Все о визуально-пространственном интеллекте. Семь видов интеллекта

(Г. Гарднер)

Анкета по типам интеллекта позволяет выявить вашу склонность к тому или иному типу деятельности‚ что может помочь вам в выборе будущей профессии. Анкета основана на взглядах о структуре интеллекта‚ изложенных в теории Говарда Гарднера.

Одним из специалистов по исследованию интеллекта является американский психолог Говард Гарднер , который предложил «теорию множественного интеллекта», в которой он высказал мнение, что человек располагает как минимум семью различными формами интеллекта.

Гарднер определяет интеллект как способность человека решать проблемы или создавать продукты, ценные в рамках данной или нескольких культур, а также находить и ставить новые проблемы как фундамент для приобретения новых знаний.

Он настаивает на том, что возможность индивидов получать и расширять знания отражает приоритеты и возможности, которые предоставляет общество в области культуры. В его конструкции интеллект видится как гибкая, зависимая от культуры конструкция.

Теория множественного интеллекта базируется на двух важных, по мнению Гарднера, утверждениях. Во-первых, все люди обладают всеми видами интеллекта. Во-вторых, так же как все мы обладаем разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, так же мы обладаем и различными интеллектуальными профилями.

Говард Гарднер выделил следующие виды интеллекта:

1. Лингвистический интеллект: представляет собой способность использовать язык, свой родной язык, и, возможно, другие языки, чтобы выразить то, что у вас на уме и для того, чтобы понять других людей. Он наиболее развит у поэтов, но также необходим для любого писателя, оратора, диктора, юриста, или человека, для которого язык является важной базой для деятельности.

2. Логическо-математический интеллект: представляет собой счет и работу с числами, владение математическими понятиями. Люди с данным типом интеллекта любят решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслить на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбираться в причинно-следственных связях. Данный вид интеллекта развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.

3. Визуально-пространственный интеллект: визуально-пространственный интеллект относится к способности представлять пространственный мир в своем уме. Это похоже на то, как моряк или летчик ориентируется в пространстве мира, или то, как игрок в шахматы или скульптор представляют более ограниченный пространственный мир. Пространственный интеллект может быть использован в искусстве и науке. Если вы обладаете пространственным интеллектом и ориентированы на творчество, у вас больше шансов стать художником или скульптором, архитектором, чем, скажем, музыкантом или писателем. Аналогичным образом, для некоторых наук, как анатомия и топология, пространственный интеллект имеет особое значение.



4. Моторно-двигательный интеллект: Моторно-двигательныйинтеллект представляет собой способность использовать ваше тело или части тела - руку, пальцы, кисти для решения проблемы, сделать что-то, или произвести что-то. Наиболее наглядными примерами являются люди, занимающиеся легкой атлетикой или театральным искусством - танцоры, актеры, мимы.

5. Музыкальный интеллект: Музыкальный интеллект – это способность мыслить о музыке, уметь слышать музыкальные образы, распознавать их, помнить их и, возможно, манипулировать ими. Люди, обладающие сильным музыкальным интеллектом, не только легко запоминают музыку, но и не могут выкинуть ее из головы - она повсюду.

6. Межличностный интеллект: Межличностный интеллект заключается в понимании и общении с другими людьми. Это качество необходимо нам всем, но становится очень важным, если вы учитель, врач, продавец или политик. Любой, кто постоянно общается с другими людьми, должен быть мастером в сфере межличностных отношений.

7. Внутриличностный интеллект: демонстрирует чувство независимости/силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства. Этот тип интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.

В 1997 году Г. Гарднер выделил натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя): натуралистический интеллект обозначает способность человека ориентироваться в среде живых существ (растения, животные), также как и обладать чувствительностью к другим проявлениям мира природы (облака, конфигурации скал). Эта способность была большой ценностью в нашем эволюционном прошлом, среди охотников, собирателей и фермеров. Она продолжает играть центральную роль в таких профессиях как ботаник или шеф-повар. Особая возможность распознавания, которая ценится в некоторых дисциплинах, может также опираться на интеллект естествоиспытателя.

Сейчас Гарднер рассматривает вероятность существования девятой способности – экзистенциального интеллекта, охватывающего склонности человека к рассмотрению фундаментальных вопросов бытия, вечности, жизни и смерти.

Теория множественного интеллекта, будучи правильно использована, может позволить каждому человеку полнее реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и увлечениях.

Инструкция: Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют.

Текст опросника:

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю все поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.

13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.

15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.

18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.

19. У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.

21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25. Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку.

28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Обработка результатов:

google_protectAndRun("ads_core.google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты

Различные типы интеллекта:

Типы интеллекта Краткая характеристика типов
Лингвистический Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в «слова».
Математико-логический Быстро решают арифметически задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия.
Внутриличностный Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой.
Визуально-пространственный Мыслит образами и «картинками». Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии.
Музыкальный Чувствительны к разнообразию звуков в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма.
Кинестетический Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники.
Межличностный Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, благодаря вовлеченности в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей.

Каждый маленький человечек рождается с определенным набором задатков, интересов и даже умений. С раннего возраста одному смышленому малышу нравится считать и разгадывать ребусы, ставить опыты, другому только книги и чтение, третьему комфортно на природе в кругу птиц.

Каждому ребенку хочется делать то, что вызывает огромный интерес. Когда родители закрывают одни двери знаний в надежде, что их чадо потянется к другой сфере, налаживает свой отпечаток в душе и сознании ребенка, у которого исчезает интерес вообще к любому типу занятости. И восстановить живое познание детского ума интересного занятия не так и просто.

Поэтому ученые и психологи предлагают родителям обращать внимание на мелочи, к чему больше всего тянется малыш, чтобы идти на пути развития этой сферы, необходимых умений, что приведет к успешной реализации личности в будущем.

Типы интеллекта по Гарднеру

Рассмотри типы интеллекта по Гарднеру, который выделяет 8 разновидностей ума. Говард Гарднер - психолог, изучает возможности интеллекта и реализацию сознания. Ему принадлежит авторство понятия "множественный интеллект". В современной школе детей условно делят на тех, у кого математический склад ума, и тех, у кого лингвистический склад ума. Гарднер расширил это классификацию, и вывел на основе своих наблюдений 8 типов интеллекта, по которым и следует направлять развитие детского ума и способностей.

На заметку родителей: ни воспитательница в детском садике, ни учительница в школе, ни кто-то другой из близкого окружения не может с точностью определить тип интеллекта ребенка, только родители и круглосуточное наблюдение за интересами ребенка могут расшифровать пытливость ума и его тип.

1 тип - Лингвистический

Интерес у ребенка с лингвистическим типом интеллекта заметен по огромной любви к слову и письму. Ребенку в самом маленьком возрасте с легкостью дается изучать стихи, нравиться слушать сказки, ребенок рано учится говорить и писать. Особенно теплые чувства питает малыш к сказкам в возрасте от 2-3 лет до первого класса, когда роль чтеца переходит к самому ребенку. Легко и просто изучает иностранные языки, на лету схватывает рассказы и с легкостью пересказывает любой услышанный или прочитанный текст. В старшем возрасте принимает активное участие в подготовке школьной стенгазеты, пишет рассказы, берет интервью.

В школе делается упор на развитие именно этого типа интеллекта, потому что проще запрограммировать ребенка, чтобы слушал, читал, сам писал, пересказывал, учил. Кроме этих умений, для успешного продолжения развития лингвистического типа ума, необходимо обзавестись еще и умением систематизировать и анализировать, вычленять и расчленять, делать выводы и развивать свои мысли.

В какой сфере ребенок может быть успешным в будущем:

  • драматург,
  • журналист,
  • филолог,
  • политик,
  • редактор или корректор,
  • сценарист,
  • писатель.

2 тип - Логико-математический

Особенно интересны цифры и числа для ребенка логико-математического типа интеллекта. С детства быстро изучают цифры и обозначения, рано начинают понимать процедуру сложения, умножения, вычитания, деления. В школьном возрасте быстро решают любую математическую задачу. Стараются поддавать счету все вокруг, начиная от ступенек, и заканчивая сложными алгоритмами в школе. Аналитические умения и способность к синтезу приходят сами собой, без особых усилий со стороны родителей или учебного заведения. Ребенку с таким типом ума легко устанавливать причинно-следственные связи и оперировать абстракциями.

В какой сфере может себя реализовать:

  • бухгалтер,
  • математик,
  • ученый,
  • программист,
  • аналитик,
  • детектив,
  • медик,
  • логист.

Первый и второй типы интеллекта в основном относят к граничным (или/или), и успешно развиваются учителями в школе и в высшем учебном заведении. Что касается следующих типов, то такие дети не всегда могут найти себе занятие по душе. Потому что относятся либо к обоим типам одновременно, или ни к первому, ни ко второму, будучи повержены в постоянное непонимание.

3 тип - Визуально-пространственный

Первое, к чему тянется ребенок с таким типом интеллекта - это пазлы и самые простые игрушки, и обычные вещи. Часто родители такого ребенка недоумевают, почему их чадо любит играть ложкой или простой коробкой, вместо кучи развивающих и красочных игрушек из магазина. А дело в том, что у малышей отлично развито воображение, видят они мир и все вокруг с другого ракурса, ошеломляя окружающих. Могут играть с деревянными простыми игрушками, любят пазлы и лабиринты. Часто погружаются в собственный выдуманный мир, могут общаться с выдуманными друзьями. Также ребенок тянется к рисованию, чтобы выразить свое видение окружающего мира. В школе им дается на сто процентов физика или химия, черчение и рисование, геометрия. Подростки без проблем составляют графики или их интерпретируют. Хорошо развито мышление и восприятие пространства.

В какой сфере может реализовать свои умения и навыки:

  • дизайнер,
  • архитектор,
  • инженер,
  • скульптор,
  • мультипликатор,
  • художник.

4 тип - Телесно-кинестетический

Для ребенка этого типа ума главное - это выражение себя посредством своего тела. Дети могут увлекаться танцами, обычно обладают развитой моторикой и жестикулируют больше всех остальных. Стараются достигать успехов в спорте. По природе их тело пластично и сильно. Таким деткам особенно нравиться не только бегать и прыгать, но и заниматься мастерством, делать что-то своими руками. Обожают сцену, комфортно себя там чувствуют и могут привлекать взгляды окружающих умением держать себя на сцене и завлекать других.

В какой сфере деятельности могут реализоваться:

  • спортсмены,
  • цирковые артисты,
  • танцоры,
  • механики,
  • ремесленники,
  • фотомодели,
  • артисты,
  • актеры.

5 тип - Музыкальный

Вся жизнь для ребенка с музыкальным типом интеллекта - это ритм и музыка. Ребенок распознают во всем мире звуки и может их понимать, воспринимать и создавать. Горячо любят дети любые музыкальные инструменты, стараются постичь музыкальную грамоту еще с детства, "тарабаня" по клавесину, изучая звучание нот. Дети часто посещают музыкальную школу и выделяются на общем фоне игрой рук или головой, ногами, они притопывают, постукивают, поют, отображая звуки и ритм.

В какой сфере смогут чувствовать себя комфортно:

  • композитор,
  • дирижер,
  • певец,
  • артист,
  • музыкант-исполнитель,
  • музыкальный редактор,
  • диджей,
  • музыкальный критик,
  • преподаватель музыки,
  • пианист,
  • барабанщик.

6 тип - Натуралистический

Ребенок, который обладает натуралистическим типом интеллекта, лучше чувствует себя на природе, подолгу может наблюдать за деревьями и птицами, за жизнью и поведением животных. Обычно с радостью разводит цветы и травы, изучает разных букашек и очень любит домашних животных, поэтому родителям ничего не остается делать, как создать дома мини-зоопарк, чтобы ребенку было интересно и познавательно жить и развиваться.

В какой сфере реализуется:

  • ветеринар,
  • исследователь природы (морского дня, птиц, обитателей суши),
  • генетик,
  • фермер, сейсмолог,
  • эколог,
  • археолог.

7 тип - Экзистенциальный

Про такого ребенка говорят, смышленый - он понимает как никто другой себя и свои чувства, управляет своими эмоциями и сознанием. Обладает такими качествами, как застенчивость и сдержанность, здравомыслие, он эмоционально устойчив, не поддается истерикам и крикам. Это дети - генераторы идей и теорий, гипотез, скорее теоретики, чем практики.

В какой сфере будут комфортно себя чувствовать:

  • психиатр,
  • философ,
  • политик,
  • священник,
  • профессор,
  • психолог,
  • агитатор.

8 тип - Межличностный

Ребенок межличностного типа интеллекта коммуникативно развит, отличный оратор, прекрасно разбирается в людях. Часто даже управляет людьми, увлекая своими умениями к разговору и убеждению. В детстве отличается хорошо поставленной речью, является душой компании. У ребенка с таким типом интеллекта всегда в запасе множество шуток и юмористических историй, он общителен, умен, обладает харизмой.

В какой сфере могут реализовать себя:

  • переговорщик,
  • тренер,
  • педагог,
  • оратор,
  • менеджер,
  • дипломат.

Итак, рассмотренные типы интеллекта дают родителям почву для развития детей. Каждый ребенок по-своему индивидуален, поэтому не исключено, что в одном малыше могут успешно развиваться два разных типа ума, при этом гармонично сосуществовать.


Вы по-прежнему думаете, что интеллект – это только IQ? К сожалению, традиционный «тест интеллекта» выявляет лишь три категории способностей: вербальные (речевые), математические и визуально-пространственные. В классической системе школьного обучения больше всего тоже тренируются именно три этих вида интеллекта. Но такая шкала очень ограничивает наше понимание ума, таланта и способностей. Разве можно сказать, что великий математик умнее, к примеру, великого композитора? Два десятилетия назад психологи озаботились этим вопросом и выделили семь основных типов интеллекта. Какие способности преобладают у вас или вашего ребенка? Ответ на этот вопрос поможет определиться с выбором профессии и направлением дальнейшего развития.

В 1994 году психолог Говард Гарднер предложил новую концепцию интеллекта. Он выделил семь основных видов способностей человека, которые не ограничиваются умением хорошо считать или грамотно писать. Теория Гарднера открыла людям новый взгляд на понятие таланта, ума и способностей. Разве справедливо, что детей со склонностью к точным наукам в школе считают умными, а ребятишек, которые прекрасно умеют выстраивать отношения со сверстниками, принято называть бездельниками и болтунами?.. Нет, утверждает Гарднер. У этих детей просто развит другой тип интеллекта – эмоциональный, или межличностный. Нельзя сказать, что природа обделила их способностями: у людей, обладающих развитым эмоциональным интеллектом, есть все шансы стать успешными в жизни. Последние исследования показывают, что личности с таким талантом лучше всех продвигаются в и намного чаще становятся руководителями или «замами». Разные виды интеллекта востребованы в различных профессиональных сферах. Дизайнеру не обязательно разбираться в музыке и обладать чувством ритма, но необходимо чувствовать цвет, пространство и форму. Спортсмену нужно прекрасно владеть своим телом, а актеру к тому же не помешает и эмоциональный интеллект, и так далее. Узнайте, какими видами интеллекта одарены вы или ваш ребенок.

Логико-математический интеллект отражает нашу способность оперировать числами и мыслить рационально. Этот тип интеллекта также активно задействован во всех школьных программах. Из человека с развитым математическим интеллектом получится прекрасный математик, физик, бухгалтер, финансист, компьютерный программист, логик. Справедливо считается, что «математика развивает мозг». Однако, если человек не обладает выдающимися математическими способностями, это вовсе не значит, что он глуп. Скорее всего, у него просто развит совершенно иной тип интеллекта – один из тех, о которых мы расскажем ниже.

Визуально-пространственный интеллект говорит о таланте воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию, быть восприимчивым к цвету, форме, линиям, отношениям между объектами в пространстве. с такими способностями хорошо успевают по геометрии и черчению. Этим типом интеллекта обладают архитекторы, художники, дизайнеры. Такие люди хорошо ориентируются на местности, могут быть экскурсоводами или путешественниками. В сочетании с развитым логическим интеллектом визуально-пространственные способности могут дать прекрасного врача, химика или биолога: в естественнонаучных дисциплинах требуется умение логически мыслить и одновременно представлять себе сложные структуры - молекулы, органы и их системы, строение тканей.

Вербальный, или лингвистический интеллект развит у писателей, журналистов, ораторов. Не помешает оно и политикам и вообще всем людям, чья деятельность требует публичных выступлений и общения с другими людьми. Это владение устной и письменной речью, «чувство» языка, умение строить красивые предложение и связно выражать свои мысли. Нынешняя система образования активно апеллирует к развитию данного вида интеллекта: в школе мы прежде всего учимся читать, писать, пересказывать прочитанное.

Телесно-кинестетический интеллект , к сожалению, гораздо меньше тренируется в современных школах. А ведь именно из детей, обладающих кинестетическими способностями, вырастают спортсмены, балерины, актеры и актрисы. Умение владеть своим телом пригождается не только на сцене и в – этот талант (в сочетании с визуально-пространственными способностями) необходим и хирургам, ремесленникам, механикам и скульпторам.

Музыкальный интеллект - это способность воспринимать, оценивать и создавать музыку, обладание хорошим слухом, чувством ритма и гармонии. Наверное, вы уже догадались, что обладающие хорошим музыкальным интеллектом люди становятся прекрасными исполнителями, композиторами, звукорежиссерами и музыкальными критиками. Этот интеллект (в сочетании с телесно-кинестетическим) требуется всем, кто хочет хорошо петь и танцевать.

Эмоциональный, или межличностный интеллект связан с искусством общения. Это умение различать настроения, намерения и чувства других людей. Он требуется всем, чья деятельность так или иначе связана с общением: психологам, педагогам, менеджерам по работе с клиентами, специалистам по продажам, руководителям. В современном мире, где многое решают связи, обладание эмоциональным интеллектом дает большие преимущества во многих сферах. Поэтому, если ваш ребенок-тинэйджер имеет десятки друзей, постоянно болтает на уроках и строчит смс-ки – не спешите ругать его за легкомыслие и нерадивое отношение к учебе. Лучше записать его на психологические курсы или «подсунуть» книгу о навыках самопрезентации и умении договариваться. Это заставит его задуматься об отношениях с учителями, ответственности, а заодно и над тем, как с умом применить свои во взрослой жизни.

Экзистенциальный, или духовный интеллект - люди с этим даром не боятся задаваться вопросами бытия, жизни и смерти. Обычно люди с этим типом интеллекта становятся опять-таки психологами, а также философами, священниками. Многие писатели обладают таким типом интеллекта. Несмотря на кажущуюся «бесполезность», этот талант дает людям глубину мысли и чувств, приучает мыслить масштабно. Это делает их интересными собеседниками и думающими людьми, что ценно практически в любой сфере жизни.

После предложенной Гарднером теории психологи пошли дальше, выделив еще несколько видов интеллекта – к примеру, интраперсональный (способность к самонаблюдению, самоанализу и самосовершенствованию), креативный (умение видеть вещи в новом свете, предлагать нестандартные идеи, находить новые пути решения проблем), чувственно-сексуальный (комментариев не требуется). Наверное, конкретизировать виды интеллекта можно до бесконечности. Главное - понять, что в каждом человеке скрыта масса способностей. Их сочетание и рождает уникальную личность со своими сильными и слабыми сторонами. Неспособные люди – это те, кому не посчастливилось открыть и развить свои таланты.

Это способность видеть и создавать формы, очертания и образы в своем воображении. Такого рода интеллектом обладает архитектор, инженер, художник, дизайнер или человек, развивший в себе способность к четкой визуализации. Например, архитектор может сначала в уме, а за тем на бумаге спроектировать прекрасные здания, которые затем люди с математическим интеллектом превращают в точные чертежи для постройки.

Это тот самый интеллект, который вы используете для визуализации и представления своих целей, прежде чем воплотить их в реальность. Такую способность вы можете развить в себе посредством практики.

7. Межличностный интеллект

В наше время это является самой высокооплачиваемой формой интеллекта. Это способность общаться, вести переговоры, оказывать влияние и убеждать других людей. Она характеризуется высокой степенью восприятия чужих мыслей, чувств, убеждений и желаний. Человек с развитым межличностным интеллектом обладает способностью эффективно взаимодействовать с людьми, чтобы заставить их сделать то, что ему нужно.

Это ваша способность быстро и точно судить о людях, чувствовать собеседника, быстро находить ответ на каверзный вопрос и естественно вести себя в сложных ситуациях. Это ваши способности хорошо выступать публично, держать внимание аудитории, или собеседника. Преуспевающие менеджеры, лидеры разного уровня и даже военные офицеры обычно обладают межличностным интеллектом, развитым до очень высокой степени.

В результате люди стремятся сотрудничать с ними для достижения совместных целей. Самые высокооплачиваемые менеджеры по продажам - это те, кто в совершенстве владеет искусством убеждать других покупать их продукцию и услуги. Самые преуспевающие бизнесмены, консультанты и профессионалы в любой области постоянно демонстрируют эту форму интеллекта. Это наиболее важная способность преуспевающих политиков. И это может также стать одной из составляющих вашего гения. Многие могут прекрасно судить о характере любого человека. Кажется, что они успевают узнать о незнакомом человеке все, за несколько секунд общения с ним или даже только услышав его голос. В истории существует не мало примеров, когда очень талантливые люди, ученые, писатели, художники и музыканты, не владеющие навыками межличностного общения, были не способны ладить с окружающими и жили в нищете и отчуждении и так и умерли не понятыми. Лишь после их смерти мир по достоинству оценил их труды. Мы живем в обществе, и умение ладить с другими людьми это один из важных навыков, который необходим каждому. Чем бы вы не занимались, ваш доход и уровень жизни напрямую зависит от навыков межличностного общения.

Суть в том, что невозможно заработать деньги, ничего не продав. Я от многих людей слышу: «я не продавец, продажи это не мое», - однако эти люди не понимают, что чем бы они не занимались, кем бы они не работали, они в любом случае продают. Они продают свой труд, свои услуги, и от навыков межличностного общения зависит то, на сколько хорошо вы сможете продать себя. Вы являетесь маленькой компанией по оказанию услуг, и от того, на сколько хорошо вы продаете свои услуги, зависит ваш уровень дохода и уровень вашей жизни. Компания Dun and Bradstreet на протяжении более чем 50 лет проводила исследование результатов работы преуспевающих и неудачливых бизнесменов. Не так давно она обработала на компьютере все свои данные по бизнесу, потерпевшему крах. В результате выяснилось, что бизнес, как правило, терпит крах из-за низких продаж, а преуспевает благодаря высоким продажам. Ваша задача, как президента своей собственной корпорации по оказанию услуг, заключается в том, чтобы гарантировать себе наивысший объем и стоимость продаж своих персональных услуг какого вы только можете достичь. Как президент своей жизни и карьеры вам необходимо достичь абсолютного совершенства в выполнении тех жизненно важных задач, за которые жизнь даст вам наивысшую награду. За тем вам следует постоянно совершенствоваться в выполнении этих задач.

Говард Гарднер – психолог, изучает возможности интеллекта и реализацию сознания. Ему принадлежит авторство понятия «множественный интеллект».
В современной школе детей условно делят на тех, у кого математический склад ума, и тех, у кого лингвистический склад ума. Гарднер расширил это классификацию, и вывел на основе своих наблюдений 8 типов интеллекта, по которым и следует направлять развитие детского ума и способностей.

1 тип – Лингвистический

Интерес у ребенка с лингвистическим типом интеллекта заметен по огромной любви к слову и письму. Ребенку в самом маленьком возрасте с легкостью дается изучать стихи, нравиться слушать сказки, ребенок рано учится говорить и писать. Особенно теплые чувства питает малыш к сказкам в возрасте от 2-3 лет до первого класса, когда роль чтеца переходит к самому ребенку. Легко и просто изучает иностранные языки, на лету схватывает рассказы и с легкостью пересказывает любой услышанный или прочитанный текст. В старшем возрасте принимает активное участие в подготовке школьной стенгазеты, пишет рассказы, берет интервью.

В школе делается упор на развитие именно этого типа интеллекта, потому что проще запрограммировать ребенка, чтобы слушал, читал, сам писал, пересказывал, учил. Кроме этих умений, для успешного продолжения развития лингвистического типа ума, необходимо обзавестись еще и умением систематизировать и анализировать, вычленять и расчленять, делать выводы и развивать свои мысли.

В какой сфере ребенок может быть успешным в будущем:

драматург,
журналист,
филолог,
политик,
редактор или корректор,
сценарист,
писатель.

2 тип – Логико-математический

Особенно интересны цифры и числа для ребенка логико-математического типа интеллекта. С детства быстро изучают цифры и обозначения, рано начинают понимать процедуру сложения, умножения, вычитания, деления. В школьном возрасте быстро решают любую математическую задачу. Стараются поддавать счету все вокруг, начиная от ступенек, и заканчивая сложными алгоритмами в школе. Аналитические умения и способность к синтезу приходят сами собой, без особых усилий со стороны родителей или учебного заведения. Ребенку с таким типом ума легко устанавливать причинно-следственные связи и оперировать абстракциями.

В какой сфере может себя реализовать:

бухгалтер,
математик,
ученый,
программист,
аналитик,
детектив,
медик,
логист.

3 тип – Визуально-пространственный

Первое, к чему тянется ребенок с таким типом интеллекта – это самые простые игрушки, и обычные вещи. Часто родители такого ребенка недоумевают, почему их чадо любит играть ложкой или простой коробкой, вместо кучи развивающих и красочных игрушек из магазина. А дело в том, что у малышей отлично развито воображение, видят они мир и все вокруг с другого ракурса, ошеломляя окружающих. Могут играть с деревянными простыми игрушками, любят лабиринты. Часто погружаются в собственный выдуманный мир, могут общаться с выдуманными друзьями. Также ребенок тянется к рисованию, чтобы выразить свое видение окружающего мира. В школе им дается на сто процентов физика или химия, черчение и рисование, геометрия. Подростки без проблем составляют графики или их интерпретируют. Хорошо развито мышление и восприятие пространства.

В какой сфере может реализовать свои умения и навыки:
дизайнер,
архитектор,
инженер,
скульптор,
мультипликатор,
художник.

4 тип – Телесно-кинестетический

Для ребенка этого типа ума главное – это выражение себя посредством своего тела. Дети могут увлекаться танцами, обычно обладают развитой моторикой и жестикулируют больше всех остальных. Стараются достигать успехов в спорте. По природе их тело пластично и сильно. Таким деткам особенно нравиться не только бегать и прыгать, но и заниматься мастерством, делать что-то своими руками. Обожают сцену, комфортно себя там чувствуют и могут привлекать взгляды окружающих умением держать себя на сцене и завлекать других.
В какой сфере деятельности могут реализоваться:
спортсмены,
цирковые артисты,
танцоры,
механики,
ремесленники,
фотомодели,
артисты,
актеры.

5 тип – Музыкальный

Вся жизнь для ребенка с музыкальным типом интеллекта – это ритм и музыка. Ребенок распознают во всем мире звуки и может их понимать, воспринимать и создавать. Горячо любят дети любые музыкальные инструменты, стараются постичь музыкальную грамоту еще с детства, «тарабаня» по клавесину, изучая звучание нот. Дети часто посещают музыкальную школу и выделяются на общем фоне игрой рук или головой, ногами, они притопывают, постукивают, поют, отображая звуки и ритм.

В какой сфере смогут чувствовать себя комфортно:
композитор,
дирижер,
певец,
артист,
музыкант-исполнитель,
музыкальный редактор,
диджей,
музыкальный критик,
преподаватель музыки,
пианист,
барабанщик.

6 тип – Натуралистический

Ребенок, который обладает натуралистическим типом интеллекта, лучше чувствует себя на природе, подолгу может наблюдать за деревьями и птицами, за жизнью и поведением животных. Обычно с радостью разводит цветы и травы, изучает разных букашек и очень любит домашних животных, поэтому родителям ничего не остается делать, как создать дома мини-зоопарк, чтобы ребенку было интересно и познавательно жить и развиваться.
В какой сфере реализуется:
ветеринар,
исследователь природы (морского дня, птиц, обитателей суши),
генетик,
фермер, сейсмолог,
эколог,
археолог.

7 тип – Экзистенциальный

Про такого ребенка говорят, смышленый – он понимает как никто другой себя и свои чувства, управляет своими эмоциями и сознанием. Обладает такими качествами, как застенчивость и сдержанность, здравомыслие, он эмоционально устойчив, не поддается истерикам и крикам. Это дети – генераторы идей и теорий, гипотез, скорее теоретики, чем практики.
В какой сфере будут комфортно себя чувствовать:
психиатр,
философ,
политик,
священник,
профессор,
психолог,
агитатор.

8 тип – Межличностный

Ребенок межличностного типа интеллекта коммуникативно развит, отличный оратор, прекрасно разбирается в людях. Часто даже управляет людьми, увлекая своими умениями к разговору и убеждению. В детстве отличается хорошо поставленной речью, является душой компании. У ребенка с таким типом интеллекта всегда в запасе множество шуток и юмористических историй, он общителен, умен, обладает харизмой.

В какой сфере могут реализовать себя:
переговорщик,
тренер,
педагог,
оратор,
менеджер,
дипломат.

Итак, рассмотренные типы интеллекта дают родителям почву для развития детей. Каждый ребенок по-своему индивидуален, поэтому не исключено, что в одном малыше могут успешно развиваться два разных типа ума, при этом гармонично сосуществовать.

Статьи по теме: