Темы по фцкм в средней группе. Конспект занятия по формированию целостной картины мира в средней группе «Мир комнатных растений

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:
- обогащать представления детей о транспортных средствах (наземный транспорт - грузовик, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, поезд);
- учить понимать обобщающее слово «транспорт»;
- учить различать и называть части транспортного средства (кабина, кузов);
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать константность зрительного восприятия;
- развивать ориентировку на микроплоскости;
- развивать целостность зрительного восприятия;
- развивать зрительно-моторную координацию;
- развивать прослеживающую функцию глаз;
- развивать зрительное внимание.

Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятиям, стремление к достижению положительного результата.

Материалы: игрушка Лунтик, предметные картинки по теме «Транспорт», грузовая и легковая машины, Д/и «Заколдованные картинки», Д/и «Разрезные картинки», силуэтные изображения транспорта, герои из м/ф «Лунтик», лабиринты, цветные изображения машин, чудесный мешочек, различные игрушки, машинки.

Учитель-дефектолог: «Правильно, это транспорт. Сегодня мы будем говорить о транспорте. Как вы думаете, зачем нужен транспорт?»
(Транспорт нужен, чтобы перевозить грузы, людей.)

Учитель-дефектолог: «Транспорт бывает трех видов: наземный, воздушный, водный. Мы будем сегодня говорить о наземном транспорте. К наземному виду относится тот транспорт, который ездит по земле. Оставьте на доске картинки только наземного транспорта. Назовите их».
(Грузовик, легковой автомобиль, поезд, автобус, троллейбус…)
Учитель-дефектолог: «Я предлагаю вам подробно рассмотреть грузовой и легковой автомобили. Передняя часть у грузового автомобиля называется кабина. Зачем же нужна кабина? Как называют человека, который водит машину? Что находится на кабине?»
(Водитель. Стекла, двери, фары.)
Учитель-дефектолог: «Как называется задняя часть грузовой машины?»
(Кузов.)

Учитель-дефектолог: «Зачем нужен кузов? А с помощью чего же ездит машина?»
(Для того, чтобы перевозить груз. Машина ездит с помощью колес.)
Учитель-дефектолог: «Правильно, с помощью колес. Сколько колес у этой грузовой машины? Давайте теперь рассмотрим легковой автомобиль и сравним его с грузовиком. Посмотрите, у легкового автомобиля есть кузов? Нет. У него только кабина. Сколько колес у легкового автомобиля? Теперь давайте сравним грузовой и легковой автомобили по величине. В чем разница?»
(Грузовой автомобиль большой, а легковой маленький.)

2. Д/и «Заколдованные картинки»
Учитель-дефектолог: «Ребята, вы слышите, к нам кто-то стучится. Кто бы это мог быть? Это Лунтик пришел к нам в гости».
Лунтик: «Здравствуйте, друзья. У меня проблема. Мой друг Кузя заболел. А пчеленок и Мила заняты. Мама пчеленка попросила их собрать мед, много меда. И бабе Капе совсем не до меня. Ведь у нее столько хлопот! И я остался один. Совсем один. А одному ведь так скучно! Я решил придти к вам в гости и поиграть вместе с вами. Возьмет меня с собой поиграть?»
Учитель-дефектолог: «Ну что ребята, возьмем с собой Лунтика? Покажем какие игры у нас есть?»
Лунтик: «Да, здорово! Я тоже пришел к вам не с пустыми руками. У меня тоже много разных картинок. Ой, да что же это? Опять эти сорванцы Бупсень и Вупсень решили испортить мне игру и зарисовали мои любимые картинки. Как же теперь быть?! Я даже не могу разобрать, что же здесь было нарисовано!»
Учитель-дефектолог: «Не расстраивайся, Лунтик. Наши ребята тебе помогут и отгадают, что было нарисовано на картинках».
(Дети выполняют задание.)
Лунтик: «Какие вы молодцы! Мне бы одному ни за что не догадаться, что там было изображено».

3. Зрительная гимнастика
Учитель-дефектолог: «На улице нашей машины, машины:
Машины-малютки, машины большие.
Спешат грузовые машины большие
За ними спешат малютки машины»
(Дети выполняют движения глазами вправо-влево)

4. Д/и «Разрезные картинки»
Лунтик: «Ребята, в гости, как известно, с пустыми руками не ходят. Я хотел подарить вам эти яркие картинки. Но пока я к вам добирался, подул сильный ветер. И картинки разлетелись на маленькие кусочки. Давайте все вместе попробуем их собрать».
(Дети собирают картинки.)

5. Д/и «Игрушки спрятались»
Учитель-дефектолог: «Лунтик, а у нас для тебя тоже есть интересная игра, которая очень нравится ребятам. Наши мальчишки и девчонки очень любят играть в машинки, в паровозики. Я решила над ними пошутить и спрятала от них любимые игрушки. Вам найти их и сказать, куда же я их спрятала».
(Дети выполняют задание. «Паровозик находится в правом верхнем углу» и т.д.)
Учитель-дефектолог: «Какие же вы молодцы! Перехитрили меня - нашли все игрушки».

6. Д/и «Чудесный мешочек»
Лунтик: «Ребята, мне у вас очень понравилось. Но, к сожалению, мне надо возвращаться домой. А то обо мне уже начнут беспокоиться. На память я хочу вам подарить машинки. Но вы должны их сами найти в этом чудесном мешочке».

7. Д/и «Лабиринт»
Учитель-дефектолог: «Как же мы тебя отпустим без подарков для тебя и твоих друзей? Мы подарим вам вот эти замечательные машины. Сейчас ребята выберут, кому какую машину они хотят подарить».
(Дети выполняют задание.)

Сентябрь

Занятие №1. Явления окружающей жизни.

Тема: Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь

Программное содержание: Уточнить знания детей о детском саде, (большое красивое здание, в котором много уютных групп, музыкальный и физкультурный зал, просторная кухня, медицинский кабинет, детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге). Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Литература:

Стр 27.

Занятие №2. ПДД.

Тема: « Правила движения достойны уважения»

Программные задачи:

    закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах;

    систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении;

    закрепить знания о наземном и воздушном транспорте;

    развивать наблюдательность, зрительную память;

    развивать умение отвечать полным ответом.

Литература: приложение к проекту «Дорожная азбука».

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Кто нам хлеб растит.

Программное содержание: Расширить представление о профессиях. Познакомить с профессией земледельца. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 80

Занятие №4. Ознакомление с природой.

Тема: Прохождение экологической тропы.

Программное содержание: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Литература:

Стр34.

Октябрь

Занятие №1. Ознакомление с природой.

Тема: У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления детей о пользе природных витаминов для человека и животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр31.

Занятие №2. Ознакомление с природой.

Тема: Что нам осень принесла?

Программное содержание: Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр28.

Занятие №3. Природное окружение

Тема: Осенние посиделки (Беседа о домашних животных)

Программное содержание: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр39.

Занятие №4. ОБЖ.

Тема: « В лес по грибы»

Программное содержание: Расширять представления детей о лесных грибах и ягодах, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить детей различать съедобные и несъедобные грибы; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями; воспитывать бережное отношение к природе.

Литература: приложение к проекту «Лесные богатства».

Ноябрь

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Из чего состоит тело»

Программное содержание: формировать элементарное представление о строении тела человека; способствовать умению отвечать на вопросы воспитателя предложениями; вызвать сознательное отношение к себе и другим детям; формировать представление о зож, умение и желание выполнять необходимые гигиенические правила.

Литература: приложение к проекту «Я в мире человек».

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Виртуальная прогулка "Что такое улица"

Программное содержание: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжить закреплять название улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут, объяснить, как важно знать, свой адрес.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 31.

Занятие №3. Знакомство с социальной действительностью.

Тема: «Моя страна»

Программное содержание: дать детям представление о России, как о стране;

познакомить детей с символами России: флагом, гербом, гимном; активизировать словарь по теме.

Литература: приложение к проекту «Я- гражданин России»

Занятие №4. Явление окружающей жизни.

Тема: Семейные традиции

Программное содержание: Расширить представление о семье. Формировать представле ние о семейных традициях, о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра).

Продолжать воспитывать уважительное отношение к родным и близким

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 39

Занятие №5. Экология

Тема: Скоро зима! (Беседа о жизни диких животных в лесу)

Программное содержание: Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 41

Декабрь

Занятие №1. Природное окружение

Тема: В гости к деду Природоведу

(экологическая тропа зимой)

Программное содержание: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 51

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: Петрушка – физкультурник

Программное содержание: Совершенствовать умение группировать предметы по назначению (удовлетворение потребностей в занятиях спортом); уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования; воспитывать наблюдательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 29

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Новый год у ворот

Программное содержание: Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Рассказать о том, почему мы украшаем елку. Формировать представле ние о празднике, его значении для людей.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 146

Занятие №4. Экология

Тема: Почему растаяла Снегурочка?

Программное содержание: Расширять представления о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд.

Литература: О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Стр. 45.

Январь

Занятие №1. Явления социальной действительности

Тема: "Всемирный день «СПАСИБО».

Программное содержание: формировать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми; побуждать детей пользоваться правилами вежливого общения; развивать у детей интерес к устному народному творчеству посредством театрализации.

Литература: приложение к проекту «В мире вежливых наук»

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема : Народные праздники на Руси. Рождество

Программное содержание: Расширить представление о народных русских праздниках, объяснять их происхождение и назначение. Воспитывать интерес к ис тории России, национальную гордость.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 155

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: « Такой разный транспорт»

Программное содержание: Формировать знания детей по теме «Транспорт»: уточнить название основных частей машины. Продолжать закреплять знания детей о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный); раскрыть значение транспорта в жизни людей. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других

Литература: приложение к проекту «Такой разный транспорт»

Занятие №4. Явления окружающей жизни

Тема: Мои друзья.

Программное содержание: Формировать понятия «друг», «дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 24.

Февраль

Занятие №1. ОБЖ

Тема: «Один дома».

Программное содержание: расширять знания о предметах, опасных для жизни и здоровья ребенка; развивать двигательную активность; формировать умение понимать и отгадывать загадки.

Литература: приложение к проекту «ОБЖ».

Занятие №2. Предметное окружение

Тема: В мире стекла

Программное содержание: Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 36

Занятие №3. Явления окружающей жизни

Тема: Наша Армия

Программное содержание: Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие "защитники Отечества". Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряки, танкисты, летчики, пограничники).

Литература: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.:Мозаика-Синтез,2015.-96с

Стр 37

Занятие №4.

Тема: Посадка лука

Программное содержание: Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет) Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 55

Март

Занятие №1. Явления окружающей жизни

Тема: « Женские профессии».

Программное содержание: закрепление знаний детей о профессиях (врача, парикмахера, продавца, учителя, повара), об орудиях труда; обогащение и расширение словаря по теме «профессии» сложными словами; обучение составлению описательного рассказа с помощью схемы.

Литература: приложение к проекту «Международный женский день»

Занятие №2. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: В гости к хозяйке луга

Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 59

Занятие №3. Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Экологическая тропа весной

Программное содержание: Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Занятие №3. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природе.

Литература: Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа.-М.: ИОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 - 96 с.

Стр 66

Занятие №4. Экология

Тема: «Птицы- наши друзья»

Программное содержание: Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.

Расширять знания детей о птицах родного края.

Литература: приложение к проекту «Всемирный день птиц».

Апрель

Занятие №1. Предметное окружение.

Тема: «Книга – лучший друг!»

Программное содержание: з акреплять знания детей о детских писателях, их произведений (С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский); з акреплять умение детей различать жанры детской литературы (сказка, рассказ, стихотворение); развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию; воспитывать бережное и аккуратное отношение к книгам.

Литература: приложение к проекту «Книга- лучший друг»

Занятие №2. Явление окружающий жизни

Тема: «Путешествие в космос»

Программное содержание: д ать детям элементарные представления о космосе; у чить объединяться в игре, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслам; развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление ; воспитывать познавательную активность.

Литература: приложение к проекту «Мы- будущие космонавты».

Занятие №3. Предметное окружение

Тема: Песня колокольчика

Программное содержание: Закрепить знания о стекле, металле, дереве, их свойствах. Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Стр. 305

Занятие №4. ОБЖ

Тема: «Если хочешь быть здоров».

Программное содержание: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

Литература: перспективный план по обж (апрель).

Май

Занятие №1. Предметное окружение

Тема: Государственные символы Рос сии

Программное содержание: Познакомить с гимном России.

Закрепить знания: о Москве - столице нашей Ро дины; о гербе и флаге.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 326

Занятие №2. Явления окружающей жизни

Тема: Этот День Победы

Программное содержание: Закрепить знания о том, как в годы войны храбро сра жались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, как люди хранят память о них. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечест венной войны.

Литература: Комплексные занятия по программе под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. Стр. 316.

С 15.05 Мониторинг.

Цель: формировать элементарные представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении; учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость, добрые чувства, желание оказать помощь.

Развивающие задачи: развивать умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; формировать умение осмысленно применять освоенные способы ухаживания за комнатными растениями.

Образовательные задачи: расширять знания детей о комнатных растениях; закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части; пополнять словарный запас детей.

Основная образовательная деятельность: познание.

Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое», «Художественно-эстетическое».

Методы и приемы:

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: художественное слово, дидактические игры, вопросы, поощрение.

Наглядные средства обучения: видео проектор, слайды с изображением комнатных растений и комнатные растения.

Словарная работа: комнатные растения, фикус, бегония, герань, бальзамин (огонек), дренаж, цветущее растение, лейка, грабли.

Предварительная работа: беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями, поливка, рыхление земли в горшке, протирание листьев; посадка комнатного растения, заучивание стихов о комнатных растениях.

Структура

  1. Вводная часть.
  1. Разгадывание загадок.
  2. Беседа. Рассматривание слайдов и комнатных растений в горшках.
  1. Основная часть.
  1. Дидактическая игра «Чего не стало?».
  2. Физкультминутка.
  3. Сюрпризный момент.
  4. Беседа о корне растений.
  5. Трудовая деятельность.
  1. Итог.

Ход образовательной деятельности

Загадки о комнатных растениях.

Воспитатель:

Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

Дети: комнатные растения.

Беседа о комнатных растениях.

Воспитатель: Вы догадались, что сегодня мы будем говорить о комнатных растениях. Посмотрите как много комнатных растений у нас в группе. А как вы думаете, для чего нужны комнатные растения, какую они приносят пользу?

Дети: «Украшают группу, очищают воздух от пыли и выделяют кислород. Они нужны нам для дыхания».

Воспитатель: Правильно, чтобы было красиво – комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Воспитатель: Какие комнатные растения вы знаете?

Дети: герань, бальзамин (огонек), бегония, фикус, фиалка.

Показ слайдов «Комнатные растения».

Воспитатель: Каждое растение имеет свое название. Как называется это растение?

Дети: герань.

Воспитатель: Правильно это герань, а еще ее называют – пеларгония. Давайте рассмотрим герань. Что есть у герани?

Дети: стебель, листья, цветы.

Воспитатель: Какой формы листья? Какого цвета листья?

Дети: листья темно – зеленые, светло – зеленые, круглой формы.

Рассмотреть (по аналогии) бальзамин, бегонию, фикус.

Чтение стихов детьми о комнатных растениях.

На окне стоит цветок,

К солнцу тянется росток,

Красно-алые цветы,

Яркой,дивной красоты.

Они радуют цветеньем,

Шапки,словно загляденье

И головками кивают,

Любоваться приглашают.

Мы герани очень рады,

Не остались без награды,

За уход благодарит,

Ярким цветом вся горит.

Маленький росточек-
Фикус на окне,
Тропиков кусочек
Подарили мне.

На окошке быстро
Фикус подрастал,
Каждый день его я
Щедро поливал.

Все цветы наш фикус
Быстро перерос.
Жалко расставаться
Было с ним до слез.

У бегонии листок -
Будто сжатый кулачок.
Кулачок расправится,
И листок появится.

В гости к нам
Весна пришла.
В рост бегония пошла.
Расправляет кулачки -
Полюбуйтесь на листки!
Не прошло ещё недели -
Уж цветки зарозовели!

За окошком март бушует,
Валит снег, метель метёт,
А у нас весна настала,
И бегония цветёт!

Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.

Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.

Его поливаю,

Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!

Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
*****
На окне цветочков много,
Только мокрый - он один:
Мокрым Ванькой называют
Всем известный бальзамин.

Дидактическая игра: «Чего не стало?»

Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)

Игровое действие . Отгадать, какого растения не стало.

Правило. Не подглядывать.

Оборудование . На столе стоят комнатные растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает: «Какого растения не стало?»

Физкультминутка.

Ну-ка, фикус, похвались - (Хлопки.)

Вот какой огромный лист! (Растопырить пальцы рук.)

Сделан будто бы изкожи, (Потереть ладони.)

Фикус, мы тебе поможем: (Сжимать и разжимать кисти рук.)

Каждый толстенький твой лист, (Прижать ладони друг к другу.)

Вымоем старательно. (Поглаживаем кисти «моем».)

Зеленей ты становись (Хлопки.)

Ростом - с воспитателя! (Потянуться, руки поднять вверх.)

Сюрпризный момент. Приходит фея цветов.

Фея: Здравствуйте дорогие ребята! Добрый день уважаемые взрослые! Я фея цветов, пришла к вам в гости. Я везде летаю и ухаживаю за цветами. Вот и вам принесла с собой черенок цветка и решила подарить его вам. Это – колеус. У него красные листья. Как и у всех растений есть стебель, листья, бывают и цветы. Я хочу посадить вам его и думаю, что в дальнейшем вы будите за ним ухаживать и заботиться и что ему у вас будет хорошо.

Беседа о корне растения.

У всех растений есть корень. Корень находиться в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам.Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать.

Посадка растения.

Фея сажает черенок колеуса в горшок.

Фея: Берем цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? (В цветочный горшок мы насыпем камни – это дренаж.) Для чего он нужен? (Дренаж нужен для того,чтобы улучшить доступ воздуха к корням, чтобы корни не гнили при поливе) Что будем делать дальше? (После этого мы насыпаем землю, оставляя лунку для луковицы.) После того, как мы насыпали землю, что делам дальше? (Садим черенок в землю и присыпаем ее.) Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать? (Сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло.)А еще, я вам в подарок, принесла семена пеларгонии (герани). Эти семена мы вместе с вами посадим в стаканчики с землей, чтобы они росли и радовали нас.

Практическая деятельность.

Дети одевают фартуки. Дети подходят к столу, застеленному клеенкой, на каждого ребенка 1 стаканчик с землей, леечка с водой, палочка, семена, фартук.

Любое дело получается хорошо, если его делать с хорошим настроением. Давайте улыбкой покажем свое настроение.

Прежде, чем мы будем сажать семена, давайте вспомним, как нужно это делать. В контейнере для посадки семян земля уже влажная. А теперь палочкой делаем лунку для посадки семян. Вот так (показ). Берем семена, кладем каждое семя в лунку и присыпаем землей. И теперь нам нужно обязательно полить посаженное семечко.

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Для чего? Что нового узнали?

Сегодня мы с вами познакомились с тем, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Научились сами сажать растения. Все, чему вы научились сегодня, вы можете использовать дома, помогая маме ухаживать за растениями.

Комнатные растения - это живые существа, поэтому мы должны с вами заботиться, беречь их,ухаживать и бережно относится к ним.

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Семья» «Я люблю свою семью»
Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Дружба». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о семейных узах, родственных отношениях. Учатся доброму отношению друг к другу.

Цель: закрепление знаний детей о семье.
Задачи:
1. Образовательные:
Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.
2. Развивающие:
Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
3. Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
4. Речевые:
Связная речь: продолжать развивать диалогическую речь.
Словарь: предметный – бабуля, дедуля, сестричка, братишка, член семьи; качественный – весёлый, заботливый, ласковый, хмурый; глагольный – готовить, наряжаться, ремонтировать, воспитывать.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Звуковая культура речи: развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание песни про семью, проведение физминутки «Кто живёт у нас в квартире», проведение мимического упражнения «Наши поступки».
Наглядные: рассматривание дидактических картинок «Семья».
Словесные: проведение дидактических игр «Назови ласково», «Кто что делает?»
Индивидуальная работа: учить регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора.
Материалы: Аудиозапись «Детской песни про семью» (в исполнении Ларисы Григорьевой. Слова и музыка Александра Ермолова), картинки с изображением семей разных стран мира; дидактические картинки «Семья».

Ход занятия

Воспитатель незаметно включает аудиозапись песни «Детская песня про семью» в исполнении Ларисы Григорьевой. Обращает внимание детей на песню, предлагает её послушать. Дети слушают, воспитатель предлагает детям сесть в круг на стульчики.
Воспитатель: Мальчики и девочки, понравилась вам эта песня?
Ответы детей (да, понравилась).
Воспитатель: а какая она – грустная или весёлая?
Ответы детей (она весёлая).
Воспитатель: верно, это весёлая песня. А про кого она?
Ответы детей (про маму, папу, бабушку и дедушку).
Воспитатель: правильно, ребята. А как назвать одним словом всех, кого вы перечислили?
Ответы детей (семья).
Воспитатель: точно! Именно про семью мы с вами и прослушали сейчас песню. Она очень весёлая, ведь так замечательно, когда у человека есть семья, когда близкие люди всегда рядом. Посмотрите несколько картинок с изображением семьи.
Воспитатель показывает картинки с изображением разных семей, разных стран мира.
Воспитатель: ребята, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены! А как я поняла, что они счастливые?
Ответы детей (потому, что они улыбаются).
Воспитатель: да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Ребята, а вы любите свою семью?
Ответы детей (да, любим).
Воспитатель : это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это и как ласково можно назвать членов семьи. Договорились?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Проводится игра «Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка, бабуля
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка

Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково. А теперь я предлагаю посчитать членов одной дружной семьи. Эта семья всегда живёт очень дружно, помогают друг другу и она очень-очень большая. Хотите узнать про эту семью?
Ответы детей (да, хотим).
Воспитатель: тогда предлагаю вам встать рядом со мной и послушать стихотворение внимательно, посмотреть на мои движения, а потом все вместе повторите за мной.

Проведение физминутки «Кто живёт у нас в квартире?»

Физминутка
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: понравилась вам игра?
Ответы детей (да, понравилась!).
Воспитатель : это здорово. Мне тоже очень понравилось с вами играть! Присаживайтесь на свои места. А ещё поиграть хотите?
Воспитатель: это очень хорошо, мальчики и девочки, что вы любите играть. А что вы ещё любите делать?
Ответы детей (бегать, прыгать, резвиться).
Воспитатель: ух, как здорово! А что же любят делать члены вашей семьи? Мне очень интересно. Давайте я буду называть вам членов семьи, а вы будете мне говорить по очереди, что любят делать ваши мамы или папы, бабушки или дедушки, братишки или сестрёнки. Или же скажите мне о том, чем ваша семья больше всего занимается.
Воспитатель называет маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру, а дети по цепочке говорят действие, которое любит делать или часто делает член семьи (мама – наряжается, читает книги, работает, готовит еду; папа – ездит на машине, чинит бытовую технику и т.д.).
Воспитатель: здорово, ребята! Как много умеют и любят делать ваши родные люди! А ещё одну интересную игру хотите узнать?
Ответы детей (конечно, хотим!).
Воспитатель: ну тогда давайте сейчас сначала разомнёмся. Вы умеете хмуриться? Покажите, как умеете!
Дети хмурятся.
Воспитатель: а теперь давайте улыбнёмся!
Дети улыбаются.
Воспитатель: отлично! Ну а теперь начнём игру. Слушайте внимательно, я вам буду называть ситуацию в семье, и если это плохой поступок, то вы будете хмуриться, а если этот поступок очень хороший и он порадует вашу семью, то вы улыбнётесь. Договорились?
Ответы детей (да, договорились).
Проводится игра на мимику.
Вы разбили чашку;
Вы помогли маме пропылесосить;
Вы не убрали игрушки;
Вы обняли бабушку;
Вы помогли дедушке починить телевизор
Вы отняли игрушку у младшего братика
Вы угостили сестричку конфетой.
Воспитатель: молодцы, мальчики и девочки, понимаете – где хороший поступок, а где – не очень! Я надеюсь, что дома вы совершаете только хорошие поступки – помогаете старшим, уступаете младшим?
Ответы детей (да, мы делаем только хорошие поступки).
Воспитатель: какие хорошие у нас дети в нашей группе! Ребята, а теперь скажите мне пожалуйста – что же такое Семья?
Ответы детей (это мама и папа, бабушка и дедушка, сестрёнка и братишка).
Воспитатель: верно! Теперь я предлагаю вам нарисовать своим близким какой-нибудь рисунок.
Свободное рисование детей.

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Формирование целостной картины мира.

Интегрированное занятие для детей средней группы.

СКАЧАТЬ (презентация)

Соснина Галина Николаевна

Воспитатель

Место работы: МБОУ «В-Матигорская средняя

школа» филиал д/с №30 «Ромашка»

Цель: Формировать знания детей о признаках весны.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.

Расширять знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом весны.

Закрепить умение располагать изображение на листе бумаги.

Виды деятельности: рассказ, беседа, отгадывание загадок, объёмная лепка.

Оборудование: интерактивная доска, пластилин, салфетка, картон, доска для пластилина.

Литература:

1. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис- Пресс, 2005.

2. Николаева С.Н. Юный эколог система работы в средней группе детского сада. М.: Мозайка- синтез, 2010.

3. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.:В Владос, 2000.

4. Приложение №1.(Презентация)

Ход занятия.

В гости к детям приходит гномик и говорит, что у него есть друг солнышко. Они нам что-то хотят рассказать.

Расскажи я всему свету,

что зимы уж больше нету.

Поглядите, вот весна,

По земле идет она.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

Услышало эти слова солнышко и выглянуло из-за тучки. Надоело ему прятаться от ветров и холодов.

Выглянуло оно, расправило свои лучики, но стало ему скучно одному, и решило солнышко разбудить ещё кого-нибудь.

Заглянуло солнышко на лесную полянку и что же увидело там?

(ответы детей)

Появились первые проталины; Все меньше становится снега,

Побежали ручьи, куда ни ступи везде вода. Как будто природа спешит умыться перед тем, как наденет зеленый наряд.

Набухли почки: Точно такие же, как у нас в группе, и вот - вот появятся первые листочки.

А вот и первые весенние цветы:

Кто вспомнит их названия?

(Ответы детей).

7;8 слайды: (подснежники, мать-и-мачеха)

Потом солнышко заглянуло в берлогу и никого там не увидело.

Кто жил в берлоге зимой? (ответы детей: медведь)

А как проводят медведи зиму? (ответы детей: спят, сосут лапу)

Где же теперь искать их?

Давайте и мы с вами порадуемся наступлению весны. (Физ. минутка)

Под весенние напевы

повернемся вправо, влево.

руки вверх, руки вниз.

вверх! и снова руки вниз.

вправо, влево головою.

руки вверх! перед собою.

топни правою ногой,

топни левою ногой.

вправо, влево повернись

и тихонечко садись.

Забеспокоилось солнышко: а как же его друг зайка? Что с ним произошло с наступлением весны? (ответы детей)

Вспомните, каким был зайка зимой?

Посмотрите, каким он стал? (ответы детей)

Как вы думаете, почему сменил шубку? (ответы детей)

Весной у зайчихи появились зайчата. Расскажите, какие они? (ответы детей) Они появились совсем недавно, но уже пушистые, шустрые. Покормила их зайчиха и ускакала подкрепиться свежей травкой. А зайчата остались одни. Греет их солнышко своими теплыми лучами, ждут зайчата маму, а её все нет.

Тут мимо пробегала другая зайчиха. Заметила она малышей и покормила их. Так у зайцев заведено.

16 слайд: (солнышко загадывает загадки, появляется грач, ласточка, скворец).

Послушайте загадки.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица ……(грач).

Прилетела к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

На шесте дворец.

Во дворце певец,

Как зовут его? (скворец)

Солнечные лучики заметили, что появились насекомые. Посмотрите это шмель.

А каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей, бабочка, майский жук).

Ребята, а весеннему солнышку очень понравились первые весенние цветы.

Давайте и мы с вами порадуем солнышко и сделаем для него вот такие весенние цветы.

Молодцы ребята, какие красивые цветы у вас получились.

Удивилось солнышко: как много оно успело увидеть в весеннем лесу, и рассказало об этом гномику.

Ребята, а вам понравилось гулять с солнышком по весеннему лесу.(Ответы детей).

Давайте скажем нашим друзьям до свидания и то же пойдём на прогулку.

Статьи по теме: