Значение православных праздников. Вербное воскресение

В этот светлый церковный праздник отмечается Вход Господень в Иерусалим.

Согласно Евангелию, Иисус Христос следовал из Вифании, где он совершил чудесное воскрешение Лазаря, в Иерусалим. Жители Иерусалима, узнавшие о необычном воскрешения Лазаря, радостно приветствовали Иисуса Христа, въезжал в город на осле, хвалебными словами: «Осанна!» (Спасение) и пальмовыми ветвями.

С тех пор традиция освящать пальмовые ветви этого дня дошла и до наших времен. У славян вместо пальм стала использоваться ива, как священный символ жизненной силы и весны пробуждается, ведь почки ивы распускаются первыми. Считается, что через цветущие ветки вербы людям и животным передается здоровье, сила и красота, что есть в этом растении. Отсюда и название шестой седмицы Великого Поста - Вербное воскресенье.

До восхода солнца нужно сходить в лес за ветками цветущей ивы, которые святятся в церкви или в этот же день на вечерней службе, или на утрени в Вербное воскресенье. Освященная верба обладает удивительные магические и целебные свойства. Принадлежит для здоровья и благополучия ударять веточками всех домочадцев, особенно детей, а также домашних животных. Можно также запаривать иву и добавлять в ванну, и даже есть почки ивы. Также с веточками вербы ходят друг к другу в гости, бьют и желают здоровья и благополучия в семье.

Порка освященными ивовыми ветвями происходит утром Вербного воскресенья возле церкви или дома с приговорами:

Верба красна, бей до слез, будь здоров!
Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез!
Не я бью, верба бьет,
За неделю - Пасха,
Будь большой, как ива,
А здоровый, как вода,
А богатый, как земля
Верба хлест, бей до слез,
Не я бью, верба бьет,
Пасха не далечко, красное яичко
Верба хлест, бей до слез.
Первая - на счастье,
Вторая - на причастье,
Третья - на здоровье!

Подготовил Андрей ПЕТРОВ , «Полтавщина»

В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Существует легенда о том, что верба когда-то была женщиной, у которой было много красивых, сильных, здоровых детей. Но, как всякая женщина, она любила похвалиться своим потомством, и однажды она неосторожно сказала, что ее плодовитость выше, чем плодовитость Матери-Земли. Рассерженная Мать-Земля превратила ее в вербу с огромным количеством детей – пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке.

Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.

По всей России был распространен обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлёст, бей до слез».

Это подчеркивалось формулой, очень устойчиво сохранявшейся у всех восточнославянских народов: "Не я бью, вярба бъе! Хира у лес, а здароуя у косьти" .

В большинстве случаев приговоры дополнялись: желали не только здоровья, но высказывали и другие пожелания. Выражалось это чаще посредством набора сравнений, например:

Верба хлес, бей до слез!

Не я бью, верба бье.

За тыждень великдень:

Будь великый, як верба,

А здоровый, як вода,

А богатый, як земля.

Или:

Не я бью, верба бье,

За тыждень великдень.

Не будь сопливый,

До работы ленивый,

Не будь зависливой,

Али буде здоров, як вода,

Рости, як верба!

Будь шмыткий, як пчела,

Будь богатый, як земля!

От року до року,

Вербою по боку.

В последнем приговоре чувствуются уже шутливые нотки, но построение и формулы его традиционны, дополнение шло главным образом за счет новых сравнений. Шуткой-прибауткой они стали тогда, когда обычай хлестаться вербой перешел к детям:

Верба хлест, бьет до слез,

Верба бела бьет за дело,

Верба красна бьет напрасно.

». В конце XIX в. эти старинные заклинания постепенно стали превращаться в шуточные детские песенки. Родители слегка ударяли детей пучком вербы, приговаривая:

Верба, верба,

Верба хлёст,

Верба хлёст

Бьет до слез.

Верба синя

Бьет несильно,

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлёст –

Бьет до слез.

Верили также, что верба обладает свойствами оберега: она защищает от нечистой силы, предохраняет дом от молний, останавливает пожар, усмиряет бурю, оберегает посевы от гибели, помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола. Именно поэтому освященную вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле.


Когда Христос вошел в Иерусалим, а произошло это за 5 дней до его мученической смерти, то жители города встретили его пришествие ликованием. Они выстилали ему дорогу своей одеждой, а так же вайями — ветвями финиковой пальмы (или иерусалимской ивы). В те времена так встречать было принято лишь царей, полководцев и великих победителей. Народ признал Иисуса Христа истинным царем: «Осанна! Благословен Грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!». Память этого события — Вход Господень в Иерусалим — чтит весь христианский мир. В этот день принято освящать ветви финиковой пальмы, поэтому вся неделя носит название — неделя ваий. В России же пальмовые ветви традиционно заменяются веточками распускающейся вербы (или ивы).

Верба — первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. В народе она имеет много названий: верболоз, шелюга, шелюжина, краснотал, тальник, белотал, ломашник, чернотал, чернолоз, сивый тальник, таловый сланец, ракита, белолоз, таловая карла, таловый ёрник, малый тальник, бредник, чернотал, вербовник, синетал, ломашник, желтолозник, серый тальник, песчаная лозка, талащаник, корзиночник, кузовница, вязинник, подбережник, кровавница.

Верба считается символом возрождения. Ей издревле приписывались чудесные свойства, что касается целебности веточек, и уж особенно сережек. Основные обряды и действия, связанные с вербной неделей, совершаются в воскресный день, когда православные освящают ветки вербы в церкви. Считается, что после этого она набирает особую силу и способна хранить от разных бедствий — жилище от пожаров, человека — от болезней, а крестьянское хозяйство — от неурожаев и падежа скота. Обычно веточки вербы ставят рядом с иконами. Там они стоят целый год, до следующего вербного воскресенья.

Вербное воскресенье у христиан считается тихим семейным, благочестивым торжеством, никаких шумных гуляний не допускается. Ведь на дворе в это время Великий пост, а само Вербное воскресенье предваряет самую строгую его неделю, Страстную.

Вокруг вербы строятся все обряды этого дня. В костромских селениях, например, раньше выпекались «барашки» — особое печенье, формой своей напоминающее вербные почки. В воронежских деревнях в день пекли особые хлебцы. Пекли их ровно по числу членов семьи, при этом в один из хлебцев прятали монетку. Тот, у кого оказывался хлебец с монеткой, считался счастливцем, например, молодой девушке это сулило удачное замужество.

В Вербное воскресенье было принято слегка хлестать друг друга, а особенно ребятишек, веточкой освященной вербы. При этом приговаривали: «Не я бью, верба бьет» или «Верб охлест, бьет до слез». Произносили и более продолжительный монолог: «Верба, верба. Верба красна, Верба хлест, Бьет напрасно, Верба хлест, Верба бела, Бьет до слез, Бьет за дело, Верба синя, Верба хлест — Бьет несильно. Бьет до слез Не я бью, верба бьет!» , или:

Верба свята! Верба свята!

Верба-хлёст бит до слез,

Верба бела бьет за дело!

Верба красна бьет не напрасно!

Не я бью, верба бьет, через неделю велик день

Будь здоров, как вода, будь богат, как земля!

Пришла верба из-за моря,

Принесла верба здоровья!

Верба-хлёст, бей до слез!

Также вербой скотину выгоняли на первый весенний выгон. Сложился даже целый ритуал. Скотину начинали хлестать вербой, смоченной в освященной воде, еще во дворе, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди!», а затем этой же вербной веткой погоняли животное вплоть до места пастьбы.

Считалось, что вербные ветки могут остановить грозу и град, для чего лишь нужно в этот час выбросить ветку из дома на улицу, а также успокоить бурю (бросить ветку против ветра) и загасить огонь (кинуть вербу в пламя).

Верба считалась хорошим лекарством от головной боли — ее нужно было носить под платком или шапкой, к больному место прикладывали ее при боли в суставах и артрите.

Исследование корней вербохлеста приводит в древние времена. После крещения Киевской Руси церковь христианизировала языческое вербохлест, связанный с культом плодородия, оплодотворения.

Наши предки-язычники справедливо считали, что чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. В этот день они совершали обряд «вербохлест» — парни хлестали по ногам девушек прутиками вербы, а те радостно визжали.

Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и ритуалах других славянских народов. Сербы заплетали из Вербывенки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной». Восточнославянские магические формулы типа «расти, как верба», произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками вербыи кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба».

Хлестанье вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, ставили за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, «чтобы на будущий год быть забеременеть, т.е. выйти замуж и родить ребенка. Опоясывали вербным прутиком подойник, „чтобы прибывало молоко“.

Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки вербы, клали их на подоконник.

Болгары также жгли освященную вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, чтобы она рассеялась.

Вербная неделя - неделя в народном календаре славян, отмечаемая на шестой недели Великого поста. Заканчивается в Вербное воскресенье, после которого наступает Страстная неделя. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье.

Другие названия

казацк. Вербохлёст ; белор. Вербница ; укр. Вербний, Цвітний, Шутковий тиждень .

Понедельник

С Вербной неделей, особенно с последними днями её, связано много примет на погоду и будущий урожай. «Если вербная неделя ведренная, с утренниками - то яровые хороши будут». В понедельник тёща приносит в дом молодого зятя подарки, желает добра молодой паре.

Лазарева суббота

Лазареву субботу во многих русских деревнях праздновали весело и многолюдно. В Вербную субботу (воскресение Лазаря) ломали вербы. В полночь молодёжь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!» Войдя в избу, слегка били ветками вербы спящих со словами: «Верба хлёст, бей до слёз!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьём, чтобы быть здоровыми» (Городищенский уезд Пензенской губернии). В субботу готовят брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник.

В Белоруссии в некоторых местах в этот день пекли хлебцы по количеству членов семьи. В одном из хлебцев запекали монету. Кому доставался это хлебец, тот будет счастливым и удачливым целый год. Девушкам такой хлебец предвещал выгодное и счастливое замужество. Также выполняли ряд магических действий на достижение задуманного (внимание избранника, замужество, избавление от головной боли).

У сербов день называется Врбица - в этот день освящают веточки вербы. У чехов и словаков обряд бития вербными веточками существует в Пасхальный (Поливальный ) понедельник.

У гагаузов и болгар накануне Вербного воскресенья исполняли весенний девичий обряд лазарования (гаг. Lazari , болг. Лазарки ), который сохранился до наших дней. Лазаровали девочки 7–10 лет, которых называли «лазарки». Они ходили по домам по трое с пением лазарских песен. Одна из лазарок изображала «невесту». Её лицо обычно было закрыто белой коротенькой фатой или платком. Участниц одаривали сырыми яйцами и мелкой монетой.

Вербное воскресенье

У восточных и некоторых южных славян праздник посвящён весеннему возрождению природы, вегетации, вербе: отсюда названия: рус. урал. Вербины ,укр. Вербна неділя, Вербница , Вербніца , белор. Вербная нядзеля, Вербіч , серб. Врбица , болг. Връбница , ст.-слав. Праздьникъ вьрбьны (Изборник Святослава, 1073 г.). Также: цветоносное воскресение, цветоносная неделя, цветная неделя ; польск. Niedziela Kwietna .

Большой праздник - Вербное воскресенье - любимейший праздник русских людей, который в народной жизни приобрёл этнически самобытные черты. Это объясняется многими причинами, и прежде всего ландшафтом Европейской России, богатым реками и речушками, озёрами и заболоченными местами. Здесь, едва растает снег, среди талых вод первой распускается верба. Обилие красивых пушистых почек породило ассоциации с плодоношением. Не случайно где-то в глубине веков родилась необычная мифопоэтическая легенда, которая повествует о том, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу.

Восточные славяне освящённым вербам придавали особую очистительную силу, верили, что с их помощью можно спасти домашний скот от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Белоруссии. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и, принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. В воскресенье вербные почки добавляли в хлебцы для скотины, и в вербную кашу для членов семьи.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы - средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.

До 1917 года в России главным событием Вербного воскресенья были «Вербные торги» (в городах) и «Вербные катания» на лошадях, а также народные гулянья. В Москве вербные проезды карет по Красной площади иногда называли «вывозом невест».

Вербная неделя сменяется Светлой.

Битьё вербой

Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у вост. и частично юж. славян, поляков и чехов. Битье совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговором:

  • рус. Верба красна, бей до слез, будь здоров! (саратов.);
  • укр. Не я бю, верба бє / За тиждень - Великдень; / Будь великий, як верба, / А здоровий, як вода, / А богатий, як земля (Чернигов.);
  • белор. Вярба бе - не я бю; / За тыдзень - Вялікдзень. / Хвора у лес, на верас, / А здароўе у косці. / Будзь здароў, як вада, а расці, як вярба .

Чаще всего взрослые бьют ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью повсюду хлестали скот; в Белоруссии скот, как и людей, и пчелиные ульи, били трижды, а затем шли в огород и на озимое поле и там, после трёхкратного битья земли, втыкали ветку вербы в землю; наконец, шли хлестать вербой могилы своих близких.

В Белоруссии в Гродненской губернии в начале XIX века привозили в церковь для освящения большую вербу с корнями, после службы обламывали ветки и разносили их по домам. В Польше, в Мазовии молодёжь стегала друг друга вербовыми прутьями - «пальмами» (palmowata się ), приговаривая: «Palma bije nie ja bije / Wielki Dzień za tydzień» [Пальма бьёт, не я бью. Пасха через неделю]; в некоторых сёлах стегали только девушки парней. В Чехии в Вербное воскресенье после мессы, наоборот, парни хлестали ветками орешника своих девушек, «чтобы были проворными и бойкими». В то же утро Вербное воскресенье у кашубов хозяин шёл к соседу и бил его слегка веткой вербы с пушистыми почками (kotkami), повторяя в рифму: «Wierzba bije, jô nie biję,. / Za tidzeń, Wielgi dzeń, / za noce trzë i trzë są Jastrë» [Верба бьёт, я не бью. Через неделю Пасха - Великий день, через три и три ночи Пасхальная ночь]. Сербы в Славонии (около г. Осиека) после обедни хлестали друг друга вербой, повторяя: «Раст ко врба!» [Расти, как верба], а в Банате в Вербное воскресенье сербы били вербой лошадей и детей, «чтобы росли, как верба».

Проглатывание вербных почек

Проглатывание вербных почек в Вербное воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «щоб горло не болило», в Белоруссии, где это делали ещё в церкви при раздаче вербовых веток, и в России (например, в Ярославской губ.), где их запекали в хлебцы и скармливали скоту. В Костромской губернии в Вербное воскресенье пекли печенье барашки в виде вербовых почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки. В Полесье, на Пинщине, в Вербное воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки».

Отнесение веток на кладбище

Отнесение освященных веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в Вербное воскресенье в Белоруссии, где веткой вербы трижды хлестали по могиле, в польском Поморье, у кашубов, на Западной Украине (Львовщина), в Словакии (Новоград и Гонт), в Хорватии (Синь и Лика), где кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве всё спорилось и преуспевало - шло в гору», и в Болгарии (Добруджа), где вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (с.-вост. Болгария) в Вербное воскресенье женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в неё вербу и жгли огонь (ср. Греть покойников).

Поговорки и приметы

  • Без вербы - не весна.
  • Святой Лазарь за вербой лазил.
  • Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.
  • Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.
  • польск. Pogoda w Kwietna Niedzielę wróży urodzajów wiele (На Вербной погода - урожай будет обильным).

Я ещё слабо разбираюсь в обрядах, но зачем в Вербное воскресенье некоторые бьют вербой?
Я, когда узнал, что так делают, не мог найти этому объяснения (христианских корней), кроме как языческого обычая. Зачем нужно бить вербой, чтобы человек был здоров? Откуда пошёл вообще этот обычай, объясните неучу, потому что пока что я испытываю от такого обряда очень неприятные чувства, связанные с ощущением присутствия язычества в этом.

Интернет мне подсказал вот что:

Затем нельзя не заметить, что предки наши в Вербную неделю наблюдали следующее обыкновение: возвратясь из церкви по освящении вербы домой, все легонько стегали ею друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». А кто просыпал заутреню, того стегали посильнее, тоже с приговоркою: «Верба хлес - бей до слез». Замечательно то обстоятельство, что, по народному поверью, самой священной вербе исстари приписывается особенная целебная сила, почему, следуя этому поверью, наши предки съедали со священной вербы по девяти шишечек (сережек), считая это предохранительным средством против лихорадки.">Затем нельзя не заметить, что предки наши в Вербную неделю наблюдали следующее обыкновение: возвратясь из церкви по освящении вербы домой, все легонько стегали ею друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». А кто просыпал заутреню, того стегали посильнее, тоже с приговоркою: «Верба хлес - бей до слез». Замечательно то обстоятельство, что, по народному поверью, самой священной вербе исстари приписывается особенная целебная сила, почему, следуя этому поверью, наши предки съедали со священной вербы по девяти шишечек (сережек), считая это предохранительным средством против лихорадки.
http://pasxa.eparhia.ru/greatpost/statji/pmb/
Принято хлестать вербой и своих детей, приговаривая: «Не я бью – верба бьет, верба хлест – бьет до слез». В некоторых местах существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле – сберегает посевы. Распространено также верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы, что поможет прогнать его природную робость.
http://www.uralweb.ru/news/daily/2006-04-13/news_id-264525.html
Большинство календарных (и не только календарных) обрядов у славян - провоцирующего свойства, т.е. ставящих своей целью обеспечение обильного урожая, приплода скота, изобилия благ земных и т.п. Затем существует немало обрядов ограждающего, охранительного (апотропеического) свойства, защищающих от болезней, сглаза, козней нечистой силы и т.п. В этом их языческая сущность. Так, битье вербой мальчиков после обедни в Вербное воскресенье с приговором “Верба бйе, не я бью!”, известное у восточных славян (Полесье), воспринимается как забава или как добрый обычай, оживляющий весенний праздник в преддверии Пасхи. Церковный календарь закрепил за обрядом битья детей вербой воскресенье перед Страстной седмицей и тем самым во многом сохранил этот обряд, в котором приговор имеет вполне “языческую” концовку: “Будь здоров, как вода! Будь богатый, как земля, и расти, как верба!” Обряд, как и праздник, оказался подвижным (не приуроченным к определенной дате), но обряд битья скотины вербовой веткой в целях приплода скота закрепился за Юрьевым днем (23.IV. ст. ст.).
http://www.pagan.ru/mith/_mithology01.php

Такие цитаты меня только утвердили, что это просто языческий обычай. Ведь верба - это как символ жизни (после зимы воскресение), символ воскресения. Зачем же им шлёпать друг друга? Не лучше ли в таком случае просто обменяться самыми красивыми веточками?
Разуверьте меня или научите уму разуму, а то я в следующий раз запросто в ответ захлещу ветками кого угодно приговаривая те самые слова, а потом скажу, что так и надо. :)

Статьи по теме: