Традиции православного воспитания (О. Ф

(6 голосов : 4.3 из 5 )

Отвечает на вопросы священник Георгий Романенко – в прошлом детский врач-психиатр.

– Насколько сейчас распространены детские психические болезни?

– Если включить и пограничные состояния, то болеют многие. Процент людей с серьёзными заболеваниями, например, шизофренией, не меняется, а количество неврозов с каждым годом растёт. К пубертатному, то есть подростковому, возрасту у 90% детей есть психические нарушения, в лёгкой форме или тяжёлой.

– А с чем это связано?

– Во-первых, с наследственностью, с состоянием здоровья родителей – а генофонд у нас испорченный. Во-вторых, с воспитанием детей. А в третьих – среда усугубляет нарушенное душевное состояние: непотребные фильмы, жуткие мультфильмы, телепузики, дискотеки…

– Какие болезни наиболее частые и сложные?

– Нельзя так говорить: все они сложные. У одного ребёнка страхи, у второго – тики, у третьего – нарушение поведения. Машина сломалась, а потому ли, что мотор не в порядке или шины лопнули – роли не играет – машина уже не едет, всё – болезнь. В пубертатном возрасте болезнь усугубляется, и человек уже созрел для того, чтобы плодить таких же, как он сам, больных, или даже хуже.

– Страшная картина. Значит, с каждым поколением положение усугубляется? У психически больных людей не могут родиться здоровые дети?

– Физически они могут родиться здоровыми, но порог их возбудимости уменьшается, им всё труднее сдерживать наплыв раздражающих факторов, и всё быстрее происходят срывы.

– По статистике получается, что болеют большинство детей, но родители чаще всего не подозревают об этом, потому что, по Вашим словам, болезни порой протекают в скрытой форме. Скажите, как всё-таки распознавать признаки болезни? На что обращать внимание?

– Страхи, гиперактивность, невнимательность, плаксивость, повышенная раздражительность, капризность, детский садизм, странное поведение (например, страстно любит только одну игрушку или всё время рисует только одну и ту же вещь) – всё это должно нас насторожить. Вот случай. Мальчик сначала собачку мучил, кошку, а потом решил отомстить своим друзьям, которые его обидели. Взял палку, вбил в неё гвозди и пытался выколоть им глаза. Как быть? Решить, что это детская шалость и забыть про это? Или всё-таки забеспокоиться и попытаться выяснить, как в дальнейшем избежать подобных инцидентов?

Даже на обычное стабильное непослушание нужно обратить внимание. Может быть, у вас неправильный контакт с ребёнком, или у него повышенное внутричерепное давление из-за, скажем, трудных родов. Если вам что-то мешает в его воспитании и общении с ним, вначале обратитесь к психологу, а затем, если тот порекомендует – к психиатру или детскому психоневрологу. Он пропишет вам лекарство, порекомендует наиболее благоприятный режим для ребёнка.

– Что нужно делать для того, чтобы предотвратить детские психические заболевания?

– Единственным способом – правильным воспитанием в семье.

– Вот ребёнок подросткового возраста стал капризен, агрессивен, не слушается, всё воспринимает в штыки – контакт с ним нарушен, а родителям все вокруг говорят, что это ничего, пройдёт, не надо обращать внимания, это подростковый возраст, и мы такими в своё время были… Можно ли доверять подобным советам?

– Нет, мы такими не были. С каждым поколением психическое состояние людей, и, конечно, подростков, ухудшается. Иоанн Златоуст говорил, что этот возраст самый сложный: никто не может сказать, каким выйдет ребёнок из подросткового возраста, каким человеком он станет – хорошим или плохим. Одному Богу известно. Нужно помнить, что в этом возрасте нельзя раздражать детей, но при этом и не идти у них на поводу.

– Чего нужно избегать в воспитании детей?

– Крайностей. Случай как-то был. Я шёл по улице и слышу вой женщины. Я подумал, что убивают. Подбегаю, оказывается, нет, это просто молодая мама разговаривает со своим двухлетним сыном, который влез в лужу. Бедные дети, которым достаются мамаши, которые целыми днями только и кричат: нельзя, не трогай, не ходи, не лезь!..

Ребёнок не принадлежит родителям, он принадлежит Богу. Это отдельная, уникальная личность, неповторимая. И относиться к ребёнку, и воспитывать его нужно как уникальную личность, в духе свободы и любви. Дар свободы, по святым отцам, даже выше, чем дар любви. Воспитывая ребёнка, мы должны помнить в любой час, что перед нами – образ и подобие Божие. И наказывая, и поощряя, мы должны помнить это. Не унижая, не оскорбляя, не провоцируя, не издеваясь, а с любовью, терпением, кротостью, смирением, нежностью.

– Значит, чрезмерная опека вредна детям?

– Конечно, всё чрезмерное вредно. Грань должна быть. Важно ребёнка не забить, чтобы он наркоманом не стал, но и не давать ему сесть на шею. Как это разграничить? Где можно наказывать, а где лучше этого не делать? Дорогие братья и сестры! Единственная граница – это ваша любовь к вашему ребёнку. Насколько вы любите своё дитя, настолько вы его и воспитаете. Любящим сердцем вы почувствуете, когда его лучше наказать, а когда можно простить. Многие ссылаются на книги, публикации, один то сказал, другой – это. Так нельзя вырастить ребёнка. Ребёнок воспитывается сердцем, и если вы не любите его по-настоящему, сколько бы вы книг по воспитанию не прочли, сколько бы лекций на эту тему не прослушали, вы не сможете, как должно, это сделать.

Особенно много терпения родителям нужно, когда их дети в подростковом возрасте. Не раздражайте их напрасно. Если подростка подавлять всё время, то, дорогие братья и сестры, 90% ранних браков и уходов из дома, как правило, – результат подавления родителей, и, чаще всего – матери. Дети, которых подавляют в подростковом возрасте, вырастают убогими, они не чувствуют свободы, не чувствуют Бога, они вырастают, как забитые животные. Не кричите: «Я запрещаю тебе дружить с этой девочкой!», а мягко скажите: «Мне это не нравится, я не хочу, чтоб ты это делал, а если ты будешь встречаться тайно, что ж, встречайся, но мне это будет неприятно, мне будет больно, я буду молиться за тебя…» Молитесь Богу о ваших детях, заказывайте молебны, посещайте с ними святые места. Постарайтесь стать своему ребёнку другом.

Что хорошо у нас в Православии – нам спокойней и лучше воспитывать ребёнка, потому что у нас есть Бог, абсолют, истина. Воспитать нормально можно только в верующей семье, или хотя бы стремящейся к вере. Потому что ни психологи, ни врачи, ни педагоги, обвешанные наградами, дух доброты, любви, целомудрия, смирения, жалости не воспитают в ребёнке. Высшие, эмпирические качества воспитываются только Церковью.

– Батюшка, у меня есть пару примеров семей, где детям дана полная свобода. У них нет обязанностей по дому – их даже не приучают к домашней работе, они полностью предоставлены сами себе: девочкам школьного возраста позволено гулять допоздна, самим планировать своё время, делать себе покупки…

– Вы согласитесь, чтоб ваш сын на такой девушке женился? Я – нет. Кому нужны такие девицы, которые могут только кушать, пить, гулять? А обязанности?

– Ну, они ходят в школу, у них успехи в учёбе…

– Учёба – это ещё не всё. Вот пример из моей врачебной практики, когда я на «скорой помощи» работал. Приехали мы с бригадой в одну семью, где дедуля уже почил в Бозе. Рядом были сын и дочь его, с высшим образованием оба, да и по всему в доме видно было, что люди здесь живут ученые. Вот они нам говорят: «Забирайте этот труп отсюда и увозите». Мы отвечаем, что «скорая помощь» трупы не забирает: «Он же ваш отец. Вы обмойте его, да и похороните по-христиански». «Нам он не нужен здесь, – отвечают они, – нам с ним неприятно» – «Как же, ваш отец, вам неприятно?..» И тут они спрашивают: «А откуда вы трупы забираете?» Мы наивно отвечаем, что «скорая помощь» забирает трупы только с общественных мест, с заводов, фабрик… «А лестничная клетка – общественное место?» – спрашивают они. Общественное, отвечаем мы. Они и выволокли отца родного на лестничную площадку. «Теперь забирайте». Вот оно, голое образование… В воспитании всё позволять – грех, это ошибка, не знамо какая, потому что такие качества, как жалость, доброта, милосердие сами по себе не вызревают. Заметьте, какие обидные клички дают дети друг другу в школе, какие у них бывают жестокие драки, какие они бывают агрессивные… Ребёнок нуждается в том, чтобы ему привили высокие чувства и мысли. Что может вырасти из ребёнка, которому всё позволено? Он вырастет свободолюбивым, но без Бога в душе. Дурные склонности нужно пресекать в самом начале. Ребёнок должен знать, что такое запрет, что есть что-то, в чём ему могут отказать. Пусть он лучше лишний раз спросит: «Папа, мне можно?»

– Как верно воспитать чадо в неполной семье?

– В неполной семье ребёнок развивается неполно. Женщина одна не воспитает ребёнка правильно, особенно мальчика. Она не сможет вырастить мужчину, потому что сама женщина. Да и девочку без отца как вырастить? Как дать ей понятия о семье, о роли женщины, о верных взаимоотношениях в доме? Дорогие женщины, берегите семью, сохраните мужа – отца ваших детей. Чаще всего люди расходятся из-за мелкой ссоры, глупостей, мелочей, которые можно уладить. Идите на примирение ради ваших детей – и Бог наградит вас. Если же муж сам ушёл, завёл себе другую семью, а вас ни видеть, ни слышать не хочет, нужно найти себе мужа. Если же нет возможности найти мужа, нужно побольше общаться с дедушкой. Всё сделать так, чтобы было влияние мужчины в доме – это Господь так сказал, не мы придумали, психологи и психиатры.

– Как себя правильно вести, если дети здоровые, правильные, чтобы они дальше росли максимально здоровыми психически?

– Первое и главное – должен быть мир в семье. А мир в семье добывается только одним единственным способом – кто-то в семье должен быть смиренным. Второе – покажите ребёнку, как вы верите в Бога. Ходите с ним в храм Божий, читайте с ним добрые книги. Третье – родители и дети должны вести открытый образ жизни, чтобы дети не приучались обманывать, придумывать, льстить. Это достигается только личным примером. Не говорите, что не покупаете джинсы, потому что денег нет, а потом сами тратите их на что-то другое. Нужно честно сказать, что деньги есть, но вы не можете их ему дать, потому что они нужны на что-то другое, более необходимое. В семье очень важно не лукавить, не обманывать. В общем, как в «Домострое».

– Для психического состояния ребёнка важно, сколько детей в семье?

– Конечно, один–два ребёнка, как правило, растут потребителями. Трое детей – необходимый минимум. А если в семье много детей, они вырастают хорошими людьми. Всё общее, всё наше, мы родные. Все работают, приучаются заботиться, опекать других. Потом, чем больше детей, тем больше шансов у родителей, что их кто-то подберёт в старости и будет кормить. Если один ребёнок, шансов, что они проведут свою старость в неге, любви и заботе, немного. Да вообще, женщина спасается деторождением.

И ещё важный момент есть: Бог на детей деньги даёт. Не было ещё такой семьи, если муж не пьяница и жена не беспутная, чтоб голодали. Такого не было и не будет. Господь не оставит детей. Поэтому не бойтесь, рожайте! Вот одна знакомая как-то позвонила и говорит, что беременна третьим ребёнком, муж требует, чтоб аборт сделала, и мать заставляет, мол, денег мало. Я ей говорю: «Ты рожай, а ребёнка отдашь нам, прокормим». Слава Богу, родила, назвали девочку Машенькой. Муж у неё работал шофёром. Как только его начальник узнал, что у него родился третий ребёнок, сразу сделал его личным шофёром, повысил зарплату, и теперь у них своя машина, своя дача. И получается, что Машенька, которую они хотели погубить, теперь их кормит и поит.

Сегодня мы в Церкви прикладываем огромные усилия, чтобы удержать наших детей в православии. Во многих случаях они не проявляют к этому интереса. Можем ли мы как-то побудить своих детей с радостью исполнять заповеди и быть православными христианами? Я думаю, есть такой способ. Он требует целеустремленности и упорного труда.

Моя мама умерла, когда мне было восемь лет, а когда мне исполнилось десять, мой отец снова женился. Одним летним вечером, мне было около четырнадцати, я сидел на ступеньках у входа в наш дом и размышлял, как сильно мне не хватало мамы. Тем вечером я решил, что мое самое заветное желание иметь крепкий брак и семью. Я поставил это превыше образования, превыше успешной карьеры и превыше положения в обществе.

Мы с моей женой Мэрилин посвятили свои жизни Христу, когда учились в Университете Миннесоты. Однажды профессор колледжа Бетхель* в Сент-Поле, доктор Боб Смит читал лекцию на тему брака и семьи. Как-то в процессе выступления, он нарисовал такой образ, который неизгладимо отпечатался в моей памяти. Он сказал: «Однажды я буду стоять на судилище Христовом как отец и моя цель в том, чтобы рядом стояли моя жена и дети и говорили: «Господи, мы все здесь. Вот Мэри, вот Стив, вот Джонни, все на месте». В ту ночь я молился: «Господи, вот чего я хочу, когда я женюсь, и у меня будут дети, чтобы мы все вместе смогли войти в Твое Вечное Царствие»

За время обучения в колледже, в семинарии, и за сорок пять лет семейной жизни моя решимость иметь большую семью и привести ее с собой в Вечное Царствие ни разу не поколебалась. Мы с женой сохранили здоровый брак и всегда стремились быть благочестивыми родителями, а потом и дедушкой с бабушкой. Я хотел бы выделить пять вещей, которые мы с Мэрилин пытались исполнять и которые по Божией милости исполнялись нами успешнее всего на пути построения семьи во Христе и Его Церкви.

1. Отдавать приоритет своей семье.

Самое важное после Царствия Божия это наша семья. Мне кажется, если мы хотим взращивать Православные христианские семьи, наши супруги и дети должны стать для нас превыше всего после Христа и Его Церкви.

Для верующего человека наш путь во Христе и Его Церкви всегда на первом месте. В этом отношении Священное Писание, Святые Отцы, Литургия говорят однозначно. По крайней мере, четырежды за воскресной Литургией мы поминаем со всеми святыми, говоря: «сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Наши взаимоотношения с Богом стоят на первом месте, наша преданность семье на втором, а увлеченность нашей работой на третьем.

Как родители мы должны принять на себя строжайшее обязательство, что прежде работы, прежде общественной жизни, прежде всех других дел, которые будут состязаться за пользование нашим временем, мы должны отдать приоритет семье.

В начале своей семейной жизни, я работал в «Campus Crusade for Christ»**. Потом я проработал три года в Университете Мемфиса, и затем одиннадцать лет в издательстве «Thomas Nelson Publishers» в Нэшвиле. И на каждом из этих этапов свирепствовала борьба за равновесие между работой и семьей. Мне бы хотелось свидетельствовать, что выиграть это борьбу легко, но это не так. Я не могу перечислить, сколько моих друзей и знакомых христиан остались без своих семей, потому что по их собственному признанию, карьера была у них на первом месте. Это были вечно отсутствующие дома мамы и папы, и их работа их поглотила.

На всех своих работах в течение долгих лет я ездил в поездки, когда я работал в Campus Crusade в 60х годах, в Thomas Nelson в 70х и 80х, и сегодня в Антиохийской Православной Митрополии. Почти половину своего времени я в разъездах. Когда авиалинии несколько лет назад стали предлагать бонусные перелеты для постоянных клиентов, я подумал: «Минуточку, это же выход. Я буду брать с собой детей».

Таким образом, за время работы в издательстве я стал иногда брать с собой в поездки кого-нибудь из детей. Во время поездки на восток США я взял с собой одну из дочерей, в Нью-Йорке мы взяли в аренду машину и поехали в сторону Хариссбурга в Пенсильванию. Мне кажется, мы никогда так не общались вдвоем, как во время этой поездки. В другой раз мне нужно было ехать всю ночь из Чикаго в Атланту, и я взял собой своего сына Грэга. Когда мы выехали за город, где не было городских огней, он заметил, что он никогда еще в своей жизни не видел звезды так ясно. В ту ночь мы с ним говорили о Божьем творении. Уже взрослыми, большинство их наших шестерых детей говорили: «Папа, одними из лучших мгновений нашей жизни были наши с тобой поездки».

Если вы очень заняты, найдите время это восполнить. Я назначал встречи со своими детьми. Если у вас нехватка времени, и при этом вы не выкраиваете время на детей, вы их потеряете. Если вам звонит кто-то, кому нужно с вами встретится, вы говорите: «Послушай, Джо, у меня встреча. Мы можем встретиться завтра». Вы решаете отдать предпочтение семье.

2. Расскажите детям о любви Божией

Во Второзаконии 4, Моисей говорит детям Израиля о важности исполнений Господних постановлений. А потом он обращается напрямую к родителям и прародителям. «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Второзаконие 4:9).

Возможно вы из тех родителей, которые пришли ко Христу в позднем возрасте и духовно не работали со своими детьми должным образом. Что ж, теперь у вас есть шанс попытаться с внуками. Эта возможность не означает, что вы станете родителем своим внукам. Но вы всегда можете рассказать внукам, что Господь сделал для вас, как сказал Моисей. Разговаривайте с ними. Если вы стали ближе ко Христу в более позднем возрасте, расскажите внукам об этом. Расскажите, какие вы вынесли уроки. Расскажите о реальных случаях, свидетельствующих о любви Бога и Его милости к вам.

Моисей продолжает пояснять важность таких разговоров, вспоминая, как Господь сказал ему: «Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дня жизни своей на земле и научат сыновей своих» (Второзаконие 4:10). Дети, которым преподали Слово Господне правильно, научат и своих детей.

Как мы учили своих детей? Прежде чем ответить, я бы хотел сказать, что в этом деле можно переусердствовать. Вы не можете вдолбить христианство в головы своей семье. Если вы будете фанатичны, у вас может возникнуть искушение оказывать на них давление, пока они не взбунтуются. Я встречал в семинарии нескольких человек, которые там оказались не по собственной воле или по Божьему призванию, а скорее, чтобы угодить родителям. И это страшно.

Самое важное, что мы пытались исполнять всей семьей, – ходить на воскресное богослужение. Даже несмотря на трудности подросткового периода, никогда не возникало вопроса, что мы будем делать в воскресенье утром. Я еще не был священником, когда старшие дети были в подростковом возрасте, но, несмотря на это, мы всей семьей в воскресное утро были в церкви. А если мы путешествовали, мы шли в храм, там, где мы оказывались.

Я знал, что если я дам поблажку своим собственным детям, они буду давать поблажки своим. Если вы будете делать уступки, они будут делать еще большие уступки. Поэтому данный вопрос никогда не вызывал сомнений. Слава Богу, все наши шестеро детей православные, с православными супругами и все наши 17 внуков православные. И каждое воскресное утро они в храме.

Сейчас у православных больше богослужений, чем у . Что же мы делали? Мы всегда были в субботу на всенощной, на воскресной литургии, и на основных праздничных богослужениях. Было ли это милосердным? Безусловно. Неужели я не отпустил бы их на школьный вечер или большой футбольный матч в субботу вечером? Конечно, это не так. Просто мы не хотели, чтобы они гуляли допоздна, так, что это могло им помешать участвовать утром в воскресном богослужении. В праздники, если у них должна была быть контрольная на следующий день, разве я заставлял их идти в церковь? Конечно нет. Я старался придерживаться принципа, в котором Христос и Церковь должны были на первом месте, но не вбивать это насильно. Тут была дисциплина, но было и милосердие.

Тот же дух мы пытались сохранить на домашней молитве. Когда дети были маленькими, мы читали им каждый вечер истории из Библии. Мы молились все вместе. Мы делали так всегда, а когда они подросли, мы учили их по вечерам произносить свои собственные молитвы.

Становясь православными, мы изучали церковный календарь. Во времена Рождественского и постов в журнале «Лексикон» появлялись библейские отрывки из Старого и Нового Завета. На протяжении Рождественского и Великого Постов мы читали эти отрывки каждый вечер за общим столом. Если я был в дороге, я просил кого-нибудь почитать. Таким образом, наша семья соблюдала духовный пост, который предписывается Церковью в продолжение этих двух периодов. Если я был дома, я читал и комментировал отрывки. Мы обсуждали, как отрывок можно было применить к нашей жизни, и как он соотносился с Рождественским и Великим Постом.

В остальное время года, я обычно благословлял пищу и затем зачастую разговор за ужином шел о Христе. Если у детей возникали вопросы, я открывал Писание вместе с ними. Таким образом, мы обнаружили, что ритм церковного года привносил душевное равновесие.

3. Любите своих супругов.

В-третьих, я не могу не придать этому значения, мы очень поддерживаем своих детей, когда мы любим наших супругов. Психологи говорят, что для детей важнее не столько ощущать любовь родителей к себе, а знать, что папа и мама любят друг друга. Дети инстинктивно чувствуют, что если любви в браке больше нет, то немного ее остается и для них самих.

Красивый отрывок из Послания к Ефесянам описывает такую любовь. Это тот отрывок, который читается в качестве Апостольского послания на православном венчании. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (ст.25). Это означает, господа, что мы любим ее так, чтобы мы могли умереть за нее. Мы жертвуем собой друг ради друга. Это то, о чем свидетельствуют венцы на церемонии. Я люблю свою жену больше, чем я люблю свою жизнь. Венцы также свидетельствуют о царском достоинстве. В своем наставлении на венчании младшего сына я сказал: « Питер, обращайся с ней как с королевой! Кристина, относись к нему, как к королю». Такая расстановка прекрасно работает.

Еще мне кажется, мы никогда не перестаем ухаживать друг за другом. Мы с Мэрилин до сих пор ходим на свидания, а ведь мы уже женаты сорок пять лет! Иногда просто необходимо отдохнуть, сходить куда-то вместе, поговорить и выслушать друг друга и продолжать пребывать в любви. До , я спросил одного своего друга, у которого были прекрасные отношения с женой. Я спросил его, в чем секрет. Он ответил: «Постарайся узнать, что ей нравится, и делай это». Мэрилин любит ходить по магазинам. В начале нашей совместной жизни мы ничего не могли себе позволить, поэтому ходили и смотрели на витрины, после того как магазины уже закрывались.

Сейчас, когда выдается свободный день, я спрашиваю ее: «Что бы тебе хотелось поделать, дорогая?»

Она обычно отвечает: «Пошли по магазинам».

Я надеваю спортивную куртку, и мы едем в центр, я держу ее за руку, пока мы изучаем витрины, и я покупаю что-нибудь в подарок внукам. Возрастайте в своей любви, и не переставайте ухаживать друг за другом.

4. Никогда не наказывайте в гневе

Бывают времена, когда дела идут неважно, даже очень плохо. Мне очень хотелось бы вам сказать, будто никому из наших шестерых детей никогда не доставалось на орехи. Или, что мама или папа были абсолютно непогрешимы. Я не знаю такой семьи, где такое бывает. Я бы сказал, что в сравнительном отношении, троих из наших детей было относительно легко воспитывать, а трое были более трудными. Если кто-то из них начинал упрямствовать в подростковом возрасте, я говорил Мэрилин: «Помнишь, какими мы были в этом возрасте? Они ничем не отличаются от нас». Я был , и частично это проявилось в наших детях.

Св. Иоанн Богослов сказал: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине» (3 Ин 4). И наоборот. Нет большей сердечной боли, чем когда дети твои не ходят в истине. У нас было несколько больших неприятностей в семье. Были ночи, когда я и моя жена рыдали в подушку, пытаясь уснуть. Мы говорили: «Господи, есть ли свет в конце этого тоннеля?»

Будучи еще молодым родителем, я запомнил одну из строк Ветхого Завета из Книги Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Уверяю вас, это обетование от Бога истинно. Бывали времена, когда я сомневался, что наша семья будет стоять перед Господом в полном составе. Я благодарю Бога за раскаяние и прощение, исправление и Его милость.

Сразу за наставлением Св.Апостола Павла в отношении брака в Послании к Эфесянам, он продолжает поучение на тему отношений родителей и детей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» – это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6 Еф 1-3). Это еще одно достоверное обетование. Если ребенок слушается родителей, он проживет долгую жизнь. Поэтому мы учим их послушанию.

Полезно время от времени садиться со своими детьми и напоминать им, почему так важно . Потому что, если дети не научаться подчиняться своим родителям, они не научатся подчиняться Господу. А последствия этому ужасны, и в этой, и в будущей жизни. Поэтому одна их причин, почему мы слушаемся своих пап и мам, это то, что таким образом мы исполняем Господни заповеди.

Следующая строка демонстрирует нам обратную сторону монеты: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, и воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6Эф4). Не помню, где я взял эту идею (а сам я редко их изобретаю), но когда мне приходилось делать замечания нашим дочерям, я брал их за руку. Когда я был еще молодым отцом, я обычно сажал их на стул, и сам садился напротив. Но однажды я сказал себе, что это не передает того, что мне хочется им сказать. Поэтому я стал садиться с ними на диван, брал за руку, и, глядя им в глаза, говорил, чего я от них хочу.

Когда мои дочери стали взрослыми, двое из них не сговариваясь, благодарили меня за то, что я держал их за руку, когда делал им замечания. У них обеих были друзья, чьи отцы приводили их в большое смущение своей возможно слишком строгой манерой наказания. Я призываю отцов остерегаться такого дисциплинарного воздействия на детей, которое может породить у тех гнев. После любого назидания, обнимите их и покажите им, что вы их любите.

Временами отцу необходимо воздержаться от наказания, потому что сам он находится в гневе. Помните строчку из Мультфильма «Невероятный Халк»? «Я могу вам не понравиться, когда я в гневе». Если это так для персонажа мультфильма, насколько это более актуально для реального отца?

5. Помогите вашим детям распознавать Божию волю.

Давайте еще раз заглянем в Книгу Притчей Соломоновых: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». Фраза «он не уклонится от него, когда и состарится» не подразумевает того пути, который вы для него определили. Это тот путь, который определил для него Господь. Другими словами, принимая во внимание дарования ребенка, его эмоциональный склад, его личность, его интеллект, его призвание, вы должны помочь ему распознать тот путь, который Господь для него определил.

Я очень рад, что Питер Джон семинарист, а муж Вэнди православный дьякон. Но это не значит, что я рад за них больше чем за Грэга, который работает маркетологом, или за Терри, мать пятерых детей, или за Джинжер и Хайди, которые работают, чтобы помочь своим мужьям обеспечивать своих сыновей.

Я повторю, что наша родительская задача, помочь нашим детям определить, чего Господь ждет от них, и затем обучать их в этом направлении. Каким бы ни было их призвание, предпринимательство или юриспруденция, продажи или служение Церкви, я хочу, чтобы они прикладывали в своем деле все свои усилия, во Славу Божию. И между прочим, каждый из нас находится на служении Христу по завету нашего Святого Крещения. Миряне или клирики, мы все определены на служение Ему. Поэтому, что бы мы ни делали, мы стремимся делать это во Славу Божию.

Вот те шаги, которые мы старались предпринимать в отношении наших детей. Слава Богу, эти усилия принесли достойные плоды. На настоящем этапе жизни, когда нас осталось дома всего двое, приятно мысленно возвращаться в прошедшие годы и благодарить Господа за детей, супругов, и внуков, которые являются верными членами Церкви. Нет ничего лучше этого.

Это не значит, что больше никогда не будет никаких проблем. Я, конечно, наивный, но не настолько, чтобы в это поверить. В нашей жизни могут случиться неприятности. Но как мы говорим на свадьбах: « закладывают основания домов». Наши годы это не время почивать на лаврах, а время благодарственных молитв.

Да даст вам Господь радость воспитания вашей семьи во Христе, как испытали ее мы, воспитывая наших детей.

О.Питер Е.Гиллкист – директор Департамента Миссионерства и Евангелизма Антиохийской Православной Митрополии в Северной Америке, издатель Conciliar Press . Он и его жена Мэрилин живут в Санта-Барбаре, в Калифорнии.

*(Bethel College) Христианский колледж в штате Миннесота.

** Campus Crusade for Christ -Американская Христианская транснациональная миссия

Статья впервые напечатана в журнале AGAIN, номер 4, лето 2004 г. Перевод с английского Марины Леонтьевой, специально для “Православие и мир”

«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.

Такие дети растут замкнутыми, они целиком зависимы от родительских притязаний и при всякой возможности попадают потом в самые дурные компании, потому что абсолютно не умеют дружить, не научились общению с детьми.

Наши фобии

Следующая проблема, которая является продолжением разговора об имитации православного воспитания, – это наши всевозможные фобии, боязливое отношение ко всему, что нас окружает. Мир, в котором мы живем, – мир падший, мир греховный, одержимый бесовской злобой. И это никому не надо объяснять, это совершенно очевидно. Чем дальше, тем это больше обнаруживается. И мы часто замечаем в этом мире признаки «конца света», т. е. психологический страх в нашем обществе достаточно силен.

Чего мы боимся? Масонов, сионистов, экуменистов , колдунов, экстрасенсов , патриотов, обновленцев, еретиков, фундаменталистов. Мы живем в мире крайних мнений. Есть вещи, которыми все друг друга пугают. И, к сожалению, наша теперешняя православная пресса не способствует более трезвому взгляду на нас самих.

Скажем так: мы привыкли друг друга бояться, и всякое мнение, которое хоть немного выходит за рамки привычных для нас суждений и взглядов, может послужить тому, что мы просто отвернемся от человека, посчитав его «неправославным». Получается, что чье-либо частное мнение (пусть даже неправильное), не совпадающее с нашим, оказывается способным зачеркнуть нашу любовь к человеку.

Вы видели антикочетковский сборник (направленный против священника Георгия Кочеткова – Прим. ред. )? Он называется, по-моему, дико – «Суд им давно готов!». Там есть очень хорошие статьи – богословски оправданные, обоснованные – о его ошибках, о его заблуждениях. Но название этого сборника меня повергает в расстройство… Каким бы заблуждающимся человеком он ни был, забывать о том, что он христианин, забывать о том, что это брат наш погибает, нельзя. А тут сразу – под суд! Приговор уже вынесен! Это меня очень расстраивает. Хоть эта книга и очень авторитетными людьми написана, и все статьи очень хорошие, по делу написаны, и там нет ни одного слова неправды, но название этой книги всё сводит на нет…

Еще в древнехристианские времена было очень много разных мнений и очень много разных богослужебных практик. Везде, во всем православном мире существовала масса разногласий и различий. Гораздо больше, чем сейчас. Но у святых отцов был такой принцип: «В главном – единство, во второстепенном – свобода и во всем – любовь!» .

А у нас нет любви. А если нет любви, то возникает страх.

Апостол Иоанн Богослов говорит: «Совершенная любовь изгоняет всякий страх». Эти слова можно истолковать по-другому – отсутствие любви обязательно являет в себе присутствие страха.

В этом мире мы окружены страхом. Многие боятся второго пришествия , потому что ждут антихриста. Мы ждем Христа, а нас некоторые книги приучают ждать антихриста. К примеру, «Тайные силы масонства»… Надо писать не о силе, а о явном бессилии масонства перед Церковью Христовой. Надо писать книги, которые напоминают нам, христианам, что мы не должны бояться антихриста.

Христиане молились в литургической молитве, которая в «Дидахе» дается: «Да приидет образ мира сего». Они на каждой литургии просили, чтобы поскорее Господь пришел! «Господь наш грядет!» Все это звучит в посланиях апостольских. В тот период, когда Церковь жила мученичеством, каждый римский император был как антихрист. Но все христиане ждали второго пришествия, потому что ждали Христа и не боялись антихриста. И если бы мы старались и наших детей так учить – это было бы основой для воспитания в них любви: антихриста – не бояться!

С кем должен дружить православный ребенок?

Есть еще одна проблема, которая вытекает из вышеупомянутой фобии, – проблема дружбы детей. Родители, воспитывающие детей в псевдохристианском духе, допускают и такую ошибку – ребенок ни с кем не должен дружить. Потому что если он будет дружить с кем-то во дворе или с детьми в классе, то он от них дурному научится.

«С этим не дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо. Такие дети растут замкнутыми, они целиком зависимы от родительских притязаний и при всякой возможности попадают потом в самые дурные компании. Потому что абсолютно не умеют дружить, не научились общению с детьми.

Они потом будут искать дружбы, использовать любую возможность подружиться с кем бы то ни было. За это они будут платить своей совестью, своей верой – чтобы только к кому-то пристать, чтобы только кто-то их принял в свою компанию, в коллектив. Даже святейший Патриарх сказал, что мы не должны быть замкнутыми или создавать вокруг себя подобие гетто. Христос же говорит: «Мы не свеча, которая под спудом находится».

Поэтому детей надо учить дружбе. Надо стараться, чтобы они обязательно имели друзей, приводили своих друзей в наши дома. Чтобы дружба наших детей проходила на виду.

Не надо бояться того, что наши дети дружат с неверующими детьми. Надо бояться, если наши чада дружат с дурными детьми, которые могут привить им вредные навыки. Но неверующих детей бояться не надо! Часто бывает, что эти ребята гораздо воспитаннее и благороднее, чем дети из верующих семей.

Нужен какой-то мягкий контроль над детьми, но при этом необходимо помнить, что прежде всего мы всегда должны уважать детскую свободу. С самого начала мы должны понимать, что ребенок – это свободное существо. Подавить и «переломать» в нем свободу – значит, не дать ему возможности стать полноценным христианином . Христианин – это сознательно свободный человек.

Православие – это не система

Когда мы пытаемся создать православную систему, она рассыпается, потому чтоправославие – это не система, а воспитание в любви и в постоянной ответственности и самоотдаче .

И вопросы, как ребенку поститься и готовиться к Причастию, очень просто решаются через духовника. Всегда можно выбрать ту меру молитвы и ту меру поста, которые не препятствовали бы, но помогали ребенку причащаться.

В одной из книг о. Владимира Воробьева я прочитал воспоминания о том, как он ребенком ходил в церковь. Хотя его семья и была верующей, в церковь ему удавалось попасть крайне редко. Зато каждый приход в церковь он переживал как величайшее событие в своей жизни! Он, может, раза два в год ходил в церковь, когда был ребенком, но для него это была великая радость – он ловил каждое слово, он дышал этим воздухом. Это самые глубокие воспоминания его детства.

Я попал в церковь года в 4 с моей бабушкой, когда мы с ней шли на кладбище. Бабушка была неверующей, я был некрещеный, но по дороге на кладбище мы зашли в церковь. И бабушка мне сказала: «Сейчас я тебе Боженьку покажу». Я ничего не помню, кроме абстрактного сияния и чувства приближения к тайне. Это глубоко в меня вошло.

Пусть родители приводят в храм ребенка 3–4 лет ненадолго – хоть на 20 минут. Но пусть эти 20 минут ребенок будет благоговейно стоять в церкви.

Нельзя ребенку позволять почувствовать, что он может плохо себя вести в церкви . Те недолгие минуты, проведенные им в церкви, должны стать для него временем общения с Богом . И родители ради этих минут должны жертвовать своей молитвой, своим хождением в храм, возможностью причащаться, той «духовной жизнью», которую они вели до рождения ребенка. Здесь просто необходима жертва. В этой жертве и заключается смысл настоящего воспитания ребенка .

И молиться надо вместе с ребенком. Не давать ему возможность в 7–8 лет уткнуться в молитвослов и что-то бурчать. Потому что больше половины церковно-славянских слов он просто не понимает и, возможно, никогда не поймет, а механически заучит это, как образ своей молитвы. Страшно, когда дети именно так учатся молиться . Переучить потом будет очень тяжело. Если только, не приведи Господи, они не попадут в какую-нибудь беду. Вот тогда они от сердца будут просить «Господи, спаси и помилуй!» и, может быть, научатся молиться по-настоящему. Но лучше бы этих крайностей избежать и постараться что-то сделать и нам самим, без подобных штампов, которые, к сожалению, уже давно имеют место в нашей жизни.

Материал взят с сайта http://www.pravmir.ru

Текст подготовили Тамара Амелина и Ольга Зайцева

На встрече выпускников семинарии один мой одноклассник, а ныне настоятель нескольких храмов, благочинный, встал и сказал: "Для меня служение Церкви и служение семье стоит на одном месте». Не совсем обычно было слышать это от благочинного, который по долгу службы отвечает за несколько приходов, строит храмы, окормляет множество людей. Но потом я подумал и понял, что он прав. Если у священника неблагополучно в семье, ему очень сложно делать Божие дело. Святой апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим 5, 8). Вот так жестко. Не пишет, например: "Кто плохо молится и не радеет о своем деле», а кто о своих домашних не печется. И даже священник, совершая служение, выше которого нет ничего в мире, служа литургию и устрояя Церковь Божию, не может забывать о своем доме, семье. Жена, семья даются батюшке один раз в жизни. Он не может жениться вторично, и он особенно должен беречь свою матушку и помогать ей. Свято место пусто не бывает, на любой, даже самый ответственный пост можно найти замену, придут другие люди, но детям отца, а жене мужа никто не заменит.

В современном мире, где осталось так мало любви, семья - тихая пристань, спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот. Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей - детей, родных? Любя их, научаемся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того, Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?

Нас часто несет совершать какие-то подвиги, кому-то помогать, спасать, - а спросит с нас Господь в первую очередь о том, как мы заботились о своей семье, вверенных нам детях, как воспитали их.

Немного на этом остановимся. Кто они, наши дети? Продолжение нас? Наша собственность? Или, того хуже, материал для реализации тех проектов и амбиций, которые не удалось воплотить в своей жизни нам? Детей дает Бог. Они - чада Божии и только потом - наши. И Бог дает их нам на время, чтобы спросить за них. Когда мы это поймем, то не будем питать ложных иллюзий и скорбеть от обиды на них. Мол, потратили на детей всю жизнь, силы, а получили вовсе не то, что хотели.

Родители в большинстве случаев любят детей больше, чем дети родителей. И ожидание огромной детской любви - самый настоящий эгоизм. Начнем с того, что нормальный отец, нормальная мать заводят детей для самих себя, в тот момент они вовсе не думают, что их кто-то будет за это благодарить. Мотивы, по которым люди рожают детей: 1) любовь к детям; 2) чтобы иметь опору в старости. И вряд ли кто-то думает при этом, что облагодетельствовал свое будущее чадо или улучшил демографическую ситуацию в стране. Дети не просили их рожать, мы это делаем для себя. Те, кто любит детей, знают, что они могут нам дать гораздо больше радости, счастья, чем мы им. Тяжкий крест - не иметь чад. Это мы должны быть им благодарны, что они у нас есть.

Горько бывает выслушивать жалобы родителей на детей, на которых они якобы потратили лучшие годы жизни, кучу денег и душевных сил и которые отплатили им черной неблагодарностью. Не надо уподобляться Рокфеллеру, который выставил счет своим уже взрослым детям за все те годы, когда он их поил и кормил. Нужно сожалеть не о потерянных годах и средствах, а о том, что не смогли воспитать детей достойной опорой своих родителей, не смогли завоевать их любовь.

И поэтому главная задача родителей не в том, чтобы дать ребенку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать его. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.

О школьном образовании я знаю не понаслышке, так как довольно долго преподавал и в воскресной школе, и в самом обычном профтехучилище. И с болью вижу, что с каждым годом ситуация с детьми становится все хуже. Да и как может быть иначе, когда детьми никто не занимается: ни родители, ни школа. Раньше хотя бы были воспитательные программы, кружки, секции. Сейчас их почти нет.

Зато в школах вводятся уроки сексуального просвещения. Остается телевизор и компьютер. Ребенок включает телевизор и видит, например, фильм Федора Бондарчука "9-я рота», где речь постоянно сдабривается матом и показана сцена группового секса. Говорят, один "афганец» в гневе сломал диск с этим фильмом, сказав, что это неправда и клевета на афганскую войну, это даже историческая неправда, 9-я рота не погибла, как показано в картине. В фильме "Антикиллер» главный герой, "рыцарь без страха и упрека», курит травку. И таких примеров можно привести множество, ведь у нас даже министр культуры Швыдкой призывал объявить мат нашим национальным достоянием. По TV постоянно транслируются фильмы, которые еще несколько лет назад подпадали под статью "Изготовление и показ порнографии». К этому нужно добавить детские (!) эротические журналы, уроки полового просвещения в школе и многое другое. По тому же TV постоянно идет явная и скрытая реклама алкоголя и табака, а во многих фильмах - даже наркотиков. Наркотики стали весьма доступны, а пиво вообще продается по цене минеральной воды. Когда я учился в школе, мы знали только одного наркомана из нашей школы, сейчас эта беда захлестнула все учебные заведения.

Для чего я все это рассказываю? Не для того, чтобы кого-то запугать. Я думаю, все и так об этих проблемах знают. Важно понять другое: сейчас не то время, когда росли и воспитывались мы, не говоря уже о старшем поколении. И без веры в Бога, без христианских нравственных заповедей, без православной культуры мы детей не воспитаем. Еще лет 17–20 назад можно было опираться в воспитании на общечеловеческие ценности, сегодня - нет. Время потеряно. Христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем. И борьба за душу ребенка идет не только через культ доллара, секса и материальных ценностей. Мы живем в стране победившего оккультизма и сатанизма. Чтобы понять это, достаточно полистать любую газету с объявлениями о колдовских услугах и подойти к любому книжному лотку.

Этот род (бесовский) победить материальными средствами невозможно. Вот для чего нужна вера. Если ребенок узнает, "что такое хорошо и что такое плохо» не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу. У Высоцкого есть слова: "Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал». И наша задача дать детям эти книги, то есть воспитание.

Кстати, о книгах. Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей литературе. Делать это нужно как можно раньше, не ленясь читать детям вслух. Если малыш привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет желания читать плохие. Сейчас время компьютеров, DVD и мобильных телефонов, и молодежь читает очень мало. Но научиться пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус ребенка в этой области, мы убережем его глаза и уши (а главное, душу) от похабных, бездарных поделок. Он, скорее всего, сам не сможет их смотреть. Покупая для детей диски, я с удивлением узнал, какое у нас огромное количество замечательных отечественных фильмов и мультфильмов для детей. И конечно, они не идут ни в какое сравнение с западной продукцией. А теперь перейдем к нашей основной теме: воспитанию детей в семье.

Может быть, скажу банальную вещь, но воспитание ребенка нужно начинать с работы над собой. Есть известные пословицы: "С осины не собирают апельсины» и "Яблоко от яблони недалеко падает». Какими бы мы хотели видеть своих детей в будущем, такими мы должны быть сейчас, когда наши дети живут и общаются с нами. Учить надо примером жизни. Если отец разглагольствует о вреде алкоголя и табака, затягиваясь сигаретой и прихлебывая пиво, даст ли это какой-либо результат?

Однажды я наблюдал очень неприятную сцену. Две молодые мамаши стояли на улице и разговаривали. В двух шагах играли их маленькие дети (не более четырех лет). И вот из уст этих женщин через каждое второе слово вылетала самая чудовищная матерная брань. Такой ругани я не слышал от матерых слесарей и бывших зэков. Кто вырастет из детей этих мамаш? Нетрудно догадаться. Такие же любители сквернословить. А где мат, там обязательно и другие пороки. Когда я был подростком, почти невозможно было встретить женщину, дымящую на улице. Сейчас курят даже молодые мамы, толкающие коляску, даже на детской площадке. Притом часто люди делают это не злонамеренно, просто они совершенно потеряли способность различать "хорошее» и "плохое». Они настолько свыклись с выпивкой, курением, сквернословием, что считают все это нормой жизни. Однажды мы с женой и детьми пришли на детскую площадку. Кроме нас там было несколько старушек на скамейках да мужчина и женщина, которые сидели прямо на досках песочницы. Мужчина курил. Я подошел к нему и попросил уйти, так как здесь детская площадка, гуляют дети. Как ни странно, он совершенно нормально воспринял мой призыв, извинился, погасил сигарету и ушел. Я думаю, он просто не задумывался, что его курение кому-то неприятно или вредит.

Приведу пример, как за неблагочестивую жизнь родителям посылаются вразумления и как Господь показывает им, сколь большой вред они наносят своим чадам.

Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кронид (Любимов) рассказывал про случай, который приключился с его земляком, крестьянином деревни Кетилово Волоколамского уезда. Звали его Яков Иванович. Он имел сына Василия восьми лет. С некоторых пор у него начались припадки невыносимого сквернословия, которые сопровождались хулой на святыню. Лицо его делалось при этом черным и страшным. Отец пытался наказывать его, бросал в подвал, но мальчик и оттуда продолжал сквернословить. Отец отрока поведал, что сам он трезвый не ругается, а как выпьет - первый сквернослов на улице и ругается при детях. Он сам сознавал, что виноват в одержимости сына. Архимандрит Кронид посоветовал крестьянину слезно каяться в грехах и молиться преподобному Сергию об исцелении сына. Приехав через год в лавру, крестьянин рассказал, что сын вскоре заболел, начал таять как свеча. В течение двух месяцев он болел и был необыкновенно кроток и смирен сердцем. Никто не слышал от него скверного слова. За два дня до смерти он исповедовался и причастился и, попрощавшись со всеми, умер. Потрясенный отец бросил пить и никогда более не произносил бранных слов.

Этот случай показывает, какую ответственность мы несем за каждый наш поступок и слово, произнесенное в присутствии детей. О том, что ждет того, кто соблазнит единого от малых сих, мы хорошо знаем из Евангелия.

Главным воспитательным фактором является атмосфера, царящая в семье. То, что ребенок видит и получает в семье, в детстве, на 80% формирует его характер.

Сейчас появилась теория о том, что не существует плохой наследственности от родителей алкоголиков и наркоманов. Просто подростки, находясь в среде, где пьют и употребляют наркотики, сами перенимают эти пороки.

Я не медик, мне сложно судить о правильности этой гипотезы, но скажу одно: ребенок не имеет грехов, грехи совершают взрослые. Известны многие примеры, когда дети из семей алкоголиков воспитывались в благополучных семьях и вырастали совершенно нормальными людьми. Наследственность была преодолена любовью и заботой.

То же можно сказать и о других грехах. Например, отец подвержен гневу, часто кричит на жену. Сын вырастает точно таким же. И все говорят, что он весь в отца. На самом деле он действительно унаследовал от родителя импульсивный, эмоциональный характер, но вот образец для подражания он взял уже сам от своего папы. Дети наследуют от нас свойства характера и темперамента, но как они их применят и разовьют, зависит от нашего поведения и от того, как мы их воспитываем. Бережливость может стать рачительностью, а может - скупостью. Твердость может развиться в упорство, а может превратиться в упрямство, самодурство. Поэтому важно разглядеть особенности характера чада еще в младенчестве и дать им правильное развитие, а не стремиться любой ценой переделать их или навязать что-то, ребенку совсем не свойственное. То же можно сказать и о способностях. Если у подростка талант художника, а из него хотят любой ценой сделать математика только потому, что папа у него профессор мехмата, можно очень сильно повредить любимому чаду.

Очень влияет на состояние детей то, какие отношения между супругами. Ведь семья - это единый организм, и дети неотделимы от нас. Психолог Максим Бондаренко приводит такой пример: "Отец приходит на консультацию с сыном. Заявляется проблема плохой успеваемости сына в школе, его нежелание учиться. По ходу беседы выясняется, что отец постоянно ругается с матерью, так как ревнует ее. Казалось бы, какое это имеет отношение к учебе сына? Оказывается, прямое. Поскольку он боится развода родителей, то часть конфликтной энергии в семье неосознанно оттягивает на себя. Для этого ему и “пришлось стать” плохим учеником. В результате родители часть своей агрессии, адресованной друг другу, направляют на сына, который таким образом неосознанно “спасает” семью от развала. Вот и получается, что отец и мать занимаются его “воспитанием” вместо того, чтобы решить проблему собственных отношений» . "Когда семья вместе - тогда душа на месте», - говорит народная мудрость.

Если родители хотят воспитать хороших детей, они должны разобраться сами с собой, достичь хороших взаимоотношений. Тогда и детей воспитывать будет легче. Беда современных родителей - недостаток свободного времени, в этом цейтноте очень мало часов остается на детей, особенно у отцов. И это объяснимо, время тяжелое, нужно зарабатывать деньги. Но все же выкроите время и поиграйте, позанимайтесь с детьми. И они вас за это отблагодарят, даже тем, что вы станете ближе друг другу.

Один папа рассказывал: "Мне раньше казалось непозволительной роскошью пойти с детьми в зоопарк, на природу или на цирковое представление. Я не считал себя настолько свободным человеком, чтобы тратить время на такие пустяки. Лучше помолиться, почитать Евангелие. Но Бог разбил и полностью изменил мои представления о духовной жизни. Я понял, что моя отцовская духовность состоит в том, чтобы уделять моим детям все свое свободное время. Никакая духовность не оправдает необходимости воспитания собственных детей. И теперь мы ходим в зоопарк, вместе играем и гуляем в лесу».

Роль отца особенно важна в воспитании мальчиков. То, как вы играли с детьми в футбол, ходили в поход, совершали паломничества, что-то вместе мастерили, запомнится на всю жизнь. Воспоминания детства - самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь.

Многие папы, чувствуя вину перед детьми из-за недостатка общения, задаривают чад дорогими вещами, игрушками, но зачастую детям это совсем не нужно. Для них было бы гораздо ценнее, если бы папа сделал что-нибудь вместе с ними, починил машину или научил пилить и забивать гвозди. Мы часто жалуемся на дурное влияние улицы, школы. А сами-то много ли времени проводим с детьми, влияем на них, интересуемся, чем они живут, какие фильмы и песни их волнуют? Родители должны быть первыми друзьями своих детей, сохраняя, конечно, субординацию, избегая панибратства.

Нужно ли хвалить детей? Я считаю, что нужно. Семья, папа и мама, для ребенка - целый мир. Он что-то сделал, но еще не может объективно оценить свой успех, не имеет жизненного опыта. Взрослый человек может получить оценку своего труда на работе, от друзей, родных, а ребенок - только от родителей. И похвала, даже за маленький успех, имеет огромное значение для дальнейшего творческого роста.

И напротив, дети, которым родители твердят: "Ты у меня глупый, неумеха, толстый», "Ничего хорошего из тебя не выйдет», - вырастают глупыми, неумелыми, неудачниками. Если ребенка, даже действительно больного, постоянно опекать, оберегать от всего, он всю жизнь будет считать себя больным, ущербным. Возникает так называемый комплекс неполноценности.

А теперь поговорим о таком важном разделе воспитания, как наказание детей. Священное Писание и опыт Церкви не отрицают необходимости строгого наказания чад. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч 13, 25). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери (Притч 29, 15). Но тут есть одно "но»: любое наказание в гневе, раздражении не принесет пользы. …Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф 4, 26). Родители, срывающие злобу, выпускающие пар, наказывают не детей, а себя. Наказание (особенно телесное) должно преследовать одну цель - пользу для ребенка, воспитывать надо с любовью, спокойно и без крика. Возраст, когда можно шлепать ребенка, должен быть не очень ранним (малыш даже не поймет, за что его били) и не поздним (нанесем травму и обиду подростку). Если соблюсти эту меру, после пяти лет наказывать телесно уже не придется, достаточно строгого напоминания о порке.

Рассказывают, что к Макаренко пришла мать и просила посоветовать, как воспитывать непослушного сына. Известный педагог спросил, сколько ему лет, мама сказала, что шестнадцать. Тогда Макаренко ответил: "Вы опоздали на шестнадцать лет». Чтобы не опоздать, начинать надо с первых дней, а еще лучше с беременности. И начинать воспитание нужно с себя. Недавно слышал рассказ врача-гинеколога. Она рассказывала о том, что родовые воды матерей, которые не курили во время беременности, чистые и светлые, а у курящих мамаш коричневые и с устойчивым запахом табака. Человек становится курильщиком и алкоголиком еще в утробе матери.

Но продолжим о наказаниях. В Священном Писании есть такая фраза: Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем (Еф 6, 4). В воспитании нужно избегать раздражения и пустопорожних слов. Наставление должно быть конкретным и по делу. Например, ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом: "Ты зачем разбил вазу?» - "Я не хотел…» - "Нет, признавайся, зачем разбил вазу?» Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, что отвечать. Ярость отца тоже усиливается. Терпение ребенка может лопнуть. Однажды отец вполне может услышать: "Папа, ты что, дурак?» Что ж, каков вопрос - таков и ответ .

Частая ошибка - делать замечания на каждом шагу, превращать их в разменную монету. И ребенок скоро начинает воспринимать их как бессмысленный, ничего не значащий фон.

Настало время поговорить о главном. О христианском воспитании детей. Существует расхожее мнение, что ребенку не стоит навязывать религиозное воспитание: мол, вырастет - сам выберет веру, придет к Богу. Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать ребенку никаких книг: вырастут - сами выберут, что читать. Ведь мы же пытаемся привить ребенку то, что сами считаем хорошим, правильным, и не задумываемся над тем, что у кого-то другая шкала ценностей.

Второй момент: дети лишены жизненного опыта, не могут еще сами выбрать, что хорошо и что плохо. Вопроса, воспитывать в вере или нет, для верующего человека не существует. Вера для нас - смысл жизни, и неужели мы не хотим передать детям то, что является для нас святыней?

Недавно мы с одним диаконом, моим другом, рассуждали за чашкой чая, нужно ли заставлять детей молиться, ходить в храм. И каждый из нас приводил много примеров "за» и "против». Как ребенка с детства заставляли молиться, а потом он ушел из Церкви, и, наоборот, как люди, воспитанные с детства в вере, становились благочестивыми священнослужителями. Мне кажется, самое главное - не только ставить ребенка на молитву и водить к причастию, но и самим жить молитвой и службой. Ребенок не терпит фальши, формализма. Если для родителей молитва - часть их жизни, души и они смогли показать это детям, то ребенок, несмотря на внешнее противление, сам потом не сможет жить без Бога. Бывали случаи, когда подростки отходили от Церкви, но потом возвращались, вспоминая родительские наставления. Главное - все, что мы делаем в семье, делать с одним чувством - любовью к детям и близким. Стремясь воцерковить детей, нужно не перегнуть палку. Вряд ли малыш выстоит всенощную или литургию полностью, сможет прочесть все правило к причастию. В храме ребенку не должно быть тягостно и скучно. Можно прийти не к началу, объяснить ребенку заранее, что будет на службе, спеть с ним тропарь праздника. Мы сами ленимся почитать чаду Евангелие с картинками, рассказать про праздники, а потом жалуемся, что дети не хотят идти в храм. Ребенок - это человек-привычка. Он привыкает кушать, ложиться и вставать по режиму, ходить в кружки, потом в школу. И поход в церковь тоже должен стать такой благой привычкой. Регулярные занятия очень дисциплинируют, это пригодится во всех случаях жизни. И не нужно смущаться, что у ребенка нет пламенного горения во время молитвы. Дети очень любопытны, они ждут наших объяснений. А мы часто ограничиваемся: "Пошли за мной, потому что так надо». Так ребенок даже на прогулку не пойдет, не то что в храм. Очень хорошо объяснить малышу, где какая икона в церкви и что на ней нарисовано, во что одеты батюшки, алтарники, выучить с ним "Верую», "Отче наш», чтобы он пел с народом. Но учить, конечно, не зубря. У меня ребенок знал эти молитвы уже в три года. Просто мама читала их утром, перед сном, перед едой. Ведь есть же выражение: "знать, как “Отче наш”».

В связи с этим хотелось бы затронуть еще одну тему: трудовое воспитание.

Дети привыкли играть. И играют они не только в машинки и куклы. Для наших детей самыми любимыми игрушками были кастрюли, крышки, какие-то совсем взрослые вещи. Это нужно использовать. Дети с удивительной радостью участвуют в совместном приготовлении пищи, трут овощи на терке, размешивают салаты, моют посуду. Еще бы! Ведь обычно им этого не дают. Это вам не детский мобильный телефон или надоевшая машина. Собирать разбросанные игрушки можно, привозя их на детском грузовике. А с каким удовольствием дети помогают сажать зелень или забивают гвозди! Если вы что-то умеете (шить, рисовать, мастерить), самыми любимыми и интересными игрушками будут те, которые вы сделали вместе с детьми. Занятия с малышами доставляют родителям не меньшую радость, чем детям. Мой ребенок просто визжал от радости, когда я взял его с собой в лес. Я пилил сухие деревья, а он таскал сучья к машине. Сложно сказать, кто из нас получил большее удовольствие.

В рамках нашей темы есть пункт о воспитании детей в семье, а не в детских учреждениях.

Конечно, воспитывать ребенка должна семья, никто детям не заменит отца и матери. Однако сказать, что детей ни в коем случае нельзя отдавать в детский сад, я не могу. Бывают ситуации, когда мать растит ребенка без отца, вынуждена работать или учиться, кормить семью. Сейчас у многих семей весьма затруднительное материальное положение, оба родителя работают, чтобы обеспечить семью. Да мало ли какие бывают ситуации. Конечно, детсад - скорее, терпимое зло. В нем есть ряд серьезных минусов. Ребенок еще очень мал, чтобы знать, что хорошо, а что дурно. Дети приносят из сада плохие слова, игры, замашки. Часто воспитатели плохо следят за подопечными, а то и обижают их. Малыши в саду чаще болеют. Ребенок отучается молиться перед едой, перед сном, в саду этого не делают. Все-таки в школьном возрасте ребенок более крепок душевно и телесно, уже имеет свое мнение. Так что, если есть возможность, воспитывайте детей в семье. Если мать не ленится, ребенок в семье разовьется гораздо быстрее, чем в детсаду. А родительская ласка и тепло - само по себе воспитание.

Если в семье не один ребенок, проблем с общением тоже не будет. Актриса Анна Михалкова в интервью журналу "Фома» говорит: "Боюсь, множество людей вообще не задумываются о воспитании детей. Сколько семей, где вопрос о том, как воспитывать детей, попросту не ставится… Скинули в детский сад, пошли работать. Потом забрали из сада, помыли, покормили, уложили спать. Многих ситуация заставляет жить по инерции».

Кратко остановимся на теме многодетности. Сколько иметь детей? Вот мнение психолога Т. Шишовой: "У единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался вокруг них… Подчас женщина даже по телефону спокойно поговорить не может: ребенок тут же начинает ныть, выкрутасничать, требовать, чтобы она положила трубку. Единственным детям труднее приходится в коллективе, дети же из многодетных семей очень рано получают навыки общения. Причем общение с детьми другого возраста дает им дополнительные преимущества: опекая младших, они учатся самостоятельности, обретают уверенность в своих силах. Имея рядом старшего брата или сестру, малыш чувствует себя более защищенным. Подражая старшим братьям и сестрам, малыши гораздо быстрее обучаются и развиваются. Многие многодетные мамы рассказывают, что они учили чтению и счету только первенцев. Далее дети учились по эстафете - от старших к младшим» .

Я сам счастлив, что вырос в семье, где было трое детей. Чего-чего, а избалованности во мне нет.

Главной причиной, по которой люди не хотят иметь много детей, является причина экономическая. То есть им кажется, что они не смогут прокормить большую семью. Хотя, конечно, есть и другие факторы. Могу совершенно точно сказать: если человек хочет иметь много детей, Господь ему обязательно поможет. И примеров тому тьма. Приведу лишь один. Мой знакомый алтарник жил со своей женой, мамой и тремя детьми в очень маленькой двухкомнатной квартирке. Даже ванна там была сидячая. И вот они решаются родить четвертого. И что ж? Их дом (который не должны были ломать, он был девятиэтажным и кирпичным) признают аварийным, и им дают сразу три квартиры в новом доме. Одну трехкомнатную и две однокомнатные. Одну из однушек они сдают, что является большим подспорьем.

Купить эту книгу можно


09 / 04 / 2008

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ

С рождением ребенка в семье к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность - всё попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя на формирование личности ребёнка. У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребёнка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью ещё с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

Пространственное положение корней рода в лице более или менее близких родственников (дядей, тетей, племянников, двоюродных, троюродных братьев и сестёр, сватьев, свояков и т.п.) придавало устойчивость роду, охватывая как обширную географию проживания, так и различные ступени социальной лестницы.

Крещение ребёнка

Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь учит, что вера в таинство и связанное с этим искреннее желание его принятия являются необходимыми условиями для того, чтобы действие таинства было спасительным: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

Защитить своего ребёнка от проблем и невзгод - самое важное для родителей. Младенца, по традиции Церкви, следует крестить на восьмой или сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времён появились крёстные – люди, по вере которых крестят младенцев. Задача крёстных, как её видит Церковь, помочь родителям в православном воспитании крестников. Быть крёстным – и почётно, и ответственно.

«Крёстные должны быть крещёными, воцерковлёнными православными христианами, должны знать молитвы, читать Евангелие. Главное, чтобы критерием выбора крёстного или крестной было то, сможет ли он впоследствии помогать семье в христианском воспитании ребёнка. И, конечно, важным критерием должна быть степень знакомства и просто приязненность отношений». (2, с. 3).

Крёстные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за ребёнка, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крёстным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте. Крёстные обязаны молиться за своих крестников, что бы Господь удержал их на пути благочестия. Главное, в чем может и должен помочь крёстный, и в чём он берёт на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь крестнику расти, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить своё христианство только Крещением. По учению Церкви, за то, как крёстные родители позаботились об исполнении этих обязанностей, с них так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание собственных детей. В семьях русского Севера крестную мать называли «божатка» (мать, данная от Бога при крещении).

Итак, крёстные родители принимали на себя ответственность за нравственное становление крёстных детей, помогая им в трудных жизненных ситуациях. В крёстные чаще выбирали родственников, тем самым ещё более укрепляя родовые связи. Но крестными становились и ближайшие друзья, уважаемые соседи, тем самым расширяя границы рода.

Таким образом, вся система родственных отношений убедительно свидетельствует, что сущность продления рода эволюционно направлена на создание условий для раскрытия тех лучших качеств и свойств человека, которые от рождения заложены в его природу, на развитие творчества ума и души.

Религиозное и трудовое воспитание

Основой воспитания крепких в вере христианских детей является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, в которой они участвуют в соответствии со своим возрастом и особенностями своего характера. «Дух веры и благочестия родителей должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» - писал святитель Феофан Затворник.

Такая сопричастность к духовной жизни необходима для развития христианских знаний и навыков у детей и является залогом превращения со временем отношений родители – дети, старшие - младшие в отношения духовных друзей. Тогда родители будут делиться духовным опытом, при этом возрастая, заимствуя духовный опыт и знания у своих детей.

Задача воспитания – вложить в сердца начатки веры, раскрыть её и подготовить детей к жизни. По слову Христа, «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Оно не дается воспитанием, Оно – дар Бога, но воспитание способно расчистить пути к его принятию. Начальные стадии воспитания ложатся на плечи матери. Она учит ребёнка крестному знамению и молитве, затем начинает возрастать роль отца.

«В ребёнке должно возрастать сознание бытия Божия, Его могущества и любви, и не только понимание необходимости молитвы, но и живая потребность в ней. Для этого и нужно воспитание, пример родителей, их молитвы за ребёнка». (2, с. 4).

Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причём в детях воспитывается должное к нему отношение, соответствующее его сану и положению.

Ещё до школы родителям следует рассказать детям об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом достоверность Библии в свете научных данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

Со школьниками следует проводить систематические занятия по изучению Евангелия и Символа Веры и ознакомлению их, хотя бы в самом общем виде, со смыслом и содержанием церковного богослужения. Многие отдают детей в воскресные школы с этой целью. Эти школы должны прежде всего воспитывать религиозное чувство нравственности и благоговения. Но само религиозное воспитание закладывается прежде всего в семье, а дополнительное обучение может лишь помочь ему.

В переходном возрасте у подростков происходит критическое переосмысление мира, появляется стремление утвердить свою самостоятельность и независимость личности. Основным противоречием подросткового периода является самоутверждение и критицизм, а также мучительное желание быть понятым другими людьми и повышенный интерес к их взглядам.

Таким образом, семья является своеобразной школой религиозного воспитания. Её задача привить веру ребёнку с самого детства и помочь детям на прохождении жизненного пути.

Трудовое воспитание – это формирование в человеке созидательного начала. Оно может проявляться в творчестве, в садоводстве, в уборке, в научной деятельности, в воспитании в себе личности и т.п., - во всех этих действиях проявляется подобие Богу - Творцу. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви.

Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. Послушание необходимо для борьбы с греховностью, а творчество – это дар, за который нужно благодарить Господа и чувствовать ответственность за обладание им. Развивая свои таланты, мы преумножаем их, а не используя их в труде, утрачиваем. Итак, детей нужно приучать к полезному труду. Благодаря этому, они не станут эгоистами, будут нуждаться в деятельности и стремиться помогать другим.

ЛИТЕРАТУРА

Статьи по теме: