим Саттар- (псевд., наст. ф.и.о. Абдулсаттаров Абдрахим Сулейманович) 1912 г.р. село Чишминского района РБ. Писать стихи начал в школьные годы. Участвовал в Советско - Финляндской войне. Бывшая военнопленная Равиля Агеева сохранила и передала в Союз писателей РТ записную книжку со стихами поэта, написанными им на фронте и в плену. Всего в записной книжке 24 стихотворения, написанных в 1942-1943 годах.

4. Назовите известную певицу, родившуюся и прославившую Чишминский район?

Фарида Кудашева (1920 г.р.) д. Кляшево, ныне Чишминского р-на РБ. Советская башкирская и татарская эстрадная певица. Заслуженная артистка Башкирской АССР (1956). Народная артистка Башкирской АССР (1968). Заслуженная артистка РСФСР (1972). Народная артистка Республики Татарстан (1990). 5 . Назовите г ероя Советского Союза который прославился своим героизмом в ВОВ? (Абдулла Гизатуллин).

6. Сколько озёр насчитывается в Чишминском районе? (около 250 с общей площадью 1 000 га).

7. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе?

(месторождениями нефти, попутного газа, песчано-гравийной смеси, агрономические руды)

З адание блиц-опрос «Республика Башкортостан»

1.Столица Башкортостана? Год основания?

В 1574 году на месте будущего города высадился отряд Ивана Нагого, к 1586 году была построена крепость и часовня, а затем Уфимский острог. Поэтому годом основания Уфы считают и 1574, и 1586 год.

2. Сколько городов в Республике Башкортостан? (21)

3 Что является символом Башкортостана? (Курай)

4. Эта пещера славится далеко за пределами Республики Башкортостан. Находится она в Бурзянском районе. Как она называется, и чем она прославилась? (Капова пещера, знаменитость пещере принесли открытые внутри древние наскальные рисунки).

5. Самое глубокое озеро в Башкирии? (Самое глубокое озеро в Башкирии - это Яктыкул или Банное. Средняя глубина примерно 10,5 м. А самое глубокая часть 28 м. Площадь, которого 44 квадратных метра).

6. .

7. Самый большой водопад в Башкирии, высота которого составляет около пятнадцати метров. Расположен неподалеку от Сибая. (Гадельша).

8. Уникальный памятник природы - остатками древних рифов, образовавшихся в теплом море девонского периода (горы Шиханы).

9. Самая длинная река в Башкортостане? Река Белая , приток Камы, - самая длинная река в Башкортостане. Ее протяженность составляет около 1500 км, площадь более 140 тысяч кв.км.

Задание блиц-опрос «РФ»

1. Древнее название России? (Русь.)

2. Какая страна занимает самую большую площадь? (Россия).

3. Главный город России? В каком году образовалась Москва?

4. Самое глубокое озеро в мире и России (Байкал)

4. Самый большой остров в России (Сахалин)
5.Самая высокая гора в России (Эльбрус)

6. Северная столица России (г. Санкт- ­Петербург).
7. Один из полуостровов нашей страны назван страной вулканов. Множество огнедышащих гор протянулись на сотни километров с с­з на ю­в. У подножий вулканов бьют сотни горячих источников. Какой это полуостров? (П­ов Камчатка).

Вопрос педагогам: Что такое государственный флаг? Государственный флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства. Власти.

3 задание задаётся одновременно трём командам. Время обсуждения 3 минуты. Подготовить педагога, который расскажет о значении цветов и символов флага.

Вопрос : Что означают цвета государственного флага Чишминского района, Республики Башкортостан, России.

Государственный флаг Чишминского района.

(синий) цвет символизирует высокую духовность народа, его богатую историю и сегодняшний созидательный труд. Лазоревый цвет символизирует также красоту и величие чишминской земли.

Над головой журавля изображён золотой диск солнца, освещающего и согревающего все живое на земле. Золотой цвет означает богатство и знатность, справедливость и милосердие.

Зелёный цвет и три серебряные волнистые линии, разделяющие синюю и зелёную полосы, переданы природные богатства края: Шингак-Кульский степной дендропарк, озёра Акманай, Шингак-Куль, Коряжное, красавица река , а также изобилие, плодородие полей.

(белый) цвет - символ веры, благородства, чистоты намерений и помыслов.

Главной фигурой флага является устремлённый ввысь , олицетворяющий движение вперёд. Расправленные крылья обозначают уверенность, свободолюбие, независимость, а также радушие и гостеприимство. Острый, направленный вверх клюв говорит о способности постоять за себя и за тех, кого он защищает.

Государственный флаг Республики Башкортостан.

Синий цвет – честность и ясность.

Белый цвет – мир, дружелюбность и открытость.

Зеленый цвет – жизненный расцвет и возрождение.

Соцветие курая олицетворяет единство народов Республики, а лепестки соответствуют числу исторических родов, проживавших на территории Башкортостана. Золотой цвет кольца и цветка символизирует изобилие, богатство и достоинство.

Государственный флаг Российской Федерации.

Красный – отвага, мужество, храбрость, а так же символизирует красоту.

Синий цвет символизировал небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Синий (голубой) считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей.

Белый цвет обозначал мир, чистоту, правду, благородство, свободолюбие. Он являлся символом свободы и величия.

Вопрос: Кто определил именно такое расположение цветных полос?

Интересно: Петр I определил точное расположение цветных горизонтальных полос, которое совпало с древним пониманием строения мира: внизу-физический, плотский (красный), выше-небесный (синий), еще выше- божественный(белый).

3 задание командам: «Собери пословицы и поговорки (“рассыпались” на слова) и объясните их

Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

Всякому мила своя сторона.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Когда в семье лад, не нужен и клад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Вопрос педагогом: Что означает слово «герб»? (в переводе с немецкого – «наследство»)

Герб – это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. В нём отражены особенности политического развития, история, религиозные верования, а иногда даже и географическое положение, климатические и природные условия страны.

4 задание (трём командам). Время обсуждения 3 минуты. Выбрать одного педагога, который расскажет о значении герба.

Перечислите основные элементы герба Чишминского района. Что они означают?

Герб района олицетворяет преемственность поколений, уважение к историческому и культурному наследию, заботу о сохранении природных богатств и разумном их использовании.

Главной фигурой герба является устремленный ввысь журавль, символизирующий движение вперед. Расправленные крылья обозначают уверенность, свободолюбие, независимость, а также радушие и гостеприимство. Острый, направленный вверх клюв говорит о способности постоять за себя и за тех, кого он защищает.

Основные цвета герба – голубой, зеленый и белый являются цветами Государственного флага Республики Башкортостан, что подчеркивает территориальную принадлежность Чишминского района к Республике Башкортостан.

Перечислите основные элементы герба Республики Башкортостан. Что они означают?

На гербе Республики Башкортостан изображен памятник темно-золотистого цвета великому воину, сыну башкирского народа Салавату Юлаеву. Этот памятник установлен в столице республике городе Уфе и считается самым крупным конным памятников в Европе. На гербе памятник показан на фоне восходящего лучистого солнца светло-золотистого цвета, и окантован национальным башкирским орнаментом. На постаменте памятника размещен зеленый цветок курая, с торчащими вверх 7-ю соцветиями, что символизирует единение семи древних родов, проживавших на территории нынешнего Башкортостана. В самой нижней части герба находится стилизованная под цвета флага Башкирии лента, на белом фоне которой имеется надпись «Башкортостан» на башкирском языке.

- башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. - обобщённый образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

Интересно: п римечательна история принятия герба Башкортостана. Всего на суд комиссии было подано сорок вариантов проектов по новому гербу. Был выбран один из них и выставлен на рассмотрение Верховного Совета. На нем был изображен крылатый конь Толпар и вертикально расположенный Государственный Флаг Республики Башкортостан. На них было обрамление в виде национального орнамента и надпись «Башкортостан». Верховный Совет уже принял его к рассмотрению, но преподаватель поселка Красноусольский внес другой проект, принявший одобрение у многих депутатов. Но этот вариант не принял Президиум. А в октябре 1993 года был вынесен на рассмотрение нынешний вариант, который был утвержден 12 октября 1993г.

Перечислите основные элементы герба России. Что они означают?

Двуглавый орел – символ власти, верховенства, силы, мудрости.

Всадник олицетворяет святого воина и предстает в образе Георгия – змееборца (святого Георгия Победоносца). Это символ - борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества, готовности народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость.

Сейчас двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации, а три короны можно трактовать как символы трех ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.

Скипетр в наше время он символизирует защиту суверенитета, как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, республик. Держава , введенная в царский обиход Борисом Годуновым, является символом единства, целостности государства.

Что символизируют цвета и на гербе?

Красный (пурпурный) цвет считался царским. Он символизировал энергию, силу. Слово «красный» означало и «красивый», и «торжественный». Золотой цвет – неизменный символ вечности, постоянства.

3 задание: «Угадай по описанию»

Команды получают фото какого-либо объекта посёлка Чишмы, РБ и РФ. Нужно описать этот объект, не называя его. Все должны угадать, что изображено на фото. (Мавзолей Хусейн-бека, Гора Иремель, водопад Атыш…)

Наш край - край древних легенд и уникальных памятников истории. На территории района находятся редчайшие памятники архитектуры Башкортостана, единственные в своем роде.

Сегодня мы предлагаем посмотреть видео-презентацию о красотах Родного края.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так и педагог должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине» -

Этими замечательными словами В.А. Сухомлинского я хочу завершить блиц-опрос и выразить вам своё удовлетворение по поводу услышанного. Вы достаточно компетентны по всем направлениям нравственно-патриотического воспитания, ваше педагогическое мастерство в вопросах воспитания духовности, нравственности, патриотизма на хорошем уровне…

Решения педагогического совета:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета считать удовлетворительными. 2. Итоги конкурса плакатов по ПДД. принять к сведению. Объявить благодарность воспитателям групп.

3. Принять к сведению выступление заведующего по теме педсовета.

4. Принять к сведению результаты тематической проверки «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста » и рекомендации данные старшим воспитателем, приступить к реализации поставленных рекомендаций.

Ответственные – воспитатели групп. Срок – постоянно.

5. Выступление старшего воспитателя Алексеевой Л.Ф. принять к сведению и продолжить систематическую работу по н равственно-патриотическому воспитанию воспитанников в ДОУ.

Организовать мастер-класс по разработке конспектов Оод по алгаритму – все возрастные группы (по ознакомлению с историей, посёлка), по созданию предметно - развивающей среды групп.

Ответственный – старший воспитатель. Срок – февраль 2019 г.

Организовать конкурс конспектов ООД по ознакомлению с родным краем.

Ответственный – старший воспитатель. Срок – март 2019 г.

6. Давлетовой В.В. и продолжать работу по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Продолжать систематическую, планомерную работу в данном направлении с родителями воспитанников.

Ответственные: воспитатели всех групп. Срок – постоянно.

Провести общее родительское собрание с обобщением опыта работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей.

Ответственный – старший воспитатель. Срок – май 2019 г.

7. Принять к сведению выступление воспитателя Исхакова Д.Р. и продолжать внедрять современные технологии в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Ответственные – воспитатели групп; Срок – постоянно.

Запланировать и реализовать проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей. Материалы проекта предоставить в педагогический кабинет.

Ответственные: воспитатели средних, старших, подготовительных групп. Срок – 15 мая 2019 г.

8. Принять к сведению выступление воспитателя Давлетова О.В. . Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по нр авственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Ответственные: педагоги. Срок – постоянно.

9. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей, природой родного края.

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

10.Принять к сведению о тчёт по итогам мероприятий по Году добровольца и волонтёра и Году семьи.

11. Выдвинуть кандидатуру учителя – логопеда Полюдову О.Ю. – на награждение Нагрудным знаком «Отличник Образования Республики Башкортостан».

- Выдвинуть кандидатуру старшего воспитателя Алексееву Л.Ф. на награждение «Грамотой Министерства Образования РБ».

- Выдвинуть кандидатуру Давлетовой О.В. на награждение «Почётной грамотой» Администрации Муниципального района Чишминский район РБ.

- Выдвинуть кандидатуру младшего воспитателя Мукминой Е.С. на награждение «Почётной грамотой» МКУ Управление образования Чишминского района РБ.

Методические разработки

Довгаль Ирина Валерьевна Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1207 Москва 2015

Цель:

  • систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию;
  • повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по патриотическому воспитанию.
  • формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных особенностей родной страны.

Предварительная работа:

  1. Проведение оперативного контроля «Организация работы по патриотическому воспитанию» .
  2. Проведение консультации «Патриотическое воспитание дошкольников»
  3. Проведение семинара-практикума «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  4. Оформление тематической выставки «Патриотическое воспитание» (опыт работы, литература, методические разработки) .

Ход педсовета:

1. Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость, уважение за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру и историю своей страны. Следовательно, патриотическое воспитание детей является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через определенные этапы, формы и методы.

Этапы патриотического воспитания:

  • предварительный, базовый – формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств;
  • художественно-ознакомительный – знакомство с народными традициями, национальным искусством;
  • когнитивно-эмоциональный – развитие интереса к своей стране;
  • эмоционально-действенный – формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности.

Средства патриотического воспитания:

  • окружающая мезосреда;
  • художественная литература и искусство;
  • народный фольклор;
  • практическая деятельность.

Методы патриотического воспитания (соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту) :

  • повышение познавательной активности;
  • эмоциональность восприятия;
  • корректировка формирующихся у детей представление о Родине;
  • координация разных видов деятельности.

Формы патриотического воспитания:

  • создание развивающей среды;
  • тематические занятия;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом (экскурсии по городу. Району, экскурсии в музеи, выставочные залы и т.п.) .

Задачи патриотического воспитания:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство с символами государства – герб, гимн, флаг;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Итак, построение педагогического процесса на каждом этапе строится с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, при отборе соответствующих методов и доминирующих целей воспитания.

2. Воспитание в детях любви к Родине (выступление воспитателей) .

Говорить о важности патриотического воспитания необходимо всегда. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение, становится важной государственной задачей.

Дошкольное учреждение является начальным звеном, призванное формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношении к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

В период дошкольного детства происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие эмоций, мышления, чувств, осознания себя в окружающем мире.

Патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности:

  1. Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к близким людям – отцу, матери, с ощущения их сердечного тепла, заботы, внимания. Эти детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
  2. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к тому месту, где ребенок родился, к малой Родине. Исторически доказано: человек, который знает родную историю, культуру родного города, проявляет любовь, преданность, уважительное отношение к своей отчизне.

оксана серженко
Педсовет «Патриотическое воспитание дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

(сценарий педагогического совета)

Составитель : Серженко О. Н.,

старший воспитатель

ПЕДСОВЕТ

«Патриотическое воспитание дошкольников »

1. Выступление старшего воспитателя

2. Дискуссия – задания педагогам по вопросам патриотического воспитания

3. Выступление воспитателя Чепуровой Е . Н.

4. Выступление воспитателя Цветковой А . В.

5. Задания для команд «Соберите и объясните пословицу»

6. Выступление музыкального руководителя Семиной А. Г.

7. Итоги тематической проверки

8. Выступление воспитателей Давыденко А . А., Черемисиной Е. И.

1. Выступление старшего воспитателя :

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и др. С 2001 года в нашей стране был сделан ряд шагов по разработке системы механизмов, направленных на реанимацию духовно-нравственного потенциала наших граждан. 5 октября 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 795 была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Основной целью программы является продолжение развития и совершенствования системы патриотического воспитания граждан . Патриотизм – это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве , когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только то кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом . Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины и неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств –доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал : что с малых лет важно, воспитывая чувства , учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине ?Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос : можно ли определить размер тех благ, достаточный для того чтобы человек начал любить свою Родину? (Все люди разные, кто-то довольствуется малым, а кому-то сколько не дай все мало. Если мы не научим ребенка любить Родину, кому тогда она будет нужна? Кто будет радоваться ее победам, и болеть ее горестям) В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, составленной согласно ФГОС, уделено большое внимание воспитанию у ребенка таких качеств, как патриотизм , уважение к традиционным ценностям. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания . Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) .

2. Предложение педагогам разделиться на 2 команды :

2.1. Задание для первой команды : Какие задачи включаются при работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию :

1. - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

2. - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3. - воспитание уважения к труду ;

4. - развитие интереса к русским традициям и промыслам;

5. - формирование элементарных знаний о правах человека;

6. - расширение представлений о городах России;

7. - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .

8. - развитие чувства ответственности гордости за достижения страны;

9. - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Задание для второй команды : Через какие формы охватывается система патриотического воспитания во всех уровнях воспитательной деятельности :

Создание развивающей среды по патриотическому воспитанию ;

Тематические занятия;

Взаимодействие с родителями;

Взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал) .

2.2. Задание для первой команды : Какие средства относятся к патриотическому воспитанию ?

Устное народное творчество,

Декоративно-прикладное искусство,

Художественная литература;

Игра, самостоятельная игровая деятельность

Задание для второй команды : Условиями для наболее эффективного решения задач патриотического воспитания являются :

Комплексный подход;

Знание педагогом истории и культуры своего народа;

Правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности) ;

Тематическое построение материалов;

Совместная работа детского сада и семьи

3. Выступление из опыта работы воспитателя Чепуровой Е . Н. на тему «Воспитание любви к Родине средствами литературно-художественных произведений»;

4. Выступление из опыта работы воспитателя Цветковой А . В. на тему «Работа с родителями по патриотическому воспитанию » ;

5. Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества предлагаю вам собрать из данных слов и объяснить пословицы : «Где родился, там и пригодился» , «На родной стороне и камешек знаком» .

6. Выступление музыкального руководителя Семиной А. Г. по теме : «Роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников ». Презентация подборки музыкальных произведений для слушания и разучивания для возрастных групп ДОУ

7. Выступление старшего воспитателя Серженко О . Н. по итогам тематической проверки «Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста »

8. Выступление воспитателей Давыденко А . А., Черемисиной Е. И – презентация дидактических игр по патриотическому воспитанию для возрастных групп

Вывод : Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма , мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

Список используемой литературы

1. Программа «От рождения до школы» под ред Н. Е. Вераксы, изд. 2014 г.

5. Журнал «Обруч» № 6\ 2003, с. 8-9

Примерный перечень оборудования при построении уголка

по патриотическому воспитанию в ДОУ

При создании предметно-игровой среды следует соблюдать санитарно-гигиенические, эстетические требования : все экспонаты должны быть размещены доступно для воспитанников , все представленные материалы должны быть достоверны и соответствовать возрастными особенностями детей, иметь эстетичный, красочный и привлекательный вид.

Младший дошкольный возраст

1. Альбом «Моя семья» , «Как мы в садике живем» , «Мы по городу идем» (достопримечательности города) ;

2. Флаг России, Герб России;

3. Тематические иллюстрации (или фото) боевой техники, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая.

4. Предметы русской старины;

5. Произведения русского народного творчества, художественные произведения по данной тематике.

6. Предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки и т. д.

Старший дошкольный возраст

1. Глобус, Физическая карта России, Политическая карта России, Флаг России, Герб России, Герб Кемеровской области, Герб Юрги, Гимн России, Гимн Кемеровской области, Портрет президента РФ, Портрет Губернатора Кемеровской области

2. Познавательные книги по патриотическому воспитанию и сменная экспозиция в соответствии с проходимой на занятиях темой;

3. Произведения писателей России в соответствии с программой ДОУ;

4. Произведения русского народного творчества для самостоятельного чтения и рассматривания;

5. Альбомы : «Моя семья» , «Мы по городу идем» , «О великой отечественной войне» и т. д.

6. Коллекция тематических значков (о городе, о войне, об армии и т. д.

7. Предметы, иллюстрации, фотографии по теме «Русский быт»

8. Кассеты с записью сказок и патриотических песен ;

9. Игры по патриотическому воспитанию ;

10. Атрибуты для с\р игр : фуражки, пилотки, бескозырки, накидки, плащи, воротники, ремни, бинокли, длинные юбки, платки, шали;

11. Элементы русского народного костюма, куклы в национальных костюмах.

Статьи по теме: