Введение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N.Ya. Chernyshkina The Urgency and Necessity for Civic and Patriotic Education of Youth in Modern Russia

The urgency and necessity of civic and patriotic education of youth in modern Russia are grounded. The special attention is paid to the increasing youth"s activity in order to solve the task of country"s modernization, democracy development and bettering civil society in Russia.

Key words and word-combinations: civic education, patriotic education, modernization, youth activity.

Доказаны актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания молодежи современной России. Обращается внимание на повышение активности молодежи для решения задач модернизации страны, развития демократии и совершенствования гражданского общества в России.

Ключевые слова и словосочетания: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, модернизация, активность молодежи.

УДК 74.200:60.54 ББК 371.4:316.34/35

С.Ю. Наумов,

Н.Я. Чернышкина

АКТУАЛЬНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

I еополитическая открытость границ Российского государства служила причиной постоянной угрозы агрессивных внешних вторжений. Защищать родную землю от врага всегда считалось не только обязанностью, но священным гражданским и патриотическим долгом. Идея сплоченности общества в интересах достижения государственных целей основывалась на историческом опыте России - страны многонациональной и многоконфессиональной. Гражданственность и патриотизм стали определяющими чертами нравственной позиции народа, базирующейся на консолидации всех этносов, населяющих Россию. Эти понятия осознавались россиянами не только как чувство любви к Родине и необходимость служения ей, но и как нечто большее: желание гордиться своей страной, приносить пользу, быть ответ-

ственным за ее судьбу. Наш земляк, патриот и великий гражданин России Н.Г. Чернышевский подчеркивал: «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство -силою его патриотизма» .

Актуальность и объективная необходимость гражданского и патриотического воспитания на современном этапе обусловлены, на наш взгляд, рядом обстоятельств:

Включением всех слоев общества, особенно молодежи, в процесс модернизации России;

Требованием консолидировать российское общество для решения задач экономической, социальной и политической стабильности общества, его дальнейшего развития;

Задачами дальнейшей демократизации, строительства и совершенствования гражданского общества, его институтов;

Утратой многих традиций, в том числе гражданских и патриотических, деформированием связи поколений.

Гражданское и патриотическое воспитание являются важнейшими направлениями формирования граждан Российской Федерации - строителей демократического, гражданского общества. При этом следует различать предназначение этих направлений. Выработанные в обществе законы, нормы, идеи, взгляды, идеалы определяют сознание человека. Гражданское воспитание предполагает формирование конституционных, правовых позиций личности: усвоение ключевых идей равенства всех перед законом, соблюдение прав человека. Сформированное гражданское сознание дает возможность оценивать социальные явления и процессы, собственные поступки и действия с позиций интересов общества. Главная задача патриотического воспитания заключается в культивировании высших идей, связанных с любовью и преданностью Родине, защитой ее интересов и священных рубежей.

Размышляя о воспитании гражданина, В.Г. Белинский различал функции родителей и школы, отмечая при этом их взаимосвязь: «На родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений - сделать их учеными, гражданами, членами государства... Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин» .

Во все времена молодежь являлась стратегическим потенциалом общества и важнейшим ресурсом его модернизации. В настоящий период в нашей стране насчитывается 38 млн молодых граждан, что составляет 28% населения Российской Федерации . Основная их часть хорошо вписана в современное прагматичное и инновационное время и не боится трудностей. К сожалению, в последнее время значение молодежи недооценивается, что отрицательно сказывается на ее настроении, самооценке. Все это усиливает актуальность и необходимость гражданского и патриотического воспитания молодежи. Подрастающие поколения должны в полной мере осознавать, какая ответственность ляжет на их плечи через 10-20 лет, поэтому уже сегодня необходимо привлекать молодежь к решению важных государственных проблем, повышать степень ее участия в жизни общества.

Россия находится в самом эпицентре геополитических и геоэкономических противостояний. Борьба за передел сфер влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта, то и дело возникающие территориальные претензии могут в любой момент перерасти в явные угрозы национальной безопасности государства. Именно поэтому так значимо общественно-политическое единство российского социума, основанное на успешном гражданском и патриотическом воспитании всего народа, особенно молодежи. Если мы хотим, чтобы наша страна была могучей державой, уважаемой во всем мире, необходимо укреплять ее своим трудом, ратными подвигами, своей гражданской позицией, патриотизмом в больших и малых делах. Огромную роль в этом процессе призвана играть историческая память.

Историк и политик Н. Нарочницкая подчеркивает: «История сегодня стала инструментом в политике целого ряда стран, которые, создавая извращенное представление о прошлом, настраивают общество против развития отношений и сотрудничества с нашей страной. Такое происходит на Украине, в Грузии, Прибалтике, Польше» . Особенно заметной данная тенденция стала на фоне подготовки празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Парламентская ассамблея ОБСЕ 3 июля 2009 г. приняла резолюцию «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке», которая носит провокационный характер, грубо искажает исторические факты и оскорбляет живую память россиян, принесших на алтарь Победы десятки миллионов жизней. По мнению российских парламентариев, этот документ ставит на одну доску нацистскую Германию и СССР - одно из главных государств - участников антигитлеровской коалиции и учредителей ООН, что «является прямым оскорблением памяти наших соотечественников, отдавших в годы Второй мировой войны свои жизни за освобождение Европы от фашистского ига. От холокоста, от газовых камер и концлагерей, за то, чтобы мы, потомки павших, жили в мирной и свободной Европе» .

Подобного рода нападки стремятся не только принизить значение Великой Победы и поставить под сомнение державный статус и право России находиться среди победителей. Цель состоит в том, чтобы подорвать веру россиян в самих себя, привить комплекс неполноценности и вины, уничтожить благородные чувства гражданственности и патриотизма. Все эти происки идут в русле «ценных указаний» американского политолога З. Бжезинского «лишить русских русскости, украинцев - украинности, а белорусов - белорусскости». И тогда, по его мнению, нас можно будет взять голыми руками .

Учить давать отпор всем фальсификациям и фальсификаторам истории России является важнейшим элементом гражданского и патриотического воспитания. Как справедливо отметил Д.А. Медведев, «мы одной крови с теми, кто победил, стало быть, все мы - наследники победителей. <...> Нужно помнить и уважать наше прошлое. И работать по-настоящему ради будущего» . Председатель Государственной Думы Б. Грызлов отметил острую актуальность необходимости противостоять попыткам пересмотра исторических фактов, значи-

мых как для России, так и для всего мира. Он предложил ввести для учебников по истории строгую экспертизу со стороны научного сообщества и Министерства образования и науки РФ .

Произошедшая в 1990-е годы переоценка ценностей, девальвация традиций вследствие недооценки утверждения в обществе принципов нравственности, гражданственности и патриотизма привели к тому, что молодежь перестала верить старшему поколению. «Идеи патриотизма и гражданственности были подвергнуты тщательной ревизии, вплоть до полной замены их смысла» . Сложившаяся ранее система гражданского и прежде всего патриотического воспитания была разрушена. В сознание людей, особенно молодежи, стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. В немалой степени этому способствовала роль так называемых «свободных средств массовой информации», которые сделали «героями» не честных людей, тружеников и патриотов, а коррупционеров, воров, проституток, пьяниц, убийц, занимались очернительским толкованием исторических фактов и событий.

Только с начала 2000-х годов стал подниматься вопрос о «воскрешении» духовно-нравственных основ общества, о необходимости разработки программы патриотического воспитания граждан России. Без этого организовать людей на активное участие в демократических процессах, в строительстве гражданского общества просто невозможно. Известный русский писатель Д. Гранин высказал интересные мысли об истории, патриотизме и нравственности: «Мы хотим воспитать патриотов? Но патриотизм воспитывается любовью к отечественной истории, родной природе. Патриотизм воспитывается стихами, музыкой, песнями» .

Сегодня слова «патриотизм», «гражданственность», «любовь к Родине» вновь обретают свое высокое значение. Общество и государство пытаются совместными усилиями преодолеть состояние безнравственности и безродного космополитизма, которые, казалось бы, надолго утвердились на российской земле. В подтверждение следует привести примеры официальных документов, действие которых направлено на решение обозначенной задачи.

Принятие в 2001 г. Правительством РФ Программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации явилось знаковым событием. Тем самым было положено начало оценке роли гражданственности и патриотизма и их места в обеспечении национальной безопасности России, открыты новые перспективы и возможности в организации и содержании гражданского и патриотического воспитания в новых исторических условиях. На заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам 21 мая 2003 г. была одобрена Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, которая отражает совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации . Исходя из положений Концепции, была разработана и принята Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» , которая стала логическим продолжением упомянутой государственной Программы. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и в Стратегии государствен-

ной молодежной политики в Российской Федерации подчеркивается объективная необходимость и актуальность гражданского и патриотического воспитания новых поколений . В целях обеспечения согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций, направленной на противодействие фальсификации российской истории, Указом Президента РФ 15 мая 2009 г. создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России .

Исторический опыт показывает, что гражданственность и патриотизм способны творить чудеса, они придают огромную идейную и материальную силу обществу и государству. Решая в настоящее время стоящие перед страной задачи, граждане России должны опираться на морально-нравственные ценности, выработанные нашим народом за более чем тысячелетнюю историю. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне, гражданственности и патриотизма, ее активности будут зависеть успехи движения России по пути модернизации, демократических преобразований и строительства гражданского общества.

Библиографический список

1. Воронцов В.В. Симфония разума: афоризмы и изречения отеч. и зарубеж. авторов. Изд. 8-е. Саратов, 1979.

2. Умом и сердцем: мысли о воспитании. М., 1989.

3. Будущее в руках молодежи // Наша молодежь. 2010. № 4 (10).

4. Добрынина Е. Модерн и бараки: Социологи выяснили, готовы ли россияне к модернизации страны // Рос. газ. 2010. 9 июня.

8. МедведевД.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

9. Мельников И. Учебники по истории должны продолжить советскую традицию // Рос. газ. 2007. 23 июня.

10. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс. 2007. № 4.

12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 16 февр. 2001 г. № 122 // СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 862.

13. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: http:// www.fadm.gov.ru/projects/280/535/MAIN

14. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. №9 422 // СЗ РФ. 2005. № 29. Ст. 3064.

15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Рос. газ. 2009. 19 мая.

16. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 3). Ст. 5622

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

В национальной доктрине образования определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов.

Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни.

В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества.

Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Средняя общеобразовательная школа № 27 существует 18 лет. Семнадцать лет работает в ней историко-краеведческий центр “Родина”. Этот центр имеет очень разносторонние направления в своей работе: “История школ города”, “Педагогические династии”, “Балаковцы - участники Великой Отечественной войны” и т.д.

Но уже через три года стало ясно, что тема военного патриотизма столь широка и разнообразна, что требуется выделить ее в отдельное направление. Так на базе одного из шести кабинетов истории возник военно-патриотический клуб “Родина”, который я и возглавил. В своей работе военно-патриотический клуб “Родина” выделяет четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная и военно-конструкторская.

Поисковая секция военно-патриотического клуба “Родина” работает по двум основным направлениям: военно-краеведческая и поисковая. В работе военно-краеведческой группы клуба задействованы все классы среднего и старшего звена. В результате планомерной работы был собран библиографический материал о бывшем командире белорусской партизанской бригады “За Родину”, жителе нашего города, Федоре Семеновиче Харланове. Изучая биографии знаменитых земляков, ребята установили, что имя жителя нашего города, Георгиевского кавалера И.К. Хрулькова высечено в Георгиевском зале Кремля, а имя его внука, Героя Советского Союза Валентина Кирилловича Ерошкина, высечено в зале Славы на Поклонной Горе. Совсем недавно мы закончили работу по изучению биографии бывшего командира 28 Псковского гвардейского минометного полка Ясюнасе Михаиле Николаевиче. Огромная роль в работе поисковой секции клуба отводится подготовке учащихся старших классов к службе в рядах Вооруженных Сил, отсюда тесная связь со вторым отделом городского военного комиссариата. Несколько лет подряд мы приглашаем к нам школу бойцов балаковского ОМОНа, солдат и офицеров, служивших в различных “горячих точках”, ветеранов Великой Отечественной войны. Среди них первый командир и фактически создатель Балаковского ОМОНа Сергей Викторович Хальметов, воевавший в Чечне, сержант запаса Виктор Иванович Бабакин, выполнявший свой интернациональный долг в Афганистане, защитница саратовского неба в годы Великой Отечественной войны Александра Федоровна Новикова и многие другие.

Более четырех лет ученики старших классов работают в городском поисковом центре “Набат”. В течение трех лет восемь ребят были в шести экспедициях по розыску и подъему солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны в районе города Кириши Ленинградской области, где сражалась 2 ударная армия генерала А.А. Власова, набранная в основном из уроженцев Саратовской и Пензенской областей.

Только в двух последних экспедициях было поднято 139 останков советских солдат, часть из которых 9 мая 2006 года были перезахоронены на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге. Было найдено восемь “смертных” медальона, и в марте 2006 в течение недели 2 ученика работали в Центральном архиве Министерства Обороны в Могилеве, разыскивая адреса этих солдат. Двое из них оказались жителями Саратовской области. В настоящее время один из старшеклассников нашей школы находится в экспедиции в составе городского поискового отряда на “Невском пятачке” (см. приложение №3).

Но если участие в поисковой работе требует усиленной физической подготовки и выносливости, то военно-конструкторская работа этого не требует, зато привлекает мальчишек всех возрастов своей возможностью окунуться в мир крепких, мужественных и выносливых мужчин через изучение и конструирование моделей оружия и военной техники. Благодаря кропотливой работе в течение пяти лет собран материал об истории реактивной артиллерии России и история создания знаменитых “Катюш” - (БМ-13, БМ-18, и БМ-31 собран богатейший материал по истории создания различного стрелкового оружия времен Второй Мировой войны, бронетехники всех стран мира и многое другое (например, история создания спецподразделений войск СС, спецподразделений итальянских ВМФ и др.). На сегодняшний день кабинет имеет более 50 различных моделей и один макет “Штурм Сапун - горы советскими войсками 9 мая 1944 года”, созданный руками учеников 9-х и 10-х классов. Оформительский центр клуба плодотворно занимается сбором и оформлением материалов к различным военно-историческим датам и событиям. Их руками оформлены планшеты и стенды в самом кабинете.

С момента создания клуба в кабинете проводятся лекции и беседы с разновозрастными классами и группами учащихся. В старших классах лекции проводит сам учитель, а в среднем и младшем звене – ученики 9-11 классов, подготовленные по определенному разделу экспозиции.

В течение пяти последних лет стало в школе традиционным проведение месячников военно-патриотического воспитания совместно с учителями ОБЖ. Систематически проводятся литературно- художественные вечера по определенной тематике - (например, в феврале 2008 был проведен литературный вечер “И помнит мир спасенный”, посвященный 60-летию Сталинградской битвы) с просмотром художественного фильма “Звезда” и приглашением руководителя городского поискового центра “Набат” Ерохина О.А.

Большую помощь в военно-патриотической работе мне оказывает кабинет, созданный при помощи и руками моих учеников. Здесь представлены тематические планшеты, посвященные основным сражениям Великой Отечественной войны, экспонаты, найденные поисковиками на местах боев, макеты оружия и боевой техники времен войны.

Сейчас уже можно сказать и о некоторых результатах этой работы - выпускники стремятся все больше и больше поступать в военные училища, высшие школы и училища МВД. 9 человек в настоящее время являются курсантами различных военных училищ и военных академий. Среди тех, кто принимает участие в работе клуба, нет ни находящихся на учете в ОППН, ни неуспевающих. Эти ребята гордятся своей Родиной и имеют свою жизненную позицию, основанную на глубочайшем уважении к славе своих отцов, дедов и прадедов.

А самое главное, что несет наша работа- это осознание детьми того, что историей русского народа стоит гордиться, что наш народ всегда готов героически отстаивать любимую Родину вне зависимости от политики и экономики в стране.

Об актуальности патриотического воспитания молодежи

Автор : Загайнов Сергей Валерьевич
* * *
Сегодня в мире сложная геополитическая ситуация: происходит очередное перераспределение сфер влияния между крупнейшими субъектами мировой политики. Пошатнувшийся мировой гегемон в лице США пытается из-за всех сил сохранить свое господство через сохранение долларовой системы, контроль над ключевыми геополитическими и богатыми ресурсами регионами.
По сути, как признают политологи, мир находится на пороге третьей мировой войны, которая может грозить уничтожением большей части человечества.
Не случайно наш Президент, ссылаясь на свой опыт, в Послании говорит: «ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны».

В настоящее время на земле есть несколько «горячих» точек, где развернуты широкие военные действия.
А также против стран, которые противостоят влиятельнейшим субъектам мира сейчас ведётся война в экономической, финансовой, политической и других сферах, но главное внимание отводится войне идеологической.

Идеологическая война, идущая в форме информационно-психологической войны, играет решающую роль в разрушении государственности. Понимаете, в наше время не нужно вторгаться на территорию противника, рисковать своей армией. Наиболее эффективно подорвать государство, приговоренное к уничтожению изнутри – пример реализации этого вы видите сейчас на Украине, а до этого были Ливия, Сирия и ещё не один десяток государств – ничего хорошего теперь там нет.
Каков механизм подрыва общества изнутри?
В мирное время с помощью информационно-психологических операций в население внедряются чуждые идеологические и социальные установки, формируются ложные стереотипы поведения, изменяются в нужном направлении чувства и воля граждан. Эти операции должны создавать атмосферу недовольства, вызывать недоверие к собственной власти, содействовать возникновению оппозиционных групп. Такая информационная кампания подготавливает почву для успешного осуществления политических и военных действий.
Не думайте, что все, что было только что сказано никак не касается нашего государства. Только за последние два года было как минимум две попытки подорвать Казахстан изнутри (я имею ввиду в данном случае сценарии специально разработанные для нас западными режиссерами цветных революций). Но в обоих этих случаях развертывания казахстанского «майдана» удалось избежать только благодаря решительности нашего президента и оперативным действиям спецслужб.
Противостоять таким вызовам, попыткам расшатать ситуацию в Казахстане можно только одним способом – сформировать в обществе абсолютное большинство патриотически настроенных людей. Иными словами – воспитать как можно больше патриотов своей страны, которые будут отметать чуждые, насаждаемые извне идеологические установки.
Поэтому мы и поднимаем сегодня эту важную тему – патриотизм. Что такое патриотизм? Это нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность идти на определенные жертвы ради блага Отечества.
Кстати, если возвращаться к сценариям цветных революций, то в тех странах, где они произошли, патриотическое воспитание очень тонко отодвигалось и заменялось воспитанием толерантности либо, подменялось националистическим воспитанием. Поэтому считаю нужным остановиться на данных понятиях.
Толерантность - как раз это понятие и предполагает лояльное восприятие чуждых идей и ценностей. Чрезмерное насаждение толерантности приводит к уничтожению собственного духовного стержня народа, стирает национальное самосознание. Вспомните, прежде такого понятия не было, а было воспитание уважения к другим культурам.
Другая негативная крайность – национализм. Это любовь только к своему народу и ненависть к другим – либо к каким-то определенным, либо ко всем. Именно на этом в свое время был сделан акцент в Украине.
Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам . Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.

1)Актуальность патриотического воспитания

Минобрнауки России вынесло на общественное обсуждение программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» .

Целью программы является обеспечение необходимых условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, готовности граждан к защите Родины, сбережения и укрепления могущества Российской Федерации, обеспечение преемственности поколений россиян, укрепление чувства сопричастности граждан к истории и культуре России.

Определение Патриотизма в Программе сформулировано как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

к 7 годам

у 50% школьников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию своего поселка, края

у 45 % детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края;

60 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения поселка из-за высокой занятости

60 % родителей затрудняются в знании истории поселка, края;

10 % родителей не знают и не хотят знать историю поселка и края.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.

2) Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

3) В своей работе по организации внеурочной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

В содержании внеурочной деятельности патриотического воспитания

« Я - гражданин России» я выделила основные аспекты патриотического воспитания младшего школьника:

    социальная культура;

    личностная культура;

    семейная культура.

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, по некоторым темам - праздники.

Главное для учителя- увлечь и "заразить" детей, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Они, вместе с детьми заново познают мир, в котором живут, помогают подбирать информацию для проектов.

Представлю работа над блоком социальная культура.

- цели:

формирование у младших школьников интереса и уважения к народам, к их жизни, к труду, языку, традициям и культуре.

- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Богатство малой родины.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: 3 месяца.

Предварительная работа:

Знакомство с произведениями Х.Андрухаев «Кавказ»; Х.Беретарь «О, как она, земля моя щедра»; Ю.Крючков «Адыгея; Е.Салов «Дольмен»)

Посещение музея п.Тульского, национального музея, библиотеки.

Проведение подвижных игр на природе.

Этапы мероприятия.

Этап

Деятельность учителя.

Деятельность учеников

Результат взаимодействия

Вступительное слово.

Стихотворения о

родных просторах

Работа первой творческой группы

Вступительное слово (сопровождается музыкой и показом слайдов " Моя малая родина." Вопросы по содержанию услышанного произведения. Выражение эмоционального состояния

Знания о жизни писателей.

Выразительное чтение, сообщение дополнительных сведений о родных просторах, иллюстрации к произведениям

Знание стихотворений, опыт анализа текста, знания о жизни и творчестве писателей

Творческий отчет второй группы. "Поэты."

Представление поэтов класса. Учитель организует беседу по анализу стихов.

Знакомство с произведениями уч-ся.

Развитие творческих способностей уч-ся, обсуждение главной мысли произведений.

Творческий отчет третьей группы. Достопримечательности

малой Родины, родных просторах.

Вступительное слово.

Презентации уч-ся.

Знакомство с родным краем, умение собирать информацию и представлять её.

Обмен впечатлениями.

Творческий отчет четвертой группы "Стенгазета".

Подведение итогов творческих встреч.

Учащиеся представляют свои стенгазеты " Моя малая родина."

Обмен отзывами и впечатлениями.

4) Закончив работу с блоком, я обязательно уделяю время диагностике, что позволяет:

разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;

выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

оценивать качество программ внеурочной деятельности

методика диагностики интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников

Задачи:

1. Выявление уровня знаний школьников о родном крае, чувства привязанности к нему;

2. Изучение сформированности представлений о вкладе родного края в мировую науку, культуру, военное производство, развитие космической техники, атомной энергетики;

3. Выявление отношения к достижениям науки, политики, экономики, искусства родного края и т.д.

Метод: творческие задания.

Задания:

1. Представь, что тебе довелось познакомиться с инопланетянином, прибывшим в твою республику для ознакомления с его достопримечательностями. Расскажи рассказ о своей республике.

2. Каких знаменитых людей своего края, года ты знаешь? Чем они прославились?

3.Инопланетянин похитил вас. Убеди его вернуть тебя домой. Расскажи рассказ на тему «Почему я хочу (не хочу) жить в своей стране».

Методика: Самооценка нравственных качеств

Цель - выявить место патриотических ценностей в системе нравственных качеств школьника.

Инструкция: Перед тобой 10 нравственных качеств. Выбери 5 качеств, которые, по твоему мнению, наиболее тебе присущи. При выборе качества руководствуйся только своим мнением, а не мнением окружающих.

Диагностический материал:

1. Бережливость

2. Патриотизм

3. Самостоятельность

4. Трудолюбие

5. Доброжелательность

6. Опрятность

7. Целеустремленность

8. Любовь к природе

9. Честность

10. Дружелюбие (терпимость)

Обработка результатов: Подсчитывается общее количество выборов для каждого качества, определяется место нравственного качества в иерархии группы.

В исследовании принимали участие 27 детей младшего школьного возраста.

Вывод: В результате диагностики патриотической воспитанности школьников было выявлено 40% детей с высоким уровнем. Эти дети красочно, ярко, эмоционально описывают достопримечательности своего края, стараясь охватить все его стороны (природу, людей, искусство, историю и т.д.). Называют несколько фамилий замечательных людей, приводят факты из их жизни, понимают их вклад в развитие мировой цивилизации. Положительно отзываются о своем крае (городе). Высказывают личностное отношение к его проблемам и достижениям. Строят планы по его совершенствованию. Указывают на личный вклад в это дело. Высказывают желание остаться здесь жить, растить детей, работать на благо Родины.

50% детей показали средний уровень патриотической воспитанности. Дети описывали достопримечательности родного края односторонне (например, только природу) или слишком поверхностно, ограничиваясь их перечислением. В рассказе не присутствовало личностное отношение к ним. Дети называли не более одной фамилии известного человека, внесшего вклад в развитие своего края, либо называли несколько, но в сфере одного вида деятельности.

10% детей показали низкий уровень патриотической воспитанности. Рассказы детей о своем крае слишком короткие, описание достопримечательностей выдержано в негативных отрицательных или безразличных тонах. В рассказах нет эмоциональной насыщенности. Ими не было высказано личностное отношение к своей Родине. Дети не называли фамилий известных деятелей своей страны. Не имеют представлений об их достижениях и вкладе в мировую политику, науку, искусство и т.д. Отрицательно высказываются о своей стране. Выказывают желание покинуть родной город, край, страну.

Результаты исследования самооценки нравственных качеств см. в таблице 2.

Критериями патриотической воспитанности человека являются:

сформированность систематических знаний о своей Родине, ее истории, культуре, о культуре народов, проживающих на территории России;

стремление внести свой вклад в развитие своей малой родины: области, города, села; активная позиция в защите интересов своего государства, проявление социальной ответственности в выполнении обязанностей гражданина, члена нашего общества.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о стране, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных начальному школьному возрасту.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов России.

Оксана Чиркова
Актуальность нравственно-патриотического воспитания

«Русский народ не должен терять

достойно завоёванного русским искусством,

литературой. Мы не должны забывать

о своём культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке,

если мы будем озабочены воспитанием душ,

а не только передачей знаний».

Д. С. Лихачёв.

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству.

Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы» и в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Это систематическая целенаправленная деятельность государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (утверждена Постановлением правительства Российской Федерации то 4 октября 2000 г. № 751) подчёркивается, что

«Система образования призвана обеспечить:

Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».

Именно поэтому родная культура, как и отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Тема нравственно- патриотического воспитания волновала во все времена и продолжает быть актуальной в наше время.

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение,- народ без будущего.

Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка подходов к организации патриотического воспитания, является актуальной задачей.

«Годы детства- это прежде всего воспитание сердца»,- писал

В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Именно поэтому, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Являясь глубоко патриотичным человеком, любящим свою Родину, свой народ, его культуру и традиции, хочу принести пользу своей стране, стремясь воспитать и передать нашим детям все свои нравственно- патриотические чувства через свои способности посредством музыки, поэзии, изобразительной деятельности.

Необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребёнку.

Учёными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и самым прямым образом, вызывают различные чувства.

Работая над темой нравственно-патриотического воспитания, я поставила перед собой следующие

Донести до подрастающего поколения самобытность, многогранность русской национальной культуры;

Вызвать интерес к истории нашей Родины;

Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через все доступные средства.

Пробуждать любовь к родной земле, бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю;

Формировать уважительное отношение, чувство гордости к защитникам Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны;

Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование должно осуществляться постепенно, в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. Нравственно- патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений работы ДОУ по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, недостаток теоретических и методических разработок.

Уровень представления детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано педагогом, какие методы используются, как организована предметно- развивающая среда в группе. Особое значение имеют формы работы в этом направлении. Они должны быть разнообразными.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили Родину, свой посёлок, свой народ, нам нужно показать всё это с привлекательной стороны.

В своей работе выбираю следующие формы работы с детьми:

1. Подготовка и проведение праздников: традиционных, обрядовых, религиозных и сюрпризных.

2. Посещение один раз в неделю детей в группе: пение песен по выбору детей; рассказывание историй, сказок об интересных звуках, существующих в природе, окружающей музыке, мелодиях, существующих в природе, окружающей жизни. Развитие способности наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Хочется отметить, что в своей работе больше внимания уделяю красоте родной природы, той которую дети могут постоянно наблюдать, той, с которой они соприкасаются и являются её частью.

3. Знакомство детей с творчеством местных поэтов, композиторов, путём организации встреч с ними, проведения бесед, концертов, поэтических вечеров.

4. Показ настольных кукольных театров. Затем старшие дошкольники самостоятельно показывают их для малышей.

5. Организация экскурсий в музеи, к памятникам, по улицам посёлка.

В настоящее время в своей работе по нравственно- патриотическому воспитанию средствами музыки, я обращаюсь не только к комплексным образовательным программам и технологиями:

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

(Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2010);

К парциальным программам:

- «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»

(О. Л. Князева, М. Д. Моханева, СПб., 2002).

Эти программы позволяют не только обучить детей определённым умениям и навыкам, но и развить личность каждого ребёнка. Открыть ребёнку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира, дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.

Систематически ведётся работа с воспитателями. Они знакомятся не только с песнями, музыкально- ритмическими движениями, которые придётся разучить с детьми, мы формируем умение воспитателей исполнять на музыкальных инструментах простые мелодии и ритмы: аккомпанировать на металлофоне, ложках, трещотках, и др. во время спектаклей, инсценировок, сказок, исполнения детьми русских народных песен.

Свои умения мы используем в совместной деятельности детей и педагогов.

Кроме того, в детском саду организована вокальная группа воспитателей, её выступление можно услышать на многих наших праздниках, развлечениях и занятиях. В данном случае дети имеют возможность слушать живую музыку.

Свою работу по музыкальному воспитанию детей ведём в тесном контакте с другими организациями: ДМШ, ученики которой приходят в детский сад с концертами. Наши ребята имеют возможность не только слушать профессиональное исполнение песен, но и познавать классическую музыку, которую исполняют дети на инструментах. В поселковый ДК мы сами нередко приходим со своими выступлениями, как сольными, так и с групповыми, используя совместную деятельность детей и взрослых. А воспитанники ДК радуют нас театрализованной деятельностью, что вызывает у наших детей желание играть, быть артистами.

Статьи по теме: