Использование средств пенсионного фонда рф. Порядок управления, формирования и расходования средств пфр

ПФР наделен широкими правами по контролю за документаци­ей, необходимой при назначении, перерасчете и выплате пенсий обязательного страхового обеспечения. Кроме того, он осуществля­ет управление средствами бюджета Фонда и контроль за их расходо­ванием в соответствии с Федеральным законом «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхова­ния) в Российской Федерации». Порядок формирования и расходо­вания средств обязательного пенсионного страхования определяется законом об обязательном пенсионном страховании.

В деятельности системы обязательного пенсионного страхова­ния огромную роль играет разработка формирования бюджета ПФР. Доходы бюджета Фонда формируются за счет:

· страховых взносов, которые представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, дающие право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию;

· средств федерального бюджета, которые согласно п. 2 ст. 17 Закона об обязательном пенсионном страховании состоят из средств на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вклю­чая, в частности, средства на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном законом, а также средст­ва, образовавшиеся за счет превышения сумм поступления единого социального налога в части, зачисляемой в федераль­ный бюджет, над расходами на финансирование выплаты ба­зовой части трудовой пенсии.

Доходными статьями бюджета ПФР считаются суммы пеней и иных финансовых санкций, а также средства от размещения (инве­стирования) временно свободных средств обязательного пенсионно­го страхования и добровольных взносов юридических и физических лиц, уплачиваемых помимо обязательных платежей. Возможны и иные поступления, не запрещенные законодательством.

С точки зрения правового регулирования расходования средств ПФР они делятся на две части. Одну из них составляют средства бюджета Фонда, имеющие строго целевое использование. Распре­деление средств другой части регламентируется особым порядком в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страхова­нии. Это связано с тем, что средства, пополняющие доходы ПФР за счет отмеченных выше источников, не предсказуемы, во мно­гом случайны, а поэтому неустойчивы и закреплять их в роли ис­точников финансирования устойчивых потребностей было бы не­целесообразно.

Статья 18 Закона об обязательном пенсионном страхованиии включает в качестве устойчивых направлений расходования средств ПФР выплату трудовых пенсий и социальных пособий на погребе­ние умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; средства на доставку пенсии, выплачиваемых за счет средств бюджета Фонда; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей дея­тельности страховщика; средства на иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. В нем также подчеркивается второстепенность другой группы воз­можных доходов ПФР. Расходы по этой группе разрешены лишь после того, как профинансированы основные обязательства по вы­плате трудовых и социальных пенсий и пособий, а также осуществ­лены расходы, связанные с выплатами пенсий и пособий. Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, мо­гут быть профинансированы только после внесения в законодатель­ном порядке изменений в указанный бюджет.

· го­сударственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца);

· пенсий по инвалидности, военнослужащим; компен­сации пенсионерам;

· материальной помощи престарелым и инва­лидам;

· пособий: на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям;

· на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита;

· пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и др. выплаты.

За счет средств Пенсионного фонда РФ финансируются также различ­ные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионе­ров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты.

Выплаты государственных пенсий и пособий занимают наи­больший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ.

Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение пенсионного фонда – банк- управление социальной защиты населения субъекта РФ – районный (городской) орган соцзащиты-почта (Сбербанк) - пенсионер. Назначением пенсии занимаются органы социальной защиты граждан, а финансирование выплат пенсий возложено на органы ПФ РФ.

Однако одна из фундаментальных проблем современной пенсионной системы России связана с низким соотношением численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Эта величина определяет финансовую устойчивость всей пенсионной системы, построенной на распределительном принципе. Прогнозы роста числа пенсионеров в России, а также низкий уровень обеспеченности пенсионеров в нынешний момент определили необходимость Пенсионной реформы.

33. Практически все участники медицинской, медико-производственной деятельности в той или иной степени вовлечены в рыночные отношения, представлены на рынке товаров и услуг. Коммерческие организации, предприниматели непосредственно связаны с рынком, продавая на нем результаты своей деятельности и приобретая необходимые ресурсы. Но и государственные по форме собственности медицинские организации, и даже государственные учреждения не избавлены от участия в рынке медицинских товаров и услуг, так же как и СМО. Если государственный заказ медицинским организациям или заказ на предоставление медицинских страховых услуг предоставляется на конкурентной основе, с применением торгов, то и здесь налицо рыночные отношения. Индивидуальные потребители медицинских товаров и услуг напрямую участвуют в рыночных отношениях, избирая производителя, продавца и оплачивая приобретаемые блага. Но и потребители товаров и услуг, оплачиваемых из бюджетных средств, внебюджетных, страховых фондов, косвенно участвуют в рынке медицинского продукта, будучи его потребителем.


1. О некотором ухудшении самочувствия населения за последнее время: четверть населения фиксирует состояние своего здоровья как неудовлетворительное; мужчины оценивают состояние своего здоровья с большим оптимизмом, чем женщины; чем старше человек, тем хуже самооценка состояния здоровья; чем выше уровень образования, тем выше самооценка состояния здоровья; наиболее высоко состояние своего здоровья оценивают предприниматели и коммерсанты, наиболее низко - пенсионеры; среди оценивающих свое здоровье по субъективным ощущениям как хорошее большой процент принадлежит безработным; среди жителей наибольшее число оценивающих свое здоровье как хорошее и наименьшее из тех, кто оценивает свое здоровье как неудовлетворительное, составляют жители сельской местности; хорошим здоровье своих детей находят только 10% родителей.

2. Несмотря на то, что частота обращений за медицинской помощью в государственные медицинские учреждения снижается, она остается достаточно высокой и зависит, прежде всего, от состояния здоровья населения. Что можно объяснить, в частности, утратой доверия к медицинским службам государственных учреждений.

3. Женщины значительно чаще, чем мужчины, обращаются за помощью в медучреждения; частота обращения к врачу возрастает пропорционально возрасту, особенно резко - после 50 лет; лица с высшим образованием предпочитают обращаться к врачу один-два раза в год, лица со средним и средним специальным образованием посещают медучреждения несколько реже, почти треть из них - меньше одного раза в год; с незаконченным средним и начальным образованием - ежемесячно или раз в полгода; место жительства влияет на частоту посещений, но зависимость здесь не связана с размерами населенного пункта и числом имеющихся в нем лечебно-профилактических учреждений, как можно было бы предположить на первый взгляд; по социальному статусу на первом месте по частоте и регулярности обращений в медучреждения стоят пенсионеры, на втором - работники бюджетной сферы, на третьем - инженерно-технические работники и служащие, на четвертом - рабочие, на пятом - безработные и на шестом - предприниматели и коммерсанты; лица, имеющие страховой полис, обращаются в медучреждения значительно чаще тех, кто его не имеет; число родителей, обращающихся к врачу за помощью своим детям, составляет две трети от общего числа родителей, имеющих несовершеннолетних детей.

4. Большинство населения уровнем медицинской помощи не удовлетворено. В наибольшей степени неудовлетворенность населения вызывает невнимательность со стороны медперсонала, на втором месте - организация приема пациентов, на третьем - качество медицинского обслуживания, на четвертом - квалификация врачей. Однако с жалобами обращается лишь незначительная часть населения. Жаловаться на врача или лечебно-профилактическое учреждение больной может только в том случае, если он имеет полную возможность больше к нему не обращаться. Большинство такую возможность имеет не всегда по объективным и субъективным причинам. Следовательно, в настоящее время ОМС в большой степени занимает положение лишь дополнительного внебюджетного источника финансирования, а права застрахованных реализуются еще не в полном объеме.

5. В различные платные медицинские учреждения обращается небольшая группа людей, имеющих доход значительно выше прожиточного минимума, причем некоторые из пациентов идут на это, ограничивая потребление продуктов питания и других товаров первой необходимости. Таким образом, в настоящее время платная медицина исчерпала возможности населения и может иметь будущее лишь при дальнейшем подъеме экономики. А поскольку государственное финансирование здравоохранения осуществляется не всегда в адекватном объеме, то в этих условиях система ОМС становится безальтернативной.

6. Низкая заработная плата врача, а также сохранение единой тарифной сетки в условиях рынка привели к возникновению нелегального рынка медицинских услуг с расценками, складывающимися на основе рыночной конъюнктуры.

34.Структура рынка – это внутренне строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему.

Структуру рынка классифицируют по различным критериям , важнейшими из которых являются следующие.

1. По экономическому назначению - рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.

2. По географическому положению - местный, региональный, национальный и мировой.

3. По степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям - автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж - оптовый и розничный.

6. По специфике функционирования рыночного механизма и полноте реализации его регулирующих функций : неразвитый, свободный (совершенный), регулируемый, деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами - товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов.

Свободный (совершенный) рынок предполагает неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов.

В условияхрегулируемого рынка наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок - это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.

Деформированный рынок существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов : рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы.

Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов - на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы - на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.

Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций.

См. также: Субъекты рынкаФункции рынка

Инфраструктура рынка – совокупность институтов, систем, учреждений, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции :

· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;

· организует оформление рыночных отношений;

· облегчает экономический и юридический контроль.

Принято различать инфраструктуру трех рынков : товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д.

Таким образом,основными элементами классической рыночнойинфраструктуры являются: торговая сеть, биржи и банки .

Спрос и предложение (сущность которых будет рассмотрена в следующих темах) играют существенную роль в механизме функционирования рыночной экономики, который представляет собой способ взаимосвязи элементов рыночной структуры, обеспечивающий выполнение ими своих функций. Например, элементами рыночной структуры являются деньги, товар, кредит, цена и т. д. Механизм функционирования рыночной экономики должен обеспечивать деньгами, товарами, кредитом и так далее выполнение их функций, а деньги быть всеобщим эквивалентом, мерой стоимости и средством обращения. Если для покупки товара кроме денег нужен еще талон или купон, то деньги, по существу, уже не выполняют в должной мере функции всеобщего эквивалента и не являются полноценными деньгами. Товар, который, например, произведен промышленным предприятием и поступает не на рынок, а прямо обменивается на сельхозпродукцию для рабочих завода, является полноценным товаром и т. д.
Нормально функционирующий механизм рыночной экономики создает условия для действия законов стоимости, спроса и предложения и др. С его помощью решаются три основные проблемы организации хозяйства: что, как и для кого производить.
Первая проблема: что производить, какие товары, в каких количествах (больше выпускать, например, продуктов питания и меньше станков или больше сметаны и меньше молока)?
Вторая проблема: как производить, с помощью какой техники,
технологии (в частности, электроэнергию, можно получать с помощью тепловых, атомных, гидростанций и т. п.)?
Третья проблема: для кого производить, кто будет покупать и потреблять продукцию (если, например, производятся детские коляски, то нельзя рассчитывать на то, что их будут покупать для себя пожилые люди)?
В рыночной экономике эти проблемы решаются с помощью рыночного механизма, важнейшими составляющими которого являются спрос и предложение.

35. Переход к рыночным отношениям поставил вопрос о ценообразовании во всех областях народного хозяйства на одно из первых мест. Говоря о цене на товар в системе здравоохранения, мы имеем в виду цену на медицинскую услугу, которая в полной мере наделена товарными свойствами.

Посредством рыночного механизма продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.

Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:

Число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;

Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность;

Несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;

Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;

Наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций;

Для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный посредник, который и оплачивает значительную часть медицинской услуги.

Таким образом, рынок медицинских услуг в большей части можно отнести по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.

Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются медицинские услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага, как здоровье граждан.

Таким образом, можно убедиться, что особенностью российского рынка медицинских услуг является то, что он представляет собой прочный сплав монополии и монопсонии, когда практически все медицинские работники и лечебно-профилактические учреждения подведомственны Министерству здравоохранения. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще и явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.

Пациент в такой системе одинок и абсолютно бесправен.

Поэтому целью реформы здравоохранения является постепенное превращение российского рынка медицинских услуг сначала в «рынок продавца», когда большей рыночной властью обладают продавцы (диктуют покупателю свои условия, навязывают товары (услуги) и цены на них), а затем в «рынок покупателя», когда центральной фигурой, определяющей положение медицинских услуг и их цену, станет потребитель-пациент.

На пути к этому одной из первоочередных задач является определение юридического и экономического статуса медицинских учреждений и обеспечение их финансирования, исходя, как минимум, из реальных затрат на производство оказываемых населению медицинских услуг. Финансирование на уровне реальных затрат обеспечит финансовую устойчивость медицинских учреждений страны, позволит им перейти от решения проблем выживаемости к проблемам повышения качества оказания медицинских услуг.

При рассмотрении рынка медицинских услуг необходимо обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным из которых является цена. При этом цены можно разделить на следующие три группы:

1 группа - высокие цены (первая цена) на услугу отражают ее уникальность, технологическую патентную защищенность, отсутствие на начальном этапе спроса (рынка спроса);

2 группа - низкие цены (цена прорыва или проникновения) на услугу, отражает простоту технического и технологического решения, низкие затраты, высокий и стабильный спрос, прочное финансовое положение фирмы;

3 группа - экспериментальные цены (когда подобного товара нет на рынке), отражают новизну функционального назначения, отсутствие данных о возникновении рынка сбыта и ценах.

медицинский услуга маркетинг ценообразование

Выбрав рынок, разбив его на сегменты, оценив привлекательность каждого, необходимо для целевого сегмента разработать комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Варианты ответных реакций: сделать известной фирму (товары) среди определенного количества потребителей; завоевать установленную программой маркетинга рыночную долю; повысить объем продаж и т.д.

Многочисленные возможности маркетингового воздействия на рынок, объединяются в комплексе маркетинга в 4 основных элемента (инструмента): товар, цена, сбыт, коммуникации.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи. Товаром в этой сфере являются услуги на рынке медицинских услуг, что означает, что труд в данном случае оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности.

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Как происходит принятие бюджета? Каким образом он пополняется и на что тратится? Какие меры предпринимаются в том случае, если доходная часть превышает расходную и наоборот? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Порядок рассмотрения и принятия бюджета

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

  1. Предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;
  2. Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);
  3. Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Если после того как бюджет уже был принят, требуется внести в него какие-то изменения (такое случается довольно часто, например, ввиду экономических обстоятельств и т.п.), в Госдуму отправляется проект планируемых изменений. Затем они вносятся аналогичным способом, подобно тому, как описано выше (издается закон, запускается голосование по принятию и т.д.).

Доходы

Бюджет ПФР, утвержденный на 2017 год, составил 8 трлн 363,5 млрд рублей, в 2016 году он был равен 7,625 трлн рублей. Это практически на 500 миллиардов (или 7%) больше, чем в 2015 году. В таблице ниже представлена динамика доходов Пенсионного фонда начиная с 2010 года:

Таблица 1. Структура доходов Пенсионного Фонда России в 2010-2017 гг.

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
4,6
2011
5,25
2012
5,89
2013
6,39
2014
6,16
2015
7,1
2016
7,6
2017
8,36

Источник: данные ПФ РФ, расчет Страхового Портала

Как можно заметить, суммарные доходы постепенно повышались, но при этом не очень значительно, что вполне естественно с учетом инфляции. В 2014 году был небольшой спад, связанный с проведением основных подготовительных мероприятий пенсионной реформы (изменился принцип расчета страховой пенсии на основе новой формулы, ввели т.н. пенсионный коэффициент и т.д.), но в дальнейшем снова наступила стадия роста.

Бюджет пенсионного фонда пополняется благодаря нескольким основным источникам:

  • Доходы от перевода страховых взносов работодателями – 4,13 триллиона рублей (54,2% в общем объеме всех доходов);
  • Передача ПФР денежных средств из федерального бюджета государства:
    • на повышение размера страховых пенсий (за счет их валоризации и индексации) и финансирование льготных пенсий (в частности речь идет о досрочном пенсионном обеспечении) – 2,06 триллиона рублей (27,1%);
    • для покрытия расходов на оказание социальной помощи гражданам: пособия по инвалидности, доплаты к пенсиям, материнский капитал и т.п. – 1,27 триллиона рублей (16,7%);
  • Доходы, связанные с самостоятельным созданием пенсионных накоплений гражданами (через использование управляющих компаний, Центробанка, НПФ и добровольных взносов) – 131,2 миллиарда рублей (1,7%).

Классификация доходов по периодам

Размеры страховых взносов в бюджет ПФР в период с 2010 по 2017 отражены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
1,9
2011
2,8
2012
3,0
2013
3,46
2014
3,69
2015
3,86
2016
4,13
2017
4,42

В данной статистической выкладке можно отметить чрезвычайно низкий сбор страховых взносов в 2010 году (всего 41% от общего бюджета). Все дело в том, что до 2010 года включительно действовал старый тариф страховых взносов от работодателей, установленный на уровне в 20%. Собираемых таким образом средств явно не хватало, что вылилось в дефицит бюджета ПФР (превышение расходов над доходами) почти в 1,3 триллиона рублей. Из-за этого упомянутый тариф в 2011 году подняли до 26%.

Объемы бюджетных средств в период с 2010 по 2017 представлены в таблице ниже:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
2,64
2011
2,4
2012
2,8
2013
2,84
2014
2,41
2015
3,1
2016
3,33
2017
3,34

Линейного роста доходов, как в таблице выше, здесь нет, поскольку размер бюджетных дотаций в каждом из периодов целиком зависел от общего состояния экономики в государстве. Если удавалось найти средства для повышения пенсий, то проводилась их валоризация (переоценка) и индексация, и размер отчислений в бюджет ПФР соответственно увеличивался. В противном же случае сумма вливаний оставалась на прежнем уровне (как в 2013 и в 2017) либо вовсе уменьшалась (2011, 2014).

Объемы самостоятельных накоплений граждан в период с 2010 по 2016 представлены в таблице:

Год
Бюджет (трлн рублей)
2010
60*
2011
50*
2012
90*
2013
90*
2014
60*
2015
167,3
2016
131,2

Данные за 2010-2014 года помечены звездочкой, так как являются результатом приблизительного расчета (в официальных годовых отчетах за эти периоды указаны только прямые добровольные взносы граждан, без учета средств переведенных управляющими компаниями, Центробанком, НПФ и т.д.). В целом такая нестабильная динамика и малый объем (всего 1,7%) рассматриваемой статьи доходов объясняется весьма просто – какого-то серьезного доверия к сторонним организациям, занимающимся формированием накопительной пенсии, у граждан России нет, поэтому нести туда свои сбережения никто не торопится. Серьезный рост отчислений в 2015 году связан в большей степени с пенсионной реформой, и, как можно заметить, уже к 2016 году интерес граждан к таким компаниям снова упал.

Расходы

Общее число суммарных расходов ПФР в 2016 увеличилось почти на 160 миллиардов рублей (2,1%) и составило цифру в 7,83 трлн рублей. На 2017 год утвержден бюджет расходов, равный 8,1 трлн рублей. График расходов с 2010 года выглядит следующим образом:

Год
Расходы (трлн рублей)
2010
4,25
2011
4,92
2012
5,45
2013
6,38
2014
6,19
2015
7,67
2016
7,83
2017
8,1

Здесь все довольно стандартно – ожидаемое ежегодное увеличение трат связано с индексацией и повышением размера пенсий и других социальных выплат. Снижение расходов в 2014 году объясняется все той же пенсионной реформой, на финансирование которой средства расходовались еще в декабре 2013 и поэтому вошли в отчетный период прошлого года.

Основными статьями расходов пенсионного фонда в 2016 году стали:

  • Выплата страховых пенсий – 6,01 триллиона рублей (76,9%);
  • Социальные выплаты (речь идет о надбавках и доплатах льготникам, пособиях по уходу за инвалидами и нетрудоспособными гражданами, компенсациях жителям Крайнего Севера, финансировании различных региональных программ и т.п.) – 572 миллиарда рублей (7,3%);
  • Выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.) – 406 миллиардов рублей (5,8 %);
  • Выплата государственных пенсий (выплаты некоторым категориям граждан за выслугу лет – чиновникам, военным, космонавтам, летчикам-испытателям; компенсация вреда, причиненного здоровью человека во время прохождения военной службы) – 413 миллиардов рублей (5,3%);
  • Расходование средств по программе «Материнский капитал» - 365 миллиардов рублей (4,7%).

Классификация расходов по периодам

Выплата страховых (трудовых*) пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
3,7
2011
4,1
2012
4,5
2013
4,8
2014
4,97
2015
5,79
2016
6,01

*До проведения пенсионной реформы в 2015 году основном видом пенсии были трудовые и, соответственно, данный пункт расходов именовался также.

В целом, несмотря на обстоятельства и различные финансовые трудности ПФР с каждым годом увеличивал количество средств, перечисляемых на основную статью расходов организации.

Выплата государственных пенсий в период с 2010 по 2017 составила:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
286
2011
278
2012
291
2013
315
2014
344
2015
512
2016
413

С 2010 по 2014 года показатели по этому пункту трат варьировались примерно в одном диапазоне и составляли весьма незначительную часть от общего объема расходов. Последовавшее после резкое увеличение, а затем снижение финансирования связано с принятием различных законодательных актов, изначально расширивших льготные списки граждан по этой графе, а затем снова их сокративших.

Социальные выплаты в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
336
2011
311,9
2012
325,4
2013
401
2014
426
2015
512
2016
572

Высокие (относительно последующих годов) расходы 2010 года были связаны с празднованием 65-летия Победы в ВОВ, к которой ПФР приурочил выплату единовременных денежных пособий ветеранам. Кроме того, в этом же году были досрочно выданы пенсии за январь 2011 из-за наложения большого количества праздничных дней. Впоследствии расходы по данной статье росли линейно, увеличиваясь с каждым отчетным периодом.

Размеры материнского капитала в период с 2010 по 2016 составили:

Год
Расходы (млрд рублей)
2010
98,5
2011
171,3
2012
212,4
2013
237,4
2014
270
2015
329
2016
365

Российских семей, удовлетворяющих критериям, необходимым для оформления сертификата на такую меру господдержки, с каждым годом становилось все больше и больше, и поэтому поднимались расходы на осуществление выплат.

Соотношение доходов и расходов ПФР

График отчетливо показывает, что ведомство старается жить по средствам и не выходить за рамки вверенного ей бюджета. Финансовый дефицит, пик которого пришелся на 2015 год, по сути, является чисто техническим и не свидетельствует о каких-либо проблемах в ведомстве. Связан он главным образом с переводом гражданами своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные фонды (НПФ). При этом данный перевод по факту осуществляется не из бюджета ПФР, а со счетов управляющих компаний, которым Фонд передает право на распоряжение некоторой частью поступающих взносов на накопительную пенсию.

Итого, пенсионные накопления на сумму около 2 триллионов рублей, находящиеся во временном пользовании управляющих компаний, не отображаются в доходной части бюджета ПФР, однако те средства, что передаются от них в НПФ, вносятся как расходы. В результате образовывается чисто технический дефицит, никак не влияющий на платежеспособность Пенсионного фонда.

Дефициты и профициты бюджета

Как уже было сказано выше, ПФР старается рационально расходовать свой бюджет и не допускать дефицита средств. Если таковой все же случается (например, в 2016 году без учета технических операций по переводу накоплений недостача составила 37,5 миллиардов рублей), то покрытие задолженности обеспечивается за счет переходящих средств бюджета. Это деньги, которые откладывает фонд в те периоды, когда его доходы превышают расходы и, соответственно, остаются излишки средств.

Если образовавшийся дефицит достигает внушительных цифр (как было в 2010, когда он превысил цифру в 1,3 триллиона рублей), ПФР вынужден обращаться к правительству для получения дополнительных средств из государственного бюджета. Однако рассматривая ту же ситуацию 2010 года, можно заметить, что уже в следующем году Пенсионный фонд самостоятельно решил все финансовые проблемы, проведя реструктуризацию доходов и увеличив тариф страховых взносов на 6%.

Навигация по статье

Дефицит средств ПФР в 2015 и 2016 году

Важнейшей проблемой функционирования пенсионной системы РФ является растущий дефицит бюджета.

Главной причиной такого положения служит резкое сокращение количества рабочих мест и фонда оплаты труда, возврат к «серым» схемам выплаты заработной платы и, как следствие, уменьшение суммы страховых взносов , поступающих в Пенсионный Фонд.

Дефицит бюджета ПФР в 2015 году составил 543,7 млрд. рублей , который был покрыт межбюджетным трансфертом.

Собранных Фондом в виде средств, достаточно для выплаты текущих пенсий, но с учетом различных льгот, связанных с , пониженными тарифами страховых сборов для отдельных категорий плательщиков и учетом в страховой стаж нестраховых периодов, расходная часть бюджета ПФ ощутимо увеличивается , что приводит к необходимости целевых трансфертов из государственного бюджета.

Исходя из заявлений главы ПФР А.В. Дроздова, в ходе Петербургского экономического форума дефицит бюджета в 2016 году составил 0,8 трлн рублей , что связано с дальнейшим углублением экономического кризиса, который ведет к дальнейшему сокращению суммы страховых взносов, поступающих от работодателей.

Одной из мер, направленных на обеспечение устойчивости системы ОПС, согласно ст. 19 Закона № 167 от 15.12.2001, является создание резерва бюджета ПФР .

Формирование бюджета на 2017 год

В 2017 году прогнозирования расходования средств ПФР происходило на фоне продолжающегося увеличения количества пенсионеров и снижающейся величины трудящихся граждан, а значит и уменьшения финансовых поступлений в виде страховых взносов.

Министерством труда РФ на сайте нормативных документов был опубликован проект бюджета ПФ на 2017 год и плановые проекты на 2018 и 2019 годы, где:

  • прогнозируемые доходы в бюджет составят 8,23 трлн. рублей;
  • расходная его часть - 8,5 трлн. рублей.

Однако после издания и принятия соответствующего закона прогнозы стали еще менее утопичны: прогнозируемый объем доходов составил 8,36 трлн. рублей, объем расходов - 8,58 трлн. рублей, а дефицит бюджета сильно увеличился и составил 220,43 млрд рублей. Тем не менее, в 2017 году планируется проведение индексации пенсий на размер инфляции.

Согласно заявлению главы Пенсионного Фонда А. Дроздова, сделанному им 30 сентября 2016 года, в период 2017 - 2019 гг. пенсионные выплаты будут индексироваться только в соответствии с ростом потребительских цен.

В конце августа Правительством РФ было заявлено о замене второй индексации на разовую выплату в размере , получающим пенсии через ПФР , которая была произведена в январе будущего года.

О своей деятельности за 2017 год (хотя для него это не обязательно). Он охватывает и основные направления, и итоги работы Фонда. Помимо прочего, данный отчёт приводит свежую статистику Пенсионного фонд за 2017 год по сравнению с 2016 годом. Приводим все показатели работы ПФР в этом материале, поскольку данный вопрос интересует очень многих.

Основные показатели работы Фонда

Официальная статистика ПФР за 2017 год даёт представление о том, какие пособия и иные выплаты делает фонд, каков размер пенсии по России и сколько людей обслуживает пенсионная система в целом. Приводим суммы по каждому показателю.

Сколько в пенсионной системе участников

Согласно последней статистике Пенсионного фонда РФ, количество участников пенсионной системы следующее:

  • застрахованных в рамках ОПС – 153,8 млн;
  • страхователей в рамках ОПС – 9,3 млн (работодателей – 5,3 млн, самозанятых страхователей – 4,0 млн);

непосредственно пенсионеров – 43,5 млн (получателей страховых пенсий – 39,8 млн, пенсий по гособеспечению – 3,7 млн, выплат из пенсионных накоплений – 1,1 млн.).

Средняя пенсия в России

Есть и статистика Пенсионного фонда России о средней величине пенсии (в зависимости от вида):

  • страховая – 13 306 руб.;
  • страховая по старости – 13 762 руб.;
  • накопительная – 866 руб.;
  • срочная выплата пенсионных накоплений – 1277 руб.;
  • единовременная выплата пенсионных накоплений – 3935 руб.;
  • социальная пенсия – 8797 руб.;
  • социальная детям-инвалидам и инвалидам с детства – 11 250 руб.;
  • прожиточный минимум пенсионера в РФ – 8540 руб.;
  • фиксированная выплата к страховой пенсии (общий размер) – 4805 руб.;
  • средний размер федеральной социальной доплаты к пенсии – 1938 руб.

Маткапитал

Отчёт ПФР в цифрах не обходит стороной программу материнского (семейного) капитала:

  • величина маткапитала – 453 026 руб.;
  • число выданных сертификатов на маткапитал – 8,3 млн;
  • семьи, полностью распорядившиеся маткапиталом – 4,9 млн.

Кто копит на пенсию

Также Пенсионный фонд в цифрах рассказывает о пенсионных накоплениях. Всего таких лиц – 76,7 млн. Среди них:

  • в государственной УК «Внешэкономбанк» – 42,0 млн;
  • в частных УК – 0,4 млн;
  • в НПФ – 34,3 млн.

Софинансирование пенсий

Любопытна статистика Пенсионного фонда РФ за 2017 год по Программе софинансирования пенсионных накоплений:

  • участники – 2,6 млн;
  • их взносы за 2017 год – 5,3 млрд;
  • средний размер взноса – 8,1 тыс. руб.;
  • госсофинансирование взносов – 5,1 млрд.

Ход повышения пенсий

Пожалуй, самая трепетная часть статистики Пенсионного фонда РФ за 2017 год касается повышения пенсий:

  • индексация страховых пенсий – на 5,8%;
  • индексация пенсий по гособеспечению – 1,5%;
  • инвестиционная доходность пенсионных накоплений по расширенному портфелю Внешэкономбанка – 8,8%;
  • инвестиционная доходность пенсионных накоплений по портфелю государственных ценных бумаг Внешэкономбанка – 11,2%;
  • инвестиционная доходность пенсионных накоплений по совокупному инвестпортфелю частных УК – 10,8%;
  • индексация социальной ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) – 5,4%;
  • инфляция за 2017 год – 2,5%;
  • инфляция за 2016 год – 5,4%.

Соцвыплаты

В отношении выплат социального характера ситуация такая:

  • получатели ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) – 15,4 млн;
  • получатели дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) – 0,5 млн;
  • получатели выплаты по уходу за нетрудоспособными – 1,9 млн;
  • получатели выплаты по уходу за детьми-инвалидами – 0,5 млн;
  • компенсационные выплаты пенсионерам-северянам – 0,2 млн.

Средства Фонда

Согласно статистике ПФР, бюджет Фонда в части доходов – 8 319,5 млрд. Поступления страховых взносов на ОПС – 4481,9 млрд.

В части расходов статистика бюджета Пенсионного фонда такова:

  • расходы на выплату пенсий – 7167,2 млрд;
  • на соцвыплаты – 488,0 млрд;
  • расходы по Программе маткапитала – 311,8 млрд.
Статьи по теме: