Всё о физическом воспитании детей дошкольного возраста: теория и практика. Организация быта и условия для правильного физического развития и воспитания дошкольника

Физическое развитие детей дошкольного возраста

Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад

Невского района г. Санкт-Петербурга

Погорская Т.Д.

«Ответственность за развитие и воспитание ребенка возложена в обществе на родителей или лиц, их заменяющих, и дошкольное образовательное учреждение» доктор педагогических наук, профессор А. И. Кравчук.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придаётся физическому развитию, которое строится на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях дошкольника.

Физическое развитие ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста является важной и ответственной задачей общественного воспитания, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и чтобы они хорошо учились. Именно в дошкольном детстве формируется здоровье, общая выносливость, работоспособность, активная жизнедеятельность и др. качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями и навыками.

К моменту поступления в школу дети должны овладеть определённым запасом двигательных умений и навыков, которые позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения., проявления интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и в частности всей физкультурно-спортивной деятельности.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных средств, происходящие под воздействием окружающей действительности.
Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.
В первые годы жизни физическое развитие является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

Основы физического развития детей дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Физическое развитие – это процесс целенаправленного и систематического формирования здорового, полноценного человека, его физических сил и физических качеств, обеспечивающих его приобщение к физической культуре и стремление к физическому совершенству.
Физическая культура – совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.
Содержание физической культуры составляют: 1) личная гигиена, включающая в себя навыки в труде и быту (аккуратность, опрятность одежды, чистоту помещений), и привычки к гигиеническому режиму (рациональный распорядок деятельности и отдыха, гигиена сна, питания и т.д.); 2) закаливание организма в естественных условиях природы (воздух, солнце и вода); 3) физические упражнения.
Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармоничного физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества.
Система физического развития включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.
Физическое развитие тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим и определяются конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического развития в раннем дошкольном и школьном возрасте, а также преемственная связь между ними. Особенно важно физическое развитие в раннем и дошкольном детстве, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребенка, когда формируются основные его движения, но вместе с тем организм еще очень слаб и раним.
Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено прежде всего на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
Место физического развития детей дошкольного возраста в общей системе развитие с учетом современных требований.
Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому развитию, игры и развлечения на воздухе, отдельные закаливающие процедуры, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). В тоже время значительное место в системе физического развития занимают подвижные игры, которые широко применяются на занятиях учителя-дефектолога, на других занятиях (музыка, ритмика, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок, проводимых воспитателем.
Занятия по физическому развитию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.
Единство физического и психического развития ребенка.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства); способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память: запоминание и воспроизведение); внимания к своим движениям и действиям других; умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение); инициативности в движениях; анализа движения по качеству его выполнения (мышление); развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.
Задачи физического развития: оздоровительные, воспитательные, образовательные. Методы физического развития.
Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического развития детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.
Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).
Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.
Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.
Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.
Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.
Средства физического развития: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.
В системе физического развития работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:
- гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков).
- естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма).
- физические упражнения.
Режим детской жизни – это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.
При составлении режима необходимо учитывать следующее:
1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.
2. Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течении суток.
3. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.
4. Возрастные потребности в движениях.
5. Время года, климатические условия.
Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании сна и бодрствования, изменении температуры тела (повышения к вечеру и понижения к утру), в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т.д.
Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива.
Питание.

Важным компонентом полноценного физического развития детей является рационально организованное питание. Питание – один из основных источников процесса обмена, без которого невозможна жизнь. Для растущего организма питание имеет особо важное- значение, так как оно обеспечивает нормальный рост и развитие всех тканей.
Все отклонения от нормы в питании быстро сказываются на жизнедеятельности детского организма.
Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами также важное условие для физического развития. Это предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых. Не менее важно создание необходимой материальной среды: рациональная планировка помещения и участка, обеспечение мебелью и физкультурным оборудованием в соответствии с возрастом детей.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Данные навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Интерес, внимание детей к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают взрослым возможность быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.
Закаливание – развитие наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, которые поступают из окружающей среды (изменение температуры, влажности, скорости движения воздуха, степени солнечного облучения и т.д.).
Закаливание оказывает широкое физиологическое воздействие на организм. У ребенка не только вырабатывается быстрая реакция на температурные, климатические изменения, но и повышается количество гемоглобина, улучшаются иммунологические свойства, он становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними.
Физиологическая сущность закаливания обуславливает определенные требования к организации работы с детьми:
1. Закаливание нужно проводить систематически, в течении всего года, с учетом сезонных явлений.
2. Постепенно увеличивать силу сезонных раздражителей.
3. Учитывать состояние здоровья, типологические особенности ребенка, его эмоциональное состояние, а также домашние условия и условия детского учреждения.
4. Использовать природные факторы в связи с режимом, правильной организацией всей деятельности ребенка, так как общее укрепление здоровья способствует эффективности закаливания.
Систематичность проведения закаливающих процедур определяется их условно рефлекторной природой. При проведении мероприятий по закаливанию в одно и то же время и в одних и тех же условиях легко образуются условно рефлекторные связи. Физиологическая реакция появляется уже при подготовке ребенка к процедуре. Но связи эти не отличаются прочностью, поэтому закаливающие процедуры должны быть регулярными.
Постепенность в изменении силы раздражителя – необходимое условие закаливания, так как организм не может перестраиваться сразу и соответствующим образом реагировать при резком понижении или повышении температуры. Слишком малая разница в раздражителях или их постоянная величина также не оказываются полезными, так как не вызывают перестройки в работе сердечнососудистой, дыхательной и других систем, обмене веществ, т.е. закаливание не оказывает глубокого влияния на организм. При определенной устойчивости организма к изменению температуры следует использовать контрастные кратковременные воздействия, что способствует совершенствованию физиологических реакций и более высокой приспособляемости к условиям среды.
Показателями правильного выбора раздражителя служат кратковременное углубление и учащение дыхания, пульса, а также внешний вид кожи, общая положительная реакция ребенка: хорошее настроение, хорошее самочувствие.
Учет индивидуальных особенностей необходим при закаливании. Дети с возбудимой нервной системой нуждаются в более осторожном изменении температуры, а также в успокаивающих процедурах перед сном (обтирание, теплая ванна). Заторможенным детям полезны бодрящие процедуры после сна (обливание, душ). Детей с ослабленным здоровьем обязательно нужно закаливать, но постепенность в изменении температуры выдерживать более тщательно: больше временные промежутки, при которых проводятся процедуры с одинаковой температурой. Необходимым является врачебный контроль.
Связь закаливающих процедур с физическими упражнениями, разнообразной деятельностью ребенка в повседневной жизни дает лучшие результаты и непосредственно для закаливания и для общего укрепления организма.
Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического развития.

За период дошкольного детства при целенаправленном педагогическом воздействии в развитии движений происходят большие сдвиги: от непроизвольных, хаотичных движений при рождении до овладения всеми основными движениями, спортивными упражнениями.
Физические упражнения оказывают многогранное физиологическое воздействие на организм. При сокращении мышц активизируются процессы обмена веществ, кровообращения, перестраивается работа всех внутренних органов и систем. Работающая мышца поглощает в 7 раз больше кислорода и в 3 раза больше питательных веществ по сравнению с бездействующей. Это стимулирует рост и развитие мышечной системы.
Важны физические упражнения и для полноценной работы головного мозга: улучшается его кровоснабжение, повышается общий тонус коры, благодаря чему усиливается деятельность всех анализаторов. При активной мышечной работе перевозбуждение систем мозга уменьшается или полностью снимается. Также улучшаются основные свойства нервной системы (ее сила, подвижность, уравновешенность).
В воспитании детей раннего возраста применятся массаж – один из видов пассивной гимнастики. Он также обуславливает изменения в работе всех органов и систем. Под влиянием массажа улучшаются состав крови, функции нервной системы, а также условия питания кожи и мышц, повышается теплоотдача. Массаж ускоряет ток крови и лимфы, благодаря чему ткани быстрее освобождаются от продуктов распада, снимается утомление мышц.
Физические упражнения в разной форме включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные и музыкально-двигательные занятия, особенно их, много в разнообразных подвижных играх.

Заключение.

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду и семье. Здоровый малыш стремится к движениям, активной деятельности. В движениях он находит источник живой радости. Во многом подвижность ребёнка зависит от его двигательных умений.

Именно на физкультурном занятии дети осваивают новые движения, у них формируется правильный двигательный стереотип. Неловкие, скованные движения постепенно уточняются и, наконец, превращаются в автоматические, ребёнок начинает выполнять их без излишнего напряжения. Особое внимание должно быть уделено своевременному усвоению ребёнком тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается его возрастом и уровнем его индивидуального развития. Вместе с тем в процессе занятий педагог должен заботиться о единстве всех сторон воспитания: нравственного, умственного, трудового и эстетического. Чем раньше начинается обучение, тем устойчивее результаты.

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

При обучении детей на физкультурном занятии воспитатель решает следующие задачи:

  1. Обогащение двигательного опыта детей, активизация их двигательной деятельности. Ребёнок должен узнать, что:
  • одно и то же движение можно выполнять по–разному;
  • с одним предметом можно выполнять разные движения;
  • одно и то же движения можно выполнять с разными предметами.

2. Совершенствование моторного аппарата, продолжение развития координационных способностей детей, в частности зрительно-двигательной координации.

3. Формирование правильной осанки и укрепления свода стопы.

4. Обучение ориентированию в пространстве и развитие механизмов ориентированию: зрительно- слуховых; зрительно-тактильных; слухо-мышечных.

5. Создание условий для развития на занятии сенсорных способностей детей, развитие их активных мыслительных действий в процессе физических упражнений; обучения детей целенаправленным действиям, развитие способности удерживать поставленную задачу и на основе сенсорных ориентировок контролировать и оценивать выполненное.

6. Развитие желания действовать самостоятельно, создание фонда понятий “могу” и “хочу”.

7. Создание реальных предпосылок к творческому развитию ребёнка, стимулирование поисковой деятельности на занятии; оказание помощи ребёнку в открытии себя; поддержание инициативы: “Я сам”.

8. Развитие у детей способности обучаться, приобретать знания.

9. Обеспечение эмоционального комфорта на занятии.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными помогают специально организованные занятия по физической культуре. Занятия следует строить, учитывая психологические особенности конкретного возраста, доступность и целесообразность упражнения. Правильно подобранные комплексы должны предусматривать педагогически необходимую и физиологически оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность малыша в движении, и быть увлекательными.

Используемая литература.

  1. Глазырина Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Москва. Владос 2001. 272 стр.
  2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб: Питер, 2012.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 стр.
  4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Просвещение. 1978. 158 стр.
  5. Литвинова М. Ф. физкультурные занятия с детьми раннего возраста: третий год жизни. Москва. Айрис-пресс.2005. 288 стр.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, . Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва « Мозаика-синтез» 2014, 352 стр.

Интернет ресурсы:

http://lib.sportedu.ru/.


Ирина Владимировна Халюта
Физическое развитие дошкольников

Аннотация по презентации «Физическое развитие » .

Халюта Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре , первая квалификационная категория.

Уважаемые коллеги. Предлагаю презентацию по физическому развитию в ДОУ . Вся работа проводится в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует ФГОС и примерной рабочей программы. В своей примерной рабочей программе добавила разработку по оздоровительной работе в игровой форме.

Образовательная область «Физическое развитие » направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья, достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой , гармоничное физическое развитие . Т. е. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о ЗОЖ, развитие физических качеств , накопление и обогащение двигательного опыта, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании . Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи , математики, конструирования и пр. Важное место в моей работе с детьми занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. В играх у детей развиваются и закрепляются физические качества , формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе) . Занятия и игры приносят детям удовольствие и радость, прибавляют уверенность в своих силах, развивают самостоятельность .

В процессе работы по физическому развитию обращала внимание на решение следующих задач :

Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем;

Создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников;

Привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования;

Активация мышления детей, организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем;

Побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой ;

Организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок, потешек;

Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления зала (помещения) ; использование на занятиях физкультурой элементарных физкультурных пособий, рисование разметки для игр;

Организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

Вся работа проводится в соответствии с требованиями примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая соответствует ФГОС и примерной рабочей программы. В зависимости от физической подготовленности каждой возрастной группы детей, вносила изменения и дополнения в работе. Включила в работу оздоровительную гимнастику под музыку, игровые задания, игровые оздоровительные технологии. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, динамическую паузу, гимнастику для глаз, имитацию, массаж, самомассаж, релаксацию. Большая работа проведена для формирования осанки и профилактики плоскостопия.

В дошкольном возрасте взаимосвязь психологического и физического здоровья наиболее выражена. Поэтому наряду с формированием физическое развитие психологического здоровья – также важнейшая задача в моей работе.

Старший дошкольный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием уверенности в себе , эмпатии, социальных навыков. Формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. Развитие нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии – эмоциональной отзывчивости на переживания другого.

Для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников дальше будет проводиться работа для оптимального условия и для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей. Также создание взаимосвязи между формированием чувство эмпатии и становлением самооценки у ребенка.

Слово «здоровый образ жизни» у всех на слуху. А что это такое? Ученые пишут, что здоровый образ жизни – это активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Сама по себе это деятельность не появится у Вашего ребенка, нужно его научить вести здоровый образ жизни. Лучше всего это получается тогда, когда дошкольник подражает любимому взрослому. Например, папа и мама регулярно делают зарядку – у сына или дочки не возникает даже вопрос, нужно ли это делать, ребенок будет включаться в эту деятельность, потому что хочет быть таким, как папа или мама.

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много задач, среди которых на сегодняшний день самая актуальная – проблема сохранения здоровья ребенка. Приобщение дошкольника к здоровому образу жизни – одно из решений приоритетной задачи современного дошкольного образования .

Современный ребенок-дошкольник не такой , каким он был 10-20 лет назад. По данным Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН, здоровье подрастающего поколения ухудшилась примерно на 17-20%, резко возрос уровень невротизации, более 20% детей имеют хронические заболевания и состоят на медицинском учете. Отмечаются проблемы в социально-нравственном здоровье детей, которые нуждаются в любви взрослых «как питательной среде» психического развития . Согласитесь, это тревожные цифры.

Педагоги ДОУ очень обеспокоены состоянием здоровья дошкольников , отклонениями в их физическом развитии . Факторов, приведших к такому положению, много : экологическое, социальное, генетические, медицинские. Но есть один – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своих детей, лечим, когда они болеют, но практически ничего не делаем для того, чтобы предупредить те или иные заболевания. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% - от наследственности и на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Отсюда видно, что мы можем вести такой образ жизни, который не только не навредит нашему здоровью, а сохранит и укрепит его.

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов , но и полное физическое , психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет ему быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит становление всех жизненно важных систем и психических функций организма, развиваются его адаптивные механизмы, мелкая и крупная моторика, повышается устойчивость к воздействиям внешних факторов, формируются основные физические качества , выносливость и работоспособность, приобретаются культурно-гигиенические навыки, нарабатываются приемы самообслуживания. Именно в дошкольном возрасте зарождаются предпочтения, привычки, представления, черты характера ребенка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. В этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Идея здоровьесбережения, усвоения детьми ценностей и норм здорового образа жизни должна быть определяющей в физкультурно-оздоровительной работе любого ДОУ. Все упущения, потери, просчеты в воспитании и развитии малышей могут стать впоследствии невосполнимыми.

Задача воспитания здоровых детей очень остро стоит у нас, на Крайнем Севере. Родная природа для нас, северян, является мощным образовательным ресурсом, уникальной воспитывающей и развивающей средой . Лучшее средство – это прогулка. Сочетание активных движений с пребыванием детей на свежем воздухе благоприятно влияет на развитие физических качеств и физической подготовки детей . Также закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей детского организма, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание. А это – один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить здоровье детей. Этот процесс способствует улучшению и стабилизации кровообращения, независимо от климатических условий, что в свою очередь в будущем поможет предотвратить простудные заболевания. При этом нужно соблюдать индивидуальные и возрастные особенности, состояния здоровья и развития . И начать работу с малого, например, ходьба босиком (10 мин. при температуре 20-22*С, влажное обтирание махровой руковичкой тела ребенка (1-2 мин) и др. Еще с давних времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья : «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» .

В России дошкольное образование совсем недавно получила статус самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) . Он направлен на изменение качества дошкольного образования , ориентируя систему на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольника .

В соответствии с ФГОС ДО раскрыты основные задачи образовательной области «Физическое развитие » . К ним относятся :

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия;

Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств , инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования , охраны и укрепления здоровья детей.

Решение вышеперечисленных задач возможно только при тесном взаимодействии с семьей и при ее поддержке. Ведь семья и ДОО – два важных института социализации детей. Семья во все времена являлась и ныне является основным институтом, который ответствен за развитие и воспитание ребенка. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического , нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (п. 1 ст. 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ).

Целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей позволит сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, а также будет способствовать самореализации родительского потенциала. Ведь многие родители озабочены проблемами, как нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, частые вирусные, простудные заболевания, функциональные нарушения органов зрения и др. И в нашем детском саду проводятся тематические беседы, НОД (непосредстенно образовательная деятельность) в игровой форме по теме ЗОЖ, используя новые информационные технологии. Также проводится в физкультурном зале проектная деятельность и кружковая работа по здоровьесберегающим технологиям. Данная технология оказывает положительное эмоциональное влияние, способствует улучшению состояния здоровья ребенка. Дети выполняют упражнения, корректирующие осанку; упражнения для профилактики плоскостопия; дыхательную гимнастику; пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз; релаксационные упражнения и др. И при этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка. Предполагается, что приобретенные знания станут основой для воспитания бережного отношения к своему организму. Современные мамы и папы знакомы с такими понятиями, как гиподинамия, гиперактивность, двигательный режим, ЗОЖ и др. Некоторые родители занимаются спортом, фитнесом, оздоровительным бегом и т. п., а также понимают ценность ЗОЖ. Родители стараются приобщать детей к участию в спортивных играх, организуют походы; используют знания и умения, ориентированные на привитие ребенку основ физической культуры и здоровья . В нашем детском саду проводятся разные формы физкультурного досуга с привлечением семей воспитанников. Эти мероприятия направлены на эмоциональное сближение взрослого и ребенка. Я благодарю тех родителей, которые всегда принимают участие в этих мероприятиях. Вы для нас – большая помощь и опора!

Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей – это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Организуйте питание своего ребенка так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатые витаминами, минералами и микроэлементами. Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, то есть выросшие в той полосе, где рожден ребенок. Не зря есть такое очень умное высказывание : «В нашем распоряжении восемь врачей, данных природой, всегда готовы помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, физические упражнения , отдых, хорошая осанка, разум» (П. -С. Брегг) .

Серьезной проблемой, волнующей в последние годы педагогов, медиков и родителей, становится малоподвижность детей. Они много сидят не только у телевизоров и компьютеров, но и играя за столом. А дети очень любят играть с родителями. Не отказывайте им и себе в этом удовольствии! Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Вспомните, как вы играли в детстве жмурки, догонялки, классики, салочку, лапту и др. Не сомневаюсь, что это очень приятные воспоминания. Дайте возможность своему ребенку испытывать те же чувства. Пусть он взбирается на дерево, прыгает с высоты, перепрыгивает канавы и лужи. И, конечно, при этом частенько запачкается, промочит одежду. От родителей не должны выливаться в категорические и не всегда обоснованные запреты, полностью подавляющие их инициативу. Надо приучать ребенка аккуратности, чистоплотности, бережному отношению к вещам, но только не ценой лишения возможности играть.

Все мы, взрослые, и педагоги, и родители, хотим видеть детей здоровыми и умными, послушными и успешными, хорошо физически развитыми . И мы совместно готовы прикладывать титанические усилия для его претворения в жизнь. Это, конечно, хорошо, но, главное – за всем этим не забыть : прежде всего дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно , гармонично развиваться , в полной мере разворачивая свои возможности . Главное – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически .

Здоровье – это дар, оно дается один раз и его необходимо сберечь, так как без него невозможна счастливая, интересная и долгая жизнь.

Так будьте здоровы!

Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей . Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет .

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза . К внешним количественным показателям : изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся , прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития , которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности .

В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста . Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества , такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность . Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических , интеллектуальных, духовных способностей , а так же всестороннего развития личности в целом .

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации .

Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей, по которым определяют состояние здоровья :

Телосложение;

Основные функциональные параметры;

- развитие двигательной сферы .

Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей , исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как : развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка

Физическую подготовленность дошкольников исследуют , по мнению многих авторов, при помощи двух основных составляющих :

Уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

Уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости) .

Физическое развития дошкольников характеризуется тем , что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система , укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.

Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма . Интенсивно увеличиваются морфологические показатели : рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика , зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием .

В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы. Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма : слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы , а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие , но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка .

Правильное развитие ребенка раннего возраста , невозможно без достаточной физической активности . Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних - не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания , не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.

К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит : им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики , а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Что касается дыхательной системы организма детей , то структура легочной ткани еще не достигает полного развития ; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый : у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание , что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой , подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.

Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить : чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше , чем у детей раннего возраста . В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников , очень осторожно относиться к ним : не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен , несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества , в особенности гибкость .

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.

К 4,5-5 годам движения детей становятся более координированными : они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое : у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602 ,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер . У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура . У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду . Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость , однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Ученные заметили такую закономерность : чем моложе возраст , тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы , интенсивнее протекают все процессы физического развития . Общие возрастные показатели не остаются неизменными - замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно , нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация» .

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника , как в физическом , так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка , необходимо выполнение ряда условий.

Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания .

Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей . Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте , поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических . Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте . Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.

Физическое развитие детей.

Автор: Волкова Гульзифа Сагымбаевна воспитатель МКДОУ Кидышевский д/с "Теремок",Уйского района,Челябинской области.
Данная консультация может пригодиться воспитателям при проведении собрания на эту тему, а также разместить в информационном уголке для родителей.

Каждый родитель хочет видеть своего малыша физически развитым, здоровым, веселым, Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движениях. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. В начале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный и целенаправленный характер:хочет достать игрушку, дотянуться до мамы, поднять свою ногу. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности, в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующие влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно. Например, при прыжках с разбега рассчитать перепрыгнуть препятствие.
Воспитатель активно формирует нравственно-волевые качества, целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость во время выполнения движений детьми. Особенно важно поддерживать в детях желание и умения преодолевать препятствия, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
При выполнение движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.
Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений, использование их дошкольниками. Прыжки и метание, совершенствуя координацию движений, в тоже время относительно легко влияют на развитие выносливости. Вместе с тем упражнения в беге и ходьбе, способствующие, при определенных условиях, формированию важного для жизни качества- выносливости, мало содействуют образованию координаций, связанных со сложными движениями рук.
В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых- родителей, воспитателей, старших братьев и сестер- для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы здесь разные- туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Важным для малыша оказывается мотив эмоциональной привлекательности - красивый мяч, яркий обруч, звучащая погремушка.
Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий. Опираясь на такие первоначально возникшие у ребят интересы, взрослые должны стремиться их закрепить своим положительным отношением, справедливой оценкой вызвать у ребенка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижениям детей стимулируют дальнейшие стремления их к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых движениях.
Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют детям уверенности, смелости, решительности.Увеличивается умение детей самостоятельно организовывать игры и упражнения, найти себе занятие по душе, в соответствии со своими желаниями и возможностями.
Нередко возникает стойкое желание заниматься только любимыми упражнениями.Роль взрослого- не дать ребенку ограничиться каким-то одним движением.
Особое внимание следует уделять малоактивным детям, стимулировать их двигательную деятельность, предлагать им интересные упражнения, чаще включать в веселые игры сверстников, словом, помочь каждому ребенку проявить имеющиеся у него способности.
Другого подхода требуют к себе дети, двигательная активность которых ограничивается после перенесенных заболеваний. Их нельзя исключать из веселых игр, запрещать всякие движения, что может привести к снижению у них потребности в активной деятельности. Следует посоветоваться с врачом и найти доступную форму участия. Постепенно включать их в те движения, которые не вызывают большой нагрузки: ходьба, перешагивание, передача мяча и другое.
Большое разнообразие движений и их вариантов, доступных дошкольнику, создает условия для развития и совершенствования двигательных качеств- быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Бег, прыжки, метание, лазанье, умение уверенно и ловко действовать в сложных и часто меняющихся условиях среды- все это необходимо детям в игровых жизненных ситуациях, приносит успех в спортивных движениях, подвижных играх, позволяет ребенку полнее проявить свои двигательные способности.
При объединении детей с разным уровнем развития двигательных умений возможны взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного.Дети перенимают удачные приемы действий, многократно наблюдая образец.
Физическим упражнениям и подвижным играм в детском саду отводится достаточное время в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения на прогулках, физкультурные досуги, физкультурные праздники.
За последние годы значительно вырос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, в особенности во время прогулок.Поэтому важно, чтобы родители знали определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях:
Изучение двигательных способностей ребенка, его желания овладеть движением,стремление действовать активно, самостоятельно;
Подбор участников игр(из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);
Подготовка комплексов утренней гимнастики с учетом индивидуальных особенностей ребенка, состояние его здоровье и, в особенности уровня развития движений.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.

Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников

1.2 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном возрасте отчетливо намечаются генетические особенности детей. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Влияние мышечной деятельности организма приобретает еще более важное значение, ибо движение является биологической потребностью растущего организма.

Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом «первого вытяжения» .

Одним из важных показателей, определяющих физическое развитие детей, является отношение окружности головы к окружности груди. Чем старше ребенок, тем большое становится разница между этими показателями (окружность груди должна быть большое). На первом году жизни окружность груди превышает полурост ребенка на 7-10 см, а у 7-летнего ребенка она равна полуросту .

В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения .

Конфигурация позвоночника, положение головы, плечевого пояса, наклон таза определяют осанку ребенка. Формирование осанки зависит от многих условий внешней среды (питание, режим для, организация сна), но в основном - от двигательной активности ребенка. Большое значение для воспитания правильной осанки имеет симметричное развитие мышц и равномерность опоры на нижние конечности.

До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей .

Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2% .

Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.

Развитие и улучшение функции опорно-двигательного аппарата в старшем дошкольном возрасте тесно связано с совершенствованием функции внутренних органов и систем.

Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. Тренировка дыхательных мышц приводит к увеличению экскурсий грудной клетки, мощности дыхательного аппарата, что в свою очередь создает условия для урежения дыхания, повышения оксигенации крови в легких. С возрастом дыхание становится все более управляемым.

Считается, что хорошее развитие скелетной мускулатуры, соответствующее возрасту, во многом способствует развитию здорового сердца, а физические упражнения увеличивают возможности организма и удлиняют жизнь человека. Рекомендуется начинать занятия физическими упражнениями как можно раньше для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний .

В последнее время в связи с явлениями акселерации отмечается и более ранее изменение некоторых функциональных показателей сердечно-сосудистой системы. Так, раньше у детей в 5 лет средняя частота пульса составляла 98-100 ударов в минуту, а сейчас 97 ударов в 1 минуту .

Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.

Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.

Дети в процессе свободной игровой деятельности и при занятиях физическими упражнениями овладевают сохранением равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах, катанием на коньках и пр. Улучшается ориентировка. Освоение двигательных навыков, особенно в возрасте от 3 до 5 лет, происходит с широкой иррадиацией процесса возбуждения, что затрудняет обучение. У детей этого возраста сила нервных процессов, особенно внутреннего торможения, невелика. Поэтому внимание детей неустойчиво; они быстро отвлекаются, в связи с чем в этом возрасте рекомендуется максимально использовать показ упражнений и упражнения подражательно-игрового характера, сочетая их со словом. При слишком трудных заданиях у детей может наступить утомление .

Вопрос об оптимальных нагрузках должен обязательно учитываться при усвоении некоторыми детьми сложных спортивных навыков (коньки, некоторые виды гимнастики, плавание). В этом возрасте может быть нанесен вред растущему организму, неподготовленному по своим возрастным особенностям к чрезмерным нагрузкам.

В этом периоде к перегрузкам не готовы ни центральная нервная система, ни дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Отсутствуют также сила и выносливость. Осторожность в подходе к тренировке детей дошкольного возраста диктуется еще и тем обстоятельством, что усталость как субъективное проявление утомления выражается у них неярко. Это особенно характерно в тех случаях, когда занятия проводятся эмоционально .

Повышенные требования, ведущие к перегрузке, являются вредными для здоровья ребенка, то есть, могут вызвать серьезные изменения как в центральной нервной системе, так и во внутренних органах, нарушить правильный ритм роста и развития.

Развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости происходит постепенно и связано с развитием функций центральной нервной системы, с подвижностью, силой и уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

Двигательные качества детей характеризуются генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергозатраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.

Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности .

Таким образом, можно сделать вывод, что объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

Адаптация детей в детском учреждении средствами физической культуры

Возраст 2-3 года - один из важнейших этапов физического развития ребенка: он приобретает новые двигательные навыки и совершенствует ранее приобретенные, в том числе ходьбу. У детей этого возраста многие функциональные системы...

Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания...

Методика использования средств плавания в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Особенностями физического образования и воспитания занимались Т.И. Осокина (1986), С.М. Мартынов (1991), Л.Д. Глазырина (2000) и др. Они отмечают, что в дошкольных учреждениях сегодня много говорится о значении физической культуры в жизни дошкольников, т.к...

Организация кружковой работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе

В данном параграфе следует подробно изучить материал, освещающий переход детей от раннего детства к дошкольному возрасту и выявить общие условия развития ребенка-дошкольника, поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является...

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека...

Развитие интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками" в процессе подвижных игр

К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет и до 7 лет -- 7 лет. В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113--115 см...

Роль физического воспитания в подготовке дошкольника к школе

Необходимость радикальной инновации физической культуры и ее раздела - физического воспитания - акцентируется в подготовленной инициативной группой авторов под руководством М.Я. Виленского и П.А...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма невысокой эффективностью организации их физического воспитания...

Физическое развитие - это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов...

Физическое развитие и функциональное состояние детей дошкольного возраста

Оценка физического развития проводится старшей медсестрой в присутствии воспитателей группы по общепринятым методикам. Важно не только собрать антропометрические данные...

Формирование здорового стиля жизни школьников в процессе физического воспитания

Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6--7 до 17-- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье...

Эмпирическое исследование развития памяти у старших дошкольников средствами игровой деятельности

Якутские подвижные игры как эффективное средство развития ловкости у старших дошкольников

Физическое развитие - закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма. К 6 годам ребенок интенсивно растет и развивается. К 6 годам масса тела у мальчиков - 19,7-24,1 кг. У девочек - 19,0-23,5 кг...

Статьи по теме: