Названия проектов по экологии для дошкольников. Проект "экологическое воспитание в доу"

Проект по экологическому воспитанию

Детей старшего дошкольного возраста

« Чистый мир »

Выполнил:

Воспитатель Ситдикова Альбина Наильевна

Г Казань

Краткая аннотация к проекту:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.

Проект «Чистый мир» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы:

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

· Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

· Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

· Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

· Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта:

Этап – Подготовительный

Этап – Основной

Этап – Заключительный

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

2. Проведение мероприятий в группах.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Заключительный этап

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Фотомонтаж.

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.

Участники проекта:

· воспитатели;

· родители.

Принципы реализации проекта:

· Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

· Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

· Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

· Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

· Принцип системности . Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

· Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

ü Экологические занятия.

ü Наблюдения и экологические экскурсии.

ü Познавательное чтение.

ü “Уроки доброты”.

ü Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).

ü Природоохранные акции.

ü Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Раздел Основные мероприятия по реализации проекта Группа
Работа с воспитанниками Игры – занятия с детьми познавательного характера Все
Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Опыты» Старшая
Чтение художественной и познавательной литературы Все
Продуктивная деятельность детей Старшая, подготовительная
Инсценировки и театрализация на экологическую тематику Подготовительная
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия Все
Проведение экологического занятия «Земля – наш общий дом» Старшая
Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки по теме) Старшая, подготовительная
Проведение прогулок, экскурсия в Областной Эколого - Биологический Центр Старшая, подготовительная
Работа с родителями Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике) Все
Фотовыставка Все
Организация просмотра тематических видеофильмов, слайд фильмов («Флора и фауна») Старшая, подготовительная
Методическое сопровождение Подборка наблюдений в природе Воспитатели
Цикл наблюдений за животным и растительным миром для детей дошкольного возраста Воспитатели
Подборка художественной литературы по экологии Воспитатели
Подборка литературы познавательного характера Воспитатели
Конспекты поисково – познавательных занятий Воспитатели
Сценарии досугов и развлечений экологическо – познавательного характера Воспитатели
Консультационный материал по теме Воспитатели
Консультационный материал для родителей по теме Воспитатели

Конспект экологического занятия в подготовительной группе

Тема: « Земля - наш общий дом»

Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди); обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля; формированию представлений, что планета Земля сейчас в опасности; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

Материал: глобус, иллюстрации, мяч, бумага для рисования, наборы цветных карандашей.

Предварительная работа:

Рассматривание глобуса, карты.

Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»).

Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.

Ход занятия:

Работа с глобусом.

В группу вносится глобус.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.

Воспитатель. Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

Рассматривание глобуса, ответы на вопросы:

– Какую форму имеет Земля?

– Какие живые существа населяют Землю?

– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца, воздух и вода.)

– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)

– Почему Землю называют общим домом?

– Кто и как загрязняет нашу планету? (На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи). – Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим занимаются люди, которые называются экологами.)

Физминутка.

Игра «Мяч лови – слово назови».

Дети становятся в круг. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен назвать одно из богатств Земли.

3. Игра «Чем мы можем помочь нашей планете?».

Задание: придумайте природоохранительные знаки и нарисуйте их.

Просмотр и обсуждение рисунков, подведение итогов.

Ход занятия.

1. Вступительная беседа.

Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные. (Показать детям иллюстрации с изображением древних лесов) .

Вопросы к детям: Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (Динозавры, мамонты) . Почему они вымерли?

2. Чтение рассказа «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3. Обсуждение для закрепления услышанного:

Каких удивительных животных встретили моряки?

Как вы себе представляете морских коров?

4. Предложить детям нарисовать морских коров так, как они себе их представляют.

5. Пояснения педагога:

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи) , где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми.

Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. В каждом государстве есть своя Красная книга, и даже можно создать Красную книгу для каждой области.

6. Рассказ педагога о чёрном аисте.

Это редчайшая птица. Чёрный аист гнездится только на территории Окского заповедника, на высоких деревьях строит гнездо. Прилетает он из Южной Африки в конце апреля. После прилёта аисты чинят свои гнёзда, устилают их мхом, травой и откладывают от двух до шести яиц. Охота на чёрных аистов запрещена. Их осталось очень мало из-за браконьеров.

Ещё на русской равнине охраняется бурый медведь, вот он на иллюстрации. Когда-то бурых медведей было много, но теперь не осталось в лесах мест, которые не посещают люди, а медведи любят жить в глухомани, куда не пройдёт человек. Каким ещё животным угрожает исчезновение? Почему? Как можно не допустить их гибели?

7. Подведение итогов.

Тема: « Вода – это жизнь »

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать экологическую культуру. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитывать аккуратность при работе.

Материал: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Ход занятия:

Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.

Опыты с водой.

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Воспитатель предлагает детям речевую игру «Вода – это…»

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.

Приведем пример: «Для растений вода – это…»

«Для людей вода – это…» варианты ответов.

Подведение итогов занятия.

Тема: «Кора деревьев»

Цель:

1. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

2. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

3. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева).

4. Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.

5. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.

6. Учить моделировать кору из бумаги.

Предварительная работа: 1. Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину. 2. Наблюдение за дятлом. 3. Беседа о том, что производят из древесины.

Материал: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

Совершенно верно, это дерево (показывает плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается, растет, размножается.) А как дышит дерево? Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника. Что это? (Туесок.) Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете: что это? Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? (Кора защищает дерево.) А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.) Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.) Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. "Разденем" веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней? (Древесина.) А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая.) Да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? (Потому что кора - жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.) Кожица - это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом стволе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

Найдите кору старого дерева. Объясните, почему. Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора? (Береза, сосна, липа.) Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.) А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.) Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.) А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим. Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.) У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.) От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т. д.) Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: "Береза плачет кровавыми слезами". Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры. Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? (Она пахнет смолой.)

Проводится игра из книги Н. Пикулевой «Слово на ладошке».

Воспитатель: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, ветла, баобаб...) Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина...) Хорошо все с заданием справились. Как вы думаете, дети, наша кора (показывает) с какого дерева снята? С живого или неживого? Конечно, со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями. Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник.) Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и, что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы. Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки

для термоса делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголова идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица,- это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

Воспитатель. Что мы слышим? (Птичий переполох.) Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло.) Почему это видно? (Нет коры, нет листьев.) Чем мы можем помочь ему? Давайте сначала «оденем его». Как сделать кору, похожую на настоящую? (Смять бумагу, покрасить.) Будем делать кору липы.

Дети делают листочки, воспитатель приклеивает их к стволу.

Воспитатель. Вот мы и «подлечили дерево». А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева. (Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер...)

Воспитатель (пишет на березовом листочке, изготовленном ребенком, его имя, приклеивает листочек к дереву). Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют. (Радостно, весело.) Я вам давала поручения узнать что-то интересное о деревьях. Кто что узнал? (Дети рассказывают.) Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их! Завтра нарисуем «оберегающие» знаки и развесим их в лесу и парке.

Тема: «Экосистема «Море»

Цель: 1. Расширить знания об экосистеме «Море». 2. Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д. 3. Учить сохранять чистоту окружающей среды.

Предварительная работа: Наблюдения за аквариумом, рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, чтение художественных произведений.

Ход занятия:

Воспитатель: дети, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие на корабле. Где можно плыть на корабле? (По воде, реке, морю.) Занимайте свои места на корабле. Что у меня в руках? (Глобус.) Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким? (Разноцветным.) А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? Кто сможет ответить на этот вопрос? (Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.) Что обозначает голубая краска? (Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.) Везде ли одинаково окрашены моря и океаны? Почему? (Одни очень глубокие, другие мельче.) Чем мельче - тем краска светлее. Правильно, но все-таки моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в их соленой пучине. А как образовались моря и океаны? Ученые предполагают, что после своего возникновения Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того как Земля охлаждалась, на ее поверхность обрушились ливни, затопившие водой впадины в земной коре. Так образовались первые океаны. Кто был на море и видел его? Какое море? Какая вода в море? (Соленая.) Почему? А хорошо ли, что есть у нас море и почему? (Море дарит нам прохладу, у моря отдыхаем , по морю перевозят грузы и т. д.) Широк океан. Можно плыть по нему недели, не видя берега. Куда не посмотришь, на сотни километров вода. (Смотрит в бинокль.) Я вижу остров. Корабль делает остановку. Откуда в море взялись острова?

Рассказ воспитателя об образовании коралловых, вулканических и других островов.

Воспитатель: давайте поиграем на острове (подвижная игра «Караси и щука»). А теперь мы с вами попьем, перекусим и снова в путь отправимся. Можно ли пить морскую воду? (Нельзя.) Почему? (Потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду.) Соленый привкус морской воде придают различные минеральные вещества, которые приносят в моря впадающие в них реки. А где же можно применить соленую морскую воду? (Она полезна для здоровья, ею полощут больное горло; из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства, удобрения для растений и т. д.) Каким вы представляете себе морское дно? (Плоским, ровным, неровным и т. д.) Нет, дети, дно моря не ровное, не плоское, оно буквально изрезано различными холмами, долинами, глубокими впадинами и даже высокими горными цепями. Как же мы опустимся на морское дно? (Нужно надеть водолазные костюмы, сесть на подводную лодку.) Кто обитает в море? (Кит, кашалот, дельфины, морские звезды, рыба-пила, акулы, крабы, осьминоги, рыбы-прыгуны, камбала, морские коньки, морской петух и т. д. Показ нескольких картинок.) Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, а теперь возвращаемся на корабль. Посмотрите, на море появились волны. Откуда они? (Волны поднимает ветер.) Правильно. Ветер приподнимает массу воды, образуя волну, а затем сила земного притяжения опускает ее вниз. Самая большая волна (по мнению ученых) иногда достигает 34 метров.

Проводится игра «Море волнуется».

Дети занимают свои места на корабле, и воспитатель предлагает поиграть в «Угадайку» (задает вопросы).

1. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (У камбалы.)

2. У кого рот на брюхе? (У акулы.)

3. Какая собака не лает? (Морская.)

4. У кого одна нога дом перевозит? (У моллюсков.)

Воспитатель: смотрите, плывут банка, бумага. Как они оказались в море?

Ответы детей. Обобщение воспитателя: «Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых отбросов, нефти. Киты стали реже встречаться, меньше рыбы попадает в сети, исчезают стада дельфинов. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как? (Ответы детей.) Устраивать морские заповедники, «морские дворники» - корабли-мусорщики, корабли - нефтесборщики, не загрязнять море. А теперь нам пора возвращаться в детский сад».

Тема: «Зимний лес»

Цель: Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в уменииразличать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду (изображению). Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.

Материал: наборное полотно «Лес - многоэтажный дом», фланелеграф, картинки с изображением лесных животных и птиц, следов животных; набор веток и кусочков коры деревьев, еловые и сосновые шишки; картинка с изображением зимнего леса к стихотворению 3. Александровой «Зимняя песенка»; эмблемы для участников команд; плакат «Зимнее дерево».

Ход занятия:

Выход детей (2 команды) под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Воспитатель: Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предлагает нам зимний лес. Команда "Зайчики" и команда "Белочки" выяснят, кто из них больше знает о зимнем лесе. Начнем с приветствия команд (звучит музыка Е. Тиличеевой из композиции «Встречи в лесу»).

«Зайчики».

Прыгает заинька,

Прыгает беленький.

Зайка - прыг, зайка - скок,

Холодно заиньке, Холодно белому.

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой.

«Белочки».

Ах, как нам наскучили

Вьюги, холода,

И морозы жгучие,

Словно навсегда.

Рыженькие белочки

Прячутся в дупло.

Поскорей бы солнышко

Ясное взошло.

Разминка капитанов

Вопросы капитанам команд:

Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (капитану команды «Зайчики»).

Зачем лисе пушистый хвост? (капитану команды «Белочки»).

Разминка команд

Вопросы участникам команд (поочередно):

Вашему вниманию предлагается мини-проект "Рисуем дарами природы"
В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды, приближенности района к Хим.заводу возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.
Оценивая значимость взаимосвязи ухудшающейся экологической обстановки и здоровья населения, нами было решено создать условия для реализации системы экологического воспитания в детском саду у детей старшего дошкольного возраста.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Дошкольники общаются с природой в разное время года, и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравниться с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка.
В дошкольном возрасте у ребенка формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении экологических проблем.

Для систематизации методов, приёмов и путей реализации задач экологического воспитания нами была разработана программа по экологии "Природа в наших руках", согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с эстетическим, нравственным и трудовым воспитанием.

Разработанная программа направлена прежде всего на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а так же освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.
Экологические пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов "экологических пространств" - групповых уголков природы, огорода и сада на участке - появились новые
- Дорожка здоровья, экологическая тропа, Альпийская горка, Аллея дошколят (высадка детьми хвойных растений на территории детского сада),

Цветочная клумба "Детский сад - цветочный сад". Так же немаловажным фактором в приобщении детей к живой природе является уникальная флора сельской местности.
Рядом с территорией детского сада протекает река Дунайка, которая утопает в чаще дубов, тополей, диких орехов. Систематически с детьми проводится экскурсия на реку, где дети отмечают сезонные изменения в природе в дневниках наблюдений, проводятся беседы о флоре и фауне Кубанской земли.

Так же рядом находится небольшая ферма. В соответствии с планом программы по экологическому воспитанию нами было запланировано две экскурсии совместно с работниками данного хозяйства.

Эти посещения заведомо планировались в теплое и холодное время года для того, чтобы дети видели сезонные изменения в жизни животных.

Так же благодаря этим мероприятиям дети узнают, как кормят лошадей, свиней и лосей в условиях фермы, как за ними ухаживают и наблюдают за работой фермера.
В групповой ячейке расположены игры по экологическому воспитанию, картотеки "Растительный мир Краснодарскую края", "Животный мир Краснодарского края". Так же нами организована мини-лаборатория экспериментальной деятельности с песком, водой, камнями, глиной и т.д.

С целью развития творческого потенциала педагогов и их компетентности в сфере экологии нами организовано тесное сотрудничество с педагогами ДОУ. Это и педагогические часы, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, консультации.

В рамках практических мероприятий совместно с педагогами высаживались деревья на территории детского сада, собирались дары осени, разрабатывались планы решения экологических проблем, проводились творческий и музыкальный конкурс.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых.
Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Совместно с родителями дети организовывают "Птичьи столовые", облагораживают территорию огородов и детского сада, ходят в походы в лес, создают коллективные панно из природного материала, стенгазеты.
В ходе реализации программы "Природа в наших руках", анкетирования родителей и запроса детей, наблюдений на прогулках - нами было выявлено, что дети легко оперируют с природным материалом в контексте художественно-эстетического развития и с удовольствием выкладывают узоры при помощи веточек, листьев, камней, снега и т.д.

С целью ознакомления детей с приёмами и методами использования в работе различного по содержанию и структуре природного материала, нами был разработан мини-проект "Рисуем дарами природы".

Материал проекта состоит из семи блоков - "Рисуем камнями", "Рисуем лепестками", "Рисуем снегом и по снегу" и т.д.

Каждый блок рассчитан на все возрастные группы, для работы как на открытом воздухе, так и в групповой ячейке и на все времена года.

Суть проекта заключается в использовании разнообразных методов и приемов при использовании "даров природы" в контексте художественно-эстетического развития,

Это выкладывание узоров, или изображений людей, домов, предметов; создание украшений; создание узоров в воздухе листьями "Салюты" и другие.

Особое предпочтение дети отдают рисованию красками по снегу.
Предварительно родителями заготавливаются бутылочки из-под воды с продырявленной крышкой. В бутылочки заливается окрашенная вода. Надавливая на бутылочку, и меняя цвета, наши дети создают шедевры на снегу. Так можно разукрасить даже готового снеговика! Красочная территория детского сада привлекает внимание мимо проходящих людей и родителей, которые зачастую принимают участие в создании художественных шедевров.

Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тимашевского района Краснодарского края

«Детский сад № 14»

Воспитатель первой квалификационной категории

Карнаух Наталья Витальевна

2016 год

Проект по экологическому воспитанию в старшей «А» группе

«Защитим природу! »

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите
!

(М. Дудин)

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать , искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

Подготовительный:

что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

Почему это может произойти?

Как это повлияет на нас?

Как не допустить этого?

Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

Познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

оформление стенгазеты «Береги природу!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

Развитие речи:

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,

«Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Руслана А.

Женя К.

Олеся А.

Заучивание стихотворения (отрывок)

Т. Коваль «Про ёжика»

Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.

Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.

Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.

К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.

Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном -
Пора прощаться, ёжик.

Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.

Художественная литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в досуговой деятельности.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.

Фотоотчет.








С П А С И Б О!








ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: - расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной; - формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов; - стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы; - учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения; - развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.


1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. 2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково- познавательной деятельности. 3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью. 4. Совместная деятельность родителей и детей: участие в походах, экскурсиях, экологических акциях, субботниках, деловых играх работа в творческой мастерской, позволит больше узнать друг друга и подружиться. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


Ресурсное обеспечение проекта: МКДОУ ЦРР- детский сад 18 группа 11 МКДОУ ЦРР- детский сад 18 группа 11 Подборка литературы «Познавательное чтение. Экологическая тропа Уголок природы Экологическая библиотека Методический инструментарий(картотека дид. игр, сценарии развлечений, конспекты НОД Подборка опытов и экспериментов Опыты.


Новизна проекта На основе практической деятельности у воспитанников формируется «экологическое мышление», они учатся рассуждать, обобщать, делать простейшие выводы; Включенность родителей в процесс создания и реализацию проекта делает их равноправными субъектами образовательной деятельности, пробуждает интерес к познанию самих себя и детей; Необычное театрализованное представление, посвященное охране окружающей среды с использованием бытовых отходов в качестве костюмов.


Ярмарка родительских идей: -Парад костюмов из бросового материала. -Сочинение экологической сказки по проблеме и изготовление книги. -Оформление экологического альбома: «Мы - друзья природы» - Организация выставки поделок «Отходы в доходы!» - Создание экологической газеты «Чистый город».


Формы реализации проекта: ПРОЕКТ «Мусор Земле не к лицу» Экологическая НОД Праздник «Спасём природу земли»,развлечение Познавательное чтение, беседы КВН с родителями, круглый стол, ярмарка родительских идей. Изготовление плакатов Экспериментальная деятельность, экскурсии, наблюдения Природоохранные акции Подвижные, дидактические, имитационные игры


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Сбор и анализ литературы по данной теме. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. ОСНОВНОЙ ЭТАП Апробация содержания долгосрочного проекта «Мусор Земле не к лицу» Проведение НОД, изготовление плакатов, запрещающих знаков, составление и оформление книги «Как мы спасали природу». Экологический КВН «Тайны природы», праздник «Спасём природу Земли», показ сказки «Лесной переполох или что не надо делать в лесу». Экскурсии, наблюдения, акции, опыты. Создание слайд – программы «Жалобная книга природы». Показ фильма «Здесь были люди…» ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Выставка продуктов детской деятельности(рисунки, поделки). Парад костюмов из бросового материала. Оформление методической копилки (дидактические игры, экологические сказки) Презентация проекта.











Результаты проекта В процессе практической деятельности дети поняли, что бросовый материал можно использовать как вторсырьё, познакомившись с проблемами загрязнения окружающей среды, стали проявлять инициативу в решении задач по охране окружающей среды. Повысился уровень конструктивных умений и навыков, творческого воображения при работе с бросовым материалом. Дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, реализовывать свои индивидуальные творческие способности. Установилась преемственность в работе с семьёй по воспитанию положительного отношения к природе. Родители заинтересовались проблемами вторичного использования бросового материала, принимали активное участие в природоохранных акциях, в конкурсах поделок из бросового материала, изготовлении костюмов из бросового материала.


Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда… Есть твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

https://ekolog17.jimdo.com/

Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас - на формирование экологической культуры с самого раннего детства.

Это положение отражено в «Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи:

  • воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
  • создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача - сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога - укрепить эту связь

Формы занятий по экологии

На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
    • экскурсии,
    • беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
    • чтение художественной литературы,
    • рассказы об особенностях ухода за животными.
  2. Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
    • различные тематические игры,
    • викторины,
    • рисование и конструирование,
    • наблюдение,
    • ответы на вопросы детей,
    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
    • работа в живом уголке,
    • подготовка экологических праздников и т. д.
  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.

Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных

Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии

Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.

Наглядное пособие по теме «Огород», изготовленное дошкольниками средней группы, порадует самых маленьких воспитанников ДОУ

В начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк»), а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» - порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.

Рассматривание картинок и картин - один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.

Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных

Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.

Экологический уголок в ДОУ должен быть красочно оформлен и привлекать внимание детей

Видео: потешка «У оленя дом большой»

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её - дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом - природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы - земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор - С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины» , разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире» , созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Как провести занятие по экологии в детском саду

Программы по экологическому воспитанию предусматривают большое разнообразие форм занятий с детьми, начиная с игр и заканчивая серьёзными проектами.

Экологическая тропа

Одной из самых занимательных форм экологических занятий на открытом воздухе является экологическая тропа. В каждом детском саду желательно иметь 3 вида тропинок и использовать их сообразно возрастным группам. Первая тропинка находится в помещении ДОУ, она может включать в себя специально оформленные стенды, комнату природы, живой уголок. Вторая проходит по территории дошкольного учреждения и используется во время ежедневных прогулок. А третья тропинка - для путешествий. Она ведёт детей на прилегающую к саду территорию. Это может быть сквер, парк, лесопарковая зона, луг или даже настоящий лес.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходя по которому дошкольники приобретают знания о природной среде

В идеале на всем протяжении маршрута по тропе детям должны встречаться как дикие, так и культурные растения, растущие по отдельности и скученно, разные деревья и кустарники, птиц, живущих в гнёздах, на деревьях или специально оборудованных домиках, муравейники, камни, водоёмы… В общем, чем разнообразнее, тем лучше. Конечно, для каждой возрастной группы необходимо составлять свой маршрут. Желательно оформить план экологической тропы и разместить его в начале маршрута. Во время путешествий по экологической тропе дети слушают рассказы воспитателя, наблюдают, задают вопросы, учатся делать выводы, собирают гербарии, коллекции и т. д.

Проектная деятельность по экологии в детском саду

В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Краткосрочные проекты более распространены в дошкольных учреждениях. Темы у них могут быть различными, например, «Общаемся с животными», «В чём сила воды», «От колоска до буханки», «Кто как зимует в лесу» и т. д.

Поощрение исследовательского интереса детей развивает их мыслительные способности и стимулирует дальнейшую познавательную активность

Тем не менее и долгосрочные проекты вполне по силам детям дошкольного возраста. Следует обратить внимание на такие темы: «Покормите птиц», «Посадили мы репку», «Огород на подоконнике», «Аквариум - рыбье царство», «Вырастим лимон» и т. д.

Разработка как краткосрочных, так и долгосрочных проектов требует немало усилий, предварительной подготовки, изучения материалов и литературы по теме, наблюдений, исследований и умения делать выводы. Также важно красиво оформить и увлекательно представить свой проект. Всему этому детям и придётся научиться.

Аппликация «Грибок» выполняется детьми в рамках проекта «Здравствуй, осень!»

Пример проекта для второй младшей группы

Название «Здравствуй, осень!»
Задачи
  • Расширить познания детей об осени как времени года, о погоде в это время, о природных дарах, которые дарит осень.
  • Расширить словарный запас детей на осеннюю тему.
  • Выучить стихотворения и песенки об осени.
  • Научиться изображать в рисунках осень.
Материалы
  • Рисунки, карточки, изображения овощей и фруктов;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • осенние листья;
  • цветы;
  • стихи;
  • бумага, краски, пластилин.
Деятельность воспитателя
  • Подбирает стихи и песни;
  • отбирает игры;
  • проводит занятия с детьми.
Деятельность родителей
  • Подбирают фотографии, литературу;
  • участвуют в празднике.
Мероприятия в ходе реализации проекта
  • Подвижные игры;
  • дидактические игры;
  • чтение стихов, рассказов и сказок об осени;
  • разучивание песенок об осени;
  • создание аппликации «Грибок»;
  • рисуем осень;
  • беседы на тему погоды;
  • рассказ об осенних дарах: овощах, фруктах, грибах, орехах;
  • составление букетов из осенних листьев и цветов;
  • просмотр мультфильмов.
Итог проекта
  • Устройство выставки рисунков, осенних букетов и аппликаций.
  • Проведение праздничного утренника «Здравствуй, осень!».
  • Праздничный стол с осенними дарами.

Узнать больше о проведении занятий по экологии в первой и второй младших группах можно из нашей статьи - .

Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе

Цель занятия: продемонстрировать детям, как делается хлеб.

Оборудование и материалы:

  • картинки,
  • проросшая пшеница,
  • зелёные ростки пшеницы,
  • пшеничные зёрна и колоски,
  • кусочки хлеба,
  • мука,
  • яйца,
  • соль,
  • дрожжи,
  • вода,
  • растительное масло.

Ход занятия:

  1. Дети смотрят мультфильм «Колосок».
  2. Воспитатель предлагает детям узнать, где живут пшеничные зёрнышки, как растёт пшеница, как получается мука, как выпекается хлеб.
  3. Дети рассматривают проросшую пшеницу и пшеничные ростки.
  4. Воспитатель предлагает детям взять колоски и найти в них зёрнышки.
  5. Воспитатель предлагает ребятам узнать, что вкуснее - зёрна, мука или хлеб. Дети пробуют зёрнышки, муку и кусочки хлеба.
  6. Ребятам задаётся вопрос, знают ли они, как получается вкусный хлеб.
  7. Затем воспитатель замешивает тесто из приготовленных продуктов, объясняя процесс ребятам.
  8. Дети следят, как подходит тесто.
  9. Воспитатель с детьми лепят булки и относят их на кухню.
  10. Пока булки пекутся, воспитатель рассказывает, как хлеборобы выращивают пшеницу, собирают урожай, дети рассматривают картинки.
  11. Повар приносит испёкшиеся булки, и все их пробуют.

Видео: мультфильм «Колосок»

Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»

Берутся игрушки «Травянчик» в форме ёжика. Сначала дети поливают игрушки, выращивают травку, а заодно узнают как, почему и при каких условиях растёт трава. Также воспитатель рассказывает им о ежах - где они живут, чем питаются, как зимуют. Когда трава вырастет достаточно большой, проводится урок по конструированию «Подстрижём ёжика». Перед началом урока можно посмотреть мультфильм о ежах, например, «Ёжик должен быть колючим?»

При изготовлении ёжика из «Травянчика» у детей получаются милые поделки, а остатками травы они угощают питомцев живого уголка

Затем дети при помощи ножниц подстригают своих травянчиков. Состриженную травку относят в живой уголок и угощают живущих там питомцев.

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе можно в форме экологической викторины, КВНа, брейн-ринга и т.д., проведённых совместно с родителями.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

  • Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
  • Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
  • Наширванова Р. «Наши друзья - деревья» (старшая группа).
  • Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).

Видео: открытое занятие «В гости к гномику» во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g Video can’t be loaded: Открытое занятие по экологическому воспитанию В гости к гномику во 2 младшей группе 2 часть Воспита (https://youtube.com/watch?v=p6PTCZW2m1g)

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Статьи по теме: