Как научиться писать взрослым почерком. Как научиться писать красивым почерком: урок каллиграфии

Научиться красиво и грамотно писать хотят все малыши, мечтают об этом даже взрослые. Если в более зрелом возрасте добиться этой цели труднее из-за сформированных ранее навыков, то со школьниками все гораздо проще.

К сожалению, в школе мы не всегда сразу учимся писать правильно в силу большой занятости учителей: большая нагрузка, заполненные классы и т.д. Взять ситуацию в свои руки здесь должны родители, они могут помочь своему малышу в работе над почерком, которым он будет гордиться в будущем.

Как достичь желаемого результата быстро и эффективно? К сожалению, в короткие сроки научить ребенка красиво писать не получится. Для этого ему понадобится время, терпение и практика. Тем не менее, облегчить задачу можно многочисленными методиками, программами и качественными канцелярскими товарами.

Что нужно купить для обучения аккуратному и правильному письму?

Перед началом занятий по письму нужно «вооружиться» необходимым инвентарем, то есть канцелярскими товарами. Они должны быть качественными и помогать ребенку на пути к совершенствованию. В список обязательных покупок следует отнести:

  • простой грифельный карандаш. Карандаш должен быть в меру твердым и наточенным, чтобы ребенок мог без особых усилий водить им по бумаге. На первом этапе обучения для выведения палочек и черточек будет использоваться именно карандаш, так рука сможет быстро привыкнуть к подобным нагрузкам. Исключить большой стресс для пальцев, запястья и других частей руки здесь поможет именно карандаш. Он более легкий и покладистый, нежели ручка и поможет выводить буквы нужным шрифтом с минимальными усилиями;
  • шариковая ручка. Переход от карандаша к ручкам очень важен, так как теперь ребенок будет учиться не только выводить ровные линии, но и стараться делать это аккуратно. Планировать переход от карандаша к ручке стоит для детей в возрасте 6-7 лет. Не стоит выбирать для проведения практических занятий гелиевые или масляные ручки, так как они легко растекаются и размазываются по бумаге. Желательно, чтобы на ручке были установлены силиконовые кольца для пальцев, они помогут удержать пальцы в нужной позиции долгое время и предотвратить соскальзывание;
  • тетрадь в косую линию. Начать обучение лучше в тетрадях с листами светлого цвета и плотной текстурой. Поверхность не должна быть скользящей, в противном случае умение красиво писать будет формироваться дольше.

Помимо названных канцелярских товаров можно приобрести ластик — стирательную резинку для корректировки написанного, но делать это специалисты крайне не рекомендуют. Стирание неудавшихся первых результатов не сможет помочь ребенку на пути к новым достижениям, а скорее станет препятствиям. Только видя свой прогресс и успехи на бумаге, малыш захочет дальше работать над почерком.



Отдельно отметим здесь и вопрос организации места для занятий письмом. Оно должно быть эргономичным и состоять из письменного стола и стула/кресла, отрегулированных под рост ребенка. Такой подход поможет ему правильно поставить руку для выполнения зданий и предотвратить проблемы со здоровьем из-за больших нагрузок на пальцы и запястье.

Какими способами можно научиться красиво писать в тетради?

Когда студенту нужно быстро написать , он особо не обращает внимание на эстетичность своего почерка, но для школьника соблюдение этого требования к письму крайне важно. Почерк, в некоторой степени, можно назвать визитной карточкой человека, поэтому родители должны уделить этому вопросу максимальное внимание на первых этапах обучения.

Обратите внимание, не имеет значения, учится писать мальчик или девочка. Красивый и четкий почерк не имеет принадлежности к определенному полу, а вот «корявость» букв может сразу указывать на определенный уровень грамотности или на ее отсутствие.

Если вы решили обучать первоклассника в домашних условиях параллельно школе, то ваша методика не должна конфликтовать с подходом учителя. Они должны дополнять друг друга и улучшать уже полученные результаты. Ни в коем случае не стоит переучивать ребенка, если он пишет левой рукой, так как это генетически заложенная особенность. Стресс от упражнений с правой рукой не даст желаемых результатов, или они будут получены только через значительный промежуток времени.

Итак, как научить ребенка красиво писать в тетради слова и даже длинные тексты? Традиционно считалось, что помочь отработать навык аккуратного написания может перо или перьевая ручка. Сейчас эта методика используется редко, так как в сравнении с современными методами она не дает высоких результатов.

Сегодня специалисты рекомендуют использовать прописи или более игровые варианты занятий в виде тематических раскрасок и дорисовок. В первом варианте ребенка учат писать правильно, согласно установленным государственным стандартам. Школьнику даются примеры заполнения строк палочек с закорючками, чередования печатных и заглавных букв. Когда малыш начинает изучать слоги, ему дают писать имена, фамилии и короткие названия.

Обратите внимание, не имеет значения, обучается ли ребенок писать по-русски или на английском языке. Письменные задания можно выполнять по разным методикам, но обязательно с определенной регулярностью

Прописи и игры: умело комбинируем

Для отработки навыков малышам разного возраста предлагают решебник, который будет им интересен и точно окажется по силам. На продвинутом уровне обучения письму предлагается выполнять письменные упражнения по клеткам, а не косым строкам. Для заполнения может использоваться не только алфавит, но и цифры, иногда вручную рекомендуют переписывать даже таблицу умножения или короткие книги.

Один урок в домашних условиях не должен длиться более 10-15 минут за 1 день, сокращать или делить это время также не стоит. За 5 минут ребенок вряд ли сможет запомнить правильную схему написания даже самой простой буквы.

Немаловажным фактором на пути к умению красиво писать будет фактор игровой деятельности и соревновательности. Если у вашего ребенка есть внеурочная деятельность в образовательном центре, или вы ходите на школьный кружок, то можно попросить учителя устроить небольшой конкурс или использовать в качестве вспомогательных средств тематические раскраски, раскраски по точкам и специальным линиям. Можно раздать образцы для заполнения, установить определенное время на выполнение заданий или установить другие дополнительные требования: правильность выполнения, грамотность и т.п.

Самое главное в данном случае помнить, что соревнование устраивается не для выделения успехов отдельных учеников, а для стимулирования их усилий. Не нужно ругать или очень хвалить ребенка за провалы/успехи, взрослому нужно показать, что старания в учебе обязательно окупятся в будущем и подкрепить это утверждение небольшим подарком.

Каллиграфия и коррекция почерка

Специалисты считают, что улучшить свой почерк можно в любом возрасте: и в 13 лет, и в 30 можно и нужно продолжать работать над собой. Усилий нужно будет приложить больше, чем на ранних этапах обучения, но результат себя окупит.

В более зрелом возрасте рекомендуется проводить каллиграфию и коррекцию почерка, используя тренажер, специальные программы, рабочие курсы и т.п. Так же стоит учитывать, что каллиграфия — это целое искусство и потому оно потребует серьёзных усилий и времени даже при таланте к красивому почерку.

В восточных странах каллиграфия занимает важное место в истории народов, поэтому существуют целые дома наук по их изучению и практике. Они готовят упражнения и базовые труды по технике выполнения почерков различных стилей и направленностей. Взять интересные подходы и методики в обучении можно и у них, все зависит от ваших предпочтений и интересов вашего ребенка.

Таким образом, существует множество методов, как научить ребенка писать в тетради красиво и даже быстро. Самые популярные из них были представлены в данной статье, но еще больше вы можете найти в сети Интернет или по совету знакомых педагогов. Главное, чтобы ваш ребенок искренне радовался каждому занятию!

В век высоких технологий, когда бумажные письма давно сменились электронными, книгу проще загрузить на планшет, нежели приобрести в магазине, а все лекции записываются на диктофон, современный человек редко берет ручку в руки. Бесспорно, степень комфорта растет, однако навыки каллиграфического письма падают, вследствие чего внезапная необходимость написать несколько фраз от руки становится мучительным действием.

Как писать красивым почерком?

Существует ли возможность выработать навык чистописания? Общая направленность почерка у человека закладывается генетически, однако, как и любой др. фактор, может модифицироваться в соответствии с приложенными усилиями. И круглые, крупные буквы можно превратить в узкие и угловатые, причем так, чтобы они выходили таковыми уже на подсознательном уровне. И приучить себя писать внятно и ровно даже в спешке, бесспорно, возможно. Но все это требует тренировок.

Актуальнее всего вопрос становления привлекательного и четкого почерка для школьников. Поэтому родители пытаются приучить детей еще в возрасте 6-7 лет заниматься с прописями. Насколько подобный ход верен? Зарубежная педагогика, в частности, немецкая, предлагает более приятный и для ребенка, и для его родителей путь: разработка мелкой моторики рук, например, через рисование восковыми мелками. Здесь, конечно же, речь уже идет не о домиках и солнышке: Штайнеровский метод предполагает рисование крупных букв и цифр, но не безликих, а «живых». Стебли роз, складывающиеся в букву «А», лебеди, выгибающиеся цифрой «2». Казалось бы - действия совсем простые и мало чем помогающие в развитии почерка, но практика, проводящаяся уже и в российских образовательных учреждениях, показывает, что подобные методы эффективны. Чтобы ребенок не терял интереса к действию, воспитатели сопровождают занятие сказками, связанными с конкретной буквой. После такой тренировки дети минуют стадию прописей, переходя сразу к написанию букв в тетради с линейной разметкой.

Таким образом, анализируя данную систему в вальдорфской педагогике, можно прийти к выводу, что суть не в том, чтобы научиться правильно выводить кривые и окружности, а в улучшении мелкой моторики рук. Через что именно это будет достигаться - вопрос индивидуальный. В советском детстве у многих существовала практика перебора крупы или гороха с последующим отделением зерен друг от друга. Сегодня на смену этому занятию пришло рисование, бисероплетение, макраме, вязание, сбор паззлов, и мн. др. действия, способные пробудить интерес у ребенка и взрослого. Т.е., для того, чтобы развить задатки красивого почерка, необходимо постоянно давать мелкую работу рукам и пальцам.

Многие школьники и студенты согласятся с тем, что после длительного перерыва, вроде бы неплохой почерк становился неприглядным, а сами пишущие элементы казались инородными. Чем сильнее затягивается период отдыха, тем сложнее потом вновь привыкнуть к рукописному тексту, быстрее наступает момент усталости, и, как следствие, портится почерк. Значит, давать хотя бы минимальную нагрузку пальцам, чтобы не потерять контроль над ситуацией, необходимо ежедневно. Но что делать, если родной почерк не устраивает?

Как исправить почерк?

Ухудшение стиля написания зависит не только от частоты использования ручки или карандаша: наспех законспектированный материал априори будет выглядеть менее разборчивым и более грязным, нежели написанный размеренно и вдумчиво. Безусловно, преподавателя не заставить диктовать медленнее, но в итоге стоит понять, что ежедневные лекции не являются заменой полноценной тренировке почерка, поскольку на его качестве лучшим образом не сказываются. Потому работать над ним важно в спокойной обстановке, выделяя для этого хотя бы 20-30 мин. в сутки.

При попытках исправить стиль написания, важно понять, что именно влияет на его качество. Возможно, рука очень быстро устает вследствие неверной постановки или нажима на пишущий инструмент? И тот, и другой момент можно ликвидировать. Во-первых, при длительной рукописной работе короткая гимнастика - обязательный пункт. И это не только встряхивание пальцами: расслабить важно и плечевой сустав. С этой целью можно выполнить простое упражнение: поднять руку перед глазами, вытянуть вперед и, оставляя статичным запястье и ладонь, от локтя начать выводить буквы и слова. Делается это размашисто и округло, и потому подходит лишь при отсутствии скопления людей в помещении.

Если всему виной - постановка руки, то рекомендовано приобрести ручку с углублениями для пальцев: обычно ее корпус имеет широкие плоские грани. Чаще всего к подобному методу прибегают родители школьников, которым нужно научиться верно держать письменный инструмент. В возрасте постарше достаточно помнить, что не следует сильно давить на корпус ручки, а также стержнем - на бумагу. Любое из этих действий способствует быстрой усталости, что вновь негативно влияет на качество почерка.

Выносливость же при длительном конспектировании повышается, если заниматься переписыванием от руки любых сложных текстов. Хороша с этой целью поэзия классиков: ежедневно или еженедельно количество строф увеличивается, а может возрастать и уровень текста. Т.е., желательно, чтобы в переписываемом произведении активно встречались все буквы алфавита. Помимо этого, необходимо помнить, что нет никакого смысла в непрерывном написании слова: если уровень соблюдается и не делается больших промежутков между буквами, не нужно пытаться единой линией все вывести. Это, опять же, повлечет за собой усталость.

Как написать буквы красиво?

Изредка возникают такие ситуации, когда требуется не столько исправить почерк, сколько просто красиво написать несколько букв или слов. Как это сделать? Легче всего потренироваться на прописях, но не школьных: загрузить интересующий шрифт на компьютер, вбить в текстовом редакторе нужные буквы колонкой, оставить справа от них достаточное количество свободного места и распечатать лист(ы) с полученными тренировочными сетками. После чего пытаться аккуратно повторить линии и завитки: сначала на полупрозрачных контурах, а затем и на свободном пространстве, без вспомогательных элементов. К классическому рукописному приближен шрифт Primo, но и помимо него существует немало изысканных прописных шрифтов, которые, будучи выполненными от руки, станут украшением любого приглашения, открытки или простого письма.

Если же Вы хотите, чтобы красивые буквы получались на автомате, важно не только натренироваться в их написании, вбив в руку конкретный стиль, но и почувствовать этот почерк. Ориентироваться на чужие формы и размеры букв полезно с целью анализа: как именно выполняются конкретные элементы и их сочленения, как проще вывести тот или иной знак. Но слепо копировать понравившийся почерк не стоит, даже если он считается идеальным.

Например, эталон - округлый, мягкий и с некрупными буквами, однако по характеру Вы - человек эмоциональный, импульсивный и творческий, писать привыкли острыми, узкими и высокими буквами, но размашисто. В минуты психической нестабильности, вплоть до спешки, рука все равно станет срываться на привычную ей манеру письма. Зачем тогда пересиливать себя, полностью перестраивая почерк? Не лучше ли просто позаботиться о том, чтобы он был разборчив и аккуратен?

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

План урока:

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Здравствуйте, дорогие читатели! Мне пришли схожие просьбы от разных мам: они попросили рассказать, как обучить ребенка писать красивым почерком.

Их дети, само собой, учатся в начальной школе, и не у каждого из них получается писать хорошо и красиво. Также это типично для тех, кто мало писал или у кого от природы почерк «курица лапой». В любом случае это поправимо!

В этой статье я расскажу всем, кому интересно, как писать красивым почерком.

Детям полезнее тренироваться в специальных прописях, а взрослым достаточно обычной тетради в линейку. Читайте о том, как улучшить свой почерк, и тренируйтесь! Буду рада обратной связи!

Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно?

Научить писáть - это посложнее, чем научить читать.

Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет, во-первых, о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка, а во-вторых, о компьютерном наборе слепым десятипальцевым методом.

Я нарочно употребил тут не совсем обычное словосочетание - «грамотный почерк», - для того чтобы подчеркнуть, что грамотность - это не теоретические знания, а моторный навык, который должен быть привит не голове, а руке. Но о грамотности у нас еще будет возможность поговорить поподробнее, а сейчас на повестке дня другой вопрос: «Кто, вообще, должен обучать наших детей письму?»

Посмотрим для начала: что нам могут предложить модные ныне методики раннего развития?

Оказывается, ровным счетом ничего. Лена Данилова, один из ведущих экспертов в области раннего развития, пишет по этому поводу следующее.

Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы.

Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.

Научить ребенка писать очень легко. Научить писать можно и в три, и в четыре, и в пять. Но заставить трех-четырехлетнюю кроху писать по часу в день, внимательно следя за правильным изображением каждого элемента букв, не только бессмысленно, но и жестоко. А по-другому добиться установки хорошего почерка невозможно.

Ребенок, выучив письменный алфавит, начинает им пользоваться по собственному усмотрению. Остановить или проконтролировать этот процесс уже невозможно. Пишет что попало и, естественно, как попало. Почерк, даже если он был вполне сносным в момент обучения, быстро портится и именно в таком виде закрепляется как навык.

Честно говоря, я не ожидал от Лены Даниловой такого откровенно саморазоблачающего признания. Ведь здесь почти прямым текстом заявлено: «В сферу раннего развития входит только то, чему ребенок может научиться играючи, без усилий. А всё, что требует от него настойчивого, систематического труда, находится в исключительной компетенции школы».

Что ж, ладно: заглянем в школу. Как обучают письму там?

Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества.

Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.

Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими - в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».

С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое - в лучшую сторону, второе - в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии. Нынче уже первоклашки начинают писать диктанты и зубрить орфографические правила.

Что же касается современных прописей, то они заслуживают более пространного комментария. Вся абсурдность школьной системы получила в них свое законченное воплощение. Вот что я имею в виду.

Как известно, в школе всем балом правит учебный план. Например, в учебном плане по математике на тему «умножение на однозначное число» отведено какое-то количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил данную тему, получает пятерку. Ученик, который не уложился в отпущенный срок, получает двойку. Но и тот, и другой переходят затем к новой теме - «умножение на многозначное число».

Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе прописей для первоклашек. Вот, например, образец написания буквы «а», и тут же - три пустые разлинованные строчки, чтобы ребенок тренировался писать свою собственную букву «а». Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, - как только три строчки кончаются, он переходит затем к букве «б».

Вероятно, нынешние школьные методисты полагают, что дети - это какая-то особенно сознательная разновидность людей. Когда ребенок заметит, что ему отпущено всего лишь три строчки, он уж, конечно, будет выписывать буковку «а» с усиленным прилежанием - чтобы успеть наработать соответствующий моторный навык, пока еще остается свободное место.

Плохо, в таком случае, школьные методисты знают детскую психологию. Нормальный, психически здоровый ребенок поступит в точности наоборот. Если уж он получил задание исписать буквой «а» три строчки, то он будет это делать не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью.

Как бы жутко ни выглядели его каракули, переделывать халтурно выполненную работу его уже не заставят - на это в его прописях просто физически нет места. Ну, подумаешь, назавтра учительница скажет «ай-ай-ай» и покачает головой. Зато теперь можно подольше посмотреть телевизор.

Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.

Итак, быстренько заполнив пустые строчки в прописях, дети переходят к изучению орфограмм.

Гм… гм… Читатель благородный! Знаете ли Вы, что такое орфограмма? Я впервые столкнулся с этим словом, когда отвел старшего сына в первый класс и заглянул в его учебники, чтобы поинтересоваться, чем же он там занимается. Оказывается, это центральное понятие, вокруг которого вертится изучение русского языка в современной школе на протяжении многих лет.

Я тогда принялся расспрашивать всех своих знакомых, не знают ли они, что такое орфограмма. Нет, никто не знал. Тогда я обратился к словарям. Иногда значение какого-то незнакомого русского слова проще всего уяснить, если взглянуть на его перевод на какой-нибудь иностранный язык.

Так вот, если обратиться, например, к словарю Яндекса, то в его английской, французской, итальянской и испанской частях комбинация букв «орфограмма» воспринимается как опечатка. А в русской части это слово встречается лишь в единственном источнике - в Большой Советской энциклопедии. Здесь написано следующее.

Орфограмма (от греч. orthós - правильный и grámma - письмо)

  1. последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке (…);
  2. Написание, соответствующее правилам орфографии.

Надо отдать справедливость школьным методистам: они прививают первоклашкам всё же не первое из указанных определений, а второе. Так, в учебнике А.В.Поляковой для 1 класса начальной школы читаем:

Орфограммы - это написание слов по определенным правилам. <Например,> большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это орфограмма.

Кто понял, что такое орфограмма, - поднимите руку! Я уж точно руки не подниму. Наверно, всё дело в моем математическом образовании. Я машинально делаю подстановку и получаю: Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей - это написание слова по определенным правилам.

В этой фразе не больше логики, чем, например, в такой: Лестница между двумя этажами - это строительство дома по определенным правилам.

Конечно, некоторый смысл тут интуитивно угадывается, но какое неряшество мысли! какое неуважение к русскому языку! В разговорной речи подобные ляпсусы, пожалуй, еще допустимы, однако учебник для первого класса можно было бы написать и покорректнее.

Итак, лишь только пустые строчки в прописях заканчиваются, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь».

По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша - это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей - это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши - это орфограмма. Буква е в слове тетрадь - это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма.

Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово - тетради, - и это опять-таки орфограмма».

Где уж тут уследить за красивостью почерка!

Короче говоря, тот мрачный сценарий, которым Лена Данилова пугает родителей дошкольников, как раз в школе-то и реализуется в полной мере. Есть, правда, два несущественных отличия.

  1. Во-первых, Лена Данилова предполагает, что хотя бы попервоначалу буквы у дошкольников получаются всё же красивыми, а про школьников мы такого утверждать не можем.
  2. Во-вторых, согласно Лене Даниловой, дошкольники принимаются писать что попало и как попало, реализуя свои собственные необузданные фантазии, в то время как школьникам приходится писать под строгим надзором учителей, воплощая в жизнь убогие фантазии методистов.

Нет, я не хочу огульно хаять все подряд школы и всех подряд учителей. Наверняка, в наших необъятных просторах найдется такой учитель, который действительно учит писать красиво и грамотно. Однако всерьез рассчитывать на то, что мой ребенок попадет именно к нему, увы, не приходится.

[Источник: https://nekin.info/]

Дорогие друзья! Если Вы ведете учет своих финансов, то прочитайте статью про то я подобрала лучшие и проверенные сайты. Читайте и возвращайте Ваши деньги!

Плохой почерк: как научить ребёнка писать красиво?

Как приучить ребёнка аккуратно и красиво писать без слёз, вырванных из тетради листов и многократного переписывания?

Родители, ЗАПОМИНАЙТЕ СЛОВА:

И вот так… буковка за буковкой, циферка за циферкой… пока не появится ответственность, внимание, уважение и почтение к тому, что сам в тетради написал.

[Источник: http://uzorova-nefedova.ru/]

В современном мире все больше текста воспроизводится с помощью электронных устройств, поэтому без соответствующей тренировки почерк становится все менее аккуратным. А между тем он все также определяет впечатление о человеке. Как научиться красиво писать, чтобы те, кто читают послание смогли не только восхититься аккуратностью буковок, но и суметь прочесть каллиграфические строки?

Взрослому изменить свой сформировавшейся почерк бывает непросто. Однако если приложить старания, то это вполне реально.

Подготовка

Лучшие упражнения

Закрепление красивого почерка

Наступает момент, когда становится понятно – почерк стал значительно лучше. И если не спешить и стараться, то строчки получаются просто на загляденье. Но вот требуется заполнить какую-то служебную бумагу и в спешке вновь возвращаются невнятные загогулины.

Чтобы этого не происходило, технику письма следует довести до автоматизма. А это значит, нужно тренироваться, тренироваться и вновь тренироваться. Потому как научиться красиво писать всегда, выполнив лишь серию упражнений, не получится.

Обязательно при письме следить за наклоном и направлением буков. Нельзя допускать слияния знаков. Важно быть внимательным и не допускать ошибок, чтобы текст получался чистым без перечеркиваний.

Когда буквы станут получаться идеальными, досконально схожими с образцами в прописи, можно начать переходить к собственному стилю. Это должно доставить немало удовольствия и также поспособствует закреплению навыков. Возможно, какие-то буквы приобретут игривые хвостики, а другие будут теперь подчеркиваться. Главное, чтобы они оставались разборчивыми и эстетичными.

Вырисовывание букв вполне . Занятие это очень успокаивает и расслабляет. А стройные и задорные ряды аккуратных буковок стоят того, чтобы не лениться и узнать как же научиться писать красиво.

[Источник: http://bodypluslife.ru]

Что стоит знать еще?

Умение писать красиво и разборчиво называется каллиграфией (греч. каллиграфия — «красивый почерк»). Каллиграфия является одной из отраслей изобразительного искусства.

Плохой и неразборчивый почерк является бедой и детей, и взрослых, но специалисты утверждают, что это вполне поправимо. И даже более того, почерк отражает характер и внутреннее состояние человека, а значит, добившись каллиграфического почерка стоит ждать и изменений в себе.

Писать не только грамотно, но и красиво является требованием многих работодателей. По мнению экспертов, к каллиграфическому почерку склонны люди творческих профессий, который обладают чувством линии. Историки сообщают, что Библия способствовала развитию каллиграфии. Необходимо было в больших количествах создавать копии и списки религиозных текстов, поэтому умение быстро, красиво и грамотно писать быстро развивалось.

Чтобы научиться красиво писать, нужно запастись большим терпением, так как это не произойдет в одночасье. Даже если вы запишитесь на специальные курсы каллиграфии, необходимо будет постоянно совершенствовать свои навыки.

Специалисты сходятся во мнении, что лучший способ научиться красиво писать – регулярные, механические тренировки в самых обычных школьных прописях. Необходимо прорабатывать написание всех букв алфавита по очереди до тех пор, пока вам наконец не понравится их внешний облик.

Методика Татьяны Леонтьевой

Талантливый омский педагог Татьяна Леонтьева разработала уникальную и эффективную методику обучения каллиграфическому письму. Специалисты утверждают, что занимаясь по данной методике 10-20 часов, красиво и разборчиво писать начнет даже левша.

Суть методики в специальных прописях. «Мои воспитанники корректируют почерк в специальной прописи, с особой разлиновкой, которая бытовала в начальной школе до реформы 1968 года. В первую неделю мы заново переучиваемся писать все буквы алфавита именно в этой разлиновке. Она достаточно строго регулирует наклон и ширину букв», – рассказывает Татьяна Леонтьева.

Таким образом, чтобы научиться красиво писать, нужно приобрести обычную школьную пропись и ежедневно прорабатывать написание букв.

[
Статьи по теме: