Можно ли работать в праздничные. Что разрешается и что запрещено делать на церковные праздники

На вопросы читателей отвечает протоиерей Николай Агафонов.

Я работаю в светской организации. Часто большие церковные праздники выпадают на рабочие дни, и я не могу пойти в храм. И наоборот: гражданские праздники, большинство из которых я не считаю таковыми, являются выходными днями. Уволиться с работы я не могу. Что делать в такой ситуации?
Андрей

Согласно каноническому Церковному праву, Православный христианин обязан посещать храм в воскресные дни и в двунадесятые праздники. Пропустивший две-три воскресные службы без уважительных причин считался низверженным из церковного общения.
Теперь давайте разберемся с вами, какие это могут быть уважительные причины. Такими причинами могут быть любые внешние обстоятельства, которые не зависят от нашей воли. Болезнь человека, когда он вынужден соблюдать постельный режим. В этом случае его должны после службы посетить родные или друзья-прихожане и принести ему из храма просфорку или то, что в данный праздник освящалось в храме: яблоко, вербу, Крещенскую воду или пасхальное яичко.
Важной причиной являются также обязанности по уходу за больным родственником или другом, когда его нельзя оставить одного. К важным причинам относятся также обязанности по работе или службе. Если рабочий день совпал с церковным праздником, это, конечно, неприятно для Православного человека, но его греха здесь нет. Надо зайти в храм до работы или после и подать записочку на поминовение о здравии (можно накануне).
То, что вы трудитесь во время праздника на работе, не является грехом, так как это от вас не зависит. Но если вы работаете дома: делаете ремонт своей квартиры, или стираете в праздники, или трудитесь в это время на огороде - это грех. Человек обязан трудиться шесть дней в неделю, а седьмой день посвящать Богу, то есть отложив все свои повседневные дела, подумать о своей душе. В Ветхом Завете этим днем была суббота, для христиан этим днем стало воскресенье, так как Господь в этот день воскрес из мертвых.
Но и в этих правилах надо избегать фарисейства. В воскресный день можно трудиться, но не ради пропитания, а для души, когда необходимо исполнить заповедь о любви к ближнему, которая превыше всех законов и пророков. Допустим, посетить в воскресный день больного и убраться в его квартире, или еще каким-то трудом послужить Ему. Помочь помыть храм после службы в воскресный день также является богоугодным делом.
Так что вам не надо увольняться с работы, а радоваться тому, что два самых великих праздника - Пасха и Рождество - всегда приходятся на выходные дни, тем более что службы на них совершаются ночью.

Часто бывает, что едешь в автобусе, а рядом разговаривают и пересыпают речь матом, молодые и старые, никого не стесняясь. Мне кажется, что христианин в такой ситуации не должен молчать. Я говорю: "Знайте, что сквернословы не наследуют Царствия Небесного. Вы оскорбляете Пресвятую Богородицу и свою маму". Такие слова действуют ошеломляюще, обычно помогает. Правильно ли я поступаю?
Раба Божия Людмила , г. Самара

Вы поступаете правильно, когда берете на себя труд обличать нечестие людей. Самое главное, чтобы в вашем сердце не поселилась гордая фарисейская мысль, что вы чем-то лучше тех, кого обличаете

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (12393) раз

Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.

Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.

Если вы хотите преумножить свою веру, следуйте Библии. Не стоит слушать суеверия.

Почему нельзя делать уборку?

Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.

Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру. Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.

Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.

Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.

Приметы против уборки

На Руси существовало множество примет против уборки.

  • Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
  • Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
  • Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
  • Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.

Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.

Что именно нельзя делать в церковные праздники?

  • Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
  • Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
  • Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
  • Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
  • Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.

В какие праздники лучше не планировать дел?

Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.

Протоиерей Александр Ильяшенко говорил:

«Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях. Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме».

Преподаватель православной культуры Галина Колесниченко рассказала «АиФ-Юг» о том, когда и, главное, как правильно отмечать церковные праздники. А также развеяла общепринятые заблуждения о том, что нужно и нельзя делать в эти дни.

В Пасху на кладбище не ходят

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение (1 апреля) . Народ Иерусалима встречает этот праздник очень торжественно. Вербу срезают заранее и в субботу, освящают в церкви. Раньше на Руси устраивались торжественные шествия, имитирующие вход Иисуса в Иерусалим.

«Важно помнить, что Вербу, которую вы освятили в Храме, ни в коем случае нельзя выкидывать. Освященную Святой водой веточку, как и все остальное, освященное в храме, и даже шелуху от пасхальных освященных яиц, и обертку от куличей, купленных в магазине и освященных, следует сжигать. Кстати, считается, что освященная веточка вербы охраняет дом от пожара»

Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля) . По преданию, в этот день Пресвятая и непорочная Дева Мария получила весть о том, что ей суждено стать матерью Богомладенца. Празднование Благовещения заключается в посещении в этот день храма и прослушивания Литургии.

«После окончания Литургии, по древнему русскому обычаю, верующие выпускают на волю птиц. Этим обрядом символизируется, что птицы не заперты в клетке, а на свободе, в поиске Божественной Церкви. В этот праздник, кстати, птиц массово скупают, чтобы выпустить».

Пасха или Воскресение Христово (8 апреля). Считается самым важным христианским праздником. Сейчас, как и прежде, в этот день щедро накрываются столы. Среди блюд главным символом считаются крашеные яйца, пасхальные куличи, душистые творожные пасхи. В субботу в ночь все это несут на торжественную службу в церковь, где батюшка их святит. И в воскресенье с утра за накрытым столом собирается семья.

«Однако есть устоявшееся заблуждение, что еду с праздничного стола, оставшуюся невостребованной, следует везти на кладбище. Нельзя. Во-первых, посещать кладбище стоит на Радоницу. Во-вторых, оставлять еду, а еще хуже, стопку или сигарету, как это зачастую делает народ, ни в коем случае нельзя».

Вознесение Господне (17 мая) . Празднование «восшествия Иисуса Христа на небо во плоти». Считается, событие произошло на Елеонской горе - с этого дня начинается полный расцвет весны, как бы ее окончание и переход к лету.

«Накануне праздника, служится всенощная и выполняется обряд отдания Пасхи. В четверг проводится торжественная литургия. Нужно идти в храм на исповедь и причастие. В этот день пекут прямоугольные пироги с луком, украшают их перекладинами в виде символической лесенки - пути Христа на небеса. Также принято поминать умерших предков блинами, вареными яйцами. А вот делать работу по дому, например, уборку - нельзя. Любая другая трудоемкая, «черная» работа также под запретом. И кстати, в этот день нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в Вознесение из храмов выносят Плащаницу».

«Делитесь с обездоленными»

Троица (27 мая) . Как отдельный, самостоятельный праздник ее утвердила церковь в память «о дне, когда собравшимся апостолам снизошел Дух, наполнив их светом, благодатью. Для христианства у Бога три лица: отец, сын и дух святой». Поэтому в троицу прихожане также собираются внутри храмов, где священники молятся, чтобы им явился дух, как основа жизни, ее наполнение, источник света, благодати.

«На Троицу освещают цветы и зеленые веточки, украшают квартиры и дома, в храме зеленой травой покрывают полы, словно ковром. В этот день нельзя заниматься полевыми работами, шить, купаться в море или реке».

Преображение Господне или Яблочный спас (19 августа) . Как сказано в Священном Писании, в этот день Иисус со своими учениками молились на вершине горы Фавор. «Во время молитвы лицо Иисуса посветлело, а одежды сделались белее снега…. Вскоре их окружило облако, из которого ученики услышали голос отца Небесного, сказавшего: «Это мой сын возлюбленный. Его слушайтесь». На этом видение закончилось, облако исчезло».

«Это праздник благодарения за дары природы. Считается, что до Яблочного Спаса должен быть полностью убран весь урожай зерновых, поскольку после 19-го августа любой дождь погубит весь урожай. Также в этот день принято делиться яблочным урожаем с семьей и с обездоленными».

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) .Праздник посвящен воспоминанию об Успении (смерти) Пресвятой Богородицы. По писанию, в этот день Апостолы, находящиеся в разных странах, встретились в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

«В этот день нельзя работать, шить, стирать, мыть полы, работать в огороде. Нужно идти в храм, молиться и совершать добрые дела».

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) . Идет в летоисчислении первым, т.к. ранее год начинался с 1 сентября. Ну, и вторая причина - именно с рождением Пресвятой девы Марии последовательно начали строиться другие праздники.

«Нельзя творить зло, нужно стараться делать как можно дел. Важна помощь людям в эти дни, посещение бедных, больных, обездоленных. Двунадесятые праздники - очень важные, поэтому требования, к ним применимые, одинаковы».

Защита на весь год

Воздвижение креста Господня (27 сентября) . Праздник установлен в честь Обретения Креста Господня (326 год, Иерусалим, в непосредственной близости от Голгофы). Крест Иисуса Христа был определен тогда, когда больная женщина, на которую поочередно возлагали три креста, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения.

«Воздвижение тоже относится к двунадесятым праздникам - в эти дни важна усиленная молитва, посещение храма, «гигиена своей души».

Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) . В этот день храм обычно украшен в нежно-голубом цвете (любимый цвет Марии) - в этот день престарелые родители Марии, Иоаким и Анна, посвятили свою единственную трехлетнюю дочь Богу. Существует сказание, в котором описывается, как трехлетняя малышка самостоятельно поднимается по высоким ступеням в стены Иерусалимского храма. Также этот день показывает огромную любовь к Богу. Иоаким и Анна были людьми крайне состоятельными и добрыми, но вот ребенка родить долго у них не получалось. После пятидесяти лет совместной жизни, отчаявшийся Иоаким удалился в пустыню, где провел 40 дней и ночей. Анна продолжала молиться дома. И «молитва была услышана.

«В этот день желательно причаститься, надеть в Храм одежду со светло-голубым оттенком. Если исповедоваться и причаститься в этот день, Богородица будет защищать весь год».

Рождество Господне (7 января) . В этот праздник православные люди разговляются (вкушают скоромную пищу после поста). Считается, это самый светлый праздник - рождение Иисуса Христа, сына Бога. Непорочное зачатие и сверхъестественное рождение делают этот праздник еще более ярким и почитаемым. Перед Рождеством идет пост, длиной 40 дней.

«Желательно отстоять в храме всенощное бдение. 7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество лучше только с теми людьми, которые могут принести счастье вам. Как правило, в Рождество преподносят съестные подарки. Обязательно несут кутью, конфеты, варенье и соленья. Можно подарить и игрушку, если это ребенок».

Крещение Господне (19 января) . В этот день вспоминают, как пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики.

«Надо помнить, что окунаться в прорубь в этот день могут только физически здоровые люди. Этот момент отображается не как очищение от всех грехов (в совокупности с очищением души молитвой, исповедью и причастием). Но часто ежегодный обряд отмечают по типу «вчера Крещение праздновали, выпили. Поспорили, кто из нас в прорубь окунуться сможет. От грехов очистились. Безгрешные теперь…». Так нельзя».

Самое важное в любой православный праздник, да и без него - это гигиена души.

Сретение (15 февраля) . Встреча человечества с Богом. Человечество здесь олицетворяет старец Симеон, которому сам Бог, воплотившийся в Духа Святого, пообещал жизнь на земле до тех пор, пока он не увидит Иисуса Христа.

«На сретение в церквях освящают свечи, в народе эти свечи называются громницы. Существет поверье, что такие свечи способны отгонять гром и молнии, а также бесов и нечистую силу. Кроме того, в этот же день брали в церкви освященную воду, она считалась целебной».

Когда я училась в школе, всех нас воспитывали атеистами. И дома тоже. Но моя мама почему-то все равно придерживалась каких-то церковных обычаев. На Пасху она пекла куличи и всегда говорила, что в праздники нельзя работать.

Что считается грехом в церковные праздники

В православной религии существует семь смертных грехов , которые, естественно, нельзя делать никогда. А в праздники считается грехом еще и любая работа. Особенно грязная, связанная с мытьем и грязной водой. Значит, в церковные праздники и воскресенье не следует:

  • мыться самому;
  • что-то мыть: полы, окна, даже посуду;
  • стирать белье;
  • прибираться в доме;
  • работать на земле: в саду, в поле, в огороде.

Все эти работы необходимо сделать заранее и лучше закончить в канун праздника или в субботу до 2-х часов дня . И начинать работать можно было (по словам, опять же, моей мамы) в праздник или воскресенье после 4-х часов . Мне она объяснить не могла, почему именно так, но я думаю, что это связано со службами в церкви.


В церкви сутки начинаются не в полночь, а в 6 часов вечера. Тогда (или чуть раньше) начинается вечерняя служба. Значит к этому времени должны быть закончены все дела. И человеку нужно привести себя в порядок, нарядиться, чтобы пойти на службу в храм.

Потом, перед восходом солнца начинается утренняя служба . Богослужение проводится как бы в несколько этапов. Завершается литургия примерно в 4 часа дня. На заключительной службе обычно вспоминают о смерти Христа, день закончен.

Перед праздниками и воскресеньем вечернюю службу объединяют с утренней. Называется это всенощным бдением. Видимо, мама моя была права, если именно так учила меня придерживаться церковных праздников.

Смертным грехом считается и сквернословие. Поэтому в праздничные дни особенно нужно воздержаться от брани, ругачки, ссор . Не стоит выяснять отношения. Лучше найти повод для примирения.

Моя мама не разрешала мне в воскресенье и церковные праздники вязать . Это меня очень раздражало. Это ведь не грязная работа, и даже не работа, а хобби. Когда занимаешься любимым делом – это просто удовольствие.


Хотя раньше, когда все вещи люди делали сами своими руками, это считалось работой.

Позже я узнала, что священнослужители сейчас разрешают в праздники заниматься рукоделием . Но я все равно, по совету мамы, с утра (в церковные праздники) стараюсь ничем таким не заниматься. А чтобы не нагрешить, иду прогуляться или в магазин. Иногда даже в церковь. Но очень редко. Может быть, зря?

Статьи по теме: