Упражнения для развития внимания и речи материал (старшая группа) на тему. Конспект урока "такие разные зонтики" «Что забыл нарисовать художник?»

Сергеева Г.С.,
заведующая детским центром
Тульской областной специальной библиотеки для слепых,
г. Тула

(выступление на конференции «Тактильные рукодельные издания как инструмент библиотерапии и читательского развития детей с особыми образовательными потребностями»)

Работа по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и пособий, опыт и возросшее мастерство требуют дальнейшего совершенствования и развития в соответствии с требованиями тифлопедагогической науки. Но не менее важно для развития компенсаторных навыков и сохранных анализаторов, наработки образов через чувственное познание использование тактильных дидактических пособий. Поэтому мы стали заниматься также разработкой и выпуском тактильных дидактических пособий.

Находясь в поиске, мы решили для разработки и изготовления тактильных дидактических пособий взять один предмет – зонтик. С этой целью мы провели творческий конкурс «Зонтик Мэри Поппинс» .

Итогом этого конкурса стало создание множества пособий из зонтиков и использование их в разных функциях. Умелые руки участников конкурса дали старым зонтам вторую жизнь. Зонты превратились в дидактические пособия, на удивление разные и оригинальные. Так, участвуя в конкурсе, в работе с зонтиками, каждый сделал свое маленькое открытие и смог увидеть обычный зонтик с необычной стороны.

Активно участвовали в конкурсе студенты факультета психологии Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Ими были разработаны и переданы в дошкольные учреждения очень интересные пособия из зонтиков.

В детском саду компенсирующего вида №120 использовали:

Зонтик «Зима»

Снегом служит белый синтепон. Из него получаются отличные сугробы. Под синтепоном спрятаны игрушки: белый и бурый медведи. Лед имитирован с помощью зеркала, которое оформлено в виде катка. Композиция дополнена фигурками хоккеистов, коньками. Рядом находится фигурка мальчика в шубе и шапке из искусственного меха, с варежками и шарфом из трикотажа, войлочными валенками и лыжами. Иней изображен нарезанной как бахрома гофрированной бумагой, которой обернуты ветки. На заиндевевших ветках висят изображения снежинок. Зонтик позволяет закрепить знания детей о том, какие необычные формы принимает вода в замерзшем состоянии. Это и снег, и лед, и иней.

С использованием зонтика проведены следующие дидактические игры и упражнения: игры на внимание («Найди две одинаковые снежинки», «Найди снежинку по силуэту», «Назови цвета на зонтике», «Что на зонтике такого цвета?»), «Выложи из геометрических форм снеговика, елочку, сравни формы», «Определи расположение предметов (справа, слева, вверху, внизу)», «Определи на ощупь» – развитие тактильных ощущений. Можно также поговорить с детьми о зимних видах спорта, о том, чем увлекаются они сами. Детям будет интересно узнать об устаревшей профессии – заготовщик льда. Зимой, когда реки замерзали, заготовщики вырубали из реки огромные ледяные глыбы и развозили их заказчикам, а потом опускали в специально вырытые глубокие специальные погреба. Получался необычный холодильник – ледник. Даже в жаркое лето в нем была прохлада. Такие ледники до сих пор используются в районах Сибири и Крайнего Севера.

«Зонтик «Тула»

Поможет осмыслить историю города, познакомить с великими делами многих поколений туляков, прославивших Тульский край на весь мир. Первое изображение – герб Тульской области. На красном фоне герба – рельефные скрещенные клинки, на которых лежит серебристый ружейный ствол, а вверху и внизу – золотые молоточки. Далее дети знакомятся с Тульским кремлем (фрагментом его). Вспоминают об экскурсии или знакомятся с его четырехугольными и круглыми башнями, стоящими на мощном фундаменте, который опирается на дубовые сваи. Нижние части стен выложены из тесаных белокаменных блоков тульского известняка, а верхняя – из обожженного кирпича. Дети узнают о том, что в кремле располагались дома воевод, церковнослужителей, избы военных и ремесленников.

Поворачивая зонтик, дети знакомятся с устройством самовара, который был в каждой семье. А к чаю в Туле подавались ароматные печатные пряники. В деревне Филимоново до наших дней лепят игрушку из глины «синики». Филимоновская игрушка известна более пяти веков. Далее дети ощупывают макет гармони, делятся друг с другом впечатлениями от знакомства с этим инструментом у родственников. Следующее изображение – медаль «Золотая Звезда». За героическую защиту города в Великой Отечественной войне Туле присвоено звание «Город-герой».

Проведены дидактические игры и упражнения: «Назови предметы теплых цветов» – цветовосприятие; «Составь рассказ о достопримечательностях Тулы» , «Что лишнее?» , «Каких достопримечательностей не хватает?», «Внизу, вверху, над, под и т. д.» – учит ориентировке в пространстве; «Найди самую маленькую матрешку, какую геометрическую форму напоминает» – анализ размера и формы. Вот и использован региональный компонент на занятиях.

Зонтик «Солнечная система»

Ну а выступить в роли планетария зонтику просто предначертано. К куполу зонта прикреплены созвездия из фольги, а на кончики спиц – планеты. Дети узнают об устройстве Солнечной системы, что вокруг Солнца движутся планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Проведена беседа , посвященная Дню космонавтики, она сопровождалась обследованием планет, имеющихся на зонтике. Проведены следующие дидактические игры: «Назови планеты такого же цвета», «Найди планеты одинакового цвета», «Найди Сатурн и др., расскажи, что запомнил об этой планете», «Какие планеты дальше, какие ближе». Можно поговорить с детьми о безопасном поведении на летнем отдыхе, воздействии солнца на организм человека, об опасности злоупотребления солнечными лучами. Идет закрепление, уточнение материала, а затем опять отражение в предметно-практической деятельности. Дети находят предметы, которые могут помочь защититься от солнца: солнечные очки, панамку, зонтик, специальный защитный крем.

В рамках экологического воспитания детей в МДОУ комбинированного вида № 84 используется:

Зонтик «Наше дерево»

Дети изучали надземные и подземные части растения, знакомились с «одеждой» дерева – корой, ее разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами. На занятиях формировались также основы экологически грамотного поведения (почему нельзя повреждать кору). Дети должны знать, что кора защищает дерево от холода, ветра так же, как нас одежда. Дети трогали и рассматривают кору. Обращали внимание на ее шершавость или гладкость, нюхали ее.

В игровом уголке детям предлагались картинки, изображающие схему возможной гибели дерева: «кору режут ножом – вырастает гриб-трутовик – его едят жуки-короеды – дерево погибает». Дети выкладывали картинки в правильной последовательности.

Были проведены дидактические игры и упражнения: лабиринт «Помоги дятлу добраться до жучка»; упражнение «Кто самый внимательный?». Дети находили, где спрятался жук-короед, сколько на дереве божьих коровок, как кора пахнет (можжевельник, корица в мешочках).

В саду есть возможность наблюдать за зарождением жизни дерева в почве. В группе имеется стенд, куда засыпается почва, высаживается растение, осуществляется полив, и затем дети ведут наблюдение за его развитием.

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 125»:

В МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 125» был проведен целый цикл занятий под названием «День Мэри Поппинс в саду», в который были вовлечены дети от 2-х до 7 лет и их родители.

Совместно воспитателем, логопедом, тифлопедагогом было проведено интегрированное занятие «Времена года» с использованием пособия из зонтика для ознакомления детей с сезонными изменениями. Закончился День веселыми песенками. Дети простились с Мэри Поппинс с надеждой на новую встречу.

Так, используя на занятиях эти яркие, привлекающие внимание детей пособия, педагоги творчески подходят к их использованию, придумывая самые разнообразные варианты занятий и игр.

Это позволяет развивать способности дошкольников, что обеспечит им успешность в различных видах деятельности; обогащает сенсорные, или перцептивные, способности, позволяющие воспринимать и осознавать окружающий мир, дифференцировать его, адекватно понимать и передавать информацию («Возьми печенье из большой желтой коробки»); способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников, становлению активной творческой личности ребенка.

Накопленный опыт коррекционно-воспитательного процесса, инновационные методы и технологии профессиональной деятельности педагогов, а также опыт создания и использования тактильных дидактических пособий мы обобщаем и распространяем, включая в издаваемый библиотекой сборник «Сохраняя традиции, ищем новое». Сейчас подготовлен к изданию 4-й выпуск сборника.

Тема: «Волшебные зонтики!»




Образовательная область : «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Виды детской деятельности : продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Форма организации : подгрупповая.

Цель: создание цветного изображения «зонта» на плоскости в полуобъеме в технике пластилинографии.

Задачи:
-закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей. Побуждать в самостоятельном выборе цвета, сочетании красок.
-активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук.
-воспитывать доброжелательное отношение к гостям, интерес к пластилинографии.

Предварительная работа : рассматривание картины О. Ренуара «Зонтики», наблюдение за дождем, за одеждой людей в дождливую погоду, беседа о признаках осени.

Материалы и оборудование:
- картон с изображением зонта, размер 1\2 А-4 см;
- набор пластилина;
- доска для лепки, влажная салфетка для рук;
- большой настоящий зонт;
- проектор, презентация.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.
- Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
- Назовите признаки осени. (Ответы детей.)
- А о каком природном явлении эта загадка:
Он пришел, наполнил кадки.
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле.
(Дождь)

- Да, осенью часто идут холодные, неприятные дожди.
- Послушайте пословицу: «Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется»
- Как, вы, понимаете эту пословицу? (Ответы детей).

2. Основная часть.
- А какие предметы нужны человеку в дождливую погоду подскажет игра
«Найди нужный предмет» .
На проекторной доске появляется первый слайд с картинками предметов , дети должны выбрать и назвать предмет, необходимый человеку в дождь.
Резиновые сапоги – сандалии – валенки;
Свитер – шуба – плащ;
Сумка – зонт – солнцезащитные очки.

- Какой из названных предметов самый необходимый в дождь? Почему? (Ответы детей).
Появляется слайд с изображением «Лесовика»
- Ой, кто это к нам пришёл, поздоровайтесь, ребята!
Педагог читает:
- Добрый день, мои друзья,
К вам пришел из леса я.
Целый день идет там дождь,
Вы должны скорей помочь!
Просят жители лесные,
Подарить зонты цветные.
Нам без них никак нельзя,
Заболеем ведь, друзья!

- Поможем лесным жителям и слепим для них яркие зонты в технике – пластилинография.
- Ребята, посмотрите на мой зонтик. Какой он, опишите? (Яркий, разноцветный, пестрый, у него полукруглая крыша).
Педагог показывает зонт, дети рассматривают.

Практическая часть.
- Я раздам картон с изображение зонта, а вы придумаете свой узор и выберите цвет.
- Можно украсить зонт разноцветными полукругами, полосками, располагая их по длине зонта или в ширину. Можно закрасить крышу зонта одним цветом, а потом украсить тонкими колбасками или маленькими шариками.
Педагог напоминает алгоритм действий и показывает приемы лепки. Помогает детям в выборе цвета, узора. Напоминает, что после использования одного цвета пластилина, надо вытирать руки влажной салфеткой.
-Ручку зонта можно сделать из длинной колбаски, загнув конец полукругом или выложить из маленьких шариков.

3. Подвижная игра «Зонтики» .
На полянке мы гуляем, Дети свободно двигаются по площадке,
Землянику собираем. в центре которой лежат зонтики - на
Только туча набежала, один меньше, чем детей.
Вдруг темно и страшно стало.
Начал крупный дождик капать,
Над лесной полянкой плакать. Последние две строки произносит
педагог.
Раз, два, три, четыре, пять, На слово «взять» дети берут зонтики.
Нужно быстро зонтик взять. Ребенок, которому не хватило зонтика,
выбывает из игры.
4. Рефлексия.
- Посмотри, Лесовичок, какие чудесные зонтики мы слепили!
- А вам, ребята понравилось занятие?
- Что особенно понравилось?
- Какие узоры, вы, нарисовали на своих зонтах?
- А хотите подарить зонтики лесным друзьям? (Индивидуальные ответы детей). Почему?

МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка»

Фировский район Тверская область

Проект «Весёлые зонтики»

Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А.
Цель: Продолжать знакомить детей с временем года осень и её особенностями.

Задачи:

Активизировать речь, развивать фантазию, глазомер, мышление, мелкую моторику пальцев рук;

Создавать эмоционально-радостное настроение;
- продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования с использованием ватных палочек и гуаши.
Ход непосредственной образовательной деятельности. - Ребята, какое время года сейчас? (Осень) - Назовите признаки осени. (Ответы детей.)

Посмотрите-ка, ребята,

Что это за штучка?

Это в небе голубом

Появилась тучка.

Тучка плачет,

Дождик скачет –

Тоненькие ножки.

Оставляет за собой

Мокрые дорожки.

Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно?

Дети: О дождике.

А что это за тоненькие ножки и мокрые дорожки?

Дети размышляют, педагог одобряет их ответы.

Да, ребята, наступила хмурая, дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи. А какие вещи пригодятся нам, чтобы мы не промокли?

Дети: Куртка, резиновые сапоги, зонтик.

Ребята, а что же нам поможет спрятаться от дождика? Правильно зонтик!

Рассматриваем с детьми разные зонтики - взрослые, детские. Зонты бывают разного размера и разной расцветки. Они изготовлены из специального материала, который не пропускает воду. Чтобы вода не собиралась на нём, а скатывалась, верхняя часть у зонта имеет обтекаемую, округлую форму, а удерживаем его с помощью ручки.

Зонтик у нас уже есть, поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик».

Проводится игра. Правила игры: по сигналу взрослого: «солнце» - дети «гуляют», прыгают, бегают; по сигналу «дождик» - собираются под зонтиком рядом со взрослым. (2-3 раза)

Ребята, вам понравилась игра? Правда, тучка и дождик у нас совсем не грустные, а веселые? Дети отвечают.

Ребята, я сегодня для всех вас принесла подарок – это зонтик! Но зонтики у меня грустные, потому я не успела их украсить. Вы мне поможете? Украсим зонтики вместе? Скорее занимайте свои места за столами.

Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования.

Рефлексия. - А вам, ребята понравилось занятие? - Что особенно понравилось? Дети рассматривают свои рисунки, педагог хвалит детей за работу и читает детям стихотворение Л. Брайловского «Зонтик»:

В небе тучка ой-ой-ой!

Все бегут, спешат домой.

Только я один смеюсь,

Чёрной тучки не боюсь.

Не страшны мне дождь и гром,

Я гуляю под зонтом!

Результат:

Дети познакомятся с нетрадиционным способом рисования ватными палочками;

В ИЗО уголке для родителей будет оформлена выставка.

Выставка совместной работы с родителями «Весёлые зонтики».


Урок Изобразительного искусства

Тема : Выразительные возможности цвета.Закрепление. Зонтики Оле – Лукойе.

Цели : закрепить представление о выразительных возможностях цвета, углублять знания учащихся об основных и производных цветах, тёплых и холодных, развивать умение и навыки рисовать акварельными красками.

Оборудование : таблицы по цветоведению, детские рисунки, фотографии детей, карточки для упражнений, шаблоны, рисунок Оле – Лукойе, Котёнок, короны «карандаши», альбомные листы, краски, кисточки, палитра.

Ход урока

    Орг. Момент

II . Актуализация и мотивация

Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. А известно ли вам кто на свете больше всех знает сказок? Все те, кого вы называете, много знают сказок. Но кое – кто знает их больше. Хотите, чтобы этот кто – то пришёл к нам в гости? Для этого нужно хором сказать волшебные слова: « Крибле – Крабле – Бумс!» - Готовы.

(После этих слов открываю на доске плакат, на котором нарисован Оле – Лукойе)

Кто – нибудь из вас знает, как зовут нашего гостя?

Я вас познакомлю с ним: это – Оле- Лукойе, волшебник и знаток сказок. По вечерам он входит в комнату, и слегка прыскает детям в глаза волшебным молоком, а потом легонько дует им в затылки. От этого веки у детей начинают слипаться, головки тяжелеют, и они засыпают. Тогда Оле – Лукойе присаживается к ним на постель. Под мышками у него по зонтику: один с яркими картинками – его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся интересные, весёлые, яркие, добрые сны, чудесные сказки... А другой – тёмный, без картинок, - его он раскрывает над плохими детьми: и им снятся скучные сны, или вообще ничего не снится.

Сегодня Оле – Лукойе посмотрит на ваше поведение, активность, старание и решит с каким зонтиком он пожалует к каждому из вас вечером.

Дело в том, что Оле – Лукойе очень любит кроме сказок ещё и играть. Вы тоже любите играть, ведь правда. Вот мы сейчас и поиграем в игру «Живые цвета». А живыми цветами будете вы: каждый уже думаю, догадался, кто каким цветом. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте. Те цвета, которые я назову, подходите ко мне.(Выходят дети в коронах «карандаши».)

Назову сейчас цвета

Позову я их сюда

Они очень деловые

Потому что Основные.

Слишком уж не зазнавайтесь

И про нас не забывайте-

Возразим как всегда

Производные цвета.

Поднимите руки те цвета, которые относятся к холодной гамме.

Какие картинки вы могли бы нарисовать, холодные цвета?

Поднимите руки тёплые цвета.

А вами что можно нарисовать?

Молодцы, цвета!

Возвращайтесь на свои места.

Цвета помогают нам не только рисовать, но и отгадывать загадки. Какие загадки вы подготовили сегодня на урок? Загадайте своим товарищам.

1. Он и жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

    Летом - в огороде,

Свежие, зелёные.

А зимою – в бочке,

Крепкие, солёные.

    Он круглый и красный,

Как глаз светофора,

Среди овощей нет

Сочней... (помидора).

    Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

    На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост.

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил.

Молодцы! Таких загадок очень много.

Упражнение.

А вот вы ещё не знаете, что наш новый друг Оле – Лукойе любит не только рассказывать сказки и играть, но ещё и рисовать. Но вот беда: захотел он нарисовать оранжевое солнышко, а оранжевой краски у него не оказалось. Как ему помочь? (смешать красный + жёлтый).

Нарисовал Оле – Лукойе ёлочку, а зелёная краска закончилась.Как раскрасить ёлочку? (смешать синий + жёлтый). Давайте покажем Оле – Лукойе как это сделать. Раскрасьте рисунок ёлочки или солнышка, которые у вас на партах так, как вы советовали это сделать Оле – Лукойе.

(Ещё раз можно повторить по таблице: красный+жёлтый= оранжевый

Синий+жёлтый=зелёный)

Физкультминутка (под музыку)

III . Анализ детских работ

– Молодцы, вы очень хорошо работаете!

–Я думаю, что Оле – Лукойе обязательно прийдёт к вам с самым лучшим зонтиком.

А посмотрите, какие зонтики нарисовали дети. Как вы думаете, что могло бы присниться под этим зонтиком? (ответы детей)

А под таким? (ответы детей)

IV . Инструктаж

А сейчас, ребята, каждый из вас нарисует такой зонтик, с которым бы вы хотели, чтобы Оле – Лукойе пришёл к вам сегодня вечером.

Лучше расположить лист вертикально- вот так.Шляпку зонтика обведёте по шаблону, который у вас на партах, простым карандашом, ручку дорисуете сами. Подумайте, что бы вы хотели, нарисуете простым карандашом и раскрасите красками так, чтобы сны под вашим зонтиком были весёлые, яркие...

Располагайте шаблон чуть выше середины листа, чтобы можно было дорисовать ручку.

Помните, что рисунку не должно быть тесно на вашем листе. И,вспомните, чего не любит карандаш? (чтобы на него давить на него не давили, не брали в рот).

В конце урока над каждым из вас раскроется тот зонтик, который вы нарисуете. Можно приступать.Помните, что нужно беречь свои спинки и глазки – сидеть ровненько, не наклоняться сильно.

А чтобы зонтики получились волшебные мы позовём на помощь сказочную музыку « Крибле – Крабле – Бумс!»

V . Практическая работа

VI . Итог урока

Оформление доски – выставка работ;

Что мы сегодня повторяли вместе с нашим гостем?

На какие цвета делится спектр?

А кто запомнил, как зовут нашего нового друга?

Не забудьте завтра рассказать о том, выполнил ли ваши заявки Оле – Лукойе? Приснились ли вам такие яркие сны?

VII. Организационное окончание урока.

Уборка рабочих мест.

Приложение №6

Упражнения для развития внимания и речи

Зарядка для пальчиков.

1. Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки на счёт)

Вышел пальчик погулять. (Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладошки)

Только вышел из ворот-глядь, другой к нему идёт. (К указательному пальчику, присоединяется средний пальчик)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий выходи (Затем присоединяется безымянный пальчик)

Вместе станем в хоровод-

Вот. (Хлопок. затем руки меняются местами) .

2. Чищу овощи для щей. (хлопаем в ладоши)

Сколько нужно овощей? (Разводим руки в стороны)

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок. (Массируем пальцы левой руки)

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо (Массируем пальцы правой руки)

Раз! Два! Три! (Хлопаем в ладоши)

Огонь зажжён. (Потираем ладони)

Кочерыжка, выйди вон!

3. Вот помощники мои, (Хлопки в ладоши)

Их как хочешь поверни. (Вращение рук в кистях)

По дороге ровной, гладкой (Ладошка "моет"другую)

Скачут пальцы, как лошадки. (Пальцы "бегают" по столу)

Чок-чок-чок, чок-чок-чок (Постучать в кулачки)

Скачет резвый табунок. (Хлопки в ладоши)

4.(Пальцы обеих рук сложены пальчиками вместе)

Кто приехал? (Хлопаем большими пальчиками)

Мы, мы, мы! (Большие пальчики прижаты, а остальные хлопают)

Мама, мама, это ты? (Хлопаем большими пальчиками)

Да, да, да! (Хлопаем указательными пальчиками.)

Папа, папа, это ты? (Хлопаем большими пальчиками.)

Да, да, да! (Хлопаем средними пальчиками.)

Братец, братец, это ты? (Хлопаем большими пальчиками)

Да, да, да! (Хлопаем безымянными пальчиками.)

Ах, сестричка, это ты? (Хлопаем большими пальчиками.)

Да, да, да! (Хлопаем мизинцами)

Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают все пальцы) .

5. В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымянный и последний.

сам мизинчик- малышок

Постучался на порог.

Пальцев дружная семья-

Друг без друга нам нельзя.

6. Без пальто гулял глупышка,

И замёрз он как ледышка. (Хлопки в ладоши)

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть. (Массаж пальцев правой руки.)

7. Пальцы в гости приходили. (Хлопки в ладоши)

Тук-тук-тук- стучали в дверь.

(Постукивание по столу подушечками пальцев)

Только дверь им не открыли.

Думали, там страшный зверь.

(Постукивание в кулаки)

8. Что такое? Что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

(Постучать в кулачки)

А теперь пошёл сильней

И по крыше бьёт быстрей.

(Удары подушечками пальцев по столу)

9. Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят-

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Руки - в кулачок. Кулачок положить на стол. Резко выпрямить пальцы, на стол положить ладони.)

10. Пара ножниц есть у нас.

Пригодятся нам не раз.

(Массируем подушечки пальцев)

Кто из нас такой отважный?

Развитие мышления и памяти

«Короткие истории»

1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость». Какая новость может быть у мамы?

2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?

3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности предлагалось детям:

1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.

2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).

3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному. (Приложение 6)

При выполнении этих упражнений детьми, педагог следил за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику

Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений (ритмопластика)

Упражнение 1. “ Бабушка Маланья”.

Цели: развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого – водящий; дети поют потешку, и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки,

(Идут по кругу и поют)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей, семь сыновей,

Все без бровей!

(Останавливаются и с помощью мимики и

С такими глазами,

Жестов изображают то, о чем говорится

С такими ушами,

в тексте.)

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

(Присаживаются на корточки и одной

Целый день сидели.

Рукой подпирают подбородок.)

На нее глядели,

Делали вот так…

(Повторяют за ведущим любой жест)

Упражнение 2. “Пальма”

Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры:

“Выросла пальма большая – пребольшая”: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку.

“Завяли листочки”: уронить кисть.

“Ветви”: уронить руку от локтя.

“И вся пальма”: уронить руку вниз.

Упражнение повторить левой рукой.

Упражнение 3. “Зеркало”

Цель:

Встаньте парами. Повернитесь лицом друг к другу. Сейчас один из вас будет “зеркалом”: надо повторять все движения того, кто стоит перед “зеркалом”. Старайтесь движения повторять точно.

Затем поменяйтесь: зеркало станет ребенком, а ребенок – зеркалом.

Упражнение 4. “Зонтик”

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Представьте себе, что пошел дождь. Нужно открыть зонтик, а он никак не открывается – вы сосредоточенны и огорчены.

Но вот зонтик открылся, и вы стоите под зонтиком. Вдруг налетел сильный ветер и стал вырывать у вас из рук зонтик. Еще чуть-чуть – и зонт улетит. Вы сопротивляетесь, тянете зонт к себе.

Ветер стих, дождь кончился, вы складываете зонт и улыбаетесь.

Упражнения для развития выразительной мимики:

1. Солёный чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Показать, как кошка выпрашивает колбасу, и т.д. (Приложение 7)

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком. (Приложение15)

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

Театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, автор старался так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого были использованы разнообразные приёмы:

Выбор детьми роли по желанию;

Назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

Распределение ролей по карточкам;

Проигрывание ролей в пара.


Статьи по теме: