Гениальность — врожденное или приобретенное качество? Гомосексуализм явление врождённое или приобретённое.

/ / / Как вы считает, жестокость - врожденное или приобретенное качество?

Часто задаю себе вопрос: жестокость – врожденное или приобретенное качество, и не могу дать на него однозначный ответ. Жизнь – сложная штука, особенно, когда оцениваешь поступки других людей. Может, у них были причины для такого жестокого поведения. Но вдруг молния пронзает меня, и я понимаю, что оправдать жесткость нельзя. Сейчас я уверена, что это приобретенное качество, никто не рождается жестоким. Как утверждал знаменитый английский философ Джон Локк, «новорожденный ребенок – чистая доска», воспитание и окружение прививают ему какие-то определенный набор черт.

Проследить природу жестокости можно по произведениям, где основное действие происходит в детском коллективе. В повести В. Железникова «Чучело» рассказывается о жестокости в обществе подростков.

Главную героиню Лену Бессольцеву жестоко задирают в классе, насмехаются над ней. Девочка очень добрая и отзывчивая, она берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок и защищает мальчика, который ей симпатичен. Но жестокость подростков не знает границ: они устраивают ей бойкот, а потом сжигают на костре чучело, внешне напоминающее Лену.

Виновный не может признаться из-за трусости, а те, кто знают всю правду, хранят молчание. Они хотят посмотреть, чем все закончится. Подростки не понимают, что жизнь чужого человека – это не театр. Равнодушие – высшая степень жесткого отношения. Лена страдает из-за того, что к ней плохо относятся одноклассники.

Для каждого человека изгнание – огромная проблема, потому человек не может жить вне социума. Взрослые не учат своих детей добру, а наоборот поддерживают жестокость. Почему дети так себя ведут? Дети не могут придумать сами какие-то модели поведения, они просто копируют то, что видят в семье и в обществе. Однажды увидев, что жестокостью можно добиться, чего пожелаешь, они поймут, что бессердечие – лучший способ достижения цели.

Лену в этой повести обвиняли даже в аскетизме ее дедушки. Как может подросток нести ответственность за жизнь деда? Как можно обвинять подростка, который не совершил ни единого плохого поступка? Учителя и родители должны не осуждать других людей, а учить своих детей добру и отзывчивости. Каждый должен помнить, что на месте Лены может оказаться именно он, тогда жестокости в детском коллективе стало бы меньше.

Я настаиваю, что жестокость – это приобретенное качество. Конечно, нельзя отрицать инстинкт выживания, но на то мы и люди, чтобы подавлять бессердечие в своих сердцах и стремиться видеть доброе в людях.

Научиться жестокости можно из телевизора, Интернета, а также из социума. Здесь первостепенна задача родителей – рассказать детям, что есть плохо и хорошо. А прекрасными иллюстрациями послужат для этого литературные произведения.

Доктор биологических наук Татьяна Строганова поделилась своими наработками в поиске ответа на вечный вопрос - умными рождаются или становятся.

От чего зависит развитие ребенка? Природа и воспитание, врожденное и приобретенное, генетическое и средовое… Что же первостепенно?

Существует волшебная ткань, с которой ребенок рождается на свет, - мозг. С известным набором нейронов. Нейронных связей в коре в момент рождения всего несколько процентов от того, что там в итоге будет.

А теперь внимание: к десяти месяцам жизни у младенца будет в несколько раз больше связей в коре, чем у взрослого человека. Что дальше? Редукция.

Мозг сохраняет только те устройства, которые нужны для обработки реально поступающей информации, а если ее нет, если обрабатывать нечего, устройство исчезает.

Как говорят нейрофизиологи: «Use it or lose it (Bспользуй или потеряешь)». И действительно: иметь и использовать - это две разные вещи.

Те же нейрофизиологи говорят, что процессы обработки информации по своей природе конкурентны. Нейронные сети не могут обрабатывать одновременно все: пока обрабатывается одно, другое отодвигается.

Роль селекторов информации играют такие факторы, как эмоции, внимание, некоторые другие, и именно ими активно занимаются исследователи интеллекта во всем мире. И меня всегда интересовал вопрос: что наследуемо, а что нет.

Ранее в психологических исследованиях было показано, что если измерять интеллект периодически - в первый год жизни, во второй, в пятый и так далее до 19 лет, то выясняется, что кто оказался умным в два года, тот будет умным и в 6, и в 19 и т.д. Происходит это отчасти потому, что вклад наследственности в показатели интеллекта с возрастом увеличивается.

Это тоже подтверждено исследованиями: брали разлученных близнецов, оценивали их интеллект и интеллект их приемных и биологических родителей. Со временем дети становились интеллектуально все больше похожими на своих биологических родителей. (Здесь очень важно понимать, что речь идет исключительно об интеллекте, а не обо всей психической жизни человека, которая гораздо богаче умственной.)

Но статистическая взаимосвязь величин при измерении интеллекта наблюдалась только после примерно двух лет.

Интеллект младенца традиционно измеряют с помощью специальных сенсомоторных тестов - шкал Бейли, которые позволяют большое число показателей свести в суммарный результат. Этот подход основан на том, что классик психологии развития швейцарский психолог Жан Пиаже когда-то выделил в развитии интеллекта сенсомоторную стадию и считал, что от того, как она пройдет, должны зависеть все последующие. Должны, а они не зависят. Может быть, мы просто как-то не так природу спрашиваем?

Нам стало интересно: а не сможем ли мы померить что-то другое, что лежит в основе интеллекта у младенцев. Тут как раз подоспело горячее увлечение западной психологии «нервной моделью стимула по Соколову».

Суть ее вот в чем: у живых существ есть так называемый ориентировочный рефлекс «что такое?». Он возникает в ответ на стимул, предъявляемый впервые, и угасает при повторениях того же стимула. Автор метода предположил, что угасание зависит от той нервной модели стимула, которая была у испытуемого в момент, когда стимул первый раз прозвучал.

Проще говоря, чем быстрее ребенок привыкает к стимулу, тем у него будет выше интеллект.

Исследователи, мыслившие более физиологично, предположили, что скорость привыкания к стимулу отражает скорость обработки информации, а потому, что у тех деток, которые быстрее привыкали, было лучше внимание: способность сфокусироваться на стимуле.

Но это же младенцы, ты еще пойми, куда он смотрит. И тут мы подумали: как хорошо, мы-то как раз можем померить внимание на первом году жизни!

Дело в том, что электрические процессы в мозгу очень точно отражают внимание. Основу электрических процессов, которые регистрирует энцефалограмма, составляют ритмы. Альфа-ритм доминирует в состоянии покоя зрительной системы, тета-ритм появляется при эмоциональном возбуждении, мю-ритм характерен для замирания при глубокой концентрации и так далее.

С помощью энцефалограммы было выяснено, что у младенцев с выраженным мю-ритмом длительность общего внимания, вызванного стимулом, гораздо больше. Позже, когда мы исследовали этих же детей в пятилетнем возрасте, они и по темпераменту оказались очень пластичные: менее возбудимые, способные долго находиться в состоянии внимания.

Но, как я уже говорила, внимание устроено довольно сложно. В зрительном канале, к примеру, появляется несколько конкурирующих стимулов. Когда вам нужен только один из них, другие мозг воспринимает как помеху.

Включается принципиально иной селективный механизм выбора мишени внимания, он решает исход конкуренции: какие из похожих стимулов вы будете обрабатывать.

Мы провели очень простой и показательный эксперимент: экспериментатор играла с младенцем в «ку-ку». Она появлялась перед ним: «Привет, ты меня видишь?», «Ты меня ждешь?» - в этот момент ее отгораживал от ребёнка белый экран. В руках у нее был датчик, которым она отмечала периоды появления и исчезновения, а видеокамера регистрировала поведение ребёнка.Чем управляется в этот момент внимание восьмимесячного младенца? Внешней стимуляцией? Нет. Его внимание управляется его прогнозом ситуации.

Возвращаясь к вопросу о наследуемых и средовых факторах интеллекта: наши результаты, опубликованные в журнале «Psychophysiology», содержали в себе еще одну важную вещь. В отличие от многих других параметров энцефалограммы младенцев, которые очень, просто до неприятного, наследуемы, тета-ритм (который, напомню появляется при появляется при эмоциональном возбуждении) как раз оказался сильно зависящим от факторов общей среды , то есть той среды, которая была одинаковой для обоих близнецов в паре.

Нам стало интересно, от каких именно.

Мы сравнили близнецов мамы, если она одна в доме, и ей остается мало времени на общение с детьми и когда в семье есть бабушка.

Так мы открыли «эффект бабушки» - статистически достоверно и надежно. У

младенцев, с которыми занимались бабушки, тета-ритм в состоянии внимания был выражен сильнее и само внимание удерживалось лучше, потому что они его «тренировали», у них было больше социального взаимодействия.

Внимание - крайне тренируемая вещь, внутренней сосредоточенности можно научить. Мы теперь знаем, как это важно, как от умения удерживать внимание зависит не просто способность человека решать задачки, а вообще все: совокупный результат его деятельности.

Сейчас в нашем МЭГ-центре идут исследования в этом направлении и, думаю, нас ждет много интересного.

Резюме

1. Долгое время считалось, что умственные способности человека определяются наследственностью и что их можно оценить, измеряя скорость восприятия и реагирования.

2. Создатели первых тестов на умственное развитие определяли интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде бла­годаря разумному мышлению и разумным действиям.

3. Было предложено несколько схем, описывающих структуру ин­теллекта. Спирмен выдвинул идею о том, что существует фактор общего интеллекта и факторы отдельных специфических способностей. Терстоун выделил семь первичных умственных потенций, по которым можно судить о деятельности интеллекта в целом. Другие исследователи (например, Гилфорд) выделяли до 120 факторов. Томсон напротив,

Адаптация и творчество 459

считает, что интеллектуальная деятельность специфична для каждой конкретной задачи. Йенсен различает способности к конкретному и к абстрактному мышлению.

4. Кэттелл выделяет врожденный «аморфный» (жидкий) интеллект, состоящий из потенций, на базе которых развивается интеллект «крис­таллизованный», причем это развитие продолжается всю жизнь. Соглас­но представлениям Хебба, оценить можно только интеллектД, фор­мирующийся на основе потенциального интеллекта А и жизненного опыта.

5. Существуют три группы факторов развития интеллекта. Генети­ческие факторы определяют тот потенциал, который наследует ребенок. Другие врожденные факторы действуют от момента зачатия до момента рождения; такими факторами могут быть хромосомные аномалии (на­пример, при болезни Дауна), неполноценное питание плода или забо­левания матери во время беременности. Факторы окружающей среды чрезвычайно разнообразны; к важнейшим из них относится правильное или неправильное питание грудного младенца, его психическая сти­муляция, место в ряду рождающихся в семье детей, принадлежность к тому или иному социальному классу и, наконец, школьное образо­вание.

6. Первую попытку оценить интеллект с помощью тестов пред­принял в начале века Бине. Этот ученый ввел представление об ум­ственном возрасте, позволяющем оценить интеллектуальное развитие того или иного ребенка по сравнению с его одногодками. В дальнейшем на основании соотношения между умственным и хронологическим возрастом был выведен менее относительный показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ).

7. После теста Бине появились и другие тесты на умственное раз­витие. Наиболее известны из них тесты Стэнфорд-Бине, армейские тесты и шкалы интеллекта Векслера для взрослых и детей. Однако в 70-х годах их реальная ценность была поставлена под сомнение, и постепенно ими стали пользоваться все реже. Тем не менее некоторые исследователи все еще продолжают применять их при изучении наследования интеллекта.



8. Применение интеллектуальных тестов, в частности, позволило построить кривые распределения интеллекта среди населения. В соот­ветствии с этими кривыми у 2-3% людей имеется умственная отста­лость, а у 1-2%-чрезвычайно высокий уровень интеллекта.

9. Исходя из того, что существуют разные способы решать ту или иную задачу, Гилфорд подразделил мышление на конвергентное и ди­вергентное. Последнее лежит в основе творческого мышления и харак­теризуется пластичностью, гибкостью и прежде всего оригинальностью решений. По-видимому, при IQ 120 и выше исчезает корреляция между интеллектуальными и творческими способностями. Можно также ду­мать, что в отношении этих двух способностей нет разницы между двумя полами.

10. Уоллак и Каган показали, что если у ребенка одинаково высоки

460 Глава 9

или одинаково низки и интеллектуальные, и творческие способности, то он адаптируется в обществе достаточно легко -в отличие от детей у которых выражен только один тип способностей.

11. Многие исследователи пытались выявить личностные особен­ности творческих людей. По-видимому, наиболее типичные из этих способностей - это антиконформизм, эклектизм, интерес ко всему слож­ному и новому, а также способность удивляться и восхищаться.

Читая эту главу, мы постоянно видели, насколько еще оживленны дискуссии о наследовании интеллекта. Разумеется, это обусловлено тем, что этот вопрос имеет важное философское и политическое значение. Здесь больше, чем где-либо, играют важную роль предубеждения ис­следователей. Порой они даже начинают превалировать над необхо­димой каждому ученому осторожностью в истолковании фактов. Это в особенности касается областей науки, имеющих прямое социальное значение.

В самом деле, из утверждения, что доказана наследственная природа интеллекта, вытекают далеко идущие следствия. Это позволяет, в част­ности, почти автоматически оправдать социальное неравенство: можно будет утверждать, что социальный успех всегда ждет тех, кто рожден для этого успеха, поскольку ум этим людям дан от природы. Это даст также основание считать, подобно Гальтону, что если условия жизни лиц из привилегированных классов лучше, чем у низших классов, то это связано с тем, что интеллект представителей высших классов позволил им создать такие условия.

Кроме того, утверждение, что доказана не только наследственная природа интеллекта, но и неравномерность его распределения между различными группами населения, позволяет оправдывать расистские идеи о неравенстве этих групп. Это может также повлечь за собой формирование каст, и представители некоторых из них могут быть сочтены «гражданами второго сорта». Эти люди будут вынуждены заниматься лишь «черной» работой, а их человеческие права будут ограничены, поскольку с генетической точки зрения они якобы менее способны участвовать в решении общественных проблем, требующих определенного уровня интеллекта 1 . В самом крайнем случае дело могло бы дойти до запрета «скрещиваний», способных привести к снижению генетического потенциала «высшей» группы.

К сожалению, эти идеи не относятся только к области фантастики. История фашистской Германии 30-х годов и некоторых государств, в которых даже в наши дни белое меньшинство держится у власти,

1 Подобные идеи уже высказывались древними греками и римлянами.

Адаптация и творчество 461

опираясь на подобные расистские концепции, неопровержимо дока­зывает, что опасность таких тенденций существовала и продолжает существовать.

В демократических странах такие взгляды тоже могли бы привести к серьезным последствиям. В частности, они могли повлечь за собой прекращение демократизации школы, так как стало бы очевидным, что суммы, затрачиваемые на «подтягивание» детей из низших слоев, пускаются на ветер. Поэтому чрезвычайно важно внести в эту дискуссию ясность и рассмотреть некоторые утверждения и те данные, на которых они основаны.

Сначала надо определиться что это такое. В моем понимании - это сексуальное влечение к представителю того же пола. Согласны? Ключевое слово здесь - сексуальное. Насколько я знаю, маленькие дети не испытывают сексуального влечения в полном смысле этого слова. Дети зачастую почти всегда дружат и имеют привязанность именно к своим однополым друзьям. Девочки любят играть с девочками, мальчики с мальчиками. Например, у моего сына есть друг Слава, они часто обнимаются. При этом Ваня абсолютно безразличен к девочкам в саду и даже с ними враждует. Например с Василисой они как кошка с собакой, Василиса нахохливается при любом приближении Вани. Когда меня спрашивают, пытаясь таким образом доказать "природность гомосексуализма", с какого момента мне нравились мальчики? - Отвечаю - Они мне нравились с самого начала, гораздо раньше чем девочки. Это нормально! Мой сын (как и я) отнюдь не врожденный гомосексуалист, он нормальный мальчик, который естественно для этого возраста тянется к себе подобным. Вообще любой ребенок - не гомосексуалист и быть им не может по определению! Он вообще не -сексуалист.

Для начала надо понять, можно ли вообще воздействовать на гомосексуально ориентированных при помощи воспитательных мер. А для этого в первую очередь необходимо ответить на вопрос: откуда что берется? Почему случается так, что некоторые люди выбирают нетрадиционный путь?

Оказывается, определенная доля гомосексуалов становятся таковыми еще в утробе матери. Ученые доказали: истинный гомосексуализм – врожденная ориентация, а не свободный выбор человека (конечно, исключая случаи, когда это случается по принуждению – или парень просто следует моде). Как утверждают ученые, занимающиеся данной проблемой, процент геев с врожденной ориентацией на планете Земля примерно такой же, как и процент рыжих, а именно – около 4-5%.

Во-первых, около 10% мужчин имеют так называемый «голубой» ген, но становятся гомосексуалистами только около половины из них благодаря 50-70-процентному фактору пенетрантности этого гена (шанса проявления). Именно поэтому не всегда у отца со склонностью к гомосексуализму рождается такой же сын, так же, как и не всегда у гея и отец такой же. И даже в паре близнецов, из которых один – нетрадиционной ориентации, второй будет геем только в 50% случаев для однояйцевых близнецов и в 20% случаев для разнояйцевых.

Во-вторых, дело не только в генах. Пол будущего ребенка закладывается в возрасте 6-8 недель. Если эмбрион – мальчик и получает на этом этапе достаточно мужских гормонов, он вырастет обычным мужчиной. Но если этот эмбрион в довесок к своему традиционно мужскому хромосомному набору (то есть к паре ХУ) получил несколько повышенную дозу женских гормонов (например, вследствие стресса, генетических особенностей, гормонального лечения, получаемого мамой на момент зачатия и на раннем этапе беременности), этот мальчик станет мужчиной, которому будут присущи некоторые особенности женского мышления и поведения. Если же этих гормонов был явный переизбыток, получится человек с мозгом женским по структуре, но в мужском теле (хромосомы-то получены мужские). Повзрослев, он, вероятнее всего, станет гомосексуалистом.

Однако в качестве профилактики гомофобии могу сказать вот что: гомосексуальные наклонности – не признак тотальной порочности, и среди «нетрадиционно ориентированных» точно так же, как и среди натуралов, процентное соотношение приличных людей и мерзавцев одинаково. Нередко случается так, что Интернет становится еще одним фактором раскрытия тайных желаний человека, гей знакомства в сети - наиболее распространенный вид общения между представителями нетрадиционной ориентации.

Что касается девочек, то здесь ситуация точно такая же: если эмбрион – девочка (с половыми хромосомами ХХ) и в него поступает мало мужских гормонов, у него формируются не только женские половые органы, но и, скажем так, «матрица мозга» остается женской. Но иногда – например, в результате медикаментозного гормонального вмешательства или, как уже было сказано, вследствие стресса (провоцирующего изменение гормонального фона), образуются женские эмбрионы, получившие избыточную дозу мужских гормонов. В результате рождается девочка, обладающая в большей или меньшей степени мужским складом ума, которая в будущем тоже, кстати, имеет повышенные шансы стать «нетрадиционной».

Считается, что 80-85% мужчин имеют преимущественно мужской склад мышления, у 15-20% ум в той или иной степени феминизирован. Многие из последней группы приобретают неправильную сексуальную ориентацию (неправильную потому, что для них она является не врожденной, генетически обусловленной, а приобретенной). Поэтому процент биологических геев около 4-5, а реальных гомосексуалистов и «бисексуалов» – гораздо больше. Около 10% женщин имеют мужской склад ума.

Таким образом, становится понятно, что воспитание ребенка, если только оно не носит именно развратного характера, на ситуацию не повлияет. А что касается привития мальчикам типично мужских стереотипов поведения, вроде «мальчики не плачут», «мальчика не надо ласкать, чтоб не вырастить бабой», или же девочкам – типично женских («девочка должна всегда уступать и знать свое место» или «все девочки – принцессы и имеют право на соответствующее отношение»), то они только калечат эмоциональную сферу детей, никоим образом не влияя на врожденную сексуальность.

Недолюбленные, недоласканные мальчики вырастают в эмоционально холодных мужчин, не умеющих проявлять свои чувства и имеющие поэтому сложности в построении семейных отношений (причем чаще всего они имеют такую толстую шкуру, что ухитряются эти трудности вообще не заметить – разводы настигают их обычно, как гром средь ясного неба). Выращенные же ханжами или потребительницами девочки тоже имеют проблемы, а также в изобилии создают их окружающим. Поэтому ни лаской, ни твердостью – если только они в разумных пределах и пропорциях – ребенка не испортишь (ни в сексуальном, ни в эмоциональном смысле).

Ладно, предположим, гомосексуализм - это врожденное свойство. Давайте разовьем эту мысль дальше. Можем ли мы осудить человека, если он не виноват, что "он такой"? Нет, не можем. Т.е. автоматически мы должны признать гомосексуализм нормой, пусть несколько иной, чем наша. Есть же разные расы, негры, китайцы и европейцы.

Если вдруг возникнут какие-то непримиримые противоречия между гомосексуализмом и религией, то религию вообще можно будет поставить под вопрос. А не вымысел ли она?

Следующий шаг - геям надо позволить жить так, как им заложено "природой". Легализовать гомосексуальные браки! Они же "нормальные врожденные", это подло - лишать людей счастья.

Кстати, возвращаясь к закону о запрете гей пропаганды. Куда идти ребёнку, если гомосексуализм - врождённое свойство? Ведь любой врач, психолог и исследователь вынужден будет говорить сугубо негативные вещи ребёнку, а это отразится на детской психике. В итоге закон не спасает подростков и юношей с гомосексуальной ориентацией от гомосексуализма, а приносит им вред.

По сути я нарисовал будущее, которое уже начало переходить в нас тощее. У нас только начало, на Западе уже вовсю. Достаточно вспомнить "семью" Элтона Джона, в которой от суррогатной матери появился сын, а его крестной матерью (!) стала Леди Гага, активистка ЛГБТ-движения.

А теперь заключительный вопрос. Если гомосексуализм - это природная "немного другая сексуальность", то что такое педофилия - как не то же самое?! "Я просто люблю мужчин" - говорит гей. "Я просто люблю детей" - говорит педофил. Какая между ними разница?! Почему "одно природное свойство" жестоко преследуется, а второе оправдывается, дескать "ну природа у него такая"?

Таких случаев становится всё больше, но с социальными факторами они не связаны. Вот несколько примеров.

«Кливлендский маньяк» Ариэль Кастро очень похож на нашего «скопин­ского маньяка» Виктора Мохова , арестованного в 2004 году. Последний тоже сделал специальный подвал под гаражом, в котором три года держал двух девушек, и они тоже рожали от него детей.

Эти люди примерно одного возраста и социального круга. Но их зверст­ва меркнут перед «маньяком из Амштеттена» - небедным 73-летним Йозефом Фритцлем из благополучной Австрии. 24 года в маленьком подвале он прятал и насиловал свою дочь, родившую ему 7 детей. Когда один ребёнок умер, он сжёг его в печи. Жертвы жили в каморке с высотой потолка 1,72 метра, и дети ползали по грязному полу. Когда прокурор достал на суде их одежду, в зале стало трудно дышать. В 2009 году Фритцля приговорили к пожизненному сроку в психиатрической больнице. Его нынешняя комната несравненно комфортнее подвала.

Но часто таким маньякам не нужны даже секретные убежища. В том же 2009 году, когда по всему миру освещали ужасы Фритцля, СМИ почти молчали о случае Франка Ломбарта - перспективного 42-летнего помощника директора Центра по политике в области здравоохранения Университета Дюка. Почему?

Западные журналисты честно сознавались, что боятся обвинений в гомофобии. Ломбарт был геем, и он со своим гомосексуальным парт­нёром усыновил маленького афроамериканца. Франц с младенчества насиловал ребёнка. Когда мальчику исполнилось 5 лет, ФБР взяло монстра с поличным. Он пошёл на сделку со следствием (благодаря чему получил только 27 лет) и рассказал, что иногда через Интернет предлагал ребёнка для таких же утех и другим. А чтобы он легче переносил мучения, накачивал успокоительным.

История Маши Яшенковой из Новошахтинска о том, как она пережила ад - сначала в России, а потом в США. Её в 4 года чуть не зарезала мать-акоголичка, а в 5 лет усыновил одинокий американец Мэтью Манкузо , - до 13-летия он насиловал родную дочь. В первую же ночь он изнасиловал и Машу, и так продолжалось пять лет. Ещё он сделал из неё порнозвезду Интернета. Тут-то ФБР и вычислило преступника. Скандал был мировой, и из него устроили сентиментальное шоу: девочку отдали женщине, пережившей такое же насилие. Хотели как лучше, но получилось… как у нас. Новая мать оказалась бывшей наркоманкой, издевалась над Машей. Девочка попыталась совершить самоубийство, и её забрали у истерички.

Комментарий специалиста

Что же во всех этих случаях общего и как их избежать? Мы нашли специалиста, занимающегося подобными проблемами и согласившегося прокомментировать их непредвзято, но только на условиях анонимности.

Такое маниакальное поведение связано с расстройством влечений, и они практически не поддаются коррекции. Влиять на них очень трудно, они связаны с самыми глубинными свойствами психики - влечения лежат в основе жизни. Судите сами: нормальные влечения к пище обеспечивают поддержание жизни, а к сексу - продолжение рода. Их нарушение обычно имеет биологическую, врождённую основу. Расстройство влечений опасно и для самой личности, и для общества.

Страсть так сильна, что преобладает не только над этическими нормами, но и над чувством страха, инстинктом самосохранения. А после первого удачного насилия эти люди «входят во вкус», получая всё больше удовольствия. Поэтому они склонны повторять свои действия, и их нужно держать под контролем общества. Но сейчас в нашей стране это сложно: психиатрическая служба во многом разрушена, а органы полиции не склонны заниматься такими проблемами. Выявить их превентивно практически невозможно (к тому же такие попытки расцениваются как нарушение прав личности). Нужно развивать психиатрию, полицейскую службу, социальный контроль.

Статьи по теме: