Воспитание трудолюбия у ребенка». "воспитание трудолюбия у дошкольника" Консультация для родителей воспитание трудолюбия у дошкольников

Воспитание трудолюбия у ребенка.

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли ответственными и трудолюбивыми. Трудолюбие это одно из условий успешной жизни. Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма. Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствием подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол», «полить цветы», «вымыть посуду». Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает.
Как же приучать маленьких детей к самообслуживанию
(3-4 ГОДА)
Во- первых: нужно приучать ребёнка самостоятельно и аккуратно есть,хорошо пережёвывать пищу,есть только за столом,а не ходить с куском; во время еды держать ложку в правой руке,пользоваться салфеткой.Приучать перед едой мыть руки, пользоваться только своим полотенцем и вешать его на определённое место.
Во- вторых: приучать самостоятельно одеваться и раздеваться,аккуратно складывать одежду.С самого раннего возраста хорошо подводить детей к мысли о том,что скоро они смогут сами одеваться, т.е вызвать у них желание быть самостоятельным. Итак, уже с младшего дошкольного возраста можно приучать детей к посильному труду: к самообслуживанию, к уборке своих игрушек, к помощи в хозяйственной работе, к уходу за растениями и т.д.
Дошкольникам доступен легкий хозяйственно-бытовой труд. Участие в нем имеет огромное воспитательное значение. Именно с помощью такого труда устанавливаются у ребенка взаимоотношения с окружающими его людьми. Он осознает свои обязанности по отношению к ним, учится сотрудничеству и взаимопомощи, узнает цену забот о себе и приобретает умение практически заботиться о своих близких. Полезно приучать малыша ухаживать за растениями и животными. Это приближает к природе, способствует умственному развитию.
Лучше всего начинать приобщение ребёнка к труду с его же беспорядка (собирание игрушек после игры). Тогда малыш будет понимать, откуда возник беспорядок и почему именно он его должен убирать. Ведь если малыш будет убирать за собой, то он и сорить будет меньше стараться. Если ребёнок противится убирать, капризничает, то попробуйте убирать с ним вместе, однако не стоит к этому приучать. Можно схитрить: "Ладно, сегодня ты много играл и устал, поэтому я тебе помогу". А иначе ребёнок привыкнет и станет требовать Вашего присутствия каждый раз при уборке. Не нужно нагружать ребёнка большим количеством работы, пусть для начала делает что-то одно, но регулярно и хорошо. Нужно привить ребёнку, что у него есть обязанности убирать свою комнату каждый день. Можно сказать: "Папа и мама ходят на работу каждый день, не пропуская её. Ты же хочешь быть взрослым и самостоятельным. Значит, у тебя тоже будет работа “ убирать свою комнату".
Постепенно можно предлагать малышу новую работу, которая касается не только его самообслуживания, но и помощи другим членам семьи. Например, дедушка не ставит тапочки на полку, почему бы ребёнку не сделать эту работу. Работа не пыльная, зато будет красиво в прихожей. Надо объяснить ребёнку, что дедушка так спешит, не успевает, но ведь есть ты, а ты же ответственный, смелый, сильный, ты же можешь помочь убрать. Пусть малыш почувствует, что он может быть лучше дедушки, ответственнее. Он будет собой гордиться, и работа принесёт ему удовольствие.

Приучение ребенка к труду полезно не только родителям, оно необходимо для становления личности. Только труд помогает воспитать ребенка ответственным и успешным человеком. А тот, кто не работал с детства, с радостью сваливает всю ответственность за свои неудачи в жизни и всю работу сначала на родителей, а потом на жену или мужа.
Не забывайте, что впереди школа, где он многое должен будет делать сам!Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым. Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.
Успехов вам.
Заголовок 315


Приложенные файлы

Воспитание трудолюбия у детей.

Пожалуй в нашей стране трудно найти человека, который считал бы, что детей не надо приучать к труду.

Дети дошкольного возраста обычно очень активны, это живой деятельный, неугомонный народ. Ребятишки много играют, бегают, прыгают, вечно чем-то заняты. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша, напротив, он отвечает потребности ребенка быть в действии, что-то делать. Поэтому часто можно видеть, с каким удовольствием малыши выполняют ту или иную работу.

В процессе работы дошкольник узнает иного нового о вещах, об их качествах и назначении. Он знакомится со стеклянной и металлической посудой, как работать с лопатой, с молотком и т.д.

Таким образом, в трудовой деятельности ребенок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познании окружающего.

В не сложной как будто работе малышам приходится преодолевать трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

Но самое важное это то, что только самостоятельная работа ребенка, требующая определенных физических, умственных и волевых усилий, дает ему в конце концов некоторые представление к труду.

Понятно, что малышей 2-3 лет приучают вначале выполнять несложные поручения: принести книжку, газету или положить игрушки на место, разложить ложки на столе. Их учат самостоятельно одеваться.

Конечно, надо учитывать физические возможности ребенка и не перезагружать его.

Говоря о труде дошкольников, мы должны подчеркнуть его связь с игрой. Он как бы рождается из игры.

Так как же добиться, чтобы ребенок, который только что отказывался убрать свои игрушки, вдруг с охотой принялся за дело?

Для этого есть верные средства – свяжите это дело с игрой, вместе в него немного фантазии. Подскажите малышу, как можно расположить игрушки: собаку посадить около его домика, машины поставить в гараж, мишку уложить спать. И вы увидите, что ребенок увлечется этой игрой – уборкой.

Ребенок убирает в своем уголке, однако эта работа полезна для всей семьи: ведь если игрушки в порядке, то в комнате красивее. Малыш учится замечать красивое, стремится к красоте.

Чтобы привлечь его к труду, кроме игры, есть еще средство – совместный труд детей и взрослых. Ведь для ребенка дошкольника всегда большая радость побыть вместе с отцом, матерью, бабушкой, поиграть с ними, поработать.

Вот это желание детей работать вместе со старшими мы можем использовать для того, чтобы прививать малышам любовь к самому труду, привычку к нему. В совместной работе вам легче научит ребенка правильным приемам труда, показать ему, как нужно выполнять то или иное дело. Совместная работа еще и тем ценна, что тут у детей формируются ростки коллективизма – ребенок на деле убеждается, что от качества его работы зависят в какой то мере и результаты общего труда.

Очень важно воспитание трудовой установки. Каков бы ни был по своему созданию труд дошкольника, перед ребенком должна быть ясна поставлена цель. Его действия должны быть рациональны, чтобы при наименьшей затрате сил получить лучшие результаты. Увлеченный процессом труда, ребенок может забыть о результате, который обязательно должен получится благодаря его усилиям.

Очень важно, чтобы мы со вниманием относились к его труду, вовремя помочь ему советом, не подавляли его самостоятельности, инициативы.

Ребенок только тогда получит удовлетворения от работы и она будет воспитательно - умной, когда его труд потребует от него определенных усилий. Не странно, если он и устанет немного! Нет не чего хуже «игрушечного» труда, который ничего не стоит ребенку. Даже самые маленькие дети признают только целесообразный труд.

Нам с вами нужно думать и о том, каковы мотивы труда у наших детей, что побуждает их трудится. От мотива зависит во многом и качество работы, и ее воспитательная ценность.

Труд ради других людей становится особенно важным в воспитании 3 – 4-го ребенка. Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они не приучают своих подросших ребят к систематическому труду. Но для детей 3-4лет уже необходимо выполнение определенных, постоянных обязанностей. Выполнял работу не только для себя, но и посильные обязанности на дому или в группе детского сада, ребенка привлекает желание заботится о других людях, о родных, о товарищах.

Некоторые родители говорят, что и хотели бы заняться трудовым воспитанием ребенка, но у них нет для этого времени, им некогда играть, пока он сам оденется, сам накроет на стол, - они сделают это быстрее, да и результат будет лучше. Все это верно, но ведь так мы упускаем золотое время, когда ребенок сам очень хочет что-то делать, помогать, подражая взрослым. Очень важно, чтобы родители набрались терпения, выдержки и непременно бы давали ребенку возможность самостоятельно делать то, что он может сделать, что ему по силам.


Консультация для родителей. Тема: "Трудовое воспитание в семье"

Авт ор: Комова Любовь Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №90», город Череповец.
Описание материала: Данный материал составлен в виде рекомендаций по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста. Консультация будет полезна воспитателям и родителям детей от 4 до 7 лет.

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.
Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
Ход:
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
Труд детей в семье для должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.


На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.


Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.


Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенок необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. [ Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.


Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.

Дети - это будущие взрослые. И чтобы родителям подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет малышу стать успешным в учебе и в будущей работе. Трудолюбивый малыш получит уважение и одобрение окружающих. Ребенку, умеющему выполнять простейшие домашние поручения во взрослой жизни будет легче справляться с разными трудностями. Малыш вырастает более самостоятельным, ответственным, учится ценить свой труд и труд других людей, становится отзывчивым, чутким, в нем воспитывается упорство и настойчивость. Конечно, в труде решаются и многие педагогические задачи: развиваются умственные способности, любознательность, тренируется мелкая и крупная моторика.

Очень часто родители задумываются над тем, с какого возраста следует приучать свое чадо к труду. Психологи советуют начинать с 2 - 3 лет. Но конечно же, никто не запретит делать вам это и несколько раньше. Именно с двухлетнего возраста у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если стремление не поддержать, то оно может пропасть и тогда ребенок пассивно будет ждать, когда его оденут, умоют, покормят.

Если 2-3 летние малыши принимают уборку за игру, то 5-6 летние дети понимают, что интересного в уборке мало. Поэтому если родители с раннего детства не приучили ребенка к труду, то потом сделать это будет очень и очень сложно. Лучше объясните, что быт - это неотъемлемая часть нашей жизни и работу по дому надо выполнять всей семьей, также же, как жить и отдыхать.

Сначала приучите своего маленького ребенка убирать за собой игрушки. Предложите сделать это вместе. Чтобы было интереснее объясните ему, что игрушки хотят спать, и для этого у каждой из них есть свое место. Вообще идеальный вариант, выстроить весь процесс в форме игры. Показательность же имеет положительный результат. Так как дети любопытны, они все время пытаются повторить наши взрослые действия.

А вот уже трехлетние малыши стараются сделать все сами и им многое уже под силу. Например, заправить утром свою постель, одеться, помыть посуду или постирать свою одежду. Следует приучить малыша складывать аккуратно свои вещи на стул перед сном. Собираясь лепить, рисовать, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно для этого занятия. На прогулке зимой дайте малышу лопатку, и пусть он расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями или совком на клумбе или грядке. Обязательно предложите свою помощь. Ребенку свойственно повторять все за взрослыми, поэтому видя, какие родители трудолюбивые он будет усваивать хороший пример. Нельзя от ребенка требовать того, чего сами не делаете.

5-6 летний ребенок уже может отличить труд от игры. Раскрывайте ему социальную значимость труда, прививайте желание сделать что-нибудь не только для себя, но и для товарищей, для младших детей, для бабушек, дедушек. Ко дню рождения мамы или папы можно сделать несложный подарок самостоятельно. Не только девочки, но обязательно, и мальчики должны уже помогать маме или бабушке на кухне: допустим, почистить овощи, сваренные для салата, нарезать их. Конечно же, надо объяснить, что перед этим надо помыть руки, надеть фартук.



На седьмом году возможностей у ребенка становится больше. Он становится более ловким, выносливым. Движения его становятся более координированными и точными. Навыки самообслуживания следует расширить. Теперь ребенок может постирать свои носочки, платочек, ленточки, подмести пол, протереть влажной тряпкой подоконники. Если дома есть какое-нибудь животное — не только дать корм, но и почистить клетку.
Следует научить его вдевать нитку в иголку, пришить пуговицу, вешалку. Не забывайте, что впереди школа, где он многое обязан будет делать сам!

Нужно постараться постепенно научить его самостоятельно брать на себя выполнение какой-то части домашней работы. Например, забирать почту, поливать комнатные цветы, кормить рыбок. Ему может быть понятна и более отдаленная цель его труда, например, чтобы собрать урожай, надо с весны ухаживать за растениями. Именно с помощью такого труда устанавливаются его взаимоотношения с окружающими людьми. Он осознает свои обязанности, учится сотрудничеству и взаимопомощи. Полезно приучать ребенка ухаживать за растениями и животными. Он не только узнает много нового из жизни флоры и фауны, но и учится милосердию.


Часто случается так, что ребенок с азартом берется за дело, но быстро его бросает. Когда он еще мал, ему сложно долгое время концентрироваться на каком-нибудь одном занятии. Дети не всегда в этом виноваты. Слабая мускулатура, несовершенство движений, незрелость нервной системы влекут к быстрому утомлению. Поэтому задания, которые вы предлагаете вашему ребенку, должны быть ему по силам. Если ребенок должен выполнить то, что у него точно не получится, то это может спровоцировать неуверенность в своих возможностях. Никогда не забывайте об этом.

Но и считаясь с возрастной неустойчивостью интересов, следует следить за тем, чтобы начатое дело всегда было доведено до конца и, по возможности выполнено качественно. Не стоит хвалить ребенка, если домашнее поручение выполнено некачественно или небрежно. Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. Заклейте вместе с малышом порванные книги, приготовьте что-либо вместе, сделайте уборку в квартире. Увидев результат своего труда, у ребенка возникнет чувство гордости, формируется уверенность в себе и самоуважение.


Одна из наиболее распространенных ошибок родителей, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, что мы сами сделаем за несколько минут. Поэтому они все начинают делать за ребенка сами: одевают его, убирают игрушки. Некоторые дела ребенку не доверяют потому, что боятся, что он испачкается, намокнет или уронит что-то, разобьет, испортит. А часто простое нежелание после помощи ребенка переделывать за него.

Другая распространенная ошибка родителей приучать к труду силой. Или повышать голос на ребенка, ругать его за «неловкость, неуклюжесть». Нужно, наоборот, постоянно хвалить и подбадривать ребенка, а в случае неудачи предложить свою помощь, объяснив, что когда ребенок подрастет у него и самого все получится. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, следует стимулировать инициативу, а не подавлять ее.


Иногда родители допускают еще одну ошибку, наоборот, без меры хвалят своё чадо за любую попытку помочь. Покупать ему подарочки или сладости за выполненные задания тоже не стоит. Так как в дальнейшем без выгоды он ничего не захочет делать в жизни.

С ребенком нужно заниматься беспрерывно, повторять одно и то же постоянно. Это потребует от взрослых немалого терпения, времени и сил. Привлекайте внимание ребенка к своим действиям, показывайте отдельные приемы, объясняйте, как правильно надеть носочки, колготки, куда положить платочек, куда повесить полотенчико. Но будьте уверены, что ваши труды не пройдут даром. Если вы научите ребенка трудиться, то можете быть спокойны за его будущее.

Составитель: воспитатель Алексеева Татьяна Валериевна.

В формировании трудолюбия у детей решающая роль принадлежит семье. Уже с первых месяцев ребенок наблюдает за деятельностью взрослых, и усваивает, хоть еще и неосознанно, что без труда не будет результатов. По мере того, как ребенок подрастает, овладевает двигательными умениями и навыками, родители приучают его к элементарным навыкам самообслуживания, посильному труду.

Желательно, чтобы родители спокойно и терпеливо показывали, что и как надо делать, помогали ребенку, когда требуется, проявляли снисходительность при неудачах и обязательно поощряли даже за небольшие достижения и успехи.

Ребенок пошел в школу, и у него появилась новая обязанность - учебная деятельность. Это серьезный труд, требующий больших волевых умственных и физических усилий. Если еще до школы ребенок приобрел привычку добросовестно выполнять порученное ему дело, доводить начатую работу до конца, все это поможет ему успешнее учиться в школе. Однако учеба в школе не должна быть поводом для освобождения детей от домашних обязанностей и дел. Постарайтесь найти им место в режиме дня вашего ребенка.

У ребенка, как и у каждого члена семьи, непременно должны быть постоянные обязанности по дому. Участие в домашнем труде будет способствовать воспитанию ответственности, впоследствии подготовке к самостоятельной жизни. Важно не только прививать детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Ведь желание повторить успех будет стимулировать у ребенка потребность в труде.

Советы родителям:

Прежде чем дать поручение ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения или выполните вместе.

- Давая поручения ребенку, желательно учитывать его возможности, интересы.

- Помните, в трудовом воспитании важен пример взрослых.

- Старайтесь быть последовательными в своих требованиях.

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось - не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз.

- Хвалите ребенка за хорошо выполненные поручения.

- Обязательно учите ребенка уважать труд других людей.

- Привлекайте ребёнка к большим семейным делам и приучайте ребёнка начатую работу доводить до конца.

- Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

- Не желательно делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.

- Не следует наказывать ребенка трудом!

В каждой семье вопрос воспитания трудолюбия решается по-своему, но главное, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание и терпение

Воспитатель С. А. Мочалкина

Статьи по теме: