Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. Передвижной уголок «Русская изба»

В помощь молодому воспитателю.

Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении.

На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда- это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия...

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления¸ события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т.д.

В общем, обогащенное развитие- это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка....

Каковы же характеристики развивающей среды и как их создать.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, создает чувство уверенности и безопасности...

Эффект домашней обстановки достигается путем замены казенной мебели и парт, столов, расставленных по стандартным школьным правилам, с количеством стульев, равным количеству детей; стола воспитателя) на более привычные столы, стулья, диваны, подушки, коврики; устранения границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности. Нет необходимости иметь в комнатах большое количество столов и стульев- рисовать, лепить, раскладывать мозаику, решать головоломку ребенок может сидя на полу, стоя около подоконника или стола....

Если позволяют условия учреждения, можно организовать общую столовую, обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах...

С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия.....

Большое внимание должно уделяться световому освещению комнаты: желательно иметь разнообразные осветительные приборы... При этом желательно иметь обычные лампы накаливания, а не лампы дневного света.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно- ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре "Путешествие": фотоаппарат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т.п.). Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развитием сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.....

Развивающее содержание в такой среде выступает в роли естественного фона жизни ребенка, предъявляет ему познавательные задачи в привлекательном виде и вне структурированной ситуации обучения. Например, в небольшом простенке в средней группе укреплен "Веселый поезд", который может перевозить людей, сказочных персонажей, животных. Здесь же имеется станционный журнал, в котором дети по ходу игры фиксируют количество пассажиров, отправляющихся в путешествие, среди них- взрослых и детей, мальчиков и девочек и т.д. Запись в журнале производится с помощью условных знаков, цифр, схематических рисунков...

Возможно расширение развивающего содержание через включение в игру географической карты города, области ¸ края; способ фиксации расстояния, предоставление пассажирам возможности зарисовать путешествия, рассказать о нем.

Обеспечение возможности для исследования и научения.

Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать "обучающей". Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения.

Детское экспериментирование- один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее ввиде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. ....

Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки¸ учебные пособия и приборы, вода, глина, речной песок.

Таким образом, под развивающей средой следует понимать, естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.....

Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень из развития, интересы, склонности, способности¸ половой состав, личностные особенности и прочие...

Развивающее обучение предполагает перспективу саморазвития ребенка и расширение его сознания на основе познавательно- творческой деятельности. Такое обучение невозможно без рефлексии, без познания самого себя, своих возможностей....

Взрослый в общении с детьми придерживается правила: "не рядом, не "над", а вместе!". Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения – понимание, признание и принятие личности ребенка¸ основанные на способности взрослых встать на позиции ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения- сотрудничество. Взгляд на ребенка- как на полноправного партнера.

Принципы построения развивающей среды в группе детского сада.

  1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть трио основные потребности: в движении, общении, познании. Среда группы должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у каждого ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Поэтому необходимо включать горки, большие мячи, велосипеды, простые сюжетные картинки, прочные книжки (3 год жизни). В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям было удобно организовать совместную деятельность.

Высота мебели должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75 см). Поэтому в группах желательно иметь стеллажи без дверей, прозрачные.

При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования. Так, возможен следующих подход к организации среды:

  1. Центр сюжетно- ролевой игры;
  2. Центр грамотности, куда включается книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка для освоения чтения и письма, здесь же могут быть и театрализованные игры;
  3. Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
  4. Центр строительно- конструктивных игр;
  5. Центр математики (игротека);
  6. Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Кроме того, в группе желательно иметь спортивный комплекс: он не занимает много места и в тоже время многофункционален.

Возможно иное построение среды- "кабинетное ". В любом случае при решении этих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды- вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.

  1. Принцип уважения к мнению ребенка.

Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснить причину отказа. Целесообразно перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва спросить родителей о том, чем увлекается их сын или дочь¸ к чему проявляются их склонности, способности; какие любит игрушки.

  1. Принцип функциональности означает, что в обстановки помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.

  1. Принцип опережающего характера содержания образования.

Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы¸которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15 % материалов ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год).

  1. Принцип динамичности- статичности среды.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений.

Первоначальный период построения среды- 2 месяца, а далее- ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. Если есть возможность, мебель лучше приобретать на колесиках, чтобы дети сами могли ее передвигать¸ конструируя пространство.

Выстраивая развивающую среду ¸ воспитатель всегда должен помнить ¸ ".....какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут...." (Е. И. Тихеева).



План

2. Значение среды в развитии личности и деятельности ребенка дошкольного возраста.

3. Основные характеристики развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

4. Проектирование развивающей среды. Принципы ее построения для детей дошкольного возраста.

5. Современные концепции построения развивающей предметной среды ДОУ.

6. Проектирование среды развития детей дошкольного возраста за рубежом.
Задания для самостоятельной работы


  1. Пополните словарь новыми терминами. Установите связи между ними.

  2. Напишите проспект «Предметно-пространственная среда. Ее роль в развитии личности и деятельности дошкольников» (объем проспекта 1,5–2 страницы).

  3. Составьте таблицу «Принципы построения развивающей среды». В таблицу включите не менее двух подходов к формулировки этих принципов.

  4. Приготовьте наглядные примеры построения развивающей среды в ДОУ и семье. Для выполнения задания используйте свои фотографии с педагогической практики, журналы «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Детский сад» и др. Наглядный материал проанализируйте с точки зрения необходимых компонентов, учета принципов построения и требований к среде развития дошкольников. Предложите варианты коррекции предложенных вариантов.

  5. Разработайте авторский проект (индивидуальный или групповой) какой либо зоны в ДОУ (игровой, художественной, спортивной и др.).

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда и ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4.

2. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – Самара, 1997.

3. Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя // Дошкольное воспитание. 1995. № 6.

4. Левонтин.Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. – М., 1993.

5. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. – М., 1995.

6. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

7. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении // Готовимся к аттестации. – СПб., 1999.

8. Психолого-педагогический словарь / Под ред. П.И.Пидкасистого. – Ростов–н/Д., 1998.

9. Создание развивающей среды в дошкольных учреждениях // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова – М., 1998.

10. Стеркина Р.Б. О ходе российского эксперимента по аттестации и аккредитации ДОУ и разработки госстандартов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 1996. № 8.

11. Стеркина Р.Б. Аттестация и аккредитация ДОУ. – М., 1997.

12. Тихеева Е.И. Обстановка в жизни маленьких детей". – Пг., 1922.

13. Фуряева Т.В. Дошкольное воспитание за рубежом. – Красноярск, 1999.

14. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М., 1999.
1. Содержание понятий: "среда", "развивающая среда",

"образовательная среда"

Совершенствование современной системы дошкольного образования связывается в ДОУ с идеями: понимания дошкольного детства как основосоздающего и самоценного периода жизни человека; гуманизации системы отношений ребенок – окружающий мир; ориентации образования на обеспечение условий личностного развития дошкольников, приобретение ими на этой ступени личностного опыта.

Противоречия между социальным заказом дошкольному образованию и сегодняшним состоянием системы, между реальными ДОУ и идеальными представлениями о нем детей, педагогов и родителей выводят специалистов на поиск технологий реализации дошкольного образования, условий, стимулирующих развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности.

Значимым аспектом в контексте этих поисков является решение проблемы оптимизации среды развития ребенка в дошкольном учреждении, семье, социуме в целом. На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда, воспитание и другие факторы. Однако, среда, окружающая ребенка с первых дней его жизни, стимулирует, тормозит или остается нейтральной по степени влияния на физическое, психическое, социальное, личностное развитие ребенка.

Среда, являясь по данным психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), мощным фактором развития человека, рассматривается как окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.

Психолого-педагогический словарь дает следующее определение среды: "Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью" (8; С. 420). Различается внутренняя и внешняя среда. Внешняя среда – это вид среды, окружающей человека, в которой отличают физическую и социальную. Среда внутренняя определяется состоянием организма и проявляется во взаимозависимости различных систем организма и их взаимодействии с личностью при психосоматическом взаимодействии. Как отмечает П.И. Пидкасистый, во взаимодействии личности со средой изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, требующие учета в воспитательном процессе.

? Что же такое развивающая среда? Раскроем содержание этого понятия.

По определению В.А. Петровского, развивающая среда – это специальным образом организованное окружающее пространство ребенка, способное оказывать позитивное влияние на самообучение и саморазвитие ребенка (6; С. 5).

М.Н. Полякова отмечает, что развивающая среда – естественная, комфортабельная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами (7; С. 25).

"Развивающая предметная среда, - указывает С.Л. Новоселова, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка". К основным элементам этой среды С.Л. Новоселова относит: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии, игровые, спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения (7; С. 10).

Стеркина Р.Б. рассматривает среду развития ребенка как комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, эргономических (эргономика – наука, смысл которой состоит в обеспечении проектирования человеческой деятельности в предмете и его функциональных свойствах; на основании данных эргономике осуществляется дизайнерское проектирование), психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Названные условия призваны удовлетворять жизненные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям – познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми (9; С.425).

В.А. Ясвин, анализируя влияние среды на обучение и развитие ребенка, приходит к понятию "образовательная среда", трактовка которого является родственной изучаемому нами понятию. Он пишет: "Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а так же возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном предметном окружении" (14; С. 14). Это определение соотносимо и с понятием развивающая среда. Однако, заложенный в нем смысл развития личности по социально заданному "образцу", во многом нивелирует значимость саморазвития субъекта, включенного в данную среду. Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем, активизирующем деятельность ребенка косвенном воздействии на личность (организуемым специалистами) мира предметов, игрушек, обстановки и т.д. Цель этой среды (динамичной, активной, воспитывающей, обучающей, развивающей) – развивать ребенка как субъекта присущих ему видов деятельности, как субъекта, взаимодействующего с окружающими людьми и миром вещей для самопознания и познания окружающего. Она не несет прямого, "кричащего" эффекта воздействия, а созданными условиями стимулирует разнообразную деятельность. Этот эффект является важнейшим условием физического, психического и личностного развития дошкольника. Исследования П.Ф. Лесгафта показали, что среда выступает как основополагающий системный фактор, регулирующий проявление генетически обусловленных особенностей ребенка.

Активизация психолого-педагогических исследований в области теории и практики создания развивающей среды в образовательных учреждениях и семье (в России) связано с 60-ыми годами 20 века. Между тем, неверным было бы утверждение об отсутствии в дошкольной педагогике исследований, обосновывающих условия оптимизации воспитания, обучения и развития детей в более ранний период (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.И. Флерина, Е.В. Водовозова, Н.К. Крупская, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др.).

Термин "предметно-развивающая среда" появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20-го столетия, но проводимые в рамках проблемы исследования начались значительно раньше. В 1960 году создается НИИ дошкольного воспитания, 1968 году здесь разрабатываются системы дидактических пособий, развивающих игрушек для детей раннего (С.Л.Новоселова) и дошкольного (Н.Н.Поддъяков) возраста. Дальнейшая работа по проектированию игрушек, мебели для дошкольников продолжается в 70-е годы в сотрудничестве НИИ дошкольного воспитания с ВНИИ игрушки, кафедрой мебели МВХПУ и др. Наряду с наглядными компонентами развивающей среды, разрабатываются новые принципы ее формирования в семье и дошкольных учреждениях (Г.Г. Локуциевская, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова, Н.Т. Гринявичене, Е.В. Зворыгина и др.). Во второй половине 80-х годов выстраивается концепция и система "Компьютерный игровой комплекс". Новые информационные технологии, вошедшие в практику дошкольного образования, привлекли внимание к изучению возможностей и потребностей этого возраста, привели к поиску вариантов создания предметной среды как развивающей системы.

На европейском Западе, по данным Т.В. Фуряевой, поиски новых вариантов создания предметно-развивающей среды соотносятся с 70-80-ми годами 20-го столетия. Первой поисковой моделью явился экспериментальный детский сад "Иесвекан", созданный по инициативе профессоров Х. и Л. Эрлер. Он был создан в качестве педагогической мастерской для студентов, получающих профессиональное образование. Многие новации в оформлении групп и других помещений для детей, продуманные на базе этого учреждения нашли применение в практике детских садов Германии и других европейских стран. В середине 80-ых годов учеными, профессорами В. Мальке, Н. Шварте была разработана целостная концепция пространственного оборудования детского сада. В проектировании развивающей среды сегодня западные специалисты исходят из идей: детский сад – жизненное пространство детей, в котором необходимо обеспечить условия для игры в малых группах, интенсификацию двигательной активности в режиме дня, создание активных положительно-эмоциональных переживаний (13; С.150-151).

Современная ситуация в российском дошкольном образовании характеризуется достаточно четким пониманием специалистами значимости создания среды развития детей дошкольного возраста, выделяются различные подходы и принципы ее организации (О. Артамонова, С.Л.Новоселова, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, М.Н.Полякова, С.А.Смирнов и др.). В середине 90-х годов 20 века создается концепция развивающей предметной среды, обосновывающая значимость ее создания и возможностей проектирования для разных возрастных этапов дошкольного детства. Научные разработки в этом направлении актуализировали поиск путей практического решения проблемы в условиях дошкольных образовательных учреждений, семьи и других институтов социализации личности.

Обозначим значение предметной среды в развитии дошкольников, а так же остановимся на необходимых ее характеристиках и принципах построения, выделенных разными авторами.
2. Значение среды в развитии личности и деятельности

ребенка дошкольного возраста

В педагогике и психологии безусловным является утверждение о том, что наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает человек, находящийся под влиянием развивающей среды. Доказано, что для полноценного гармоничного развития дети нуждаются не только во внимании взрослых, в доброжелательном и содержательном общении, но и в предметной среде , обеспечивающей ребенку закрепление полученного опыта в практической деятельности. Каждая деятельность служит удовлетворению каких-либо потребностей (витальных, познавательных, общественных). Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых заложена интересная цель (головоломка, полоса препятствий, компьютерная дидактическая программа и т.д.). "Главным признаком развивающих сред является проблемность", - отмечает С.Л. Новоселова (5; С.18). Ребенок действует с объектами среды, обнаруживает и решает целый ряд практических задач. Хорошая развивающая среда содержит "информацию", которая сразу не обнаруживает себя полностью, а требует от ребенка поисковой, творческой активности. Среда развития должна быть системной, т.е. соответствовать возрасту, содержанию деятельности детей, целям и задачам воспитания и обучения, основным принципам проектной культуры.

Специальным образом организованная среда способна: оказывать активизирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребенка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий. Такая среда дает возможность проявлять и оценивать свой потенциал, формирует целенаправленность, организованность, ответственность за результаты своих действий и поступков, раскрывает творческие способности, позволяет действовать исходя из интересов и потребностей на данный момент развития. Включение в разные виды деятельности, с разнообразным материалом, по собственной инициативе в свободное (не регламентированное педагогом) время снимает множество дисциплинарных проблем, гарантирует семье и ребенку содержательно проведенное время в дошкольном учреждении.

Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует "самость", создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно-ориентированной модели дошкольного образования.


3. Основные характеристики развивающей среды в дошкольном

образовательном учреждении

Современное дошкольное образовательное учреждение свободно в выборе образовательных программ, в создании условий развития детей, если они не противоречат основным нормативным документам, регламентирующим деятельность специалистов на этой ступени. Вместе с тем, для обеспечения права детей на качественное образование необходимо выделить основные характеристики развивающей среды, которые должны просматриваться, независимо от индивидуальности педагогического коллектива ДОУ и его представлений об "идеальном ДОУ". Каковы же эти характеристики?

М.Н.Полякова, с позиции разработчиков программы "Детство", выделяет следующие характеристики:

1. Комфортность и безопасность обстановки.

Пути обеспечения: эффект домашней обстановки; устранение границ между зонами активности детей (игровой, учебной, театральной и др.); возможность изменения пространства самими детьми; возможность выбора ребенком места для деятельности; разнообразное световое оформление помещений; наличие ковровых покрытий для удобного расположения и поглощения звука; создание мест для самостоятельной деятельности детей в других помещениях (спальне, приемной, студиях, библиотеке и др.).

2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Пути обеспечения: подбор предметов, отражающих многообразие цвета, форм, величины, материалов и др. В этом контексте должны быть представлены предметы: бытовые, природные, бросовый материал, естественные вещи для игр, костюмы, разнонаправленные конструкторы.

3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности дошкольников.

Пути обеспечения: насыщение пространства специально подобранными материалами, которые дают ребенку возможность включаться в среду, выбирать разную деятельность, материалы, объединяться с другими детьми и педагогом вокруг интересного объекта. Результатом является создание атмосферы занятости, увлеченности, организованности, творчества.

4. Обеспечение возможностей для исследования, научения.

Пути обеспечения: создание условий для экспериментирования с предметами, постановки опытов самостоятельно и под руководством педагога, познание посредством этой деятельности их свойств, качеств, особенностей проявления в разных условиях; наличие элементов проблемности, заключенных в объектах среды и развивающих инициативу, познавательные процессы, опыт творческой деятельности.

5. Возможность включения в познавательную деятельность всех детей группы.

Пути обеспечение: наличие разнообразного, представленного в достаточном количестве предметного материала, зон активности (игровой, двигательной, познавательной, художественной, трудовой и др.), насыщенных и сменяемых с учетом возраста, целей и задач образовательного процесса и других факторов.

Создавая развивающую среду в группе, педагог должен:

Опираться на четко осознаваемые им концептуальные психолого-педагогические идеи, знание современных концепций формирования компонентов развивающей среды;

Владеть методиками обучения и воспитания дошкольников;

Учитывать действующую в ДОУ образовательную программу, которая диктует определенные требования к среде развития в соответствии с ее ключевыми целями, содержанием, ведущими формами и методами воспитания и обучения;

Ориентироваться на возрастные, индивидуальные возможности и предпочтения детей, их склонности, половую представленность, уровень развития;

Использовать свои способности, склонности, интересы;

Изучить пожелания и возможности детей и родителей в проектировании и создании среды группы.


  1. Проектирование развивающей среды. Принципы ее построения
для детей дошкольного возраста

Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств достижения определенных целей. При проектировании системы дошкольного образования специалисты выстраивают не только государственные нормативные требования к этой системе, образовательные программы, требования к квалификации педагогов, но и определяют необходимые характеристики среды, окружающей воспитанника в ДОУ. Проектированию среды предшествует проектирование личности ребенка - необходимого результата его развития к периоду перехода на этап начального среднего образования. Педагогическое проектирование личности дошкольника – разработка и описание возможного варианта его развития с учетом времени, возрастных и индивидуальных возможностей, конкретных условий в семье и ДОУ.

Проект развивающей среды создается с учетом социального заказа системе дошкольного образования, опирается на государственный стандарт данной ступени, конкретизируется исходя из региональных (национальных, культурных, климатических и др.) условий. Среда рассматривается с точки зрения ее воспитывающего, обучающего, развивающего влияния на личность и деятельность ребенка. Специфичность развивающей среде ДОУ придают требования образовательной программы, принятой в дошкольном учреждении. Поставленные в ней цели, задачи, предлагаемые содержание, формы и методы работы с детьми определяют необходимые (специфичные) условия их эффективной реализации.

Вместе с тем, независимо от специфики дошкольного учреждения, существует комплекс нормативных (обязательных для исполнения всеми ДОУ) требований к среде развития ребенка, заложенных в Проекте государственного стандарта дошкольного образования. В нем отмечается, что "предметно-пространственная организация помещений детского сада и участка должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал) – его развитию". Устройство групповых помещений должно обеспечивать ребенку свободный доступ к играм и игрушкам, материалам. Оборудование и организация пространства должны предусматривать возможность нерегламентированной двигательной активности детей, обеспечивать потребность ребенка в совместной деятельности и в уединении. Наряду с часто меняющимися игровыми уголками важно создавать зоны для других видов деятельности, наличие сюжетных игрушек дополнять природным, бросовым материалом, которые могут быть использованы как предметы-заместители. Материалы должны соответствовать возрасту детей, пополняться с учетом современных требований к образованию. В ДОУ должны органичное место занять компьютеры, выполняющие широкий круг функций в педагогическом процессе. Приближение среды дошкольного учреждения к домашней способствует эмоциональному благополучию детей, придает им чувство уверенности и защищенности (10; С. 2-8).

При аттестации и аккредитации дошкольных учреждений, оценивая среду развития, экспертная комиссия опирается на "Критерии оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ" (11; С.83-92). Критерии разделены на два блока. Первый блок составляют критерии оценки развивающей среды для детей до 3 лет, второй блок содержит критерии развивающей среды для детей от 3 до 7 лет. Критерии представлены в Приложении 1 к теме лекции.

Ориентиром в проектировании развивающей среды дошкольных учреждений выступают также принципы ее построения. В дошкольной педагогике существуют различные подходы к их формулировке, идейному обоснованию и практическому воплощению. Обозначим два подхода к определению содержания принципов, выделенных В.А. Петровским и М.Н. Поляковой (Таблица 1).


Таблица 1

Принципы построения развивающей среды


Содержание принципов построения развивающей среды (В.А. Петровский)

Содержание принципов построения развивающей среды (М.Н. Полякова)

1. Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребенка:

Партнерство в общении;

Возможность уединения.
2. Принцип активности, самостоятельности и творчества:

Условия для самостоятельной детской деятельности и творчества;

Уважение результатов детской деятельности.
3. Принцип стабильности-динамичности окружающего пространства:

Возможность гибкого изменения среды в групповых помещениях.


4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования:

Построение непересекающихся сфер активности;

Организация функциональных помещений.
5. Принцип эмоциогенной среды, индивидуальной комфортности, эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого:

Уголки уединения, личное пространство для каждого ребенка.


6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды:
7. Принцип открытости-закрытости среды каждому ребенку:

Открытость обществу, природе, культуре, своему "Я".


8. Принцип учета половых и возрастных различий при формировании компонентов среды и их наполняемости.

1. Принцип уважения к потребностям ребенка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности):

Наличие свободного пространства;

Доступность оборудования и его многообразие;

Нежесткое зонирование групповых помещений.


2. Принцип уважения к мнению ребенка:

Учет мнений, пожеланий детей при построении среды, ее изменении, обогащении.


3. Принцип функциональности предметно-пространственной среды:

Подбор материалов и оборудования востребованного детьми и выполняющего развивающую функцию;

Взаимозаменяемость материалов в течение времени;

Пособия должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.


4. Принцип опережающего характера образования:

В групповых помещениях должно содержаться 15 % материалов, ориентированных на детей следующей возрастной ступени (почва для диагностики, возможность ориентироваться на разный уровень развития детей, стимуляция познавательной активности).

5. Принцип динамичности-статичности среды:

Среда должна меняться с изменением детей, оставаясь уютной, комфортной и привлекательной для них;

Ребенок должен иметь возможность сам вносить изменения в среду, подстраивать ее под себя.

Анализируя представленные подходы, необходимо отметить некоторую их общность, созвучие содержания многих принципов. Они несут гуманистическую направленность педагогической деятельности, имеют под собой цель реализации личностно-ориентированного воспитания и обучения детей, создания полифункционального пространства для развития личности и деятельности дошкольников. Наличие разных подходов к определению принципов построения развивающей среды позволяет педагогам ДОУ выстроить собственную точку зрения и на их основании обеспечить оптимальный комплекс развивающих условий.

Процесс проектирования среды развития ребенка непрерывен, его нельзя считать конечным. Ребенок дошкольного возраста растет, развивается, происходит изменение всех его сфер (мотивационной, физической, интеллектуальной, коммуникативной, креативной и др.). Вместе с ребенком изменяется окружающее пространство, которое вновь и вновь стимулирует его к новым видам активности. М.Н. Полякова отмечает, что первоначальная среда, созданная педагогом, выполняет свои функции в течение двух месяцев, после чего она должна видоизменяться. Кроме того, на протяжении статичного периода необходимо вносить различные (не глобальные) изменения в окружающее ребенка пространство.

Проектируя и создавая среду развития дошкольников, педагог должен понимать, "… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…", - отмечала Е.И. Тихеева (12).


  1. Современные концепции построения
развивающей предметной среды ДОУ

Целенаправленное, педагогически оправданное проектирование развивающей среды в дошкольном учреждении должно осуществляться на основе четких представлений специалистов о воспитательном, обучающем, развивающем влиянии среды на личность и деятельность современного ребенка. Необходимость учета в этом процессе целого комплекса разнообразных факторов обусловливает высокую значимость разработки общей концепции построения развивающей среды для детей дошкольного возраста. Она должна опираться на научно обоснованные данные смежных с педагогикой наук, учитывать максимум требований к ней и давать простор творчеству педагогов на местах с ориентацией на особенности конкретных образовательных учреждений.

Концепция – форма проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел построения системы. В нее включаются: изложение основополагающей теории, предполагается описание рассматриваемого явления, прописываются теоретические положения о непосредственной организации системы.

Создание концептуальных основ проектирования развивающей среды в дошкольной педагогике связано с именами С.Л. Новоселовой, Л.М. Клариной, В.А. Петровского, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, М.Н. Поляковой и др. В разработанной под руководством В.А. Петровского концепции определены значение и принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении, предложены варианты их практической реализации.

М.Н. Поляковой выделены общие характеристики среды развития в ДОУ, представлены принципы построения развивающей среды, воплощение которых в педагогической практике обеспечит гуманизацию дошкольного образования.

Под руководством С.Л. Новоселовой в рамках Московской региональной программы "Столичное образование" создана целостная концепция, которая включает:

Научные психолого-педагогические основы концепции;

Основные положения концепции развивающей предметной среды детства;

Обоснование базовых компонентов системы развивающей предметной среды в ДОУ.

Дадим краткую характеристику концепции С.Л. Новоселовой, ответив на вопросы: "На какие теоретические основы должен опираться педагог при проектировании развивающей среды для дошкольников? Что учитывать, отбирая значимые компоненты среды? Какие ее компоненты являются необходимыми (базовыми) для формирования личности и деятельности детей, их субъектных качеств? Каким основным требованиям должна соответствовать среда полноценного, разностороннего развития ребенка?

Научные психолого-педагогические основы концепции

Концепция основывается на деятельностно-возрастном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка. С.Л. Новоселовой было выдвинуто предположение о том, что деятельность в своем развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Обобщенный опыт деятельности, формирующий образ мира ребенка, не только определяет ориентировку в условиях достижения цели конкретного действия при той или иной деятельности, но и обогащает последующее ее содержание (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Деятельность строит психику, бездеятельность ведет к депривации личности, ограниченности ее возможностей (5; С.6).

Мощный обогащающий фактор детского развития – социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений и формы занятости старших, содержания досугов. Дошкольное учреждение как образовательный центр несет не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, города, села, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Каждый возраст берет извне для себя то, что нужно именно ему.

Образующим деятельность фактором является ее предметность. Предмет деятельности (ее мотив, по А.Н. Леонтьеву), может быть ощутимым материальным предметом и предметом идеальным (мыслимым). В младенчестве мотив и предмет совпадают. В дальнейшем предмет выявляет общественно-заданную сущность и мотивом деятельности становится не сам предмет, а его назначение, затем значение, возможность его преобразования. Одновременно меняется функция предмета. Эта смена мотива деятельности и функции предмета в процессе роста ребенка является, по мнению С.Л. Новоселовой, основанием построения развивающей среды в детском саду .

Основные положения концепции развивающей среды детства

Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Развивающая предметная среда, указывает С.Л. Новоселова, - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. К основным элементам этой среды относятся: архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии, игровые, спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту (соотносимые с ростом) ребенка конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Развивающая среда приобретает свою специфику в учреждениях образования разных типов: яслях, детских садах, детских досуговых центрах и т.п., а так же реабилитационных учреждениях для детей с нарушениями в развитии.

Необходимо обеспечить строительство ДОУ по проектам, предусматривающим наличие помещений для студий, мастерских, живых уголков, компьютерных комплексов и т.п. Они должны оснащаться полным набором оборудования для детской деятельности в помещении и на участке, игровыми и спортивными площадками, озелененными дворами.

Деятельность учреждений народного образования должна распространяться на строительство детских площадок, игротек во дворах, парках, содержание в них штатных специалистов.

Концепция предполагает создание вариативных дизайн-проектов развивающей среды ДОУ и других помещений для детей (5; С. 26-57).

Требования к развивающей среде:

1. Развивающий характер среды. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности ребенка, служить целям физического и психического развития, быть информативной и ориентированной на зону ближайшего развития дошкольника. Развивающая функция среды должна обеспечиваться за счет сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, способствующих переходу от простых форм деятельности ребенка к более сложным.

2. Соответствие среды структуре когнитивной (познавательной) деятельности ребенка, т.е. среда должна содержать известные ребенку компоненты и проблемные, подлежащие исследованию.

3. Вариативность среды. В зависимости от типа ДОУ, целей и содержания образования, культурных традиций среда приобретает неповторимую форму. Это обеспечивается многообразием материалов, художественно-образным решением, мобильностью ее компонентов.

4. Среда должна быть комфортна на уровне функциональной надежности и безопасности. Компоненты среды – сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых.

5. Объекты и средства деятельности ребенка, их эстетические и гигиенические показатели должны иметь научно-обоснованный характер.

6. Наличие подвижных трансформирующихся и стационарных средств и объектов деятельности должно создавать каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности, темпа, сроков и условий ее реализации.

7. Архитектурно-планировочное решение ДОУ должно предусматривать создание условий для совместной деятельности детей разного возраста и разного уровня овладения деятельностью, учитывать местные этно-психологические, культурно-исторические и природно-климатические условия.

8. Система предметной среды в образовательном учреждении должна соотноситься с условиями семьи, жилого массива микрорайона.

9. Все компоненты предметной среды должны быть увязаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметная среда не только является объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры педагогического процесса, предоставляет педагогу возможности для творчества, служит поддержанию его личностно-профессионального самоуважения. В настоящее время нельзя допускать депривации деятельности из-за нехватки необходимых развивающих предметных сред. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, рождается апатия.

Огромным резервом творческого развития ребенка является использование новых информационных технологий, которые могут войти в дошкольное детство через игру и другие виды деятельности.

Проектирование развивающей среды ДОУ должно осуществляться на государственном, городском и муниципальном уровнях.
Базовые компоненты развивающей предметной среды

Высокие требования к проектированию развивающей среды детства накладывают соответствующую ответственность на руководство и педагогический коллектив ДОУ. При проектировании должно быть учтено, что существуют базисные компоненты среды, которые образуют целостную систему развивающей среды. Базисные компоненты включают не только групповые помещения, но и другие функциональные пространства. Разнообразные базовые компоненты дают возможность избежать рутины и неформально организовать педагогический процесс. Для детей, в рамках концепции, должны быть доступны все функциональные помещения ДОУ, включая помещения для взрослых. В отдельные помещения (методический кабинет, кухня) доступ должен быть ограничен, но не закрыт. Детские учреждения должны являться культурными центрами и для родителей, в которых они могут проявить свои таланты.

Базовыми компонентами предметной развивающей среды дошкольного учреждения являются:


  • групповые помещения;

  • компьютерно-игровой комплекс;

  • детская библиотека, видеотека;

  • дизайн-студия;

  • музыкальный и театрально-танцевальный комплекс;

  • физкультурно-оздоровительный комплекс;

  • двор-парк на участке дошкольного учреждения;

  • места содержания животных во дворе-парке;

  • зимний сад и уголки для содержания животных;

  • архитектурный облик и внешний вид дошкольного учреждения;

  • входы на территорию двора-парка и здание детского учреждения;

  • лестничные марши и рекреации;

  • общая столовая для детей и взрослых;

  • комната отдыха для персонала ДОУ;

  • методический кабинет;

  • кабинет заведующей;

  • кабинет психолога;

  • медицинский кабинет;

  • помещения, обеспечивающие быт детского учреждения;

  • дополнительные помещения.
Указанные помещения в рамках современной концепции развивающей среды являются необходимыми (базовыми) для полноценной организации педагогического процесса. Их проектированию и оснащению должно быть уделено особое внимание специалистов (эргономистов, дизайнеров, психологов, педагогов и др.).

Обозначенные базовые компоненты составляют основу создания вариативных проектов развивающей среды. В каждый проект могут быть включены все компоненты или выделена часть из них. В практике деятельности дошкольного учреждения возможно постепенное наращивание содержания предметной среды, обогащение через введение новых элементов, соблюдая при этом системность, единство масштаба и стиля. Вместе с этим, среда не должна быть загромождена малофункциональными, лишними предметами. Ее функция – обеспечивать каждому ребенку возможность быть занятым интересным, полезным делом.

Проектируя среду развития ребенка, важно учитывать, что разностороннее развитие возможно, если ребенок живет в трех пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб "глаз – рука"), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых. Полноценное развитие не может проходить только в русле детской субкультуры, нужен выход в широкий мир взрослых. Следовательно, среда развития в ДОУ должна иметь три масштаба предметной среды, в которой действует ребенок.

Развивающая среда раскрывает свои возможности ребенку благодаря общению со взрослым в этой среде. С.Л. Новоселова отмечает: "От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности" (5; С. 22). Варианты проектов разных базовых компонентов ДОУ составляют значимую часть работы С.Л. Новоселовой. Некоторые из них представлены в Приложении 2 к тексту лекции.


6. Проектирование среды развития детей дошкольного возраста за рубежом

Проектирование зданий дошкольных учреждений за рубежом (преимущественно рассматривается европейское дошкольное образование) ориентировано на создание защищающей, оберегающей, развивающей и динамичной среды жизни детей. Архитектура общественного помещения, в русле зарубежных концепций построения развивающей среды, должна стимулировать социальное и индивидуальное развитие каждого воспитанника. Для этого необходима интеграция природных и искусственных элементов, отказ от единого дизайна и стилизации, от создания специального детского мира, что является во многом созвучным российской концепции о необходимости создания трехмасштабной предметной среды. Однако, в российской педагогике указывается на необходимость подчинения среды единому системообразующему стержню, стилю, художественному решению. Построение развивающего пространства осуществляется на основании научно-обоснованной концепции с учетом целого ряда принципов и требований (параграфы 2-5).

Ответим на вопрос: "Какова концепция построения развивающей среды в зарубежной педагогике?"

Основу интересующей нас концепции составляет обоснование необходимых структурных и функциональных характеристик среды дошкольного детства, которые достаточно емко прописаны и иллюстрированы Т.В. Фуряевой (5; С. 159-173). Остановимся на основополагающих пунктах концепции. Структурирование пространства групповой комнаты предполагает его дифференциацию на зоны, отделенные друг от друга акустически и оптически. Для этого могут быть использованы передвижные стенки, мебель, растения, жалюзи, ткани и т.п. К структурному оформлению относятся и вертикальные плоскости: возвышения, лестницы, уклоны, галереи. В сферу деятельности детей привлекаются все помещения, относящиеся к основной групповой комнате (гардеробы, фойе, холл, вспомогательные помещения).

Взрослые должны обеспечить максимум двигательной активности детей, стимулируя ее разноуровневым оборудованием, турниками, специальными конструкциями, которые находятся не только в специальном помещении, но и в группе. Кроме заданных гибких подвижных элементов, желательно предоставлять возможность детям создавать импровизированные структуры помещений, которые можно менять (постройки из коробок, картона). Взрослым следует поощрять сооружение детьми конструкций палаточного типа, имея для этого укрепленные крючки на стенах, ткань, платки, одеяла, мех и т.д. Ткань для перекрытий рекомендуется делать полупросвечивающуюся, чтобы дети могли наблюдать происходящее в группе. В сооружениях палаточного типа может быть предусмотрено исследование, экспериментирование (с радио- и электрооборудованием), игры с природным, бросовым материалом, там могут собираться коллекции (пуговиц, камней, ракушек и др.).

При создании игровых зон следует избегать искусственности в функциональном их назначении (напр. в кухонном игровом уголке дети могут приготовить простейшие салаты, под руководством взрослого научиться орудийным действиям с кухонными предметами, закрепить навыки культуры приема пищи).

В группе должны присутствовать зоны для рукоделия, художественной деятельности (лепки, рисования, музицирования и т.д.).

Помимо целевых уголков в групповом помещении должно предусматриваться многофункциональная зона со свободным доступом всех детей. Эта зона располагается в спокойном месте, должна быть снабжена местами для сидения, материалами для чтения, наблюдений, экспериментирования. Она необходима для общения детей всей группы: для чтения, рассказывания, решения конфликтов, обсуждения планов и других совместных дел. Рядом рекомендуется разместить уголок для игры с куклами. В центре групповой комнаты обязательно должно быть не меблированное пространство, где дети могут свободно передвигаться.

Последнее время в практике детских садов появилась тенденция к созданию многоуровневых (двух и трехэтажных), многофункциональных зон.

Кроме развития моторных функций, вся предметно-пространственная среда должна быть направлена на пробуждение детской фантазии, воображения, "мира загадочного приключения" (скрытые уголки, темный туннель для лазания, пещера и т.п.).

В современной концепции оборудования детского сада группа рассматривается не как одна комната, а как определенная единица, включающая главную, вспомогательную комнаты, ванное или душевое помещение, туалет, комнату для хранения и прихожую. Комната для хранения подсобного и игрового материала может находиться в распоряжении детей при условии сохранения порядка в ней.

Следует внимательно отнестись к возможностям использования гардеробного помещения, его ниши, стен, пола.

Особое внимание желательно уделить ванной комнате, которая может быть использована для игр с водой и экспериментирования, создания уютных уголков с водой (подводный садик с улитками, подводными растениями, ракушками и т.п.).

Рекомендуется продумывать световое, цветовое, аккустическое оформление помещений, интерьер, декорации, расположение растений, окон. Рекомендуется использовать цветное стекло для создания уютной и сказочной обстановки. Освещение должно иметь несколько режимов: полное, частичное освещение, затемнение. При подборе цветовой гаммы необходимо избегать резких, кричащих тонов. Очень важно не перегружать пространство группы, ее главным носителем должен быть продукт творчества детей.

Во избежание у детей чувства беспокойства и дискомфорта не следует использовать большое разнообразие материалов. Соединение современного интерьера и природного мира должно вызывать у детей чувство гармонии, уюта, защищенности.

Простота, реальность, достоверность, приглушенность, ненавязчивость рассматриваются как исходные принципы в формировании пространственно-предметной целостности среды жизни детей.

Значимым является оборудование площадки на улице. На площадке обязательно должны быть: водоем, ручеек, песок, место для разведения огня, дерево для лазания, неколючий и неядовитый кустарник, оборудование для основных видов движения (лабиринт, горки, тумбы, турники, подвесные канаты, башня для наблюдения и др.). Для рисования мелом необходимо асфальтовое покрытие. Для конструирования рекомендуется иметь крупный природный материал (спилы деревьев), коробки, шины и др. Главный смысл оформления площадки – активизация разнообразной деятельности, пробуждение фантазии и творчества, физическое развитие детей.

Важнейшим положением концепции является рекомендация стимулировать сотрудничество детского и взрослого мира. Прихожая, холл, гардеробные помещения, оборудование территории должны интенсивно побуждать родителей задержаться в учреждении, пообщаться с персоналом, другими родителями.

Таким образом, рассматривая проблему проектирования развивающей среды дошкольного учреждения за рубежом, необходимо отметить, что этот процесс осуществляется специалистами разного уровня (инженеры, архитекторы, дизайнеры, педагоги и др.) и основывается на выстроенной, научно-обоснованной концепции. Вопросы проектирования предметной среды дошкольного детства подвергаются дальнейшему изучению, осуществляется поиск новых вариантов ее построения в теории и практике.

На основе концепции предметно-развивающей среды В.А.Петровским, Л.М. Клариной и др. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

Принцип активности, самостоятельности, творчества;

Принцип стабильности - динамичности;

Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

Принцип открытости - закрытости;

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим кратко каждый, из этих принципов подробнее (материал заимствован из КНИГИ «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»).

I. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта, не позволяет решить какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиальные разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок или протестует, контакт между ними вряд ли возможен. В тоже время самой задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение более, легко осуществимым - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только взрослый без затруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции взрослого, а иногда и посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы и соответствующие стулья, которые позволяют взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавляют его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Сложность здесь в том. что у каждого человека - и у ребенка, и у взрослого - свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой», дистанции, другие - на более «длинной».

Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.

В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, пли же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

2. Принцип активности. В игровом пространстве должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми. Ребенок и взрослый как бы становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе лнчностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка - творцами своей личности и своего здорового тела.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах могут быть развешены рамки (паспарту) на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.

В игровом пространстве должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребенка.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. При проектировании игровой детской среды необходимо учитывать тот факт, что определить для ребенка его жизненную среду невозможно. Это лишь одна из утопий, характерных для дизайнеров, художников, педагогов. Фактически же ребенок живет совсем не в той жизненной среде, которую подразумевали те, кто ее творил.

Ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту. А следовательно, меняется для него и его окружение. Для того, чтобы оно все же оставаясь приемлемым для ребенка, удобным, надо дать ему возможность менять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со своими вкусами и настроениями.

В цветовом и объёмно-пространственном построении интерьера должны выделяться определенные многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности.

Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечиваю! ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.

Можно менять «фоны» и изменять обстановку до неузнаваемости, например, в комнате, содержащей спортивный комплекс. В ней крепятся и веревочные лесенки («волшебные», «корабельные», «марсианские» и т.п.), кольца, имитирующие цветок или какие-нибудь невиданные предметы, всевозможные канаты («хобот» слона, а сам слон может быть нарисован на стене, «загадочные растения» и т.п.), подвешенные трапеции-качели и т.д. Все эти элементы комплекса рассчитаны и на взрослого и могут преобразовываться самыми разными способами. Комната, по желанию играющих, может быть преобразована в «театр», «кинотеатр», «выставочный зал», «галерею», «стадион» и т.д.

Возможность трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных (и раскручивающихся рулонных) перегородок.

Таким образом, в элементах среды, в самом ее характере, чутком к различного рода переменам, которые мотивированы внутренними и внешними человеческими побуждениями, закладывается тенденция к формированию любимых одушевленных «вещей, которые только и могут составлять общее понятие «Наш дом». Любимые вещи не могут быть списаны и складированы, они могут быть либо сохранены, либо преобразованы, либо отданы. Так, одна из возможностей - передача любимых вещей в собственный дом детям после 18 лет. Благодаря этому сохранятся и вещественные связи с детством.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. При рассмотрении этого принципа следует учитывать, что он не только вплотную примыкает к предыдущему принципу стабильности-динамичности, но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность развивающей среды.

Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т.д.

Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Одна из задач организации среды может быть сформулирована следующим образом: для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, в которой может развиваться и комфортно себя чувствовать здоровый и гармонический человек, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству. Недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Среда должна быть организована так, чтобы она побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Среда должна учитывать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движений, испытывая радость от них. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и «гасить», тормозить двигательную активность детей, когда это необходимо.

В то же время существуют наблюдения, показывающие, что на повышение активности людей, находящихся постоянно в одном помещении, влияет не столько определенная цветовая среда, сколько сам факт смены конкретного цветового решения. К стимулирующему материалу можно отнести также и игровое оборудование.

Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других. Очевидно, ребенку нужно предоставить возможность напереться изнутри: взрослый же - в случае необходимости -имеет возможность открыть кабину.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами.

7. Принцип открытости-закрытости. Новый проект среды должен иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, такая система должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

8. Принцип учета половых и возрастных различии детей . Построение игровой среды с учетом половых различий как предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Принцип открытости применительно к возрасту означает, что по мере взросления ребенка изменение окружающего требует все более целенаправленных действий, связанных с планированием и преодолением препятствий: у малышей связь между собственной активностью и изменениями среды более непосредственная.

Предоставляется возможным создать такую среду (на уровне архитектурных, дизайнерских и т.п. решений), когда мечты и фантазии ребенка «вдруг» осуществляются, переставая быть для него условностью. Например, рисунок превращается в реальную потайную дверь, ведущую куда-то в потайную комнату, мерцающую огнями или потайные переходы, связывающие различные помещения здания, что позволяет неожиданно исчезать и столь же неожиданно появляться; или однажды открыв шторку, закрывающую часть стены, с изображением золотой рыбки, ребенок вдруг обнаруживает замаскированный аквариум, где действительно плавает золотая рыбка.

Конкретная реализация принципов построения среды предполагает ее моделирование.

Моделирование представляет собой мыслительный процесс создания (воссоздания) аналога (модели) предметно-развивающей среды. При моделировании за основу берутся научные положения исследователей, учет базовых компонентов, параметры построения: пространство; время; предметное окружение; социальное окружение («социальный портрет» окружения) (С.А. Козлова).

Построение пространства предполагает учет следующих особенностей: многофункциональность всех базовых компонентов; изрезанность» пространства, лабиринтность расположения мебели; гибкость, мобильность обстановки; пространство сочетает в себе целое из частей («центров», «лабораторий», «кабинетов» и т.п.).

Время - важнейший параметр моделирования среды. Для этого параметра характерно: строгая временная последовательность разных видов жизнедеятельности; оптимальное сочетание трех блоков образовательного процесса (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность); достаточное количество времени для общения в различных схемах: «Я - Я», «Я - воспитатель», «Я - другие». «Я - все дети» и т.д.

Предметное окружение включает следующие характеристики: соответствие программе: предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира; предметы должны нести информацию и стимулировать поиск.

Социокультурное окружение как параметр моделирования среды дает возможность внести предметы, отражающие быт региона, особенности труда людей, предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, моделирование предметно-развивающей среды связано с моделью образовательного процесса (которая определяется образовательной программой) и продуманностью технологии использования предметно-развивающей среды.

Технология включает: активную, преобразовательно-творческую роль воспитателя в создании среды; включение детей в создание и украшение среды; обучение детей навыкам проектирования среды (см. программу «Истоки». - М., 2003, раздел «Изобразительное искусство и детский дизайн» С. 224-229); обогащение среды воспитателем совместно с родителями и детьми.

Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а так же основным принципам проектно-дизайнерского и культуры.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Анкетирование родителей дает возможность больше узнать о характере ребенка, его интересах и наклонностях. Данные диагностики помогают педагогам создавать предметно-развивающую среду для детей с разными увлечениями (рисование, чтение и др.)

3. Принцип стабильности - динамичностиразвивающей среды. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Для этого в детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурный и музыкальный залы; изостудия, театральная студия; «комната сказок»; «зимний сад»; творческие мастерские; комната «Лего» и др.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Ребенок в детском саду находится целый день, поэтому необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство: кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Педагогу нужно тщательно продумать, где повесить классические произведения живописи, а где - этюды или эстампы, куда поставить вазу с цветами.Интерьер группы должен меняться. Например, при ознакомлении детей с народным творчеством (гжель, дымковские игрушки, роспись по металлу) педагогу целесообразно ввести в предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых.

7. Принцип открытости - закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.

Открытость природе. Единство человека и природы. «Зимний сад»: различные растения, фонтанчики, клетки с птицами Открытость культуре. Элементы культуры - живопись, литература, музыка должны органически входить в дизайн интерьера. Открытость своего «Я». Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я - образа». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников. Ребенок знает, где можно хранить принесенные из дома игрушки и ценные для него предметы, незаконченный рисунок, поделки. На «Стене творчества» еженедельно появляются лучшие
рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества
(стихи, рассказы, сказки). Каждый ребенок получает возможность не только познакомиться с результатом чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

При создании среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения за играми детей показывают, что мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинками, конструктором «Лего», а девочки охотнее играют с куклами - лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в школу.

Однако разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Развивающую среду создают сами педагоги, своими руками. В свободное от работы время они рисуют, шьют, вяжут, клеят, придумывают интересные по замыслу игры.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обусловливают выделение внутри нее предметной и пространственной составляющих.

По мнению С. Новоселовой, одного из создателей дошкольной образовательной программы «Истоки», развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств, которые обеспечивают разнообразную деятельность ребёнка. Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др. В состав предметно-игровой среды также входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды должны быть увязаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Для того, чтобы грамотно оборудовать внутреннее и внешнее помещение детского сада, способствующее полноценному развитию детей дошкольного возраста, коллективом отечественных ученых под руководством В. А. Петровского была разработана Концепция построения развивающей среды в детском саду (Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. - М., 1997). В ней определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.



Назовем принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

1)принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2)принцип активности, самостоятельности творчества:

3)принцип стабильности - динамичности:

4)принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5)принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

6)принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7)принцип открытости и закрытости;

8) принцип учета половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии .

Первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Отсутствие контакта не позволяет решить образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель. В то же время установлению контакта препятствуют принципиально разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится в позиции «сверху», а ребенок - «снизу». Этому соответствует и психологическая разница в их позициях: взрослый диктует свою волю, управляет, командует ребенком. При этом подчиняется ли ребенок, протестует ли, контакт между ними вряд ли возможен. В то же время самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

Одно из условий среды, которое делает такое общение более осуществимым, - это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только воспитатель без затруднения мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя, а иногда посмотреть на него сверху. Для этого подойдут высокие столы, в том числе подковообразной формы, и соответствующие стулья, которые позволят взрослому, свободно передвигаясь среди детей, видеть их глаза, избавят его от необходимости все время нагибаться. Для того чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели в детском саду должна легко меняться.

Принцип активности.

В проекте дошкольного учреждения должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми.

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах на доступной для детей высоте желательно развешать рамки, что даст ребенку возможность менять оформление стен зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.

Одну из стен - рисовальную «стену творчества» - советуем предоставить в полное распоряжение детей. Им разрешается писать и рисовать на ней мелом, красками, углем и т.п., создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Другие стены могут быть использованы для размещения на них различных крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие дошкольников.

Электровыключатели лучше располагать на доступной для ребенка высоте. Тогда он сможет по желанию менять цветовой фон, интенсивность освещения - «цветосветовой дизайн».

В дошкольном учреждении желательно иметь записи шелеста листвы, плеска воды, шума моря, пения птиц и всего того, что может выполнять функции домашней психотерапии, успокаивать детей (перед сном, например), создавать особый уют в зимние вечера. Звуковой дизайн может использоваться в детских играх как активный фон и дополнение.

В детском саду должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала до ее завершения в виде продукта) и в ходе общения самым естественным образом развивает познавательные, интеллектуальные, эмоциональные и волевые способности ребенка.

В ванной комнате, например, можно и мыться, и мыть кукол, и стирать; в мастерских с наборами простых инструментов учить детей элементарным трудовым действиям; инструменты для уборки помещений, улицы, обработки огорода, клумб помогут приобщить дошкольников к хозяйственно-бытовому труду.

Статьи по теме: