Культурное воспитание ребенка. Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на-Дону в 1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной в 2ОО1 году в первом номере журнала «Педагогика».

В фундамент построения концепции воспитания человека культуры положен постулат: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего». Напомним в связи с этим, что словом «постулат» обозначают суждение, далеко не очевидное, но принимаемое без доказательств и оснований. Таким образом, Е.В. Бондаревская как ученый представляет в педагогике оптимистический вариант развития современного российского общества XXI века.

Исходной позицией в разработке указанной концепции является вера в то, что реальность подобного перехода зависит от образования, от воспитания человека культуры, который и выступает в концепции в качестве культурно-воспитательного идеала. Другим концептуальным ориенти­ром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми. Воспитание должно указывать человеку путь в такое общество. Центральным ориентиром в построении концепции явился образ культуры XXI века, которому должен соответствовать человек культуры - основной и единственный предмет заботы школы и цель воспитания. Этот образ видится автору как мировой интеграционный процесс, в котором исключены межнациональные, межконфессиональные конфликты и происходит смешение этносов, этнических культур. Но в то же время обострено стремление каждого этноса, нации сохранить свою идентичность, свои национальные ценности.

Понятие «воспитание». Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Приведенное определение имеет в своей основе научную доказательность и опыт воспитательной работы, обретенной нелегким путем. Именно помощь, но не воздействие с целью... . Отношение к ребенку как к субъекту, носителю активности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, является главным признаком гуманистического личностно-ориентированного воспитания вообще, а культурологического в особенности. В этом признаке реализуется гуманизм воспитания ценностное, бережное отношение к природе ребенка, а также достигается степень свободы как необходимого и исходного условия становления субъектных свойств личности, вместе с тем автор концепции воспитания ребенка как человека культуры значительно расширяет утвердившиеся в педагогике представления о содержании субъектности как необходимом атрибуте личностного развития. Опираясь на психическую концепцию детства В.В. Зеньковского, она Утверждает необходимость становления ребенка как субъекта собственной душевной жизни .

Автор концепции рассматривает воспитание, с одной стороны, как целенаправленную деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным элементом личностно-ориентированного воспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Иными словами, воспитательный процесс - это процесс, происходящий с личностью ребенка, суть которого - в становлении его личностного образа .

Используя понятие идеальной формы, автор обращается известной мысли В.В. Зеньковского о том, что каждая детская личность имеет свой, заданный при рождении, путь Индивидуального развития, и поэтому «всякая личность должна найти свой путь, свою идеальную форму. Вместе с тем академик Е.В. Бондаревская реализует классическое положение психологии личности о том, что личностный смысл развития состоит в поиске индивидуального пути. Этот поиск осуществляется на жизненном пути личности . Воспитание помогает личности прожить свою жизнь, свою историю с уникальным набором событий, дел, поступков, переживаний. Однако жизненный путь личности – это не только и не столько события, дела, поступки и переживания, сколько личностное отношение к ним, сколько смысл, вкладываемый в них, отношения и смыслы индивидуальные, необщие, окрашенные жизненным опытом, приобретенным на жизненном пути. Воспитательный процесс - эхо и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума. В ходе этой работы и происходит становление нравственных отношений, позиций личности, обретение личностных смыслов всего происходящего, что и формирует личностный образ человека.

К базовым воспитательным процессам, способствующим становлению ребенка как субъекта жизни, истории, культуры, относятся:

- жизнетворчество - включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собственной жизни, создание среды жизни;

- социализация - вхождение ребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических: потребностей, осуществление жизненного самоопределения;

- культурная идентификация - востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи в обретении черт человека культуры;

    духовно-нравственное развитие личности - овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение;

    индивидуализация - поддержка индивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа ребенка.

Цель и принципы воспитания. Цель воспитания , как утверждает Е.В. Бондаревская, - это целостный человек культуры . Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества. Определение понятия и феномена «человек культуры» имеет свою историю. Отсчет ее можно начинать с Аристотеля. Все предшествующие попытки - частичны, односторонни, неполны. Автор концепции воспитания ребенка человека культуры предлагает свое понимание содержания основных параметров личности человека культуры.

Человек культуры - это свободная личность способная к самоопределению в мире культуры. Педагогические аспекты этого в воспитании у учащихся таких взаимосвязанных качеств, как высокий уровень самосознания, чувства собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимости суждений с уважением к мнению других людей, способности к ориентировке в мире духовных ценностей, в жизненных ситуациях, умению принимать решения и нести за них ответственность и др. Воспитание свободной личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения, включения детей с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Задача образования и воспитания - создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как 6лагом. Автор концепции ссылается на мысли В.В. Зеньюовсколо о том, что, «освобождая» ребенка для свободной самореализации, необходимо обеспечить «связь свободы и добра», что проблема воспитания добра есть главная проблема воспитание ребенка в пространстве свободы.

Человек культуры - гуманная личность . Педагогические аспекты воспитания гуманности состоят из гуманизации и гуманитаризации всех методов и всей системы воспитательных: отношений. В связи с массовым распространением в современной жизни различных форм агрессии, жестокости и насилия актуальной становится задача воспитания безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.

Человек культуры - это духовная личность. Воспитание духовной личности предполагает развитие духовных потребностей в познании и самопознании рефлексии, красоте, общении, творчестве, автономии своего внутреннего мира, поиска смысла жизни, счастья, идеала. Духовность человека культуры проявляется в его способности к культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни. Для ученика русской школы полем культурной самоидентификации является русская национальная культура - от ее истоков до наших дней. Поэтому духовные основаниям целовые установки воспитания человека культуры связываются в первую очередь с образом гражданина России.

Человек культуры - личность и творческая, и адаптивная. Двойственная природа указанного атрибута человека культуры обусловлена тем очевидным фактом, что жизнеспособность человека в современных условиях складывается из двух блоков: усвоенных алгоритмов поведения и готовности к их преобразованию в соответствии с изменяющимися условиями, т.е. к творчеству.

Таким образом, человек культуры - это средоточие меры творчества и адаптации. И, как мы уже отметили, эта мера поддерживается фундаментальным свойством, обеспечивающим целостность и гармоничность многообразных сторон личности, - субъективностью . То есть целостный человек культуры - это не набор свойств, функций и добродетелей, а это человек, способный с максимальной эффективностью реализовать свои индивидуальные способности в каком-либо одном «специальном» срезе личности.

Общая цель воспитания (человек культуры), по мнению автора концепции, конкретизируется, получает свое реальное воплощение в личностном образе ребенка . Это портрет, в котором запечатлены его индивидуальные особенности как результат природных предпосылок, истории и обстоятельств жизни, особенностей душевных переживаний, характера. Становление личностного образа, как мы уже отметили выше, - процесс внутренний, обусловленный развитием самосознания, приобщением к культурным ценностям.

Личностное развитие, становление личностного образа предполагает проектирование образа жизни ребенка в определенной культурно-событийной среде. Поэтому основная задача воспитателей - создание культурной среды развитие ребенка и оказание ему помощи в самоопределении.

В рассматриваемой концепции статус принципа как методологического и методического компонента теории и практики кардинально изменен: это уже не основоположение, не руководящая идея, не основное правило исследования и практического действия, а условие, обеспечивающее движение воспитательного процесса по пути осуществления цели - становления личностного образа человека культуры. Е.В. Бондаревская справедливо считает, что принципы воспитания человека культуры могут быть распространены на всю систему культурологического личностно-ориентированного образования, и называет следующие принципы :

- природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережёное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;

- культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству - как культурному феномену; к ребенку - как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу - как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию – как к культурному процессу; к школе - как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;

- индивидуально-личностного подхода , предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;

- ценностно-смыслового подхода , направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

- сотрудничества , предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Содержание воспитательного процесса. Основу содержания процесса воспитания ребенка, по мнению Е.В. Бондаревской, составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения. Автор концепции выделяет следующие компоненты личностного опыта, овладение которыми указывает на становление личности как человека культуры:

а) аксиологический (ценностно-смысловой) , включающий универсальные обще человеческие ценности, которые «присваиваются» сознанием и становятся личностными смыслами отношений человека к миру, людям, самому себе;

б) культурологический - различные «культурные задания» и культурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности (академическая, оздоровительная, семейная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведения культурного творчества, включенные в содержание духовной жизни личности; ценности и традиции национальной культуры и деятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.;

в) жизнетворческий (событийный) - события жизни, способы их организации и проживания (например, коллективные творческие дела), технологии жизни, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;

г) морально-этический - накопление опыта переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного, нравственного поведения: организация детьми актов милосердия, проявления заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к другим людям, переживание чувства совести, стыда, собственного достоинства и др.;

д) гражданский - участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения;

е) личностный - насыщенность жизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора, принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки, самокоррекции я самовоспитания, проектирования своего поведения, личностного развития и др.;

ж) индивидуально-творческий - средства развитие способностей, формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности, креативности.

Механизм воспитания. Исходным положением любой концепции воспитания является ответ на вопрос: где находится источник энергии, активности, обеспечивающий становление ребенка как человека культуры, личности и гражданина? В концепциях, возникших на основе так называемого субъектного подхода, этот источник вне личности ребенка, и - в активности воспитателя, в среде, в государстве, в так или иначе трактуемом Абсолюте и др. В концепциях личностно-ориентированного воспитания этот источник усматривается внутри ребенка в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой, и субъективного опыта. В силу этого ученик выступает активным участником воспитательного процесса, его субъектом, способные ориентировать этот процесс в соответствии с потребностями своего развития. Воспитание при этом осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене личностными смыслами, сотрудничестве. Именно факт признания наличия у ребенка внутренних потенциала саморазвития направляет внимание и заботу воспитателя на развитие субъектных свойств личности, способствующих актуализации внутренних потенций, - внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, саморегуляции, способности к рефлексии.

Вместе с тем духовные, интеллектуальные и физические силы ребенка еще не развиты, и он не в состоянии полностью справиться с проблемами самовоспитания и жизни а целом. Ему нужна педагогическая помощь и поддержка. Это, как утверждает Е.В. Бондаревская, - ключевые слова в технологии личностно-ориентированного образования. Однако педагогическая поддержка, в представлениях автора концепции, не имеет ничего общего с идеей «управления развитием ребенка», разделяемой авторами иных концепций. Дистанцирование от идеи управления обусловлено пониманием воспитательного процесса как внутренне детерминированного самодвижения личности к своей «идеальной форме», индивидуальной целостности, самобытности, а воспитания - как процесса педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности. Поэтому в контексте личностно-ориентированного воспитания культурологического типа есть смысл говорить только о поддержке, но не об управлении. Формы и методы поддержки многообразны, и они зависят от особенностей личностного образа воспитанника и воспитателя, от ситуации, возраста субъектов воспитательного процесса и многих, других факторов. Автор концепции обозначает лишь некоторые компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:

    изучение узловых событий жизни ребенка;

    педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;

    эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть;

    совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;

Адаптация воспитательных средств к характеру ребенка; - вовлечение его в педагогические и жизненные события;

Раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития и самостроительства.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса. Важным разделом концепции Е.В. Бондаревской является обоснование критериев и показателей оценки результативности личностно-ориентированного воспитания. Не отвергая полностью традиционного подхода, при котором результаты воспитания оцениваются: по показателям уровня воспитанности, выявляемым на основе определенного «набора» качеств, соответствующих социальным требованиям, автор концепции считает его не соответствующим самому духу воспитательного процесса, ориентированного на свободное саморазвитие, самоактуализацию природных зачатков, способностей и многогранного духовного потенциала ребенка. Адекватными подобному типу воспитания она считает такие критерии воспитанности, как: 1) уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности, 2)способность к нравственной саморегуляции поведения, 3) мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности.

Традиционный подход в оценке уровня воспитанности ориентирует воспитателя на внешне заданные параметры, а не на внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения, и ребенок в этих обстоятельствах обращается в средство реализации каких-то внешних образцов, этических, эстетических, политических идеалов. Подобная ориентация в воспитании и диагностике его результатов обусловила возникновение целых направлений «научных» поисков идеальной модели выпускника школы. Автор концепции предлагает отказаться от подобной практики. Вместо модели Евгения Васильевна Бондаревская дарит нам образ свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Это размещение человека в культуре. И лучше, справедливее не скажешь,

Гигиеническое воспитание детей

как элемент культуры поведения

Консультация для родителей

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневного общения с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей взрослый сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаром для систематической проверки состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура домашних, где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Любовь Звягина
Статья: «Воспитание культуры поведения дошкольника»

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми» А. С. Макаренко С возрастом мы чаще и чаще вспоминаем эти слова.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения? Случается, что взрослые люди не всегда выглядят воспитанными , т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения , поэтому вопрос нравственного воспитания является одним из важных в воспитании ребёнка . Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость. Быть культурным , воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Эти вопросы обсуждались в нашем детском саду в ходе круглого стола «Воспитание культуры поведения дошкольника » . Мы поговорим о том, как преодолеть проблемы, связанные с воспитанием ребёнка . В беседе приняли участие не только родители, но и гости – настоятель Покровского храма Отец Сергий, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с. Каликина - Зоя Викторовна Трунова. Мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно, и к сожалению, иногда не придаём им должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам правильно воспитывать наших детей .

Многих может заинтересовать то, почему мы сейчас затрагиваем этот вопрос? Ведь наши дети совсем маленькие. Они только пришли в детский сад? Но так как к 5 – 6 годам у ребёнка уже должны быть сформированы основные правила культурного поведения , именно сейчас нужно начинать готовить детей к школе и к самостоятельной жизни. Трунова З. В. информировала родителей о том, с какими проблемами и трудностями они могут встретиться в стенах школы, если не будут уделять должного внимания воспитанию детей сейчас в дошкольном возрасте . Отец Сергий призвал родителей к духовно – нравственному воспитанию детей , чтению православных книг, к воспитанию в детях милосердия и гуманности, трудолюбия и отзывчивости.

При обсуждении вопросов : «С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка , «Что является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер ?» родители самостоятельно сделали вывод - конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.

Обсуждая ситуации, делясь своим опытом и мнениями все присутствующие отметили, что одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть родителей. Именно они авторитет для ребёнка. И именно с них, в первую очередь, он берёт пример во всём. Особенно в речевом этикете. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал не только правильную, но и вежливую речь. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

А часто ли мы, взрослые, обращаемся к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляем слово «пожалуйста» , благодарим его, высказываем своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Давайте задумаемся над этим.

Родители познакомились с основными правила культурного поведения , которые должны быть сформированы у дошкольника : формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками : вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного; соблюдение правил культурного поведения в автобусе , в общественных местах; воспитание у детей любви и привычки к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания : «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам» ; воспитание привычка всегда говорить правду; необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило : «Каждой вещи – своё место» .

Каждый родитель должен ответить на вопросы самому себе :

- Воспитан ли мой ребёнок ?

Не стыдно ли за него в обществе?

Присущи ли ему чуткость, внимательность?

На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы.

«Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом» С. Харрис

Основой любой системы воспитания должна быть любовь . Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность , нежность и признательность. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения , от которых зависит, каким вырастает человек.

С первых лет жизни ребёнок должен усвоить, что кроме слова «хочу» есть слова «надо» , «нельзя» , «можно» . Пусть хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения .

Воспитание - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества. Содержание воспитания, как было сказано выше, отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время - это переход от индустриального общества XX в. к постиндустриальному или информационному XXI в. Развитие и функционирование воспитания обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Вместе с тем цель воспитания - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи воспитания и культуры.

Связь воспитания и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института воспитания связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития воспитания является «культуросообразность». При этом воспитание рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению «природосообразности» воспитания. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам природы», в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты воспитания и обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип «культуросообразности», императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение и воспитание в контексте культуры, ориентацию воспитания на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества.

Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером воспитания и обучения. Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

  • 1. постфигуративную;
  • 2. кофигуративную;
  • 3. префигуративную.

При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни», прожитое взрослыми - это «схема будущего для их детей». Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Воспитание и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и воспитания вскрывают накопившиеся в истории цивилизации противоречия между сложившимся «воспитательным» стереотипом общественного сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное воспитание характеризуется поиском решения этого противоречия.

Статьи по теме: