Как сделать костюм богатыря для мальчика своими руками. Богатырский шлем, кольчуга и сапожки из подручных материалов

Каждый поклонник обязан иметь белый шлем штурмовика из саги о Звездных Войнах. Интерес к созданной Джорджем Лукасом вселенной настолько велик, что люди готовы тратить огромное количество денег и времени, чтобы создать костюмы точь-в-точь как у героев фильмов. Персонажи и костюмы истории настолько продуманы, что сделать это совсем непросто.

Поклонники знают, что одних только шлемов существует более восьми видов. Костюмы штурмовиков разных видов войск также отличаются друг от друга. Но если фанат что-то твердо решил, то нет ничего невозможного.

Создаем дизайн-раскладку костюма штурмовика Star Wars

Первый шаг заключается в выборе костюма, который необходимо сделать. Определившись, найдите как можно больше качественных изображений персонажей в костюме, чтобы рассмотреть наряд и экипировку с разных ракурсов в мельчайших деталях. Для примера можно взять штурмовика первого порядка, фото которого приведено ниже.

Необходимо внимательнейшим образом изучить костюм, выбрать детали и элементы, которые можно заменить уже готовыми вещами, например, поискать среди старой обуви похожие туфли и просто покрасить их в белый, кармашки и патронташи можно заменить пластиковыми коробочками, а роль эластичного нательного костюма прекрасно сыграет черная тонкая водолазка и трикотажные штаны.

Известно, что в броне штурмовика из первого фильма о Звездных Войнах было 18 деталей. Продумайте степень детализации костюма: вместо 18 деталей можно изготовить 10, но костюм персонажа все равно останется узнаваемым. На следующем изображении приведены основные части брони костюма штурмовика.

В свободном доступе есть лекала костюмов и шлемов штурмовиков. Найти выкройки под свой размер будет не так-то просто. Можно раскроить костюм по готовым лекалам из обычной бумаги, склеить и устроить примерку. Подбор и правка готовых чертежей может занять много времени и усилий, иногда легче сделать с нуля, чем править уже готовую работу. Внимания в готовых выкройках достойны чертежи шлема - их можно смело брать в работу.

Выбираем материал для костюма штурмовика

Выбор материала предопределяет всю дальнейшую работу над костюмом. Шлем можно изготовить из пластиковых бутылок, папье-маше и картона. При выборе первого варианта необходимо будет поискать похожую по форме и подходящую по размеру бутылку, для папье-маше необходимо продумать, из чего сделать основу и будет ли достаточно имеющихся у мастера художественных навыков для этого, а в случае выбора картона еще понадобится шпатлевка или эпоксидная смола для укрепления изделия.

Независимо от выбранного материала потребуется много лакокрасочных материалов:

  • основа для краски;
  • белая краска в баллончике;
  • черная краска в баллончике;
  • клей;
  • черная изолента;
  • фломастер;
  • острый нож для резки плотного картона;
  • ножницы.

Как сделать костюм штурмовика из бумаги

Для костюма штурмовика потребуется много плотного картона. Согласно макету наряда, рисуют детали костюма на картоне. Далее заготовки вырезаются специальным острым ножом, делаются необходимые сгибы и примеряются на будущего штурмовика. При необходимости детали укорачиваются, продумывается система крепежа в зависимости от индивидуальных размеров модели.

Детали, сделанные из нетолстого картона легче согнуть - на них не остается сгибов и выглядят они лучше. Минусом таких доспехов будет их непрочность. Помочь в этой ситуации может шпатлевка. Необходимо развести шпатлевку и нанести тонкий слой на внутреннюю часть доспехов.

Когда части костюма будут подогнаны и обработаны, нанесите на них основу, а после подсыхания покройте белой краской из баллончика. Черные детали лучше нанести фломастером поверх белой краски.

Детализация костюма

Самый ответственный момент в создании костюма штурмовика своими руками - это детализация. Даже если на этапе создания заготовок доспеха были допущены неточности и огрехи, добавление мелких деталей на существующую основу поможет исправить костюм и сделать его легко узнаваемым.

Стоит потратить время в магазине игрушек и постараться подобрать максимально схожие модели пластиковых пистолетов, коробочек и прочих мелких и на первый взгляд неважных деталей. Если вы не найдете аналогичных по форме и размеру элементов, можно использовать полимерную глину для изготовления украшений. Лепить необходимо поверх доспеха, сверху покрыть краской. Пластиковое оружие также стоит разукрасить в фирменные черно-белые цвета.

Мастерим шлем штурмовика

Как уже оговаривалось ранее, для шлема лучше взять готовые лекала, которые нужно вырезать из простого картона. Детали шлема имеют большое количество мелких сгибов. Все они аккуратно вырезаются и склеиваются. На фото ниже показан уже склеенный шлем.

Чтобы скрыть стыки, можно использовать изоленту и обклеить шлем. Тонкий слой штукатурки обязательно наносится с обеих сторон. Затем шлем красят и наносят детали. Костюм готов!

Источник идеи: идея возникла после просмотра фильма «Астерикс и Обеликс против Цезаря». Мне и сыну очень понравились костюмы римлян, особенно военачальников. Так как костюмы на римлянах были немного театральными, то решено было пошить такой костюм на новогодний карнавал. Обилие блеска и росписи подчеркивает театральность и праздничное настроение.

Используемые материалы: креп-сатин, кожзаменитель, золотая тесьма, гофрированная бумага, клей ПВА, бумага для папье-маше (потребительская или которая хорошо размокает в воде), краски акриловые.

Расход материалов: креп-сатин белый - 1,20 м, креп-сатин красный - 1м, кожзаменитель коричневый - 1,5 м, тесьма золотая широкая - 5,20 м, тесьма золотая узкая - 15 м, краски акриловые (металик), клей ПВА, бумага гофрированная красная - 3 шт., "липучка".

Головной убор: шлем. Это было самое сложное в изготовлении костюма. Приступая к выполнению этой задачи, я просмотрела множество картинок с изображение военно-исторического костюма древних римлян. Шлем выполнен из папье-маше путем многочисленных примерок и переделок. Сначала на сдутый по размеру головы ребенка резиновый мячик был нанесен фломастером контур будущей круглой части шлема. Потом оклеила бумагой (использовала обычную потребительскую бумагу - продается в канцелярских магазинах), которую предварительно нарвала небольшими кусочками и намочила в воде) клеем ПВА в 4 слоя. Каждый слой должен просохнуть. После высыхания четвертого слоя осторожно сняла заготовку. Получилась бумажная «мисочка». К ней по кругу приклеила полосу бумаги (отрезала от альбомного листа). Эту полосу также оклеила намоченной в воде бумаги в 4 слоя с помощью клея ПВА. Чтобы при высыхании вся конструкция не деформировалась, надела заготовку на кастрюльку. Дальше измеряем голову ребенка от виска до виска, намечаем этот отрезок на заготовке будущего шлема. Осторожно вырезаем ножницами небольшую полукруглую полоску, чтобы срез проходил посередине лба. Потом наметила расстояние от виска и до начала уха с двух сторон. Дальше делаем вырезы для ушей. Все вырезы надо делать очень осторожно и понемногу, чтобы не срезать слишком много. Затылочная с изгибом часть шлема тоже изготовлялась отдельно. На подходящую по размеру эмалированную чашку в соответствии с нужными размерами наклеивала в 4 слоя намоченную бумагу клеем ПВА. Клеть нужно начинать от верха чашки к донышку (донышко не трогать) с внутренней стороны. Получилась выгнутая наверх заготовка, которая будет подклеена со стороны затылка от уха до уха. Все части склеиваем, формируя шлем. Затем весь шлем еще раз покрываем двумя слоями папье-маше. Когда весь шлем был склеен, то для большей гладкости я загрунтовала его шпаклевкой, а затем зашкурила наждачной бумагой.
Нащечники выполнялись отдельно. Сначала на бумаге рисовала выкройку (форму подсмотрела на сайтах военно-исторического костюма), несколько раз примеряла на ребенка, чтобы определиться с размером. Затем перенесла на картон, который также, как и шлем, оклеила в 4 слоя папье-маше, и пока заготовка была еще сырой, придала ей полукруглую форму. После высыхания также покрыла шпаклевкой, чтобы сровнять неровности, и зашкурила наждачной бумагой. И чтобы они имели подвижность, прикрепляла с помощью дверных петлей (самого маленького размера) и саморезов, купленных в строительном магазине.
Для гребня сделала полукруглый каркас из толстого картона (использовала старый посылочный ящик), который также оклеила папье-маше и прикрепила вверху шлема. Все размеры подбирала путем примерок. Потом весь шлем покрыла серебряной акриловой краской. Красный гребень сделан из гофрированной бумаги. Сначала была сделана полукруглая выкройка по размеру. Затем верхний край порезала мелкой бахромой. Все слои гофрированной бумаги прошила нитками для того, чтобы гребень не рассыпался. Готовый гребень приклеила клеем «Момент».
Налобник также выполнялся отдельно. Форму налобника, так же, как и нащечников, подсмотрела в интернете. Сначала вылеплялась заготовка из пластилина. Потом оклеивалась папье-маше и так же, как и весь шлем, покрывала шпаклевкой и зашкуривала наждачкой. Налобник покрыла серебряной акриловой краской. И в довершение разрисовала его акриловыми красками золотого и медного цвета. Готовый налобник попросту «пришила» нитками к шлему.

Туника. С белой туникой сложностей не возникло. Выкройку взяла из журнала «Бурда». К вырезу горловины, низу рукавов и низу туники настрочила золотую узкую и широкую тесьму.

Обувь: сандали готовые коричневые.

Дополнит. элементы: кожаные доспехи. Выполнены из кожзаменителя. Это два прямоугольника, скрепленные между собой небольшими полосками-ремешками. На плечах «доспехи» скреплены прямоугольными полосками с закругленными концами и пришитыми в два ряда «кожаными» лепестками. По низу доспехов пришиты кожаные полоски с закругленными концами. Все края отстрочены золотой узкой тесьмой. На полосках доспехов образующих, что-то вроде юбочки, наклеены круглые бляшки из толстого картона и покрытые золотой краской. Рисунок на доспехах я срисовала с книжки и приклеила к «доспехам» клеем «момент гель», Еще приклеила вырезанные из обрезков обоев орнаменты, которые покрасила золотой краской. «Доспехи» одеваются через голову.
Нарукавники и поножны также сделаны из кожзаменителя и продублированы картоном для жесткости. Украшены золотой тесьмой и рисунками, которые я вырезала из остатков обоев, такие же рисунки на доспехах. Крепятся нарукавники и поножны с помощью ремешков на «липучке».

Аксесуары: меч готовый.

О себе. Шью еще с детства. Начинала, как все девочки с кукольных платьев, а потом это увлечение перерасло в изготовление карнавальных костюмов. Костюмы на Новый год шью всем знакомым и, конечно же, своим детям. Еще увлекаюсь вязанием и вышивкой крестиком.

Траян, правивший в Риме с 98 по 117 годы нашей эры, вошёл в историю как император-воин. Под его руководством Римская империя достигла максимального могущества, а стабильность государства и отсутствие репрессий в период его правления позволили историкам заслуженно считать Траяна вторым из так называемых «пяти хороших императоров». С этой оценкой, вероятно, согласились бы и современники императора. Римский сенат официально провозгласил Траяна «лучшим правителем» (optimus princeps), а последующие императоры ориентировались на него, получая при воцарении напутствие «быть более удачливым, чем Август, и лучше, чем Траян» (Felicior Augusto, melior Traiano). В годы правления Траяна Римская империя провела несколько удачных военных кампаний и достигла наибольших размеров за всю свою историю.

Экипировка римских легионеров в годы царствования Траяна отличалась функциональностью. Многовековой военный опыт, накопленный римской армией, гармонично сочетался в ней с военными традициями покорённых римлянами народов. Предлагаем поближе познакомиться с оружием и снаряжением римского легионера-пехотинца начала II века нашей эры в интерактивном спецпроекте Warspot.


Шлем

Ещё в начале I века нашей эры римские оружейники на Верхнем Рейне, взяв за основу ранее бытовавшую в Галлии кельтскую модель шлема, стали изготавливать боевые наголовья с глубоким цельнокованым железным куполом, широким назатыльником для защиты шеи, железным козырьком спереди, дополнительно прикрывающим лицо от наносимых сверху рубящих ударов, и большими нащёчниками, снабжёнными чеканными украшениями. Спереди купол шлема украшался чеканными украшениями в виде бровей или крыльев, что позволило некоторым исследователям приписать первые такие шлемы воинам легиона Жаворонков (V Alaudae), набранного Юлием Цезарем среди романизированных галлов.

Ещё одной характерной чертой шлема этого типа являлись вырезы для ушей, закрывавшиеся сверху бронзовыми накладками. Характерными являются также бронзовые украшения и накладки, весьма эффективно выглядящие на фоне светлой поверхности полированного железа шлема. Нарядный и предельно функциональный, этот тип шлема Галльской серии к концу I века стал преобладающей моделью боевого наголовья в римской армии. По его образцу стали ковать свои изделия оружейные мастерские, находившиеся в Италии, а также в других провинциях Римской империи. Дополнительной чертой, появившейся, по-видимому, в ходе Дакийских войн Траяна, стала железная крестовина, которой стали усиливать купол шлема сверху. Эта деталь должна была придать ещё большую прочность шлему и защитить его от ударов страшных кос даков.

Пластинчатый доспех

Рельефы Колонны Траяна, воздвигнутой в Риме в 113 году в ознаменование завоевания Дакии, изображают легионеров одетыми в пластинчатый доспех, т.н. lorica segmentata , в то время как пехотинцы вспомогательных отрядов и всадники носят кольчуги или чешуйчатые доспехи. Но такое разделение наверняка не соответствует действительности. Современные рельефам Колонны изображения Трофея Траяна в Адамиклиссии изображают легионеров одетыми в кольчуги, а археологические находки частей пластинчатого доспеха в пограничных фортах, занятых вспомогательными частями, свидетельствуют, что солдаты в этих частях носили лорику.


Название lorica segmentata является современным термином для наименования пластинчатого доспеха, известного по многочисленным изображениям I–III веков. Его римское название, если таковое существовало, остаётся неизвестным. Древнейшие находки пластин этого доспеха происходят из раскопок у горы Калькризе в Германии, идентифицируемых в качестве места сражения в Тевтобургском лесу . Таким образом, его появление и распространение относятся к заключительному этапу правления Августа, если не к более раннему времени. Относительно происхождения этой разновидности доспеха были высказаны различные точки зрения. Одни выводят её от сплошных доспехов, носимых галльскими гладиаторами крупеллариями, другие видят в ней восточную разработку, лучше приспособленную для удержания стрел парфянских лучников в сравнении с традиционной кольчугой. Неясна также степень распространения пластинчатого доспеха в рядах римской армии: носили ли его солдаты повсеместно или только в каких-то отдельных специальных частях. Степень распространения находок отдельных частей доспеха скорее свидетельствует в пользу первой гипотезы, однако о единообразии защитного вооружения в стиле изображений рельефов Колонны Траяна не может быть и речи.


В условиях отсутствия реальных находок об устройстве пластинчатого доспеха было высказано множество различных гипотез. Наконец, в 1964 году при раскопках пограничного форта в Корбридже (Британия) были найдены два хорошо сохранившихся экземпляра доспеха. Это позволило британскому археологу Х. Расселу Робинсону реконструировать лорику сегментату конца I века, а также сделать определённые выводы об устройстве доспеха более позднего периода, ранее найденного при раскопках в Ньюстеде. Оба доспеха принадлежали к так называемому ламинарному типу брони. Горизонтальные полосы слегка воронкообразной формы наклёпывались изнутри на кожаный ремень. Пластины слегка заходили сверху одна на другую и образовывали чрезвычайно гибкое металлическое покрытие для корпуса. Две полукруглые секции составляли правую и левую части доспеха. С помощью ремешков они скреплялись на спине и груди. Для прикрытия верхней части груди применялась отдельная составная секция. С помощью ремней или крючков нагрудник соединялся с соответствующей ему боковой половиной. Сверху к нагруднику крепились гибкие наплечники. Чтобы надеть доспех, необходимо было просунуть руки в боковые вырезы и застегнуть его на груди, как застёгивают жилет.


Пластинчатый доспех являлся прочным, гибким, лёгким и одновременно весьма надёжным средством защиты. В этом качестве он просуществовал в римской армии с начала I-го до середины III века нашей эры.

Наручи

На рельефах Трофея Траяна в Адамиклисси некоторые римские воины носят наручи для защиты предплечий и рук. Эта деталь снаряжения имеет восточное происхождение и представляет собой вертикальный ряд пластин, изнутри наклёпанных на ремень в полную длину руки. В римской армии такой тип защитного снаряжения применялся достаточно редко, однако, судя по изображениям, его носили гладиаторы. Когда войска Траяна стали нести большие потери от ударов дакийских кос, он приказал защитить руки своих воинов таким же доспехом. Скорее всего, это была краткосрочная мера, и в дальнейшем эта деталь снаряжения в армии не прижилась.


Меч

В середине – второй половине I века в римской армии получил распространение меч с клинком длиной 40–55 см, шириной от 4,8 до 6 см и довольно коротким остриём. Судя по пропорции клинка, он в основном предназначался для рубки противника, не носившего защитный доспех. Его форма уже весьма отдалённо напоминала первоначальный гладиус, характерным признаком которого являлось длинное и тонкое остриё. Эти модификации вооружения соответствовали новой политической ситуации на границах империи, врагами которой отныне являлись варвары - германцы и даки.


Легионеры носили меч в ножнах рамочной конструкции. С лицевой стороны их украшали бронзовыми прорезными накладками с геометрическими узорами и фигурными изображениями. Ножны имели две пары обойм, по сторонам которых крепились боковые кольца. Через них пропускался расщеплённый надвое конец ремня портупеи, на которой подвешивались ножны с мечом. Нижний кончик ремня пропускался под поясом и соединялся с нижним кольцом, верхний кончик проходил поверх ремня к верхнему кольцу. Такое крепление обеспечивало надёжную фиксацию ножен в вертикальном положении и позволяло быстро выхватить меч, не придерживая при этом ножны рукой.


Кинжал

На левом боку на поясном ремне римские легионеры продолжали носить кинжал (не виден на иллюстрации). Его широкий клинок ковался из железа, имел ребро жёсткости, симметричные лезвия и вытянутое остриё. Длина клинка могла достигать 30–35 см, ширина - 5 см. Кинжал носили в ножнах рамочной конструкции. Лицевая сторона ножен обычно богато инкрустировалась серебром, латунью или украшалась чёрной, красной, жёлтой или зелёной эмалью. К поясу ножны подвешивались при помощи пары ремней, пропущенных через две пары боковых колец. При таком подвесе рукоять всегда была направлена вверх, и оружие было постоянно готово к боевому применению.

Пилум

На рельефах Колонны Траяна римские легионеры носят пилум, который сохраняет в это время своё значение оружия первого удара. Судя по археологическим находкам, его конструкция не изменилась с более ранних времён.


Некоторые солдаты, отличавшиеся большой физической силой, снабжали древко пилума свинцовыми насадками шарообразной формы, которые увеличивали вес оружия и, соответственно, повышали тяжесть наносимого им удара. Эти насадки известны по изобразительным памятникам IIIII веков, но среди реальных археологических находок до сих пор не встречались.


kultofathena.com

Щит

В конце I века до нашей эры у овального щита, известного по изображениям эпохи Республики, спрямили верхнюю и нижнюю грани, а к середине века прямыми стали также и боковые грани. Щит приобрёл, таким образом, четырёхугольную форму, известную по рельефам на Колонне Траяна. При этом в употреблении продолжали находиться и щиты овальной формы, известные по изображениям более раннего времени.


Конструкция щита осталась той же, что и раньше. Его размеры, судя по пропорциям фигур воинов, составляли 1×0,5 м. Эти цифры хорошо соответствуют археологическим находкам более позднего времени. Основу щита изготавливали из трёх слоёв тонких деревянных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева, судя по сохранившимся заклёпкам умбонов, составляла около 6 мм.

С наружной стороны щит покрывался кожей и богато расписывался. Изображаемые сюжеты включали лавровые венки, молнии Юпитера, а также гербовые эмблемы отдельных легионов. По периметру края щита обивались бронзовыми обоймами, чтобы дерево не щербилось от ударов вражеских мечей. В руке щит держали за рукоять, образованную поперечной деревянной планкой. В центре поля щита делался полукруглый вырез, в который просовывалась державшая рукоять кисть. Снаружи вырез закрывался бронзовым или железным умбоном, который, как правило, обильно декорировался гравированными изображениями. Вес современной реконструкции такого щита составлял примерно 7,5 кг.

Туника

Солдатская туника не слишком изменилась с предшествующих времён. Как и прежде, она кроилась из двух прямоугольных кусков шерстяной ткани примерно 1,5×1,3 м, сшитых с боков и у горловины. Вырез для головы и шеи оставался достаточно широким, так что во время полевых работ для большей свободы движения солдаты могли спускать один её рукав, полностью обнажая правое плечо и руку. На поясе туника собиралась складками и подпоясывалась ремнём. Высоко подпоясанная туника, открывавшая колени, считалась признаком военных.

В холодное время года некоторые солдаты носили по две туники, при этом нижняя изготавливалась из льна или тонкой шерсти. Римляне не знали какого-то определённого уставного цвета одежды. Большинство солдат ходили в туниках из неокрашенной шерсти. Те, кто были побогаче, могли носить туники красного, зелёного или синего цветов. В парадных условиях офицеры и центурионы облачались в туники ярко-белого цвета. Для украшения туник на их боках нашивались по две полоски яркого цвета - так называемые клавы. Обычная стоимость туник составляла 25 драхм, причём эта сумма вычиталась из солдатского жалования .

Штаны

Римляне, как и греки, считали штаны атрибутом варварства. В холодное время года они носили на ногах шерстяные обмотки. Короткие штаны для защиты кожи бёдер от конского пота носили галльские и германские всадники, в массовом порядке служившие в римской армии со времён Цезаря и Августа. В холодное время года их носили и пехотинцы вспомогательных войск, тоже набиравшиеся из числа нероманизированных подданных империи.

Легионеры, изображённые на Колонне Траяна, штанов всё ещё не носят, однако сам император Траян и высшие офицеры, подолгу ездившие верхом, изображены носящими узкие и короткие бриджи. В течение первой половины II века мода на эту одежду распространилась среди всех категорий войск, и на рельефах Колонны Марка Аврелия короткие штаны носят уже все категории войск.

Галстук

На рельефах Колонны Траяна солдаты изображены с галстуками. Их функция состоит в том, чтобы защитить верхнюю часть туники от трения и повреждений, причиняемых доспехами. Ещё одна задача галстука проясняется благодаря его позднему названию «сударион», которое происходит от латинского sudor – «пот».

Пенула

В ненастную погоду или в холодное время года солдаты носили поверх одежды и доспехов плащи. Одной из наиболее распространённых моделей плаща являлась пенула. Она ткалась из грубой овечьей или даже козьей шерсти. Гражданский вариант плаща, называвшийся лацерна, имел более тонкую выделку. Форма пенулы напоминала половину овала, прямые стороны которого смыкались спереди и застёгивались на две пары пуговиц.

На некоторых скульптурных изображениях разрез отсутствует. В этом случае пенула, наподобие современного пончо, имела форму овала с центральным отверстием и надевалась через голову. Для защиты от непогоды её снабжали глубоким капюшоном. В гражданской лацерне такой капюшон, как правило, был приставным. По своей длине пенула достигала колен. Будучи достаточно широкой, она позволяла солдатам свободно действовать руками, не снимая плаща. На фресках и цветных изображениях военный плащ, как правило, имеет коричневый цвет.

Калиги

Солдатской обувью были тяжёлые башмаки калиги. Заготовка башмака кроилась из одного куска толстой бычьей кожи. Пальцы ног в башмаке оставались открытыми, а ремни, с боков охватывавшие стопу и лодыжку, прорезались, что обеспечивало ногам хорошую вентиляцию.


Подошва состояла из 3 прошитых друг с другом слоёв. Для большей прочности она снизу подбивалась железными гвоздями. На подбивку одного башмака уходило 80–90 гвоздей, вес пары калиг при этом достигал 1,3–1,5 кг. Гвозди на подошве располагались определённым рисунком, усиливая те её части, которые больше изнашивались в походе.


Согласно наблюдениям современных реконструкторов, подбитые гвоздями башмаки хорошо носились на грунтовых дорогах и в поле, однако в горах и на брусчатке городских улиц они скользили по камням. Кроме того, гвозди на подошве постепенно стирались и требовали постоянной замены. Одной пары калиг хватало примерно на 500–1000 км марша, при этом каждые 100 км пути приходилось менять 10 процентов гвоздей. Таким образом, за две-три недели марша римский легион терял около 10 тысяч гвоздей.


Пояс

Пояс являлся важной частью мужской одежды римлян. Мальчики надевали пояс в знак достижения совершеннолетия. Военные носили широкие кожаные пояса, которые отличали их от лиц гражданских профессий. Пояс надевался поверх доспеха и богато украшался бронзовыми рельефными или гравированными накладками. Для декоративного эффекта накладки иногда покрывали серебром и снабжали эмалевыми вставками.


Римские пояса конца I века до нашей эры – начала II века нашей эры имели своеобразный передник из 4–8 ремней, покрывавшихся бронзовыми накладками и оканчивавшихся украшениями-терминалиями. По-видимому, эта деталь выполняла сугубо декоративную функцию и носилась ради создаваемого ею звукового эффекта. К поясу подвешивался кинжал, иногда кошелёк с мелкими деньгами. Меч римляне, как правило, носили на плечевой портупее.

Поножи

Поножи являлись частью защитного доспеха, прикрывавшей ноги от колена до подъёма стопы, то есть закрывали ту их часть, которая не была обычно прикрыта щитом. Офицеры и центурионы на памятниках I–II веков часто изображались в поножах, ношение которых являлось чем-то вроде символа их ранга. Их поножи украшались чеканкой с изображением головы Медузы в коленной части, боковая поверхность украшалась пучками молний и растительным орнаментом. Напротив, рядовые солдаты обычно в это время изображались без поножей.

В эпоху Дакийских войн поножи вернулись в состав военного снаряжения, чтобы защищать ноги солдат от ударов дакийских кос. Хотя солдаты на рельефах колонны Траяна не носят поножей, они присутствуют на изображениях Трофея Траяна в Адамклиси. Римские солдаты на рельефах носят одну или две поножи. Эта деталь военного снаряжения также присутствует на скульптурах и фресках более позднего времени. Археологические находки поножей представляют собой простые железные пластины 35 см длиной, с продольным ребром жёсткости, лишённые какого бы то ни было декора. Они закрывают ногу лишь до колена; возможно, для защиты самого колена использовалась отдельная часть доспеха. Для крепления на ноге поножи снабжены четырьмя парами колец, сквозь которые был пропущен ремень.

Первый эпизод саги “Звездные войны” вышел на экраны еще 40 лет назад, и с тех пор каждый новый фильм увеличивает армию ее поклонников. Неслучайно персонажи из этих фильмов столь популярны на карнавалах среди взрослых и на детских утренниках. Узнаваемы, необычны персонажи саги “Звездные войны”. Костюм того или иного героя фильмов легко сделать своими руками.

Дарт Вейдер

Это один из центральных персонажей саги - отец Люка Скайуокера, перешедший на сторону тьмы и принявший имя Дарт Вейдер. Отличительные особенности его костюма - черные доспехи джедая, устрашающая маска, черный плащ и непременно световой меч синего цвета - это одна из визитных карточек саги “Звездные войны”.

Костюм помогут составить черные брюки и рубашка с длинным рукавом, а также черные мотоциклетные перчатки и ботинки. Плащ сшейте из прямоугольного отреза черной атласной ткани. Из цветного скотча или при помощи красок для ткани на груди нарисуйте панель управления из серебристых, красных и синих прямоугольников.

Однако самое сложное в том, чтобы сделать такой костюм (“Звездные войны”) своими руками, - это соорудить шлем. Можно купить уже готовый, а можно потратить немного времени и сделать его из папье-маше. Основой может стать надутый шарик, помещенный в ведро для устойчивости. Шарик должен быть надут размером с вашу голову, чтобы шлем хорошо на нее надевался.

При помощи тонкой бумаги и клея сделайте круглую на макушке основу, а крылья шлема, расширяющиеся книзу, смоделируйте при помощи картона. Готовый шлем просушите и покрасьте черной краской из баллончика.

Кайло Рен

Этот джедай, сын генерала Хана Соло и принцессы Леи - один из отрицательных персонажей саги. И у него свой особенный костюм и шлем, как и у других джедаев саги “Звездные войны”. Костюм Кайло Рена состоит из черного комбинезона и мантии с капюшоном, подпоясанной широким ремнем. Сделать их несложно, так как за основу можно взять черный лонгслив и трико, а мантию сшить из любого плотного черного материала. Не забудьте про капюшон - под ним персонаж все время прячет голову. Для пояса используйте ткань под кожу, сшейте прямоугольник и скрепите его липучками, чтобы костюм было удобнее надевать.

Сложнее будет с маской, она представляет собой черный шлем, похожий на тот, что носит персонаж Дарта Вейдера, но разница в серебристых полосах вокруг глаз и рта. Поэтому за основу можно взять форму и технику создания головного убора Дарта Вейдера из папье-маше, а схожесть с персонажем Кайло Рена придать при помощи серебряной краски. Нужно нарисовать похожие полосы на готовом и покрашенном в черный цвет шлеме.

Люк Скайуокер

Наряд Люка Скайуокера довольно прост в создании, поэтому его воплощают чаще других. К тому же этот костюм (“Звездные войны”) для детей подходит так же хорошо, как и для взрослых. Понадобится, во-первых, белая или бежевая длинная рубаха, скроенная на манер кимоно. Сшить ее можно по любой выкройке кимоно или даже халата либо взять готовый костюм для восточных единоборств. Во-вторых, понадобится широкий коричневый пояс. Его можно сшить из куска искусственной кожи, скрепив липучкой сзади.

Под рубаху можно надеть любые белые брюки, которые нужно заправить в длинные белые гольфы или гетры. Поверх костюма из куска коричневой материи скроите длинный плащ с капюшоном.

Как сделать световой меч

Большинство мужских персонажей саги - джедаи, а их главное оружие - световой меч. И он непременно нужен для костюмов Дарта Вейдера, Кайло Рена или Люка Скайуокера.

Самый простой способ, подходящий, если вы делаете детский костюм “Звездные войны”, - это меч из бумаги, пластмассы или дерева. Можно взять хорошо и плотно скрученный длинный рулон бумаги или черенок от пластиковой швабры. Один конец покрасьте в черный цвет, а другой в синий или красный. Между ними сделайте объемный элемент, который будет похож на рукоять меча. Его можно сделать из фольги, в несколько слоев намотанной на заготовку.

Другое дело, если вы делаете взрослые карнавальные костюмы. “Звездные войны” - это серьезная фантастика, и чтобы погрузиться в ее мир, вам придется освоить азы электроники и физики. Тогда при помощи прозрачной трубки и светодиодных лампочек можно сделать меч, который загорается по нажатию кнопки.

Принцесса Лея

Лея - это главный и, пожалуй, единственный, кроме королевы Амидалы, узнаваемый женский персонаж саги “Звездные войны”. Костюм ее отлично подойдет, как для девочки, так и для взрослой девушки. Он очень прост и состоит лишь из белого длинного платья. Сшить его можно по любой выкройке платья в пол с рукавами. Также важен ворот - он должен иметь небольшую стойку, поэтому можно использовать для основы костюма белую водолазку, к которой просто пришивается длинная белая юбка.

На талии Леи был серебряный пояс. Можно поискать похожий в магазинах аксессуаров или взять любой имеющийся, покрасить его серебряной краской или обмотать фольгой.

Но образ Леи будет неполным без ее знаменитой прически - двух ракушек из скрученных волос по бокам. Если у вас или у вашего ребенка длинные волосы, то их можно заплести в косы по бокам или скрутить в тугие жгуты и уложить каждую косу ракушкой над ухом, закрепив волосы шпильками. Если же длины волос не хватает, придется делать элемент костюма. Для него возьмите:

  • Ободок в цвет волос.
  • Моток толстой пряжи коричневого цвета.
  • Гофрированный картон.
  • Коричневый фетр.

Из картона вырежьте два круга и приклейте на одну сторону каждого такой же кусок фетра. Несколько отрезков пряжи скрутите в жгут и приклейте на фетр, укладывая нитки по спирали. Сделайте столько витков, чтобы ракушки, имитирующие волосы, были объемными. Готовые элементы прически приклейте к ободку клеевым пистолетом.

Мастер Йода

Самый мудрый из джедаев - несомненно, Мастер Йода. Это забавный персонаж в длинном плаще и с большими ушами, который весьма необычно строил свои мудрые фразы. Несомненно, этот костюм (“Звездные войны”) для детей - малыши выглядят в образе старого мудрого джедая очень мило и забавно.

Сшить мешковатую коричневую мантию, подпоясанную веревкой, будет совсем просто, а вот сделать длинные остроконечные уши немного сложнее. Для них понадобятся:

  • Зеленый фетр.
  • Холлофайбер.
  • Тонкий ободок.

Из жесткого, хорошо держащего фетра вырежьте 4 детали уха, сшейте их попарно и набейте холлофайбером так, чтобы ушки держали форму. Наклейте их на ободок, и можно надевать уши магистра на голову.

Также можно сделать уши из папье-маше и крепить их не на ободок, а на полукруглую заготовку из того же материала. Так получится цельный головной убор, который просто надевается на голову сверху.

Костюм Штурмовика из “Звездных войн”

Эти солдаты, облаченные в белоснежные доспехи - прекрасный образ для создания карнавального костюма. Для образа космического воина понадобится в первую очередь сделать шлем и доспехи. Возьмите две белых канистры. Крышки от канистр приклейте по бокам от горлышка одной из них. Далее вырежьте у этой канистры переднюю и заднюю часть так, чтобы остались боковины и горлышко с приклеенными крышками - это будущая лицевая часть шлема.

У второй канистры нужно отрезать дно и склеить обе части перпендикулярно. Также обрежьте у второй канистры верх с горлышком и из оставшихся кусочков пластмассы сделайте кружок, который прикроет верх шлема. Примерьте маску на голову и при необходимости подрежьте нижнюю канистру, чтобы шее было удобно. Сделайте прорези для глаз в соответствующих местах и добавьте деталей маске при помощи серебристого скотча и черного маркера.

В остальном костюм Штурмовика из “Звездных войн” легко собрать из белой футболки с длинными рукавами и белых брюк или леггинсов. Черные полосы на ногах и руках можно сделать при помощи краски для ткани или черного скотча.

Римские солдаты Септимия Севера внешне мало отличались от солдат Августа, живших двумя веками раньше.
В III веке Римская Империя пережила период политических, военных и финансовых потрясений. В течение пятидесяти лет, прошедших после убийства Александра Севера в 235 году и до прихода к власти Диоклетиана в 284 году, на троне сменилось почти тридцать императоров, из которых только трое умерли своей смертью.

Прямолинейность «солдатских императоров», многие из которых были выходцами из рядовых, отразилась в военной униформе римской армии, которая в этот период впервые достигла заметного единообразия.
В III веке широкое распространение получила туника с длинным рукавом. Такая туника распространилась благодаря влиянию служивших в римской армии многочисленных германских наемников.

Информация

На римских иконах III века и позднее римские воины изображались в тунике с длинными узкими рукавами, плаще и штанах.
Можно предположить, что ношение североевропейской одежды в римской армии сначала распространилось среди солдат вспомогательных частей, затем так стали обмундировываться императорские телохранители и, наконец, все легионеры, служившие на северной гpaнице империи, стали носить варварскую одежду.

Император Каракалла (Марк Аврелий Аноний Бассиан), по сообщениям очевидцев, продолжал носить германскую одежду лаже в Сирии и Месопотамии.
В римской армии было большое количество нерегулярных частей, воины которых назывались numеrii и cuneii.
Последние представляли собой федератов (foedеrati) — германских поселенцев, которые получили землю на территории Империи в обмен на обязательство нести военную службу.
Все нерегулярные части возглавлялись национальными командирами, обычно вождями, и носили традиционную для своего племени одежду. В результате, такие отряды часто становились законодателями новых мод и веяний в имперской армии.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Когда дунайская армия Септимия Севера двинулась на Рим, мирное население, которое видело этих легионеров только на колонне Траяна и Марка Аврелия, пришло в ужас от того, как выглядели солдаты (Дион, LXXV.2.6).
Действительно, солдаты выглядели как настоящие варвары: туники с длинным рукавом и штаны (bгасае), которые на протяжении столетий считались совершенно неприемлемой для римлян одеждой.
Среди прочих претензий, предъявляемых к непопулярным императорам вроде Элагабала или Комода, была их приверженность к туникам с длинными рукавами.
Документы из Египта, написанные на греческом языке (официальном языке Восточной Империи), указывают на ношение различных туник.
Военная туника, известная как стихарион (sticharion), украшалась цветными полосами (clavi). Кроме тою, длинные рукава имела туника-dalmatiсa, хотя, если судить по документам, ее носили реже, чем стихарион. Название далматика не оставляет сомнения в том, что эта туника происходит из Далмации. Солдатские императоры, правившие Римом в III веке, предпочитали носить именно такую тунику.
Подавляющее большинство туник на иллюстрациях манускриптов красного или белого цвета. Гораздо реже встречаются зеленые и синие туники. Принято считать, что туники рядовых легионеров были белого цвета, а центурионы носили красные туники.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Следует также упомянуть и такой предмет одежды, как camisia. По-видимому, так называлась льняная рубаха облегающего покроя. Название этой рубахи попало в латынь из германского языка через галльский язык.
Позднее камисию часто стали носить священники, но до этого она была весьма популярна среди солдат.
На восточных границах Римской империи популярностью пользовалась одежда, украшенная вышивкой, часто, сделанной золотой или серебряной нитью. Изначально римляне презирали подобную моду, как варварскую, но постепенно подобного стиля одежда стала обычной для императоров, их двора и телохранителей.
Некоторые образцы военного обмундирования были очень богато украшены. Например, Клавдий Геркулан, императорский конный гвардеец при Аврелиане (270-275 гг.) изображен на своем надгробье одетым в тунику или плащ, украшенный изображением в виде солнца с лучами. По-видимому, это украшение как-то связано с насаждаемым Аврелианом культе бога-солнца. Узор, очевидно, был вышит золотой нитью, что придавало ему эффектность.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Такой узор могли носить все гвардейцы Аврелиана. Вообще, в обычае того времени было, чтобы император одаривал своих сторонников дорогой одеждой, чтобы подчеркнуть свое благоволение в частности и величие режима в целом.
Прямоугольный плащ (sagum) был наиболее популярным среди римских легионеров типом плаща на протяжении столетий. Изображение этого плаща часто встречается в изобразительном искусстве того времени.
Но существовали и другие варианты плаща, некоторые из которых использовались в армии. Из альтернативных вариантов следует упомянуть плащ с капюшоном (paenula). Этот плащ был распространен в ранний период, но к концу II века его изображение практически полностью исчезает на воинских надгробьях, хотя продолжает встречаться на надгробьях гражданских лиц.
Кроме того, солдаты в пенулах изображены на деревянной двери собора Св. Сабины в Риме, датируемых V веком. Возможно, что пенула была плащом преторианской гвардии, поскольку очень часто встречается на монументах, посвященных гвардии. Временное исчезновение этих плащей возможно объясняется расформированием преторианской гвардии Септимием Севером, который заменил гвардию отрядом телохранителей, набранных среди провинциальных солдат.

Поздние авторы упоминают еще один плащ с капюшоном, так называемый birrus или byrus. В эдикте о ценах Диоклетиана этот плащ фигурирует как byrus Britannicus. Вероятно, биррус также походил на пенулу, но имел дополнительный клапан, прикрывающий шею, чем выгодно отличался от пенулы, котрую приходилось носить вместе с шарфом.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Известно, что по разным случаям использовались разные плащи, а некоторые из них определялись как только «военные». Например, солдаты Сатурнина зимой носили тяжелые военные плащи, но летом надевали легкие плащи. Сатурнин настаивал на том, чтобы солдаты не снимали плащи и во время обеда, чтобы не выставлять наружу ноги…
Император Аврелиан (270-275 гг.) выступал против шелковой и отделанной золотом одежды, ему принадлежит афоризм: «Боги запрещают ткань, которая стоит столько же, сколько золото». Но при этом Аврелиан не запрещал своим солдатам носить красивую одежду, а его гвардия носила особенно красивые золотые доспехи и платье.
С III века и в дальнейшем очень трудно определить, изображен ли голоногий человек или человек в облегающих штанах. Краска на скульптурах давно выцвела и смылась, но сохранившиеся фрески и мозаики позволяют определить, что облегающие штаны носили заправленными в сапоги.
Штаны, в основном, были темного цвета: серые или шоколадно-коричневые. В жизнеописаниях Aвгустов говорится, что император Александр Север носил белые штаны вместо распространенных в то время штанов алого цвета.
Кроме того, ноги могли защищатся с помощью разного вида гамаш. На мозаиках и фресках гамаши часто носят охотники и те, кто работал на открытом воздухе.
Среди списка обязательной экипировки и обычного пайка для Гая Мессия (вероятно, конного воина), обнаруженного в Масаде, а также аналогичного списка для Квинта Юлия Прокла, конного воина из Александрии, упоминается такой предмет одежды, как fascia, то есть обмотка. В обоих случаях обмотки упоминаются вслед за сапогами, что позволяет предположить, что это именно обмотки или портянки.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Гамаши были прямоугольной формы и изготавливались из сукна или войлока. На большинстве изображений заметна застежка под коленом и на лодыжке.
Во II веке распространилось ношение сапог. Вместе с сапогами появились носки. Надгробье III века из Апамеи показывает солдата в носках, закатанных поверх голенищ сапог.
Встречались своего рода колготы, в которых штанины переходили в носки.
Очень популярной обувью в III веке стали сапоги со шнуровкой на подъеме.
Римские воины до конца III века редко когда изображались в головных уборах. Поэтому вызывает удивление слова Вегеция, написанные в конце IV века о том, что в прежние времена обязательно носили головные уборы. Это делалось для тренировки, чтобы шлем, надеваемый на голову перед боем не казался слишком тяжелым.

Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

Такой головной убор назывался pillei и по-видимому, он существовал в двух основных вариантах.
Внешне пиллей представлял собой низкий цилиндр без полей с гладкой или шероховатой фактурой. Гладкая фактура, очевидно, соответствовала кожаным или войлочным пиллеям, а шероховатая — овчинным.
В эдикте Диоклетиана говорится о пиллеях. изготовленных из овчины. Вероятно, римский пиллей восходит к персидской тиаре.
Многие воины носили подшлемники, которые смягчали удары по голове.
Также римляне использовали подпанцирную одежду — торокомах (thoracomachus), представлявшую собой аналог средневекового акетон.
По данным современных реконструкторов, торакомахи делали из льняной ткани, набитой шерстью. Если торакомах промокал, ношение его становилось неприятным, а для просушки требовалось много времени.

Статьи по теме: