Конспект игрового занятия на тему: Осень для детей старшей группы. Конспект занятия на тему: «Осень» в старшей группе

Итоговое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень». Конспект

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи :
1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе.
2 Закрепить навык образования прилагательного от существительного и наречия.
3 Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
4 Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук
Материалы : картины с изображением осени, мягкая игрушка-зайчик, шапочка- лисичка, шкатулка, краски, лист бумаги А3, губки, листочки пластиковые.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, скажите, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?
Дети: С весёлым, хорошим.
Воспитатель : Я очень рада. Послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
Отрывок из рассказа О.Иваненко «Спокойной ночи»
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
- Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени) (открываю картины)
- А как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)
Правильно, Мы сегодня поговорим об осени. Вот и кончается осень! Много радостных, ярких красок принесла она нам. Давайте еще раз вспомним замечательные стихи про осень.
«Игра с листочком» Вы знаете стихотворения об осени и сейчас их расскажете, рассказывать будете тогда, когда остановится музыка и у кого листочек окажется в руках.
Воспитатель: Молодцы, дети.
Вдруг раздается стук в двери.
Воспитатель: Кто-то к нам пришел. Заходит зайчик с письмом.
Воспитатель: Посмотрим кому и от кого же это письмо?(читает)
Детский сад « Солнышко»
Письмо детям старшей группы « Радуга» .
Ребята, это письмо нам.
От кого же? Заячья поляна леса, от зайчиков.
Что же они пишут? Что случилось?
«Здравствуйте, дети! На нашей заячьей полянке состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем, что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое ».
Вопрос даже очень интересный. Ты зайчик пришел вовремя. Мы с ребятами как раз говорим об осени. Дети, поможем зайчикам? Мы постараемся ответить и помочь зайчикам принять правильное решение.
Прежде всего давайте вспомним какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
Что происходит с природой осенью?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью?
Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.)
Как готовятся к зиме птицы? (Птицы начинают улетать в теплые края.)
Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?
Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете?(ранняя, середина, поздняя)
Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?
Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а другая - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут поздней осенью.
Какая погода бывает осенью?
Дидактическая игра « Скажи какая»
- Когда светит солнце- солнечная
- Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветренная,
- Когда холодно – холодная,
- Когда пасмурно – пасмурная,
- Когда сыро – сырая,
- Когда хмуро – хмурая,
-Когда ясно – ясная.
Молодцы!
Музыкальная физминутка: « Зайчики и лисичка»
Дидактическая игра: « Соберем приметы»
Издревне люди копили народные мудрости: пословицы и приметы всех времен года. Мы с вами тоже знакомились и знаем приметы и пословицы об осени.
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Мы шкатулочку возьмем,
И приметы соберем.
Дети берут копилочку и называют приметы:
« Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.
Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась народными пословицами и наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени. Присаживайтесь.
Итерактивная игра: « Что лишнее»
Игра « Да или нет» , объясним зайчику, что бывает осенью
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Колючий ветер прилетает? (да)
Туманы осенью плывут? (да)
Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)
А букашки прилетают? (нет)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)
Часто-часто льют дожди? (да)
Достаем ли сапоги? (да)
Можно детям загорать? (нет)
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки одевать? (да)
Очень хорошо, молодцы!
Ну что ж ребята, теперь подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
«Заканчивается последний осенний месяц. Наступают холода. Опали листья с деревьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Насекомые спрятались. Пора и вам зайцы менять шубки серые на белые.»
Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.
Давайте. Еще раз вспомним и полюбуемся красотой осенней природы
(показ слайдов, звучит музыка Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»)
Дидактическая игра: «Осенние слова»
Многие поэты, композиторы, художники любили это прекрасное время года, они писали стихи музыкальные произведения и картины об осени. Мы с вами тоже нарисуем вальс осенних листьев, порадуем себя и зайчиков, отправив им нашу картину. Много радостных, ярких красок принесла нам осень. Давайте, придумаем для осени такие же яркие и радостные слова. Осень, какая? Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени и нарисовать листочек в осеннем вальсе. (Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая - творческая работа детей в коллективном выполнении картины « Вальс осенних листьев» в нетрадиционной технике рисования штампом под музыку пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»)
Итог занятия
- Ребята, Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, помогли зайчатам. Давайте проводим зайчика с вашим ответом зайчишкам и подарками. А я хочу угостить вас и остей дарами осени с моего сада – грушами. Спасибо!

Тема : «Осень золотая».

Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Ход занятия

В гости к детям приходит Чепухарь.

Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)

Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).

Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)

Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)

Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.

Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.

Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.

Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!

Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.

Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.

Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.

Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...

Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.

В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет...

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.

Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.

Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

(И. Мазнин)

Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.

Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)

В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(3. Федоровская)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Анна Жук
Конспект открытого занятия в старшей группе «Осенняя прогулка»

Цель : Обобщить и закрепить знания детей об основных признаках осени .

Задачи :

Образовательные :

уточнить и расширить знания детей об осеннем времени года ;

продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;

совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период .

Развивающие :

развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;

развивать интерес к выполнению заданий.

Воспитательные :

воспитывать у детей бережное отношение к природе;

развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;

воспитывать интерес к сотворчеству.

Предварительная работа : Чтение стихов об осени , рассматривание картин с изображением деревьев осенью , проведение бесед на тему «Осень , признаки осени » , прогулка по экологической тропе, заучивание стихов, отгадывание загадок, наблюдения на прогулке .

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы : музыкальные произведения П. И. Чайковского, Антонио Вивальди, Й. Гайдна, Ф. Шопена, «Звуки леса» , иллюстрации по теме «Осень » , осенние листья , грибы.

Для детей : сигнальные карточки – листочки (красные и зеленые) для игры «Да» , «Нет» ; мяч для игры «Погода осенью » ; клейстер, кисти, салфетки, клеенка, ватман с изображением Осени , пластилин, стеки, доска для пластилина, салфетки для облаков, осенние листья для аппликации.

1. Организационный момент. Приветствие детей.

Воспитатель : посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с вами подарим им улыбки и наше приветствие.

Дети :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться :- Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

2. Воспитатель. Ребята, а вы любите, когда к вам приходят в гости?

Дети : Да.

Воспитатель. Замечательно, сегодня к нам тоже придет гостья. А кто,вы догадайтесь сами.

Она пришла и лес затих,

Снимает зелени наряд,

Теперь все листья, как один,

Красивым золотом горят. (Осень )

Появляется Осень . Здоровается с детьми и гостями.

Воспитатель предлагает Осени послушать , как много дети о ней знают.

Чтение стихотворения (читает воспитатель) Н. Найденовой «Как хорошо в гостях у осени… »

Как хорошо в гостях у осени

Среди березок золотых…

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес, багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную позднюю красу.

Воспитатель. Есть две осени . Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень . И к каждой осени у нас особая любовь .

3. Беседа (вопрос – ответ) ; чтение стихотворений детьми :

Воспитатель : Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети : К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.

Чем интересен сентябрь? (Урожаем овощей и фруктов, уже в середине сентября некоторые птицы : это ласточки, черные стрижи, соловей, горихвостка, иволга начинают сбиваться в стаи и стремятся к югу).

В сентябре еще не грустно :

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет…

Закончился сентябрь и приходит какой месяц? (Октябрь)

Что происходит в природе? (Птицы : дикие гуси, дикие утки, серый журавль, лебеди сбиваются в крупные стаи и стремятся на юг к теплу. Звери готовятся к зиме. Белки делают запасы на зиму. Строят и утепляют гнезда и норы сухими листьями, как ежи. Меняют летние шубки на зимние - более пушистые и теплые). Осень предлагает детям отгадать загадки, которые она для них приготовила.

Загадки о грибах :

С толстой ножкой, невелик,

В мох укрылся (боровик) .

Если заберусь в корзину –

Будет вам запас на зиму.

Очень я хорош на вкус!

Догадались? Это … (груздь) .

Водят дружный хоровод

Рыжие сестрички.

Каждый сразу тут поймет :

Перед ним … (лисички) .

На пеньке сидит отважно

Кучка храбрецов-ребят.

Их легко узнает каждый :

Кто ж не знает про ….(опят?

Всех оттенков и цветов

Шапочки у тех грибов.

Собирайте их без спешки,

Очень хрупки (сыроежки) .

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём - его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб. (мухомор) .

Чтение стихотворения ребенком :

М. Сухорукова

Октябрь-грязник

На водах золотая рябь,

Летит, летит листва.

Ветрами зябким октябрь

Все лезет в рукава.

Он сам себе и царь, и князь,

Но весь дождем пропах,

И месит грязь, и месит грязь,

И ходит в сапогах…

На смену октябрю приходит какой месяц? (Ноябрь)

Что происходит в природе? (В лесу и в городе, то в одном, то в другом месте можно встретить зимнюю гостью синицу, чечетку. Лесные звери уже полностью готовы к зиме).

А. Фукалов (Даша)

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь - невзрачный.

Вместе с детьми Осень рассматривает плакат «Правила поведения в лесу» , дает нам корзину с мячом и знаками.

Осень : «В лесу вас, ребята, вас и ваших гостей ждет сюрприз. А мне пора, у меня еще много дел, мне надо подготовиться к встрече со своей сестрой Зимой. До свидания, ребята».

Дети прощаются с Осенью . Осень уходит .

4. Воспитатель : Дорога в лес нелегка : далека, трудна, идти по тропе придется. Внимательно смотрите на меня и повторяйте за мной.

Игра с движением «Прогулка в лес » (под музыку) :

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать. Дети маршируют

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом. Ходят «змейкой» между «кочками»

На носочки встали и к лесу побежали Бегут на носках

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем. Ходят высоким шагом, перешагивая через «кочки» .

И снова по дорожке

Мы весело шагаем Маршируют

Вот мы и пришли в осенний лес . Как здесь красиво, как много в лесу опавших листьев. Давайте присядем на пенечки (дети садятся на стульчики) .

Ребята, прислушайтесь к звукам леса. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать, вдохнем аромат леса. (Дети слушают звуки леса)

Ребята, кто что услышал?

А сейчас давайте поиграем.

Игра «Подбери действие и покажи» .

Листья осенью (что делают) - желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью - моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - убирают , собирают.

Птицы осенью - улетают .

Деревья осенью - роняют листья , засыпают.

Звери осенью - готовят припасы к зиме, меняют шубки.

Молодцы! Следующая игра.

Игра «Погода осенью » (с мячом) :

У меня разноцветный мяч : мяч осенний и волшебный ,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Листья осенью (какие) - желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) - холодный, моросящий.

Погода ранней осенью (какая) - пасмурная, дождливая.

А погода поздней осенью (какая) - хмурая, морозная.

Деревья ранней осенью (какие) - с разноцветными листьями,

Деревья поздней осенью (какие) - голые.

Игра «Да» , «Нет» . Сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да» ,то вы показываете зеленый листочек, а если ответ «нет» - то показываете красный листочек.

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Как хорошо в лесу! Давайте немного отдохнем и представим, что мы листики.

Физкультминутка :

Листья осенние тихо кружатся . Кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают

И под ногами шуршат, шелестят. Движение руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.

Вот мы и отдохнули. Я вам предлагаю поиграть еще в одну игру.

Игра «Лесное эхо»

Эхо лесное, спросить я могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали :

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели :

Белки и зайцы, про вас мы узнаем?

Линяем, линяем, линяем :

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень , осень , осень .

Молодцы, а сейчас пора возвращаться в детский сад.

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ножки поднимаем.

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки.

Раз, два, три, четыре, пять.

В садик мы пришли опять.

Вот мы и вернулись. Ребята, чем мы занимались в осеннем лесу ? Что вам понравилось?

Я предлагаю вам стать художниками и сделать подарок для Осени : ковер из листьев, ветку рябины из пластилина, облака из салфеток. Вспомнить с детьми как правильно работать с пластилином и стекой, как правильно наносить клей на листочки.

6. Пальчиковая гимнастика «Осень » :

Солнышко греет уже еле-еле растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики

Перелётные птицы на юг улетели машем ручками, как крылышками

Голы деревья, пустынны поля, разводим ручками

Первым снежком принакрылась земля. плавно опускаем ручки вниз

Река покрывается льдом в ноябре- сжимаем ручки в замок

Поздняя осень стоит на дворе . разводим руками перед собой

7. Самостоятельная работа детей

На столах разложены предварительно заготовленный силуэт девушки; клейстер в баночках, кисточки для клея, подставки для кисточек, клеенки, салфетки, сухие осенние листья , пластилин, доска для пластилина, стеки, салфетки для облаков.

Тема занятия «Осенние превращения»

Скороговорка дня: «Доброе утро — бодрое утро!»

Цели занятия: актуализация и дополнение знаний о сезонных изменениях в природе, ознакомление с особенностями развития отдельных организмов

Оборудование и материалы : кукла Осень, рисунки-иллюстрации к заданию «Превращения», фантики от конфет, ненужные открытки, цветная бумага, клей, ножницы.

Предварительная работа

Разучить новый комплекс упражнений утренней зарядки «Доброе утро».

Часть I. Доброе утро! Бодрое утро!

Цель : формирование умения передавать последовательность событий с опорой на сигнальные рисунки.

В гости к детям приходит Осень.

Осень . Здравствуйте, ребята! Расскажите мне, пожалуйста, как вы уговорили прийти к вам капризное Утро?

Дети рассказывают Осени о том, как они убеждали Утро, что готовы его встречать с помощью графического плана (см. занятие 19).

Осень . Я очень рада ребята, что вы научились достойно встречать Утро! А как вы встречали утро сегодня?

Педагог предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня утром, просит особо выделить в рассказе, что каждый из ребят делал самостоятельно, чему научился, что стало получаться лучше. Осень просит научить ее делать веселую зарядку, которую ребята разучили сегодня.

Разминка «Доброе утро».

Педагог.

Солнце глянуло в кроватку...

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре —

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

Повторим упражнения несколько раз, увеличивая степень самостоятельности детей при выполнении упражнений.

Часть II. Страна Превращалия

Цели: ознакомление с сезонными изменениями, происходящими в природе; формирование умения разгадывать загадки, описывающие сезонные изменения и различные фазы жизни организмов; развитие речи.

Осень. Спасибо, ребята! Это и впрямь была веселая зарядка. Она придала мне бодрости и силы! Теперь я готова к путешествию. Я приглашаю вас в страну Превращалию.

Работа по рисункам «В стране Превращалии» . Детям предлагается внимательно слушать загадки и постараться выбрать соответствующие им рисунки-отгадки. На каждом рисунке изображены превращения, которые происходят в течение года или всей жизни растения или животного.

Покуда было малым.

Не падало оно,

А выросло — упало.

Не правда ли, смешно? (Яблоко.)

Растут — зеленеют,

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют. (Листья.)

Сначала ползет,

Червяком живет.

Потом умирает,

Сучком засыхает.

Потом оживает,

Как птичка летает. (Бабочка.)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду. (Вишня.)

Дидактическая игра «Что пропущено? » Предложим детям прослушать загадку, рассмотреть рисунок и догадаться, что пропущено.

Был крупинкой золотой —

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило. (Колос.)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился.

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна — в муку и тесто,

В магазине занял место.

Дидактическая игра «Кем (чем) был раньше?» Осень задает детям вопросы: кем (чем) были раньше: лист дерева (почкой), лист бумаги (деревом), бабочка (гусеницей), собака (щенком), лошадь (жеребенком), цыпленок (яйцом), шкаф (деревом), папа (мальчиком), бабушка (мамой, девочкой) и др. Дети могут воспользоваться результатами работы над предыдущим заданием как подсказкой.

Игру можно проводить при помощи карточек. В этом случае подобные задания дети могут составить друг для друга самостоятельно.

Итог занятия . Проводится беседа о превращениях, которые постоянно происходят в природе, с людьми и с предметами.

Последующая работа

На следующем занятии в рамках программы раздела «Конструирование и ручной труд» можно показать детям еще одно чудесное превращение.

Творческая работа «Превращение ненужного в прекрасное». Можно выполнить аппликации из фантиков, изготовить бабочек или фонарики из старых открыток.

Затронутая Осенью тема превращений — хороший повод обсудить с детьми в группе и на прогулке, кем (чем) были (станут) растения и животные, люди, предметы.

Подвижная игра «Превращения» . По заданию педагога детям нужно «превращаться» в различные растения, в животных, в представителей различных профессий.

Чтение. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».

Педагог. Сегодня я расскажу вам сказку о чудесных превращениях, которые произошли... Впрочем, сейчас вы сами догадаетесь, о ком эта сказка.

Вниманию детей предлагается рисунок, в центре которого яйцо, а вокруг него расположены бабочка, рыбка, лягушка, утенок, зайчонок, поросенок.

Педагог. Кто же мог вылупиться из этого яйца? (Утенок.) Итак, обо всем по порядку.

Чтение сказки.

Беседа по рисункам.

Педагог . Посмотрите на главного героя сказки. Разве он не красивый? Почему же обитатели скотного двора называли его гадким?

Дети . Он был не похож на других утят. Таких птиц обитатели скотного двора раньше не видели.

Педагог . Какие эпизоды сказки вы видите на рисунках? Какое время года на них изображено? Посмотрите, какие превращения произошли с персонажами сказки?

Дети. Гадкий утенок из яйца превратился в «утенка», а потом в лебедя. Природа на рисунках: начало лета — разгар лета — осень. Отношение обитателей скотного двора к «утенку»: раздражение, злость — восхищение, уважение, удивление.

Задание «Наши сказки»

Цели: формирование умения передавать в рассказе переживания и обосновывать поступки персонажей сказки, умения составлять пересказ по рисункам.

Детям предлагается рассказать сказку от лица ее персонажей: гадкого утенка, мамы-утки, братишки или сестренки утенка, индюка, дикого лебедя и др.

Беседа по сказке: «Что вам показалось самым интересным? Что лучше всего запомнилось? Что бы вам хотелось нарисовать?

Дети выполняют рисунок по сюжету сказки .

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина «Унылая пора!..», «Уж небо осенью дышало...»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, развивать поэтический слух, вызвать желание выразить свои впечатления в образном слове; упражнять детей в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных; развивать у детей координацию движений с речью.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми.

Ребята, вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.

Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

Ребята, вам хочется, чтобы наступила осень? (Ответы детей).

Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но осень будет радовать нас своими чудесами. Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

- Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно. Посмотрите на этот осенний букет из листьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть букет из осенних листьев.

Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Посмотрите, какое чудо!

Воспитатель раздает листья детям в руки.

Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, желтым, багряным, коричневым и т. д.)

Подберите много-много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они. (Красивые, большие, маленькие, легкие, резные, волшебные, прозрачные, красочные, сказочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные и т. д.)

На что стали похожи листья осинок? (На румяные яблочки.)

А листья дуба? (На медные монеты.)

Листья рябины красные. Значит, они что сделали? (Покраснели.)

Листья клена желтые. Значит, они что сделали? (Пожелтели.)

Листья березы золотые. Значит, они что сделали? (Позолотились.)

Листья осенью красивые, а стали еще... (Красивее.)

И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.

Листья осенние тихо кружатся.

(Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят.

(Движение руками вправо-влево.)

Будто опять закружиться хотят.

(Поднимаются, кружатся.)

Соберем прекрасный букет из осенних листьев и поставим в вазу. Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Осень вдохновляла художников, композиторов, музыкантов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени красками, музыкой, словами. Великий русский поэт А. Пушкин каждый год восхищался осенью. Осень была любимой порой поэта. Послушайте отрывок из его стихотворения «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Какими словами поэт называет осень, выражая свое особенное отношение, чувство к ней? (Очей очарованье! Приятна мне твоя краса. Люблю я...)

Как поэт описывает осень? Какие слова подбирает для ее описания? (В багрец, золото одетые леса; редкий солнца луч; первые морозы...)

О каком периоде осени писал поэт это стихотворение? (О золотой поре, о середине осени.)

- Послушайте еще одно стихотворение А. Пушкина.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

(Из романа «Евгений Онегин»)

Какой период осени описал поэт в этом стихотворении? (Поздняя осень.)

Какие признаки глубокой осени отражены в этом стихотворении? (Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц, тянущихся к югу...)

Правильно, поэт нам прямо говорит о поздней, глубокой осени, называет ее последний месяц - ноябрь.

Почему поэт называет осень «скучной порой»? (Солнца мало, холодный ветер, затяжные холодные дожди, голые деревья, холодно, сыро...)

Ребята, вам понравились стихи поэтов об осени?

А вы любите осень? (Ответы детей).

Какая бы погода ни стояла, каждое время года отличается своим великолепием и радует человека своими чудесами. Недаром говорится, что «У природы нет плохой погоды».

Ребята, а если бы вы были музыкантами, какую бы вы сочинили музыку об осени: грустную или веселую? (Ответы детей).

А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы детей).

А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре - осени? (Рассказы детей).

Статьи по теме: