Влияние семьи на становление личности. Влияние семьи на становление личности ребенка

Человека происходит всю его сознательную и бессознательную жизнь. Как только ребенок появляется на свет, с этой минуты начинается формирование его личности, и продолжается этот процесс всю жизнь. Первое, с чем знакомится маленький человечек, это его семья. Все, что дает семья человеку, отпечатывается на его характере. Многие ученые считают, что генетика человека очень сильно влияет на его формирование личности, а семья имеет лишь второстепенное значение в этом процессе. Так или иначе, в любом случае окружение человека играет огромную роль в его жизни.

Формирование ребенка до 6 лет

Первым и самым главным коллективом в жизни любого человека является его семья. Это самая маленькая и загадочная ячейка общества. Самый важный этап в формировании личности ребенка происходит от 1 года до 6 лет. В этот период дети стараются как можно больше проводить времени с мамой и с папой. В этом возрасте малыши очень наблюдательны. То, что родителям кажется мелочью, для детей является огромным опытом, который они уже способны накапливать. Хорошая семья - вот что нужно малышу в это период жизни. Дети, как губки, впитывают всю атмосферу семьи, и если то в дальнейшем это очень сильно отражается на

Дети любого возраста всегда обращают внимание на все детали: как ведет себя мама, как ведет себя папа, как они между собой разговаривают и на каких тонах. Именно поэтому модель взаимоотношений между отцом и матерью чаще всего воспроизводится ребенком во взрослой жизни. На подсознательном уровне сын ищет себе невесту, похожую на мать, а дочь находит парня, похожего характером на ее отца.

Потребности ребенка в социуме

С каждым годом взросления малыша он все больше и больше нуждается в общении. Для того чтобы научиться жить в социуме, ему необходимо приобрести навыки коммуникации. Пока ребенок маленький и навыкам общения он учится у них. То, что дает отображается на его психоэмоциональном состоянии еще с раннего возраста. В семье, где есть место ссорам, дракам, малышу будет очень плохо. Многие люди уже во взрослой жизни испытывают чувство вины, которое преследует их с самого детства. Дети склонны винить себя во всем плохом, что происходит в семье. Более того, большинство деток считает, что ссоры между родителями возникают по той причине, что родители их не любят. Даже если в семье происходят конфликтные ситуации, нужно обязательно говорить крохе, что вы его любите, несмотря ни на что.

Модели поведения в семье

Неблагополучные семьи, которые уделяют детям очень мало внимания, наносят их психике колоссальный вред. Малыши, которые не получают достаточное количество любви и заботы, в будущем обретают огромное количество комплексов. А те детки, которых с рождения не выпускают из рук, балуют и защищают от всех невзгод, вырастают очень несамостоятельными и беспомощными. Любая крайность в воспитании ребенка, так или иначе, отпечатывается на его личности.

Всегда состав семьи, а именно: родители, дедушки, бабушки, старшие сестры и братья, каждый пытается воспитать самого меньшего члена семьи. Однако больше всего все же воспитывают детей те, кто с ними проживает, в большинстве случаев мама и папа. У каждой семьи существует определенная модель поведения, которая чаще всего передается из поколения в поколение. Бывает и наоборот - мама хочет воспитать свою кроху, лучше, чем это делали ее родители, и делает все наоборот. Все модели поведения психологи объединяют в несколько групп. Многие ученые считают, что только первая модель поведения из вышеуказанных действительно правильная.

Компромиссы

В такой семье каждый старается искать компромиссные решения. Ребенку идут на уступки в пределах разумного и учат его тому же. Мама и папа проводят с ребенком много времени и стараются аргументировать каждое «нет» и каждое «да». Ответ на вопрос, какую роль играет семья с такой моделью поведения, очень прост - положительную. Ведь в семье, где все умеют договариваться, ребенок учится быть спокойным и приобретает очень ценные навыки общения с обществом.

Строгость и контроль

Эта модель поведения имеет деспотичный характер. В такой семье ребенок растет подобно Золушке из сказки. Все указания родителей должны выполняться без противоречий. Каждый проступок ребенка наказывается по максимуму. Казалось бы, все, что дает семья человеку в такой атмосфере, очень ему необходимо. С одной стороны, такой метод воспитания хорошо дисциплинирует и с виду в такой семье царит мир и покой, однако в душе у ребенка бушует ураган.

Гиперопека

Каждый хороший родитель опекает свое чадо - так заложено природой. Однако чрезмерная опека может нанести большой вред психике ребенка. В семье с такой моделью поведения малыш может стать замкнутым и необщительным. Он будет бояться всего, что его окружает. Роль семьи в формировании ребенка состоит в том, чтобы познакомить его с окружающим миром, а не спрятать от него кроху.

Отсутствие опеки

Такая модель поведения, как и предыдущая, далека от идеала. Родители отпускают ребенка в жестокий окружающий мир слишком рано. Вместо того, чтобы научить кроху справляться с трудностями жизни, они предоставляют ему шанс сделать это самому. Конечно, человек, выросший в такой атмосфере, станет довольно самостоятельным, однако в то же время он будет очень одинок. Все, что дает семья человеку в такой обстановке, - это лишь свобода. Для формирования полноценной личности это очень мало.

Компромиссная модель поведения считается одной из самых правильных. В такой семье малыш чувствует, что его любят. Он с радостью познает мир, а состав семьи лишь немного подталкивает его в нужном направлении. Счастливое детство и любящая семья - залог прекрасного будущего любого человека.

Влияние семьи на становление личности ребенка

Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений, даже школьными трудностями видны взрослые - их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как школьные или поведенческие, маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительно, так и отрицательно направленного фактора воспитания, так как никакой другой социальный институт не может потенциально как благоприятно влиять на формирование личности, так и нанести ей невосполнимый ущерб. Семья выступает как особого рода общность, играющая в воспитании ребенка ключевую и длительную роль.

У постоянно обеспокоенной матери, достаточно часто растут тревожные дети; амбициозные родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; вспыльчивый отец, выходящий из себя по любому поводу, часто сам того не понимая, закладывает в сознание ребёнка тот же стереотип поведения.

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно словесно передаваемый опыт подкреплять конкретными примерами, чтобы ребенок видел – у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае нельзя рассчитывать на то, что процесс воспитания будет осуществляться сам по себе. Для успеха необходимо прикладывать определенные усилия и постоянно заниматься самовоспитанием.

Например, достаточно часто встречающаяся конфликтная ситуация в семье – разные подходы к воспитанию ребенка. Первая задача родителей – найти компромиссное решение, если один не может принять аргумент другого. Компромисс должен обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязан помнить о позиции другого.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше в его отсутствие. Воспитание ребенка – процесс, развивающийся в рамках семейной жизни и состоящий из постоянно изменяющихся форм взаимодействия. Родители, принимая любое решение, должны на первое место ставить не собственные удобства, а интересы ребёнка.

Ребенок должен приниматься родителями таким, какой он есть. Достаточно часто встречается, что родители любят ребенка, когда он соответствует их ожиданиям, то есть хорошо учится и ведет себя правильно с их точки зрения, но если ребенок не отвечает ожиданиям родителей, то он может стать отверженным в собственной семье. Как следствие - ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной близости, которая должна с самого младенчества окружать его. Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в тревожных постоянных сомнениях, теряются при появлении чего-то нового в поведении ребенка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

В семейном воспитании абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, и поражения. Отношения родителей с ребенком, так же как и с другими людьми, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Например, если родители во всём совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществлять самую главную родительскую задачу – воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию мира.

Воспитательная роль семьи основывается на природных стремлениях и действиях человека. В естественных условиях семейной жизни удовлетворяются насущные потребности человека. Общность интересов старших и младших членов семьи заключают в себе неограниченные и бесценные возможности в воспитании подрастающего поколения.

Условием действенности семейного воспитания является целостность и единство семьи как группы. В семье, где присутствует родительский авторитет, взаимопонимание, постоянство, единство требований, уважение к институту семьи в целом, стремление без ссор и конфликтов решать возникающие проблемы, воспитание будет успешным.

Однако сейчас можно наблюдать, как семейные ценности не только подвергаются сомнению, но и теряют свою значимость, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребенка.

В каждой семье объективно складывается система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой, и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество .

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители. Обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких - либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Тактика «невмешательства» – это такая система межличностных отношений в семье, которая строится на признании возможности, и даже целесообразности, независимого существования взрослых от детей и наоборот.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает подчиненность межличностных отношений в семье организации, целями, и задачами совместной деятельности в контексте высоких нравственных ценностей. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество -–она становится целостным организмом высокого уровня развития.

В эмпирическом исследовании Дж.Болдуина выделено два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий.

Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дети в семьях с демократическим стилем воспитания характеризуются умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Родители – первая общественная среда ребёнка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает ребенку собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержки и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, а также поддерживания его физического и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте внимательно и с любовью. Тем не менее, необходимость создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств.

Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование психологии человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любить.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию наоборот – эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности, вне зависимости от того, как он себя ведет в данный момент.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, так как контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Детей, которых любят искренне и безусловно можно очень легко увидеть в детском коллективе…

Совершенно очевидно, что как ранее наши родители, теперь уже мы, задаем своим детям модель эмоциональных отношений между взрослыми и детьми, которая с какими-то изменениями в будущем будет реализована в семьях наших детей. Одновременно, уже сегодня мы обучаем наших детей проявлять свои чувства по отношению к нам.

Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные дети”, так же как дети “с комплексами”, “забитые” или “несчастные” - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

О возможностях проявления родительской любви.

Неоспоримо, что если в основе взаимодействия и взаимоотношений родителей и детей не лежит любовь, все остальное покоится на фальшивом и зыбком фундаменте (страхе, подчинении и т.п.). Для полноценных детско-родительских взаимоотношений важна, прежде всего, безусловная любовь , любовь безоговорочная, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях. Безусловная любовь – это как свет в тоннеле, который не дает сбиться с пути и заблудится в поиске решения возникающих трудностей и разногласий. Этот свет помогает удерживать ориентир для нас – счастливое и успешное будущее наших детей. Безусловная любовь – это возможность удовлетворять эмоциональные потребности наших детей. Безусловная любовь – это любовь, не зависящая ни от чего:

    внешности (например, младенец с корсетом);

    способностей, недостатков (сравнение количества детей со сниженными способностями и нормативных детей в зависимости от эмоционального климата семей);

    наших ожиданий в будущем;

    от его сегодняшнего поведения.

Способность любить и потребность быть любимым есть у каждого человека и очень важно не дать угаснуть этой способности, а напротив позволить ей вырасти и развиваться. У каждого из нас есть эмоциональный резервуар, который пополняется эмоциями и чувствами, получаемыми от наших близких. Этот резервуар пополняется по мере того, как мы получаем подтверждение любви и заботы. Этот резервуар обеспечивает нам эмоциональный комфорт, стабильность, чувство защищенности и уверенности. Взрослый человек наполняет этот резервуар через общение со своими родителями, супругом и детьми. Но не только мы, но и наши близкие обладают эмоциональным резервуаром. Наша искренняя забота, внимание, любовь к нашим близким наполняют их эмоциональный резервуар и сохраняют их психологический комфорт.

Первое впечатление о мире ребенок получает через эмоции. Именно это является платформой для будущего развития. Далее ребенок постоянно задает вопрос: “Вы любите меня?”. Если мы любим ребенка условно, он чувствует, что ответ на этот вопрос положительный, если мы любим его условно, то он теряет уверенность в себе, становится тревожным и напряженным.

Важно, что в глубине души мы можем испытывать пламенную любовь к своему ребенку, но этого недостаточно. Именно через наше поведение ребенок ощущает нашу любовь к себе, он не только слышит, что мы говорим, но и чувствует, как мы говорим, а главное, что мы делаем.

Какие же способы выражения родительской любви наиболее необходимы моему ребенку?

Контакт глаз.

В каких ситуациях мы чаще всего смотрим в глаза своему ребенку?

Например, мы смотрим с любовью и нежностью на своего ребенка тогда, когда он особенно хорош и дисциплинирован. В таких ситуациях ребенок обоснованно воспринимает нашу любовь как обусловленную.

Внимательнее всего слушает нас ребенок, когда мы смотрим ему в глаза. Но, к сожалению, мы выразительно смотрим лишь в те моменты, когда критикуем, поучаем, попрекаем, ругаем (“ ну-ка посмотри мне в глаза, что ты еще натворил”). В такие моменты мы вряд ли можем убедить ребенка в нашей безусловной любви.

Еще ужаснее привычка в наказание не смотреть на своего ребенка (“видеть тебя не хочу”). Это тоже пример обусловленной любви. Опасность использования взгляда в наказание заключается не только в том, что мы лишаем ребенка уверенности в нашей безусловной любви. Одновременно, мы учим ребенка использовать контакт глаз в своей жизни. Став взрослым, наш ребенок будет избегать взгляда всякий раз, как только внешняя ситуация будет для него незнакома или тем более некомфортна или в моменты, когда он будет чувствовать себя не уверенно; он вряд ли будет использовать контакт глаз для выражения привязанности своему супругу и детям. Возможно, нашему ребенку не избежать коммуникативных трудностей.

Контакт глаз – это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Младенцы, лишенные любящего взгляда матери чаще болеют, хуже развиваются. Потребность в контакте глаз дана человеку от рождения. В 6-8 недель глаза ребенка ищут чего-то, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на ваше лицо.

Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в том, чтобы с ними налаживали контакт на любом уровне, в том числе и контакт глаз. Ласковый взгляд. Прикосновение способны уменьшить уровень тревожности. Переданная взглядом информация может отпечататься в сознании ребенка, чем сказанные слова. Даже если вы прибегаете к какому-либо наказанию, в ваших глазах должна быть любовь, а не злоба.

Если потребности в контакте глаз удовлетворены, то ребенок обаятелен, он не отворачивает голову сторону при контакте с людьми, с такими детьми хочется общаться.

Физический контакт.

Когда между нами и нашими детьми происходит физический контакт?

Для многих живых существ физический контакт остается единственным способом выражения привязанности и заботы.

Физический контакт – это еще один способ наполнить эмоциональный резервуар ребенка (на самом деле мы не можем позволить себе длительный контакт глаз, прикосновения по отношению ко всем людям, но если мы это делаем, то это есть подтверждение наших особых чувств, нашей любви и привязанности).

В каком возрасте потребность в физическом контакте особенно велика?

Ребенок любого возраста нуждается в физическом контакте со своими родителями. Мальчишкам - младшим школьникам крайне необходимы “телячьи” нежности. Эта потребность у мальчишек ничуть не менее выражена, чем у девчонок, и является в базовой потребности. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти “медвежьи” шалости не менее важны, чем для девочки “телячьи нежности”. По мере того, как мальчишки растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, очень важно не пропустить такие моменты.

Особенно важно, что в периоды, когда ваш ребенок будет взвешивать свое стремление отказаться от взрослых авторитетов и привязанность к родителям, его воспоминания отчетливо нарисует ему картинку родительской ласки и любви, пережитую им ранее. Чем более трогательная эмоциональная память о детстве у подростка, тем более уверенно он будет противостоять натиску подросткового периода. Возможностей, для того, чтобы дать ребенку ощущение нашей любви достаточно много, но не стоит откладывать это на будущее, так как будущее наступает очень быстро, мы можем просто не успеть что-то сделать.

Для девочек физический контакт особенно важен к 11 годам. В этот период происходит подготовка к юности. Через физический контакт с отцом девочка формирует образ своей сексуальной идентичности со своим полом, иначе говоря, формирует уверенность в себе, с точки зрения сексуальной привлекательности. Для девочки важно чувствовать себя “в порядке”, быть девушкой “что надо”, “первый сорт”. Если она чувствует себя такой, то ее юность пройдет относительно безболезненно, ей не нужно будет искать способ для одобрения у представителей противоположного пола. Чем худшего она мнения о себе, тем легче ей будет поддаться давлению сверстников и тем меньше она способна сохранять ценности своих родителей.

Пристальное внимание.

Пристальное внимание требует времени и проявляется в том, что вы готовы выслушать ребенка наедине, столько времени, сколько необходимо вашему ребенку.

Довольно часто возникают ситуации, когда ребенку необходимо пристальное внимание, но именно в эту минуту вы меньше всего расположены его слушать. Пристальное внимание предполагает возможность полностью сосредоточиться на ребенке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему. В такие моменты ребенок должен почувствовать, что он единственный в своем роде, что он особенный.

Типичная трудность современных родителей – недостаток времени, в том числе для проявления пристального внимания. Важно осознать, что является первостепенным в вашей жизни. Где на шкале ценностей находится супруг, ребенок. Если, наш ребенок для нас одна из первостепеннейших ценностей, тогда времени не хватит для чего-то другого, но не для выражения пристального внимания к моему ребенку.

Выражение пристального внимания к ребенку требует действительно сосредоточенности, увлеченности собственным ребенком. Это может быть совместная игра, поход, интимная беседа. Несмотря на то, что эта деятельность может показаться нам не особо интересной, ребенок относится к ней иначе, но не менее важно, что, изменив свое отношение к совместному с ребенком время провождению, мы можем получать истинное удовольствие от таких событий.

Если мы проявляем пристальное внимание уже к маленькому ребенку, то он приобретает способность и потребность делится со взрослым своими переживаниями, делает это естественно даже переживая кризисные периоды в своей жизни.

Кстати о материальных ценностях и их значимости в проявлении нашей любви. Несомненно, ребенок в той или иной степени нуждается во всем том, что он старается у нас попросить. Но, чем больше дефицит ребенка в родительской любви, тем больше его стремление получать материальные “заменители любви”. Для ребенка это буквально: я буду уверен, что родители любят меня, если они мне купят… Но если мы позволим всякий раз выражать свою любовь так, то мы найдем для ребенка и для себя наиболее простой и наименее эффективный способ выражения привязанности друг к другу. Не стоит компенсировать нехватку времени на общение с ребенком, возможностью купить ему какую-то игрушку. Ребенок теряет потребность в других ценностях и, даже став взрослым, строя отношения с другими людьми выбирает как ведущие ложные ценности (деньги, материальные ценности и т.п.)

выступление на заседании

Совета гимназии

Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. Психологи, говоря о процессе развития в связи с генетическим планом, пользуются термином "созревание". Процесс созревания состоит из последовательности запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны его ускорить.

Социализация -- это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.

Взаимоотношения в семье

личность семья ребенок детство

Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья -- главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи -- в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное -- затормаживается. То же самое может происходить со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.

Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием.

В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

Семья играет колоссальную роль в жизни и деятельности общества. Функции семьи можно рассматривать как с позиции реализации целей общества, так и с позиции выполнения своих обязанностей по отношению к обществу. Семья как микроструктура удовлетворяет важные социальные потребности и выполняет важные социальные функции.

Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейших функций семьи -- создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. В супружестве муж и жена находят счастье интимного общения. Рождение детей вызывает радость не только от сознания продолжения своего рода, но и дает возможность увереннее смотреть в будущее. В семье люди заботятся друг о друге. Также в семье удовлетворяются разнообразные потребности человека. В супружеской жизни человека наиболее ярко проявляется чувство любви и взаимопонимания, признание, уважение, чувство безопасности. Однако удовлетворение своих потребностей связано с выполнением определенных функций семьи.

К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности. Кроме того, когда семья воспитывает эмоционально незрелых людей с ослабленным чувством опасности, с человеческими качествами, далекими от общественных норм, она наносит вред своему народу.

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.

Для развития семьи очень важным этапом является вступление мужчины и женщины в супружеский союз. Рождение первенца открывает родительский этап, а после обретения детьми самостоятельности можно говорить о фазе вторичной супружеской жизни. Отдельным периодам в жизни семьи соответствуют разные отрезки времени и разные потребности. Определение продолжительности отдельных периодов жизни семьи затрудняется из-за различных сроков вступления партнеров в брак. В связи с этим бывает весьма сложно увязать развитие семьи с периодами развития личности, однако согласование семенного и жизненного циклов необходимо.

С точки зрения социальной психологии супружество -- особая группа, состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности, решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей жизни, совместно создают экономическую базу семьи. Основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет принимать решения при возникновении проблем в процессе совместной жизни. Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье в сторону женщины, так и равноправие супругов. Само собой, что при определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а следовательно, и на распределение ролей в семье серьезное влияние оказывают изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.

После создания семьи начинается процесс взаимного приспособления друг к другу. И здесь большое значение умеет умение людей идти на компромиссы, проявлять терпимость и сдерживать себя в конфликтных ситуациях. Трудности, возникающие в семейной жизни, очень часто становятся причиной кризиса брака, и в некоторых случаях желательна помощь психолога, но в большинстве случаев молодые люди справляются сами.

Рождение ребенка -- значительное событие в жизни супругов, свидетельствующее о вступлении семьи в новый период развития. Это очередное испытание для супругов. Они приступают исполнению новых социальных ролей -- матери и отца; вхождение в новую социальную роль всегда бывает трудным и требует подготовки. В данном случае такой подготовкой является беременность. Будущие родители постепенно в мыслях и воображении подготавливаются к перемене, которая должна произойти в их жизни; одновременно они готовят и свое окружение. Им приходится серьезно менять налаженную жизнь. В период беременности у супругов начинают формироваться установки на будущего ребенка. Здесь имеют значение такие факторы, как желанность или нежеланность ребенка, а также желание одного из родителей иметь ребенка определенного пола. Все это в дальнейшем может отразиться на воспитании.

Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного "Я". Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что -- плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности.

В результате разумного применения поощрений развитие поощрений развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о., положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует желаниям родителей. Существует и другая крайность -- завышенная самооценка. Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система наказаний очень мягкая.

Само собой, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создают проблемы и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должны стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие наказания.

Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка -- то, на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это -- гарантия неудачного формирования личности.

Опека в семье -- система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие -- гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития -- коллективом.

Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению происходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится "колючим", раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что самое страшное, -- ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего "Я". Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождению от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться -- принять чувство взрослости своего ребенка. Существует 3 стиля родительского поведения -- авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле желание родителя -- закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.

Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не избежать. Конфликты чаще всего возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, а также любая мелочь -- от манеры подростка одеваться до вопроса о часе, до которого ему позволительно находиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужно постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто пока обладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой со своей стороны.

Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

Функция воспроизводства;

Первичный социальный и сексуальный контроль;

Экономическая поддержка детей;

Поддержка нетрудоспособных;

Защита прав ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

Удовлетворение потребности в любви;

Функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

Функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;

Психотерапевтическая функция семьи;

Функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

Функция формирования позитивных отношений;

Функция формирования культурной общности.

Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери - важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверки на прочность семейных отношений.

Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая мать усваивает от своих родителей, В.К. Лосева выделяет следующие:

«Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и нереализованности. Дочь долгое время чувствует себя зависимой от родителей.

«Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители формируют у дочери представление о том, что роль матери связана прежде всего с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется негативное восприятие материнской роли.

«Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей демонстрировать свое превосходство над дочерью.

«Ты - эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл этой установки - мать должна полностью отказаться от своих желаний.

Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству.

Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество ловушек при ее освоении. Г.С. Абрамова выделяет некоторые из них:

Ловушка простой цели - отказ от осознания экзистенциальной цели в роли отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»);

Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня любить и уважать»);

Ловушка нормальности или «все как у людей» - отказ от понимания и принятия уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи;

Ловушка правоты силы или «против лома нет приема» -ориентация на силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы;

Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок, пусть с ним возится мама»);

Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») -игнорирование личностного общения;

Ловушка превосходства пола - отказ от других, отличных от мужских, способов решения жизненных задач;

Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний;

Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли матери и отца является одной из задач психолога при оказании психологической поддержки семье.

Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:

Ребенок - не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок - воспитатель себя;

Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;

На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

Ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

Уверенность в своих силах и самодостаточность;

Умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

Способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.


Главным институтом воспитания является семья. Все то, что мы в ней получаем, сохраняем на долгие годы. В ней закладываются основы личности, благодаря ей ребенок получает первые жизненные опыты и наблюдения. Но семейное воспитание может оказывать не только положительное воздействие на ребенка, но и отрицательное.

То, что родители вложат в свое чадо, то и будет сопутствовать ему во взрослой жизни. Но для ребенка также важным являются отношения между родителями, ведь малыш будет следовать их примеру. Главное, чтобы в семье царила атмосфера доверия и любви, были хорошие традиции и взаимоотношения, тогда и воспитание будет положительным. Но иногда излишняя забота и “слепое” исполнение прихотей и желаний ребенка, приводит к тому, что он начинает ценить только материальные блага.

Пример положительного воспитания мы видим в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Семья Ростовых – пример идеальных отношений уважающих и любящих друг друга родных людей. Их дети росли в любви и взаимопонимании. Родители смогли привить детям уважение к национальной культуре, родному языку, учили доброте, состраданию, милосердию. Так, в годы войны Ростовы в своем доме сделали госпиталь для раненых, а при переезде из Москвы отдали подводы, на которых перевозили свое имущество, солдатам.

Пример отрицательного воспитания показан в комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”, в которой главный герой, Митрофанушка, не рвался ни к учению, ни к службе, а предпочитал положение “недоросля”.

Его настроение всецело разделяла мать, поэтому они хорошо ладили и понимали друг друга. Госпожа Простакова была грубой и жадной помещицей, но до безумия любила сына и была готова ради него на все. Но ее любовь обернулась против нее. Митрофан отказался от нее в самый тяжелый момент ее жизни. Без денег и власти мать стала ему ненужной и он решил найти новых влиятельных покровителей. Таким образом, мы видим, что излишняя любовь матери сделала для Митрофана главными материальные ценности, а не духовные и моральные.

Итак, семья является фундаментом в формировании личности будущего человека. То что, ребенок видит и наблюдает в семье, то и будет являться основой формирования его характера.

Обновлено: 2017-11-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Статьи по теме: