Образовательный портал. Приветствие

Место проведения: Минск, Мележа 1, удобные тренинговые залы нашего центра и партнеров.

В течение ноября можно присоединиться в действующие группы.

Сегодня всё более заметен кризис классической системы образования, которая готовит детей к дню вчерашнему, всё больше попыток создать альтернативные системы обучения (частные школы, домашнее обучение и т.п.). Мы предлагаем доступный по цене и времени вариант, дающий необходимую «добавку» ребенку, чтобы использовать школьную среду, как полезную для формирования практического опыта.

Самый основной вопрос для родителей сегодня - как подготовить ребёнка к тому, что будет завтра. Мир стремительно меняется, на наших детей обрушивается огромный массив информации. Дети перестают читать, не умеют фокусироваться, трудно общаются в реальном мире. Появление новых технологий сводит на нет эффективность вчерашней системы образования.

Мы сами небезразличные родители, потому ищем решение.

Наш продукт - годовой цикл детских и молодежных развивающих занятий под общим брендом-названием «Смелей!» . Он построен на анализе воспитания творческих личностей, изучении опыта развития человечества, формирующих определенные навыки успешного человека. Данный подход позволяет не просто сделать набор «модных» тем занятий, собрав их в один цикл, но сформировать гармоничный системный комплекс знаний, навыков и умений.

Практической основной данного цикла послужил наш многолетний опыт работы с детьми в формате детских выездных лагерей, краткосрочных игровых занятий, детских и подростковых тренингов. Мы работаем в этой сфере уже более 10 лет, являемся одной из первых компаний в этом сегменте рынка.

Цель занятий: подготовить ребенка к самостоятельной жизни в стремительно меняющемся мире, за счет освоения необходимых навыков всех 6 исторических этапов развития и переходов между ними. В результате ребенок сможет не только реагировать на изменение жизненных обстоятельств, но и заранее предполагать эти изменения, действовать на опережение, самостоятельно определяя своё будущее.

Цикл будут вести 6 тренеров, имеющие разнообразный педагогический и психологический опыт и участвующие в регулярной тренерской работе нашего центра по созданию этого цикла. Кроме них также будут привлекаться на отдельные занятия внешние специалисты, прошедшие наш отбор и подготовленные к этой работе. При этом у каждой группы будут свои кураторы - пара тренеров, которые будут закреплены за конкретной группой и сопровождать процесс обучения детей.

Формат программы: 7 учебных блоков (месяцев), каждый из которых состоит из 8 занятий по 1часу 20 минут и 1 выездного занятия (вне рамок центра). Наличие выездных регулярных занятий (раз в месяц) по разным темам является одной из «фишек» этого цикла, позволяя выстраивать мостик между обучающим пространством центра и реальностью.

Программа цикла отличается для трех возрастных групп:

Возраст указан примерно, в зависимости от психологического возраста возможно определение ребенка в группу старше/младше.

Размер групп: не более 15 детей в группе.

Расписание занятий будет сформировано исходя из заявок.

Возможны форматы по дням недели (уточнять для каждой возрастной группы):

  • вторник, четверг;
  • суббота (2 пары).

Возможны форматы по времени смотрите в программах для разных возрастных групп.

Выездные занятия будут проходить по согласованию в выходной день в течение учебного блока (месяца).

Форматы указаны предварительно, просьба отправляя заявку указывать все приемлемые для вас варианты в примечании.

Высылайте заявки, менеджер обязательно свяжется с вами в ближайшее возможное время!

Представлены циклы занятий с детьми 5-7 лет, направленные на развитие у дошкольников способности управлять своей деятельностью и поведением, составленные с учетом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатов классических и современных исследований по детской психологии , а также данных, полученных в процессе многолетней педагогической практики.
Материал разработан на основе принципа амплификации как необходимого условия обогащения развития и разностороннего воспитания ребенка в процессе освоения им образовательных областей посредством участия в специфически дошкольных интегративных видах деятельности.
Пособие предназначено воспитателям и специалистам ДОУ всех типов.

Подробное описание

Введение

Развитие способности управлять собой является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Данная способность рассматривается в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как одно из интегративных качеств, которые дошкольник может приобрести в результате освоения программы.

Новые условия обучения в школе требуют от ребенка новых способов самоорганизации своей деятельности. Поэтому умение управлять собой является одним из центральных показателей готовности к школьному обучению и условием успешного вхождения ребенка в новую для него образовательную ситуацию. (Л. И. Божович, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова). Кроме того, произвольность выступает важнейшей характеристикой личности и показателем ее развития.

По утверждению А. Н. Леонтьева, развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Д. Б. Эльконин, называя предпосылки учебной деятельности (умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу), фактически выделяет параметры произвольности, формирующиеся к 7 годам, являющиеся условием успешного обучения в школе и освоения ребенком структуры учебной деятельности.

Именно с данным умением связывается уровень обучаемости, который приобретает ребенок к 7 годам (У. В. Ульенкова).

Произвольная сфера при поступлении в школу, как подчеркивает Н. В. Гуткина, должна быть развита настолько, чтобы ребенок мог действовать в соответствии с принятым намерением, кроме того, необходима произвольная организация познавательной деятельности.

Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри ведущей, учебной, деятель-ности, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Вместе с тем, как показали наши исследования, как подтверждает современная практика обучения детей в начальной школе , современные старшие дошкольники имеют низкий уровень развития произвольности. У многих из них преобладают импульсивные реакции, характерна двигательная расторможенность. Целенаправленное действие угасает сразу, как материал теряет новизну. Свои потребности, эмоции, мотивы, знания оказываются недостаточно осмысленными дошкольниками. Они затрудняются в действиях по алгоритму, в обеспечении самоконтроля, вербализации способов и результатов деятельности.

То есть к моменту перехода в школу структура собственной деятельности оказывается недостаточно осознанна. Дети не принимают указания на способы деятельности: выполняют не так, как требует взрослый, а как хотят сами, или как получится. Следовательно, и качество результата деятельности оказывается достаточно низким. Такому ребенку трудно подчинять свою деятельность указаниям учителя, выполнять задания в общем с другими детьми темпе, осуществлять самопроверку.

Итак, задача развития произвольности является очень актуальной для современного дошкольного образования. В данном пособии предлагаются авторские циклы занятий для детей 5–6 и 6–7 лет по развитию умения управлять собой. Циклы занятий предполагают сочетание групповых и индивидуальных форм работы с дошкольниками Их можно использовать как самостоятельные в развивающих целях и как взаимодополняющие в коррекционных целях.

Циклы занятий были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях № 15 и 135 г. Мурманска и показали свою высокую эффективность. В Приложении содержится стимульный материал к каждому занятию, который можно использовать как самостоятельные в развивающих целях и как взаимодополняющие в коррекционных целях.

Пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и воспитателей ДОУ.

Введение 3

Старшая группа 9

Конспекты занятий 9

Стимульный материал 27

Подготовительная группа 97

Конспекты занятий 97

Стимульный материал 125

Литература 241

Тематическое планирование

№ занятия Задачи занятия
1,2,3 создание положительной эмоциональной атмосферы в группе; знакомство со взрослыми и детьми; развитие эмпатии; осознание себя, своего имени; снятие психо-мышечного напряжения; развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в собственном теле;. создание игровой мотивации.
4,5,6,7,8,9 создание положительной эмоциональной обстановки в группе; развитие умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста. снижение импульсивности и излишней двигательной активности. снятие эмоционально-мышечного напряжения; развитие умения действовать соответственно правилам игры; сплочение группы, умение взаимодействовать со сверстниками.
10,11,12 развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласовано, подстраиваться к темпу движений партнера). снятие тревожности;

ЗАНЯТИЕ №1 «Котенька-коток»

Цель занятия : 1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;

2) знакомство детей со взрослыми (воспитателем и психологом) и друг с другом;

3) развитие эмпатии;

4) снятие психомышечного напряжения;

5) развитие координации движений, мелкой моторики, ориента­ции в собственном теле.

Оборудование : корзина, кукла-котенок, маленькая игрушечная мышка, палочка с бантиком, альбомные листы по количеству детей, с нарисованным на каждом листе котиком, краски для рисования пальцами, влажные салфетки для рук.

Ход занятия:

> «Здравствуй, я котик!»

Психолог приносит в группу корзинку: «Здравствуйте, ребята! У меня для вас сюрприз. Он находиться у меня в корзинке». Психолог надевает на руку куклу-котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с ним. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я –котеночек, а тебя как зовут?» (если ребенок стесняется или плохо говорит, то ему помогает воспитатель)

> «Ласковое имя»

Психолог в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька, хороший Мишенька» и т.д.

> «Как у нашего кота»

Психолог обращает внимание детей на котика, читается потешка:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Зубки белые,

Глаза смелые.

При повторном прочтении психолог вместе с детьми на каждую строчку выполняет определенные движения: руками показывает ушки над головой, пальчиками изображает под носиком усы, стучит зубками, гладит глазки.



> «Кот и мышь»

Психолог говорит: «Ой, кто это у меня в кармане шевелиться?» Достает мышку и предлагает посмотреть и послушать песенку, которая называется «Кот и мышь». Пропевается песенка:

Кот, кот, коток,

Не садись на краек,

Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет!

Кот переговаривается с мышью:

Мышечка-поскребушечка, ты куда бегала?

В погребок.

Что там делала?

Ела сыр и творог.

Мне молоко оставила?

С порожка скочила, хвост в молоке обмочила,

Ну словлю!

А я убегу!

С этими словами мышь начинает бегать по столу, по детям, а кот ее догоняет. Мышка прячется и убегает от кота. (психолог прячет игрушку-мышку).

«Кот усатый ходит» (пальчиковая игра )

Психолог и дети, пропевают песенку и выполняют движения.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Лови-лови»

Психолог рассказывает детям, что котята очень любят играть с бантиками. Предлагает детям превратиться в котят («раз, два, три - вокруг себя повернись и в котенка превратись!») Достает палочку, к которой привязана веревочка с бантиком. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать бантик. Поворачиваясь в разные стороны, психолог пытается вовлечь в эту забаву всех детей. После игры психолог привязывает бантик котику на шею и предлагает детям сесть на коврик около котенка и уложить его спать.

Релаксация (котик ложиться спать). Психолог укачивает котенка и напевает мотив колыбельной песенки: А-а-а-а….

Рисование. (Детям раздают заранее заготовленные листы, на которых у каждого ребенка нарисован котик). Педагог объясняет, что котята потеряли разноцветные шарики и поэтому грустят. Чтобы развеселить котят, надо пальчиком нарисовать для них разноцветные шарики (психолог показывает приемы работы). Дети пальцами рисуют около своего котенка шарики (макают пальчик в заранее приготовленную гуашь и рисуют).



ЗАНЯТИЕ №2

«Разноцветные клубочки»

Цель занятия: 1) создание положительной эмоциональной атмосферы в группе;

2) снятие эмоционального и мышечного напряжения;

3) развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

4) снижение импульсивности, повышение двигательной активности

5) развитие эмпатии.

Оборудование : котик, клубочки ниток по количеству детей, корзина для клубочков, рисунок котика с предыдущего занятия, клей, нитки, фломастеры или карандаши

Ход занятия:

> «Здравствуй, я котик!» (см. занятие №1)

Котик пришел в группу к ребятам взъерошенным:

«Я спешил к вам ребята, а по пути встретил большую собаку... (Психолог рассказывает «взъерошившую» котика историю, потом просит детей успокоить Котика)

«Ласковое имя» (см. занятие № 1) «Хорошие ушки, красивые глазки…»

Психолог предлагает детям показать, где у них находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки и т.д. Затем погладить себя со словами: «Хороший мальчик, хорошая девочка...»

«Кто разбудил котика?» (вариант игры « Угадай, кто позвал»)

Котик предлагает детям поиграть. Малыши превращаются в мышат, кот

засыпает, а дети тихо к нему подходят. Котик просыпается, мяукает и пытается поймать мышат, дети убегают. (Игра повторяется несколько раз)

«Кот усатый ходит» (см. занятие №1)

«Разноцветные клубочки» (клубки подбираются основных цветов, в процессе игры с ними закрепляется название основных цветов)

Психолог говорит, что принес любимую игрушку всех котиков - достает из корзинки клубочек шерсти. Котик мурчит, рассказывает ребятам, какой клубочек мягкий, пушистый, упругий (и т.д.); показывает, как хорошо он взлетает и как здорово он катается по полу. Дети получают по клубочку, превращаются в котят и играют с клубочками (подбрасывают клубочек, катают по полу, перекладывают из ручки в ручку)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы в клубки играть!

Вверх, вниз- 2 раза

Эй, ребята, не ленись!

Рисование

Детям раздаются спутанные нитки и листы бумаги с изображением котиков с

прошлого занятия.

Котята играли с нитками и запутали их. Приклеим своим котятам, запутанные

нитки. Дети по очереди подходят к психологу, мажут клеем нитки и

прикладывают к листу. (Учитывая возраст и возможности детей, данное задание

можно заменить рисованием клубочков карандашом или фломастером. Еще можно предложить детям приклеить около котика разноцветные клубочки, которые заранее подготовил педагог-психолог.)

Дети и взрослые вспоминают, в какие игры они играли с котиком. Психолог говорит: «Котику очень у нас понравилось, но пришла пора прощаться.» Дети гладят котика и прощаются с ним.

ЗАНЯТИЕ № 3

«Курочка Ряба»

Цель занятия : 1) снятие эмоционального и мышечного напряжения;

2) развитие умения согласовывать свои движения с ритмом музыки и текста, с движениями других детей;

3) развитие умения действовать соответственно правилам игры;

4) снижение импульсивности и излишней двигательной активности;

5) развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в собственном теле.

Оборудование: котик, чудесный мешочек, курочка, яичко, мышка, домик, дед, бабка, слоеное тесто для лепки или пластилин.

Ход занятия

«Здравствуй, я котик!»

Котик приходит в группу, здоровается с ребятами.

«Ласковое имя»

Психолог в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька…» и т.д.

«Чудесный мешочек»

Котик показывает детям «чудесный мешочек»:

Ребята! Посмотрите, что я вам принес. Это мешочек не простой, это мешочек

чудесный. Кто хочет узнать, что в нем лежит?

Дети по очереди пытаются ощупать мешочек и угадать, что в нем лежит. Котик

достает из мешочка (по очереди): курочку, мышку, яичко

«Курочка-рябушечка»

Психолог обращается к курочке и ведет с ней диалог, читается потешка:

- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка- рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

«Курочка грустная - пожалей ее»

Курочка загрустила - у нее болит крылышко. Психолог предлагает детям пожалеть курочку. Первым жалеет котик или взрослый, потом по очереди все дети. Педагог-психолог предлагает угостить курочку зернышками. (дети подставляют курочке ладошки, а она «клюет» зернышки у каждого малыша и благодарит за угощение: «Спасибо, Маша, Коля…»

(модификация психологической игры Щепелевой Н. П. )

Базарова Ольга Германовна,
педагог-психолог федерального государственного
казенного общеобразовательного учреждения
«Санкт-Петербургский кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»

Групповая сплоченность - необходимое условие осуществления и эффективности работы группы, в частности, класса. Наличие сплоченности в группе позволяет ее участникам высказывать собственное чувства и мнение, обсуждать спорные вопросы, конструктивно относиться к критике, что является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позиции участников. Создание в группе комфортного эмоционального микроклимата способствует уверенности всех ее членов, повышает мотивацию к деятельности учебного или творческого характера. Один из наиболее эффективных способов создания подомного микроклимата - игровые технологии.

Данная психологическая игра рассчитана на 4 занятия по 45 минут. Целесообразно проводить после окончания начальной стадии формирования группы (класса).

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи:

1. Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.

2. Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.

3. Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

4. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Материалы:

— небольшой мячик;

— макеты материков (5 штук);

— карточки для жребия;

— ватман с изображением голубой планеты;

— музыка;

— материалы, необходимые для рисования;

— ручки у каждого участника;

— карточки с названиями чувств;

— памятки с названиями чувств и эмоций для обозначения морей и океанов;

— макеты островов

Этап игры

Длительность (мин.)

Занятие 1. Создаем материки

Вступление

Упражнение: «Поменяйтесь местами те, кто…»

Упражнение: «Создаем материки»

Презентация материков

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Рефлексия

Занятие 2. Называем моря и океаны

Приветствие. Упражнение «Импульс»

Упражнение «Покажи чувство»

Упражнение «Называем моря и океаны»

Упражнение «Добрые слова»

Рефлексия занятия

Занятие 3. Создаем острова

Приветствие. «Приветствуем своих»

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Упражнение «Создаем острова»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Рефлексия занятия

Занятие 4. Я, и мы, и все, кто рядом

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

Упражнение «Оживим планету»

Упражнение «Планета и ее спутники»

Упражнение

Рефлексия занятия

ЗАНЯТИЕ 1. СОЗДАЕМ МАТЕРИКИ

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.

Ребята, что вы ожидаете от занятия? (ответы кадет)

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто …»

Перед началом упражнения убрать один стул из круга.

Ведущий: « Сейчас мы с вами немного подвигаемся. Сделаем это так: водящий (сначала это буду я) стоит в центре круга и предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого зеленые глаза", — и все, у кого зеленые глаза, должны поменяться местами. При этом водящий должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, становится новым водящим».

Общие признаки: поменяйтесь местами те, у кого есть сестры; ... любит мороженное; … умеет плавать; … у кого есть собака; … учится в 5 классе; … любит рисовать.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали друг о друге?

Основная часть. Упражнение «Создаем материки»

Ведущий показывает слайд № 2 презентации: «Как вы думаете, на что это похоже? ». После ответов кадет ведущий запускает визуальные эффекты в презентации.

Ведущий: « Что же это теперь? Да, это ПЛАНЕТА». Затем вывешивает заготовленный заранее ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта.

Ведущий: «Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что существуют сотни планет, которым имена не дали, и среди них есть такие, что их даже в теле-скоп трудно разглядеть. Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете».

ЭТО ПЛАНЕТА ВАШЕГО ВЗВОДА.

Так называет сегодняшнее наше занятие и проект, который мы создадим в течение трех занятий. Чтобы лучше выполнить этот проект, нужно разбиться на группы.

Участники разбиваются на 5 групп при помощи карточек жеребьевки.

Ведущий: «На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, каково их количество - это зависит только от вашей фантазии.

Ребята, большинство из вас познакомились друг с другом только в этом учебном году. Общаясь, вы узнали и продолжаете узнавать друг друга, поэтому вполне уместен на планете МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ.

В Кадетском корпусе главной вашей работой является учеба. Следующий материк - МАТЕРИК УЧЕНИЯ.

У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, игры, книги, фильмы, коллекционирование - это МАТЕРИК ИНТЕРЕСОВ.

Вы любите развлекаться: играть, смотреть фильмы - у нас будет МАТЕРИК РАЗВЛЕЧЕНИЙ.

Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет МАТЕРИК МЕЧТЫ.

А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.

Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний, учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и ваших друзей, знакомых».

ВКЛЮЧИТЬ ТРЕК № 1

Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты (3 минуты).

Презентация материков

По одному представителю от каждой группы выходят к доске и представляют макет своего материка. Материки размещаются на планете.

Ведущий: «Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕГО ВЗВОДА. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом».

Заключительная часть. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Ведущий: «Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Церемония проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий кадет, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!».

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Рефлексия занятия

4. Узнали ли для себя что-то новое на занятии?

ЗАНЯТИЕ 2. НАЗЫВАЕМ МОРЯ И ОКЕАНЫ

Приветствие. Упражнение «Импульс»

Кадеты сидят в кругу. Ведущий пожимает руку сидящему слева и говорит: «Здравствуй!». Рукопожатие передается дальше по кругу, пока не вернётся к ведущему. Делать это нужно как можно быстрее, ведущий засекает время на секундомере (первый круг может быть тренировочным). В заключение все хором говорят «Здравствуйте!».

Основная часть

Ведущий: «На прошлом занятии мы создавали планету вашего взвода, и вы наполняли ее материками. На вашей планете появились материки общения, учения, развлечения, интересов и мечты. Посмотрите, что получилось. Но материки омываются океанами и морями. В нашей жизни такими океанами-морями являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение каждого и всех вместе, Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее? Умеете ли вы передавать и узнавать чувства другого человека?»

Упражнение «Покажи чувство»

Ведущий: «Передайте с помощью мимики и жестов то чувство, название которого написано на карточке».

Кадеты по очереди показывают чувства на выбранной ими карточке, остальные пытаются отгадать.

Упражнение «Называем моря и океаны»

Ведущий: «А теперь вспомните, какие чувства чаще всего вы испытываете, находясь во взводе, общаясь с друзьями и товарищами. Решите, какими из них вы назовете океаны и моря на планете 52 взвода».

Кадеты самостоятельно разбиваются на 5 групп. Группы совещаются, выбирают названия чувств, подчеркивая их на памятках. Затем по одному человеку от группы делают надписи на планете.

Упражнение «Добрые слова»

Ведущий. «Как много, я думаю, интересного вы уже узнали сегодня. И дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес. Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте все в один большой круг».

Ведущий просит одного из играющих надеть темные очки, сказав, что они волшебные.

Ведущий : «Посмотри на своего соседа справа, а он пусть посмотрится в твои очки и произнесет следующие слова:

«Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

«Очки» (то есть человек в очках) от их имени должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед произносит заклинание.

Замечательно! Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимете настроение своим друзьям. А если у друга замечательное настроение, то и вы испытываете приятные эмоции».

Рефлексия занятия

1. Какое настроение было у вас во время занятия?

2. Что понравилось больше всего?

3. Было ли что-то, что не понравилось?

ЗАНЯТИЕ 3. СОЗДАЕМ ОСТРОВА

Приветствие. Упражнение «Приветствуем своих»

Каждый из участников получает записку, в которой написано название племени: «мумба», «тумба» или «юмба». Никто не должен говорить, какое слово у него написано. Далее ведущий объявляет, что эти три группы различаются способами приветствия: члены племени «мумба» «дают пять», «тумба» кланяются, а «юмба» прикасаются друг к другу ногами (например, пятками). Цель участников игры - найти «своих» и собраться вместе. Говорить ничего нельзя, можно только приветствовать друг друга. Побеждает та группа, которая соберется первой.

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Кадеты сидят на стульях и передают по кругу мяч. Тот, у кого в руках мяч, называет имя соседа, сидящего слева и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву его имени. Если кадет затрудняется подобрать позитивное качество, то группа и ведущий помогают.

Памятка «Черты характера»

Аккуратный
Активный

Артистичный
Благородный
Благосклонный
Быстрый
Вежливый
Веселый
Внимательный
Волевой
Гениальный
Гибкий
Голосистый
Гордый

Дальновидный
Деликатный

Деятельный

Дисциплинированный
Добродушный
Доброжелательный

Душевный

Естественный

Единомышленник

Единородный

Единственный
Жалостливый
Железный характер
Заботливый
Звонкоголосый

Идейный
Изящный

Инициативный
Интересный
Искренний

Исполнительный

Компанейский

Конкурентоспособный

Контактный
Красивый

Креативный

Культурный

Ласковый

Ловкий
Любопытный
Милый

Миролюбивый
Молодец
Мужественный
Надежный

Наблюдательный
Напористый
Настойчивый

Невозмутимый

Нежный
Необычный
Новый
Опрятный
Отважный

Ответственный
Отзывчивый
Открытый
Отчаянный

Порядочный
Правдивый
Преданный
Работящий
Радостный
Разумный
Самостоятельный
Сердечный
Стойкий
Счастливый
Талантливый
Терпеливый
Трудолюбивый

Уважительный
Удачливый
Умный
Упорный
Фантазер
Физически сильный
Храбрый
Хранитель тайн
Человеколюбивый
Чудесный
Чуткий
Шаловливый
Щедрый
Эмоциональный

Юморной
Юркий

Упражнение «Создаем острова»

Кадеты выполняют данное задание в мини-группах. Участники команды должны помочь определиться каждому, вспомнить его лучшие умения. Затем острова наклеиваются на материк.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия занятия

  1. Какое настроение было у вас во время занятия?
  2. Что понравилось больше всего?
  3. Было ли что-то, что не понравилось?
  4. Чем это занятие было полезным для вас?

ЗАНЯТИЕ 4. «Я, И МЫ, И ВСЕ, КТО РЯДОМ»

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

При выполнении данного упражнения участники не должны разговаривать или обмениваться жестами. Кадеты сидят на стульях. Ведущий называет число, которое меньше, чем число кадет. Задача участников заключается в том, чтобы быстро встало столько человек, сколько назвал ведущий.

Упражнение «Оживим нашу планету»

Ведущий. «Ребята, посмотрите на планету 52 взвода. Из созданного проекта видно, что жизнь во взводе бьет ключом, она наполнена достижениями и успехами.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит музыка.) 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это.

Поверните ваши листочки и веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в класс. Потянитесь немного и откройте глаза.

Давайте же теперь заселим и оживим нашу Планету. Изобразите свое растение на чистой заготовке. Напишите на нем свое имя.

Закончив работу, поместите (с помощью клея) свое растение на Планете, где ему более всего удобно, комфортно, уютно, где бы оно чувствовало обласканным и озаренным светом. Итак, планета вашего класса и наполняется жизнью. Это здорово!»

Упражнение «Планета и ее спутники»

Ведущий: « Я думаю, что в вашей жизни найдутся еще люди, которым следует сказать, что они вам нравятся. Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это «спутники» вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников и поместите вокруг планеты вашего взвода».

Затем кадеты отвечают на вопросы; чьи имена поместили на спутниках, почему вспомнили именно об этих людях, кто на самом деле является для них примером или просто советчиком и помощником?

«Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет! Она дышит, она существует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям».

Звучит музыка.

«В течение всех встреч вы открывались и друг другу, и нам, взрослым»

Рефлексия:

1. Что нового вы узнали на занятиях? Чем занятия были для вас полезными?

2. Что вас удивило?

3. Что было приятно? Что было неприятно?

Ритуал прощания

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!»

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений, подготовку детей к обучению в школе.
Материал может быть использован педагогами – психологами, воспитателями и старшими воспитателями дошкольных учреждений.

Пояснительная записка

Актуальность. Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.

Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение не возможно. В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).
«Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр
с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника»(3,с.47). Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.
Учитывая эти факты, составлен цикл коррекционно-развивающих занятий «Дорожка к школе». Это не стандартные обучающие занятия, а комплекс игровых упражнений, который соответствует старшему дошкольному возрасту.
Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Задачи:
Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;
Развитие познавательных психических процессов;
Развитие волевых качеств личности;
Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог;
Развитие мелкой моторики рук;
Повышение мотивационной готовности детей к школе.
Разработка системы работы, с родителями в данном направлении.
Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из 10 занятий, направленных на развитие интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе.
Занятия могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один раз в неделю. Длительность занятия - 30 минут.
Новизна. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики.

Статьи по теме: