Теория множественных интеллектов гарднера. Типы интеллекта

Когда речь заходит об умном человеке, воображение представляет себе математика, который решает вопросы, непонятные большинству, способного решить в уме задачу так быстро, что обычный человек даже не успеет ее записать. Это представляет себе традиционную идею разума как уникального навыка, связанного с абстрактной мыслью.

В 1994 году психолог предложил идею, которая изменила типичное представление общества о разуме: теорию множественного интеллекта. Согласно ей, существует не одна, а 8 типов интеллекта, которые развиваются по-разному в каждой личности. "Это основной вызов образованию", - говорит психолог.

Типы интеллекта разделяют на 8 категорий:

  1. Лингвистический.
  2. Логико-математический.
  3. Визуально-пространственный.
  4. Музыкальный.
  5. Телесно-кинестетический.
  6. Интраперсональный (экзистенциальный).
  7. Интерперсональный (социальный).
  8. Натуралистический.

Согласно типам интеллекта по Гарднеру, человек имеет врожденную склонность к некоторым действиям. Это определяет к какому типу стоит относить ту или иную личность.

Поэтому некоторые люди очень умны в области математики, но могут быть не так хороши, когда дело касается межличностных отношений. Исключительный музыкант может быть не таким одаренным в выражении себя через слова.

Педагоги должны понимать студентов: сильные стороны, слабости, уязвимые области, способность к адаптации, а также учитывать к какому из типов интеллекта относится каждый из них и на этой основе выстраивать обучение.

Гарднер уверен, что разум человека состоит из набора навыков, которые позволяют преодолевать личные проблемы и справляться с трудностями. Для решения различных вопросов необходимо понимать, что человеческий ум разнообразен и важно выбрать путь развития, подходящий определенному типу личности.

Лингвистический тип интеллекта

Это люди, которые любят и умеют "жонглировать словами". Они рано учатся говорить, читать и писать. Легко понимают сложный текст и проявляют себя очень хорошо, когда дело касается выражения собственных мыслей.

К примеру, людям с лингвистическим типом интеллекта легче следовать инструкции при сборке мебели, если она будет представлена в текстовой форме, а не в виде диаграммы. Им легко дается любой иностранный язык, поэтому среди полиглотов лингвистический преобладает из всех типов интеллекта.

Для того чтобы развиваться, им нужно много читать и выражать собственные мысли на бумаге. Это может быть что угодно: дневник, блог, Twitter, художественная и Играть в словесные игры, такие как кроссворды и "Словодел". Отличной тренировкой будет изучение иностранного языка.

Логико-математический интеллект

Люди с преобладающим логико-математическим типом интеллекта склонны решать абстрактные проблемы, делать расчеты и с легкостью считать количество предметов.

Например, когда нужно разделить сумму чека за обед, в компании всегда находится человек, способный безошибочно это сделать в уме. Очень вероятно, что это обладатель именно такого типа интеллекта.

Чтобы развиваться, логико-математический тип интеллекта может решать судоку, играть в игры, шахматы и справляться с повседневными математическими задачами в уме.

Карьера: бухгалтер, инженер, детектив, аналитик, финансист, программист.

Визуально-пространственный тип интеллекта

Его обладатели способны очень хорошо ориентироваться на местности, легко понимают чертежи и инструкции в виде диаграмм.

Они осознают визуальные детали в своем окружении, на которые другие люди не обращают внимание. Особенно это касается структуры зданий и их расположения.

Чтобы развивать визуально-пространственный тип интеллекта, необходимо составлять каждый день новый маршрут пути (например, на работу) или пытаться найти дорогу на незнакомой местности при помощи карты, играть в головоломки и создавать модели.

Карьера: художник графического дизайна, авиационный специалист, архитектор и хирург.

Музыкальный тип интеллекта

Людей с музыкальным типом интеллекта легко узнать по привычке постоянно настукивать пальцами мелодию из своей головы. Они легко осваивают музыкальные инструменты, запоминают и воспроизводят музыку.

Для развития им необходимо слушать музыку, причем, чем разнообразнее она будет, тем лучше. И, конечно, стоит научиться играть на музыкальном инструменте.

Телесно-кинестетический тип интеллекта

Людей телесно-кинестетического типа интеллекта никогда не обвиняли в неуклюжести. Они очень точно осознают собственное тело, поэтому обладают хорошей координацией движения и очень подвижны.

Это можно наблюдать у танцоров и некоторых спортсменов, например, гимнастов.

Чтобы развивать этот тип, нужно много танцевать, изучать танец, который помогает тренировать координацию или заниматься йогой.

Карьера: физиотерапевт, цирка, хирург, персональный фитнес-тренер.

Интраперсональный тип интеллекта

Высокая степень осознанности, эмоциональная сдержанность и умение здраво рассуждать характеризуют таких людей. Обладатели интраперсонального типа интеллекта (что значит также экзистенциальный тип) отличаются способностью глубоко воспринимать собственное я. Они отлично понимают и контролируют собственные эмоции, мысли и мотивы поступков. Личности с выраженным интраперсональным типом интеллекта видят личные недостатки и достоинства, что позволяет им работать над своей эмоциональной жизнью, принимать решения и устанавливать цели в соответствии с собственной индивидуальностью.

Необходимо сосредоточиться на выражении собственных мыслей людям с интраперсональным типом интеллекта, что значит размышлять и записывать свои мысли в дневнике, вести блог, практиковать медитацию, читать статьи по психологии и о человеческом интеллекте.

Карьера: коучинг, духовная сфера, этика, предпринимательство, политика, философия, психология, психиатрия.

Социальный интеллект

Интерперсональный тип интеллекта по-другому называемый социальным, наделяет своих обладателей отличными коммуникативными способностями. Эти люди хорошо умеют понимать других: их эмоции, потребности, намерения и цели.

Они всегда в центре внимания, часто становятся лидерами и душой компании.

Для саморазвития людям с интерперсональным типом интеллекта необходимо принимать участие в групповых мероприятиях, где поощряется сотрудничество, например, командный спорт.

Карьера: область образования, человеческих ресурсов, социальная сфера, консалтинг, психиатрия, менеджмент, политика, наставничество.

Натуралистический тип интеллекта

Люди с таким типом интеллекта любят и способны хорошо понимать природу, различать, классифицировать, распознавать закономерности между видами растений и животных.

Такие качества обычно присущи биологам и людям, которые любят заниматься садоводством.

Для развития натуралистического типа интеллекта нужно много читать книг по биологии, выращивать растения и ухаживать за животными.

Карьера: ветеринарная медицина, археология, экология, туризм, лесничество, фермерство, геология, биология.

Существует 4 основных момента теории Гарднера о типах интеллекта:

  1. Каждый человек обладает всеми перечисленными видами интеллекта. Но доминирующий только один.
  2. Большинство людей имеют потенциал для развития в каждом из типов интеллекта.
  3. Интеллект работает в совокупности.
  4. Существует множество способов интерпретации интеллекта в каждой категории.

Несмотря на то, что человек имеет доминирующий определенный тип интеллекта, склонность к другим в различной степени есть у каждого. Навыки можно развивать, даже если от рождения присущ талант к другим умениям. Также теория Гарднера указывает на гибкость типов интеллекта, что означает способность изменяться со временем у каждого человека.

Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, - так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств , определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других , недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в . Нельзя , если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером . Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Логико-математический интеллект

Он связан с и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:

  • умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
  • способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
  • наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
  • владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
  • способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
  • понимание графиков, схем и таблиц.

Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
  • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.

В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Визуально-пространственный интеллект

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

  • умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
  • развитое ;
  • способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.

Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.

Натуралистический интеллект

Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой , анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

Музыкально-ритмический интеллект

Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:

  • Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
  • Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
  • Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.

Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.

Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.

Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.

Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.

Каждый маленький человечек рождается с определенным набором задатков, интересов и даже умений. С раннего возраста одному смышленому малышу нравится считать и разгадывать ребусы, ставить опыты, другому только книги и чтение, третьему комфортно на природе в кругу птиц.

Каждому ребенку хочется делать то, что вызывает огромный интерес. Когда родители закрывают одни двери знаний в надежде, что их чадо потянется к другой сфере, налаживает свой отпечаток в душе и сознании ребенка, у которого исчезает интерес вообще к любому типу занятости. И восстановить живое познание детского ума интересного занятия не так и просто.

Поэтому ученые и психологи предлагают родителям обращать внимание на мелочи, к чему больше всего тянется малыш, чтобы идти на пути развития этой сферы, необходимых умений, что приведет к успешной реализации личности в будущем.

Типы интеллекта по Гарднеру

Рассмотри типы интеллекта по Гарднеру, который выделяет 8 разновидностей ума. Говард Гарднер - психолог, изучает возможности интеллекта и реализацию сознания. Ему принадлежит авторство понятия "множественный интеллект". В современной школе детей условно делят на тех, у кого математический склад ума, и тех, у кого лингвистический склад ума. Гарднер расширил это классификацию, и вывел на основе своих наблюдений 8 типов интеллекта, по которым и следует направлять развитие детского ума и способностей.

На заметку родителей: ни воспитательница в детском садике, ни учительница в школе, ни кто-то другой из близкого окружения не может с точностью определить тип интеллекта ребенка, только родители и круглосуточное наблюдение за интересами ребенка могут расшифровать пытливость ума и его тип.

1 тип - Лингвистический

Интерес у ребенка с лингвистическим типом интеллекта заметен по огромной любви к слову и письму. Ребенку в самом маленьком возрасте с легкостью дается изучать стихи, нравиться слушать сказки, ребенок рано учится говорить и писать. Особенно теплые чувства питает малыш к сказкам в возрасте от 2-3 лет до первого класса, когда роль чтеца переходит к самому ребенку. Легко и просто изучает иностранные языки, на лету схватывает рассказы и с легкостью пересказывает любой услышанный или прочитанный текст. В старшем возрасте принимает активное участие в подготовке школьной стенгазеты, пишет рассказы, берет интервью.

В школе делается упор на развитие именно этого типа интеллекта, потому что проще запрограммировать ребенка, чтобы слушал, читал, сам писал, пересказывал, учил. Кроме этих умений, для успешного продолжения развития лингвистического типа ума, необходимо обзавестись еще и умением систематизировать и анализировать, вычленять и расчленять, делать выводы и развивать свои мысли.

В какой сфере ребенок может быть успешным в будущем:

  • драматург,
  • журналист,
  • филолог,
  • политик,
  • редактор или корректор,
  • сценарист,
  • писатель.

2 тип - Логико-математический

Особенно интересны цифры и числа для ребенка логико-математического типа интеллекта. С детства быстро изучают цифры и обозначения, рано начинают понимать процедуру сложения, умножения, вычитания, деления. В школьном возрасте быстро решают любую математическую задачу. Стараются поддавать счету все вокруг, начиная от ступенек, и заканчивая сложными алгоритмами в школе. Аналитические умения и способность к синтезу приходят сами собой, без особых усилий со стороны родителей или учебного заведения. Ребенку с таким типом ума легко устанавливать причинно-следственные связи и оперировать абстракциями.

В какой сфере может себя реализовать:

  • бухгалтер,
  • математик,
  • ученый,
  • программист,
  • аналитик,
  • детектив,
  • медик,
  • логист.

Первый и второй типы интеллекта в основном относят к граничным (или/или), и успешно развиваются учителями в школе и в высшем учебном заведении. Что касается следующих типов, то такие дети не всегда могут найти себе занятие по душе. Потому что относятся либо к обоим типам одновременно, или ни к первому, ни ко второму, будучи повержены в постоянное непонимание.

3 тип - Визуально-пространственный

Первое, к чему тянется ребенок с таким типом интеллекта - это пазлы и самые простые игрушки, и обычные вещи. Часто родители такого ребенка недоумевают, почему их чадо любит играть ложкой или простой коробкой, вместо кучи развивающих и красочных игрушек из магазина. А дело в том, что у малышей отлично развито воображение, видят они мир и все вокруг с другого ракурса, ошеломляя окружающих. Могут играть с деревянными простыми игрушками, любят пазлы и лабиринты. Часто погружаются в собственный выдуманный мир, могут общаться с выдуманными друзьями. Также ребенок тянется к рисованию, чтобы выразить свое видение окружающего мира. В школе им дается на сто процентов физика или химия, черчение и рисование, геометрия. Подростки без проблем составляют графики или их интерпретируют. Хорошо развито мышление и восприятие пространства.

В какой сфере может реализовать свои умения и навыки:

  • дизайнер,
  • архитектор,
  • инженер,
  • скульптор,
  • мультипликатор,
  • художник.

4 тип - Телесно-кинестетический

Для ребенка этого типа ума главное - это выражение себя посредством своего тела. Дети могут увлекаться танцами, обычно обладают развитой моторикой и жестикулируют больше всех остальных. Стараются достигать успехов в спорте. По природе их тело пластично и сильно. Таким деткам особенно нравиться не только бегать и прыгать, но и заниматься мастерством, делать что-то своими руками. Обожают сцену, комфортно себя там чувствуют и могут привлекать взгляды окружающих умением держать себя на сцене и завлекать других.

В какой сфере деятельности могут реализоваться:

  • спортсмены,
  • цирковые артисты,
  • танцоры,
  • механики,
  • ремесленники,
  • фотомодели,
  • артисты,
  • актеры.

5 тип - Музыкальный

Вся жизнь для ребенка с музыкальным типом интеллекта - это ритм и музыка. Ребенок распознают во всем мире звуки и может их понимать, воспринимать и создавать. Горячо любят дети любые музыкальные инструменты, стараются постичь музыкальную грамоту еще с детства, "тарабаня" по клавесину, изучая звучание нот. Дети часто посещают музыкальную школу и выделяются на общем фоне игрой рук или головой, ногами, они притопывают, постукивают, поют, отображая звуки и ритм.

В какой сфере смогут чувствовать себя комфортно:

  • композитор,
  • дирижер,
  • певец,
  • артист,
  • музыкант-исполнитель,
  • музыкальный редактор,
  • диджей,
  • музыкальный критик,
  • преподаватель музыки,
  • пианист,
  • барабанщик.

6 тип - Натуралистический

Ребенок, который обладает натуралистическим типом интеллекта, лучше чувствует себя на природе, подолгу может наблюдать за деревьями и птицами, за жизнью и поведением животных. Обычно с радостью разводит цветы и травы, изучает разных букашек и очень любит домашних животных, поэтому родителям ничего не остается делать, как создать дома мини-зоопарк, чтобы ребенку было интересно и познавательно жить и развиваться.

В какой сфере реализуется:

  • ветеринар,
  • исследователь природы (морского дня, птиц, обитателей суши),
  • генетик,
  • фермер, сейсмолог,
  • эколог,
  • археолог.

7 тип - Экзистенциальный

Про такого ребенка говорят, смышленый - он понимает как никто другой себя и свои чувства, управляет своими эмоциями и сознанием. Обладает такими качествами, как застенчивость и сдержанность, здравомыслие, он эмоционально устойчив, не поддается истерикам и крикам. Это дети - генераторы идей и теорий, гипотез, скорее теоретики, чем практики.

В какой сфере будут комфортно себя чувствовать:

  • психиатр,
  • философ,
  • политик,
  • священник,
  • профессор,
  • психолог,
  • агитатор.

8 тип - Межличностный

Ребенок межличностного типа интеллекта коммуникативно развит, отличный оратор, прекрасно разбирается в людях. Часто даже управляет людьми, увлекая своими умениями к разговору и убеждению. В детстве отличается хорошо поставленной речью, является душой компании. У ребенка с таким типом интеллекта всегда в запасе множество шуток и юмористических историй, он общителен, умен, обладает харизмой.

В какой сфере могут реализовать себя:

  • переговорщик,
  • тренер,
  • педагог,
  • оратор,
  • менеджер,
  • дипломат.

Итак, рассмотренные типы интеллекта дают родителям почву для развития детей. Каждый ребенок по-своему индивидуален, поэтому не исключено, что в одном малыше могут успешно развиваться два разных типа ума, при этом гармонично сосуществовать.

Последнее обновление: 08/11/2014

Когда Вы слышите слово «интеллект», наверняка Вам на ум сразу приходит мысль о тесте IQ. Интеллект часто определяют как наш интеллектуальный потенциал; то, с чем мы рождаемся; то, что можно измерить, но очень трудно изменить. В последнее время, однако, появились и другие взгляды на интеллект. Одной из таких концепций является теория множественного интеллекта, предложенная психологом Говардом Гарднером. Эта теория предполагает, что традиционные психометрические виды интеллекта слишком ограничены. Сначала Гарднер изложил свою теорию в книге «Структура разума. Теория множественного интеллекта», которая вышла в 1983 году. В ней он высказал предположение о том, что у людей встречаются различные виды интеллекта. Гарднер предложил, что их восемь и что, возможно, существует ещё и девятый - известный как «экзистенциальный интеллект» (он охватывает качества, характерные для всех выделенных им ранее интеллектов).
Стараясь охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер предположил, что люди не имеют только интеллектуальный потенциал, но много различных интеллектов - в том числе музыкальный, межличностный, пространственно-зрительный и вербальный.
Человек может быть особенно способным в одной конкретной области, например, музыке, но нельзя при этом забывать, при этом обладает целым спектром способностей. Теория Гарднера подвергается критике со стороны как психологов, так и педагогов. Критики утверждают, что определение интеллекта, которое даёт Гарднер, является слишком широким, и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, черты личности и способности. Теория Гарднера страдает и от недостатка исследований, подтверждающих её.
Несмотря на это, теория множественного интеллекта пользуется значительной популярностью у педагогов. Многие учителя используют теорию множественного интеллекта в своей философии преподавания и работают над интеграцией теории Гарднера с конкретными подходами к обучению.

Пространственный интеллект

К сильным сторонам обладающего им человека можно причислить отличное визуальное и пространственное восприятие.
Такие люди визуализируют окружающий их мир. У них не возникает проблем с ориентированием в незнакомом городе, чтением карт, схем, обработкой видео и фотографий.
Обладатели пространственного интеллекта:

  • любят читать и писать;
  • без труда решают головоломки;
  • легко интерпретируют изображения, графики и диаграммы;
  • любят рисунок, живопись и изобразительное искусство.

Чаще всего такие люди становятся архитекторами, художниками, инженерами.

Вербальный интеллект

Сильные стороны: языки, речь и письмо. Люди с вербальным интеллектом могут довольно ловко управляться со словами, причём как устно, так и письменно. Эти люди, как правило, очень хорошо пишут, кроме того:

  • хорошо запоминают письменную и устную информацию;
  • любят читать;
  • хороши в обсуждении или произнесении убедительных речей;
  • способны доходчиво объяснять;
  • часто прибегают у юмору, рассказывая истории.

Эти люди - потенциальные писатели, журналисты, юристы и учителя.

Логико-математический интеллект

Сильные стороны: анализ проблем и математические операции. Люди, обладающие логико-математическим интеллектом, отлично умеют рассуждать, распознавать образы и логически анализировать проблемы. Эти люди склонны думать концептуально о числах, отношениях и моделях.
Обладатели логико-математического интеллекта обычно:

  • имеют отличные навыки решения проблем;
  • любят размышлять над абстрактными идеями и понятиями;
  • любят проводить научные эксперименты;
  • способны проводить сложные вычисления.

Потенциальные профессии для таких людей - учёный, математик, программист, инженер, бухгалтер.

Телесно-кинестетический интеллект

Сильные стороны: физическая активность, контроль движений. Те, кто обладает телесно-кинестетическим интеллектом, способны хорошо двигаться и контролировать свои движения. Такие люди, как правило, имеют отличную координацию рук и глаз, а также очень ловки.
Обладатели телесно-кинестетического интеллекта:

  • хорошо танцуют и любят спорт;
  • с наслаждением создают вещи своими руками;
  • запоминают, делая, а не при помощи слуха или зрения (моторная память).

Такие люди вполне могут становиться танцорами, строитель, скульпторами, актёрами.

Музыкальный интеллект

Сильные стороны: ритм и музыка. Люди, у которых развит музыкальный интеллект, хорошо распознают ритмы и звуки. Они очень любят музыку и зачастую хорошо ещё исполняют.
Для людей с музыкальным интеллектом характерно то, что они:

  • наслаждаются пением и игрой на музыкальных инструментах;
  • легко распознают музыкальные мотивы и тона;
  • хорошо запоминают песни и мелодии;
  • хорошо понимают музыкальные структуры, ритм и ноты.

Такие люди чаще всего становятся музыкантами, композиторами, певцами, учителями музыки, дирижёрами.

Межличностный интеллект

Сильные стороны: понимание и взаимоотношений с другими людьми. Те, у кого имеется межличностный интеллект, хорошо понимают других людей и взаимодействуют с ними. Эти люди способны правильно оценить эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих.
Люди с межличностным интеллектом:

  • коммуникабельны;
  • способны общаться как вербально, так и невербально;
  • способны рассматривать ситуации с разных точек зрения;
  • формируют позитивные отношения с другими людьми;
  • способны участвовать в урегулировании конфликтов в группах.

Чаще всего человека с межличностным интеллектом ждут: карьера психолога, консультанта; работа в сфере продаж; политика и философия.

Внутриличностный интеллект

Сильные стороны: самоанализ и рефлексия. Обладатели внутриличностного интеллекта хорошо осознают своё собственное эмоциональное состояние, свои чувства и мотивы. Они, как правило, пользуются рефлексией и анализом, они мечтательны, они готовы исследовать отношения с другими людьми и способны правильно оценивать свои сильные стороны. Такие люди обычно:

  • хорошо знают свои сильные и слабые стороны;
  • любят анализировать теории и идеи;
  • хорошо осознают самих себя;
  • понимают основу собственных мотивов и чувств.

Среди них чаще всего встречаются философы, писатели, теоретики, учёные.

Натуралистический интеллект

Сильные стороны: нахождение общего языка с природой.
Натуралистический интеллект - последнее дополнение к теории Гарднера. Его появление было встречено с ещё большим сопротивлением, чем оригинальные семь интеллектов. Согласно Гарднеру, люди с натуралистическим интеллектом стремятся к гармонии с природой и проявляют интерес к исследованию окружающей среды и изучению других видов. Эти люди, как считается, хорошо чувствуют даже небольшие изменения в среде.
Обладатели натуралистического интеллекта:

  • интересуются такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • легко справляются с классификацией и каталогизацией информации;
  • наслаждаются кемпингом, садоводством, походами и проведением исследований на открытом воздухе;
  • не любят ничего, что не имеет никакого отношения к природе.

Естественно, такие люди становятся биологами, защитниками окружающей природы, садовниками или фермерами.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Статьи по теме: