Краткое содержание рассказа арктур гончий пес казаков. «Арктур - гончий пес»: изложение рассказа


Юрий Павлович Казаков

Арктур – гончий пёс

Юрий Казаков (1927–1982) – замечательный советский прозаик, автор тонких и лирических рассказов, продолжатель традиций И. Бунина. Как и у многих современников, судьба его была нелёгкой: полуголодное детство в Москве в семье выходцев из смоленских крестьян, вскоре – Великая Отечественная война, после – строительный техникум. В 15 лет – музыкальное училище имени Гнесиных, затем – оркестр Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, работа в джазовых и симфонических оркестрах и – поступление в литературный институт имени М. Горького. А скоро в печати появились его первые работы, и в 1957 году – целая книга: «Арктур – гончий пёс», после которой стало очевидно – родился настоящий, большой писатель.

Юрий Казаков путешествовал много и в каких местах только не бывал – и Печоры, и Таруса, и Новгородская земля, и северные края, рассказы о которых так завораживают читателя. Но ещё писатель был и альпинистом, и охотником, и рыбаком; любил ходить пешком, не боялся заночевать где придётся в любую погоду, останавливался в глухих деревнях и, как он сам писал: «всё время смотрел, слушал и запоминал». Вот поэтому так мелодичны и правдивы рассказы этого писателя, искренне любящего свою землю.

Арктур – гончий пёс

История появления его в городе осталась неизвестной. Он пришёл весной откуда-то и стал жить.

Говорили, что он приплыл на льдине в весеннее половодье. Он стоял, чёрный, среди бело-голубого крошева, один неподвижный среди общего движения. А наверху летели лебеди и кричали: «Клинк-кланк!»

Шурша и глухо лопаясь, шёл по реке лёд, кричали лебеди, а он стоял на льдине, поджав хвост, настороженный, неуверенный, внюхиваясь и вслушиваясь в то, что делалось кругом. Когда льдина подошла к берегу, он заволновался, неловко прыгнул, попал в воду, но быстро выбрался на берег и, отряхнувшись, скрылся среди штабелей леса.

Так или иначе, но, появившись весной, когда дни наполнены блеском солнца, звоном ручьёв и запахом коры, он остался жить в городе.

О его прошлом можно только догадываться. Наверно, он родился где-нибудь под крыльцом, на соломе.

Он родился, как и все щенки, слепым, был тотчас облизан матерью и положен поближе к тёплому животу, ещё напряжённому в родовых схватках. И пока он лежал, привыкая дышать, у него всё прибавлялись братья и сёстры. Они шевелились, кряхтели и пробовали скулить – такие же, как и он, дымчатые щенки с голыми животами и короткими дрожащими хвостиками.

В своё время у всех щенят прорезались глаза, и они узнали с восторгом, что есть мир, ещё более великий, чем тот, в котором они жили до сих пор. У него тоже открылись глаза, но ему никогда не суждено было увидеть свет. Он был слеп, бельма толстой серой пленкой закрывали его зрачки. Для него, слепого, настала горькая и трудная жизнь. Она была бы даже ужасной, если бы он мог осознать свою слепоту. Но он не знал того, что слеп, ему не дано было знать. Он принимал жизнь такой, какой она досталась ему.

У него не было хозяина, который дал бы ему кров, кормил бы его и заботился о нём, как о своём друге. Он стал бездомным псом-бродягой, угрюмым, неловким и недоверчивым. Мать, выкормив его, скоро потеряла к нему, как и к его братьям, всякий интерес. Он научился выть, как волк, так же длинно, мрачно и тоскливо. Он был грязен, часто болел, рылся на свалках возле столовых, получал пинки и ушаты грязной воды наравне с такими же бездомными и голодными собаками.

Он не мог быстро бегать, ноги, его крепкие ноги, в сущности, не были ему нужны. Всё время ему казалось, что он бежит навстречу чему-то острому и жёсткому. Когда он дрался с другими собаками – а дрался он множество раз на своём веку, – он не видел своих врагов, он кусал и бросался, ориентируясь на шум дыхания, на рычание и визг, на шорох земли под лапами врагов, и часто бросался и кусал впустую. Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, – для людей он не имел имени. Неизвестно также, остался бы он жить в городе, ушёл бы или сдох где-нибудь в овраге, но в судьбу его вмешался человек, и всё переменилось.

В то лето я жил в маленьком северном городе. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными чёрной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью и воблой. На пристани этой редко кто сходил, разве только пригородные колхозники в базарный день да командированные в серых плащах, приезжавшие из области на лесозавод.

Юрий Павлович Казаков
(1927-1982)
АРКТУР - ГОНЧИЙ ПЁС
1
История появления его в городе осталась неизвестной. Он пришел весной откуда-то и стал жить.
Говорили, что его бросили проезжавшие цыгане.
Странные люди - цыгане. Ранней весной они трогаются в путь. Одни едут на поездах, другие - на пароходах или плотах, третьи плетутся по дорогам на телегах, неприязненно посматривая на проносящиеся мимо автомашины. Люди с южной кровью, они забираются в самые глухие северные углы. Внезапно становятся табором под городом, несколько дней слоняются по базару, щупают вещи, торгуются, ходят по домам, гадают, ругаются, смеются, - смуглые, красивые, с серьгами в ушах, в ярких одеждах. Но вот уходят они из города, исчезают так же внезапно, как и появились, и уж никогда не увидеть их здесь. Придут другие, но этих не будет. Мир широк, а они не любят приходить в места, где уже раз побывали.
Итак, многие были убеждены, что его бросили весной цыгане.
Другие говорили, что он приплыл на льдине в весеннее половодье. Он стоял, черный, среди бело-голубого крошева, один неподвижный среди общего движения. А наверху летели лебеди и кричали: "Клинк-кланк!"
Люди всегда с волнением ждут лебедей. И когда они прилетают, когда на рассвете поднимаются с разливов со своим великим весенним кличем "клинк-кланк", люди провожают их глазами, кровь начинает звенеть у них в сердце, и они знают тогда, что пришла весна.
Шурша и глухо лопаясь, шел по реке лед, кричали лебеди, а он стоял на льдине, поджав хвост, настороженный, неуверенный, внюхиваясь и вслушиваясь в то, что делалось кругом. Когда льдина подошла к берегу, он заволновался, неловко прыгнул, попал в воду, но быстро выбрался на берег и, отряхнувшись, скрылся среди штабелей леса.
Так или иначе, но, появившись весной, когда дни наполнены блеском солнца, звоном ручьев и запахом коры, он остался жить в городе.
О его прошлом можно только догадываться. Наверно, он родился где-нибудь под крыльцом, на соломе. Мать его, чистокровная сука из породы костромских гончих, низкая, с длинным телом, когда пришла пора, исчезла под крыльцом, чтобы совершить свое великое дело втайне. Ее звали, она не откликалась и ничего не ела, вся сосредоточенная в себе, чувствуя, что вот-вот должно совершиться то, что важнее всего на свете, важнее даже охоты и людей...
Он родился, как и все щенки, слепым, был тотчас облизан матерью и положен поближе к теплому животу, еще напряженному в родовых схватках. И пока он лежал, привыкая дышать, у него все прибавлялись братья и сестры. Они шевелились, кряхтели и пробовали скулить - такие же, как и он, дымчатые щенки с голыми животами и короткими дрожащими хвостиками. Скоро все кончилось, все нашли по соску и затихли; раздавалось только сопенье, чмоканье и тяжелое дыхание матери. Так началась их жизнь.
В свое время у всех щенят прорезались глаза, и они узнали с восторгом, что есть мир, еще более великий, чем тот, в котором они жили до сих пор. У него тоже открылись глаза, но ему никогда не суждено было увидеть свет. Он был слеп, бельма толстой серой пленкой закрывали его зрачки. Для него, слепого, настала горькая и трудная жизнь. Она была бы даже ужасной, если бы он мог осознать свою слепоту. Но он не знал того, что слеп, ему не дано было знать. Он принимал жизнь такой, какой она досталась ему.
Как-то случилось, что его не утопили и не убили, что было бы, конечно, милосердием по отношению к беспомощному, ненужному людям щенку. Он остался жить и претерпел великие мытарства, которые раньше времени закалили и ожесточили его.
У него не было хозяина, который дал бы ему кров, кормил бы его и заботился о нем, как о своем друге. Он стал бездомным псом-бродягой, угрюмым, неловким и недоверчивым. Мать, выкормив его, скоро потеряла к нему, как и к его братьям, всякий интерес. Он научился выть, как волк, так же длинно, мрачно и тоскливо. Он был грязен, часто болел, рылся на свалках возле столовых, получал пинки и ушаты грязной воды наравне с такими же бездомными и голодными собаками.
Он не мог быстро бегать, ноги, его крепкие ноги, в сущности, не были ему нужны. Все время ему казалось, что он бежит навстречу чему-то острому и жесткому. Когда он дрался с другими собаками, - а дрался он множество раз на своем веку, - он не видел своих врагов, он кусал и бросался, ориентируясь на шум дыхания, на рычание и визг, на шорох земли под лапами врагов, и часто бросался и кусал впустую.
Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, - для людей он не имел имени. Неизвестно также, остался бы он жить в городе, ушел бы или сдох где-нибудь в овраге, но в судьбу его вмешался человек, и все переменилось.
2
В то лето я жил в маленьком северном городе. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью и воблой. На пристани этой редко кто сходил, разве только пригородные колхозники в базарный день да командированные в серых плащах, приезжавшие из области на лесозавод.
Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. Когда же с Ледовитого океана задувал прохладный, влажный ветер, нагоняя тучи, сосны грозно гудели и роняли шишки, которые крепко стукались о землю.
Я снял комнату на окраине, наверху старого дома. Хозяин мой, доктор, был вечно занятый, молчаливый человек. Раньше он жил с большой семьей, но двух сыновей его убили на фронте, жена умерла, дочь уехала в Москву, и доктор жил теперь один и лечил детей. Была у него одна странность: он любил петь. Тончайшей фистулой он вытягивал всевозможные арии, сладостно замирая на высоких нотах. Внизу у него были три комнаты, но он редко заходил туда, обедал и спал на террасе, а в комнатах было сумрачно, пахло пылью, аптекой и старыми обоями.
Окно моей комнаты выходило в одичавший сад, заросший смородиной, малиной, лопухом и крапивой вдоль забора. По утрам за окном возились воробьи, тучами налетали дрозды клевать смородину - доктор не гонял их и ягоду не собирал. На забор иногда взлетали соседские куры с петухом. Петух громогласно пел, вытягивая кверху шею, дрожал хвостом и с любопытством смотрел в сад. Наконец он не выдерживал, слетал вниз, за ним слетали куры и поспешно начинали рыться возле смородиновых кустов. Еще в сад забредали коты и, затаившись возле лопухов, следили за воробьями.
Я жил в городе уже недели две, но все никак не мог привыкнуть к тихим улицам с деревянными тротуарами с прорастающей меж досок травой, к скрипучим ступеням лестницы, к редким гудкам пароходов по ночам.
Это был необычный город. Почти все лето стояли в нем белые ночи. Набережная и улицы его были негромки и задумчивы. По ночам возле домов раздавался отчетливый дробный стук - это шли рабочие с ночной смены. Шаги и смех влюбленных всю ночь слышались спящим. Казалось, что у домов чуткие стены и что город, притаившись, вслушивается в шаги своих обитателей.
Ночью наш сад пах смородиной и росой, с террасы доносился тихий храп доктора. А на реке бубнил мотором катер и пел гнусавым голосом: "Ду-ду-ду..."

Юрий Павлович Казаков

Арктур – гончий пес

Памяти М.М.Пришвина


История появления его в городе осталась неизвестной. Он пришел весной откуда-то и стал жить. Он никому не надоедал, никому не навязывался и никому не подчинялся – он был свободен.

Говорили, что его бросили проезжавшие весной цыгане. Странные люди цыгане! Ранней весной они трогаются в путь. Одни едут на поездах, другие – на пароходах или плотах, третьи плетутся по дорогам в телегах, неприязненно посматривая на проносящиеся мимо автомашины. Люди с южной кровью, они забираются в самые глухие северные углы. Внезапно становятся табором под городом, несколько дней слоняются по базару, щупают вещи, торгуются, ходят по домам, гадают, ругаются, смеются – смуглые, красивые, с серьгами в ушах, в ярких одеждах. Но вот уходят они из города, исчезают так же внезапно, как и появились, и уже никогда не увидеть их здесь. Придут другие, но этих не будет. Мир широк, а они не любят приходить в места, где уже раз побывали.

Итак, многие были убеждены, что его бросили весной цыгане.

Другие говорили, что он приплыл на льдине в весеннее половодье. Он стоял, черный, среди бело-голубого крошева, один неподвижный среди общего движения. А наверху летели лебеди и кричали: «клинк-кланк!»

Люди всегда с волнением ждут лебедей. И когда они прилетают, когда на рассвете поднимаются с разливов со своим великим кличем «клинк-кланк!» – люди провожают их глазами, кровь начинает звенеть у них в сердце, и они знают тогда, что пришла весна.

Шурша и глухо лопаясь, шел по реке лед, кричали лебеди, а он стоял на льдине, поджав хвост, настороженный, неуверенный, внюхиваясь и вслушиваясь в то, что делалось кругом. Когда льдина подошла к берегу, он заволновался, неловко прыгнул, попал в воду, но быстро выбрался на берег и, отряхнувшись, скрылся среди штабелей леса.

Так или иначе, но, появившись весной, когда дни наполнены блеском солнца, звоном ручьев и запахом коры, он остался жить в городе.

О его прошлом можно только догадываться. Наверное, он родился где-нибудь под крыльцом, на соломе. Мать его, чистокровная сука из породы костромских гончих, низкая, с длинным телом, со вздувшимся животом, когда пришла пора, исчезла под крыльцом, чтобы совершить свое великое дело в тайне. Ее звали, она не откликалась и ничего не ела, вся сосредоточенная в себе, чувствуя, что вот-вот должно совершиться то, что важнее всего на свете, важнее даже охоты и людей, – ее властелинов и богов.

Он родился, как и все щенки, слепым, был тотчас облизан матерью и положен поближе к теплому животу, еще напряженному от родовых схваток. И пока он лежал, привыкая дышать, у него все прибавлялись братья и сестры. Они шевелились, кряхтели и пробовали скулить – такие же, как и он, дымчатые щенки с голыми животами и короткими дрожащими хвостиками. Скоро все кончилось, все нашли по соску и затихли, – раздавалось только сопение, чмоканье и тяжелое дыхание матери. Так началась их жизнь.

В свое время у всех щенят прорезались глаза, и они узнали с восторгом, что есть мир еще более великий, чем тот, в котором они жили до сих пор. У него тоже открылись глаза, но ему никогда не суждено было увидеть света. Он был слеп, бельма толстой серой пленкой закрывали его зрачки. Для него настала горькая и трудная жизнь. Она была бы даже ужасной, если бы он мог осознать свою слепоту. Но он не знал того, что слеп, ему не дано было знать. Он принимал жизнь такой, какой она досталась ему.

Как-то случилось, что его не утопили и не убили, что было бы, конечно, милосердием по отношению к беспомощному, ненужному людям щенку. Он остался жить и претерпел великие мытарства, которые раньше времени закалили и ожесточили его тело и душу.

У него не было хозяина, который дал бы ему кров, кормил бы его и заботился о нем, как о своем друге. Он стал бездомным псом-бродягой, угрюмым, неловким и недоверчивым, – мать, выкормив его, скоро потеряла к нему, как и к его братьям, всякий интерес. Он научился выть, как волк, так же длинно, мрачно и тоскливо. Он был грязен, часто болел, рылся на свалках возле столовых, получал пинки и ушаты грязной воды наравне с другими такими же бездомными и голодными собаками.

Он не мог быстро бегать, ноги, его крепкие ноги, в сущности, не были ему нужны. Все время ему казалось, что он бежит навстречу чему-то острому и жестокому. Когда он дрался с другими собаками – а дрался он множество раз на своем веку, – он не видел своих врагов, он кусал и бросался на шум дыхания, на рычание и визг, на шорох земли под лапами врагов и часто бросался и кусал впустую.

Неизвестно, какое имя дала ему мать при рождении, – ведь мать, даже и собака, всегда знает своих детей по именам. Для людей он не имел имени… Неизвестно также, остался бы он жить в городе, ушел бы или сдох где-нибудь в овраге, молясь в тоске своему собачьему богу. Но в судьбу его вмешался человек, и все переменилось.

В то лето я жил в маленьком северном городе. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы, с запачканными черной смолой бортами. У берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью и воблой. На пристани этой редко кто сходил, разве только пригородные колхозники в базарный день да унылые командировочные в серых плащах, приезжавшие из области на лесозавод.

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. Когда же с Ледовитого океана задувал прохладный влажный ветер, нагоняя тучи, сосны грозно гудели и роняли шишки, которые стукались о землю.

Я снял комнату на окраине, на верху старого дома. Хозяин мой, доктор, был вечно занятый, молчаливый человек. Раньше он жил с большой семьей. Но двух сыновей его убили на фронте, жена умерла, дочь уехала в Москву, доктор жил теперь один и лечил детей. Была у него одна странность: он любил петь. Тончайшим фальцетом он вытягивал всевозможные арии, сладостно замирая на высоких нотах. Внизу у него были три комнаты, но он редко заходил туда, обедал и спал на террасе, а в комнатах было сумрачно, пахло пылью, аптекой и старыми обоями.

Окно моей комнаты выходило в одичавший сад, заросший смородиной, малиной, лопухом и крапивой вдоль забора. По утрам за окном возились воробьи, тучами налетали дрозды клевать смородину, доктор не гонял их и ягоду не собирал. На забор иногда взлетали соседские куры с петухом. Петух громогласно пел, вытягивая кверху шею, дрожал хвостом и с любопытством смотрел в сад. Наконец он не выдерживал, слетал вниз, за ним слетали куры и поспешно начинали рыться возле смородиновых кустов. Еще в сад забредали коты и, затаясь возле лопухов, следили за воробьями.

Я жил в городе уже недели две, но все никак не мог привыкнуть к тихим улицам с деревянными тротуарами, с прораставшей между досок травой, к скрипучим ступеням лестницы, к редким гудкам пароходов по ночам.

Это был необычный город. Почти все лето стояли в нем белые ночи. Набережная и улицы его были негромки и задумчивы. По ночам возле домов раздавался отчетливый дробный стук – это шли редкие рабочие с ночной смены. Шаги и смех влюбленных всю ночь слышались спящим. Казалось, что у домов чуткие стены и что город, притаившись, вслушивается в шаги своих обитателей.

Ночью наш сад пах смородиной и росой, с террасы доносился тихий храп доктора. А на реке бубнил мотором катер и пел гнусавым голосом: ду-дуу…

Однажды в доме появился еще один обитатель. Вот как это произошло. Возвращаясь как-то с дежурства, доктор увидел слепого пса. С обрывком веревки на шее он сидел, забившись между бревен, и дрожал. Доктор и раньше несколько раз видел его. Теперь он остановился, рассмотрел его во всех подробностях, почмокал губами, посвистал, потом взялся за веревку и потащил слепого к себе домой.

Дома доктор вымыл его теплой водой с мылом и накормил. По привычке пес вздрагивал и поджимался во время еды. Ел он жадно, спешил и давился. Лоб и уши его были покрыты побелевшими рубцами.

– Ну, теперь ступай! – сказал доктор, когда пес наелся, и подтолкнул его с террасы.

Пес уперся и задрожал.

– Гм… – произнес доктор и сел в качалку. Наступал вечер, небо потемнело, но не гасло совсем.

Загорелись самые крупные звезды. Гончий пес улегся на террасе и задремал. Он был худ, ребра выпирали, спина была острой и лопатки стояли торчком. Иногда он приоткрывал свои мертвые глаза, настораживал уши и поводил головой, принюхиваясь. Потом снова клал морду на лапы и закрывал глаза.

А доктор растерянно рассматривал его, ерзал в качалке и придумывал ему имя. Как его назвать? Или лучше избавиться от него, пока не поздно? На что ему собака! Доктор задумчиво поднял глаза: низко над горизонтом переливалась синим блеском большая звезда.

Произведение «Арктур - гончий пес», созданное советским писателем Юрием Павловичем Казаковым, повествует о жизни слепого пса.

В один из дней бездомная собака родила множество щенков и выкормила их. Но один детёныш родился слепым. Когда он подрос, ему тяжело жилось на свете. Он с трудом добывал себе пищу и убегал от опасности.

Вот однажды бедное животное оказалось в городе, где рассказчик снимал комнату у одинокого доктора. Однажды доктор по дороге домой увидел дрожащего голодного пса, у которого от постоянного недоедания торчали рёбра, и выпирал хребет. Мужчина решил его покормить. Но когда животное оказалось в доме, доктор пожалел его и оставил жить у себя. Человек дал псу кличку Арктур.

Животное и человек быстро подружились и понимали друг друга. Когда доктор грустил, пёс лежал спокойно. А когда мужчина был весел, то и животное начинало играть и веселиться.

Пёс вскоре похорошел, потолстел. И выяснилось, что у него изумительный нюх, что он – настоящий охотничий пёс. Когда Арктур уходил гулять по городу, то все предметы по пути обнюхивал и запоминал все запахи. Так животное научилось находить дорогу домой, а каждый вечер пёс возвращался к доктору.

Ещё пёс никогда не скулил, даже если ему было очень больно. Ведь иногда из-за своего недостатка он попадал в сложные ситуации. Вот однажды на него напал свирепый бык, а затем ещё и пастух стегнул кнутом. Но Арктур, не понимавший, почему так получись, стойко перенёс испытание и последовавшее за этим лечение.

Окрепнув, пёс полюбил бывать в лесу. Вначале ему было трудно ориентироваться там. Он постоянно натыкался на стволы деревьев и пни. Но постепенно лес стал для Арктура родной стихией. Пёс стал там проводить все дни. Раньше животное всегда дожидалось, когда хозяин проснётся. А теперь страсть к лесным просторам стала побеждать. И как вставало солнце, Арктур убегал в лес.

Пёс научился находить лесных зверей и гнать их. Это занятие очень нравилось Арктуру. Весть о том, что слепой пёс умеет прекрасно находить зверей распространилась по всему городу, и охотники стали приезжать в дом доктора, чтобы посмотреть на пса.

Но однажды Арктур пропал. Он, как и обычно ушёл утром в лес и не вернулся. Рассказчик и доктор очень горевали по этому поводу. Только следующей весной стало известно, что пёс наткнулся на острую ветку и умер в лесу.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Казаков. Все произведения

  • Арктур - гончий пес
  • Тихое утро

Арктур - гончий пес. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Юбилей

    Банку некоего Общества взаимного кредита предстоит годовщина – пятнадцать лет. Сотрудники банка нарядно одеты, а вокруг обстановка праздника и роскоши.

  • Краткое содержание Шагреневая кожа Бальзака

    В первой части романа («Талисман») Рафаэль де Валантен, разочаровавшись в жизни, решает покончить с собой, бросившись в реку Сену с моста ночью.

  • Краткое содержание Ночь исцеления Екимов

    К бабушке Дуне в село приехал внук Гриша, покататься на лыжах и сходить на рыбалку. Он вырос и почти на все праздники приезжал в гости к своей бабушке. Дети Дуни давно повзрослели и ухали жить в город

  • Краткое содержание Уэллс Война миров

    Научно-фантастическое произведение «Война миров», написанное английским писателем Гербертом Джорджом Уэллсом, освещает события нападения на Землю существ с Марса.

  • Краткое содержание Стругацкие Жук в муравейнике

    Произведение «Жук в муравейнике», созданное русскими писателями Аркадием и Борисом Стругацкими, является второй повестью из трёх о приключениях Максима Каммерера.

Надежда МУЛЯНОВА

Надежда Михайловна МУЛЯНОВА (1956) - учитель русского языка и литературы Большенагаткинской общеобразовательной школы Цильнинского района Ульяновской области.

“Никто на земле не рождается бесцельно...”

Изучение рассказа Ю.Казакова «Арктур - гончий пёс»

Урок 1. Сквозь призму вечного...

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, текст рассказа.

Начинаем урок со свободного обмена мнениями, в ходе которого выясняем, какие впечатления остались от прочитанного, от знакомства с героями рассказа; оправдались ли первоначальные ожидания; с каким чувством была закрыта последняя страница.

После этого просим детей выразительно прочесть или пересказать отдельные фрагменты текста, которые заставили задуматься или вызвали сильное чувство сопереживания.

Слово учителя. Мне приятно, что история Арктура не оставила вас равнодушными, заставила о многом подумать, многое пережить. И произошло это всё благодаря удивительному мастерству писателя.

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто и бесхитростно говорить о важных и сложных проблемах человеческой жизни, давать свои ответы на вечные вопросы: зачем и как должен жить человек? Что главное в его жизни? Но говоря о серьёзном, писатель настолько мастерски умеет увлечь нас динамичным ходом событий, убеждённостью в важности происходящего, что мы и не замечаем, как ненавязчиво автор раскрывает нам свою душу, своё представление о мире и человеке.

Перед нами фотопортрет писателя. Всмотримся в это умное и доброе лицо, не пропустим глубокого взгляда, устремлённого к нам, и позы погружённого в раздумья человека...

Чтобы обогатить своё представление о Ю.П. Казакове, послушаем выступления ребят.

Штрихи к портрету. (Сообщения учащихся .)

Когда пятнадцатилетний арбатский паренёк Юра Казаков мечтал о будущем, он не представлял себя писателем. Его влекла музыка. Поэтому, окончив после школы архитектурно-строительный техникум, он поступает в знаменитую Гнесинку (музыкальное училище им. Гнесиных в Москве) и получает специальность по классу контрабаса.

Два года после училища Казаков занимался музыкой, но постоянного места работы найти не сумел,
а начавшееся увлечение литературой привело его в 1953 году в Литературный институт им. А.М. Горького.

Все годы учёбы и после Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, много ходил пешком, охотился.

Охотником молодой писатель стал для того, чтобы расположить к себе людей.

С ружьём и в охотничьих сапогах он выглядел у костра своим, понятным и близким. Такому собеседнику можно, не скрывая, рассказать о многом.

А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.

В основе лучших рассказов Казакова всегда лежит какой-нибудь подлинный случай или житейская ситуация, почерпнутая из жизни и ценная своей достоверностью, хотя, конечно, автор этим не ограничивается.

Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.

У Казакова немало рассказов о детях и для детей. Они притягивают искренностью интонации, увлекательностью, радостным удивлением перед чудом живой жизни.

Слово учителя. Нам будет очень интересно понять, какой важной проблеме человеческой жизни посвящён рассказ про Арктура. Для этого мы проанализируем композицию произведения и постараемся понять, как она помогает выявить идею рассказа.

Вопросы и задания для анализа рассказа.

Вспомните, как получил пёс своё имя?

(В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур - название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае.)

(И Пришвин, и Казаков пишут о взаимоотношениях человека и природы.)

Верно. Но есть и ещё одна причина. Оказывается, Юрий Казаков, увлечённый творчеством Пришвина,
в 1956 году поехал в командировку на Север и прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе. Все эти причины и обусловили появление посвящения.

Как построен рассказ?

(Поделён на девять глав.)

На доске записан цитатный план к рассказу, но в нём нарушена последовательность. Вам нужно её восстановить, соотнести с конкретными главами и композиционными частями.

В результате работы должен получиться план.

I. Экспозиция. “О его прошлом можно только догадываться” - гл. 1.

II. Развитие сюжета.

1. “Однажды в доме появился ещё один обитатель”.

2. “Собаки бывают разные... Арктур не был похож ни на одну из них” - гл. 2–3.

3. “Лес ошеломил Арктура” - гл. 4.

4. “С этого дня жизнь его пошла другим чередом” - гл. 5–6.

5. “Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе” - гл. 7.

6. “...Если бы все прекрасные истории имели счастливый конец” - гл. 8.

III. Эпилог.

“...Ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!” - гл. 9.

Теперь соотнесём главы и периоды жизни главного героя.

О чём говорится в первой главе - экспозиции рассказа?

(Экспозиция повествует о большей части жизни Арктура, но этому посвящена только одна глава.)

Как долго прожил Арктур у доктора?

(Около трёх месяцев.)

Почему же этому периоду писатель посвящает семь глав?

(Видимо, потому, что эти три месяца оказались важнее всей предыдущей жизни.)

Что же произошло за это время? Дайте ответ одним предложением.

(В тетрадь записываем все варианты, чтобы поработать с ними дома. Варианты ответов: “Встретил хозяина”, “Нашёл хлеб и кров”, “Узнал лес”, “Научился гонять дичь”, “Его полюбили” и т.д.)

Чтобы понять, что для Арктура в самом деле было главным, нужно внимательно присмотреться к герою рассказа. Этим вы займётесь дома.

Домашнее задание.

1. Отобрать в тексте эпизоды, описания, рассуждения, позволяющие глубже понять характер Арктура, и прокомментировать их.

2. Индивидуальное задание для ребят, умеющих и любящих рисовать: изобразить Арктура.

Урок 2. “Найти себя в себе самом...”*

* Строка из стихотворения А. Твардовского «Что нужно, чтобы жить с умом?..».

Оборудование: рисунки ребят, иллюстрации художников к рассказу с изображением Арктура.

Мы продолжаем изучение рассказа Ю.Казакова «Арктур - гончий пёс». Вы помните, что однажды в августе Арктур исчез. Доктор и его знакомые пытались отыскать знаменитого на весь город пса. Представьте себе, что вы тоже вместе со всеми ищите Арктура. Опишите его так, чтобы незнакомые люди поняли, какую собаку вы потеряли.

(Учащиеся, реализуя домашнее задание, воссоздают образ Арктура, используя текст и свои рисунки.)

Теперь вновь обратимся к вопросу, который на прошлом уроке не нашёл у нас единодушного решения: что же произошло в жизни Арктура за три летних месяца, прожитых у доктора?

(Опираясь на ответы детей, делаем вывод, что главное - это осознание Арктуром себя не просто собакой, а гончим псом.)

Автор утверждает, что открытие в себе охотника придало всей жизни Арктура возвышенный и героический смысл. Докажите правоту этого суждения, используя текст глав 5, 6, 7. (Работа ведётся в группах по каждой главе отдельно.)

После чтения, пересказа и комментария к избранным фрагментам приходим к заключению, что жизнь собаки наполнилась новым содержанием, обрела цель, смысл. Каждый последующий день приносил псу новые впечатления и открытия и в мире, и в себе самом. Арктур не просто бесцельно носился по лесу, а служил незримому хозяину-охотнику, исполняя своё, уготованное свыше предназначение. Делать это приходилось, преодолевая слепоту, терпя боль и голод, разрываясь между любовью к доктору и зовом крови.

Думается, что теперь мы сможем сформулировать идею рассказа, ту заветную мысль, которую писатель хотел донести до нас, читателей. (Просим ребят обратиться к началу 8-й главы и найти слова, способные отразить идею произведения.)

“Никто на земле не рождается бесцельно... и... нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению” - в этих словах заключена главная мысль рассказа Ю.Казакова.

Подобное утверждение можно найти и в дневниковых записях М.Пришвина: “У каждого ручья есть свой долг: ему надо донести свою воду до большой воды, его цель - большая вода океана. У той большой воды есть своё большое. Надо - подняться на высоту и вернуть воду обратно маленьким ручьям” (Цит. по: Овчаренко А. Новые герои, новые пути. С. 144). Теперь мы видим, что Пришвина и Казакова, кроме всего прочего, роднит убеждённость в глубинном смысле любого проявления жизни.

И если это важно для ручья, берёзы, слепого пса, то что тогда говорить о человеке! Писатель вновь обращается к этой проблеме, чтобы человеческая жизнь не проходила впустую, чтобы каждый успел исполнить свой долг перед людьми и матерью-Землёй, как сделал это слепой пёс со звучным именем Арктур.

Обратимся к 9-й главе рассказа, к её заключительным строкам (читаем последний абзац) . Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего “громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”?

(Слепой пёс не удовольствовался сытым, будничным существованием, он погиб, как воин, в погоне за врагом. Голубая звезда Северного полушария может гордиться, что на Земле у неё был такой тёзка.)

В качестве домашнего задания предложим ученикам темы для сочинения-размышления.

  • О чём хочется поразмышлять после чтения рассказа Ю.Казакова «Арктур - гончий пёс»?
  • Как относятся к миру природы люди, понимающие, что “никто не рождается на земле бесцельно...”, и те, кто об этом не задумывается?

Литература

Клитко А. Неисчерпаемость слова в книге // Казаков Ю. Поедемте в Лопшеньгу. М.: Советский писатель, 1983.

Недзвецкий В.А. Возврат к жизни // Литература в школе. 2001. № 2.

Овчаренко А. Новые герои - новые пути. М.: Современник, 1977.

Статьи по теме: