Тибетская система воспитания детей. Воспитание детей - тибетский взгляд
Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».
Первый период. Ребенку до 5 лет.
С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?
Второй период. Возраст ребенка с 5 до 10 лет.
В это время с ребенком обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
Третий период. Возраст ребенка с 10 до 15.
Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
Последний период. Он уже не ребенок с 15 лет.
Относитесь к ребенку с уважением. Воспитывать уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.
Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.
Все мы знаем, что воспитывать ребенка — дело сложное. У каждого народа есть свои принципы и подходы. Предлагаем Вам познакомиться с тибетским взглядом на воспитание ребенка.
Самое важное - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».
Первый период
Ребенку до 5 лет.
С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?
Второй период.
Возраст ребенка с 5 до 10 лет.
В это время с ребенком обращаться «как с рабом».
Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
Третий период.
Возраст ребенка с 10 до 15.
Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
Последний период.
Он уже не ребенок с 15 лет.
Относитесь к ребенку с уважением. Воспитывать уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.
Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.
А что Вы скажете о таком способе воспитания и обучения детишек?
8 комментариев к “Тибетский взгляд на воспитание детей”
15.12.13 @ 15:01
мне нравится такой подход к воспитанию малыша. что-то подобное в этом роде я и представляла ранее,когда задумывалась о воспитании своего будущего ребенка….единственное, я бы изменила первый период по продолжительности…..не 5, а 3 года…мне почему-то кажется, что так немного целесообразнее…
19.12.13 @ 16:20
Первый период не понравился… Если так баловать ребёнка, он станет маленьким избалованным эгоистом. Подруга по этой системе воспитывала ребёнка и ему сейчас 11 лет, а ведёт себя как трёхлетний малыш — капризничает, надоедает, вмешивается в разговоры взрослых, грубит им, а мама её не обращает на это внимания.
Беремчик
29.03.14 @ 3:01
Считаю, что нельзя слишком баловать ребёнка до 5 лет. Ибо это необратимо испортит его. Наказания должны быть, без избиения, но которые чётко будут давать понять, что ребёнок сделал каку и плохо. Так же нужно ребёнку показывать в чём он ошибся и кому сделал больно своим поступком. А то устанешь ишачить на вещи, которые он испортил и разбил и он так и не научится ценить то, на что мама с папой горбатились годами.
Самое важное, что нужно запомнить — ребёнок до 3 лет как губка всё впитывает и запоминает поведение родителей, это закладывается в памяти на всю жизнь. Дальше он уже на уровне подсознания повторяет поступки родителей и их поведение и привычки. Потому стоит вести себя максимально правильно и подавать положительные примеры.
Идеально, если ребёнок участвует в помощи родителям. Это можно прививать когда он научится ходить. Именно тогда он начинает чувствовать себя полноценным членом семьи и уже начинает ценить проделанный труд.
К примеру, приобщать ребёнка к уборке. Сначала мелкие работы, которые безопасны для него, с возрастом более сложные. Прививать любовь к чистоте и чтобы уборка была игрой во взрослость.
«Посмотри, какие чудесные пузырики в водичке, в которой мы мочим тряпочку, ты же уже такой взрослый/такая взрослая и потому тебе можно доверить самому/самой вытереть пыль», «Мммм! Какой ты молодец, пол такой чистенький и теперь на нём приятнее играться», «Отнеси обёрточку, мусоринку в ведро, ведь ты же так старался и убирал, помогал пылесосить, жалко, если твой труд пропадёт».
Советоваться с ребёнком и правда стоит, это можно делать начиная с того возраста, когда он уже умеет нормально говорить.
«Как ты думаешь…?» а дальше по теме вопроса.
То есть, не просить совета как такового, а спрашивать мнение.
И если его мнение отличается от вашего, то обосновывать вслух, как бы давая ребёнку поучаствовать в дискуссии, при этом словно говоря и с самим собой, комментируя вслух свои размышления. В итоге делать как нужно.
Участие для ребёнка важнее результата.
Рассказывайте почаще ребёнку об ошибках других людей и своих ошибках, в форме сказок и поучительных рассказов, чтобы научить его что Хорошо и что Плохо. Этот опыт окажется для ребёночка бесценным, по себе знаю, мамины рассказы уберегли меня от многого.
Если нужно, то стоит иногда отказать ребёнку в его просьбе, особенно, если просьба сопровождается капризным требованием чего-либо. Например, конфеты, или ненужной по сути покупки.
Иногда стоит подходя к прилавку сказать это ребёнку, дать ребёнку подержать и долго потрогать эти игрушки — «Ну хорошо, давай посмотрим, что тут интересненького, посмотри, потрогай, но если честно, то у тебя есть игрушечки дома, ты эти посмотри и потрогай, утоли интерес, да и пойдём дальше». Ни один продавец до сих пор не был против, чтобы ребёнок трогал игрушки и немного поиграл ими. За 5 минут ребёнок переключается и идёт дальше.
Если же вы спешите, то идите быстрее, чтобы миновать игрушки и переключите внимание ребёнка с игрушек на другую тему, срочно спросите о чём-то сложном и совершенно другом, что займёт его мысли.
Беремчик
29.03.14 @ 3:10
В подростковом возрасте ребёнку стоит почаще говорить — » Ты уж сам решай, это твоя жизнь и каждый пожинает плоды своих решений. Если поступишь умненько и будет всё хорошо, то я порадуюсь за тебя, буду тебя любить ещё больше, но сложно жалеть тех, кто делает ошибки осознанно и сам же страдает от них».
Тогда ребёнок будет понимать, что его жизнь в его руках и его решения на его ответственности, ему за них и страдать, или радоваться.
В таком случае ему будет сложно потом обвинить вас в том, что навязали свои решения, испортили ему судьбу.
Беремчик
29.03.14 @ 3:26
Как лучше вести себя в магазине. Ответ про любопытство детей и их вечное желание всё тянуть с полок.
Чтобы избежать самостоятельного лазанья ребёнка по полкам и мацанья всего подряд, ему стоит давать потрогать товары, под присмотром и объяснять что это такое, ведь ему всё очень интересно. Можно рассказать что из «вот этого» я делаю тебе кашку, а этот сахар кладу тебе в чаёк.
Объяснить почему некоторые продукты в пакетиках и почему нельзя их рвать «Это специально упаковано в пакетик, чтобы таракашки не залезли туда, представляешь, какой был бы ужас, если порвать пакетик и букашки залезут в продукты, а мы их можем потом купить случайно»…
«Или какой-то дядька грязными руками возьмёт и не заметит дырочку, а потом можно отравиться, или заведутся глисты — это такие длииинные червяки и они селятся в животике и потом животик болит», «Потому нужно чтобы всё это было в упаковочках».
29.05.15 @ 13:11
Ребенок все впитывает. Прививать ему «хорошо» и «плохо» рукой железной нельзя. Он не робот. В жизни нет этих крайностей и в лет 15 (если повезет), а если не повезет — то под 30 или даже после 50 человек будет понимать, что «правильная» жизнь не по душе ему.
Если вы в ребенке взрастили оценочную зависимость — ваша вина. Если на капризы не обращать внимания — утихнут сами. Пусть руководствуется здравым смыслом — понимая плохие последствия. А если пока еще не в состоянии — мягко, незаметно поправить лучше.
Однако, лучше собственных шишек обучающего средства не придумали. Свою голову ребенку не пришьете. Пусть играет с этим миром. А мы будем лишь следить, чтобы к краю пропасти не подходил, ловить детишек, как у Селинджера..
14.11.15 @ 4:34
Очень интересный опыт. Действительно, ребенок всё впитывает. Поэтому стараюсь давать ему хорошую информацию, даже элементарно ограничить круг общения сомнительных личностей с моим ребенком. На данный момент ребенок читает «Познайка». Очень доволен этим патриотическим изданием.
28.09.16 @ 10:22
Есть хорошая английская пословица: Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, всё равно они будут похожи на вас.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Известно, что народ Тибета отличается терпением, мудростью и собственным уникальным взглядом на все сферы жизни человека. Так и в вопросе воспитания детей существует особый «тибетский взгляд», помогающий вырастить полноценную и самодостаточную личность, которая будет принимать правильные решения и с уважением относиться к родителям.
сайт рассказывает о 4 временных этапах, существующих, согласно тибетской мудрости, в воспитании ребенка.
1-й этап: до 5 лет
Согласно тибетской системе воспитания, в этот период с ребенком нужно обращаться «как с царем» . Нельзя что-либо запрещать ребенку и тем более наказывать его.
В этом возрасте ребенок любознателен, активен, готов познавать и исследовать мир. Но он еще не умеет опираться на свой опыт и строить логические цепочки. Поэтому, если он делает что-то неправильное или опасное, нужно изобразить испуганный вид и переключить его внимание на что-то другое. Эмоции - тот язык, который дети в этот период хорошо понимают.
- Если вы будете излишне оберегать ребенка и многое запрещать ему в этом возрасте, то подавите его жизненную активность и научите бездумно подчиняться.
2-й этап: с 5 до 10 лет
В этот период советуют обращаться с ребенком «как с рабом» , но, конечно же, без жестокости. В это время особенно активно развиваются интеллект и логическое мышление и закладывается фундамент будущей личности.
В данный период важно ставить перед ребенком различные задачи, контролировать, как они выполняются, и научить ребенка быть готовым к последствиям, возникающим из-за их невыполнения. Так ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки, стремиться к положительным вещам и избегать отрицательных. В это время можно не опасаться нагружать ребенка знаниями: он впитывает их быстрее, чем когда-либо.
- Если же в данный период продолжать относиться к ребенку «как к королю», он вырастет инфантильным, не умеющим отвечать за свои поступки и неспособным к труду.
3-й этап: с 10 до 15 лет
С 10 до 15 лет с ребенком важно обращаться «как с равным» . Вы знаете, что у вас больше жизненного опыта и знаний, но ребенку важно заявить о своей жизненной позиции и показать силу своего мнения.
Так помогите ему в этом: советуйтесь, спрашивайте его мнения, поощряйте самостоятельность. Важно подсказывать, а не приказывать и запрещать, ведь в этом возрасте формируются независимость мышления, самостоятельность в делах и поступках.
- Если вы будете все запрещать, то отношения только ухудшатся, и ребенок может попасть в опасную ситуацию. А если, напротив, чрезмерно оберегать, то он вырастет неуверенным в себе и зависимым от чужого мнения.
4-й этап: с 15 лет и старше
К этому времени личность ребенка уже сформирована. Теперь важно относиться к нему с уважением , давать советы, но не воспитывать. И вы пожнете плоды своего труда и увидите, что ребенок превратился в самодостаточную, полноценную и уважающую себя, своих родителей и всех окружающих личность.
Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие – наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье принесет большие плоды - покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.
Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».
Первая пятилетка: от рождения до пятиС появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с . Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность. Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги. Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.
Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 летОтпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения. В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать. Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел. Главной задачей этого периода считается – научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.
Третья пятилетка: от 10 до 15 летПо достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки. Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления. Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это может привести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.
Последний период: с 15 летСогласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.
Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.
Часто слышал что в Японии дети до 5 лет боги, но никто не говорил что дальше. И как-то в поездке в Японии, услышал продолжение с 5-10 равный взрослому, с 10-15 ребенок "раб" - в принципе считаю правильным.Натолкнулся на статью
Как воспитывать детей? Тибетский взгляд
Самое важное - никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».
Первый период. Ребенку до 5 лет.
С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?
Второй период. Возраст ребенка с 5 до 10 лет.
В это время с ребенком обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.
Третий период. Возраст ребенка с 10 до 15.
Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.
Последний период. Он уже не ребенок с 15 лет.
Относитесь к ребенку с уважением. Воспитывать уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.
Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?
Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.
Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.
Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.
Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.
Совсем другой подход!!!
Вы что думаете???