Музыкальное воспитание и развитие дошкольников. Музыкальное воспитание в доу

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Описание материала :Консультация для воспитателй детских садов

Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н.А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и
музыкального руководителя
, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.
1 . Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в
проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
1. Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий.
Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.
Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей . В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Игра , безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий.
Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках . Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.
2.Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми ивоспитателями:
Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы,
которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ, которое включает:
1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДОУ.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:
1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы -
индивидуальной работы с детьми,
музыкально-воспитательная работа в группах,
используемый на занятиях музыкальный репертуар,
вопросы организации музыкальной среды ДОУ;
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.
3. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.
Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.
Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.
К формам работы относятся:
Открытые музыкальные занятия
Консультации.
Родительские собрания.
Семинары-практикумы.
Совместные праздники и развлечения.
Домашнее задание.
Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии. Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и
родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

«Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется рекомендуемая для родителей фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей дете., а так же советы родителям на разные темы.

Подводя итог , следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами и, в-третьих, мы сделаем родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса

Мухина Евгения Юрьевна
Музыкальное воспитание в ДОУ: задачи, формы организации

Музыкальное воспитание в ДОУ

Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его таланты, идет активное развитие личности.

За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников изменилось очень многое : появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к их содержанию и . На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам , которые бы позволили образовывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания :

Область «Музыка » входит в совокупность образовательных областей программы. Реализация её содержания направлена на формирование общей культуры детей через развитие музыкальности , приобщение к музыкальному искусству .

Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, способствует гармоничному личностному развитию. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей , но и способствует социализации ребенка, а также формирует его духовную культуру.

Основные задачи музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО :

Приобщение к музыкальному искусству ; формирование основ музыкальной культуры , ознакомление с элементарными музыкальными понятиями , жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений .

Развитие музыкальных способностей : поэтического и музыкального слуха , чувства ритма, музыкальной памяти ; формирование песенного , музыкального вкуса .

Воспитание интереса к музыкально -художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально -художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности : Образовательная деятельность, самостоятельная музыкальная деятельность детей , музыка в повседневной жизни и на праздниках и музыка в семье .

Образовательная деятельность - основная форма работы с детьми , в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Образовательная деятельность включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки , игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты ) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей . Объединяет детей общими, радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учит культуре поведения, требует определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее, на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на непосредственно образовательной деятельности. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей . Содержание занятий включает обучение пению, слушанию музыки , ритмике, элементам музыкальной грамоты , игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

Цель и задача образовательной деятельности заключается в том, что бы привить дошкольникам интерес к искусству, умение разбираться в музыкальной информации , жанрах, музыкальных формах , способствовать формированию у детей художественного вкуса.

Образовательная деятельность, является основной формой учебной деятельности в детском саду и воспитательно -образовательный процесс осуществляется путем прямого обучения. В быту же, приоритетным становится косвенное руководство музыкального руководителя , воспитателя , родителей музыкальным воспитанием детей . Прямое обучение в повседневной жизни не исключается совсем, но оно должно быть ограничено. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на совместной деятельности, партнерстве, всячески поощряя его инициативу, что особенно важно при самостоятельных музыкальных проявлениях детей . Музыка в повседневной жизни детского сада объединяет в себе все формы музыкальной деятельности : праздники, развлечения, утренняя гимнастика.

Итак, форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя , музыкального руководителя , родителей : прямое и косвенное. Во время игр, упражнений обучающего характера, прогулок музыка может звучать по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках, утренней гимнастике это происходит, как правило, по инициативе педагога; при этом он должен, конечно, учитывать возможности, интересы и пристрастия детей. Взаимодействие всего педагогического коллектива является одним из признаков высокоэффективной организации воспитательно образовательного процесса. Музыкальный руководитель создаёт условия для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности , а воспитатель способствует их закреплению.

Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю необходимо выстроить взаимодействие не только с коллективом педагогов, но и родителями. Для этого с родителями проводится определённая работа, в процессе которой необходимо добиться, чтобы они стали проводниками культурного становления ребёнка. Дети и взрослые любят общие формы взаимодействия , а это праздники, развлечения, конкурсы, викторины.

Кружковая работа также способствует возникновению самостоятельной музыкальной деятельности детей как в группе, так и дома вместе с родителями. Накопленный музыкальный опыт ребёнок переносит в повседневную жизнь в соответствии со своими интересами и желаниями.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду - один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками , способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт , сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Опираясь на многолетние исследования лаборатории эстетического воспитания НИИ дошкольного воспитания , проведенные под руководством Н. А. Ветлугиной, можно сделать вывод, что самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников успешно развивается при правильной постановке музыкального воспитания и в детском саду , и в семье. В его организации рекомендуется придерживаться следующих положений :

Обучение - средство музыкального воспитания , нацеленное на развитие личности ребенка, в частности его музыкальности , учитывающее его возрастные и индивидуальные особенности;

- музыкальные занятия - основная форма организации обучения детей ; однако обучение следует осуществлять, используя все подходящие жизненные ситуации, как в детском саду, так и в семье;

Руководство музыкальным воспитанием детей со стороны педагога должно носить характер совместной деятельности (быть рядом, вместе, а не над, сверху, в которой взрослый остается ведущим, но видит в ребенке равноправного участника, партнера.

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) происходят изменения в системе образования Российской Федерации, в том числе и в системе дошкольного образования. Давайте обратим внимание на изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании, которые появились с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

И так, впервые в истории образования дошкольное образование рассматривается как первый, самостоятельный уровень общего образования. С одной стороны - это повышает значимость дошкольного образования, а с другой - это повышает и требования к качеству и уровню дошкольного образования, в том числе и музыкального воспитания, как одной из его составляющей.

Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности воспитателей и педагогов-специалистов.

Согласно «Профессиональному стандарту педагога», «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу… Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию».

Согласно пункту 1.5 ФГОС ДО, он направлен на достижение следующих целей:

  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

  • Непосредственная образовательная деятельность (Музыкальные занятия);
  • Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;
  • Праздники и развлечения;
  • Музыкальное образование детей в семье.

Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.

С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства к целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя».

В соответствии с пунктом 2.6.ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, «в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере».

Меняется отношение к оцениванию детской деятельности , к освоению ребенком программных знаний. С одной стороны - требовать от ребенка дошкольного возраста на выходе конкретных образовательных достижений мы не можем. Это обуславливается спецификой дошкольного детства (то есть гибкостью, пластичностью развития ребенка, большим разнообразием вариантов его развития, непосредственностью и непроизвольностью) и тем, что дошкольное образование не является обязательным в Российской Федерации. А с другой - нам необходимо определить результаты, на которые мы должны ориентироваться в процессе реализации программы. Исходя из этого, в ФГОС ДО результаты освоения программы предлагаются в виде целевых ориентиров и «не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей».

Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, согласно ФГОС ДО , проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики с целью оценивания эффективности педагогических действий и лежит в основе дальнейшего планирования их. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития;)

2) Оптимизации работы с группой детей.

Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ , на наш взгляд, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения. Поэтому каждое музыкально- художественное впечатление, каждый музыкально- художественный образ должны помимо своего эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей его жизни. Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».

В дошкольном учреждении музыкальное воспитание детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя педагогическая практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также происходит обогащения детей музыкальными впечатлениями, как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.

Таким образом, музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.

Учитывая, что ФГОС ДО ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребенка, а образовательная программа дошкольной образовательной организации, в соответствии с ФГОС, «формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Все об-разовательное содержание программы, в т. ч. и му-зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы-кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры-тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре-ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом».

И давайте помнить, что «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В.А. Сухомлинский).

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее и физическое развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Восприятие музыки, отражение её настроения и образов в движении способствует укреплению физического и психического здоровья детей, гармоничному развитию тела и духа.

В дошкольном возрасте очень важно психологически раскрепостить ребёнка через освоение собственного тела как выразительного инструмента для передачи чувств, эмоций, которые ребёнок черпает из музыки. Ещё издавна музыка для воспитания и образования соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире. Поэтому очень естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте…» Красота внутреннего мира, здоровый дух, здоровые мысли, здоровье души и тела…Вот то, к чему мы стремимся, погружая детей в мир музыки.

Каждый ребёнок обладает своеобразным сочетанием способностей, личностных качеств. Важно заметить и развить всё лучшее, что заложено от природы, используя индивидуально-дифферинцированный подход, задания разной степени сложности. Необходимо учитывать интересы детей, склонности к различным видам музыкальной деятельности.

Основные задачи музыкального воспитания в детском саду:

  1. Развивать у детей музыкальный вкус, слух, представления о красоте.
  2. Укреплять здоровье детей благодаря музыкальному движению и специальным упражнениям, насыщению музыкальных занятий положительными переживаниями, поощрять эмоциональный отклик, желание выражать свои эмоции.
  3. Обогащать эмоциональную сферу детей музыкальными впечатлениями.
  4. Развивать у детей музыкальные способности во всех доступных видах музыкальной деятельности, содействовать развитию воображения и проявлению детского музыкального творчества.
  5. Развивать культуру слушания музыки, культуру пения и игры на музыкальных инструментах, культуру движения тела.

Система музыкального воспитания состоит из 4-х взаимосвязанных разделов:

  1. 1. Слушание музыки:

— Восприятие музыки, специально созданной для слушания.

— Музыкально-дидактические игры и упражнения.

  1. Исполнительство:

— Движение.

— Игра на детских музыкальных инструментах.

  1. Творчество:

— Песенное.

— Музыкально-игровое.

— Инструментальное.

  1. Музыкально-образовательная деятельность:

— Первичные представления об основных элементах выразительных средств музыки.

— Введение музыкального словаря в речь детей.

Система работы по музыкальному воспитанию в нашем ДОУ строится основывается на следующих принципах:

  1. Принцип тематизма. В основе лежат темы, близкие и понятные детям по своему содержанию, например: «В гостях у осени», «Кто живёт в лесу», «Встречаем Новый год», «Зимняя сказка», «Весенняя капель» и другие.
  2. Принцип использования в программном репертуаре высокохудожественных произведе­ний: классических, народных и современных.
  3. Принцип объединения всех разделов музыкального занятия единым сюжетом , когда это возможно, особенно на занятиях с малышами. Это помогает увлечь детей, погрузить их в увлекательное содержание занятия.
  4. Принцип импровизационности. Использование импровизации во всех видах деятельности, стремление к творчеству.
  5. Объединения музыки, слова и движения в упражнениях (речевые и вокальные упражнения, пальчиковая гимнастика).

Известно, что музыка родилась из двух источников — из слова и движения . Рождение музыки путём «отделения» интонации от слова — лишь один путь её создания. Другой — рождение музыки из движения (жеста, танца, пантомимы), которое, как и слово, является средством выражения человеком своих мыслей и переживаний. Эти два источника привели к образованию с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи — музыкально — речевых интонаций, с другой — пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений.

Рождение музыки из этих двух источников естественно определило появление двух исконных первичных видов музыкальной деятельности — пения и движения под музыку . Они и в наши дни являются наиболее демократичными и любимыми её видами.

В структуре музыкальных занятий в детском саду эти виды музыкальной деятельности занимают едва ли не центральное место. При этом если пение — достаточно сложный для детей и более поздно формирующийся её вид, то движение под музыку — значительно более доступный и ранний вид музыкальной деятельности.

Музыкальное движение представляет особенный интерес в связи с задачей развития творческих способностей. Он объясняется, во-первых , «двигательной природой» детского воображения (Л.С.Выготский); во-вторых , максимальной доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах включая ранний возраст, что очень важно для формирования элементов музыкального творчества, начиная с первых шагов музыкального развития. Наиболее яркие эмоциональные реакции — радость, удовольствие — возникают у детей именно в музыкальной деятельности, а яркие эмоции являются важнейшим условием для формирования творчества.

Говоря о «двигательной природе » детского в воображения, Л.С.Выготский подчёркивал действенность воссоздания его образов детьми «при посредстве собственного тела» . В этом — ключ к пониманию значения музыкального движения в музыкально-творческом развитии детей.

Развитие чувства ритма у ребёнка идёт с первого года. К 2-2,5 годам ребёнок обладает простейшими ритмическими представлениями, затем начинает воспроизводить структуру их двух меньших и одной большей длительности. К пяти годам ребёнок воспроизводит ритмическую канву произведения, и даже старшие дошкольники улавливают в основе динамической и ритмической структуры в первую очередь ритм, а мелодию и гармонию воспринимают значительно хуже.

С самого раннего детства ребёнок исследует свои голосовые возможности, звуки, которые его окружают. Это — бытовые звуки, звуки транспорта, звуки природы и другие.

Систематическая работа со звуком ведёт ребёнка к знакомству с языком музыки и помогает ему формировать слух, голос, ритм.

И конечно же, нельзя недооценить влияние музыки на здоровье детей. Музыкальные занятия, обогащённые впечатлениями, положительными эмоциями, улучшают самочувствие. Специальные упражнения для дыхания и голоса помогают детям находиться в хорошей физической форме. А сама музыка лечит, успокаивает и воспитывает детей.

Планирование музыкальной работы с детьми дошкольного возраста

2. Организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном образовательном учреждении

Музыкальное воспитание в детском саду является одним из важнейших воспитательных средств. Чтобы проводить эту работу целенаправленно и углубленно, за нее должен нести ответственность весь педагогический коллектив. Направляется весь процесс музыкального воспитания заведующей детским садом.

Заведующая не всегда имеет музыкальное образование, но должна обладать общей музыкальной культурой для того, чтобы создавать культурную деловую атмосферу во вверенном ей учреждении.

Заведующая создает условия для проведения музыкальной работы с детьми. Основные из них - настроенный инструмент, соответствующее помещение. Помимо этого для проведения музыкальных занятий требуются следующие пособия: флажки, мячи, ленты, обручи, платочки, султанчики и т.д. Заведующая следит за приобретением этих пособий, за обеспечением процесса музыкального воспитания соответствующей методической литературой.

Необходимым условием для проведения музыкальных занятий является облегченный костюм детей и легкая удобная обувь. Специальная одежда организует детский коллектив, помогает создать соответствующее настроение, позволяет детям легко и свободно выполнять движения. Мягкая, удобная обувь не создает излишнего шума при выполнении музыкально-ритмических движений. Поэтому заведующая детским садом по возможности обеспечивает приобретение специальных костюмов, в которые дети будут переодеваться, идя на музыкальное занятие. Это могут быть простые, но изящно сшитые пестрые платьица на кокетке или короткие пышные юбочки темного цвета и белые кофточки для девочек, белые рубашки и короткие штанишки на резинке для мальчиков.

Заведующая следит за тем, чтобы музыкальная работа с детьми была отражена в соответствующей документации. Проверяет и утверждает план работы музыкального руководителя, следит за ведением ее учета, за работой музыкального руководителя с воспитателями. Заведующая посещает музыкальные занятия с целью проверки их организации и усвоения детьми программного материала. Она отмечает их форму и содержание и по окончании проводит анализ - высказывает свои соображения по поводу репертуара, методики работы, поведения детей, их успехов и недостатков.

Посещения музыкальных занятий должны носить периодический характер и не нарушать их спокойной обстановки. Недопустимо приходить на занятие, когда вздумается. Надо прийти к его началу и пробыть до конца, предупредив, чтобы в это время ее не тревожили вызовами, не обращались с вопросами по поводу тех или иных проблем хозяйственной или организационно-педагогической работы. Заведующая должна вести себя тактично, не подрывать авторитет музыкального руководителя перед детьми. Все возникающие вопросы необходимо разрешать после ухода детей.

Кроме того, заведующая детским садом наблюдает, как музыка входит в повседневную жизнь детей.

В дошкольных учреждениях с большим количеством групп имеется должность старшего воспитателя детского сада.

В его обязанности, наряду с другими, входит обеспечение работы по музыкальному воспитанию в методическом кабинете - оснащение его необходимыми пособиями, литературой, конспектами музыкальных занятий, сценариями праздников и вечеров досуга. Кроме того, в общевоспитательной работе детского сада заведующая и старший воспитатель могут разделить свои функции. Например, старший воспитатель полностью отвечает за постановку музыкального воспитания в группах, за прохождение программы, осуществляет контроль за музыкально-педагогическим процессом, а заведующая помогает наладить организационные моменты работы музыкального руководителя с педагогическим коллективом, родителями, следит за выполнением музыкальным руководителем его обязанностей.

Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку работы по разделу "Музыкальное воспитание" во всем детском саду и за осуществление задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выполнение программных требований по каждой возрастной группе.

В процессе работы он должен всегда помнить о цели музыкального воспитания - формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурного слушателя.

В связи с этим музыкальный руководитель детского сада обязан два раза в неделю проводить музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам совершенствуется музыкальное восприятие, а также участвовать в проведении физкультурной деятельности. Он обязан осуществлять подготовку к праздникам и музыкальным вечерам досуга: проводить индивидуальную работу с детьми - развивать их музыкальные способности, обучать отстающих тем или иным программным умениям; посещать методические объединения с целью обмена опытом; систематически повышать свою педагогическую и музыкальную квалификацию; проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь детского сада.

Музыкальный руководитель обязан проводить работу с родителями по плану заведующей детского сада.

Рассмотрим содержание и формы работы музыкального руководителя с воспитателями и родителями.

Музыкальный руководитель на занятиях, различных по форме, знакомит воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей, раскрывает перед ними задачи, содержание и методы работы по каждой возрастной группе, помогает наметить возможные моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, обсуждает сценарии и планирует проведение праздников и музыкальных вечеров досуга, обсуждает результаты проведенной с детьми работы, обучает воспитателей основным певческим и музыкально-ритмическим умениям. Начиная с ознакомления воспитателей с практическим материалом, планом занятий, музыкальный руководитель постепенно подводит их к пониманию всей системы музыкальной работы с детьми.

Основной формой работы с педагогическим коллективом является консультация. Она бывает групповой (по 2-4 человека) и индивидуальной. На консультациях воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, обсуждают то или иное проведенное музыкальное занятие, отмечают достижения и неудачи, планируют содержание индивидуальной работы с детьми, моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, воспитательную работу в группе, предваряющую вынесение того или иного нового материала на музыкальное занятие.

В ходе индивидуальных консультаций музыкальный руководитель отвечает на возникшие вопросы, ведет работу по развитию певческих и музыкально-ритмических умений у воспитателей, не обладающих хорошими музыкальными способностями. Другой формой работы с воспитателями являются практические занятия всего коллектива. На них разучивается музыкальный репертуар для детей, так как его знание обеспечивает работу по программе. Музыкальный руководитель проводит и семинары, где изучается новая методическая литература по каким-либо разделам работы; практикумы, где наряду с теоретическим объяснением и практическим показом музыкальный руководитель дает задание каждому из присутствующих. Например, музыкальный руководитель рассказывает воспитателям о значении и видах музыкально-дидактических игр, показывает ряд игр для каждой возрастной группы, а затем предлагает всем подготовить и провести подобные игры в своих группах. По истечении некоторого времени воспитатели знакомятся с этой работой в группах своих товарищей. Затем все вновь собираются вместе для обсуждения результатов. Проведение практикума занимает длительное время, но, несомненно, приносит существенную пользу.

Наряду с указанными занятиями музыкальный руководитель детского сада проводит работу по повышению музыкальной культуры педагогического коллектива детского сада. Это может быть доклад на педсовете о важных событиях в музыкальной жизни страны, о музыкальном воспитании детей за рубежом, жизни и творчестве того или иного композитора и т.д. Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни через стенгазету, специальные стенды.

Важной формой работы является проведение открытых занятий, вечеров досуга по музыкальному воспитанию детей с их последующим обсуждением, которое помогает находить оптимальные методические приемы, развивает критическое отношение к материалу, способу его разучивания. На открытых занятиях как достижения, так и недочеты в педагогической работе становятся очевидными.

Для того чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю нужно охватить музыкальной работой не только педагогический коллектив, но и родителей. Родители должны понимать основные цели и задачи, которые ставит перед собой детский сад в деле музыкального воспитания и развития ребенка. Их должен интересовать процесс его музыкального роста на музыкальных занятиях, высказывания о музыке. Нежелательная песня только в том случае исчезнет из обихода ребенка, если он не услышит ее не только в детском саду, но и дома. Но для этого с родителями должна проводиться определенная работа, в процессе которой необходимо добиться того, чтобы они были проводниками музыкального воспитания, умело поддерживали интерес ребенка к музыке, а не заглушали его. Музыкальный руководитель должен извещать родителей о продвижении их детей в области музыкального развития, о степени их одаренности. Для этого ему следует использовать все удобные моменты жизни детского сада:

· выступать с докладами на групповых и общих родительских собраниях по разъяснению самых разных вопросов музыкально - эстетического воспитания, организации музыкальной деятельности ребенка в семье;

· проводить индивидуальные беседы в моменты прихода и ухода детей;

Рассмотрим роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть ее активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребенка. И направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных педучилищах будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания и т.д. В детских садах работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведет музыкальный руководитель .

Между тем с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает, даже если в детском саду имеется очень опытный музыкальный руководитель.

Воспитатель обязан:

· развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулках, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх;

· развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкальных дидактических игр;

· углублять музыкальные впечатления детей путем слушания грамзаписей;

· знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях;

· проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (болезнь, отпуск).

Воспитатель должен осуществлять музыкальное воспитание, используя все формы работы: пение, слушание музыки и музыкально-ритмические движения, - игру на музыкальных инструментах. Навыки для такой работы воспитатель получает за время специальной подготовки в учебных заведениях и посредством общения с: музыкальным руководителем на различных консультациях, участия в проведении практикумов и т.д.

Воспитательный потенциал игры как педагогического средства

Как отмечают возрастные психологи, ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста - игровая. Но, в зависимости от возраста ребенка, игровые действия постепенно усложняются, дети овладевают новыми умениями и навыками. В ходе игры...

Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве...

Дошкольное образовательное учреждение

I. Общие положения 1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. 2...

Здоровьесбережение в дошкольном образовательном учреждении

Инновационные технологии методической работы в образовательном учреждении

Методическая работа в ДОУ - важное условие повышения качества педагогического процесса. Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, воспитатели не только повышают профессиональный уровень...

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей умственно отсталых

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств...

Организация логопедической работы в дошкольном учреждении

Разработать методику проведения ритмической гимнастики с детьми средней группы детского сада; - провести сравнительный анализ результатов опытно-практической работы по проведению ритмической гимнастики с детьми средней группы детского...

Особенности проведения ритмической гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста

Опытно-практическая работа была нами проведена на базе МДОУ «Детский сад «Колокольчик» нашего города...

Педагогический процесс и его особенности

Цель педагогического процесса - реализация задач воспитания и задачи дошкольного воспитания принято соответствовать с основными целями всестороннего гармоничного развития ребенка (идеальная цель воспитания)...

Планирование музыкальной работы с детьми дошкольного возраста

Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов деятельности играет огромную роль. Он помогает видеть перспективу, равномерно работать в течение года...

Психолого-педагогическая работа с детьми раннего возраста во время прогулки

Прогулка является обязательным компонентом режима дня в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и младший воспитатель, начиная рабочий день (до приема детей)...

Развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Статьи по теме: