"Железная выдержка: Как сохранять спокойствие, когда дети не слушаются?". Спокойный ребенок — хорошо или плохо Как сохранять спокойствие маленьким ребенком

Кто такие спокойные дети? Какого ребенка можно назвать спокойным? Когда рождается ребенок, то его оценивают по шкале Апгар, которая учитывает, как скоро и сильно закричал , как он двигается и другие показатели.

Слишком спокойный новорожденный скорее насторожит врачей, нежели обрадует . Если младенец все время спит, плохо сосет и мало набирает в весе, такое спокойствие никак не доставит радости родителям. Слишком спокойного ребенка нужно обязательно обследовать у врача-невропатолога.

Не удивляйтесь, если доктор посоветует вам тормошить малыша, зачастую таким деткам прописывают , обучение грудничковому плаванию, динамическую , любые меры, которые способны расшевелить малыша. Такие детки вяло сосут грудь, у мам пропадает молоко, и ребенок переводится на смесь. Постарайтесь все же сохранить грудное вскармливание даже в такой сложной ситуации, как можно чаще предлагайте грудь малышу, сцеживайтесь и допаивайте своим молоком из бутылочки или ложки, ведь ослабленному крохе так нужно именно мамино ценное питание. Когда ребенок начнет набирать нормальный вес, то сразу же догонит своих сверстников в развитии.

Часто спокойные груднички не держат голову в именно по причине того, что они почти все время спят, мало двигаются, следовательно, не развивают свои мышцы и плохо набирают вес. Не волнуйтесь, специальная гимнастика, частые кормления и ваша любовь обязательно помогут в этой ситуации. Найдите хорошего врача-невропатолога, который будет наблюдать малыша и подскажет, как правильно действовать в этой ситуации. Если же ваш малыш хорошо набирает вес, развивается по графику, мало плачет и много улыбается, радуйтесь, значит у вас нормальный, здоровый, по-хорошему спокойный ребенок .

Малыш растет, развивается, к году, как правило, большинство детей начинают ходить и активно познавать окружающий мир. На первый план выходит не физическое, а эмоциональное, психическое развитие ребенка. Дети начинают проявлять характер. Психологи выделяют четыре типа темперамента людей, в том числе и детей : холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.
Дети-холерики спокойными никогда не бывают , это легковозбудимые, активные, шаловливые, озорные, задиристые, нередко драчливые ребятишки. Родители таких малышей могут только помечтать о спокойной жизни. Психологи советуют воспитывать таких детей в максимально спокойной обстановке, исключать эмоциональные перегрузки, развивать в малышах усидчивость. Холерики — хорошие ораторы, заводилы детского коллектива, они хорошо адаптируются в новой обстановке, легки на подъем и не боятся перемен.

Дети-флегматики напротив очень спокойные малыши . Они медлительны, несуетливы, не любят перемен, тяжело адаптируются в коллективе. Таких малышей психологи советуют чаще тормошить, приучать к подвижным играм, учить быстро переключать внимание, развивать в них любознательность. Зато эти дети имеют отличную память, они упорно и рассудительно идут к своей цели.

Детки-меланхолики очень чувствительны , легкоранимы, любое повышение тона, несправедливое наказание могут вызвать у такого ребенка сильный стресс. Эти дети обычно спокойны и очень послушны, тяжело адаптируются в коллективе из-за своей эмоциональной слабости и обидчивости. Их нужно стимулировать к проявлению инициативы, развивать в них смелость, активность, но помнить, что душа у таких малышей тонкая и нежная, поэтому они требуют особой заботы и защиты со стороны близких. Обычно меланхолики – это творческие личности, из них вырастают талантливые писатели, художники, поэты.

Сангвиники – это самые жизнерадостные, дружелюбные и общительные детки . Несмотря на свою активную жизненную позицию, постоянное веселье и активность, у этих деток очень ровный и спокойный характер, они послушны, неконфликтны, спокойно реагируют на наказание. Такого ребенка нужно приучать к усидчивости, аккуратности, формировать в них устойчивые интересы, учить доводить начатое до конца.

Нельзя однозначно сказать хорошо или плохо, когда ребенок спокойный . Нужно смотреть, в какой ситуации он проявляет это качество. Все дети разные. спокойного, сильного и уверенного в себе ребенка – задача не из простых. Если вы сами будете спокойными и рассудительными родителями, тонко чувствующими своего ребенка, то и малыш у вас будет жизнерадостный, целеустремленный и доброжелательный.

С рождения малыш не доставлял родителям хлопот, был тихим, много спал, мама успевала не только переделать все дела, но и отдохнуть.
В полтора-два года, когда другие родители буквально с ног сбивались, пытаясь хоть как-то упорядочить неуемную активность и любознательность своих карапузов, мама и папа такого ребенка продолжали наслаждаться покоем: он мог часами сидеть на ковре, катая машинку или перебирая игрушки. Малыш не пытался выбраться из коляски, когда мама делала покупки, и не вопил, когда наступало время ложиться спать. Его одежда оставалась чистой после прогулки, он не лез туда, куда нельзя, не требовал внимания - вообще ничем не огорчал маму. И вот теперь…

К занятиям не готов!

В возрасте четырех-пяти лет в обычно начинается первая подготовка к школе. Вот тут-то родители к своему огорчению замечают, что их «образцовый» малыш совершенно к этим занятиям не готов: он упорно «не хочет» запоминать и выводить в тетрадке буквы, не слушает объяснений, не отвечает на вопросы. Нередко педагоги жалуются, что на занятиях он «плохо себя ведет»
- отвлекается, шумит, бегает или просто ложится на пол.
Когда такого ребенка наконец - в четыре-пять лет - приводят на консультацию к психологу, специалисту в первую очередь бросается в глаза тот факт, что у него недостаточно развита речь. Малыш употребляет только существительные и глаголы, слова «да» и «нет». В его речи нет прилагательных, поэтому она скудная и невыразительная. А если ребенок не научился пользоваться предлогами (на, под, над) и наречиями (слева, справа, внизу, вверху), то он не в состоянии выполнить несложное задание типа «отступи на две клеточки вниз», ему трудно делать даже самую простую детсадовскую , так как многие команды оказываются непонятными. Какая уж тут ! При этом ребенок чувствует, что он «хуже других», злится, поступает назло, не реагирует на замечания и уговоры. Такое состояние, при котором поведение ребенка заметно «отстает» от его реального возраста, принято называть «задержкой психического развития».

Когда надо насторожиться?

Возникает резонный вопрос: неужели так радующее родителей спокойствие всегда таит в себе какую-то опасность?
Если ребенок редко плачет и много спит, само по себе это совсем не плохо. Но, наслаждаясь относительной свободой, очень важно вовремя заметить признаки нарушений в .
Так, месячный малыш обязательно должен оживляться при виде мамы, двухмесячный - поднимать головку, лежа на животе. В четыре месяца наступает время переворачиваться с живота на спину, в пять месяцев - со спины на живот. В шесть месяцев здоровый ребенок начинает самостоятельно садиться.

Следующий этап - очень важный(!) - ползание. Если малыш в семь-восемь месяцев не делает попыток ползать, это тревожный симптом! У такого ребенка не только не развиваются должным образом мышцы, но и не формируются связи между полушариями и отделами мозга. В результате ослабевает стремление познавать мир, а мозг оказывается не готовым к освоению речи и другой интеллектуальной деятельности.
Также очень плохо, если до года младенец не радует вас своим гулением - разнообразными звуками, которые произносит пока неосознанно.
Если родители обращаются к специалистам в первые месяцы жизни малыша, исправить положение прекрасно помогают и лечебная физкультура.
В наиболее серьезных случаях детский психоневролог может назначить лечение с помощью медикаментов. Хорошо, если удастся найти квалифицированного гомеопата-невропатолога, так как гомеопатические препараты действуют более мягко и не дают побочных эффектов. Про гомеопатию для деток читайте .

Нельзя научиться плавать на суше…

И невозможно освоить речь, не слыша ее, не отвечая на вопросы, не играя в речевые . Даже вполне здоровый ребенок, лишенный внимания и постоянного общения со взрослыми, рискует попасть в ряды «отстающих». Если же у ребенка есть даже небольшие неврологические нарушения, освоение речи потребует более серьезных усилий и от него самого, и от родителей. Однако, к счастью, задержка психического развития преодолима, если взрослые смогут вовремя разобраться в проблемах малыша и сумеют наверстать упущенное.

Это полезно

Нужно стремиться развивать ребенка в процессе ежедневного общения. Задайте малышу вопрос, из каких частей состоит, например, шкаф. Скорее всего, он не сможет на него ответить. Вот вам и тема для обучающей беседы: у шкафа есть стенки, дверцы, полки. Естественно, взрослым нужно не только показывать и называть эти составные части самим, но обязательно просить делать это ребенка.
Малыш, возможно, умеет в правильном порядке произносить названия чисел, и родители полагают, что он умеет считать. Но понимает ли он, что значит «на один меньше», «на два больше»? А ведь без этого знания осмысленного решения даже самых простых задач не получится. Осваивая эту премудрость, необходимо непременно считать конкретные предметы (яблоки, карандаши, конфеты, кубики и т. п.), так как в этом возрасте у детей преобладает еще образное, конкретное мышление, и опираться нужно именно на него. Проверьте, хорошо ли ребенок ориентируется в пространстве. Прежде всего он должен усвоить, где лично у него низ, верх, право, лево, что находится спереди, что - сзади. После этого можно переходить к освоению пространства стола (ставим чашку на стол, за кувшин, слева от тарелки, и т. п.). Полезны физические упражнения типа «коснуться правым локтем левого колена», «дотронуться левой рукой до правого глаза». Только когда все это освоено, имеет смысл переходить к пресловутому «отступить две клеточки» и начинать занятия по учебнику для самых маленьких.
Интересна и эффективна игра для : подбираем определения к слову, перебрасываясь с ребенком мячиком. Каждое слово - бросок. Например, к слову «заяц» подходят слова «пушистый», «белый», «трусливый», «резвый» и д?р. Потом можно подбирать глаголы. Чем больше слов, тем лучше. Полезно вместе с ребенком учить, скажем, мишку или куклу чистить зубы, застилать постель, убирать одежду в шкаф и т. д. Маленьким «копушам» легче следовать уже выработанному стереотипу, они не могут «сходу» освоить новое действие. Чтобы эти полезные для жизни стереотипы складывались быстрее, надо заранее проговаривать каждую операцию, которую ребенку предстоит выполнить.

С чего все начинается?

Поведение жизни зависит в основном от двух причин: врожденного темперамента и состояния его здоровья. Самая древняя классификация темпераментов делит людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. С точки зрения современной психологии, принадлежность к тому или иному темпераменту обусловлена интенсивностью процессов возбуждения и торможения, а также быстротой их смены. Среди детишек, способных молча лежать или сидеть в коляске, вы никогда не встретите холериков (оба процесса у них сильны, но возбуждение преобладает) и сангвиников (самые уравновешенные, так как оба процесса у них активны и подвижны). Такие дети могут быть лишь флегматиками (процесс торможения преобладает над процессом возбуждения, переход – медленный) или меланхоликами (и возбуждение, и торможение имеют малую силу, переход тоже дается с трудом). Нередко уже одного этого может быть достаточно, чтобы малыш, придя в детский сад, прослыл «копушей» или «мямлей», а с началом занятий по подготовке к школе попал в неуспевающие. Он «удобен» для взрослых до тех пор, пока сидит в коляске или манеже.
Состояние здоровья недавно родившегося ребенка зависит в первую очередь от того, как протекали . Пережитые мамой осложнения часто становятся причиной разнообразных нарушений у малыша. Причем ребенок, который сообщает о своем дискомфорте громким настойчивым плачем, скорее получит необходимую ему помощь, чем тот, который предпочитает лежать тихо даже в мокрых пеленках.

Чего делать нельзя?

Водить ребенка с задержкой психического развития на курсы по подготовке к школе бессмысленно и даже вредно. Ведь если программа непосильна для него, во время занятий он лишь получит очередную дозу стресса, с малых лет привыкая чувствовать себя неудачником. Надежда, что он усвоит «хоть что-нибудь», как правило, неоправданна. Невозможно научиться, например, сравнивать числа, если малыш не умеет сравнить между собой, например, березу и елку, высокое дерево и низкое, красный кубик и зеленый. Время обучения чтению и счету настанет позже – сначала нужно научиться называть, описывать и сравнивать предметы, которые окружают нас в повседневной жизни.
Если ребенок к четырем годам еще не научился самостоятельно одеваться, убирать игрушки и т. п., приложите максимум усилий, чтобы он освоил эти простейшие навыки – не надо все делать за него, хотя, конечно, для мамы так проще и быстрее.

Мы рисуем себе французскую мамочку примерно так: ребенок мирно спит в колясочке или «сьеж-ото», пока она пьет кофе на веранде любимого ресторанчика. Впрочем, сказочная карусель, милые плюшевые дуду, изящная maman, которая, когда надо умеет произнести категоричное «non» (и ее послушают!) - все так. Прелестные дети, прекрасное воспитание… Но у французских родителей есть тысячи проблем с детьми, которые так похожи на наши. Секреты французского воспитания в своей книге раскрывает известный психолог Анн Бакюс.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию главу из книги «Все секреты французского воспитания», которая выходит в свет в издательстве "Эксмо".

Как оставаться спокойным, когда ребенок устраивает истерику?

«Когда дочка устраивает нам истерику, причем из-за полного пустяка, то это что-то с чем-то… Кажется будто она самый несчастный ребенок на свете, которого смертельно обидели. И тем не менее, достаточно сделать небольшой шаг навстречу, дать ей то, что она просит, чтобы на ее лице вновь засияла радостная улыбка!»

Двухлетний Жан больше не ходит с папой в супермаркет. Его крики и бешеные истерики, следующие за каждым отказом в покупке, переполнили чашу родительского терпения. Разве можно не чувствовать себя беспомощным и раздраженным одновременно, когда этот маленький дьяволенок вопит, стучит ногами, забирается в тележку и заставляет остальных покупателей смотреть на вас так, словно вы изверги, а не родители? Клоду всего каких-то полтора года, но его приступы гнева просто невыносимы. Если он требует понравившийся ему предмет, то отказа не принимает. Причем это может быть что угодно, начиная от торта в магазине и заканчивая связкой маминых ключей. Когда родители ему отказывают, он настолько ужасно на это реагирует, что они невольно задумываются, не слишком ли строго себя с ним ведут, не нужно ли чаще идти ему на уступки.

Дети в возрасте от полутора до четырех лет очень легко выходят из себя. Если что-нибудь идет вразрез с тем, чего им хочется прямо здесь и сейчас, то это становится достаточным поводом для истерики. Они хотят сами принимать решения по поводу того, что касается их жизни, однако одновременно с этим чувствуют себя маленькими и беспомощными. Слушаться взрослых? Даже не обсуждается. Ну разве что для того, чтобы сделать им приятно.

Как вести себя во время детской истерики?

  • Ребенок во время приступа гнева теряет всяческий контроль над своими эмоциями. Он ничего не слышит, никакие аргументы не способны привести его в чувство. Любые попытки его угомонить, только усугубят ситуацию.
  • Первым делом необходимо подождать, пока его нервное напряжение не стихнет. Лучше всего дать ребенку возможность выплеснуть эту энергию, либо игнорируя его крики, либо по возможности изолировав от окружающих («Иди кричать к себе в комнату. Вернешься, когда успокоишься»).
  • Не идите ему на уступки. Если его истерики будут «окупаться», то будут случаться все чаще и чаще.
  • Не нужно пытаться его перекричать, и ни в коем случае нельзя самим поддаваться гневу. Так вы сможете только запугать его. Не забывайте, что своим поведением вы подаете ему пример.

После того, как ребенок успокоится

  • Когда вы почувствуете, что ребенок выплеснул большую часть своего гнева, то, если он не будет протестовать, можно попробовать помочь ему успокоиться. Обнимите его и прижмите к себе крепко и нежно. Немного покачайте его. Это поможет малышу взять себя в руки.
  • Если вы отправили ребенка к себе в комнату, напомните ему, что он может вновь к вам вернуться, как только его приступ гнева сойдет на нет.
  • Никогда не усугубляйте конфликтную ситуацию. Именно вы должны сделать первый шаг к примирению. Ребенку просто необходимо чувствовать, что устроенная им сцена никоим образом не отразится на вашей любви к нему.
  • Если в порыве гнева резкими и неконтролируемыми движениями ребенок сделал кому-то больно или что-то сломал, то помогите ему исправить ситуацию . Он может попросить прощения у братика или собрать разбросанные по полу кусочки паззла.
  • Объясните ему, что у него, как у любого человека, есть полное право на то, чтобы злиться и выражать свой гнев , однако при этом нельзя что-то ломать или причинять окружающим боль.

На холодную голову

  • Если ваш ребенок частенько выходит из себя, если он гневно реагирует на любой отказ или несогласие с вашей стороны, то самое время задуматься. Поставили ли вы перед ним границы дозволенного? Понимает ли ребенок, что в доме главный не он?
  • Являетесь ли вы для своего малыша примером людей, которые умеют контролировать свои собственные эмоции, гасить свой гнев и сохранять спокойствие? То, как ребенок будет справляться со своими собственными эмоциями, во многом зависит от того какой пример ему подают родители. Как только вы почувствуете в себе нарастающую злость, скажите ему: «Я чувствую, как начинаю сердиться из-за того, что только что произошло; мне нужно побыть одному - пойду постою на балконе, чтобы успокоиться».

Как избежать приступа детского гнева в следующий раз?

  • Попробуйте как можно быстрее отвлечь его внимание на что-нибудь интересное. Подойдет все, что угодно, начиная от «О, смотри, там голубь на террасе!» до «Разве твой мультик не начался?».
  • Перед тем, как отказать ребенку, дайте ему понять, что прекрасно понимаете его желание: «Да, ты прав, эти конфеты на вид действительно просто объеденье, в следующий раз мы купим именно их».

Учите его находить компромисс

Порой одно «да», но с ограничениями, ставшее результатом переговоров с ребенком, может свести конфликт на нет. При таком подходе проигравших нет: «Хорошо, можешь взять конфету, но только одну» или «Хорошо, ты можешь поиграть, но только пять минут, не больше».

Что касается ребенка, то он учится аргументировать свою точку зрения, а также чувствует что может с вами договориться и быть услышанным родителями. Даже если он и не получил все, что хотел, то добился чего-то. Что касается вас, то вы получили со стороны ребенка послушание и свели на нет конфликтную ситуацию. Как только согласие было достигнуто, важно придерживаться оговоренных условий: пять минут - значит пять минут, но никак не пятнадцать. Если пустить все на самотек, то получается, что поставленными вами ограничениями можно пренебрегать, и ваше слово теряет вес.

Осторожней: нельзя торговаться с ребенком до бесконечности. Если согласие не было достигнуто, то последнее слово всегда должно оставаться за вами.

У любой истерики есть скрытый смысл

Гнев становится результатом резкого прилива негативных эмоций, которые поглощают малыша полностью. Приступ ярости происходит внезапно, и он абсолютно независимо от того, понимают родители его истинную причину или нет. Маленькие дети очень восприимчивы, и эта чувствительность не всегда полезна. Гнев, в свою очередь, приводит к ненужной нервозности, напряжению, стыду, в конце концов. Либо и вовсе провоцирует другой гнев, на сей раз - родительский.

Приступ детского гнева, каким бы внезапным и чрезмерным он не казался, несет в себе определенную смысловую нагрузку:

  • Он выражает недовольство : «Я хочу что-то сделать, но у меня не получается»;
  • Он выражает страх быть покинутым и связанные с этим переживания ;
  • Он выражает желание быть самостоятельным , взрослым, самому за себя решать;
  • Он выражает потребность в уважении и возмущение по поводу того, что может показаться ребенку несправедливым.

А буду говорить, что я делаю, когда ощущаю себя уставшей и раздраженной.

У меня сейчас двое детей — дочке 2,9 лет, сыну 8 месяцев. Дочка постепенно приближается к кризису трех лет, а настроение сына меняется резкими скачками. И последнюю неделю малыш вымучивает верхние зубы, плохо спит, орет и не слезает с мамы:)

Такое бывает абсолютно у всех матерей. Не верю, что где-то есть идеальные дети, которых никогда ничего не беспокоит... Колики, зубы, какие-то кризисы, скачки развития... У моей дочки были колики, но зубы лезли незаметно. У сына — наоборот. А кому-то так «повезло», что сразу наваливается и первое, и второе, и третье. Как быть?!

Что делать, когда уже невмоготу?

  • Как я уже часто говорила, важно замечать свою усталость на ранней стадии. Не доводить до того состояния, когда вам хочется всех переубивать. Чем раньше вы начнете восстанавливаться, тем лучше! Не ждите, что все само рассосется!
  • Примите свою усталость и раздражение. Скажите себе: «Да, я ору на детей. Да, меня все бесит! Да, я устала, я ничего не успеваю. Да, я не могу всегда быть „на высоте“ и постоянно улыбаться, как идеальная счастливая мама». Эта стадия — очень важна! Жизненно важно перестать маскировать свои чувства, перестать изображать «вечный позитив», не считать усталость чем-то позорным и ненормальным.
  • Включить режим экономии энергии. Важно сделать это как можно раньше. Не беда, если несколько дней меню вашей семьи будет более скудным. Я при первых признаках усталости начинаю готовить каши (в ту же овсянку можно добавить изюм, орехи и корицу), макароны, гречку с овощами... Также я перестаю мыть полы каждый день (если на то нет реальной необходимости). И оставляю только самую минимальную уборку.
  • Если есть возможность, не стесняться просить о помощи. Это не унизительно, это нормально. Пусть папы/бабушки/подруги/няни погуляют с детьми. Или еще как-то помогут. Я обычно прошу супруга погулять со старшей дочкой. Он уходит с ней в парк часа на 3-4, а я за это время с одним младшим хорошо восстанавливаюсь. А уж если дочку забрали куда-то на целый день... К вечеру становлюсь совсем доброй.
  • Включить режим наполнения энергией. Составьте список тех дел, которые вас расслабляют. Это можно делать даже с детьми. Я могу какое-то время смотреть фильмы. Общаться с подругами. Сделать небольшую зарядку. Потренироваться в плетении кос. И конечно, используйте свободное время по-максимуму! Если дети уснули — делайте только то, что вас максимально (!) наполняет. И решите заранее, что это будет.


Что здесь самое сложное?

Казалось бы, все элементарно. Ощущаешь усталость — отдыхай! Тогда ты быстро станешь уравновешенной, довольной и счастливой. Тебя уже ничего не сможет разозлить... После этого и ребенок станет спокойным... Но есть некоторые препятствия:

  1. Иногда женщина не может признать и принять свои чувства. Вылезает синдром отличницы, хочется открыть «второе дыхание», хочется бороться до конца. И тут очень важно сменить свое окружение. Если вокруг нас только успешные неунывающие мамы, нам бывает стыдно отстать от них, признать свою слабость. Например, моя мама — сильная женщина. И когда у меня родился первенец, она непроизвольно не позволяла мне быть уставшей. Считала, что малыш — это сплошное счастье, и с одним младенцем невозможно устать. Конечно, сейчас я тоже понимаю, что один грудничок — это курорт. Но если вы совсем недавно стали мамой, научиться расслабленной жизни с детьми — очень нелегко. Как правило, этот навык приходит уже с появлением второго ребенка. Так вот, не принимать свои чувства, отвергать свою усталость — очень опасно! И если у вас нет сочувствующей мудрой подруги, имеет смысл обратиться к психологу.
  2. Иногда женщины не умеют просить о помощи. Им кажется, что их все отвергают. Просить помощи — целое искусство, ведь важно сделать это мягко, не выставляя претензий. Но в то же время — решительно. Некоторые мамы ждут, что их мужья сами предложат помощь. Но если вы уже устали — вы больше не можете тянуть время. Будьте уверенной в себе и аккуратно попросите супруга погулять с малышом. Не забывайте о благодарностях!
  3. Женщина не умеет отдыхать. Самое популярное препятствие. Отдали ребенка бабушке, а сами не можете не нервничать, снуете из угла в угол, не находите себе место... Знакомо? И вроде время свободное есть — целых два часа! Но вы либо бросаетесь что-то отчаянно мыть, либо принудительно залезаете в ванну... И не получаете никакого удовольствия. Все мысли только о ребенке, о предстоящих делах или о чем-то подобном... И вот, бабушка с малышом уже на пороге, а вы так и не заметили, как бессмысленно потратили драгоценное время. О том, как научиться отдыхать, я напишу отдельную статью. Это умение — очень важно. Благодаря ему за 15-20 минут детского сна вы станете спокойной, как удав. Здорово, не так ли? Но все это приходит только с практикой... И засчет внимательного отношения к себе.

Воспитание детей во многом зависит от вашего самочувствия. Чтоб быть чуткой и сдержанной — порой, достаточно просто хорошо отдохнуть. Сегодня я постаралась рассказать, как стать позитивной и спокойной, приняв свои отрицательные эмоции и начав восстановление. Если статья была полезна — нажмите на кнопки социальных сетей и подпишитесь на обновления блога. До связи!

Статьи по теме: