Упражнения и развивающие игры для ребенка первого года жизни. В какой руке

Краткое содержание: Игры стимулирующие речевое развитие, перед кормлением и во время кормления. Играем с малышом во время переодевания и во время купания. Привносим в общение новизну и остроту ощущений. Развиваем во время игры объединенное внимание.

Игры, способствующие развитию чувства взаимного доверия

Играем перед кормлением

УПРАЖНЕНИЕ "Я НА СОЛНЫШКЕ ЛЕЖУ..."

Положите ребенка на живот, предварительно подстелив пеленку, и помогите ему высвободить ручки. Если малыш не пытается приподнять голову, медленно проведите рукой от его шейки к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника, напевая на мотив известной детской песенки:

Я на солнышке лежу,
Все лежу и лежу
И на маму не гляжу...

Повторите это упражнение 2-3 раза.

ИГРА "ДА, ДА, Я ПОЮ ДЕТКЕ ПЕСЕНКУ СВОЮ"

Подложите себе под голову валик или подушку перед тем, как лечь на коврик.

Положите малыша на животик себе на грудь так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его бедрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет малышу приподнять голову. Поговорите с ребенком, погладьте его, спойте ему песенку, используя самый простой мотив:

Ля-ля-ля,
Ля-ля-ля,
Да-да, да-да,
Я пою детке песенку свою.
Да-да, да-да,
Я пою... (имя ребенка) песенку свою!

Повторите игру несколько раз, пока ребенок не устанет лежать на животе.

УПРАЖНЕНИЕ "ПОДЪЕМ ГОЛОВЫ"

Положите ребенка на живот, помогите ему высвободить ручки, если малыш не пытается приподнять голову, подложите ладонь своей руки под его грудь, это также поможет ему научиться поднимать голову, лежа на животе, и более длительное время находиться в этом положении.

УПРАЖНЕНИЕ "ДВА ЛЕНТЯЯ"

Ребенок находится на пеленальном столе или в кроватке. Погладьте ножки малыша, растирая большим пальцем ступни, читайте при этом стишок:

Два лентяя, два соседа
Сладко спали до обеда.
Просыпаются в обед,
Вот беда - обеда нет!

УПРАЖНЕНИЕ "ПОКАЧИВАНИЕ"

Малыш лежит на спине. Согните его ноги, приведите их к животу, осторожно переместите точку опоры на шейный отдел позвоночника и голову, своими руками поддерживайте бедра ребенка, выполняя покачивание. Наклоняйте туловище малыша, перемещая точку опоры, и возвращайтесь в исходное положение. Во время упражнения приговаривайте:

Ой качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки!

УПРАЖНЕНИЕ "ЛЕЖЕБОКА"

Ребенка удерживают за плечи, предплечья или кисти, слегка потягивая на себя. Ожидая, что он поднимет голову, а в дальнейшем - голову и туловище, ласково разговаривают с ним:

Лоботряс и лежебока -
Он не выучил урока.
Лодырь целый день лежит,
Лень свою он сторожит.

Удержанию головы способствует выведение плеч вперед с одновременным легким надавливанием большими пальцами на область грудных мышц.

УПРАЖНЕНИЕ "ТОПЫ-ТОПЫ ПО ЛАВОЧКЕ"
(Упражнение проводят, когда у малыша нормализуется тонус мышц.)

Приготовьте для игры детский крем. Погладьте ножки малыша, его ступни. Читая ему стишок, выполняйте скользящие движения ступнями по шершавой поверхности пеленальника.

Чтобы ступни хорошо скользили, нанесите на покрытие пеленальника крем и налейте немножко водички:

Три-та-та, три-та-та
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.

УПРАЖНЕНИЕ "БРЫКАЕМСЯ"

(Упражнение проводят, когда у малыша нормализуется тонус мышц.)

Ребенок находится на пеленальном столе. Уприте ступни малыша в свой живот, погладьте его ножки, а затем потолкайте ими в свой живот, читая стишок:

Топ-топ, топотушки!
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что лежишь?
Пляши и ты!

УПРАЖНЕНИЕ "БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ"

Вам понадобятся неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью.

Подстелите коврик на пеленальник и, читая стишок, выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка, убедитесь, что ему приятно, и он с радостью принимает ваши действия. В конце потолкайте неваляшку ножками ребенка.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Играем во время кормления

ИГРА "ХОМЯЧОК"

Возьмите малыша на руки в позу, называемую "под грудью", нежно поглаживайте ему ручки, ножки, проводите пальцем по щечкам и шейке, улыбайтесь малышу, смотрите ему в глазки. В паузах между сосанием ласково приговаривайте:

Хомячок, хомячок -
Хитроумный мужичок.
Хорошо набил он рот,
Хватит хлебушка на год.

ИГРА "КУПЛЮ ДЕТКЕ ЯНТАРИ"

Накиньте себе на плечи яркую косынку или шарфик, когда малыш будет кушать, он обязательно станет внимательно вас рассматривать. В паузах между сосанием приговаривайте:

А тари, тари, тари!
Куплю детке янтари.
Останутся деньги,
Куплю детке серьги,
Останутся пятаки,
Куплю детке башмаки,
Останутся грошики,
Куплю детке ложки,
Останутся полушки,
Куплю детке подушки.

Поглаживайте ручки малыша во время кормления, говоря ему при этом нежные слова. Когда малыш закончит есть, подержите его у себя на коленях или вертикально на руках, еще раз рассказывая потешку.

Играем во время переодевания

ИГРА "ЗАЙЧИК"

Во время переодевания малыша приговаривайте:

Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.
Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.

Легко дотрагивайтесь до ножки малыша, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка.

Играем во время купания

ИГРА "НЕ БОИМСЯ МЫ ВОДЫ"

Купая малыша, обливая его водичкой, напевайте:

Буль, буль, буль -
Журчит водица,
Все ребята
Любят мыться.
Вот так, хорошо,
Хорошо!
Руки с мылом
Мы помыли. Нос и щеки
Не забыли.
Вот так, хорошо,
Хорошо!

Не ленились
Вымыть уши.
После вытерлись
Посуше.
Вот так, хорошо,
Хорошо!
Мы помылись,
Как большие,
Вот мы
Чистые какие!
Вот так, хорошо,
Хорошо!

Сама песенка не имеет большого значения, важно, чтобы малыш чувствовал себя в ваших руках надежно и безопасно. Поэтому нежно, но крепко придерживайте малыша в ванночке.

ИГРА "ГУСИ"

Покачайте малыша на поверхности воды, напевая:

Гуси прилетели,
Возле моря сели.
Искупаться в море синем
Гуси захотели.

Лапки обмывали,
Крылья полоскали,
А соленую водицу
Гуси пить не стали.

Такая игра в воде поможет малышу расслабиться.

ИГРА "ОДЕВАЕМ МАЛЫША"

После купания, вытирая и одевая малыша, приговаривайте:

На перинку,
На простынку,
Не на край -
На серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша!

На сон грядущий

КОЛЫБЕЛЬНАЯ БЕЗ СЛОВ

Малыш с первых дней жизни успокаивается под звуки колыбельной песенки без слов. Поглаживайте ребенка, слегка покачивайте его, тихо напевая любую знакомую вам мелодию. Это создает атмосферу доверия и комфорта.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Пение колыбельной, легкое покачивание или поглаживание животика, спинки или ручки малыша вызывает его доверие к вам.

Вначале для малыша в колыбельных песенках важна интонация, позже - ее слова.

Вспомните колыбельную, которую вам пели в детстве или воспользуйтесь одной из приведенных ниже.

"Колыбельная"

Смотрит в окна
Темная ночка,
Спит за печкой
Серый сверчок.
Спи спокойно,
Куколка-дочка,
Спи, моя кукла, Ляг на бочок.

Жмурят глазки
Малые детки,
Малым деткам
Время в кровать.
Птицы тоже
Дремлют на ветке:
Время настало
Всем засыпать.

"Колыбельная зайчонка"

Как на горке, на горе,
Да на зайкином дворе.
Баю, бай! Баю, бай!
В колыбельке расписной
Спит зайчонок озорной.
Баю, бай! Баю, бай!
Галка песенку поет,
Колыбельку стережет.
Баю, бай! Баю, бай!


Игры, стимулирующие положительные эмоции

Играем во время бодрствования

ИГРА "МИЛЫЙ КАРАПУЗИК"

Возьмите малыша на руки в позу, называемую "под грудью ". Наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:

Расстелю простынку, уложу на спинку,
Быстро спрячу пузик, милый карапузик.
Лентой замотаю, рыбка золотая,
Растяну морщинки,
Будешь как картинка.

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним, еще раз рассказав ему пестушку.

ИГРА "КТО У НАС ХОРОШИЙ?"

Возьмите малыша на руки. Одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой "на весу". Читая стишок, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку:

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Деточка (имя ребенка) хорошая(ый)!
Деточка (имя ребенка) пригожая(ый)!

ИГРА "ГОЛЫШОК-МАЛЫШОК"

Возьмите ребенка на руки, нежно, но крепко прижмите его к себе так, чтобы он чувствовал себя в полной безопасности. Напевая пестушку, улыбайтесь ему, смотрите в глазки.

Голышу-малышу
Сшила понемножку,
Малышу-голышу
Новую одежку.
Алую рубашку,
Синие штаны.
Видишь, по кармашку
С каждой стороны.
Сшила желтый кожушок...
Ай да щеголь малышок -
Голышок!

Перенесите малыша на пеленальный стол. Напевая ему еще раз пестушку, погладьте его ручки, ножки, шейку, пощекочите за ушками, в области шеи, по ходу мимических мышц. Потормошите его. Подложив свои руки под его спинку и шею, покачайте из стороны в сторону, затем на себя и от себя. Прочитайте ему еще раз пестушку.

Если в ходе игры у ребенка возникли первые звуки гуканья, поддержите их: поговорите с ним, используя эти звуки. Наклоняйтесь к малышу и удаляйтесь от него, тормошите его за грудку, напевно, с различными интонациями повторяйте звуки. Вызывайте ответную реакцию ребенка: восторженно смотрите на него, призывно улыбайтесь, приглашая к звуковому взаимодействию.

ИГРА "НОСИК К НОСИКУ"

Малыш располагается на ваших руках в позе, называемой "на весу".

Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: "Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да-да-да!.." (произносить протяжно). На третье "да" прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Если последнее "да" вы пропоете чуть громче, это сделает игру забавнее. Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким.

Положите малыша на пеленальный стол, повторите игру, произнося первое и второе "да" шепотом, а третье - нормальным голосом. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая снова и снова этой игры. В какой-то момент прекратите ее, отстранитесь от малыша, приглашая его к общению с вами.

ИГРА "ВОТ ПРОСНУЛИСЬ"

Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая - ягодицы. Ребенок будет находиться в позе, называемой "на весу". В этом положении ваши лица обращены друг к другу.

Покачивая малыша, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь ему, легко дуя на шейку, прочитайте стишок:

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!

Повторите стишок и игровые приемы несколько раз.

Во второй части игры положите малыша на пеленальный стол или в манеж. Наклоняясь к ребенку, легко прикоснитесь к его грудке, улыбнитесь, позовите его по имени, прочитайте ему еще раз стишок:

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

Вслед за словами: "Где игрушечки, погремушечки?" - достаньте бубен с лентами (к 4-5-й играм его можно будет заменить бубенцами с лентами, затем колокольчиком, погремушкой и т. д.). Предоставьте ребенку возможность сосредоточить на нем взгляд. Потряхивая игрушку, медленно передвигайте ее вправо-влево, вверх-вниз. Если малыш уже хорошо умеет прослеживать взглядом за игрушкой, предложите ему следить за ней по кругу.

В конце игры молча поприсутствуйте в поле зрения ребенка. Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активизации положительных эмоций малыша.

ИГРА "ПТИЧЬЯ ПЕСЕНКА"

Возьмите малыша на руки. Наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него, напевно произнося слова:

Солнце, солнце,
Поскорей
Моего птенца согрей!
Я прошу тебя, дружок,
Обогрей его пушок!

Пощекочите малыша за ушками, погладьте шейку, потормошите его за грудку, улыбнитесь ребенку, нежно и ласково поговорите с ним:

Ветер, ветер,
Ветерок!
Ты бы тоже мне помог:
Над деревьями летя,
Покачай мое дитя!

Во второй части игры измените свою позу и позу ребенка - встаньте, поверните малыша лицом к себе. Одну свою руку подложите ему под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой "на весу".

Покачивая малыша вперед-назад, приближая свое лицо к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь ему, произносите ласково:

Всюду солнце,
Всюду тишь.
Подрастает мой малыш.
А как только подрастет,
Он вам песенку споет.

ИГРА "ГДЕ ПАПА? ГДЕ БАБА? ГДЕ ДЕДА?"

Поднесите ребенка к кому-либо из членов семьи, попросите взрослого эмоционально поговорить с малышом, и вы увидите, как он будет внимательно разглядывать лицо человека. Можно ручкой ребенка провести по лицу взрослого, приближаться к его лицу и отдаляться от него, произнося:

Кто нас крепко любит?
Мама, мама (папа, папа или баба, баба).
Кто нас утром будит?
Мама, мама (папа, папа или баба, баба).

ИГРА "ПО УЛИЦЕ МОСТОВОЙ..."

Положите малыша на спинку, распеленайте его. Обхватив ручки малыша в лучезапястном суставе, осторожно сгибайте и разгибайте их, неторопливо напевая:

По улице мостовой
Шла девица за водой.

Легонько потрите кулачки малыша друг о друга, стараясь раскрыть ладошки:

Шла девица за водой,
За холодной ключевой.

Если крохе игра понравилась, повторите ее, вызывая положительные эмоции у ребенка.

ИГРА "НЕЖНОСТЬ"
(Э. Григ. Сюита Пер Гюнт. Танец Анитры)

Положите малыша на широкую кровать или пеленальник, подложив свои руки под его спинку и головку.

Покачивайте ребенка из стороны в сторону в такт музыке, стараясь вызвать сосредоточение малыша на вашем лице. Будьте эмоциональны, мимикой выражайте свое отношение к музыке.

Прослушав небольшой фрагмент, сделайте паузу, поговорите с крохой. Если малышу понравилось, продолжите слушание.

Совместное переживание эмоций от светлой, нежной, изящной музыки обогатит слуховые впечатления вашего ребенка новыми интонациями, а ощущения мерного покачивания маминых рук - новыми ритмами.

Игры, привносящие в общение новизну и остроту ощущений

ИГРА С НАСТОЛЬНОЙ ЛАМПОЙ

Вам понадобится настольная лампа.

Поднесите ребенка к настольной лампе, включите ее, воскликнув: "Ой! Огонек!" Выключите лампу, сказав: "Нет огонька, погас!" Повторите игровые действия несколько раз.

Ваш малыш научится фиксировать свет лампы, в вертикальном положении располагаясь на ваших руках.

ИГРА "САМОЛЕТ"

Возьмите малыша на руки в позу "на весу", лицом вниз: одной рукой поддерживайте его грудь, а другой - противоположное от себя бедро ребенка. Если его качать, попеременно поднимая и опуская то голову, то таз, тогда в момент опускания головы малыш будет стремиться ее удержать. Во время игры взрослый произносит:

Самолет летит,
Самолет гудит:
У-у-у-у!
Я лечу в Москву!
Командир-пилот,
Самолет ведет.
У-у-у-у!
Я лечу в Москву.

ИГРА "АГУ-АГУ"

Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая - ягодицы. Ребенок будет находиться в позе, называемой "на весу". В этом положении ваши лица обращены друг к другу, вы легко можете поднести малыша к своему лицу. Читая стишок, приближайте лицо малыша к себе и отдаляйте, отклоняйтесь сами от лица ребенка вправо-влево:

Агу-агу, агу-агу,
Смотреть могу,
Дышать могу,
Агу-агу, агу-агу,
Сказать могу,
Пропеть могу,
Агу-агу, агу-агу.

ИГРА "ВМЕСТЕ С ПТИЦАМИ ПОЮ"

Возьмите малыша из манежа или кроватки, где он бодрствует, нежно и ласково прижмите его к себе, неся на пеленальный стол. Распеленайте его, говоря:

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
- С ясным днем! -
Вот как славно мы поем!

Подсуньте свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы малыш полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед-назад, мягко и напевно декламируя ему стишок.

УПРАЖНЕНИЕ "ЛИЦОМ ВНИЗ"

Возьмите малыша на руки в позу "на весу", лицом вниз: одной рукой поддерживайте его грудь, а другой - противоположное от себя бедро ребенка.
Поднимайте ребенка лицом вниз, удерживая его в воздухе и приговаривая:

Положите малыша на кровать, а затем вновь повторите это упражнение (2-3 раза), пока он не устанет.

ИГРА "ЕДЕМ-ЕДЕМ"

Возьмите малыша на руки. Одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой "на весу".

В ритме песенки поднимайте и опускайте его:

Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Едет, едет паровоз,
Чух, чух, чух, пыхтит наш пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.

При последних словах поцелуйте его животик и шумно выдохните: "Чух!" Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.

ИГРА "СМЕЛЫЙ ПИЛОТ"

Вам понадобится большой гимнастический мяч.

Малыша кладут на большой мяч и, удерживая его за коленочки, раскачивают вперед, назад, в стороны, приговаривая:

Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки (девчонки)
Лучшего дела.

Игры, ориентированные на развитие объединенного внимания

ИГРА "НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОЖИЦЕЙ"

Приготовьте деревянную неокрашенную ложку, на которой нарисуйте веселую рожицу.

Малыша расположите на своей руке так, чтобы его голова опиралась на ваше плечо и была направлена вперед. Руки ребенка с помощью вашего предплечья также направляются вперед, а обе его подошвы рукой прижмите одна к другой. В такой "люльке" малыш чувствует себя в безопасности и может рассматривать ложку, которую ему показываете вы или кто-то из членов семьи. Через 3-4 дня ложку можно заменить на куклу, зайчика или другую сюжетную игрушку.

ИГРА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РУКАВИЧКА"

Вам понадобятся яркие рукавички, к одной из которых вы пришьете колокольчик, а к другой - бубенцы. Подумайте, как еще можно разнообразить эти рукавички: может быть, вышить на них подобие лица или пришить пуговицы вместо глаз, носа и рта, а может быть, придумать еще что-нибудь.

ПОМНИТЕ! Все предметы должны быть крепко пришиты.

Положите малыша на животик через свое колено. Наденьте рукавичку себе на руку, позвените колокольчиком, привлеките внимание малыша к ней. Пусть он понаблюдает, а потом вы можете его погладить рукавичкой и снова привлечь внимание к ней.

Через 3-4 дня поменяйте рукавички, можно использовать кукол "би-ба-бо", которые надеваются на руку.

ИГРА "БУБЕНЧИКИ"

Для проведения игры вам понадобятся бубенцы. Расположите малыша у себя на коленях. Напевайте песенку, выполняя действия:

Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим мы их звон:
Динь-динь, дан-дан,
Дон-дон!

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60-70 см так, чтобы малыш мог их еще и видеть. Дайте звуку затихнуть. Посмотрите на ребенка, прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив свои движения. Позвените еще раз и, после того как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите бубенцы ребенку. Добейтесь прослеживания его взгляда за звенящими бубенцами. Игру повторите 2-3 раза. Игра проводится в течение 3-4 дней, а затем можно использовать варианты этой игры с другими игрушками.

ИГРА "КОЛОКОЛЬЧИК"

Вам понадобится звонкий колокольчик. Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе "на спине".

Потряхивая колокольчик, находящийся на расстоянии 60-70 см над грудью ребенка, привлеките его внимание. Поместите колокольчик в поле зрения малыша, перемещайте колокольчик вправо-влево, вверх-вниз, приближая к ребенку и удаляя от него. Вы можете помочь малышу, подложив свою ладонь под его шею и голову.

Играя, напевайте песенку:

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы...
А ты?

Игра проводится 2-3 раза подряд в течение 3-4 дней, после этого целесообразно заменить колокольчик на другую звучащую игрушку - погремушку, металлофон, шуршащую бумагу и т. д.

ИГРА "ШАРМАНКА"

Вам понадобится детская шарманка.

Поиграйте на шарманке, привлекая внимание малыша к игрушке и звукам, которые она издает. Отклоняйте ее вправо, а затем влево, побуждая его следить за игрушкой и прислушиваться к ее звучанию. Затем поиграйте на шарманке справа от малыша, побуждая его слегка повернуть голову в сторону звука, а затем слева. Если он не пытается искать музыкальную игрушку, вновь покажите ее, стимулируя умение прослеживать за ней, прислушиваясь к ее звучанию.

УПРАЖНЕНИЕ "ЗА ИГРУШКОЙ"

Вам понадобятся яркие, шуршащие султанчики - красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый.

Взрослый привлекает внимание ребенка к султанчику, потряхивает его, вращает, добиваясь, чтобы малыш зафиксировал на нем взгляд. Затем взрослый перемещает игрушку вправо-влево, приближая к ребенку и удаляя ее от него. Игрушка перемещается плавно так, чтобы малыш успевал поворачивать голову, следя за ней.

Играя в эту игру, младенец научится поворачивать голову вправо-влево, прослеживая за яркими игрушками.

ИГРА С ЗЕРКАЛОМ

Возьмите малыша на руки, поднесите его к зеркалу. Эмоционально общаясь с ним, обратите его внимание на отражение в зеркале. Поиграйте с ним: показывайте ему его отражение в зеркале и, поднимая его выше зеркала, говорите: "Оп! Нет детки (имя ребенка)". И вновь подносите его к зеркалу, восклицая: "Вот, вот детка (имя ребенка)!"

Во второй части игры захватите руки ребенка около локтей и соедините его кулачки, потрите их, пока они не раскроются. Следите, чтобы ладошки примыкали друг к другу. Положите малыша на бочок перед зеркалом, запрокинув его ножку. Легко подтолкните плечико ребенка по направлению к зеркалу и прислоните его ладошку к зеркалу. Произносите при этом разнообразные звуки. Если пальчики малыша не расправляются, погладьте их, потрясите ручку, легко постучите кулачком по зеркалу или нажмите указательным пальцем на наружную сторону кисти. А теперь последите, чтобы ладошка полностью примыкала к зеркалу. Похлопайте ладошкой о зеркало, напевая:

Хлоп, хлоп, хлоп,
Ты, ладошечка!
Хлопа-хлоп,
Хлопа-хлоп,
Моя крошечка!

ИГРА "ЗАБАВНЫЕ ПЯЛЬЦА"

Сделайте из пялец занимательную игрушку для своего малыша, привязав к ним колокольчик или бубенцы. Подвесьте их на ленте над кроваткой младенца.

Покачайте пяльца для того, чтобы малыш услышал, как звенит колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску у себя над грудью.

Поговорите с малышом, погладьте его ручки и подтолкните их по направлению к игрушке. Случайно натолкнувшись на подвешенную игрушку, он со временем научится ее сам схватывать.

ИГРА "РАСПЛЯСАЛИСЬ ДЕВИЦЫ-КРАСАВИЦЫ..."

Малыш находится у вас под грудью. Пойте песенку и звените погремушкой, стараясь вызвать слуховое и зрительное сосредоточение ребенка на игрушке и удержать его до конца вашего пения:

Расплясались девицы-красавицы,
Разыгрались милые подруженьки.
Аи, люли, люли, люли,
Разыгрались милые подруженьки!

Если малыш выпускает погремушку из виду, делайте паузу, прекращая петь, затем продолжайте упражнение.

В эту игру полезно играть в течение нескольких недель, используя различные по звучанию, форме и цвету погремушки, а также бубенчики, колокольчики и т. д.

ИГРА "ТАМБУРИН"

Вам понадобится тамбурин или бубен, украшенный цветными лентами. Поскольку мамин голос является наиболее предпочитаемым для малыша из всех предлагаемых звуковых стимулов, а ее лицо наиболее желанным объектом для зрительного восприятия, сопровождайте звон тамбурина своим пением, а мимикой и движением выражайте озорной, шутливый характер песни.

Положите малыша на пеленальник. Весело пойте припев песни "Журавель", оживленно звеня игрушкой справа от ребенка:

Такой, такой журавель,
Такой, такой зобастый,
Такой, такой носастый,
Такой, такой длинный
Конопельку щиплет.

Когда он повернет голову на звук и сосредоточит на музыкальной игрушке взгляд, пойте запев, не спеша перемещая музыкальную игрушку справа налево так, чтобы малыш успевал за ней прослеживать:

Повадился журавель, журавель
На бабину конопель, конопель.

Живо, весело пойте припев, звеня тамбурином слева от малыша.

В конце с возгласом: "Ай!" - уберите игрушку из поля зрения малыша, сделав паузу и ожидая его реакции. Поддержите активность ребенка - разговаривайте с ним, повторяйте звуки из его репертуара. Повторите упражнение, только теперь слева направо.

Если малыш теряет музыкальную игрушку из виду во время движения, закончите музыкальную фразу и начните упражнение сначала, замедлив темп пения и соответственно движения. Чередуйте пение со словами с пением на слог "ля".

Выполняя это упражнение, вы научите ребенка поворачивать голову в сторону источника звука и прослеживать взглядом за движущейся музыкальной игрушкой.

Игры, стимулирующие речевое развитие

ИГРА "ПОХЛОПАЕМ ПО МАМИНОЙ ЛАДОШКЕ"

Потрите кулачки или ладошки малыша друг о друга, а потом в ритм потешки хлопайте ладошкой ребенка о свою руку.

Детка (имя ребенка) хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так, вот так.
Своих ручек не жалеет.

У малыша раскроются кулачки, он будет разводить пальчики. Если во время игры у него появилось желание "поговорить" с вами, поддержите его, пропевая звуки гуления.

ИГРА "РАЗ. ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ"

Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам его пальцев, поглаживая, разминая, целуя их и приговаривая:

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.

На другой руке опять:
Раз-два-три-четыре-пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...

Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!

Такая игра с пальчиками малыша позволяет стимулировать его гуление.

ИГРА "АГУКАНЬЕ"

Вам понадобится яркий клубок ниток.

Возьмите клубок, показывая его и покачивая из стороны в сторону, напевайте: "Ля-ля ля-ля" или "Да да-да".

Когда малыш начнет агукать, поддержите его, повторяя за ним его звуки.

ИГРА "ПРИГЛАШЕНИЕ"

Положите малыша на пеленальный стол.

Наклоняйтесь к нему и удаляйтесь от него, тормошите за грудку, напевно, с различными интонациями повторяйте звуки. Не забывайте ожидать ответа от ребенка: восторженно смотрите на него, призывно улыбайтесь, приглашая к звуковому взаимодействию. Если в ходе игры у ребенка возникли первые звуки гуканья, поддержите их: поговорите с ним, используя эти звуки.

ИГРА "ДЫШИМ И ПОЕМ"

Расположите малыша вертикально на ваших руках. Ритмично надавливайте на его спину в конце выдоха, передвигая ладонь от шеи ребенка до поясницы (2-4 раза), при выдохе пропевайте различные звуки гуления.

Обычно упражнения дыхательной гимнастики вызывают у малыша желание с вами "поговорить", услышав гуканье ребенка, подхватите его, поиграйте с ним в "перекличку".

Желательно, чтобы в эту игру с малышом играли двое взрослых: один держал ребенка на руках и, надавливая на его спину в конце выдоха, передвигал ладонь от шеи к пояснице (2-4 раза), пропевая различные звуки гуканья, а другой, стоя так, чтобы малыш его видел, вторил этим звукам.

ИГРА "ПРОПЕВАЕМ ЗВУКИ НА ВЫДОХЕ"

Ритмично, легко (2-4 раза) надавливайте обеими руками на передние и боковые отделы грудной клетки малыша, обходя грудину. При выдохе пропевайте различные звуки гуканья. Услышав, что ребенок произносит звуки, не оставляйте это без внимания: наклоняйтесь к нему и удаляйтесь от него, тормошите за грудку, пропевайте звуки, ожидая от малыша ответа.

ИГРА "ЗВУКИ"

Щелкайте языком, высовывайте его, целуйте малыша, фыркайте, протяжно произнося звуки: "Агу-гу", "агы гы", "кх-кх..." Когда малыш начнет агукать, поддержите его, повторяя за ним его звуки.

ИГРА "ЗАБАВА"

Высуньте язык, сделайте им "болтушку", привлекая внимание малыша. Открывайте рот, пропевая звуки "а-о", вытягивая губы "трубочкой", пропойте "у-у-у". Надуйте щеки и фыркайте. Малыш, видя ваши забавные действия, обязательно через некоторое время начнет подражать вам.

ИГРА "ПЕРЕКЛИЧКА СО ЗВУКАМИ ГУЛЕНИЯ"

Положите малыша к себе на колени. Наклоняйтесь над ним, тормошите его, напевно с различными интонациями произносите гласные звуки: а, у, и, о, а также их сочетания: агы-гы, агу-гу и т. д. Чередуйте громкую, интонированную речь с шепотной речью и беззвучным артикулированием.

Положите малыша себе на грудь, повторите предыдущие игровые приемы. Возьмите ручки ребенка, обхватите ими свое лицо, проведите ладошками по своим векам, губам, дотроньтесь до своего носа. Напевайте ему гласные звуки, делая паузу для стимулирования звукового взаимодействия.

ИГРА "НАПЕВАНИЕ И ПОГЛАЖИВАНИЕ"

Для игры вам понадобится пуховка или комочек цветной ваты. Возьмите пуховку, покажите ее ребенку. Поглаживая личико, шейку, ручки, ножки и животик малыша, напевайте:

А кто у нас умный,
Кто у нас разумный?
Ваня у нас умный,
Он у нас разумный.

Кто у нас красивый.
Кто у нас пригожий?
Ванечка красивый.
Он у нас пригожий.

Если в ходе игры у ребенка возникли первые звуки гуканья, поддержите их: поговорите с ним, используя его звуки.

ИГРА С ГУБКАМИ РЕБЕНКА

Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: опускайте нижнюю губу, поднимайте верхнюю губу к носику (2-3 раза); поглаживая губы ребенка, округлите их, пропойте: "О-о-о"; соберите губки в "трубочку" и пропойте: "У-у-у"; опустите нижнюю челюсть ребенка, скажите: "А-а-а". Если в ходе этой веселой игры у малыша возникает желание "поговорить" с вами, поддержите его инициативу, вступив с ним в "перекличку".

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:


Нет ничего более увлекательного, чем веселая и забавная, занимательная и познавательная игра с самым маленьким ребенком. Процесс развития малыша требует именно этого - общения, игры, взаимной радости - самого тесного и насыщенного эмоционального взаимодействия с близкими людьми. Играя вместе, вы освоите все более активные и сложные способы взаимодействия с окружающим миром. У ребенка возникнет стойкий интерес к предметам, игрушкам, картинкам и книжкам. В общих играх малыш научится внимательно смотреть вам в лицо, прислушиваться к интонациям вашего голоса, различать игрушки, выполнять первые игровые действия, понимать ваши вопросы и отвечать на них. Ваше совместное наблюдение за погремушкой, цветной рукавичкой на вашей руке, за нарисованной на деревянной ложке рожицей через некоторое время обернется умением ребенка рассматривать картинки в детской книжке, показывать фотографии в семейном альбоме. Умение прислушиваться к вашему голосу, звучанию бубенцов, шуршанию бумаги, плеску воды вырастет в различение интонаций речи, в понимание простых вопросов, действий и слов, обозначающих игрушки, предметы обихода и картинки в книжке.
Игры, собранные в этих рекомендациях, я назвала «Театр одного зрителя», понимая, что главным действующим лицом такого домашнего театра будет взрослый, а единственным зрителем - малыш. Именно вы, инициируя появление и удлинение совместного для вас и малыша сосредоточения на окружающих игрушках и предметах, научите его понимать речь окружающих людей и активно пользоваться первыми словами.
Чтобы было удобнее ориентироваться в этих материалах, все игры сгруппированы от самых простых до наиболее сложных умений, которые малыш с ограниченными возможностями здоровья сможет освоить ближе к трем годам. для организации игры с малышом вы должны помнить:
Внимание ребенка еще очень неустойчиво, поэтому длительность игры может быть не более 3-5 минут на первом году жизни и не
более 7-10 минут на втором-третьем году жизни.
Подберите для своего малыша перечень игр, определитесь со временем в режиме дня и играйте в одни и те же игры каждый день в течение 3-4 недель.
Чтобы малышу было интересно, все подобранные для него игры вы должны хорошо знать. Однако не обязательно
учить все стихи, приведенные в этом пособии. Наверняка вы еще с детства помните многие веселые и забавные
стихи и песенки. Рассказывайте малышу то, что вы помните, пойте песенки на любой известный вам
мотив или сочиняите его сами . А если вам захочется разнообразить свой репертуар, выпишите понравившиеся стихи, забавы и песенки на небольшие листочки бумаги, повесьте их над пеленальным столом, над кроваткой малыша или на кухне, и вам не нужно будет их специально учить, они всегда будут у вас перед глазами.

ИГРЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

ИГРА «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РОЖИЦЕЙ»

Приготовьте деревянную неокрашенную ложку, на которой
нарисуйте веселую рожицу.

Малыша так расположите на своей руке, чтобы его голова опиралась на ваше плечо и была направлена вперед. Руки ребенка с помощью вашего предплечья
также направляются вперед, а обе его подошвы рукой прижмите одна к другой. В такой люльке малыш чувствует себя в безопасности
и может рассматривать ложку, которую ему показываете Вы или кто-то из членов семьи. Через З-4 дня ложку можно заменить на куклу, зайчика или другую сюжетную игрушку.


ИГРА «3АНИМАТЕЛЬНАЯ РУКАВИЧКА»

Положите малыша на животик через свое колено. Наденьте рукавичку себе на руку, позвените колокольчиком, привлеките внимание малыша к ней. Пусть он понаблюдает за ней, а потом вы можете его погладить рукавичкой и снова привлечь его внимание.

Вам понадобятся яркие рукавички, к одной из которых вы пришьете колокольчик, а к другой - бубенцы. Подумайте, как еще можно разнообразить эти рукавички: может быть, вышить на них подобие лица или пришить пуговицы вместо глаз, носа и рта, а может быть, придумать еще что-нибудь.
ПОМНИТЕ! Все предметы должны быть крепко пришиты.

ИГРА «С ШАРФИКОМ »
Повяжите яркий шарф так, чтобы его концы свисали вам на грудь. Лягте на спину, подложив под голову подушку, а малыша положите себе на грудь. Привлеките его внимание к концам шарфика. Закройте ими свое лицо: «Куку. Нет мамочки! Выгляньте, сказав:
«Ку-ку. Вот и мамочка!» Вновь слегка встряхните шарфик, привлекая внимание малыша. Пусть он дотронется до него ручками. Когда малыш дотянется до шарфика, поговорите с ним, улыбнитесь, давая понять, что вы рады его действиям.

ПОКАЗ ЗАВОДНОЙ ИГРУШКИ

Покажите малышу заводную игрушку, заведите ее, предоставив малышу возможность за ней наблюдать и пытаться ловить ее ручкой. Подтолкните игрушку к малышу так, чтобы он мог взять ее в руку. Потрогайте, ощупайте и поиграйте с ней. для того чтобы малышу было веселее, подберите какой-нибудь стишок, отражающий характер игрушки.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
дам тебе горошка.

ИГРА «БАБОЧКА, ПОЛЕТИ НА ОБЛАЧКО»

Вам понадобятся большой мяч, лучше, если это будет специальный гимнастический мяч из плотной резины, и бабочка, которую можно сделать из цветной оберточной бумаги, перевязав середину лентой.
Положите малыша животиком на мяч, страхуя его ножки своей рукой. Покачайте его вперед-назад несколько раз. Привлеките его внимание к яркой бабочке, перемещайте ее вверх и вниз (до самого пола) и снова медленно поднимайте ее все выше и выше, приговаривая:
Бабочка, бабочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке!


ИГРА С НАРУЧНЫМИ КУКЛАМИ
для игры вам необходимы куклы, надевающиеся на руку, или маленькие куколки, которые можно надеть на палец.
Сядьте на пол на коврик так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине».
Наденьте куклу на руку или на палец. Перемещайте ее перед малышом вправо- влево, вверх-вниз и по кругу. Каждый раз, когда малыш сумеет проследить за тем или иным движением, начинайте игрушку передвигать по-другому.
Во второй части игры протяните куколку малышу, подтолкните его ручку по направлению к ней, помогая ему схватить игрушку.

ИГРА «ГДЕ НАШ НОСОЧЕК?»

Положите малыша к себе на колени. Покажите малышу яркий носочек, наденьте его на ручку ребенка.
Подтолкните или приподнимите локоток ребенка так, чтобы он мог увидеть яркий носочек. дайте ему возможность последить за своей рукой. Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и только тогда, когда вы убедитесь, что малыш не пытается его схватить другой ручкой, помогите ему. Подтолкните его ручку по
направлению к яркому носочку, помогите ему захватить и потянуть носок. Попробуйте выполнить эти игровые действия с другой ручкой ребенка.
А затем наденьте носочек на ножку. Подтолкните противоположную ручку к носочку. Помогите малышу схватить кончик носочка и потянуть его. Вот так! Проделайте то же самое с другой ножкой и противоположной ручкой.

ИГРА «ВЗДУМАЛОСЬ ДЕТКЕ…»
Лягте на коврик, под голову подложите валик или подушку так, чтобы вам было удобно. Положите малыша себе на грудь. Ваши лица будут напротив друг друга. Используя мотив песенки «Серенький козлик, выполняйте различные действия ручками ребенка. «Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот как, вот как, ушки потрогать.
дотроньтесь рукой малыша до
своих ушей. «Вздумалось детке щечки потрогать, щечки потрогать. Вот как, вот как, щечки потрогать. Надуйте свои щеки, когда ручки ребенка до них дотронутся, с шумом подуйте. Придумайте и другие действия, побуждая малыша смеяться, наблюдая за вашим лицом.

ИГРА «КОШКА И КОРЗИНКА»

Вам понадобятся игрушечная кошка и корзинка.
Играть можно в манеже, если малыш не ползает, или на полу, где больше места для движений и игры.
Принесите корзинку, сказан: Вот корзинка. А кто сидит в корзинке? Покажите малышу, как кошка медленно показывается из корзинки:
вначале только хвост или ушки, затем ставит лапки на край корзинки и, наконец, выпрыгивает, мяукая. Поднесите игрушку к ребенку, побуждая его рассмотреть ее, потрогать, погладить. Пока малыш знакомится с игрушкой, пойте песенку:
Кто мурлычет сладко, сладко
У Надюшиной (имя ребенка) кроватки?
На окошко смотрит кошка -
Как бы прыгнуть на окошко!
Мяу, мяу! Мяу, мяу!
(сл. Ю. Островского)
Спрячьте киску в корзинку так, чтобы был виден хвост. Спросите малыша: - побуждая ее найти. Каждый раз, пряча киску, переставляйте корзинку в разные места комнаты или манежа, побуждайте ребенка доползти до нее и найти киску.

ИГРА «КУ-КУ, ГДЕ КУКЛА?»
Вам понадобятся кукла и прозрачный
платок.
Играйте на полу, предварительно
убедившись, что для игры достаточно
места.
Пойте, выполняя движения, соответствующие
словам песенки:
Вот красивая игрушка -
Наша куколка Катюшка.
Может хлопать, может петь,
Кто желает посмотреть?
Спрячьте под платок куклу
на глазах ребенка, спросите:
Где куколка - Ля-ля? Найди!»
Каждый раз, когда малыш
доползет или дойдет до игрушки
и снимет платок, дайте ему
возможность поиграть с куклой.
И вновь спрячьте ее под платок,
но уже в другом месте комнаты.

ИГРА «ВОТ КАКИЕ ГЛАЗКИ»
Достаньте из-за спины куклу, сказав малышу: «Вот кукла - ля-ля! Куколка умеет закрывать и открывать глазки. Вот так!» Покажите
малышу, как можно указатель-
ным пальчиком закрыть и
открыть глазки у кукол-
ки. Спрячьте кукол- ку и вновь покажите ее малышу, спросив: «Где ля-ля?» (Выдержите паузу.) «Вот кукла - ля-ля! Где у куколки глаз- ки?» (Снова пауза.) Вот глазки! Закрой глазки!» (дождитесь действий малыша) «Так-так!»

Играйте вновь и вновь в эту игру, меняя игрушку.

Найдите старую шляпу и две игрушки: мишку и зайку.

Приготовьте для ребенка сюрприз. Спрячьте под шляпой мишку, но так, чтобы малыш этого не видел. Спросите его: Кто там? Посмотри, кто спрятался под шляпой?
Когда малыш найдет мишку, попросите его принести вам игрушку. Поглаживая мишку, приговаривайте:
Мишка милый, мишка славный,
Неуклюжий и забавный,
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
Попросите малыша поводить мишку, взяв за лапы, покормить его, дать попить из чашки и т. п. Пока он выполняет эти действия, спрячьте под шляпой зайчика. Потрогайте шляпу, воскликните: >Посмотри, там еще кто-то спрятался! Когда малыш достанет зайчика, скажите:
Зайчик, ты, зайчик,
Коротеньки ножки,
Сафьяны сапожки!
Попросите малыша накормить
зайчика, дать ему попить, убаюкать
его.
Учите ребенка выполнять действия
по вашему слову и повторять
освоенные ранее
действия с другими
игрушками.

ИГРА «ВОТ СОБАЧКА ПОДОШЛА, ИГРА»
для ИГРЫ вам понадобятся игрушечная собачка и мисочка. Покажите
малышу действия с собачкой, читая стишок: вот собачка показывается
из-за двери, вот она подходит к ребенку, дает ему лапку, просит кушать.
Вот собачка подошла,
детке лапку подала,
Не хотите ли послушать,
Как собачка просит кушать?
Кто к собачке подойдет,
Кто ей кушать принесет?
детка, детка к ней идет.
детка кушать ей несет.

Протяните малышу мисочку, попросив его покормить собачку.

Суп из мисочки поела, Отдыхать на коврик села.

Повторите все действия сначала, побуждая малыша «покормить» собачку.

для игры вам будут нужны две игрушки: кукла и кошка. Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:
Уходи с дороги, кот,
Наша куколка идет,
Топ -топ -топ -топ,
Топ-топ-топ-топ.
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет.
Бах! Упала!
При последних словах уроните куклу, пожалейте ее, продолжая:
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ -топ-топ
Топ-топ-топ-топ.
Вот какая куколка!
Отдайте куклу малышу, побуждая его выполнять первые сюжетные действия с игрушкой: водить ее, ронять, жалеть. Когда малыш научится действовать с куклой, научите его переносить эти же действия на другие игрушки, например: мишку, зайку, собачку и т. п.

Сядьте на пол лицом к лицу с малышом. Возьмите куклу за ручки и попляшите с ней, приподнимая и опуская ее, напевая песенку:

С куклой нашей

Деточка (имя ребенка) попляшет. Хлопнем все в ладошки,
Пусть попляшут ножки!
Передайте игрушку малышу, попросив его поплясать с ней. Когда малыш начнет плясать с куклой, вы хлопайте в ладоши и пойте эту песенку.

Кроме куклы, и другие игрушки
могут плясать с малышом.
Через 3-4 игры меняйте игрушки, для того чтобы малыш научился переносить это игровое действие на другие игрушки.

ИГРА УЛОЖИГ КУКЛУ СПАТЬ

Вам будет нужна кукла или другая сюжетная игрушка (мишка, зайка и т.п.), расческа.
Укачивайте куклу, напевая песенку:
Уложила куклу спать,
Стала песню напевать,
Баю-баю, баю-баю-бай,
Глазки, кукла, закрывай.
Попросите малыша покачать куколку, помогите ему. Затем достаньте расческу и причешите ее:
Вот проснулась кукла-крошка,
Причешу ее немножко,
Тихо-тихо, не шали,
Потихонечку сиди.

Попросите малыша повторить эти действия.

ЭУЧКИ И для игры вам будет нужна коробка, обклеенная подарочной бумагой и обвязанная лентой, набор небольших по размеру сюжетных игрушек:
собачка, кошка, лошадка, петушок, курочка и другие игрушки.
Торжественно внесите коробку, развяжите бант и, заглянув под крышку, воскликните: (Ой! Кто там? Медленно доставайте из коробки игрушку, спрашивая: «Кто это?» Побуждайте малыша в ответе на ваш вопрос использовать как звукоподражания (Ав-ав, мяу-мяу, но-но, ко-ко, ку-ка-ре-ку), так и полные слова. Отдан игрушку ребенку, просите его показать, как лошадка скачет, как она говорит КИ-го-го»; курочка клюет зернышки, пьет водичку; петушок прыгает на стул
и кричит Ку-ка-ре-ку»; собачка бегает, прыгает, лает; киска умывается, мяукает, прячется.

ИГРА КТО КАК КРИЧИТ
Рассказывайте этот стишок, показывая ребенку игрушки из-за ширмы. Побуждайте его к звукоподражанию и называнию игрушек полным словом.
Возвращаясь к показу игрушек, спрашивайте: Кто это? Это гусь? Как гусь кричит? и т.д.

А я рыженькая кошка,
Я мяукаю в окошко:
Мяу, мяу, мяу!
Мяу, мяу, мяу!

Гусь с гусятами живет
В доме на лужайке.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Га-га-га-га-га!
Вот коза козлят ведет
Прямо на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Ме-ме-ме-ме-ме!
Воронят своих зовет
Ворон на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка!
Кар-кар-кар-кар-кар!
(Ю.Островский)

ИРА «КТО УМЕЕТ ЧИСТО МЫТЬСЯ»
Играйте в эту игру за столом или на полу, предварительно надев на
малыша клеенчатый фартук. Вам будут нужны тазик с водой и целлулоидная кукла.
Сопровождайте песенку соответствующими движениями:
Кто умеет чисто мыться?
Кто водицы не боится?
Это мы! Это мы! Это мы!
Кто не хочет быть грязнушкой?
Хорошенько моет ушки?
Это мы! Это мы! Это мы!
Умываться мы умеем, Мы мочалкой моем шею. И вот так! И вот так! И вот так!
Чтобы чисто вымыть ножки, Мы помылим их немножко. И вот так! И вот так! И вот так!
А потом помоем ловко
Мы над тазиком головку.
И вот так! И вот так! И вот так!
Мы помылись, как большие, Вот мы чистые какие. Посмотри! Посмотри! Посмотри!

Покажите малышу действия с куклой несколько раз, а потом попросите его искупать куклу.

ИГРА МИШКА С КУКЛОИ
Сделайте из стульев ширму, предварительно накрыв их покрывалом. Приготовьте для игры куклу-би-ба-бо и мишку-би-ба-бо. Разыграйте перед малышом сценку, сопровождая ее стихотворением:
Мишка с куклой бойко топают,
Бой ко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Передайте одну из игрушек малышу, попросив его вам помочь. Научите вначале малыша выполнять игровые действия с одной из игрушек, не прячась за ширму. А уже потом разыграйте эту сцену за ширмой вместе с ребенком. Самыми благодарными зрителями станут ваш папа, бабушка и дедушка.


Онлайн игры для детей 1 года, в первую очередь, оценят родители. Самим малышам пока не с чем сравнивать: опыта почти нет, да и кругозор крошечный. К слову, грамотно подобранные онлайн игры за считанные месяцы это исправят. Для мам и пап, заинтересованных во всестороннем развитии детей, они станут неоценимыми помощниками. Предлагаем эксперимент. Ежедневно уделяйте детским онлайн играм для детей 1 года 10-15 минут в день, и уже через пару недель количество слов, которые узнает и понимает ваш малыш, увеличится вдвое. Дети первых лет жизни, как губка, впитывают все, что предлагает окружающий мир. И только от родителей зависит качество доступного им «контента». Так почему бы не взять процесс под свой контроль? Тем более, что поступающую из сети информацию можно дозировать и распределять так, как считаете нужным. Еще один весомый плюс: все игровые материалы на нашем сайте выложены бесплатно. Чтобы получить к ним доступ не нужно ничего кроме соединение с Интернетом.

  • Для детей 1 года

    Сборник дидактических игр для сенсорного развития малышей. Играть в развивающие пазлы-раскраски можно и на мобильных устройствах.

  • Онлайн версия самой популярной детской игры «Пирамидка», в которую советуют играть для развития моторики, мышления, интеллекта все эксперты.

  • Для детей 1 года: угадай предмет по форме

    Развивающая игра, в которой дети будут учиться по форме узнавать предметы. Смотрите на очертания на поле и подбирайте подходящий под них объект.

  • Дидактическая про животных для детей 1-2 года

    В развивающей игре малыши расширят познания о фермерских животных. Укажите, что едят, какие звуки издают животные, покормите зверушек.

  • В этой игре родители смогут познакомить своего малыша с животным миром и потренировать слух. Узнавайте по звуку, какое это животное.

  • Для детей 1 года: что утонет в воде

    Развивающая игра для пополнения знаний об окружающем мире. Выберите сначала на картинке вещи, которые тонут в воде, а потом, плавающие на поверхности.

  • Добрая раскраска для малышей, на картинке которой изображены фермерские животные. Для раскрашивания достаточно одного клика мышкой.

    Сборник из 6 раскрасок, на которых запечатлены персонажи детского мультфильма «Клео и Сикуин». Оживляйте картинки цветами одним кликом.

  • Для детей 1 года: рассортируй по цветам

    Увлекательная html5 игра по мотивам обучающей программы для детей «Улица Сезам». Выбирайте среди множества пряники заданного цвета.

  • Развивающая забава наподобие «Пирамидки». Малышам предстоит выбирать из множества мячиков самый крупный, пока не разберут все.

1) Тема: "Чудеса" (первое полугодие жизни) зрительного сосредоточения, развитие мелкой моторики, моторики кисти рук; развитие слухового внимания; развитие восприятия цвета, формы.

Оборудование:

Коробка форм;

коробка с крышкой и набор маленьких игрушек;

нанизанные и закрепленные на ленте игрушки;

пирамидка;

разноцветные тарелочки из дерева;

8 колпачков (стаканчиков) разного цвета;

Напёрстки.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Коробка с сюрпризом. Показываем ребенку коробку, трясём ее. "Кажется, в коробке что-то есть, давай посмотрим!" Снимаем крышку (больше она нам не понадобится) и, вытаскивая по одной игрушки, передаём их ребенку, обращая внимания на цвет, форму, детали. Затем показываем малышу, что коробка пуста. "Больше игрушек нет! Мы достали все игрушки". Снова укладываем игрушки в коробку и даём ребенку самому опустошить её.

Игра "Чудесная гирлянда". Вместе с малышом последовательно извлекаем из коробки игрушки, рассматриваем и "обсуждаем" каждую. Затем вы поочередно снимаете игрушки с ленты, предлагаем ребенку снять 1 - 2 последние игрушки, и складываете и в коробку.

Игра "Пирамидка". Ребёнок, подражая действиям взрослого, учится нанизывать колечки на стержень и снимать их.

Игра "Весёлые тарелочки". Рассматриваем вместе с малышом тарелочку, обсуждаем ее форму, цвет, размеры, поверхность (гладкая, шероховатая) и т.д. Затем передаём ему следующую тарелочку. Закончив изучение тарелочек, снова складываем их в стопку, а стопку придвигаем к ребенку - пусть возьмет их по одной и разбросает вокруг. В конце игры собираем тарелочки стопку в последний раз, предложив ребенку положить сверху 1 - 2 тарелочки.

На глазах у ребенка спрячем игрушку под один из колпачков. Затем вытаскиваем ее, снова показываем малышу и спрячем под другой колпачок. Снова вытаскиваем игрушку, снова показываем ее ребенку и прячем под третий колпачок. А теперь предлагаем малышу найти игрушку. Не важно, найдет ли он ее сразу (запомнил, где вы спрятали) или начнет последовательно переворачивать все колпачки.

Ритуал прощания.

2) Тема: "Вот какой крепыш я буду" (второе полугодие жизни)

1. Обучение родителей приемам общения с ребенком во время игры-занятия по развитию движений.

2. Знакомство родителей с особенностями адаптационного периода и режимом дня в детском саду.

3. Установление доверительных отношений между родителями и педагогами.

Оборудование:

колокольчик;

погремушка.

Ход занятия:

Начинается беседа с родителями со знакомства. Воспитатель называет себя и присутствующих родителей по имени и отчеству. Знакомит их с помощником воспитателя.

Родителям предлагается понаблюдать за играми детей.

Звучит музыка, привлекая внимание деток. Под удары бубна появляется Собачка (взрослый). Здравствуйте ребятки!

Будем развлекаться,

Спортом заниматься.

Чтоб расти здоровыми,

Ловкими и смелыми.

Собачка шагает под музыку, высоко поднимая ноги (с колокольчиком)

Наша Собачка идет,

Ни за что не упадет!

Топ-топ-топ.

Собачка берет малышей за ручку, помогает ходить ножками.

Наш Никиточка идет,

Ни за что не упадет!

Топ-топ-топ.

Собачка привлекает внимание детей разными звуковыми сигналами.

Что это? Что Собачка увидела?

Иди ко мне Никитушка, иди Витенька

Посмотрите, какая красивая коробочка.

Подарю я малышам звонкие игрушки,

Подарю я малышам всем по погремушке.

Дети самостоятельно достают погремушки из коробки.

Ах, какие они красивые, какие звонкие.

Звучит музыка.

Наши погремушки,

Звонкие игрушки

Погремушки у ребят

Очень весело звенят.

Дети гремят погремушками.

Собачка привлекает внимание детей.

Гав-гав! Кто это так громко лает?

Это собачка лает, она в домике сидит, скучает. Иди Вовочка, пожалей собачку, полезай в домик. (Воспитатель оказывает индивидуальную помощь).

Ребятки! Собачка побежала на горку! Давайте попробуем ее догнать! (Хождение по наклонной плоскости, по ступенькам с помощью взрослого).

Ребятки играли, наши маленькие ножки устали,

давайте полежим, отдохнем на коврике рядом с Собачкой.

(Восстановление дыхания).

Молодцы наши ребятки.

Быстрые ножки бегали у Никиточки.

Сильные ручки у Вовочки.

Зоркие глазки у Вовочки.

Мы с ребятами играли и Алеше улыбались.

После игры детки садятся на пол, спокойно наблюдают за заводной игрушкой.

Затем воспитатель приглашает родителей на чаепитие. Предлагает рассказать о своих детях, об их привычках, поведении дома. Знакомит с режимом дня в группе и предлагает проанализировать, соответствует ли он домашнему. Рекомендует внести коррекцию для того, чтобы ребенок легче адаптировался к новым условиям детского сада. Совместно с родителями педагог выявляет актуальные темы для проведения "Малышкиной школы", отвечает на вопросы.

Таким образом, уже на первом году жизни с детьми организуются простейшие игры-занятия, в процессе которых осуществляется физическое, сенсорное развитие детей, активизируется их предметная деятельность, развивается познавательная активность.

Развивающие игры для детей первого года жизни

Играя с детьми первого года жизни в развивающие игры , мы ставим цель,

в первую очередь развивать у ребенка такие психические процессы как внимание, память, умения анализировать простейшие действия, координацию движений. Развитие двигательной активности и мелкой моторики рук тесно связано с развитием головного мозга, интеллекта и любознательности, которая в свою очередь лежит в основе тяги к познанию. Также, играя, мы стараемся развлечь ребенка, вызвать у него положительные эмоции.

Когда начинать играть с ребенком в развивающие игры

Играть с ребенком в развивающие игры необходимо с самого рождения. Новорожденный ребенок еще мало времени бодрствует, но в эти моменты важно разговаривать с ним ласковым голосом, петь песенки, читать небольшие стишки и потешки. Очень важны в этот период тактильные ощущения, ребенка надо гладить, обнимать, прижимать к себе. Ребенок в этом возрасте смотрит в основном на потолок, поэтому можно подвесить над малышом яркие надувные шарики, которые легко приходят в движение. Над кроваткой также развесьте яркие игрушки, на расстоянии 40-50 см. от глаз ребенка.

После двух-трех месяцев показывайте ребенку 2-3 игрушки, периодически меняя их на другие, игрушки должны быть крупные и яркие. В этом возрасте ребенок задерживает взгляд на игрушке, следит за ней, реагирует на ее звучание.

С трех-пяти месяцев игрушки следует подвешивать на расстоянии вытянутых рук ребенка, чтобы он мог схватить и ощупать их.

Подвешайте над кроваткой игрушку-гирлянду на расстоянии 60-70 см. , прикрепив к ней с помощью ленты еще одну погремушку-гирлянду на расстоянии 7-10 см от лежащего на спине ребенка.

Слегка покачивайте игрушками, чтобы привлечь внимание ребенка. Поймав взглядом игрушки,

ребенок широко раскрывает глаза, замирает на несколько секунд, а затем радостно вскидывает руки вверх, и задевая низко подвешенную погремушку. В ответ начинает качаться верхняя погремушка и у ребенка происходит новый всплеск двигательной активности, он снова задевает нижнюю погремушку, а верхняя снова приходит в движение. Так ребенок может играть несколько минут.

Один из родителей держит ребенка на руках в вертикальном положении, чтобы он смотрел за плечо. Другой родитель, ласково разговаривая с ребенком, приближает свое лицо к нему, стараясь попасть в поле его зрения. Ребенок радостно рассматривает лицо взрослого, улыбается ему, агукает. Такая игра способствует развитию зрительного сосредоточения, играть можно начиная с одного месяца. Также чаще разговаривайте с ребенком, старайтесь привлечь его внимание к себе, вызвать ответную улыбку.

Очень важное значение для физического развития малыша имеет способность держать голову.

Выполняйте с ребенком развивающие упражнения , направленные на развитие этой способности. Положив ребенка на живот, одной рукой поддерживайте его за подбородок, а другую руку приложите к ступня ребенка-этим вы побуждаете его отталкиваться, продвигаясь вперед.

Обхватите руками живот ребенка и удерживайте его на весу лицом вниз. Ребенок будет поднимать голову. Также можно удерживать ребенка на весу, наклонив на бок-он стремиться поднять голову и выпрямит ноги.

Маленькие дети любят, когда их держат в вертикальном положении, лицом вперед, таким образом они видят окружающую обстановку при этом удерживают голову, кроме того сзади головка фиксируется взрослым.-

Положите ребенка на спину, дайте ему свои указательные или большие пальцы, чтобы он крепко за них схватился, зафиксируйте свои руки, чтобы они были неподвижными. Ребенок будет пытаться подтянуться и сесть. При этом можно считать: «Раз, два, три-сиди».

Когда ребенок, подтянувшись, перейдет в положение сидя, помогите ему удержать позу, ободрите, похвалите, вызовите положительные эмоции.

После этого положите ребенка вновь на спину. «Раз, два, три-лежи».

На первом году жизни у ребенка развивается восприятия окружающего мира, этому способствует сенсомоторное развитие, способствующее накоплению представлений о цвете, форме, величине предметов.

Побуждайте ребенка совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания.

Положите сбоку от ребенка яркую, красивую игрушку, и помогайте тянущемуся к ней ребенку перевернуться со спины на живот.

Найди игрушку

Возьмите в руку любимую игрушку малыша, привлеките к ней внимание ребенка, можно прочитать небольшое стихотворение об игрушке. Затем накиньте на нее платок и спросите малыша: «Где шарик (мячик, кубик)?» Подождите, пусть ребенок поищет игрушку, если не может найти, помогите ему. Когда ребенок найдет игрушку, порадуйтесь вместе с ним, похвалите его Повторите игру несколько раз, не забывайте хвалить ребенка.

Прятки

Накиньте платок себе на голову. Спросите: » Где мама? Куда мама спряталась? «. Помогите ребенку, если у него не получится, откройтесь сами и обязательно похвалите малыша.

А теперь набросьте платок на ребенка, как будто он спрятался сам. «А где Машенька? Нету Машеньки. Куда же она убежала? — Снимите платок: -Вот она Машенька!» Продолжайте играть с ребенком, пока ему это будет интересно.

Ку-Ку

Очень простая игра, которую любят дети. Закройте лицо руками, а открывая, говорите «Ку-Ку»

Пока ребенку не исполнится 9 месяцев, он не понимает, что вы за закрытыми руками. Ребенок будет ждать вашего возвращения, а когда начнет понимать, что вы спрятались, может попытаться открывать ваши руки, чтобы найти лицо.

Где носик?

Игра в называния – покажи, где носик, глазки, ушки и так далее. Развивает координацию движений, словарный запас, память, внимательность.

Дотрагивайтесь до различных частей лица малыша и называйте их.

Дотрагивайтесь до носа ребёнка и произносите: «Это носик Машеньки»

Дотрагиваясь до щеки, ушка, глазок ребёнка, произносите: «эта Машенькина щёчка, ушко и т.д.». Повторите так несколько раз.

Затем возьмите руку ребёнка и дотроньтесь ею до своего носа и щеки. Когда его рука коснётся вас, скажите: «Это нос мамы», «Это щека мамы».

А теперь спросите ребёнка: « Где твой нос?» Положите его руку на нос и скажите: «Вот он!» Повторите так со всеми названиями, которые с ним уже разучивали.

В какой руке?

Спрячьте в руке какую-нибудь маленькую игрушку. Откройте руку и покажите её ребёнку. Затем опять закройте. Спросите у малыша: «Где (шарик?)»

— Откройте руку опять и покажите игрушку ребёнку.

— Используйте другую руку, повторяя игру.

— Вскоре ребёнок будет пытаться сам достать игрушку.

Где мышка?

Возьмите ребенка на руки. Начиная с талии двигайтесь пальцами по его спине, плечам вверх к шее малыша. Делая это, говорите: Мышка, мышка, где ты, мышка? Дойдя до шеи, пощекочите ребенка, приговаривая: «Вот попалась, шалунишка!»

Также можно поиграть, положив его на спину и начать движения с живота.

Чудесная коробочка

Это будет своеобразный сюрпизный момент для ребенка. Для начала приготовьте такую коробку, которая бы привлекала к себе внимание ребенка, Обклейте ее яркой бумагой, вырежьте в крышке дырку, чтобы в нее легко входила рука ребенка, положите туда мелкие предметы (безопасные для ребенка), крышку приклейте или закрепите скотчем. Эту коробочку давайте малышу, когда хотите отвлечь его от чего-то, или когда вам необходимо занять его на некоторое время. После игры коробку спрячьте, она не должна постоянно находиться в поле зрения ребенка. Игрушки и предметы для нее необходимо менять.

Цирк

Для этой игры понадобиться большой надувной мяч. Положите ребёнка животом на верхушку мяча, катайте мяч вперёд и назад, крепко удерживая ребенка.

В процессе игры приговаривайте: «Мяч катится вперед, мяч катится назад»

Также дети любят такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «По кочкам, по кочкам», «Идет коза рогатая», различные . Такие игры хорошо развивает тонкую , являются стимулом для речевого развития, дает малышу телесный контакт с мамой, развлекают его, вызывая бурю положительных эмоций.

С 10-11 месяцев ребенку необходимо предлагать пирамидку, матрешку, различные стаканчики, которые вкладываются друг в друга, кубики. Сначала покажите малышу, как надо действовать, а потом побуждайте к игре, если ребенок не справляется, помогите ему, например, чтобы правильно собрать пирамидку надо каждый раз выбирать самое большое колечко.

Статьи по теме: