«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Каждый ребенок – это удивительная личность, целая вселенная, заключенная в маленьком теле любимого чада и очень важно эту вселенную заметить и вовремя дать развиваться.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка. Представьте – вместо того, чтобы ломать мебель и стричь домашних животных, ваш ребенок будет рисовать, лепить что-то из пластилина или вышивать крестиком, к примеру. Не правда ли, заманчивая перспектива спокойствия и тишины в доме?

Самым важным в данном аспекте является обнаружение склонностей ребенка, необходимое для подбора вида творчества. Понаблюдайте за своим малышом – что ему больше нравится? После таких наблюдений вы можете смело приступать к перенаправлению его энергии в нужное русло. Это, так же, поможет избежать лишних расходов и нервотрепок. К примеру, если ваш малыш в душе художник и от рисования на обоях его могут отвлечь только мамины строгие выговоры, стоит задуматься над тем, как этот минус превратить в плюс. Такая проблема очень просто решается путем размещения ватманов в пределах досягаемости чада. Если есть на чем рисовать, обои останутся целыми. То же самое можно сказать и о нездоровой тяге к ножницам – купите ребенку набор цветной бумаги и ваши питомцы, а порой и детская челка, останутся в целости и сохранности.

В выборе творческого замещения стоит внимательно относиться к особенностям возраста ребенка. Ведь совершенно очевидно, что воспитание детей 4 лет существенно отличается от воспитания детей 9 лет. И, если в первом случае будет достаточно предоставления нужных материалов, то во втором можно подумать и о специализированных учреждениях, где творческий потенциал вашего ребенка раскроется в полной мере при помощи специалистов. Кто знает, может быть именно этот шаг станет некогда решающим в определении профессии вашим чадом.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса, а любой из этих видов творчества дает вам повод для законной родительской гордости.

Но, если обнаруживается, что у ребенка есть тяга к рисованию, то нужно это развивать обязательно. Не нужно запрещать ему делать это, поскольку он развивается этим и может показать то, что не ожидает никто. Почему же с самого детства нам внушали, что художник – это бедный человек, который всегда по жизни будет голодным? Ведь это не так уж и важно, потому как художники пишут такие шедевры, что душа, порой, разрывается на части. Они как-то и думают по-другому, воспринимая мир совершенно в других красках.

Ведь, даже самый простой человек, взяв в руку карандаш или кисточку, может что-то нарисовать на листе бумаги. Может, это будет как попало, но, рисуя, человек всегда становится спокойнее. Вот так и детьми, которых воспитывают творчеством. Они начинают смотреть на мир иначе. Но, если у них случается какая-то радость или печаль, то непременно он сможет изложить всю свою душу на бумаге.

Профессиональные художники, которые дают уроки рисования детям, всегда являются хорошими психологами. Они знают, когда можно успокоить ребенка и рассказать ему о том, что жизнь прекрасна. И во время урока рисования показать ему на листе бумаги или на холсте, как же выглядит столь прекрасная жизнь. Ведь, оказывается, это так просто!

Необходимо запомнить, что для детского творчества не нужно слишком многого, потому как для этого нужна свобода действий, время и, самое главное, поддержка родителей.

Многие родители убеждены, что детям очень полезно заниматься творческой деятельностью. Это, в общем, совершенно верно, вот только под «творчеством» обычно понимается исключительно художественное творчество, искусство: чаще всего ИЗО и музыка. Многие родители убеждены, что сами по себе «занятия искусством» благотворно влияют на детей. Так ли это? Что это на самом деле такое – «творчество», и как можно его использовать в воспитании детей?

История 1. Бедная Аня

Как-то раз знакомая учительница музыки пригласила меня на концерт в детскую музыкальную школу. Концерт необычный - сольный. А солисту – вернее, солистке – 12 лет. Зовут её Аня Бойко, она лауреат всяких конкурсов, в том числе международных. Концертная программа рассчитана на полтора часа, исполняться будет, в основном, классика. Аня сыграет одна, с оркестром, с певцом и, наконец, со своей учительницей из музыкальной школы в четыре руки.

Я пошёл на концерт. Зал детской музыкальной школы мало чем отличается от обычного концертного зала: обитые зелёным бархатом откидные кресла, ярко освещённая сцена, оркестровая яма, откуда, как и положено, сверкают две-три отполированные до блеска лысины; на сцене – громадный, как мамонт, чёрный рояль. Зал набит битком и величиной тоже не уступает нормальному «взрослому» залу.

Вышла ведущая – та самая моя знакомая, солидная дама в длинном платье. Наконец, мы увидели героиню вечера – Аню. Знаменитая пианистка оказалась маленькой, тощенькой, бледненькой, заморенного вида девочкой. Одета в пышную, с кружевами и оборками, белоснежную блузку и тёмную длинную юбку – как курсистка XIX века.

Держалась на сцене она скованно, но совершенно спокойно: несложно догадаться, почему, – тут дело в привычке: она же постоянно выступает.

Потом она начала играть: детские пьесы Чайковского, этюды Черни – и в то же время большой кусок из 1-го концерта для фортепиано с оркестром Шопена, что-то – уже не помню – из Бетховена Все эти вещи она исполнила совершенно одинаково: очень старательно, отчётливо, очень правильно – именно так, как учат в музыкальной школе – и очень скучно . Никакой разницы в исполнении, с одной стороны, детских вещей или этюдов – а, с другой стороны, концерта Шопена – не наблюдалось. Ей явно всё равно было, что играть.

После каждой новой пьесы Аня вставала и заученно, как манекен, раскланивалась. Публика – в основном, ученики и ученицы той же школы, их родители и прочая родня, – словом, болельщики – шумно аплодировала. Какой-то толстый дядя во втором ряду всё время басом кричал «Браво!» – таким голосом, будто хотел напутать Аню. Но она нисколько не пугалась.

Постояв положенное время, церемонно поклонившись, она снова усаживалась за рояль на высокий стульчик – и так же старательно оттарабанивала очередную вещь: без интереса, без понимания, без всяких чувств – как автомат. Потом снова вставала раскланиваться.

У этой бедной девочки были два явных достоинства: первое – замечательная моторика, второе – старательность. Впрочем, она ещё и явно послушная, отличница, наверное, – из тех, что беспрекословно, не задумавшись ни на минуту, выполняют любые распоряжения взрослых. И вот кто-то догадался отдать её в раннем возрасте в музыкальную школу. Теперь имеем результат.

Её натренировали – и очень довольны: куча лауреатских званий – школе честь, родителям слава, да и у самой Ани тоже ведь самолюбие есть.

Вот только эта девочка сходит за звезду исполнительского искусства только сейчас, пока она сравнительно маленькая. Взрослых дядечек и тётечек умиляет, что такое дитё так бойко отстукивает сложнейшие пассажи Шопена, какие и взрослому-то исполнителю не всегда под силу.

Однако она не любит музыку, не чувствует, не понимает её. В то же время её убедили, что она музыкант, она к этому привыкла. У неё отняли здоровье: она хиленькая, бледненькая. Неудивительно: чтобы так отбрякивать Шопена с Бетховеном, надо тренироваться каждый день по 3-4 часа. А ведь есть ещё обычная школа. Ей и гулять-то, наверное, некогда.

У неё украли детство, украли здоровье, обманули, внушив ложные надежды, посеяв в её душу иллюзии, которым никогда не суждено сбыться. Станет взрослой – и никому не будет нужна. Будет тянуть лямку или аккомпаниатором, или, ещё вернее, учительницей музыки, и довольно плохой, потому что музыку не любит. И всю жизнь чувствовать себя обиженной, ущемлённой, как ребёнок, которому обещали конфетку и не дали: ведь сулили такое будущее, такую карьеру! – и где она?

Догадается ли Аня, что взрослые – в том числе, увы, и собственные родители – попросту обманывали её ради собственной корысти: удовлетворяли за её счёт своё честолюбие?

Бедная, бедная Аня!

История 2. Как хорошо быть художником!

Кира раньше училась в художественной школе. Сейчас ей уже 17 лет: художественную школу она так и не закончила, бросила. Рисует она, по-моему, неважненько: ничего особенного.

Как-то Кира – а она не лишена чувства юмора – рассказала мне об особенностях этой, кстати, очень солидной и престижной, художественной школы.

Одного их преподавателя зовут Авессалом Аввакумович. Они его называли между собой Салям-Алейкум. Это очень художественного вида человек: малого росточка, но зато с длинной гривой плохо расчёсанных полуседых волос и с козлиной бородкой. По словам Киры, Салям-Алейкума никто из них не слушал: все что-то своё рисовали, болтали, смеялись, ходили по аудитории, не обращая внимания на преподавателя. Но он на своих учеников не обижался, а продолжал говорить – так что все были довольны друг другом: ученики не мешали учителю высказывать свои мысли, а он, в свою очередь, не мешал им делать и говорить всё, что им заблагорассудится.

На вопрос, чему же она научилась на уроках Авессалома, Кира, смеясь, ответила, что научилась пользоваться губной помадой (ей было 11 лет). Правда, этому искусству её научил не учитель, а другая девочка, постарше неё.

Ещё одна преподавательница, Зарема Руслановна, обычно начинала занятие очень серьёзно, делала перекличку, строго спрашивала домашнее задание – но потом, минут через 10-15, ей обычно кто-то звонил, и она выходила в коридор поговорить. После чего, как правило, наведывалась в ближайший магазин, а придя оттуда, долго беседовала с кем-нибудь из встретившихся ей в коридоре коллег. Только когда занятие уже заканчивалось, Зарема Руслановна снова появлялась перед своими учениками и строго спрашивала, что они нарисовали. Обычно выясняюсь, что ничего, поскольку большинство тоже отлучалось в магазин и всякие иные привлекательные места. Зарема Руслановна строго выговаривала нерадивым ученикам, обещала за них взяться на следующем занятии – и прощалась. В следующий раз, разумеется, всё повторялось сначала в той же последовательности.

Были, конечно, и добросовестные преподаватели. «Но они не учили нас любить искусство, а учили технике живописи. Как размешивать краски, как накладывать. Композиция, перспектива – то-сё. Мне это было неинтересно».

В итоге, проучившись в этой замечательной и, между прочим, небесплатной школе 2,5 года (а это значит по 3 часа 3 раза в неделю, по вечерам, она проводила там). Кира бросила её, о чём нисколько не жалеет.
Вот только зачем она потеряла столько времени? Неужели только для того, чтобы познакомиться со столь выдающимися личностями, как Авессалом Аввакумович и Зарема Русланивна?

История 3. Иван – крестьянский сын

А вот персонаж совсем в другом роде. Ваня. Живёт Иван в большой деревне, на юге. И семья у него большая: шестеро братьев и сестёр, мама и папа, бабушки, дедушки.

Ваня не занимается никакой художественной деятельностью. Зато однажды он вместе с братом Костей построил вокруг своего двора настоящий забор из дикого камня, скрепленного глиной. Забор невысокий, потому что всё равно никто ничего не украдёт: в селе всё на виду. Но для порядка нужно.

Ваня и Костя делали забор сами: им никто не помогал. Только дедушка иногда давал советы, если его спрашивали: сколько воды налить в глину, как класть камни, чтобы не развалились.

Получилось неплохо, только некоторые камни выпирают. Теперь Ваня с удовольствием, проходя мимо, поглаживает рукой свой забор , а иногда подмазывает его свежей глиной.

Ещё одно, тоже совершенно не творческое, дело сделал Ваня: он натаскал с опушки леса хорошей чёрной земли, насыпал во дворе и посадил кусты чёрной смородины . Шесть кустов! Это тоже забота: их надо окапывать, поливать, удобрять, защищать от вредителей. И ничего: смородина у Вани хорошо растёт, с каждым годом урожай ягод всё больше – хотя, когда мальчик посадил кусты, ему было только 8 лет и никто ему опять-таки не помогал.

Ещё Ваня – птицелов. Ловит он, главным образом, щеглов: на них есть спрос на птичьем рынке в городе. Чтобы поймать птичку, нужна «заподка» – западня: небольшая клеточка, разделённая перегородкой надвое. В одну половину помещается ручная подсадная птичка: она весело прыгает, клюёт корм – соблазняя тем самым своих товарок. В другой половине – открытая дверка с пружинкой. Птичка подлетает, садится на палочку, вставленную в дверку, пружина срабатывает и дверка захлопывается.

Такие заподки все мальчишки, и Ваня тоже, делают себе сами. Это огромная работа: вырезать ножом ровные палочки, пробить в них гвоздиком на равном расстоянии дырочки, протянуть проволоку. Но самая тонкая работа – та самая дверка с пружинкой. Сделаешь её слабой – птичка улетит. Сделаешь слишком сильной – дверка так прихлопнет крошечную пичугу, что может её покалечить.

Но Ваня умеет делать заподки, и он ещё ни одной птице не повредил.

Однако западня – это ещё полдела. Надо знать места в лесу, где кормятся и ночуют щеглы. Знать их повадки. Ведь если пойманная птичка долго просидит в клетке, она будет биться, стараясь вырваться, и может повредить себе крылья и голову и даже вовсе погибнуть. Птичку надо достать из клетки почти сразу после того, как дверка захлопнулась, а для этого приходится проверять свои ловушки на рассвете, когда все нормальные люди ещё спят: ведь птички с утра голодные, а потому менее осторожные – и часто попадаются в ловушки именно рано утром.

Потом нужно добывать для своих птиц корм. Пока их никто не купил, они должны хорошо питаться, чтобы выглядеть бодрыми и здоровыми. Впрочем, Ваня не всех своих птиц продаёт, потому что он не коммерсант по натуре, а увлечённый человек, а кроме того, он просто любит птиц, ему нравится с ними возиться, нравятся они сами по себе.

Щеглы ещё ничего – они едят семена репейника, а этого добра везде полно: надо только осенью заготовить достаточно. А вот некоторых птиц: соловьёв, например – надо кормить червяками, мотылём – живым кормом. Это посложнее.

Я познакомился с Ваней, когда ему было 10 лет. Простецкая веснушчатая физиономия, волосы, как солома, - под стать имени. Но какой он живой, инициативный, весёлый, здоровый - и какой творческий! Всё сам: и всегда у него всё получается. Так кто же у нас более творческий человек: Аня, Кира - или всё-таки Ваня?

Именно самостоятельная деятельность, требующая проявления инициативы, преодоления трудностей и с ответственностью за результат – действительно очень полезна с воспитательной точки зрения. А вот полезна ли вашему ребёнку заниматься музыкой или ИЗО – это зависит от множества обстоятельств: состояния его здоровья, его способностей, личностных особенностей; наконец, от того, какие учителя ему попадутся.

«Творческая деятельность», по мнению большинства современных педагогов и психологов, – это самостоятельная деятельность, в которую входит постановка цели (самостоятельная! кто делать будет, тот и цель ставит), планирование всех этапов её достижения; самостоятельные действия, направленные к её достижению, и, наконец, ответственность за результат (ответственность – перед самим собой, прежде всего). При этом творческой может быть абсолютно любая деятельность, если она строится описанным выше образом. И труд на земле, и забота о животных, и строительство – даже и просто забора. Важно не что делать, а зачем и как .

Некоторым родителям льстит, что их дочь или сын будут пиликать на скрипочке или малевать пейзажики: им почему-то кажется, что подобные занятия облагородят их дитё, придадут ему интеллигентский лоск и вообще «приобщат к культуре». Так вот – это ещё большой вопрос.

Довольно нередкий результат усиленных занятий музыкой в раннем возрасте – отвращение к музыке (хорошо, если без сколиоза в придачу).

Хотя действительно художественно одарённых детей нужно учить обязательно и начинать как можно раньше. Но многие родители заблуждаются относительно талантов своих детей. А, кроме того, надо учитывать и склонности самого ребёнка. Если мальчик жаждет гонять в футбол и ходить на рыбалку, усаживать его на 3 часа в день за инструмент – по меньшей мере, бесчеловечно, да и педагогически нецелесообразно. Сначала надо увлечь – а уже потом технически обучать.

И ещё. Психолог В. Ротенберг как-то сказал: «Наградой за творчество является само творчество» . А не дипломы и награды.

Творчество очень нужно всем людям, а детям прежде всего. Но не надо искать его в особых «специально отведённых для этого» местах. Творчески можно отнестись к любому делу, было бы желание. Самостоятельность, поиск, инициатива, ответственность за результат – вот составляющие творчества.

МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»

Ленинского района

Методический материал

(для педагогов дополнительного образования и родителей)

«Творчество – возможность воспитания и развития детей разного возраста»

Составила: Уленко

Светлана Петровна

педагог дополнительного

образования

Кемерово 2014

Содержание

Стр.

Введение

Лучшее средство

освобождения от

вредных привычек

творческий труд ,

направленный на

Общее Благо!

Методическая разработка создана с целью обмена опытом работы объединения (мастерской) по «Художественной обработке древесины и природного материала» для педагогов дополнительного образования, и для родителей, дети которых занимаются художественной обработкой древесины или желающие заниматься этим интересным и полезным делом.

Не только педагоги, но и родители хотят, чтобы их воспитанники и дети были творческими, духовно и нравственно развитыми личностями, личностями самообучающимися, самосовершенствующимися, имеющими цель – служение общему благу, служение обществу. Для этого необходимо знать, что такое творчество, сущность творчества, как нужно развивать и, какие условия нужны для формирования творческих способностей. Психологические особенности также влияют на личность.

Воспитание имеет великое значение, оно есть питание, всему возвышенному и утонченному. Бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Но одно образование еще не восполнит воспитания. Как хорошо сказал по этому поводу А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди».

Вовсе времена в государствах, становившихся центрами культурного развития планеты, воспитание подрастающего поколения играло одну из ведущих ролей. Народ, который участвует в мировой эволюции, который думает о будущем, не может ограничиваться системами образования, ведущими только к развитию интеллекта и росту производительного труда. Недостаточное развитие творческого, духовного начала в человеке, приводит к разложению во всех областях жизни, что мы и можем наблюдать в виде развала экономики, нравственного разложения общества и военных конфликтов.

Сейчас в семьях не все дети слышат колыбельные песни, чувствуют тепло материнских рук, дети привыкают к серой обыденности взрослых.

На педагогов дополнительного образования возложена большая ответственность – лучшими измерениями украшать жизнь и создавать подходящие условия для развития творчества у подрастающего поколения.

1. Что такое «творчество», «развитие творчества», «формирование творческой личности»?

Дети приходят в мастерскую по «Художественной обработке древесины и природного материала», с исполнительскими способностями, в основном. А более сложную и важную сторону – творческие способности нужно предугадать и «вытянуть на поверхность». В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым, но при условии, если это ребенку нравиться. А не так, как иногда это делается: «Мне мама сказала, чтобы я сделал кухонную доску или выточил скалку». А ребенок только пришел, еще не знает ни древесину, ни ее основные свойства - какую древесину можно точить, а какую резать. Современные дети, приходя в мастерскую, не видели и не знают, как называется инструмент, казалось бы, такой простой и всем известный – молоток, ножовка, рубанок. И ребенок сразу разочаровывается не получив быстрого результата.

Сущность творчества – в работе воображения, в предугадывании результата правильно поставленной задачи, в создании усилием мысли некоего образа. Это особое чувство природы, особое чутье. Если ребенку помочь попасть в тон, такт природы – он может преуспеть. В этом суть творчества – в интуиции, в предвидении.

Понятно, что пока ребенок только пришел в мастерскую, ему не доверишь сразу резать резаком, выбирать стамеской рельеф или объем, разработать чертеж парусника. Каждый из упомянутых видов работ требует специальных знаний, умений и навыков. Однако, каждый ребенок может испытать себя, хотя бы, в самом простом – в выпиливании, в конструировании простой игрушки (машина, самолет и т.д.). Но работу необходимо сделать своими руками от начала и до конца. Значение такой работы в формировании личных качеств и трудового становления чрезвычайно велико и многогранно. Эта работа помогает развить такие качества, как уважение и любовь к труду, пытливость ума, целеустремленность, волю, умение самостоятельно добывать и осваивать новые знания, стремление принести реальную пользу.

Брусок в тисках,

Рубанок в руках.

Стружка появляется,

Владик удивляется.

Вот так чудо инструмент,

Построгает все в момент!

(фото №1)

Уровень развития интересов и способностей первоклассника определяется мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей. Мама Влада, не считаясь своим личным временем, находит возможность водить ребенка в мастерскую, где он постигает навыки не только творчества, но и труда. Я, как педагог поддерживаю позицию Б. М. Теплова, что творческие способности человека можно развивать в процессе практической деятельности. И если ребенок проявляет повышенный интерес к знаниям и практической деятельности по обработке древесины, то необходимо поддерживать этот интерес и направлять к творческой деятельности.

Никита лобзик в руки взял

И все, что он нарисовал:

Корабль в море и дельфина –

Пофантазирует – и вот картина.

(фото №2)

Учитывая индивидуальные способности ребенка, создавая ему определенные условия адаптации, оптимальные условия развития творческих способностей, казалось бы, обеспечена успешность, но возникают причины тормозящие развитие и причина эта – родители, которые наказывают ребенка любимым занятием (не выучил уроки, не успел сделать домашнее задание, не прибрался дома) - эта позиция родителей неверная и приходиться объяснять и уверять, что этим как раз не исправишь положения.

Рожнов Андрей сразу не мог определиться в своем выборе – выпиливание, простая резьба (треугольно-выемчатая) его не увлекла, его заинтересовала объемная резьба, а это надо обладать ассоциативным видением. И этот дар он в себе стал развивать. В настоящее время увлечение переросло в «хобби», в

свободное время он приходит и работает:

(фото №3)

другу на день рождения вырезал скульптуру «Боксер», так как он увлекался этим видом спорта.

Творческая работа знакомит детей с чувством радости,

рожденным творчеством. Когда ребенок создает что-то, что до его никто не создавал - это не забывается.

Рубил, пилил и резал,

С
тамеской выбирал,

И через две недели -

Русалочку создал.

(фото 4)

Творчество – стимул прогресса, «мост» от знаний, полученных в объединении «Художественная обработка древесины и природного материала», к знаниям специальным, производственным, к профессии. Только нужно предостерегать детей от слепого копирования того или иного изделия по готовым шаблонам. Гораздо приятнее в изделиях, сделанных своими руками, видеть элемент нового, пусть даже это новшество невелико. Здесь важен первый толчок, начальная идея, которая дальше будет обрастать новыми идеями, задумками. Здесь надо работать руками и головой и учеба в школе будет идти гораздо легче, ведь вместе с азами творчества расширяется кругозор, быстрее познается то, что очень трудно дается без практики. Детская одаренность имеет большую, как практическую, так и теоретическую значимость. Наиболее популярная идея развития способностей - идея дифференцированного подхода к развитию индивидуума (М. Стар, 1947 г.).

Развитие способностей зависит от многих обстоятельств: от знания свойств и способов обработки различных природных материалов, в данном случае – древесины, пользоваться различными приборами, инструментами, приспособлениями, станками; составлять и читать чертежи, уметь рисовать, составлять композиции. Все эти знания и умения должны приобретаться с детства, и их формирование начинается обычно с освоения ребенком не сложных предметных действий и выполнения операций с простейшими инструментами: молотком, ножовкой, линейкой, отверткой, рубанком, резаком, стамеской.и т. д. (см. фото 1, 2, 3,4)

Для развития способностей очень важно знать устройство и принципы работы различных приборов и инструментов, уметь их изготавливать, ремонтировать. Это и есть те основные виды деятельности, в активных занятиях которыми развиваются и совершенствуются способности и творчество.

В любом виде творчества есть свои особые специализации, которыми ребенок может заниматься. И успешно ими может заниматься при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей и если такие способности постоянно развиваются. В рамках каждого вида деятельности есть свои особенности. Так творческая деятельность в области искусства (художественная обработка древесины) может касаться создания различных зданий и сооружений, (шедевры русского зодчества – Кижи), кораблестроительства, науки (новые технологии изготовления деревянных конструкций), при оформлении интерьеров и т. д.

Диапазон творческих задач необычно широк по сложности, а суть их одна: при решении происходит акт творчества, создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, умение сопоставлять и анализировать, находить связи в зависимости, закономерности – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая, - исполнительская, - может быть переложена и на животных, и на машину.


(фото № 5) фото № 6

XV городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Успех - 2009» Диплом Лауреата 2 место.

Мурзина Сергея мама привела в мастерскую, он любил дома строгать. Художественное воображение у ребенка было развито. У Сергея преобладает чувственное восприятие, способное перерабатывать образную информацию. Мальчик усидчивый, думающий, правда иногда, нетерпелив в получении быстрого результата, что приводит к переделке задуманного. Постоянно приходиться напоминать, чтобы не спешил. «Лучше семь раз отмерь – один раз отрежь».

В жизни трудно отделить разные виды деятельности, и даже невозможно. И человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, в разных пропорциях. Есть виды деятельности, просто пропитанные творчеством.

Творческая деятельность трудна, сложна, но постоянно привлекает детей. Скорее всего, большие трудности могут дать и большие радости, высшие радости – радость преодоления, радость открытия, творчества. Наша жизнь требует от человека не шаблонных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению задач. Человеку с творческим складом ума легче и сменить профессию, найти творческие изюминки в любом деле, увлечься самому и увлечь других. Перед педагогами и родителями стоит задача чрезвычайной важности: сделать детей творцами, инициативными, думающими, умеющими мыслить творчески.

Как надо развивать творческие способности:

    Ранее начало (физическое развитие, чтение, счет, плавание);

    Опережающее развитие (инструменты, стройматериалы);

    Максимальное напряжение сил (добираться до потолка);

    Большая свобода в выборе деятельности;

    Помощь взрослых (ненавязчиво). Но надо помнить, что нельзя за ребенка делать то, что он сам может сделать, думать за него.

К. Э. Циолковский: «…сначала я открывал истины, известные многим; затем стал открывать истины, известные некоторым; а потом, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные. Это и есть становление творческой стороны интеллекта. Задача педагогов – помочь детям встать на этот путь.



(фото № 8)

(фото № 7)

Алексеев Рома учился в школе № 79, православного направления. Простое копирование, каких-работ для него было не приемлемо. Выпускник 2007 года, это был самый талантливый ребенок, победитель многих выставок-конкурсов. Главные темы его работ – военная и церковная (фото № 7, 8).

Я с ним работала не как педагог – ученик, а как соавторы. Вместе придумывали, вместе воплощали задуманное. Для него не жалко было времени. Одаренность, трудолюбие, доброта и увлеченность Романа, сплотила коллектив. Чтобы повысить свое мастерство, он параллельно закончил художественную школу (экстерном).

По мнению Я.А.Каменского «… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновик и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей.

Когда Роману исполнилось 14 лет (переходный возраст), летом я была в отпуске, он «связался» со взрослыми 17 -18 летними мальчишками, научился курить, угнали машину и их задержали, судили - дали условно год. Пришлось побороться за неокрепшую душу. Воспитательная работа велась постоянно: в непринужденной обстановке за чашкой чая, не нравоучительные, а жизненные позиции, которые были направлены на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей.

В
настоящее время Роман учится на плотника-столяра, с уклоном резчика и мечтает все-таки, окончить Губернское училище «Народных ремесел».

(фото № 9)

Как связано обучение и развитие?

Обучение влияет на развитие. Но обучение не может положительно влиять на развитее, если оно организовано как процесс прямого пересаживания знаний из головы педагога в голову обучающегося. Оно эффективно будет способствовать развитию, если организовано как учебная деятельность самих обучающихся. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная и практическая работа самого ребенка как человека, который учится, а не которого учат.


(фото № 10)

Ребята разного возраста и каждый занимается своим делом (работа с литературой, конструирование, резьба, выпиливание, изготовление резака).

Это значит, что не надо вдалбливать книжные премудрости, не нужно требовать заучивания на память каких-то положений, а нужно научить его учиться, добывать знания своим умом на соответственном уровне развития своего мышления и чуть выше этого уровня. По закону развития ребенку нужны знания «завтрашнего дня», то есть, он может и должен их усвоить при участии педагога, но не в виде прямой подсказки ответов, а в форме организации мыслительной поисковой деятельности совместно с педагогом (это разного рода учебные дискуссии, вопросы, недоумения, удивления, наводящие вопросы, догадки, гипотезы). Тоже самое и в практическ4ой деятельности при изготовлении какого-то изделия – только чуть-чуть подкорректировать, а дальше должен делать своими руками. Это и есть творческое развивающее обучение.

Творчество является одним из наиболее важных механизмов восприятия и самовоспитания. Более значимыми должны быть не результаты детского творчества, его продукты, а формирование способностей.

Способностями называют такие индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности, определяют предрасположенность ребенка к этой деятельности.

Включенность в разнообразные виды деятельности позволяет получать разносторонние знания и развивать у себя личные умения и навыки, входящие в состав более сложных способностей. Поэтому многие дети посещают не одно объединение, а два или даже три.

Специальных способностей, наверное, столько, сколько видов деятельности, которыми человек может заниматься. Но среди этих видов деятельности есть особенно сложные и вместе с тем достаточно распространенные. Успешно ими распоряжаться человек может лишь при условии, что у него есть природные задатки к развитию соответствующих способностей, и если такие способности постоянно развиваются. В нашей мастерской это художественно-творческая и конструктивно-техническая деятельность.

2. Условия, при которых дети могут заниматься в мастерской:

Условие 1.

Должен присутствовать и поддерживаться устойчивый интерес к систематическим и напряженным занятиям, соответствующим видам деятельности (резьба, художественное выпиливание, конструирование, токарное точение, береста). Без такого интереса никакие способности развиваться не будут, так как не будет должной мотивации.

Интерес – основное условие, порождающее у ребенка желание заниматься данным видом деятельности и обеспечивающее развитие у него нужных специальных способностей. Сам по себе интерес не возникает на пустом месте, а появляется и развивается в процессе активных занятий соответствующим видом деятельности.

Условие 2.

Развивать способности только при наличии твердого характера, силы воли и желания преодолевать трудности. Эти трудности могут быть обусловлены и отсутствием у ребенка нужных задатков. Тогда ему придется приложить немало усилий для того, что бы развивать у себя соответствующие способности.

Условие 3.

Наличие элементарных общих задатков к занятиям, данным видом деятельности. Совсем без каких бы то ни было задатков специальные способности развивать невозможно. У ребенка обязательно должны быть хотя бы задатки общего характера, такие, например, как хорошая память и развитый интеллект, аккуратность, умение рисовать или хотя бы перерисовывать.

Условие 4.

Наличие работоспособности. Никакие иные способности при всех указанных выше и перечисленных ниже условиях не смогут нормально развиваться, если ребенок не умеет работать.

Условие 5.

Должно присутствовать выраженное стремление, соответствующая мотивация овладеть данным видом деятельности. Желание во что бы то ни стало добиться успеха именно в том виде деятельности, который выступает в качестве развивающего для соответствующих способностей, - важный фактор их становления. Такое желание проявляется, в частности, в стремлении превзойти окружающих детей, получить одобрение, похвалу, награду за успехи, добиться выдающихся результатов.

Условие 6.

Постоянная неудовлетворенность достигнутыми результатами, сочетаемая со стремлением добиться большего. Если ребенок вполне удовлетворен своими успехами и ни к чему большему не стремиться, он как правило останавливается в своем развитии. Напротив чувство неудовлетворенности стимулирует дальнейшее развитие.

Условие 7.

Высокий уровень притязаний ребенка. Под уровнем притязаний понимаются те достижения, на которые рассчитывает ребенок, исходя из собственной оценки своих возможностей и способностей. Чем выше уровень притязаний, тем сильнее стремление ребенка к успехам и, следовательно, тем быстрее будут развиваться у него нужные способности.

Условие 8.

Вера в себя и свои возможности.

Условие 9.

Систематические занятия соответствующей деятельностью, развивающей нужные способности

Условие 10.

Стремление привносить творчество в решение поставленных задач, выбор наиболее сложных работ. Это условие представляется важным для развития способностей потому, что задачи творческого характера и достаточно высокого уровня трудности эмоционально и интеллектуально привлекают детей гораздо больше, чем простые. Это связанно, в частности, с тем, что творчество вызывает у ребенка повышенный интерес. В творческом процессе он открывает что-то новое для себя, в частности новые возможности и способности. В результате повышается его самооценка, в большей степени удовлетворяются социальные потребности.

К творчеству ведет воображение.

Воображение присуще каждому человеку, но отличаются люди по его направленности, силе и яркости. Особенно интенсивно выражен этот процесс в детстве, однако постепенно он утрачивает свою значимость и не развивается. - чтобы запомнить некоторое правило или информацию, воображение и фантазия не нужны. Дети перемещаются в мир реальности, связанной со своей учебной деятельностью, а вместе с тем в мир фантазии уходит нечто, что никак не связано с реальностью ребенка. Поэтому отправной точкой для развития воображения может стать направленная активность, т. е. включение воображения.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека: чем богаче опыт, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Педагогический вывод – необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой личности.

Для стимулирования детского творчества также необходимо предоставить детям материалы для занятий и возможность работать с ними, поощрять творческие интересы ребенка; необходимо наличие внутренней раскованности и свободы. Развитие детского воображения не только повышает интеллект, но и крайне важно для успешного разрешения разного рода жизненных конфликтов.

Психологические особенности творческой личности.

Для того, чтобы понять, как развиваются те или иные творческие способности, необходимо познакомиться с особенностями личности творческого человека.

Наиболее часто в литературе можно встретить упоминание таких черт личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация, стремление к порядку, чувство юмора.

Творческий ребенок любознателен и постоянно стремится объединить данные из разных областей. Одаренный ребенок бывает, поглощен своим делом несколько часов и возвращается к нему в течение нескольких дней. Гусляков Женя увлекался не только резьбой по древесине, он учился на отлично, разбирался в технике (ремонтировал мотоциклы) в 18 лет получил права на управление автомобилем категории «В», разводил рыбок – ему все было интересно. Закончил технологический институт. Он всегда был полон идей. Есин Стас, Миронов Миша, Стяжкин Петя, Чарушин Ваня это первые выпускники и каждый из них был интересен по своему. Работы этих ребят украшают стены мастерской.

Творческий коллектив (рис.№ 11)



Работа Есина Стаса – 15лет

Работы Гуслякова Жени – 15 лет (рис. № 14)

(рис.№12, №13)

Работы Алексеева

(рис. № 15) Романа – 15 лет (рис. № 16)

Творческие люди предпочитают что-то новое, привычному и простому. Их восприятие мира непрерывно обновляется. Дети с высоким уровнем развития творческих способностей опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений – они больше улавливают и понимают, могут следить одновременно за несколькими событиями.

Одаренные дети, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные трудности в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Для творческих детей весьма характерно живое воображение.

3. В чем сущность развития творческих способностей?

    Надо уметь находить несколько способов решения задания;

    Сложность задания должна постепенно возрастать;

    Способности надо совершенствовать без подсказок;

    Не требовать положительного результата с первой попытки;

    Самим проверять точность выполнения;

    Идти от простого к сложному.

От детского творчества – к профессиональному самоопределению.

В российской системе образования важную роль играет развитие творчества. Значение систем дополнительного образования детей очень важно, так как эти учреждения способствуют развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Основой педагогической концепции мастерской является привитие интереса к творчеству, стремление заложить основы по подготовке к самостоятельной трудовой деятельности, профессиональному самоопределению. На занятиях ребята знакомятся с принципами конструирования, современными технологиями обработки материала (древесина натуральная, искусственная – фанера), работа на станках (токарный, точильный, электропила), участвуют в конкурсах. Тематика работ по мере подготовленности детей расширяется и усложняется. Знания, полученные в мастерской, помогли многим ребятам определиться в выборе профессии, реализовать свои способности, адаптироваться в обществе.

Пути развития творческих способностей:

    Деятельность учащихся должна иметь поисковый характер, а для этого необходимо использовать такие методы, которые учили бы детей самостоятельно выявлять, исследовать и объяснять явления объективной действительности.

    Установлено, что приобретение специальных знаний и умений на занятиях трудового обучения должно идти параллельно с включением детей в творческую деятельность уже на самых ранних этапах процесса обучения. При этом условии формирование и закрепление знаний и умений происходят значительно эффективнее, так как дети видят в них необходимость.

    Эффективность деятельности зависят от выполнения ряда педагогических требований, в первую очередь, от посильности предлагаемых творческих задач и решений, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса. Немаловажное значение в творческой деятельности имеет доступность предлагаемых задач и заданий. Сложность их должна быть строго согласована с шагом творческого развития воспитанников.

    Требование результативности очень важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность, результативность творческой деятельности следует рассматривать не только по отношению к конечному продукту, но и применительно к каждому этапу выполнения задания.

Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения организовать творческую деятельность. Одним из важных педагогических требований к творческой деятельности является учет возрастных особенностей воспитанников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Основной целью развития мышления у детей является пробуждения у них интереса к изучению приемов и методов индивидуального и коллективного поиска оригинальных решений.

При этом педагог должен обратить внимание на:

    Раскрытие роли творческой деятельности в жизни общества в целом;

    Обучение известным методам решения творческих задач;

    Ознакомление с методами совершенствования творческих способностей;

    Воплощение идеи в конкретные изделия и проекты.

В процессе обучения дети должны научиться правильно подбирать информацию и оценивать ее, должны научиться проверять практическую реализуемость своих проектов путем построения опытных образцов изделий. При этом важно развить у них художественный вкус и вызвать желание создавать изделия по собственным проектам.

4. Включение детей в творческую деятельность.

Формирование у детей любви к труду и умений творчески применять знания и навыки в процессе деятельности – одна из основных задач работы в мастерской.

Психологи утверждают, что творчество может проявляться независимо от возраста во всех областях его деятельности, что творческие способности поддаются развитию. Если к творческой деятельности не приучать достаточно рано, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается определенный стереотип в действиях и приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Порождается и закрепляется косность мышления, от которой трудно избавиться.

Детское творчество обучающихся – это форма привлечения детей к творчеству, это не только вид деятельности, направленный на ознакомление детей с разнообразным миром искусства, развития способностей, но и один из эффективных методов и способов трудового политехнического образования. Если детей с раннего возраста включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Таким образом, прикладное творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей. Результат творческой деятельности детей – комплекс качеств творческой личности: умственная активность, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы; самостоятельность в решении поставленной задачи, изобретательность. Прикладное творчество создает благоприятные условия для развития мышления обучающихся. В процессе творческой деятельности дети сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях об архитектуре и строительстве: изучение специальной литературы, ознакомление с новинками в области науки (кедропласт, новые технологии изготовления прочных конструкций из древесины – выпариванием).

Специфика обучения детей состоит в том, что развитие творческих способностей осуществляется за счет развития общей сенсорики, предлагаемой обширной наглядности, целенаправленной трудовой деятельности, ручного труда. Обучение прикладному творчеству оказывает положительное воздействие на физическую, интеллектуальную, психосоциальную сферы детей. Влияние занятий творчеством проявляются в стабилизации эмоционального состояния детей, в улучшении функционирования их познавательных процессов. Эти занятия ведут к укреплению мышц кистей рук, развитию мелкой моторики пальцев рук. Детям одинаково полезны такие занятия, как выпиливание и вырезание деталей, склеивание, покраска, составление композиций, черчение и т.д. Все перечисленные занятия пробуждают и познавательные интересы. В работе очень важен и принцип индивидуального подхода к детям.

Практическая деятельность, подкрепляемая теоретическим материалом, восполняет пробелы по школьным предметам. Восьмиклассники не знают предмета – черчение. А ведь это основа технических вузов! Где же будут учиться мальчики или все пойдут в гуманитарные.

Занятия прикладным творчеством направлены не только на изготовление полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, формирование потребностей предметов окружающей действительности.

Таким образом, мастерская призвана формировать духовно богатую, социально активную личность ребенка. Развитие творческих способностей происходит в процессе практического усвоения основ того или иного вида деятельности, правильного педагогического подхода к овладению этих основ и выявлению успеха. В итоге ребенок – это маленький творец, создатель прекрасного, созданный «руками» педагога.

Список используемой литературы

    Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука. [Текст]: М,; Советское радио, 1979г.

    Алякринский Б. С. О таланте и способностях. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1971г.

    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы. [Текст]; Лениздат, 1992г.

    Выгодский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]; В кн. «Развитие высших психических функций». М.; Учпедгиз, 1960г.

    Голубева Э. А. Способности и склонности. [Текст]; М.; Просвещение, 1989г.

    Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. [Текст]; М.; Прометей, 1993г.

    Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1984г.

    Перкинс Д. Творческая одаренность как психологическое понятие. //Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Сер. [ Текст] ; Науковедение, 1988г. № 4. с. 88 – 92

    Платонов К. К. Проблемы способностей. [ Текст] ; М.; Просвещение, 1972г.

    Разумовский В. Г. Развитие творческих способностей учащихся. [ Текст] ; М.; Просвещение, 1975г.

    Теплов Б . М. Способности и одаренность. [ Текст] ; М.; Педагогика, 1985г.

В этой статье:

Творчество является одной из содержательных форм психической активности детей. Оно рассматривается в качестве универсального средства развития индивидуальности, позволяющего достичь устойчивой адаптации к новым условиям жизни.

Кроме того, творчество может стать необходимым резервом сил для преодоления всевозможных стрессовых ситуаций, облегчая взгляд на действительность и смягчая ее агрессивное воздействие. Именно развитие творческих задатков подготавливает ребенка к будущему, которое он может изменить, наполняя своим творчеством.

Способности человека

Человек способен на многое. Но все же многие взрослые остаются никем, мечтая и боясь стать кем-то большим, чем они есть на самом деле. В чем проблема? Нет, не в отсутствии необходимых способностей. А в заниженной самооценке и недостатке внимания в детстве, откуда мы все родом.

Способности человека – это не только знания, умения и навыки. Но именно способности обеспечивают их легкое приобретение, закрепление и результативное применение в жизни. Результатом успешного применения творческих способностей являются новые предметы материальной и духовной культуры, идеи, открытия и изобретения – в общем, проявление индивидуальности отдельного человека в разных сферах.

Развитие творческих способностей ребенка – это важная задача учебного и воспитательного процессов, так как позволяет проявить инициативу и познавательную активность, стимулирует интерес к творческому поиску себя и познанию мира.

Именно в детстве закладывается потенциал творческого будущего человека. Развитие творческих способностей происходит посредством продвижения и осуществления новых нестандартных идей, как в зрелом возрасте, так и в детстве. Способности детей можно выявить при условии личной заинтересованности ребенка в той или иной деятельности, которая проявляется рождением творческого порыва.

Современное общество ценит творчество и творческих людей. К тому же сегодня творческие профессии
являются одними из наиболее модных и востребованных. И если у человека имеются не только творческие способности, но и целеустремленность, он обязательно найдет свое место под солнцем, где сможет реализовать свой творческий потенциал. Однако большинство родителей по только им понятным причинам не считают развитие творческих способностей ребенка обязательной составляющей воспитания. Чаще всего акценты ставятся на речь, мышление и память крохи. При этом о творчестве и воображении совсем забывают.

Да, для детей важно развитие речи, мышления и памяти. Но не менее важно и творчество! Даже если оно не станет частью взрослой жизни, то все равно отразится на ребенке и становлении его личности, которая станет более многогранной и самодостаточной.

Развитие детей

Развитие каждого ребенка должно идти в ногу со временем, а развитие творческих способностей – параллельно с остальными направлениями. И пускай малыш не вырастет в знаменитого актера или певца, зато у него будет иметься
творческий подход к решению разного рода задач. Это сделает его интересным человеком, которому не будут страшны проблемы, а к некоторым из них он будет находить достаточно нестандартные решения. Все зависит от природных задатков и их развития в детстве.

У детей творчество проявляется по-разному. Ведь как отличаются все дети, так разнятся и их способности, а также их сила и глубина. При наличии хотя бы малейших творческих задатков малышу будет легче учиться, трудиться, налаживать отношения с окружающими.

Творческие способности – это комплексное понятие с рядом составляющих. Творческий человек отличается:

  • умением и желанием изучать все новое и непонятное;
  • активностью и живостью ума;
  • способностью видеть необычное в самых заурядных вещах;
  • стремлением к постоянным открытиям;
  • умением использовать опыт и знания на практике;
  • свободой воображения и полетом фантазии;
  • интуицией, позволяющей решать многозадачные вопросы и делать открытия.

Творчество – это деятельность, которая направлена на создание нового и необычного общественно значимого продукта. Ежедневно каждый человек совершает множество дел – сложных и простых, больших и маленьких. Главное, что при достижении любой из целей и задач используются умственные способности: наблюдательность, умение
анализировать, находить взаимосвязь и т.д. Все это можно назвать актом творчества, в котором применяются творческие задатки. От их развития зависит результат каждой отдельной задачи или дела. Для достижения максимального результата в будущем следует поработать в настоящем, сделав ставку на развитие творческих способностей ребенка.

У каждого малыша имеются свои способности, заложенные матушкой природой в каждого человека. Детей много, но нет ни одного ребенка, который бы не обладал тем или иным потенциалом. Если родители его не нашли, значит, искали или совсем не там, где надо. А творческие задатки обязательно имеются. Стоит только внимательней присмотреться к крохе, к его действиям, увлечениям и хобби.

Обнаруженный потенциал следует изучить и только после приступать к его развитию, подобрав наиболее оптимальный, интересный и доступный вид деятельности.

Значение периода детства

Что дает развитие творческих задатков у детей? Возможность быстро развивать науку, технику и производство. Именно человек и его способности влияют на скорость научно-технического прогресса, количество и качество которого
напрямую зависит от творчески развитых умов человечества. При этом сам интеллектуальный потенциал людей зависит от усовершенствования имеющихся творческих способностей.

Конечно, не все становятся великими творцами, но, в большей или меньшей степени, работа каждого человека построена на созидании и творчестве. Что может создавать секретарь? Документы и организованный рабочий процесс! Директор? Компанию и атмосферу в коллективе. Работа каждого из нас – это творчество. И чем более активно, нестандартно и талантливо мы будем к ней подходить, тем больших успехов добьемся. А такому отношению к работе и жизни в целом можно научиться только через творчество, и начинать это делать следует в детстве.

Значение периода детства для развития творческих способностей очень велико. Ведь любые задатки детей, прежде чем стать способностями, проходят большой и трудоемкий путь через личностный рост и развитие ребенка.

Самые важные для успешного будущего малыша годы – это первые пять лет. Если точнее, они важны для первых толчков к развитию творческих способностей. Объясняется данный факт тем, что в мозговых процессах задействовано большое количество связей. У каждого ребенка имеется собственная богатая волокнистая сеть, соединяющая клетки мозга. Однако эти связи являются всего лишь возможными и потенциальными. Реальными они станут только тогда, когда будут задействованы определенные нервные структуры, запускающие те или иные способности, проходящие биотоками по линиям связи. Чем меньше кроха, тем лучше эти связи образовываются. С возрастом их образование становится все сложнее.

Нужно ли развивать творческие способности детей? Ответ на этот вопрос такой же, как и на следующий. Нужно ли учить ребенка разговаривать? Естественно! Это даже не вызывает
сомнений. С малышом просто начинают разговаривать с момента его рождения, а многие родители делают это еще с утробы. Да, кроха вроде бы еще не понимает речи. Но это не значит, что он ее не воспринимает. Ведь каким-то образом он запоминает то, что ему говорят, со временем начинает понимать смысл, а к первому году жизни произносит первое слово. При этом чем лучше созданы условия для развития ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Так же дела обстоят и с творческими способностями. Чем раньше их разглядеть и раскрыть, тем большего человек сможет достичь в том или ином виде деятельности.

У детей, находящихся в правильной среде, шансов на успешное будущее больше, чем у тех, чья жизнь сведена к убогому биологическому существованию. Ребенок, лишенный своевременного и полноценного развития в дошкольном возрасте, обречен на низкие темпы развития и трату громадных усилий для достижения результата. Который все равно будет ниже, нежели у детей, на чье развитие родители не пожалели ни времени, ни сил.

Возрастные особенности

Творческие задатки у детей начинают проявляться в самом раннем возрасте. Иногда их очень легко заметить. В таком случае родителям следует раньше заняться развитием ребенка, чтобы впоследствии учителям не приходилось начинать все с нуля. Сформированные элементарные навыки творческой деятельности облегчают дальнейший процесс
работы с крохой и его потенциалом.

Разным детям характерны разные творческие задатки. Так, в 1-2 года одни малыши красиво и ритмично движутся под музыку, а другие легко воспроизводят мелодии любимых песен или рисуют удивительные для данного возраста рисунки. Следует не только обратить на это внимание, но и начать работу в домашних условиях или в детских дошкольных учреждениях, в многие из которых дети принимаются с двух лет.

3-4 года – это пик творческой активности. Многим родителям кажется, что в этот период их чадо ничем не отличается от других детей, поэтому они бросают или не начинают занятия в том или ином направлении. Однако именно сейчас особенно важно заниматься развивающими творческие способности
играми и видами деятельности.

В 5-6 лет занятия следует усложнить новыми заданиями, подготовкой ребенка к школе и процессу обучения. Чему уделить больше внимания? Развитию воображения, фантазии и талантов.

Большинство успешных людей начинают свою впоследствии профессиональную деятельность в возрасте 7-8 лет. В это время можно заняться изобразительной, музыкальной, театральной или спортивной деятельностью. Ребенок должен не просто интересоваться выбранным направлением, но и проявлять в нем самого себя и свои способности. Не стоит заниматься одновременно несколькими видами творчества. Лучше выбрать один, к которому малыш имеет самые сильные задатки.

Как развить интерес к творчеству

Детские игры многообразны – не только по содержанию, но и по сложности. Это делает их интересными для ребенка. Развлекаясь, малыш вместе с тем достигает больших успехов в развитии собственной индивидуальности. Этот воспитательно-образовательный момент игр должны учитывать не только воспитатели, педагоги, учителя, но и родители. Чем больше детство наполнено играми, тем ярче воспоминания о нем, тем многограннее растет ребенок.

Игровая ситуация заставляет кроху не только действовать, но и мыслить, обдумывая детали, ситуации, стратегии. В творческих играх, как ни в каких других, дети развивают собственную активность и самостоятельность – необходимые и очень важные для каждого человека качества.

При выборе творческих игр следует учитывать интересы малыша, личные качества и навыки общественного поведения.
Но прежде, чем у ребенка начнет формироваться интерес к играм, ему следует рассказывать различные занимательные истории, читать художественную литературу, сопровождаемую иллюстрациями. В идеале во время рассказов или чтения родители должны менять голоса, виртуозно использовать интонацию и оживлять мимикой даже самое примитивное повествование. Так ребенку будет легко представить описываемую картинку в собственной голове.

Кроме того, родители должны не просто организовывать правильные игры, но и активно в них участвовать, вместе с тем направляя свое чадо, поощряя инициативу, включая в игру всех желающих, новых действующих лиц или персонажей. Только взрослый сможет поддерживать интерес ребенка к игре, а также контролировать воспитательные процессы.

Вышеизложенная информация позволяет сформулировать основные функции игры, среди которых выделяются три наиболее доминирующих:

  • формирование интереса и снятие напряжения;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование самооценки и навыков самоконтроля.

Любая игра только тогда даст положительный результат, когда ребенок будет играть в нее с удовольствием, а не по принуждению. Это же касается творчества. К нему следует вызвать увлечение, интерес, в идеале – страсть. К творчеству нельзя принуждать, иначе можно добиться обратного результата – полного отказа от занятий и ухода в собственный внутренний мир, откуда ребенка будет очень сложно выманить назад.

Как развить интерес к творчеству? При помощи специальных методов. Для начала следует ввести в повседневную жизнь творческие моменты, привлекая ребенка к домашним делам. Например, весело и с пользой можно не только лепить пирожки и вареники, но и убираться, ремонтировать, ухаживать за цветами. Бытовые дела могут приносить удовольствие и вместе с тем развивать. Как минимум – ответственность, как максимум – творческое начало, ведь даже к самым простым задачам можно подходить нестандартно. Дети вообще любят оригинальничать, а если в процессе
будут участвовать еще и родители, то это только усилит удовольствие.

Следующий метод предполагает совместное создание поделок из подручных материалов. Так у ребенка будет развиваться не только творческое мышление, но и мелкая моторика, о важности которой говорить излишне. Что можно попробовать сделать? Снежный пейзаж из соли и клея, рисунок на черной бумаге с использованием все того же клея и соли, которые также можно заменить крупами или бусинками с бисером. Не менее интересны поделки из шишек, желудей, веточек, каштанов, сухих листьев, лент, ниток и даже макаронных изделий. Перед вами огромный выбор как материалов, так и вариантов будущих шедевров.

Что можно еще сделать для подогрева интереса к творчеству? Чаще общаться с природой, развивать речь, читать книги, ставить спектакли и т.д. Любое совместное времяпрепровождение с элементами фантазии – это ключ к развитию творческого потенциала любого ребенка, независимо от природных задатков и возраста.

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Художественно-эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Примером служат народные игрушки: Матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В соответствии с приоритетным направлением развития воспитанников я постарались отразить следующие элементы современного искусства:

1. Архитектура («застывшая музыка»)

2. Изобразительное искусство: поделки, рисование, скульптура, живопись, графика, мозаика и др.

3. Художественная литература.

4. Музыкальное искусство.

5. Хореография.

6. Театральное искусство.

7. Эстрадное искусство.

8. Киноискусство.

9. Цирковое искусство.

10. Декоративно-прикладное искусство.

11. Телевизионное и аудио-визуальное искусство

12. Компьютерное художественное творчество и др.

Художественно – эстетическое воспитание в моем понимании это – формирование целостной личности, творчески развитой, действующей по законам красоты.

Основная цель приоритетного направления:

Формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств

При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

Для активизации у детей интереса к художественной деятельности педагог может предложить родителям посетить с детьми ботанический сад, лес, художественный музей, поговорить с участием детей с художниками-мастерами на выставках декоративно-прикладного искусства. Наряду с такими культурными мероприятиями целесообразно организовать на базе дошкольного учреждения практикум для родителей из современных форм декоративных работ: макраме, аппликация из природного материала, аранжировки летних и зимних букетов и тому подобное. На таких практикумах участники не только приобретут определенные навыки, но и ознакомятся с материалами, необходимыми для определенного вида работы, методами обучения художественными умениями. В таких семьях взрослые и дети выступают активными участниками совместной художественного творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами детской мультипликации:

Детская мультипликация является поистине универсальным средством художественного развития и воспитания дошкольников. Мультипликация, как одна из форм экранного искусства, представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно- изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопереживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, что способствует его развитию.

Организуя занятия по искусству таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия для этого создаются проблемные ситуации, используется игровой момент, фрагменты театрализации. Стараемся нацеливать занятия на развитие культуры эмоций, умение управлять чувствами, понимать и чувствовать товарища, (при помощи дидактических игр, прямых указаний, создании проблемных ситуаций, мнемотаблиц). Педагог - психолог участвует в игровых занятиях, в совместной деятельности, дает рекомендации по ведению педагогического процесса, или на основе своих наблюдений.

Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу.

В заключение: Главное в моей работе, да и работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста (из опыта работы воспитателя дошкольного учреждения) "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Выступление на педсовете На тему: «Художественно-эстетическое воспитание и развитие речи дошкольников» РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ.

Художественно-эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении Доклад:«Художественно – эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении». Подготовила Купцова С. А Москва 2015 г. В последнее время.

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник,.

МКДОУ Новоульяновский детский сад с. Новоульяновское Барабинского района Новосибирской области «Художественно-эстетическое развитие детей.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников (на основе методики В. И. Волынкина) Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески.

Художественное эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Одна из важных задач воспитания ребенка – это развитие и формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят легче осваивать.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР при ознакомлении с произведениями искусства «Художественно – эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с произведениями.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Библиотека изображений:

Статьи по теме: