Женская дуэль на шпагах. Женские дуэли: малоизвестные страницы истории

November 25th, 2012

Хусепе де Рибера - Дуэль Изабеллы де Караззи и Диамбры де Поттинелло. Музей Прадо, Мадрид, Испания XVI век.

Дуэль считается прерогативой мужчин, они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. Но такое мнение ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного более кровавыми и изощренными.

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Отсчет же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше.

Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку, И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки.

Именно к этому времени относятся первые достоверные сведения о женских дуэлях. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки. Так, в хронике миланского женского монастыря Св.Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала. А теперь посмотрите на эту картину в начале поста.

История её создания такова:

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Поединок женщин из-за любви к мужчине был весьма волнующим событием, ведь прямо противоположная вещь - борьба из-за женщины всегда являлась обычным занятием мужчин. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе (Джузепе) Риверу (Риберу) в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.

В XVII веке один французский офицер самовольно поселился в доме графини де Сан-Бельмонт, молодой красавицы-вдовы. Графиня послала ему вежливую записку с просьбой объяснить свое вторжение, но она была проигнорирована. Тогда женщина послала офицеру вызов на дуэль, подписавшись «шевалье де Сан-Бельмонт». Офицер принял вызов и, явившись в назначенное место, встретил мадам, которая была тщательно загримирована и в мужской одежде. Поскольку переодетая красавица незаурядно владела шпагой, то уже через несколько минут схватки она резким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами, которые заставили его покраснеть от стыда: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сан-Бельмонт. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

Имеющиеся в истории подобные случаи показывают, что такое поведение храброй вдовы, к сожалению, нетипично для женщин. Нетипично в одном - в проявлении милосердия к мужчине. Поэтому мужчинам, которые, на свое несчастье, вступали в схватку с женщинами, далеко не всегда удавалось отделаться легким испугом, как противнику графини де Сан-Бельмонт. Так, трагически для мужчины сложилась следующая дуэль, отмеченная историками и сохранившаяся в архивах.

Брошенная молодым человеком девушка из интеллигентной семьи встретила его на улице в Париже. В дамской сумочке, которую мадемуазель Лерье (так звали девушку), несла в руках, находился пистолет довольно крупного калибра. Конечно, она могла просто застрелить своего неверного возлюбленного. Но она была настолько великодушна, что протянула ему оружие. Правда, на этом ее деликатность кончилась. После того как мужчина выстрелил в воздух, мадемуазель Лерье выстрелила в него в упор. Но, наверное, наиболее непримиримой была оперная певица мадемуазель Мопэн, на боевом счету которой несколько поверженных мужчин.

Когда однажды за кулисами оперного театра к ней с некорректной шуткой подошел актер Дюмени, грубый и наглый мужчина, то в ответ на какую-то из его самодовольных фраз девушка вызвала его на дуэль. Не ожидавший такого поворота Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. Тогда певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала ею обидчика, а затем отобрала у него часы и табакерку как знак своей победы. После этого случая жизнь девушки коренным образом изменилась. Она решила никому и никогда не позволять себя обижать. Случай доказать свою принципиальность представился ей довольно скоро. На одном из балов один из присутствующих обидел ее. Получив вызов на дуэль, он изумился так же, как и Дюмени, и отказался драться. Тогда певица предложила ему во всеуслышание публично попросить у нее прощения. Среди дам, слышавших разговор, поднялся недовольный ропот: «Эта певичка совершенно зарвалась». Затем, после некоторого колебания, устроительницы бала предложили девушке покинуть зал. Она спокойно на это согласилась, «но только после того, как господин попросит прощения».

После короткого замешательства дамы не нашли ничего лучшего, как предложить мужчинам вывести вон «зарвавшуюся» актрису. Что и было сделано к несчастью для сопровождающих. Когда они вывели девушку в сад, она выхватила шпагу у одного и приказала другому защищаться. Тут мужчинами была сделана вторая ошибка. Вместо того чтобы ее обезоружить, они решили понаблюдать этот аттракцион - женщина, размахивающая шпагой... Ошибка обошлась слишком дорого. Через несколько мгновений один из мужчин уже лежал на земле. Второй дрался всерьез, но молодая красавица слишком хорошо владела клинком и была к тому же в сильнейшем гневе. Когда и второй противник упал на садовую дорожку, обагряя ее своей кровью, мадемуазель Мопэн отбросила шпагу и, поправив прическу, вернулась в танцевальный зал.

Несмотря на то, что женщины довольно часто вызывали на поединок мужчин, статистика свидетельствует, что чаще они дуэлировали друг с другом. Один из таких поединков произошел из-за соперничества двух высокопоставленных особ женского пола. Героем и причиной соперничества оказался небезызвестный кардинал, герцог де Ришелье. Вот как впоследствии об этом случае вспоминал Ришелье: «Мне стало известно, что они схватятся в Булонском лесу на пистолетах, чтобы установить, кому из них я должен принадлежать». Мадам Несль упала - кровь лилась потоком. Врач подбежал, и выяснилось, слава Богу, что это всего лишь царапина на плече. Оправившись от испуга, тетушка заявила, что победа на ее стороне.

Зрители, не знавшие, из-за кого идет этот забавный бой, обступили ее и спрашивали, стоит ли предмет дуэли того, чтобы драться? - О да! - воскликнула Несль. - Кто же он, этот счастливец? - Сын Марса и Венеры - только никому не говорите об этом - герцог Ришелье». Справедливости ради следует отметить, что не всегда мужчины оставались безучастными свидетелями дуэлей. Иногда они брали на себя миролюбивую миссию Лисистраты. После того как в XIX веке дуэли стали модными в США, одному мужчине удалось предотвратить ожесточенную схватку двух дам, вооруженных пистолетами, которые пытались стреляться из-за любви по всем правилам. Он сумел арестовать дуэлянток и препроводить в полицейский участок. Но, к сожалению, чаще всего у мужчин себялюбие пересиливало опасение за женщин. «На прошлой неделе, - писала одна из газет штата Джорджия в 1817 году, - вопрос чести разрешился между двумя молодыми леди - Джейн Уэйл и Синди Даер. Их объект присутствовал в качестве судьи. Ему пришлось своими глазами увидеть, как одна из его поклонниц, серьезно раненая соперницей, упала». Но на другой ему пришлось жениться. Как сообщила та же газета, «все было обставлено с соблюдением правил, и победительница вышла замуж за арбитра, как и было предусмотрено условиями дуэли».

По мере эмансипации у женщин оказывается все больше поводов для обид. Ну разве могли женщины Средневековья или графиня де Сан-Бельмонт в своем XVII веке представить себе дуэль из-за разногласий по вопросам музыкальных выставок? Нет. Хотя бы потому, что до прошлого века женщины почти не занимались общественными делами. А вот в нашем неспокойном веке поводом к поединку стало общественное мероприятие. Дуэль состоялась между двумя президентами: почетным президентом Венской музыкальной выставки принцессой Полиной Меттерних и резидентом женского комитета этой выставки. Причиной разногласий послужили принципиальные вопросы устройства выставки. Следует отметить, что поединок проходил на самом высшем уровне. Секунданткой Меттерних была принцесса Шварценберг. На случай оказания помощи дуэлянткам приехала некая баронесса, имевшая степень доктора медицины. Ее помощь пригодилась, поскольку противница принцессы Полины была ранена в руку, а сама принцесса - в нос.

Как сказал один из знатоков дуэлей: «Если мы примем во внимание большую раздраженность, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они еще сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей».

Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину; XVII века.

Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд - лишь часть того, что было причиной для поединка.

Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях).

Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль, дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой...

Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.

А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.

К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика.

И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желаине побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась.

Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки, в пылу спора, вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина.

Княгиня медленно поднялась и жестом пригласили встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги.

После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.

После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения.

Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салон госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: "Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость направленную на уничтожение соперницы".

Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а в последствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящество - вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность.

В целом, информация о том, что происходило в первой половине XIX века в области женской дуэли в России, очень скудна и часто фальсифицированная, но кое-что можно найти.

Июнь 1829 года, Орловская губерния. Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли.

Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.

Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.

Дамы, к барьеру! сказала дородная женщина, посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали.

Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка - и в тот же вечер девушки целятся в друг друга из пистолетов.

Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам.

Дуэль на ногтях

Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д"Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

По материалам статьи Ирины Кудряшовой и сайта http://www.woman.ru

Даже самые откровенные изображения из коллекции Эмбергера даже близко не стоят по степени обнаженности рядом с картинками из журналов, которые можно найти в кабинете любгом европейского дантиста.

Наверное, в самом деле, женщины дрались редко, тем более на дуэлях, они чаще просто бранились. Но не потребуется много времени, изучая историческую информацию в Сети, убедиться, что существует немало исторических свидетельств о женских дуэлях. Женщины тоже дрались, как и мужчины, из-за любви, оскорблений (реальных или мнимых), слухов и, в конце концов, за честь. Они дрались с применением различных видов оружия – пистолетов, мечей, шпаг, рапир, ножей. Можно составить длииный список женщин, дравшихся на дуэли.

Множество изображений с дерущимися на дуэли дамами стало появляться с 18 века. Феминистки были рады видеть бурную эмансипацию женщин и их вовлечение в исконно патриархальный мир, с его понятиями чести и вооруженными методами разрешения конфликтов. Интересно, что большинство известных женских дуэлей происходило в чисто женской среде.

Фотографические почтовые карточки и появившиеся в конце 19 века стереоскопические серии обнаженных до пояса женщин, сражающихся на клинках, являлись логическим продолжением художественных традиций живописи и скульптуры. Вплоть до 19 века, однако, участие женщин в "делах чести" было, в основном, ограничено ролью "портящих удовольствие" - тех, кто не давал поединку нормально начаться или переживающих, радующихся или скорбящих – в зависимости от результатов дуэли. Типичный сюжет: "Красивая девушка рыдает при виде своего возлюбленного, пытающего уйти от смертельного удара". Но уже начиная с конца 18 века женщины стали играть более активную роль в художественных изображениях дуэлей. По крайней мере, в изображениях.

В нашей коллекции содержится стереоскопические изображения диптиха Эмиля Байарда - "Дело чести" и "Примирение". Изображения опубликованы Р.К. Бонином из Тироны, штат Пеннсильвания в его художественной серии (любители изобразительного искусства могут там ознакомиться с теми произведениями, которые они не могут увидеть в подлинниках). Больше всего в этих стереоскопических репродукциях нас привлекли две пары прекрасных молочных желёз.



Стереоскопические карточки "Дело чести" и "Примирение"

Для историка фехтования этот жанр несет столько же информации, сколько описания сражения на мечах в современной литературе. Близко к нулю. Так же как и в живописи и скульптуре модели позировали в драматических позах, мало заботях о достоверном воспроизведении дуэли. Если в них и есть элементы документальности, то только те, что демонстрируют незнание художниками истории и правил фехтование и дуэлей, даже в года расцвета этой формы искусства.

Фотографические почтовые карточки и стереоскопические картинки обычно выпускались сериями, в каждой из которых последовательно рассказывалось о каком-то событии. Этот жанр в каком-то смысле можно считать прямым предшественником немого кино. Оба жанра должны были передавать сложные действия и предполагаемые диалоги с помощью языка позы и жеста. Пересказать эти истории сейчас трудно, поскольку серии утеряны, и многие образцы циркулируют по-одиночке, вроде изображения выше, в котором элегантный дерзкий выпад воспроизводит изначальный шаблон оскорбления и вызова, дуэли и гибели – с примирением или без него.

Помимо вуайеристской привлекательности, характерной для любого изображения обнаженных женщин, в этом жанре присутствуют скрытые мелодраматические мотивы. В конце концов, дуэли не одобрялись обществом, особенно образованным обществом, были прекрасной пищей для многочисленных проповедников, которые издавали тома антидуэльной литературы.

Сдедующая история опубликована в Америке в 1899 году в виде еще одной стереоскопической серии, на этот раз без оголений. Так же как и на двух предыдущих французских картинках, здесь в качестве оружия дуэли выбрана рапира. (Поскольку сканирование этих старых картинок затруднено из-за деформации картонной основы, поэтому мы представляем здесь основные из них).

Следующая неполная серия (три изображения справа) содержит больше документального материала, чем все предыдущие, поскольку описывает в деталях подготовку к дуэли и сопутствующую этой подготовке атмосферу. Что особенно интересно для старого фехтовальщика на шпагах и коллекционера, вроде меня, - это подбор оружия. (И я не сомневаюсь, что феминистки будут более, чем счастливы эмансипационному вовлечению женщин в дела, узурпированные патриархатом, а именно - в дела части и вооруженных конфликтов: во всех известных мне женских дуэльных сериях, присутствуют только женщины.)

Я раньше видел всю серию, и почти уверен, что за представленными эпизодами последуют оголение груди, увечье и смерть. У нас сохранились только три неотклеившиеся из альбома картинки. Если у кого есть остальные картинки, мы с удовольствием дополним нашу историю, подтвердив или не подтвердив мою версию.

Дуэлянтки - эмансипэ!

Дуэль считается прерогативой мужчин: они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести либо за дам своего сердца. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того — дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного более кровавыми и изощренными.

Очень часто дуэлятки сражались топлес, но впрочем обо всем по порядку

Баронесса Любиньска, которая руководила знаменитой дуэлью между принцессой Паулиной Меттерних и графиней Кильмансегг в 1892 году, настояла, чтобы дуэлянтки разделись до пояса, чтобы избежать возможной инфекции, которая может попасть в кровь в результате касания одеждой раны от клинка. Будучи врачом с солидным медицинским стажем, баронесса была свидетелем инфицирования солдат на войне от грязной одежды.

Это событие вошло в историю феминистского движения и женской эмансипации, как доказательство наличия у женщин агрессии и физического мужества.


Современное фото: Павла Курмилева

На самом деле, задолго до 1892 года изображения сражающихся на клинках обнаженных по пояс (или полностью) дам уже распространялись по миру. Более того, говорят, что настоящие женские дуэли в викторианские времена проводились обнаженными до пояса.

"Эмансипированная дуэль"

Таким образом, подобного рода дуэли называют эмансипированными по двум причинам:

Это дуэль между двумя женщинами, на которой секундантами и остальными присутствующими являются женщины.

Дуэлянтки сражаются с обнаженным торсом по своим собственным рациональным соображениям, а не ради развлечения мужчин.

Наверное, в самом деле, женщины дрались редко, тем более на дуэлях, они чаще просто бранились. Но не потребуется много времени, изучая историческую информацию в Сети, убедиться, что существует немало исторических свидетельств о женских дуэлях. Женщины тоже дрались, как и мужчины, из-за любви, оскорблений (реальных или мнимых), слухов и, в конце концов, за честь.

Они дрались с применением различных видов оружия - пистолетов, мечей, шпаг, рапир, ножей.

Множество изображений с дерущимися на дуэли дамами стало появляться с 18 века. Феминистки были рады видеть бурную эмансипацию женщин и их вовлечение в исконно патриархальный мир, с его понятиями чести и вооруженными методами разрешения конфликтов. Интересно, что большинство известных женских дуэлей происходило в чисто женской среде.

Фотографические почтовые карточки и появившиеся в конце 19 века стереоскопические серии обнаженных до пояса женщин, сражающихся на клинках, являлись логическим продолжением художественных традиций живописи и скульптуры.


Стереоскопические карточки "Дело чести" и "Примирение"

Фотографические почтовые карточки и стереоскопические картинки обычно выпускались сериями, в каждой из которых последовательно рассказывалось о каком-то событии.
Этот жанр в каком-то смысле можно считать прямым предшественником немого кино.

Следующая неполная серия содержит больше документального материала, чем все предыдущие, поскольку описывает в деталях подготовку к дуэли и сопутствующую этой подготовке атмосферу.
Что особенно интересно для старого фехтовальщика на шпагах и коллекционера - это подбор оружия

Дополнение к коллекции Эмбергера

Мы дополняем коллекцию Кристофа Эмбергера несколькими вариациями работ Байарда и другими изображениями дуэлей между обнаженными (до пояса или ниже) женщинами.

Стереограммы "Дело чести" и "Примирение".

На первой паре карточек "Удачный выпад" изображен кульминационный момент женского поединка на рапирах.

На следующей паре карточек "Честь удовлетворена" изображена победительница, торжествующая над поверженной противницей.

Эмиль Байард. "Дело чести" и "Примирение"



Почтовые карточки "Женская дуэль топлес в Булонском лесу"


Почтовые карточки на которых изображены женщины-дуэлянтки частично обнаженными.




Из коллекции

К барьеру, милые дамы!

Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д"Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

Как только на земле появилась шпага как вид холодного оружия, на нее посягнули и...женщины.
Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном XX веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское - манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. Такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. Так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин Олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. Более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Да и в гламурные средние века, когда, казалось бы, даже мужчины стремились быть максимально изнеженными, выхоленными и роскошными, женщины, тем не менее, жаждали быть "как мужчины" и вполне успешно реализовывали свои мечты. Француженки не менее истово, чем мужчины, защищали свою честь на дуэлях (а следовательно, прекрасно владели оружием и соответствующей амуницией). А в России женские дуэли расцвели буйным цветом благодаря покровительству Екатерины II, которая собственноручно дралась на дуэлях уже с 15 лет.

Нет ни одной мужской профессии или занятия, которую не примеряли бы на себя женщины. Некоторые это делают из любопытства, некоторые -чтобы доказать противоположному полу, что женщины способны на все.
Другой движущей силой, заставляющей женщину проходить все, даже самые непробиваемые препятствия, является любовь. Ради нее женщины дрались даже на дуэли и хладнокровно закалывали своих противниц и противников. И это те самые нежные слабые создания, о которых не перестают слагать легенды и которых не перестают воспевать в стихах и одах.

Но как же скучно было бы нам без этих взбалмошных, возвышенных, вдохновляющих на безумства и подвиги женщин! И не только вдохновляющих, но и активно создающих историю, бросая вызов всему человечеству. Упомянутые здесь слова о дуэлях абсолютно не случайны.

С развитием же современной цивилизации и выстраиванием соответствующих общественных отношений вторжение женщин в типично мужские сферы жизни стало и вовсе повальным. Таким образом, женщины, с одной стороны, отстаивали свое право быть не только одушевленной машиной для продолжения рода и объектом сексуальных увлечений мужчин, но и полноправной личностью, а с другой стороны, удовлетворяли свои амбиции и честолюбие, которых у женщин было всегда на порядок больше, чем у представителей противоположного пола.

Акцентируя внимание на дуэлях, в которых принимали инициативное участие отважные дамы "голубых кровей", хочется большими буквами выписать имена легендарных женщин-дуэлянток. Кто-то наверняка будет оспаривать это суждение, но никто не давал право мужчинам определять женщине второстепенную роль. И отважные представительницы так называемого слабого пола доказывают это на протяжении веков.

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла, дрались на дуэли в присутствии маркиза де Баста. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риверу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одной из самых волнующих картин в галерее Прадо.

В XVII веке один французский офицер самовольно поселился в доме графини де Сен-Бельмон, молодой красавицы-вдовы. Графиня послала ему вежливую записку с просьбой объяснить свое вторжение, но записка была проигнорирована. Тогда женщина послала офицеру вызов на дуэль, подписавшись "шевалье де Сен-Бельмон". Офицер принял вызов и, явившись в назначенное место, встретил мадам, которая была тщательно загримирована и в мужской одежде. Поскольку переодетая красавица незаурядно владела шпагой, то уже через несколько минут схватки она резким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами, которые заставили его покраснеть от стыда: "Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сен-Бельмон.

И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам".
Имеющиеся в истории подобные случаи показывают, что такое поведение храброй вдовы, к сожалению, нетипично для женщин. Нетипично в одном - в проявлении милосердия к мужчине. Поэтому мужчинам, которые, на свое несчастье, вступали в схватку с женщинами, далеко не всегда удавалось отделаться легким испугом, как противнику графини де Сен-Бельмон.
Так, трагически для мужчины сложилась следующая дуэль, отмеченная историками и сохранившаяся в архивах. Брошенная молодым человеком девушка из интеллигентной семьи встретила его на улице в Париже. В дамской сумочке, которую мадемуазель Лерье (так звали девушку), несла в руках, находился пистолет довольно крупного калибра. Конечно, она могла просто застрелить своего неверного возлюбленного. Но она была настолько великодушна, что протянула ему оружие. Правда, на этом ее деликатность кончилась. После того, как мужчина выстрелил в воздух, мадемуазель Лерье выстрелила в него в упор.
Наиболее непримиримой была легендарная оперная певица мадемуазель де Мопен, на боевом счету которой числилось несколько поверженных мужчин.

Эта женщина весьма почитаема во Франции. Согласно знаменитому роману Теофиля Готье "Мадемуазель де Мопен", события развивались следующим образом. Когда однажды за кулисами оперного театра к ней с некорректной шуткой подошел актер Дюмени, грубый и наглый мужчина, то, в ответ на какую-то из его самодовольных фраз, девушка вызвала его на дуэль. Не ожидавший такого поворота, Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. Тогда певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала ею обидчика, а затем отобрала у него часы и табакерку как знак своей победы. После этого случая жизнь девушки коренным образом изменилась. Она решила никому и никогда не позволять себя обижать. Случай доказать свою принципиальность представился ей довольно скоро. Как-то на балу один из присутствующих обидел ее. Получив вызов на дуэль, он изумился так же, как и Дюмени, и отказался драться. Тогда певица предложила ему во всеуслышание публично попросить у нее прощения.

Среди дам, слышавших разговор, поднялся недовольный ропот: "Эта певичка совершенно зарвалась". Затем, после некоторого колебания, устроительницы бала предложили девушке покинуть зал. Она спокойно на это согласилась, "но только после того, как господин попросит прощения". После короткого замешательства дамы не нашли ничего лучшего, как предложить мужчинам вывести вон "зарвавшуюся" актрису. Что и было сделано, к несчастью для сопровождающих. Когда они вывели девушку в сад, она выхватила шпагу у одного и приказала другому защищаться. Тут мужчинами была сделана вторая ошибка. Вместо того, чтобы ее обезоружить, они решили понаблюдать этот аттракцион - женщина, размахивающая шпагой... Ошибка обошлась слишком дорого. Спустя несколько мгновений один из мужчин уже лежал на земле. Второй дрался всерьез, но молодая красавица слишком хорошо владела клинком и была к тому же в сильнейшем гневе. Когда и второй противник упал на садовую дорожку, обагряя ее своей кровью, мадемуазель де Мопен отбросила шпагу и, поправив прическу, вернулась в танцевальный зал.
Другая версия этого происшествия такова: мадемуазель де Мопен переоделась мужчиной и ухаживала за самой красивой девушкой бала. Когда молодые люди попросили мнимого мужчину оставить девушку в покое, произошло описанное выше. Людовик XIII, вообще жестко относившийся к дуэлянтам, простил эту очаровательную женщину! А обучил ее этому искусству кое-кому на горе учитель фехтования, за которого мадемуазель де Мопен вышла замуж.

Несмотря на то, что женщины нередко вызывали на поединок мужчин, статистика свидетельствует, что все-таки чаще они дуэлировали друг с другом. Одной из самых легендарных женских дуэлей считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, которые осенью 1624-го не поделили благосклонность герцога Ришелье. Герцог многократно бросал графиню, но это не помогало. С присущим ей азартом графиня Полиньяк все равно любила его "ветреную галантность" и, соответственно, испытывала ревность ко всем дамам, у которых он пользовались успехом, а таковых было несметное количество. Переполненная ревностью, она однажды встретила маркизу де Несль и вызвала ее на дуэль, предложив драться на пистолетах в Булонском лесу. Будучи одержима теми же чувствами, что и ее противница, маркиза жадно приняла вызов. Она рассчитывала либо убить соперницу и заполучить любовника в полное владение, либо славной смертью проявить силу своей привязанности и страсти к нему. Дамы встретились и стали стреляться. Маркиза де Несль упала, а ее прекрасная грудь покрылась кровью. "Ага, - кричала ее соперница, - я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!".Молодой человек, услышавший эти жестокие слова, призвал ее успокоиться и не ликовать над несчастной соперницей, чье мужество, по крайней мере, не может не вызвать уважения. "Молчи, юный болван! - закричала графиня Полиньяк. - Не тебе меня учить!" Маркиза де Несль была ранена не в грудь, как сначала опасались, а лишь слегка в плечо. Когда кто-то ее спросил, достоин ли этого тот любовник, во имя которого она подвергала себя такому риску, она ответила: "О да, он достоин того, чтобы пролить еще больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах. Он самый славный человек во всем свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье - сын бога войны и богини любви".

В хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили настоятельницу предоставить комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.

В июне 1744 года немецкая принцесса София Фредерика Августа Анхапьт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать друг другу свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала София Фредерика. И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей.Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло двадцать дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В дополнение к фактам о женских дуэлях хотелось бы также упомянуть о том, что в Древней Руси были узаконены судебные поединки, в том числе женские. Как указывалось в ст. 119 Псковской судебной грамоты (1397 год), женщины на поединок вместо себя могли выставить мужей, братьев, отцов или наймитов, но только в том случае, если в споре против них выступал мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично. Бились дамы на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто в рукопашную. Решительную борьбу с поединками повел Петр I, и не из-за моральных соображений - он просто не хотел, чтобы какие-то споры решались в обход государства.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки.

Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та исполнила просьбу, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и дала ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачи. Графиня Пушкина опомнилась лишь тогда, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника.

Современные женщины выясняют отношения не при помощи клинков и шпаг, сейчас они это делают куда более убедительно. Но, тем не менее, они не перестают бросать вызов миру. Достойно управляясь в кухне, проповедуя нежность и чистоту, женщины продолжают доказывать всем, что смело могут находиться на одной ступени с мужчинами. Более того, они умело могут переходить из одного состояния в другое, быть слабыми, когда этого хочется, и сильными, когда это необходимо, и при этом срывать комплименты и сводить с ума даже сильных мира сего. Вот такие они, женщины - постоянно дуэлируя с жизнью, с легкой улыбкой дарят миру любовь.

Раньше женские дуэли были распространены не меньше мужских. Первые упоминания о них относятся к XVI веку и вопреки устоявшимся представлениям о дуэлях происходили они вовсе не во Франции. В 1552 году в Неаполе Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла не поделили одного молодого человека. Дуэль прошла в присутствии маркиза де Васта. Обошлось без жертв, но долгое время эта история не давала неаполитанцам покоя — все же обычно мужчины дрались за внимание женщины, а не наоборот. Случай был настолько впечатляющим, что в XVII веке художник Хосе де Рибера написал по ее мотивам картину «Женская дуэль». Еще один случай произошел в Милане 27 мая 1571 года. В женский монастырь Св. Бенедикта прибыли две знатные сеньоры и попросили предоставить им комнату для совместной молитвы. Вскоре монахини сбежались на шум и увидели двух женщин, израненных кинжалами и истекающих кровью. Обе дуэлянтки умерли.

Хосе де Рибера, «Женская дуэль», 1636

В XVII веке состоялась дуэль, задокументировал которую сам будущий кардинал Ришелье, ведь именно он стал «яблоком раздора». В Булонском лесу встретились маркиза де Несль и графиня де Полиньяк. Они сражались на шпагах, а случай в своих записках описал сам «красный кардинал». Но было бы слишком скучно, если бы женщины дрались только из-за мужчин. Например в Великобритании однажды дамы не поделили наряд. В 1612 году на балу у графа Сассекского леди Рокфорд наяву увидела один из самых страшных кошмаров любой женщины — даму в точно таком же наряде. Да еще он шел сопернице больше. Когда же граф пригласил «злодейку» леди Эстер Рейли на менуэт, это стало последней каплей. Поскольку леди Рокфорд не владела шпагой, то оружием был выбран яд. Дамы прибыли на постоялый двор в 20 милях от Лондона и заказали комнату. Решение было довольно изящным — в двух бокалах было вино, но одно из них — отравлено. Все могло бы закончиться трагедией, если бы не то обстоятельство, что давно хранившийся яд утратил свои свойства. И леди Эстер отделалась в итоге лишь сильнейшим расстройством желудка.


Вообще, в выборе оружия женщин отличала изобретательность. Одни предпочитали использовать ногти, другие — кинжалы, третьи — шпаги и при этом наносить удары исключительно по лицу. Одна такая дуэль привела к тому, что обе женщины до конца жизни были вынуждены скрывать лица под густыми вуалями. А одной из дуэлянток стала француженка Жюли д’Обиньи, известная как мадемуазель Мопен. Одни говорят, что фехтовать ее учил отец, другие — что любовник, бывший учителем фехтования. Она умела постоять за себя, ходила в мужском костюме и была фигуранткой множества любовных приключений. Однако при случае она хваталась за шпагу — на ее счету не менее десяти убитых или смертельно раненных мужчин. При этом Мопен была известной оперной дивой и блистала на сцене парижской Гранд-опера. Но многие знали — с ней шутки плохи.


Женские дуэли могли проходить топлес

Даже при поединке на шпагах дамы обнаруживали хитрость и коварство, смазывая кончики оружия ядом или специальным составом, который при попадании на кожу вызывал жгучую боль. Кроме того, их сражения отличала жестокость — женщины сражались насмерть или пока противница не получала тяжелое ранение. Поединок мог проходить топлес. Неизвестно, кто первый предложил так проводить дуэль, но считалось, что платье сковывало движения, а при даже незначительных порезах с одежды в рану могла попасть опасная инфекция.

Россия тоже не осталась в стороне. Например, в Псковской судебной грамоте сожержится такая запись за 1397 год: «Если две женщины приговором суда обязаны сойтись в поединке, то ни одна из них не может выставить вместо себя наемного бойца». Однако временем расцвета женских дуэлей в России стал период правления Екатерины II. И неудивительно, ведь сама будущая российская императрица еще в 15 лет билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом — все обошлось. Однако, Екатерина не возражала против такого способа выяснения отношений, правда настаивая на сражении только «до первой крови». В 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых государыня сама была секунданткой.


Михаил Юрко, «Женская дуэль». Сюжет основан на истории дуэли Полесовой и Заваровой

Постепенно дуэли переместились в салоны. Так в салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», — писала маркиза де Мортене. Однако дуэли не были прерогативой лишь столичной знати. В 1829 году две помещицы в Орловской губернии сразились в березовой роще с саблями своих мужей. Ольга Заварова и Екатерина Полесова были соседками и постоянно ссорились. На дуэль они позвали служанок и своих дочерей. Дуэль кончилась трагично: Заварова получила серьезную травму головы, Полесова была ранена в живот. Обе скончались. Через пять лет в том же лесу сразились их дочери. Одна из девушек выжила и записала эту историю в своем дневнике. Сегодня дуэли запрещены в большинстве стран и к такому способу выяснения отношений редко кто прибегает. Единственное место, где еще можно законно вызвать соперника на поединок — Парагвай. Но только при условии, что оба участника являются зарегистрированными донорами крови

Статьи по теме: