Вязание обучение крючок. Учимся вязать спицами и крючком: бесплатные курсы и уроки для начинающих

Вязание представляет собой один из популярных видов рукоделия. Помимо популярности, это занятие еще и весьма полезно. Увлечение позволяет создавать красивые уникальные предметы интерьера, одежду, аксессуары.

Вязание успокаивает и расслабляет, что позитивно влияет на нервную систему. Поэтому мы расскажем вам, как научиться вязать крючком с нуля.

Изготовление изделий таким методом существенно отличается от вязания спицами. Оба типа осуществляются по схеме, но при вязании крючком разнообразие петель намного больше. При вязании спицами работают обе руки. При использовании крючка одна рука служит для натягивания нити и придерживания изделия.

При вязании крючком изделию намного проще:

  • придавать самые причудливые и необычные формы;
  • менять цвет изделия;
  • переходить с одного узора на другой;
  • вплетать декор.

При этом все петли кроме рабочей закрыты, они не требуют постоянной поддержки, что снимает проблему спущенных петель. Даже если изделие немного распустилось, не приходится ничего поднимать или подтягивать. При таком вязании намного проще добиться равномерных петель, поскольку вес самого изделия не приходится держать рабочей рукой.

Закрытые петли последнего ряда позволяют запросто менять цвет нити и форму изделия. Поэтому вы сможете легко создавать детям не только оригинальную яркую одежду, но и дивные игрушки.

Подготовка материалов

Если вы решили научиться работать с крючком, не имея даже минимального опыта, боятся не стоит. Существует множество ресурсов с подробными инструкциями. Перед тем как научиться вязать крючком, следует подобрать удобный инструмент и практичную нить.

Не стоит начинать с маленьких размеров – 3 или 4 вполне подойдут. Это позволит увидеть прохождение петли, движение рисунка, выработать фиксированное положение и отработать натяжение нити.

Саму нить следует выбрать без шелков, не скользящую, но и не шерстяную с ворсом. Оптимальным вариантом станет хлопок. На белой сложно разобрать сплетения готовых петель, на слишком темной – трудно увидеть все элементы предыдущего ряда.

Крючок и нить должны соответствовать друг другу по толщине. Если нить старая или на этикетке не указан размер – нить, сложенная вдвое, равняется толщине крючка под самой головкой.

Также следует проверить удобен ли сам крючок. Хорошо, если он будет гладким, полированным, без зазубрин и острых краев. В противном случае будет цепляться, расслаиваться, создавать неровности. Все это скажется на итоговом виде изделия, усложнит распускание и сам процесс вязания.

Попробуйте натянуть нить между пальцами, зацепить ее крючком. Если слегка потянуть, она должна полностью спрятаться под носиком.

После подбора всех материалов можно приступать к обучению.

Первые шаги

Нить для вязания располагается на вспомогательной руке. Если вяжем левой рукой – вспомогательной станет правая и наоборот. Кончик свисает на внутренней части ладони, далее проходит между первыми фалангами указательного и среднего пальца, возвращается на ладонь, уходит наружу по контуру большого пальца и возвращается к кончику. В итоге получаем петлю и оба конца лежащие перед глазами.

Заводим крючок снизу вдоль большого пальца, захватываем натянутую нить от указательного пальца и протягиваем в петлю. Снимаем петлю с крючком и затягиваем. Первая петля готова.

Прежде чем начинать вязать по схеме стоит научиться делать цепочку. Крючок ложится в руку точно как ручка, потому зачастую удерживается тремя пальцами. Ручка зажимается между указательным и большим пальцами и поддерживается средним.

При начале любого изделия необходимо поддерживать его так, чтоб начальные петли находились все время одной стороной к крючку. Это обеспечит красивый вид и не даст запутаться.

Воздушная цепочка

Большим и средним пальцами левой руки зажимаем кончик. Нить вязания охватывает указательный палец на левой руке, проходит с тыльной стороны и возвращается на ладонь над средним пальцем. Головка крючка заводится под натянутую нитку и протягивается сквозь петельку.

По мере продвижения цепочки нужно перехватывать готовое изделие поближе к работе и следить чтоб цепочка не перекручивалась в месте вязания. Если потянуть слишком сильно петля получится большой, тогда ее можно уменьшить чуть потянув за рабочую нить.

Когда цепочка получается ровной, с одинаковыми петлями, можно переходить к более сложным изделиям.

Второй ряд

Вязание начинается либо с ряда воздушных петель, либо с одной. Второй вариант используется при круговом вязании. Таким способом вяжутся шапки, игрушки, цветы, овальные и круглые детали, классические квадраты, скатерти. Все схемы, которые вяжутся по кругу, начинаются с кольца и одной петли.

В таком случае можно не провязывать ее саму, а набирать новые петли прямо из середины кольца. Для замыкания в кольцо крючок вводится в первую петлю, захваченная рабочая нить протягивается сквозь две петли вместе. Второй ряд можно провязать заводя в кольцо или в петлю.

Воздушная петля выполняется несколькими способами – поднимая верхнюю дужку, вместе с серединой либо обе наружные нити разом.

В первом случае получается плотный нижний ряд и аккуратный переход, во втором – тонкий низ и плотный переход. В третьем варианте на поверхности изделия появится декоративный рубчик в виде косички.

Если провязывается не первый ряд, различия в захвате петли создают рельеф на поверхности изделия.

Основные приемы вязания крючком

В различных изделиях используются комбинации одних и тех же приемов, чередующихся по схеме. Помимо различий в подхвате нитей петли, существуют еще способы захвата рабочей нити. Нить можно захватывать сверху или снизу, но это обычно остается делом привычки.

При вязании используется:

  • полустолбик – нить протягивается через базовую и рабочую петлю на крючке;
  • столбик – нить проходит петлю, снова захватывается и через обе создает новую;
  • столбик с накидом – выполняется до ввода в основание, после вытягивания остается 3 петли, которые провязываем попарно; аналогично создаются более сложные столбики;
  • бочечка – накидывается 3 или более витка и все захватываются за один раз.

Более сложные приемы описываются подробно в каждой отдельной схеме, однако, преимущественно они являются комбинацией основных приемов.

Основы вязания крючком

Вязание крючком берёт своё начало из старины. Декоративные возможности его позволяют рукоделицам изготовить красивый оригинальный наряд, искусно сочетая традиционные мотивы с особенностями современной моды. Кстати, мода на трикотаж, особенно , включает не только одежду. Весьма популярны различные вязаные предметы интерьера, делающие жильё уютным. Самые различные вещи любой формы можно связать крючком – салфетки, скатерти, накидки на кресла и т.д. Ведь такое полотно мало растягивается, потому изделия хорошо поддаются стирке и имеют продолжительное время привлекательный вид.
Ещё вязание крючком характеризуется тем, что узоры, в отличие от , невозможно повторить ни на одной вязальной машине! Различных комбинаций узоров великое множество! Это вдохновляет, даёт возможность мастерице-вязальщице проявить свою фантазию, будит творческую мысль.

Крючок – инструмент совсем простой, удобный в пользовании и малогабаритный. Да и ним несложная. Нитки можно брать для вязания шерстяные, шёлковые, льняные, хлопчатобумажные и синтетические. А сейчас вообще разнообразие пряжи удивляет и радует. Всегда можно выбрать то, что тебе по душе.

Набор вязальных крючков

Вязальные крючки бывают разной величины. Их различают по номерам – от № 0,5 до № 8. Какой номер у данного крючка, зависит от диаметра его рабочей части – головки, и замеряется в миллиметрах. Крючок должен быть толще рабочей нити приблизительно в два раза. Изготавливают крючки из пластмассы, металла, кости, дерева. Выбираем любой. Главное – чтобы он был удобен в работе.
При штамповке на стержне иногда остаются заусеницы, а головка крючка получается слишком острой и может разделять крученую нить или даже поранить палец. Слишком тупая головка плохо входит в петлю, задерживая работу, а с мелконадрезаной головки нить соскальзывает. Надфиль и наждачная бумага помогут устранить эти недостатки, а отполировать крючок легко шерстяным лоскутком. Вы даже можете попросить об этом своего любимого мужчину. Поверьте, он с удовольствием вам поможет.
Следует учитывать, что костяные и деревянные крючки хрупки и стачиваются о пряжу. Если вы будете вязать большое изделие типа костюма или шали – из-за стачивания крючка может уменьшиться первоначальный размер петель, а это искажает общий вид узора и форму полотна в целом, приводит к браку в работе.
Крючок с деревянной или пластмассовой ручкой и плоской частью стержня в 3-4 см от головки держать в руках удобнее, чем круглый.
Хранят крючки в стаканчике, коробке или футляре. Это защищает инструменты от влаги и механических повреждений.

Основы вязания крючком

Основные приёмы вязания крючком – воздушные петли , полустолбики , столбики без накида и столбики с накидом .

Начальный ряд, основание для всех изделий, вязанных крючком - цепочка воздушных петель . В счёт рядов цепочка не входит.

Рис.2 Первая петля

Первая петля. Рабочая нить находится на указательном пальце левой руки. Крючок держим в правой руке, подобно карандашу или ручке: между большим, указательным и средним пальцами, головка расположена горизонтально (рис. 1). Крючок вводим движением от себя под рабочую нить и разворачиваем его против часовой стрелки на 360 град., получаем петлю (рис. 2).

Цепочка (рис. 3). Первую петлю зажимаем большим и указательным пальцами левой руки. Крючком захватываем снизу рабочую нить и протягиваем её в первую петлю. Таким же образом вяжем все следующие воздушные петли. Чтобы во время вязания петли не вытягивались, пальцами левой руки придерживаем цепочку ближе к крючку.

При плавном и ритмичном движении рук петли получаются ровные, не слишком свободные, поэтому край не выглядит растянутым, и не слишком тугие, такие, чтобы в следующем ряду в эти петли свободно входил крючок. Конец цепочки основания становится началом первого ряда.

Во время вязания на крючке всегда есть одна петля. Она называется ведущей . Полотно, связанное крючком, легко распускается – достаточно потянуть за конец рабочей нити. Поэтому, если мы оставляем на некоторое время незаконченную работу, то ведущую петлю вытягиваем на 8-10 см– это предохраняет вязание от роспуска.

Полустолбик (рис.4) Допустим, что на крючке находится ведущая петля. Движением от себя вводим крючок во 2-ю петлю цепочки основания, подхватываем рабочую нить снизу и аккуратно протягиваем её через петлю цепочки и ведущую петлю одновременно.

Полустолбиком чаще всего закрепляют цепочку из воздушных петель, если вяжут по кругу или обвязывают край изделия.

Рис.5 Столбик без накида

Столбик без накида (рис. 5). На крючке воздушная петля. Вводим крючок во вторую петлю цепочки основания, подхватываем рабочую нить снизу и вытягиваем её на себя сквозь петлю цепочки. Теперь у нас на крючке две петли. Повторно захватываем крючком рабочую нить и протягиваем её теперь через обе петли.

Столбик с накидом (рис. 6). На крючке воздушная петля. Делаем накид, т.е. поднимаем рабочую нить на крючок движением на себя. Крючок вводим в четвёртую петлю цепочки основания, подхватываем рабочую нить снизу и вытягиваем её на себя через петлю цепочки. Теперь на крючке три петли вместе с накидом. Снова захватываем рабочую и провязываем её через 2 петли: вновь образованную и накид. В этот раз на крючке у нас две петли. Захватываем рабочую нить и провязываем одновременно обе петли с крючка.

Столбик с двумя накидами (рис. 7). На крючке у нас ведущая петля. Делаем два накида. Крючок вводим в пятую петлю цепочки основания, подхватываем рабочую нить снизу и тянем её на себя через петлю цепочки. Теперь на крючке четыре петли вместе с накидами. Провязываем их по две петли вместе в три приёма. С этой целью захватываем рабочую нить и провязываем вновь образованную петлю и один из накидов. Получилось на крючке три петли. Повторно захватываем рабочую нить и провязываем ещё две петли, вновь образованную и оставшийся накид. На крючке осталось две петли. Снова захватываем рабочую нить и провязываем оставшиеся обе петли.

Аналогично можно связать столбики с тремя и четырьмя накидами . Каждый накид делает столбик выше, поскольку мы вывязываем дополнительную петлю.

Петли для подъёма (кромочные) – это одна или несколько петель в начале очередного ряда. Причём количество их напрямую зависит от высоты ряда: одна воздушная петля соответствует по высоте столбику без накида, тогда как две воздушные петли – столбику с накидом, а три воздушные петли – столбику с двумя накидами. Цепочка из кромочных петель – это одновременно и 1-й столбик ряда. Поэтому вывязывать 1-й столбик надо над второй петлёй основания, а не над первой, чтобы не увеличивалось общее количество столбиков в ряду. Заканчиваем ряд столбиком над петлёй подъёма предыдущего ряда.

Чтобы увеличить количество петель в ряду, вяжем воздушные петли или же 2-3 столбика из одной петли основания.

Расширить вязаное полотно можно и изменив плотность вязания, т.е. сменив крючок на более крупный по номеру, или попросту – более толстый.

Чтобы уменьшить размер вязаного полотна , следует сократить петли. Для этого вывязываем два столбика с одной вершиной. Если вяжем плоское полотно, можно не довязывать 1 столбик до конца ряда. В результате получим край с небольшими выступами.

Петля состоит из двух частей-полупетель: передней, внутренней полупетли и задней, внешней полупетли (рис. 8). Передняя полупетля находится ближе по отношению к вяжущему и в процессе работы мы хорошо её видим. Задняя полупетля – это половина петли, которая находится с наружной, внешней стороны от вяжущего.

Переплетения столбиков имеют ножку и перемычку (см. рис.8).

Фактура вязаного полотна, его внешний вид зависят от того, в какой из четырёх элементов предыдущего ряда вводится крючок.

Способы введения крючка

  • Крючок введён под обе нити петли основания (это наиболее часто применяемый способ) (рис.9, а);
  • Под заднюю полупетлю (рис.9, б);
  • Под переднюю полупетлю (рис.9, в);
  • В середину ножки над перемычкой (рис.9, г);
  • В середину ножки под перемычкой (рис.9, д);
  • Перед ножкой (рис.9, е);
  • За ножкой (рис.9, ж).

Различают круговое и плоское вязание крючком.

В случае плоского вязания каждый новый ряд петель после поворота вяжем в обратную сторону, т.е. противоположную предыдущей. При этом лицевая и изнаночная стороны полотна выглядят одинаково.

А для вязания шапочек, юбок или салфеток применяют круговое вязание , т.е. вязание по кругу. Изделие, связаное таким способом, имеет как лицо, так и изнанку. Петли при этом расположены по замкнутому кругу.

А соединять ряды в круг можно по-разному.

1-й способ . Провязан 1-й ряд. Крючок вводим в первую петлю 1-го ряда и провязываем её полустолбиком совместно с ведущей петлёй. Круг замкнулся. Для вывязывания второго ряда делаем петли подъёма и первый столбик вывязываем над второй петлёй основания (рис.10). Второй и следующие ряды соединяем таким образом: провязываем вместе полустолбиком петлю подъёма с ведущей петлёй. Место соединения рядов будет почти незаметно.

2-й способ . Первый ряд провязан. Далее 1-й столбик второго ряда вяжем над 1-м столбиком 1-го ряда. При этом способе соединения только начало 1-го ряда слегка выступает вниз. А все остальные ряды вяжутся по спирали. Полотно при этом выглядит очень аккуратно. Заканчиваем последний ряд воздушной петлёй и соединяем её полустолбиком с 3-й петлёй основания (рис.11).

____________________________________________________________________________________

Хотите верьте, хотите нет...


Вязание крючком детям освоить легче, чем вязание спицами, так как в руке ребенка находится только один инструмент (крючок), а в работе только одна петля, а значит, за ней легче проследить и ее поймать. Навыки вязания крючком могут пригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных из пряжи изделий, но и для соединения или обвязывания деталей из ткани.

Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий кружка, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями. Работа кружка рассчитана на 2 года - в старшей и подготовительной группах.

Содержанием первого года обучения вязанию крючком является знакомство детей с изделиями, инструментами и материалами, правилами техники безопасности, свойствами пряжи, историей рукоделия, формирование умения держать крючок и пряжу, выполнять первую петлю, цепочку из воздушных петель, закрывать цепочку, регулировать натяжение нити, длину петель, использовать вязаные элементы для изготовления игрушек, атрибутов для игр и сувениров, создания панно.

От условий, в которых занимаются дети, во многом зависит успех обучения.

В оформлении интерьера комнаты, где проводятся занятия, должны быть вязанные крючком изделия, выполненные руками педагога и детей. Большую роль играет рабочее место. Во время работы дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П, главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту малыша, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяются три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ, место для выставки детских работ. Обязательно в уголке наличие фотографий, рисунков игрушек, выкроек, схем вязания, дидактических игр, знакомящих со свойствами пряжи, цветовым колоритом, составлением панно, конструированием игрушек и т.д.

Детям удобнее всего работать с шерстяной пряжей средней толщины в одну нить, достаточно мягкой и нескользкой. Можно использовать и синтетическую яркую пряжу, привлекающую внимание детей своей красочностью. Во время вязания клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или коробке, стоящей на полу с левой стороны от работающего. После работы крючок вкалывается в клубок и убирается в коробку вместе с незаконченной работой.

На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи.

При планировании работы кружка, подборе содержания занятий, последовательности их проведения следует учитывать дидактические принципы, такие как расположение учебного материала «от простого к сложному», «учет возрастных особенностей детей», «практическая значимость работы», «доступность», «наглядность» и др. С учетом этих принципов процесс обучения дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам.


Недавно наткнулась на магазин, где продается все для рукоделия , была поражена огромным ассортиментом, и количеством людей в магазине.

Увидев мотки ниток, крючки и спицы, решила, что это будет вязание крючком . Сегодня я расскажу вам, азы вязания крючком для начинающих , дам подробную инструкцию.

Приветствую вас, друзья! А на самом деле, ведь многие, что бы расслабиться или просто от скуки начинают что-то мастерить. Находясь в этой атмосфере, я поняла, что тоже хочу сделать что-нибудь своими руками .

Все просто, потому что помимо приятного , я смогу смастерить дельную вещицу, которая пригодиться мне или моим друзьям. Купив все необходимое, прибежала домой и начала постигать азы вязания крючком для начинающих . Вы тоже можете научиться этому самостоятельно.

Вязание с нуля

С конца 20 века женщины в России начали вязать, в качестве хобби во время совместных посиделок. Такой вид занятия считался делом от скуки. В то время крючком делали края полотенец, различные кружева с замысловатыми узорами. Одежду крючком не вязали.

Увиденное случайно на улице, способно зародить желание научиться вязать и сотворить себе что-то подобное.

Платье, связанное , кофточка, шаль не могут не привлечь внимание.

Чем запастись для обучения

Желание научится вязать крючком – это первое и самое главное условие. Без желания ничего не получится. Крючок сам по себе не будет делать петли и не образует красивое полотно.

Необходимо запастись крючками разных номеров (от тонких №1 до толстых №3-4), нитками для вязания, -уроками, книгами и руководствами с иллюстрациями.

Выбор крючка и ниток для обучения

Крючки бывают металлические, пластмассовые и деревянные. Начинающей вязальщице подойдут металлические крючки средних размеров, без заусенец на ручке, с гладкой головкой. Нитки для обучения можно взять потолще, гладкие, мягких цветов, чтобы хорошо были видны петли, которые вы будете вывязывать.

Петли, столбики и схемы

Хорошо, если рядом с начинающей вязальщицей окажется человек, который покажет, как держать в пальцах крючок, как протянуть нитку в петлю, цепочку из воздушных петель, как образовать ряды столбиков с накидом и без накида.

Если такого человека нет, расстраиваться не стоит. Откройте на Ютубе любое обучающее видео и посмотрите, как вязальщица держит свой крючок. Это может быть способ «держать как ручку» или «держать как нож». Пусть не смущает тот факт, что в разных видео, разные мастерицы держат рабочий крючок по разному. Это не играет роли. Кто как привык, как изначально научился, так и держит крючок во время работы. Вы можете попробовать оба способа и решить, как вам будет ловчее.

Запаситесь картинками, где будут показаны основные приемы вязания крючком. Все самые сложные кружева вывязаны всего десятком основных приемов. Освоить их можно как с посторонней помощью, так и вооружившись иллюстрациями или подобрав хорошее обучающее видео.

После того как основные приемы освоены: цепочка из воздушных петель и ряды столбиков получаются ровными и плотными, выберите схему вязания крючком. Это может быть как , так и шаль.

Обозначения на схеме подскажут, в каком ряду следует вывязывать петли, столбики с накидами и без них.

Первые шаги могут не порадовать качеством. Полотно получится неравномерным по фактуре: где свободнее, где туже. Опыт обязательно придет, и рука начнет вывязывать все элементы крючкового вязания с одинаковым натяжением нити. Вещь станет ровнее и плотнее.

Помните о том, что любое самое сложное платье или изумительной тонкости накидка связаны человеческими и с большим творческим желанием эту вещь сделать. Имея все это в наличии, научиться вязать крючком с нуля, стать непревзойденной вязальщицей вполне реально.

Статьи по теме: