Обижают в детском саду. Что делать, если сверстники обижают ребенка в детском саду

Сейчас все чаще родители жалуются на то, что их ребенок обижает других малышей. Эта проблема существует как в детском саду, так и в школе и никто не застрахован от нее. В чем причина неконтролируемой агрессии вашего ребенка и почему она проявляется таким образом?

Причины поведения ребенка

Психологи выделяют несколько причин, по которым ваш ребенок может обижать других мальчиков и девочек. Чаще всего факторов такой неконтролируемой агрессии несколько и необходимо выявить те из них, которые влияют именно на ваше дитя. При необходимости можно сводить его к детскому или школьному психологу, если вы сделать этого самостоятельно не можете. Вот основные причины:

  1. Обратите внимания на друзей вашего малыша. Может кто-то из них отрицательно влияет на него.
  2. Пересмотрите ваши методы воспитания, если вы наказываете дитя агрессивно (порка, эмоциональный прессинг и т.д.)
  3. Может быть, у вас в семье частые конфликты и ссоры? Тогда нужно оградить вашего отпрыска от них. Но тут конечно правильней разобраться в себе .
  4. Возможно, что у вас с малышом отсутствует взаимопонимание или он недружен со своим братиком или сестричкой.
  5. Если папа часто ссорится с окружающими людьми, то ребенок воспринимает это как норму поведения в обществе и может перенести такое отношение на чужих детей.
  6. Малыш обижает своих сверстников в школе, если у него есть какие-то комплексы. Что делать? Необходимо посетить школьного психолога.

Почему ребенок дерется в садике?

На поведение мальчика или девочки огромную роль оказывают родители, братья и сестры. Если в семье не все благополучно, а агрессия и постоянные конфликты являются частым явлением, то нет ничего удивительного в том, что малыш принимает это за модель правильного поведения и старается делать так и в садике. Мало того, даже если вы шутите с вашим отпрыском и можете допустить (даже в шутку) агрессию по отношению к нему или к окружающим, то он опять же будет воспринимать это как норму.

Если ребенок часто обижает своих сверстников в садике, понаблюдайте за тем, какие передачи он любит смотреть по телевизору, возможно, здесь виноваты средства массовой информации. Сейчас и в обычных новостях много агрессии, что говорить о киногероях, которые решают свои проблемы с помощью кулаков или пистолета. Сегодня ваш ребенок посмотрел такой фильм, а завтра может пойти и попробовать решить свои проблемы в саду таким способом. Дело в том, что маленький человечек примеряет на себя все образы взрослых и их модели поведения, а то, что показывают по телевизору, для него автоматически становится нормой. Посмотрите эксперимент в коротком видео, про подражание детей и насилие:

Родителям следует знать, что малыш в таком возрасте не может сам определить, что является хорошим, а что является плохим. Именно потому что его психологическая система ещё не сформировалась, ребенок может обидеть своих ровесников в саду. Скорее всего ваше чадо просто не знает как выразить свои гнев, недовольство и обиду. Отсюда драки, таскание за волосы девочек и отбирание игрушек у других детей. В этом случае вам нужно с такой агрессией бороться.

Почему ребенок дерется в школе?

Ребенок школьного возраста уже не малыш и может, как сам издеваться и обижать своих одноклассников, так и стать объектом нападок. Школьник будет не только драться, но может применить и психологическое насилие. Издеваться над одноклассниками можно рассылая смс с угрозами, письма на электронную почту или в социальные сети. Обидные прозвища, нецензурные слова – все это входит в раздел психологического насилия.

Почему ребенок обижает одноклассников и что делать в этом случае? Скорее всего в классе существует группа с неформальным лидером и ваш школьник входит в нее, а издевается он над другими, чтобы самому не стать объектом издевательств других детей. Кстати, такое поведение присуще не только мальчикам, родителям девочек необходимо также наблюдать за своими чадами.

Существует несколько признаков, по которым вы сможете понять оскорбляет ли ваш отпрыск других детей или нет. Обратите внимания на то, что говорит школьник о своих одноклассниках. Если он отзывается о них плохо, используя обидные прозвища или клички, или по отношению к ним в его речи проявляется агрессия, то необходимо поговорить с учителями, возможно агрессия проявляется не только на словах. У вашего отпрыска могут появляться время от времени дорогие телефоны, игрушки, которые вы ему не покупали, а откуда они у него, школьник объяснить не может. Возможно, это результат агрессивного поведения, когда дорогие вещи отбираются у тех, кто не может за себя постоять.

Каждый родитель агрессивного ребенка рано или поздно задает себе вопрос: что делать, если ребенок унижает и обижает своих сверстников? Ответ на этот вопрос дают психологи, которые долгое время работают с детьми и знают, как скорректировать нежелательное поведение.

  1. В первую очередь, необходимо не допускать конфликтов в семье. Будьте для малыша примером, и тогда он поймет, что можно добиться результата не применяя агрессию. Хорошо себя зарекомендовала эта система – многие после нее свободно и спокойно взаимодействуют с окружением и в целом становятся более гармоничными личностями.
  2. Если ребенок не знает, как выразить свой гнев и не навредить себе и другим, то вам нужно помочь ему в этом. Например, вы отведете своему киндеру место в комнате, где он сможет рвать бумагу, плакать, кричать и топать ногами. Тогда он поймет, что не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям в саду или школе, а можно свои чувства контролировать.
  3. Что делать, если ваш ребенок чересчур активен? Возможно, ему некуда девать свою энергию. Тогда можно придумать для него игры на свежем воздухе, головоломки дома, чтобы ему было просто некогда оскорблять других детей.
  4. Если вы стали свидетелем того, что ваш малыш нанес вред чужому чаду, то нужно дать понять школьнику, что он неправ. Вы должны потребовать, чтобы он извинился перед своей жертвой, а дома серьезно поговорить с ним на этот счет и научить его правильному поведению.
  5. В вашей семье принято наказывать детей? Не стоит делать этого. Малыш может затаить злость и обиду, а если вы не объясните, за что его наказали, то он больше не станет доверять вам. Он может замкнуться в себе и продолжать агрессивное поведение в саду или школе, но не у вас на глазах. Поэтому психологами рекомендуется использовать в качестве наказания временный запрет на игры с другими детьми.
  6. Если ваш малыш учится в школе, то необходимо поговорить о таком его поведении с учителем. Выяснить, какие меры вы можете предпринять совместно с педагогом для коррекции поведения учащегося.
  7. Иногда маленький человечек, который ранее подвергался издевательствам сверстников, сам начинает обижать других детей. Чтобы не допустить такого, вам нужно наладить контакт со школьником и малыш будет рассказывать вам обо всем, что происходит в школе или в саду. Это позволит вовремя заметить странности в поведении вашего отпрыска.
  8. Нельзя говорить малышу, что он обязан сам защищать себя, иначе такое поведение может перейти в агрессию по отношению к другим детям.

Как не допустить агрессивного поведения ребенка

Существуют меры, так называемой, профилактики агрессивного поведения детей. Если ваш ребенок ещё никого не обидел в саду или школе, то вы должны знать, что делать, чтобы такого не случилось никогда.

Ваш отпрыск должен и может участвовать в различных музыкальных и творческих конкурсах – это помогает ему развивать адекватную самооценку и не обращают внимания на издевательства других.

Больше внимания уделяйте своему чаду. Иногда агрессивное поведение является следствием того, что ребенок считает себя ненужным родителям, лишней обузой и эти чувства проявляются в его отношении к одноклассникам.

Но самым важным будут ваши взаимоотношения внутри семьи (опять же, любые преобразования своего чада, начинаются с себя. Вот – самый быстрый способ изменить себя). Если маленький человечек видит в отношении себя физическое насилие (даже проявляемое в виде наказания), то он автоматически переносит эту линию поведения на окружающих.

Проанализируйте данные факторы, и вы сможете ответить на вопрос, почему ваш ребенок может обидеть других малышей. Если не можете сделать этого самостоятельно – обратитесь за советом к психологу и покажите ему своего киндера.

Ребенка обижают в детском саду что делать. Как поступить, если ребенка обижают, этот вопрос тревожит многих родителей. Как только малыш вступает в контакт с ровесниками (в песочнице, в детском саду, в школе), конфликтов не избежать. Кого-то волнует агрессия ребенка по отношению к сверстникам, кто-то наоборот обеспокоен «чрезмерным» (с их точки зрения) миролюбием малыша.

Что делать, если обижают вашего ребенка?

Он безропотно отдает игрушки, уступает место на качелях более настойчивому карапузу, растерянно смотрит по сторонам, когда его бесцеремонно отталкивают.

Как защитить ребенка в такой ситуации? Первое, что приходит на ум большинству родителей, научить свое дитя давать сдачи. Малыш следует этим советам (ведь мама и папа плохому не научат), и через некоторое время агрессивных детей на площадке становится больше.

Ведь ребенок (с подачи родителей) любой мало-мальский конфликт стал решать с помощью кулаков. Именно родительские установки часто определяют, как ребенок выстраивает отношения со сверстниками.

Не спешите драматизировать ситуацию

Так что же делать, если ребенка обижают? Прежде всего, следует разделить ситуацию на два момента: отношение к проблеме самого малыша и отношение к ней родителей.

Часто бывает так, что родители драматизируют ситуацию больше, чем сам ребенок.

Если бы взрослый не заострил внимание на какой-то незначительной обиде, нанесенной его ребенку, тот, возможно, и не заметил бы ее. Обозвали, дернули за косичку, толкнули, подразнили – кто не сталкивался в своем детстве с такими «мелкими пакостями»? Детские обиды легко забываются: утром поссорились – к вечеру помирились, и наоборот.


Но если на обиде фиксируют внимание взрослые, она приобретает другое значение. К сожалению, многие родители не только заостряют внимание ребенка на незначительных обидах, но еще припечатывают их страшным словом «унижение».

Расстроенная мама с возмущением рассказывает учительнице, как ее дочку унижали одноклассницы. Педагог недоумевает: ведь девочки всегда хорошо относились друг к другу и не отличались агрессивным поведением. Оказалось, что в тот день девчонки обсуждали свои музыкальные пристрастия, и извечный спор «рок против попсы» вылился в перебранку.

Через полчаса дети забыли о ссоре, но не мама. При ребенке она продолжала рассказывать знакомым, какие глупые, злые, невоспитанные одноклассницы у ее дочки.

Раздувая из мухи слона, родители раздувают и самолюбие ребенка. А раздутое самолюбие не дает человеку адекватно относиться к другим людям. Он становится недоверчивым, во всем начинает видеть подвох, при каждом неосторожном слове, произнесенном в его адрес, вспыхивает, как искра.

Много ли друзей у человека, озабоченного отстаиванием собственного достоинства? Обида – скверное чувство. Она ранит душу, поселяет в ней озлобление, зависть и ненависть.

Задумайтесь, какие образы Вы внушаете ребенку

Мир жесток; вокруг враги; победит тот, кто физически сильнее; бей первым и сильнее – внушают мальчишкам и девчонкам многочисленные современные боевики. А если еще и родители, видя, что ребенка обижают, подтверждают, что хороших людей не так уж много – малыша можно только пожалеть. Он будет чувствовать себя, окруженным врагами.

А поскольку ребенок маленький и не чувствует в себе сил противостоять всему миру, в глубине его души поселяются страхи. Тогда у одних детей формируется неуверенность в своих силах, у других — агрессия, порожденная тем же внутренним страхом.

Чтобы страх не препятствовал эмоциональному развитию ребенка, он должен верить, что мир добр. Конечно, в нем встречаются и несправедливость, и зло, но добро непременно всегда побеждает.


Присмотритесь, не провоцирует ли конфликт ваш ребенок

Если вашего ребенка обижают слишком часто, скорее всего, дело не только в коллективе, в который он попадает. Присмотритесь, возможно, ваше дитя само делает что-то такое, что провоцирует конфликт.

Есть дети, которые задираются исподтишка, а потом жалуются. Он – жертва, а соперника непременно накажут. Таких детей надо учить не защищаться, а жить в мире с окружающими: быть доброжелательным, терпимым, уважать чужое мнение, делиться и уступать.

Защищайте ребенка, пока он не сможет защищаться сам

К сожалению дети часто сталкиваются с жестокими унижениями и настоящей травлей со стороны сверстников, а иногда и педагогов. В такой ситуации защищать ребенка (малыш ли это, подросток или военнослужащий срочной службы) необходимо. Говорите с родителями обидчиков, воспитателями, учителями, тревожьте командование.

Если эти беседы не возымели действия, изымите ребенка из травмирующей среды: переведите в другую группу, школу, добейтесь перевода в другую воинскую часть. Безусловно, не стоит бегать с жалобами по любому поводу. Но если ребенка обижают и ситуация достаточно серьезная, взрослые не имеют права оставить его беззащитным.

Когда каждый родитель будет понимать, что малыша с раннего возраста надо учить делиться, уступать, улыбаться друг другу (и сами в своей взрослой жизни будут руководствоваться этими принципами), проблемы детских конфликтов исчезнут сами по себе.

Вы лучше всех знаете своего ребенка, поэтому любое изменение в его поведении или психологическом состоянии может подсказать: в жизни малыша что-то происходит. На что обратить внимание? Например, ребенок стал скрытен и задумчив. Это может быть реакцией на конфликты со сверстниками. В таком случае лучше перестраховаться и выяснить причину.

Как понять, что вашего ребенка в садике обижают

Понять, что вашего ребенка обижают в детском саду или на площадке во дворе, порой не просто. Что должно насторожить любящего родителя?

  • Малыш с неохотой идет в детский сад, плачет и отказывается утром даже вставать, когда его будят, радуется любой возможности остаться дома.
  • Часто возвращается из сада (или с занятий, из секции, из школы, с прогулки во дворе) в плохом, подавленном настроении.
  • Без очевидной причины плачет.
  • Вывод о том, что ребенка обижают в саду, можно и из того факта, что он ничего не говорит о сверстниках, с которыми вместе проводит много времени в группе.
  • Старается не рассказывать о том, как прошел день в детском саду.
  • Часто без видимой причины отказывается идти в детский сад (в школу, на секцию, во двор, в студию и т. д.).
  • Как правило, если ребенка обижают в детском саду, у него чаще возникают болезненные состояния, малыш начинает постоянно недомогать и даже болеть.
  • Не общается с ровесниками из группы или класса, даже если они живут рядом и гуляют в одном дворе.
  • Если ребенка обижают во дворе (в саду, в секции и т. д.), он чувствует свое одиночество - малыша никто не приглашает в гости, на день рождения, а он, в свою очередь, никого не хочет звать в гости к себе.

О том, что ребенка обижают на площадке или в саду, и срочно пора реагировать, также говорят следующие факты:

  • если на теле малыша вы обнаружили царапины, ссадины и синяки, а ребенок путается и невнятно объясняет, что «упал», «стукнулся»;
  • если у ребенка начали пропадать вещи и игрушки, про которые он говорит, что «потерял»;
  • если у вашего всегда аккуратного малыша вдруг внезапно стали портиться, пачкаться и рваться вещи, ломаться игрушки, которые он берет с собой в детский сад (тетради, ручки, учебные принадлежности - у школьника);
  • Может говорить о том, что вашего ребенка обижают другой ребенок в детском саду и тот факт, что малыш стал вдруг излишне «щедрым» и отсутствие своих любимых игрушек объясняет, например, так: «Подарил машинку Вите…» или «Куклу подарила Марине…». А на вопрос мамы следует ответ: «Ты его не знаешь, это мой друг (подруга)»;
  • если малыш внезапно стал «растеряшей», у него все время «теряются» карманные деньги, или он просит давать ему на личные расходы больше обычной суммы (это касается, в основном, младших школьников).

Такие «признаки» могут уже быть результатом запугивания и даже шантажа, и оставлять ситуацию «как есть», мол, «само рассосется», ни в коем случае нельзя. Нужно научить ребенка защищать себя как можно быстрее, пока ситуация не стала критической.

Что делать, если другие дети обижают вашего ребенка в детском саду

Для удобства «защитные» советы расположены в виде списка. Вы можете использовать какую-то одну рекомендацию или несколько сразу. Главное, подберите такие, которые помогут вашему малышу. И помните, что на самом деле ситуация, когда обижают ребенка, всегда индивидуальна. Поэтому решение о том, что делать, если ребенка обижают в детском саду, нужно предпринимать исходя из вашего конкретного случая.

Обязательно постарайтесь доверительно поговорить с воспитателями, они могут рассказать, что происходит, как они оценивают происходящее. Подчеркну, что разговор с воспитателем должен быть доверительным. В данном случае воспитатель - ваш союзник, ведь чем меньше конфликтов среди деток, тем спокойнее и комфортнее «микроклимат» в группе. Расспросите воспитателя, часто ли обижают вашего ребенка сверстники. Кто обижает? В каких ситуациях? Не бойтесь высказать свое беспокойство, попросите внимательнее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с другими детьми, особенно с обидчиками. Возможно, в группе есть забияка, который нападает на всех, а не только на вашего малыша. Если разговор с воспитателем не даст результатов, вы вправе обратиться к администрации детского сада. Ведь существует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва. Вот один из пунктов этого Приказа:

«Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение познавательно-речевого, социальноличностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей…»

Чтобы понять, что делать, если ребенка обижают в саду, нужно досконально разобраться в ситуации. Но далеко не все дети могут внятно пояснить происходящее, поэтому поможет игра. Попробуйте поиграть с малышом «в детский сад». Пусть игрушечные мишки-зайчики или куклы и роботы будут «детками и воспитателями». Разыграйте несколько ситуаций, когда непослушные «малыши» шалят. Как действует в этом случае воспитатель? Другие дети? А если медвежонок обижает зайчика, толкает его и дерется? А вдруг «сильный робот» нападает на куклу? Как это происходит? Что делать кукле? Понаблюдайте во время игры за реакцией малыша. Здесь важно и эмоциональное отношение ребенка к игре в целом, и отношение к «драчунам» и «обиженным». Кстати, в такой игре ребенок непроизвольно копирует реальное положение в группе - действия детей и воспитателей, и родители имеют возможность «поприсутствовать» в детском саду.

Следующие разделы статьи посвящены тому, как научить ребенка защищать себя в садике и на детской площадке.

Как реагировать, если ребенка обижают, и как научить его защищать себя

Каждому родителю не лишним будет узнать, как реагировать в том случае, если ребенка обижают, и как ему помочь справляться с этой проблемой.

Если обиды направлены на внешность или физические особенности ребенка, поддающиеся исправлению, постарайтесь «ликвидировать причину». Например, чтобы избавиться от лишнего веса, вместе с малышом займитесь зарядкой, скорректируйте рацион питания (возможно, нужна будет консультация диетолога), регулярно проводите дома «спортивные соревнования» или «танцевальные пятиминутки». И научите малыша одной-двум фразам, чтобы он мог ответить обидчикам, например: «Я не толстый, а сильный», «Хорошего человека должно быть много». Потренируйтесь у зеркала, чтобы ребенок научился произносить эти слова, глядя в глаза обидчику, спокойно, громко и уверенно, с высоко поднятой головой. Такая уверенность очень действует на обидчиков.

Поговорите с малышом и вместе найдите плюсы, положительные стороны в том, за что его обижают и дразнят.

Ваша задача - настроить сына (или дочку) правильно, убедить малыша, что он умный, хороший, красивый. А дразнят и обзываются люди трусливые и слабые. При этом слова их совершенно ничего не меняют в самом ребенке - он как был, так и остался хорошим. Психологи дают такой совет: «Покажите ребенку на наглядном примере, что слова обидчика ничего не меняют в том, кому они адресованы. Например, скажите воде: «Ты плохая». Что стало с водой? Ничего. Подойдите к дереву: « Ты мне не нравишься, ты глупое». Изменилось что-то в дереве? Абсолютно ничего».

Обязательно рассказывайте о подобных случаях из личной жизни или из жизни близких, которых малыш любит и уважает. К примеру, дедушка ребенка - полный, лысый, маленького роста, а пользуется авторитетом и уважением у всех, кто его окружает. И никому в голову не приходит, что уважают только высоких и стройных. «Мы любим дедулю, и нам ясно, что он полный, ведь он самый-самый лучший! К нему раз обращаются за советом и помощью, он помогает решить разные сложные проблемы. Умные люди не на внешность обращают внимание, а на качества человека - добрый он или злой, внимательный или нет».

Зная, что делать, если ребенка обижают сверстники, вы сможете уберечь малыша от очень серьезных душевных травм.

Что делать, если ребенка обижают во дворе или на детской площадке

Первое, что вам надо сделать, что если ребенка обижают во дворе - это постараться понаблюдать за ситуацией так, чтобы дети этого не заметили. Вы сможете со стороны увидеть, что происходит. Не бросайтесь сразу с обвинениями, не рубите с плеча - сначала попробуйте во всем разобраться.

Если обижают за отсутствие «модных» вещей, не берут в игру, потому что у малыша нет какой-то популярной вещицы, ситуацию легко исправить. Просто интересуйтесь, чем увлекаются современные детки, старайтесь, чтобы ваш малыш не расстраивался по таким «мелким поводам».

Если ребенка обижают на детской площадке или в саду, загоните свои собственные тревоги, личный опыт и переживания «в дальний угол» и не выставляйте напоказ свое возмущение и гнев. Малыши очень остро реагируют на тревожность родителей и начинают еще больше переживать. А ведь, возможно, все ваши страхи - это ваши страхи, малыш не очень-то и нервничает и реагирует на дразнилки и обиды гораздо спокойнее, чем вы думаете. Если же вы ощущаете, что у ребенка реальные проблемы, действуйте!

Тактично расспросите ребенка. Покажите малышу, что вы понимаете его чувства и сопереживаете вместе с ним. Вообще ежедневно старайтесь «разговорить» ребенка, давайте ему возможность рассказать и об отношениях с ребятами, и о занятиях, и пожаловаться, и «поплакаться в жилетку», и получить от вас поддержку и утешение. Не отмахивайтесь от неприятностей и проблем ребенка: «Все это ерунда, пустяки! Не обращай внимания!» Для него, быть может, сейчас рушится мир и пропадает вера в людей. Попробуйте спроецировать ситуацию малыша на себя, заменив «детские» проблемы своими «взрослыми». Вряд ли вы сами будете спокойны, когда начальник в грубой форме делает вам замечание. Или хулиган в полутемной подворотне пытается вырвать у вас из рук сумку. Или в общественном транспорте незнакомый гражданин хамит и издевается над вашей внешностью. Позволить себе «не обращать внимания» может человек с сильной волей, умеющий спокойно и твердо отвечать на то, что нас оскорбляет или задевает. Малыш пока делать этого не умеет, его надо научить, надо помочь ему обрести уверенность, поверить в себя. Лучший способ - личный пример, дети всегда внимательно наблюдают за поведением родителей. А значит, показывайте, как правильно реагировать на обиды или угрозы. Если только малыш почувствует, что его сложности для вас - пустяк, он закроется от вас. Все, что тревожит ребенка, начнет «грызть его изнутри», будет расти неуверенность, умножатся переживания. Результатом «потери веры в себя» может стать дискомфортное положение малыша в любом коллективе.

Статья прочитана 13 877 раз(a).

Дошкольники проводят весомую часть своего времени в детском саду. Поэтому родители твердо хотят знать, что им комфортно в детском коллективе. А что, если ребенок чувствует себя белой вороной среди одногруппников? Вдруг ребенка обижают в детском саду? Что предпринять мамам и папам в подобной ситуации?

Взаимоотношения маленьких детей кажутся взрослым простыми и очевидными, что является серьезным заблуждением. Малыш уже с поступления в детский сад начинает овладевать умением общения со сверстниками. В этом случае неизбежны противоречия, ссоры и даже драки, ведь детская коммуникация не обязательно подразумевает дружную игру. И как бы сильно ни хотела мама решить все проблемы за ребенка, он должен сам научиться бороться с трудностями, уметь их преодолевать. Конечно, не стоит бросать малыша одного в чуждый и враждебный ему мир. Ваша помощь никогда не будет лишней, но прежде следует разобраться в причинах того, почему одногруппники обижают вашего ребенка.

Почему ребенка обижают в детском саду?

Пример 1.

Елизавета, мама 5-летнего Миши: «Мой сын очень застенчивый и стеснительный. Ему сложно вступать в игры с другими детьми, но очень хочется. Особенно ему нравятся три ребенка: Сережа, Ира и Дима. Он иногда просит их взять в свои забавы, но слышит один и тот же ответ: «Уходи». То есть они обычно игнорируют его или говорят, что он не годится для игр. Впрочем, изредка ребята предлагают ему присоединиться, когда играют в семью и им требуется «собака». Собака не разговаривает и должна выполнять все, что они говорят. Примерно через пять минут игры Мише становится очень грустно, и он убегает. И вроде не бьют его, не называют плохими словами, но я вижу, как он обижен и что в садик уже идет с явным неудовольствием».

Пример 2.


Мария, мама 3-летней Олеси: «Дочка поначалу с удовольствием ходила в садик. Но вот потом в группу к ним пришла девочка Катя, которая начала задирать мою Олесю: отбирает игрушки, толкается, иногда даже может укусить ее. Леська говорит, что грубость девочки направлена только на нее, но я частенько вижу, как Катя агрессивно относится и другим детям. Откровенных «побоищ» у девочек пока не было, но Леська с неохотой стала ходить в садик, капризничает и плачет по утрам. Иногда даже говорит, что у нее болит животик. А по дороге домой рассказывает, что Катя ее опять толкала или кусала. Муж хочет, чтобы Леся давала сдачи: на толчки в свою сторону – била, на укусы – кусала в ответ. Я же думаю, что это неправильно, так как агрессия только породит дальнейшее противостояние. Хочу, чтобы мой ребенок сам научился решать конфликты со сверстниками».

Причины детской травли

Малышня может дразнить друг друга за совершенно разные особенности в поведении или внешности.

1. К примеру, у вашего малыша необычное имя или смешная фамилия (за такое дразнят обычно в старших группах).

2. Это может быть любая физическая особенность: нарушение зрения, лопоухость.

3. Часто поддразнивают тех детей, которые отличаются от остальных какими-либо параметрами: крупное телосложение, большая голова или очень маленький рост.

4. Малыш с явным дефектом речи, который не выговаривает звуки, имеет слишком маленький словарный запас, также может попасть в сферу интересов маленьких хулиганов.

5. Обижают необщительных, слишком скромных, застенчивых детей, не умеющих за себя постоять, как в случае с маленьким Мишей.

6. Детей, которые приходят в садик непричесанными или с грязными ногтями, сверстники могут обзывать грязнулями или неряхами.

7. В детском коллективе может появиться самый настоящий тиран, обижающий либо одну «любимую» жертву, либо агрессивно относящийся ко всем одногруппникам без исключения (в случае с Олесей).

Что делать?

Как мы видим, существует множество причин того, почему ребенка могут обижать в дошкольном учреждении. Как в таких случаях следует вести себя родителям?

Во-первых, поговорите с педагогами и узнайте, как ваш малыш ведет себя в группе, за что и как его обижают другие дети. Может, воспитатель не замечал ничего подобного, так как обидчики предпочитают действовать втихаря. Ребенок постарше не всегда рассказывает взрослому о своих обидах, потому что над ябедами будут смеяться еще больше. Попросите педагога тщательнее присмотреть за вашим малышом и за отношениями в группе.

Во-вторых, осторожно пообщайтесь с ребенком, узнайте, есть ли у него партнеры по играм, как и с кем он проводит свободное от учебной деятельности время. Наверняка он захочет рассказать вам о существующих проблемах. Только не обвиняйте его в том, что он не умеет налаживать отношения, не может постоять за себя. Иначе в следующий раз он не захочет с вами откровенничать.

А что конкретно может сделать мама или папа?

1. Если дети обижают малыша за неопрятный внешний вид, проследите, чтобы он был аккуратно одет, с аккуратной стрижкой и чистыми ногтями.

2. Если ребенка дразнят из-за дефекта в речи или внешности, постарайтесь эту особенность устранить. Проблемы с речью попробуйте решить совместно с логопедом, от излишней полноты поможет диетолог. Тем более что эти недостатки все равно нужно будет устранять.

3. Посоветуйте не реагировать на подначки или повторять определенную фразу, к примеру: «Да, я рыжий и у меня есть веснушки. Ну и что?» Обидчикам быстро надоест повторяющаяся реакция, и они скорее отстанут от малыша. Попробуйте объяснить, что не следует плакать из-за обидных слов. Чем больше слез, тем чаще его будут дразнить, обижать и подкалывать.

4. Если в группе появился маленький агрессор, обратитесь за помощью к воспитателю, дошкольному психологу и его родителям. Специалист может предложить занятия по коррекции агрессивного поведения, по развитию коммуникативных навыков, песочную или арт-терапию. Хорошо, если в играх психолог отработает конкретные ситуации с вашим ребенком и его обидчиком.

5. Иногда взрослые, обычно папы, предлагают научить малыша давать сдачу. Однако как вы сможете объяснить, как именно это нужно сделать? Чтобы пошла кровь? Чтобы обидчик упал? Очень сложно найти тонкую грань между ответной реакцией, самозащитой и превращением в злостного хулигана. Учите ребенка решать словами возникшую проблему или звать на помощь воспитателя. В общем, относитесь к этой возможности с максимальной осторожностью.

6. Для повышения статуса среди одногруппников попробуйте дать ребенку модную игрушку, книжку с картинками (про динозавров, машинки, кукол). Только не вводите это в практику, так как ложный авторитет не принесет малышу особого счастья. Книжка или необычная игрушка в данном случае нужна для завязывания приятельских отношений.

Для малыша важно быть уверенным в вашей помощи. Интересуйтесь его отношениями со сверстниками, учите, как правильно общаться с ними и как реагировать на действия обидчиков. Повысив уверенность ребенка в собственных силах, вы научите его легко разрешать любые конфликты.

А как Вы решаете подобные ситуации, напишите в комментариях.

Надежда Плотникова, специально для


Моего ребенка 3,5 лет обижают в детском саду-жалуется, что бьют мальчики (называет имена), часто большие царапины, ссадины. Я не знаю,как реагировать ПРАВИЛЬНО. Воспитатели говорят,что никто не обижает и все хорошо, что ребенок выдумывает. Замечаний никогда к моему малышу нет:он воспитанный, добрый, спокойный, семья интеллигентная. В нашей семье нет никакого насилия: психологического, эмоционального и, уж, тем более физического и т.д., а это, как я вижу-редкость. В воспитании мы придерживаемся педагогики сотрудничества (на равных), у моих детей всегда есть право выбора.В саду я вижу детей не воспитанных.Дома мы говорим ребенку, что нельзя брать чужое,а в саду у него отбирают игрушки.Мы следуем рекомендациям психологов и делаем все для того,чтобы ребенок не видел по ТВ, в интернете и в жизни сцен жестокости,боевики,драки и пр.,а смотрел только то, что предназначено для его возраста.Агрессивные американские мультфильмы мы тоже исключаем.Но все это ребенок видит каждый день в саду. Ощущение,что садик-это зона..Я уже не понимаю,как надо воспитывать ребенка ПРАВИЛЬНО.Получается, что принципы воспитания нашей семьи и страны мешают нашим детям?Проблем бы не было,если б ребенок давал сдачу,но он этого не делает.Категорически отказывается даже слушать это. Из сада приходит нервный.Раньше на вопрос как дела,что в садике делал(И) говорил:кушал,спал,играл.Теперь вообще не хочет говорить о садике,а на уговоры говорит потом расскажу.В садик ходить малыш не хочет.Похоже,что-то происходит в спальне. Вчера на бедре под шортами появились царапины от 4х пальцев,к утру это уже стало коричневой корочкой.На это надо реагировать?И как,если в саду говорят,что все хорошо?Какие телесные повреждения и жалобы ребенка можно считать мелочью, а на какие надо как-то реагировать?Муж говорит не страшно,а я не понимаю,почему кто-то может моего ребенка царапать. (Нина, г.Когалым)

Ответ:

Здравствуйте, Нина! Спасибо за вопрос. Ваши слова полны беспокойства и тревоги, связанными не только с наличной ситуацией (царапинами), но и по поводу общих вопросов воспитания и взаимодействия ребенка в саду. Постараемся учесть эти аспекты в ответе. При решении вопроса, насколько серьёзной является для детей полученная мелкая травма в отсутствие родителей, нужно учитывать реакцию самого ребенка. Что он рассказывает об этом, с какими эмоциями. Для деток в принципе нормативно получать мелкие ссадины и синяки в течение всего дня, ведь они познают мир, учатся преодолевать какие-то препятствия, выносят опыт из невозможности преодолеть. Однако если такие эпизоды повторяются несколько раз в течение недели, а сам ребенок не может вразумительно объяснить происхождение царапин, вполне допустимо попросить объяснений у воспитателя. Ваши главные союзники при этом – спокойствие и чувство юмора. Ведь стоит задача – понять, что происходит и как поступить далее, а этого можно добиться на основе более-менее хороших отношений с воспитателями. Нежелание ходить в сад, безусловно, может быть связано с осложнением взаимодействия между Вашим малышом и воспитателями, но кроме них, никто Вам этого и не расскажет. Если ребенок будет продолжать приходить с ссадинами и жаловаться на детей, Вы вправе требовать более детального разбора ситуации с привлечением других специалистов в саду для решения вопроса о том, какие действия предпринимает воспитатель для контроля над действиями детей. Вы пишете, что ребенок стал нервным. Что это значит? Стал хуже спать дома? Снизился аппетит? Слишком возбужден или, наоборот, вял? Чаще капризничает? Вы не указали, как давно ребенок посещает сад – не может ли это быть запоздалая реакция на адаптацию? Все вышеперечисленные симптомы могут служить причиной для обращения к психологу в детском саду, для урегулирования этой ситуации. Как правило, психолог берет на несколько дней под наблюдение Вашего ребенка в условиях группы; по результатам такого наблюдения с Вами будет проведена беседа, представлены варианты происходящего. Из письма складывается впечатление, что Ваш малыш – ласковый, послушный ребенок, не проявляющий агрессию по отношению к другим детям. Однако какими он видит других детей, зависит во многом от оценки взрослых. Допустим, он может знать, что конкретно вот этот мальчик иногда ведет себя плохо, может отбирать игрушки или толкнуть, а значит, стоит ограничить общение с этим конкретным мальчиком. А может быть такой вариант, при котором ребенок принимает обобщающую позицию взрослого: все дети – не такие, как я, хуже, агрессивнее, то есть, буду-ка на всякий случай избегать (или бояться) всех. Другими словами, может быть, стоит попробовать сместить акцент в разговорах со своим ребенком с его обид на какие-то нейтральные аспекты: с кем сегодня играл, кто сегодня был смешнее всех, было ли сегодня скучно в саду, во что была одета воспитатель и т.д. Если ребенок не может дать сдачи, он не должен думать, что это единственный выход. Умение дружить, в самом широком смысле слова, сослужит хорошую службу. Если Ваш ребенок на вопрос, с кем сегодня играл в саду, стабильно отвечает «Ни с кем», попробуйте предложить ему варианты и способы подружиться. Пришли в сад одновременно с каким-то ребенком, спросите про него у своего малыша: как зовут, сколько ему лет, не спит ли он рядом в послеобеденное время. Даже если Ваш ребенок не сможет сразу сказать, он обратит на это внимание, и на следующий день или позже уже присмотрится. Далее можно захватить какую-нибудь мелочь, типа наклейки или пары машинок, и предложить своему ребенку разделить их с кем-нибудь, обговорив это предварительно дома. Наклейки – «насовсем», машинки – поиграть и отдать. Трех-четырехлетние дети со свойственной им непосредственностью адекватно воспримут прямые указания взрослого и прислушаются к ним. Хочется сказать, что я прекрасно понимаю Ваше стремление воспитывать своего ребенка в соответствии с какими-то общечеловеческими ценностями, моралями, но картина мира такова, что всегда есть крайние полюса проявления человеческих качеств. И чтобы не менять резко все принципы воспитания, пытаясь приучить ребенка к мысли, что ему придется защищаться или что мир жесток, лучше будет опираться на опыт всего хорошего, что может быть: добрые дети, отзывчивые взрослые, сильные родители. Агрессия и сила – разные понятия, хорошо, если ребенок будет это понимать. Весь опыт, который мы даем через рассказывание сказок, через шутливую борьбу отца и сына, через проживание с малышом горечи поражений, формирует осознание того, что «я, малыш, могу быть сильным!», с одной стороны, и что в мире существуют разные формы проявления силы, с другой. Нина, Ваш ребенок сейчас учится оценивать происходящее, учится получать обратную связь, сопоставлять свои действия с результатом. Надеюсь, Вы поможете ему принять верные решения в отношении как своих ровесников, так и воспитателей, и пребывание в детском саду станет вновь радостным и продуктивным.

Статьи по теме: