Кто был женой каина и авеля. Откуда взялись жены у детей Адама и Евы 

Мы не знаем имени этой женщины, но она упоминалась на знаменитом процессе Скоупса, о ней шла речь в пьесе и фильме "Ветер в наследство", 1-3 книге и фильме "Контакт". 4 На протяжении всей истории человечества и во всех уголках мира имя ее не сходит с уст.

Атеисты то и дело поднимают вопрос о жене Каина, стремясь доказать, что летопись Бытия неверна с исторической точки зрения. К сожалению, большинство христиан не знает ответа на вопрос: "Откуда у Каина взялась жена?". В результате мир считает, что мы не способны отстоять истинность Священного Писания и, следовательно, христианскую веру.

Так, на знаменитом процессе Скоупса в 1925 году в Теннесси обвинитель Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Brian), стоявший на христианских позициях, не сумел ответить на вопрос о жене Каина, заданный ему откровенно антихристиански настроенным адвокатом из ACLU 5 Кларенсом Дэр-роу (Clarence Darrow). 6

К этому судебному процессу было приковано внимание журналистов всего мира. В результате христианству тех дней был нанесен тяжелый удар - получалось, что христиане не в состоянии защитить библейскую истину! Отсюда неверующие сделали ошибочный вывод, будто доказать истинность библейской летописи вообще невозможно.

Атеист Карл Саган затронул вопрос о жене Каина в романе "Контакт" 4 (который вошел в список бестселлеров газеты "Нью-Йорк Тайме"). Позже по этой книге был создан сценарий одноименного фильма.

Элли, персонаж книги Сагана, вспоминает, как не смогла получить ответ на вопрос о жене Каина и на другие важные вопросы у жены пастора, которая вела семинары в церкви. 7

Саган остроумно "вложил в голову" своего персонажа те вопросы (включая вопрос о жене Каина), которые атеисты постоянно задают христианам, пытаясь "доказать", что Библия полна противоречий, и верить ей нельзя.

Беда в том, что большинство хри-стиан действительно не может на них ответить! А ведь ответы есть, они существуют! Но, поскольку наши церкви явно слабы в апологетике 8 , особенно в отношении Книги Бытия, их прихожане в основном не "...готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15).

Почему это так важно?

Атеисты утверждают: для того, чтобы Каин мог найти себе жену, на Земле должны были быть и другие "роды человеческие", состоящие не из потомков Адама и Евы. Для многих людей эта гипотеза - основной камень преткновения; из-за нее они не могут принять повествование Бытия о Сотворении мира и поверить, что в начале человечество состояло из одного мужчины и одной женщины.

Защитники Евангелия должны уметь доказывать, что все люди произошли от этих мужчины и женщины (т. е. Адама и Евы), ибо только потомки Адама и Евы могут быть спасены. Следовательно, верующие должны знать, откуда у Каина взялась жена, и четко осознавать, что она тоже была потомком Адама и Евы. (См. Быт. 4:1-5:5).

Прежде чем дать ответ на вопрос "Откуда у Каина взялась жена?", мы должны сначала донести до людей очень важную информацию, касающуюся самой сути Благой Вести.

Первый человек

"Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5:12).

В Первом послании к Коринфянам 15:45, сказано, что Адам -"первый человек". Бог сотворил не целый "род человеческий", а одного человека.

Библия ясно и недвусмысленно говорит о том, что спасены будут только потомки Адама. Пятая глава Послания к Римлянам учит нас, что в Адаме все согрешили; все мы - грешники, потому что грешен был наш прародитель Адам. И смерть, которую Бог послал Адаму в наказание за грех непослушания, тоже перешла ко всем его потомкам.

Адам был праотцом человечества, и потому, когда он "пал", все мы, его порождение, тоже "пали". А это значит, что все мы отдалены от Бога, мы пребываем в разлуке с Ним. Самым страшным последствием греха может стать вечное, бесконечное отлучение от Бога. Но Благая Весть в том и состоит, что у нас есть выход, есть способ вернуться к Богу!

Человек - Адам - принес в этот мир грех и смерть. Для того, чтобы искупить этот грех и спастись от смерти, нам, людям, потомкам Адама, нужен был другой Человек - безгрешный. Но ведь в Библии сказано, что "все согрешили" (Рим. 3:23). Где же выход?

Последний Адам

Выход был дарован Самим Богом; Он указал нам, жалким и беспомощным, путь к спасению. Как объясняет Апостол Павел в пятнадцатой главе Первого послания к Коринфянам, Бог послал на землю другого Адама! Сын Божий стал Человеком - совершенным, идеальным Богочеловеком. В Своей Человечности Он был потомком Адама (по линии Ноя, Авраама и Давида) - и, следовательно, нашим Родственником! О Нем сказано "последний Адам" (1 Кор. 15:45), ибо Он пришел на смену первому Адаму. Он стал Новым Первенцем; только Он, безгрешный, мог заплатить за наши грехи:

"Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:21,22). 9

Христос понес наказание за наши грехи, приняв мученическую смерть на Кресте. Он пролил Свою кровь, ибо "без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9:22) - и с тех пор все, кто верует в Него и в то, что Он совершил ради нас на Кресте, могут покаяться в грехе неповиновения (ибо в Адаме все мы согрешили) и помириться с Богом.

Библия говорит, что все люди грешны, кроме Богочеловека Иисуса, и при этом все люди - родственники ("От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли" (Деян. 17:26). Поэтому Евангелие имеет смысл только в том случае, если все люди, живущие на Земле сейчас и жившие когда-то - потомки первого человека, Адама. 10 Будь это не так, Благую Весть невозможно было бы ни объяснить, ни защитить.

Послание к Евреям подробно разъясняет нам, как Иисус стал Человеком ради спасения человечества (Евр. 2:11-18). Итак, спастись могут только потомки первого человека - Адама!

Все мы - родственники

Итак, в начале был только один человек, созданный Богом "из праха земного" (Быт. 2:7).

А это означает, что жена Каина тоже была потомком Адама. Она никак не могла происходить из "другого рода человеческого".

Первая женщина

Вот что сказано в Бытии 3:20: "И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих". 11 Иными словами, все люди - потомки Адама и Евы, первой женщины.

Ева была создана из ребра Адама (Быт. 2:21-24). Это - уникальный исторический факт. В Новом Завете к этому событию обращаются Иисус (Мат. 19:4-6) и Павел (Еф. 5:31) как к основе доктрины о том, что муж и жена должны быть единой плотью.

Кроме того, в Бытии 2:20 говорится, что Адам, нарекая имена животным, не видел среди них "помощника", подобного себе. В то время он был единственным человеком на земле!

Из всего этого следует, что в начале на земле была всего одна женщина - жена Адама. Остальные женщины могли быть только ее потомками.

Итак, если христиане не уверены в том, что все люди (в том числе и жена Каина) произошли от Адама и Евы, как же они могут понять и объяснить другим суть Евангелия? Зачем тогда нести Благую Весть во все концы света, всем племенам и народам? Христианин, который стремится защищать Евангелие и утверждать христианское учение, должен уметь отвечать на вопрос о том, откуда у Каина взялась жена.

Братья и сестры Каина

Каин был старшим сыном Адама и Евы и первым из их детей, упомянутым в Священном Писании (Быт. 4:1). Он и его братья, Авель (Быт. 4:2) и Сиф (Быт. 4:25), принадлежали к первому поколению детей, родившихся на этой Земле.

Но, хотя в Библии упомянуты только эти трое братьев, мы знаем, что у Адама и Евы были и другие дети. В четвертом стихе пятой главы Бытия содержится утверждение, подводящее итог жизни Адама и Евы: "Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей". Нам не сказано, когда они родились. Возможно, многие из них были рождены в течение 130 лет (Быт. 5:3) до рождения Сифа.

У Адама и Евы было много детей - и мальчиков, и девочек. Иосиф Флавий, древнееврейский историк, писал, что, согласно древнему преданию, у Адама было тридцать три сына и двадцать три дочери. 12

В Писании не говорится, сколько именно детей произвели на свет Адам и Ева, но, если учитывать долгие сроки их жизней ("Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет..." (Быт. 5:5), логично предположить, что потомство их было многочисленно! (Мы ведь помним, что Бог заповедал им: "Плодитесь и размножайтесь!" (Быт. 1:28).

Жена

Если мы будем руководствоваться только Священным Писанием, не принимая в расчет ни собственных предубеждений, ни каких бы то ни было внебиблейских соображений, то поймем, что в те времена, когда на Земле было только одно поколение людей, рожденных отцом и матерью, братья женились на своих сестрах - иначе род человеческий прекратил бы свое существование!

Нам неизвестно, в каком возрасте Каин женился, мы ничего не знаем о других браках той поры и о детях, родившихся в этих браках, но мы можем с уверенностью утверждать, что жена Каина была его сестрой или близкой родственницей.

Возражения

Божьи заповеди

Многие люди с ходу отрицают вывод о том, что сыновья и дочери Адама и Евы вступали в брачные союзы друг с другом. Они апеллируют к законам, запрещающим браки между близкими родственниками - например, братьями и сестрами. Но ведь мы по определению вступаем в брак только с родственниками! Муж и жена становятся родственниками задолго до свадьбы, поскольку все люди - потомки Адама и Евы, все мы - "одной крови"! Заповедь, запрещающая брак между близкими родственниками, была дана людям только во времена Моисея (Лев. 18-20). В Бытии 1 и 2 говорится лишь о том, что муж и жена на всю жизнь становятся одной плотью; поэтому брак между близкими родственниками (даже братьями и сестрами) изначально (до эпохи Моисея) не был нарушением Божьей заповеди.

Вспомним, что Авраам был женат на своей сводной сестре (Быт. 20:12). Бог благословил этот брак - и от Исаака и Иакова произошел еврейский народ. Только 400 лет спустя Бог дал Моисею законы, запрещающие подобные браки.

Биологические дефекты

В наши дни закон запрещает братьям и сестрам (в том числе сводным) вступать в брак и иметь детей. Дело в том, что дети, рожденные от брака между братом и сестрой, больше других подвержены опасности разнообразных отклонений; это - факт, и бесспорный. Более того, чем ближе родство супругов, тем выше риск проявления аномалий у потомства.

Генетика предлагает очень разумное и понятное объяснение такому положению дел. У каждого человека - два набора генов (около 130 000 пар), определяющих устройство и функционирование его организма. Один набор генов человек наследует от отца, другой - от матери. К сожалению, в наши дни генетическая информация содержит очень много ошибок (из-за греха и Проклятия), которые проявляют себя самыми разнообразными способами. Например, у человека одно ухо расположено ниже другого, и он отращивает длинные волосы, стараясь это скрыть; либо нос находится не в центре лица, где ему полагается быть, а немного сбоку; либо форма подбородка оставляет желать лучшего... и так далее. Давайте посмотрим правде в глаза: мы ведь называем друг друга "нормальными" не потому, что являемся таковыми на самом деле, а по причине некой всеобщей негласной договоренности!

Чем дальше родство родителей, тем вероятней, что генетические ошибки, унаследованные их детьми, окажутся разными. Наследуя от таких родителей два набора генов, ребенок имеет шанс получить только один "плохой" ген из каждой пары. Обычно "хороший" ген берет верх над "плохим", что ведет к уменьшению числа отклонений (по крайней мере, серьезных). Так, уши у такого ребенка будут не полностью деформированы, а лишь слегка искривлены! (Однако, в общем и целом, по мере накопления генетических ошибок род человеческий из поколения в поколение медленно, но верно деградирует).

Но чем ближе родственная связь между двумя людьми, тем выше вероятность, что они унаследовали от общих родителей одинаковые генетические дефекты. Следовательно, генетический материал брата и сестры, скорее всего, будет содержать одни и те же ошибки. Если брат и сестра поженятся и произведут на свет потомство, то их дети унаследуют набор генов от каждого из родителей; а поскольку гены обоих родителей будут содержать одни и те же ошибки, риск патологии у их детей возрастет вдвое!

Но это - реальность наших дней, не имеющая никакого отношения к Адаму и Еве. Первые люди, созданные Богом, были совершенны, ибо все, что Он сотворил, было "хорошо весьма" (Быт. 1:31). А это значит, что их генетический материл был идеален; он не содержал в себе ни малейшего изъяна! Но когда в мир вошел грех (из-за Адама - см. Быт. 3:6 и далее, Рим. 5:12), Бог проклял Свое творение, и с тех пор оно подвержено смерти и распаду (Рим. 8:22). За тысячи лет этот процесс вырождения привел к самым разнообразным ошибкам в генетическом материале живых существ.

Однако Каин принадлежал к первому поколению людей, рожденных на этой земле. Он (равно как и его братья и сестры) практически не унаследовал от своих родителей дефективных генов, поскольку в то время реальные последствия греха и Проклятия были еще минимальны (для накопления ошибок требуется время). Поэтому тогда брат и сестра вполне могли пожениться, не опасаясь вызвать гнев Божий или произвести на свет потомство, отягощенное какими-либо дефектами.

Но ко временам Моисея (то есть несколько тысяч лет спустя) генетические ошибки, связанные с вырождением человечества, достигли таких масштабов, что Богу пришлось запретить браки между братьями и сестрами (и между другими близкими родственниками) (Лев. 18-20). 13 (Кроме того, к тому времени на Земле уже было достаточно много людей, поэтому отпала всякая необходимость в браках между близкими родственниками).

Каин и земля Нод

Находятся люди, утверждающие, что стихи 16-17 четвертой главы Бытия следует понимать так: Каин отправился в землю Нод, где и нашел себе жену. Отсюда они делают вывод, что на Земле, кроме потомков Адама, существовал и другой человеческий род, из которого и происходила жена Каина.

"И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох".

Из всего вышесказанного совершенно ясно, что все люди, включая и жену Каина, - потомки Адама и Евы. К тому же из этих стихов Бытия вовсе не следует, что Каин пошел в землю Нод и там нашел себе жену. Вот что писал по этому поводу Жан Кальвин:

"Из этих строк мы можем заключить, что Каин женился прежде, нежели убил своего брата; в противном случае Моисей непременно упомянул бы об этой женитьбе особо". 14

Итак, Каин женился до того, как отправился в землю Нод. В Библии не сказано, что он нашел жену в той земле, сказано лишь, что там он "познал" ее. 15

Доводится слышать и такое: раз Каин построил "город" в земле Нод, значит, там жило много людей. Однако древнееврейское слово, переведенное как "город", по смыслу может довольно далеко отстоять от нашего современного понимания этого слова. Изначально оно означало "поселение, обнесенное стеной" или "лагерь". 16 Такой "город" может подразумевать менее сотни жителей. Но все же к моменту гибели Авеля на Земле уже вполне могло жить множество потомков Адама и Евы (см. ниже).

Кого боялся Каин? (Бытие 4:14)

Иногда можно услышать и такое утверждение: кроме потомков Адама и Евы, на Земле было много других людей -иначе Каин не боялся бы, что люди накажут его смертью за братоубийство.

Во-первых, в те дни еще не было законов, наказывающих за убийство (Быт. 9:6). Так кто мог желать отомстить Каину за убийство Авеля, если не близкие родственники последнего?! Следовательно, Каин боялся вовсе не каких-то чужих людей, представителей "иной расы".

Во-вторых, от рождения Каина и Авеля до момента убийства Авеля Каином прошло немало времени. Вот что говорится в Бытии 4:3:

"Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу".

Обратим особое внимание на слова "спустя несколько времени". Мы знаем, что на момент рождения Сифа Адаму было сто тридцать лет (Быт. 5:3), и Ева воспринимала рождение Сифа как утешение, посланное ей Богом "вместо Авеля" (Быт. 4:25). Следовательно, от рождения Каина до смерти Авеля могло пройти лет сто, а то и больше, а за это время у Адама и Евы, вероятно, родились и другие дети, которые, в свою очередь, могли пожениться и родить детей. К моменту убийства Авеля потомки Адама и Евы, скорее всего, уже насчитывали несколько поколений и были весьма многочисленны.

Откуда взялась технология?

Некоторые рассуждают еще и так: Каин построил город в земле Нод; для этого требовался определенный уровень развития технологии; Каин этим уровнем не владел; следовательно, им владели другие "расы".

Но потомки Адама и Евы были людьми высочайшего интеллекта! Так, мы знаем, что Иувал создавал музыкальные инструменты - "он был отец всех играющих на гуслях и свирели" (Быт. 4:21), а Тувалкаин делал орудия из меди и железа (Быт. 4:22).

Нам так долго и упорно вбивали в голову идеи эволюции, что многие теперь убеждены: наше поколение - самое передовое и "продвинутое" на планете! Но все наши компьютеры и реактивные самолеты - не суть проявления великого ума; это всего лишь результат накопления знаний в течение многих поколений.

Мы не должны забывать, что шесть тысяч лет назад, во времена Адама, творение - а, значит, и разум человеческий - было проклято Богом. А это значит, что в сравнении с людьми давних поколений мы с вами обнаруживаем явные признаки вырождения. Скорее всего, мы невообразимо отстаем от детей Адама и Евы во всем, что касается интеллекта и творческих способностей. Священное Писание позволяет сделать вывод, что технология была на высоком уровне едва ли не с самого начала истории человечества. 17

Заключение

Одна из причин, по которой многие христиане не могут ответить на вопрос о жене Каина, заключается в следующем: они мыслят, исходя из сегодняшней реальности (в частности, из проблем, связанных с браком между близкими родственниками), а не из ясной исторической летописи, данной нам Богом.

Они толкуют Книгу Бытия с позиций современности, не пытаясь вникнуть в библейскую историю и понять перемены, которые повлекло за собой грехопадение. Их мировоззрение не основано на Священном Писании; напротив, они слепо применяют к Библии светский образ мыслей, и потому не способны дать ответ на простой вопрос.

Бытие - история, данная нам Самим Творцом истории. Бытие - Слово Того, Кто всеведущ и вечен, а, следовательно, знает истину о прошлом. Применяя Бытие как ключ к пониманию истории, мы можем постичь Его свидетельство, которое в ином случае казалось бы нам неразрешимой загадкой.

1 Голливудская версия знаменитого процесса Скоупса. В титрах было оговорено, что пьеса не основана на реальных событиях, но тем не менее авторы явно намеревались воссоздать события и атмосферу процесса. См. ссылку 3.

2 Нат, К., 1996. The Wrong Way Round! Creation 18(3):38-41.

3 Menton, D., 1997. "Inherit the Wind": An Historical Analysis. Creation 19(1):35-8. Ментон подчеркивает грубое искажение фактов и явную антихристианскую направленность пьесы.

4 Contact. Released July 11, 1997. A Robert Zemeckis Film. Warner Bros. Based upon the book Contact by Carl Sagan, 1985, Pocket Books, New York.

5 Американский союз гражданских свобод - организация, поставившая перед собой цель искоренить все "пережитки" христианства в общественной жизни Соединенных штатов.

6 The Worlds Most Famous Court Trial, The Tennessee Evolution Case (A word-for-word report), 1990. Bryan College (reprinted from the onginal edition), p. 302.

7 Sagan. С., 1985. Contact. Pocket Books, New York, pp. 19-20.

8 Апологетика - от греческого слова apologetikos (apologia), означающего "отстаивать, защищать". Задача христианской апологетики - защита нашей веры в Иисуса Христа и упований на спасение в Нем (1 Пет. 3:15). Для этого необходимо всестороннее знание Священного Писания, включая доктрины о Сотворении, первородном грехе и проклятии, Всемирном Потопе, непорочном зачатии, жизни и служении Иисуса из Назарета, Кресте, распятии, Воскресении. Вознесении, обетовании Второго Пришествия, новых небесах и новой земле. Кроме того, следует уметь ясно и логично объяснять все эти доктрины так, чтобы оправдать свою веру в Иисуса Христа и упование на Него. И, наконец, христианин должен уметь защитить все эти доктрины и Библию в целом от нападок атеистов.

9 В греческом тексте слово "человек" - тоже в единственном числе.

11 В изначальном тексте: "ей предстояло стать матерью всех живущих".

12 Josephus, Flavius, (translated by William Whiston, A. M.) 1981. The Complete Works of Josephus, Kregel Publications, Grand Rapids, Michigan, p. 27.

13 Кое-кто утверждает, что Бог изменил законы просто так, потому что "передумал". Но Бог не "передумал" - ведь Его Слово неизменно! Он ввел новые законы ради нашего спасения. Библия постепенно открывает нам Его извечный замысел о спасении. См. Gngg, R., 1998. Unfolding the Plan. Creation 20(3):22-24.

14 Calvin, John, 1979. Commentaries on The First Book of Moses Called Genesis. Baker House, Grand Rapids, Michigan, Vol. 1, p. 215.

15 Даже если предположение Кальвина по этому вопросу неверно, так или иначе, у многочисленных потомков Адама и Евы было достаточно времени, чтобы рассеяться по свету и основать поселения - такие, как земля Нод.

16 Strong"s Concordance: "город, поселение, место, охраняемое с помощью патрулирования или дозора в самом широком смысле".

17 См. Chittick, D., 1997. The Puzzle of Ancient Man, Creation Compass, Newberg, OR, USA.

ВОПРОС:
"И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох». Откуда взялась у Каина жена? И раз он решил построить город, то человечество тогда не было одной лишь семьей из четырех человек? Кто бы жил в этом городе?

А дальше написано: «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она , Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа».
Получается, что Сиф как бы возместил смерть Авеля? А от кого родил сына Сиф?

ОТВЕТ:
Прежде чем перейти к ответу на конкретные поставленные вопросы, необходимо сказать несколько слов о том, как вообще следует читать Книгу Бытия.
30 июня 1909 года Библейская комиссия опубликовала Декрет об историческом характере первых трех глав Книги Бытия. Посредством этого Декрета, во-первых, отвергаются суждения, согласно которым Бытие представляет собой восточные мифы, просто-напросто «очищенные» от политеизма и приспособленные к еврейской религии. Отвергается также мнение, что Бытие содержит в себе аллегории и символы религиозных и философских истин, которые не соответствуют объективной реальности. И, наконец, Декрет отвергает мнение, согласно которому Бытие - это легенды, которые были отчасти выдуманы с назидательнымой целью.
В Декрете перечисляются факты, описанные в Книге Бытия, которые не подвергаются сомнению: такие, как сотворение всех вещей Богом в начале времен, сотворение человека, грехопадение первых людей. Что касается вопроса о том, каким образом все эти факты происходили, Декрет гласит: «В написании первой части Бытия священный автор не намеревался дать научное объяснение сокровенной сути видимых вещей и описать точный порядок сотворения, но он стремился дать своему народу доступное ему пояснение, соответствующее стилю общения того времени и чувствам людей. Поэтому в ее толковании не следует стремиться с точностью и постоянством к стилю научного языка».
И далее: «Не следует всегда и непременно воспринимать в собственном смысле все отдельные слова и фразы, встречающиеся в этих главах. Поэтому допустимо отвлечься от этого смысла в тех случаях, когда использованные выражения представляются очевидно неточными или метафорическими, или же антропоморфическими, когда какой-то довод отменяет буквальный смысл или же какая-то необходимость заставляет от него отказаться». «Интерпретируя отрывки, которые Отцы и Учители Церкви воспринимали по-разному, не высказываясь определенно и точно, допустимо поддерживать и защищать мнения, которые каждому кажутся разумно доказуемыми, учитывая суждение Церкви и сохраняя аналогию веры». И еще: «В названии и разделении шести дней, о которых идет речь в первой части Бытия, слово «yom» -- «день» -- можно понимать в буквальном смысле, как естественный день, или же в ином смысле, как некоторый отрезок времени. Не возбраняется также свободно дискутировать по этому вопросу».
В 1948 году Папская Библейская комиссия направляет письмо Парижскому архиепископу, в котором разъясняет: «Вопрос литературных форм первых 11 глав Бытия весьма неясен и многосложен. Эти литературные формы не отвечают ни одной из классических категорий и не могут быть проанализированы в свете греко-латинских или современных литературных жанров. Поэтому нельзя отрицать или утверждать их историчность в целом, не применяя к ним несправедливо правила какого-либо литературного жанра (…) Заявляя априори, что эти повествования не содержат истории в современном смысле этого слова, можно без труда прийти к выводу, что они ее не содержат ни в каком смысле. Однако, прибегая к простому образному языку, соответствующему мышлению менее продвинутого человечества, они передают основные истины, стоящие в основе домостроительства спасения, и в то же время народное описание истоков человеческого рода и избранного народа».
Энциклика «Humani generis», на которую мы уже ссылались в одной из наших передач, объясняя некоторые моменты Книги Бытия, подчеркивает и обобщает, по сути, ту же мысль: автор первых глав Бытия использует простой и метафорический язык, отвечающий менталитету народа. И если какие-то элементы взяты из народных сказаний, то нельзя забывать, что это было сделано по Божественному наитию, которое уберегло их от всякого заблуждения в выборе и оценке этих источников. Таким образом, народные предания, включенные в Библию, нельзя ставить на один уровень с мифологией, плодом фантазии народов.
Итак, перейдем к конкретным вопросам: Откуда взялась жена у Каина? если, кроме его родителей, не существует ни одного человека? Откуда взялась жена для Сифа и кто будет жить в городе, основанном Каином? Ответ, наверное, наш слушатель уже нашел сам: его нужно искать как раз в ключе всего вышесказанного. Согласно священному тексту, Адам прожил долго и оставил после себя множество сыновей и дочерей, об именах которых не сообщается. Когда евреи рассказывали своим детям о сотворении мира и о священной истории, то они должны были отвечать им на те же самые вопросы, какие ставит сегодняшний читатель Библии. И ответ нужно искать в пятой главе Бытия: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер». Перечитав еще раз эти фразы, мы не только находим ответ на наши вопросы о количестве людей, но и больше ясности в том, что означает следствие первородного греха, пряовляющееся в повреждении человеческой природы. А также понимаем смысл обетования о спасении человечества, спасении человека от повреждения его естества. Это обетование постепенно шло к своему исполнению вместе с движением человечества к этому спасению, вплоть до пришествия Иисуса Христа, Воскресение Которого стало залогом для нашего преображения, преображения нашей человеческой природы.
Еще раз возвращаясь к способу чтения Священного Писания, приглашаем Вас послушать нашу рубрику «Как читать Библию», которая выходит по четвергам в это же время, а также напомним рекомендации, которым мы всегда должны следовать, когда приобщаемся к чтению священных текстов. Их дает нам Второй Ватиканский собор в догматической конституции «Dei Verbum»: «Поскольку Бог говорил в Священном Писании через людей и по человечеству, то истолкователь Священного Писания, дабы уяснить, что Бог хотел нам сообщить, должен внимательно исследовать, что священнописатели в действительности намеревались сказать и что Богу было угодно открыть нам через их слова. Чтобы выяснить намерение священнописателей, нужно, кроме всего прочего, принимать во внимание и "литературный жанр". Действительно, истина излагается и выражается по-разному и различными способами в текстах исторических, пророческих, поэтических или в других "речевых жанрах". Поэтому нужно, чтобы толкователь исследовал смысл, который священнописатель хотел выразить и выразил в определённых обстоятельствах, соответственно условиям своего времени и своей культуры, посредством употреблявшихся в его время литературных жанров. Ведь для правильного понимания того, что священнописатель хотел утверждать своим писанием, нужно обратить должное внимание как на привычные, прирождённые способы восприятия, изъяснения и повествования, бытовавшие во времена агиографа, так и на те, что в ту эпоху повсеместно употреблялись в общении людей друг с другом. Но, так как Священное Писание надлежит читать и толковать с помощью того же Духа, под воздействием Которого оно было написано, для верного выяснения смысла священных текстов нужно не менее усердно обращать внимание на содержание и единство всего Писания, учитывая живое Предание всей Церкви и согласие веры. Задача же экзегетов - согласно этим нормам способствовать более глубокому пониманию и изложению смысла Священного Писания, чтобы благодаря этому изучению, в некотором смысле подготовительному, вызревало суждение Церкви. Ибо всё, что было сказано о толковании Писания, в конечном счете подлежит суждению Церкви, которая исполняет Божественное поручение и служение: хранить и толковать Слово Божие».

Она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство» а также в книге и фильме «Контакт», её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?

Скептики вновь и вновь использовали жену Каина пытаясь дискредитировать Книгу Бытие как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.

Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный Кларенсом Дэрроу – юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.

Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор – христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!

Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт» (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.

В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.

Саган умело использовал обычные вопросы – такие как «Кем была жена Каина?» – вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.

К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики особенно в том, что касается Книги Бытие , большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» (1 Петра 3:15).

Почему это важно?

Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от Адама и Евы . Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины – рассказа, от которого зависят многие ветхо- и новозаветные доктрины.

Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) – поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является Бытие 4:1-5:5 .)

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.

Первый человек

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).

Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.

Все находятся в родстве

Таким образом, в начале был только один человек – созданный из праха земного (Бытие 2:7).

Это значит также и то, что жена Каина происходила от Адама. Она не могла произойти от другого «рода» людей и должна была быть среди потомков Адама.

Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет-Бытие 5:5), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Genesis 1:28).

Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!

Каин женился прежде чем он отправился в землю Нод . Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)

Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти Авеля на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).

Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.

Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (Бытие 9:6), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.

Из-за интенсивного вдалбливания в голову эволюционных идей многие люди сегодня думают, что нынешнее поколение – самое умное из всех живших на нашей планете. Но если у нас есть реактивные самолёты и компьютеры, это ещё не значит, что мы умнее всех. Современные технологии – это результат накопления знаний. Мы стоим на плечах всех тех, кто был до нас.

Наш мозг пострадал от 6 000 лет Проклятия (со времён Адама). Мы сильно выродились по сравнению с людьми, жившими много поколений назад. Возможно, теперь мы не идём ни в какое сравнение по уму или изобретательности с детьми Адама и Евы. Писание проливает нам немного света на то, что представляется огромной первоначальной изобретательностью.

Заключение

Многие христиане не могут ответить на вопрос о жене Каина, потому что их внимание направлено на сегодняшний мир (и проблемы, связанные с браками между близкими родственниками), и не понимают ясного исторического свидетельства, оставленного нам Богом.

Они пытаются истолковать Бытие, исходя из нашей нынешней ситуации, вместо того, чтобы понять истинную библейскую историю мира и перемены, произошедшие в нём из-за греха. Поскольку они строят своё мировоззрении не на Библии, а переносят на Библию свой мирской образ мышления, они не видят ответов на простые вопросы.

Книга Бытие написана Богом, который присутствовал там, где происходили эти исторические события. Это слово Того, кто знает всё, и кто является надёжным свидетелем из прошлого. Таким образом, используя Бытие в качестве основы для понимания истории, мы можем найти ответы на вопросы, которые иначе оставались бы загадкой.


Библия - особенная книга, являющаяся фундаментом нашей веры и источником знаний о многих областях человеческой цивилизации от самого начала ее возникновения. Вместе с тем, существуют вопросы, служащие камнем преткновения для многих детей Божиих и поводом для критики христианства атеистически настроенными мыслителями. Одним из таких дискуссионных вопросов является вопрос о жене Каина.

Давайте обратимся к первоисточнику. После того, как Каин убил своего брата Авеля, Бог провозглашает Свой суд над ним. Согласно приговору Бога, Каин будет изгнанником и скитальцем, и земля не будет давать силы своей для него. После этого мы читаем:

Быт.4:13-17 « И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;

14вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и .

15И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

16И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод , на восток от Едема.

17И познал Каин жену свою ; и она зачала и родила Еноха »

В этом отрывке критики находят ряд проблем, которые дают им основания утверждать, что на земле, помимо потомков Адама и Евы, были еще какие-то иные люди.

Во-первых, сказано, что « всякий, кто встретится со мною, убьет меня ». Кто этот «всякий»?

Во-вторых, упоминается жена Каина. Откуда она взялась?

Попытаемся рассмотреть эту проблему последовательно, от общего к частному.

Общее утверждение можно вывести из следующих библейских цитат:

Быт.3:20 « И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих »

Деян.17:26 « От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли »

Отсюда можно сделать вывод, что все люди, которые когда-либо жили на земле, являются потомками Адама и Евы. Других людей просто в природе не существовало и быть не могло.

Ответы на все остальные вопросы должны даваться с учетом этого основного утверждения.

Следующий шаг - необходимо выяснить вопрос о потомстве Адама и Евы. Насколько оно было многочисленно?

Быт.5:3-5 « Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

4Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

5Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер »

Из этих слов нельзя однозначно сказать, сколько у Адама и Евы было детей. К примеру, Иосиф Флавий писал, что, согласно древнему преданию, у Адама было тридцать три сына и двадцать три дочери. Учитывая продолжительность жизни первых людей, детей могло быть и больше. Нельзя также сделать однозначный вывод относительно того, когда родились все эти дети. Возможно, многие из них были рождены в первые 130 лет жизни Адама, до рождения Сифа.

Итак, первое утверждение о том, что все люди произошли от Адама и Евы, и второе - о многочисленности их потомства, с достаточной степенью вероятности позволяют нам ответить на проблемные вопросы.

1) что это были за люди, которых так боялся Каин?

Одним из древнейших обычаев, дошедших до наших дней, был обычай кровной мести. Логично предположить, что Каин боялся именно мести со стороны своих родственников. Другим людям, если бы они даже и существовали, не было бы дела до того, что Каин убил своего брата. Ответственность за убийство, как общее правило, появляется уже после потопа:

Быт.9:6 « кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека …»

2) логично также предположить, что женой Каина была его сестра. Библия говорит, что Каин пошел в землю Нод и там познал свою жену. Это не значит, что он нашел там свою жену. Кальвин утверждает, что Каин женился еще до убийства Авеля. Но даже если это и не так, у потомков Адама было достаточно времени, чтобы расселиться по лицу земли, в том числе поселившись в земле Нод.

Но как же быть с запретом на кровосмесительные браки?

Этот запрет появился позже, во времена Моисея. Дело в том, что грехопадение привело к деформации человека на всех уровнях, в том числе и на генетическом. С каждым поколением людей накапливалось все больше и больше генетических ошибок. И поскольку у близких родственников поврежденные гены совпадают, то риск появления детей с физическими или умственными отклонениями значительно увеличивается. К временам Моисея вырождение человечества уже достигло таких масштабов, что Бог запретил Своему народу кровосмесительные браки. К тому же, земля была уже достаточно населена, так что необходимость в браках с родственниками отпала.

Однако в первом поколении людей видимые последствия греха были еще минимальны. Для накопления ошибок требуется время, поэтому тогда брат и сестра вполне могли жениться, не опасаясь вызвать гнев Божий или произвести на свет потомство, отягощенное какими-либо дефектами. Да и как по-другому можно было исполнить повеление Бога «плодитесь и размножайтесь»?

О распространенности в древности подобных браков свидетельствует тот факт, что Авраам был женат на Сарре - сводной сестре:

Быт.20:12 « да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою »

Оценивая подобные факты, мы должны учитывать время, когда это происходило. С точки зрения современной морали, которая во многом сформирована законами Моисея и учением Христа, Авраам достоин осуждения. Но он жил в совершенно иной системе координат. Многих запретов, к которым мы с вами привыкли, тогда могло просто не существовать.

Как мы видим, такой «безобидный» вопрос, как вопрос жены Каина, может иметь далеко идущие последствия. Ведь если предположить, что параллельно с ветвью Адама на земле существовала еще какая-то ветвь человечества, мы оказываемся вовлеченными в сеть трудноразрешимых вопросов:

Кем и с какой целью сотворены эти другие люди? Если не библейским Творцом, то значит, существуют и другие боги. Если они сотворены единым Богом, то какова цель их сотворения? Если они не связаны с Адамом, то и грехопадение Адама и Евы их не касается. Отсюда снова возможны разные варианты: либо они совершенны и не нуждаются в искуплении, либо - у них есть собственная история грехопадения, не описанная в Библии…

В общем, фантазировать можно до бесконечности.

Однако Слово Божье однозначно говорит, что все люди произошли от Адама и Евы, и никаких параллельных цивилизаций на земле нет.

1 Кор.15:45 « Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий »

Иисус Христос по плоти - представитель единой линии человечества, ведущей свой отсчет от Адама. Его искупление действительно для всех, кто унаследовал первородный грех. Библия говорит: « Все согрешили и лишены славы Божьей » (Рим.3:23). А если все, то не может быть иных людей, которые не согрешили. Слово Божье также нас учит, что « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин.3:16). А если «всякий», то других людей, которые не нуждаются в спасении, просто быть не может.

Вот таким образом, думается, можно корректно, в пределах тех знаний, которые открыты нам в Библии, разрешить упомянутые проблемные вопросы.

При подготовке использован материал: Жена Каина - кто она? // http:// svobd. ru/ index. php? option= com_ content& task= view& id=2263& Itemid=138

Библия не сообщает конкретно, кем была жена Каина. Единственным возможным ответом является, что жена Каина была его сестрой или племянницей. В Библии не указан возраст Каина в момент убийства Авеля (Бытие 4:8). А так как они оба возделывали землю, то, скорее всего, уже были взрослыми мужчинами и, возможно, имели собственные семьи.

Адам и Ева имели и других детей кроме Каина и Авеля.

Тот факт, что после убийства Авеля Каин опасался за свою жизнь, указывает, что в это время были и другие дети, а может даже и внуки Адама и Евы.

  1. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

Таким образом, жена Каина была дочерью или внучкой Адама.

  1. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Поскольку Адам и Ева были первыми (и единственными) людьми, то их детям приходилось вступать в брак друг с другом. Бог запретил внутрисемейные браки значительно позже, когда людей было достаточно для того, чтобы устранить потребность в таких браках.

  1. Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу. Я Господь.
  2. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай: она мать твоя, не открывай наготы ее.
  3. Наготы жены отца твоего не открывай: это нагота отца твоего.
  4. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего или дочери матери твоей, родившейся в доме или вне дома, не открывай наготы их.
  5. Наготы дочери сына твоего или дочери дочери твоей, не открывай наготы их, ибо они твоя нагота.
  6. Наготы дочери жены отца твоего, родившейся от отца твоего, она сестра твоя по отцу , не открывай наготы ее.
  7. Наготы сестры отца твоего не открывай, она единокровная отцу твоему.
  8. Наготы сестры матери твоей не открывай, ибо она единокровная матери твоей.
  9. Наготы брата отца твоего не открывай и к жене его не приближайся: она тетка твоя.
  10. Наготы невестки твоей не открывай: она жена сына твоего, не открывай наготы ее.
  11. Наготы жены брата твоего не открывай, это нагота брата твоего.
  12. Наготы жены и дочери ее не открывай; дочери сына ее и дочери дочери ее не бери, чтоб открыть наготу их, они единокровные ее; это беззаконие.
  13. Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницей, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее.

Кровосмешение людей с похожей генетикой часто приводит к генетическим отклонениям у их потомков. Вероятность генетических отклонений повышается, если отец и мать имеют одинаковые генетические проблемы (например, брат и сестра). У супругов из разных семей возможность совпадения генетических дефектов минимальна. На протяжении веков человеческий генетический код стал чрезвычайно «загрязненным», ведь генетические дефекты накоплялись, видоизменялись и передавались от поколения к поколению. Так как Адам и Ева не имели генетических дефектов, это позволило им и первым поколениям их потомков владеть намного лучшим здоровьем, чем мы имеем зараз. Дети Адама и Евы, если даже и имели генетические дефекты, то очень незначительные, то есть, внутрисемейные браки были безопасными для них. Нам трудно представить, что жена Каина была его сестрой, но сначала, так как Бог сотворил одного мужчину и одну женщину, у второго поколения людей просто не было другого выбора, как только вступать в брак с братьями и сестрами.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Статьи по теме: