Откуда появились женщины после евы в библии. Откуда взялись жены у детей Адама и Евы 

Она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство» а также в книге и фильме «Контакт», её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?

Скептики вновь и вновь использовали жену Каина пытаясь дискредитировать Книгу Бытие как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.

Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный Кларенсом Дэрроу – юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.

Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор – христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!

Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт» (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.

В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.

Саган умело использовал обычные вопросы – такие как «Кем была жена Каина?» – вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.

К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики особенно в том, что касается Книги Бытие , большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» (1 Петра 3:15).

Почему это важно?

Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от Адама и Евы . Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины – рассказа, от которого зависят многие ветхо- и новозаветные доктрины.

Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) – поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является Бытие 4:1-5:5 .)

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.

Первый человек

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римлянам 5:12).

Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.

Все находятся в родстве

Таким образом, в начале был только один человек – созданный из праха земного (Бытие 2:7).

Это значит также и то, что жена Каина происходила от Адама. Она не могла произойти от другого «рода» людей и должна была быть среди потомков Адама.

Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет-Бытие 5:5), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» (Genesis 1:28).

Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!

Каин женился прежде чем он отправился в землю Нод . Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)

Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти Авеля на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).

Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.

Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (Бытие 9:6), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.

Из-за интенсивного вдалбливания в голову эволюционных идей многие люди сегодня думают, что нынешнее поколение – самое умное из всех живших на нашей планете. Но если у нас есть реактивные самолёты и компьютеры, это ещё не значит, что мы умнее всех. Современные технологии – это результат накопления знаний. Мы стоим на плечах всех тех, кто был до нас.

Наш мозг пострадал от 6 000 лет Проклятия (со времён Адама). Мы сильно выродились по сравнению с людьми, жившими много поколений назад. Возможно, теперь мы не идём ни в какое сравнение по уму или изобретательности с детьми Адама и Евы. Писание проливает нам немного света на то, что представляется огромной первоначальной изобретательностью.

Заключение

Многие христиане не могут ответить на вопрос о жене Каина, потому что их внимание направлено на сегодняшний мир (и проблемы, связанные с браками между близкими родственниками), и не понимают ясного исторического свидетельства, оставленного нам Богом.

Они пытаются истолковать Бытие, исходя из нашей нынешней ситуации, вместо того, чтобы понять истинную библейскую историю мира и перемены, произошедшие в нём из-за греха. Поскольку они строят своё мировоззрении не на Библии, а переносят на Библию свой мирской образ мышления, они не видят ответов на простые вопросы.

Книга Бытие написана Богом, который присутствовал там, где происходили эти исторические события. Это слово Того, кто знает всё, и кто является надёжным свидетелем из прошлого. Таким образом, используя Бытие в качестве основы для понимания истории, мы можем найти ответы на вопросы, которые иначе оставались бы загадкой.


Библия - особенная книга, являющаяся фундаментом нашей веры и источником знаний о многих областях человеческой цивилизации от самого начала ее возникновения. Вместе с тем, существуют вопросы, служащие камнем преткновения для многих детей Божиих и поводом для критики христианства атеистически настроенными мыслителями. Одним из таких дискуссионных вопросов является вопрос о жене Каина.

Давайте обратимся к первоисточнику. После того, как Каин убил своего брата Авеля, Бог провозглашает Свой суд над ним. Согласно приговору Бога, Каин будет изгнанником и скитальцем, и земля не будет давать силы своей для него. После этого мы читаем:

Быт.4:13-17 « И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;

14вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и .

15И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

16И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод , на восток от Едема.

17И познал Каин жену свою ; и она зачала и родила Еноха »

В этом отрывке критики находят ряд проблем, которые дают им основания утверждать, что на земле, помимо потомков Адама и Евы, были еще какие-то иные люди.

Во-первых, сказано, что « всякий, кто встретится со мною, убьет меня ». Кто этот «всякий»?

Во-вторых, упоминается жена Каина. Откуда она взялась?

Попытаемся рассмотреть эту проблему последовательно, от общего к частному.

Общее утверждение можно вывести из следующих библейских цитат:

Быт.3:20 « И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих »

Деян.17:26 « От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли »

Отсюда можно сделать вывод, что все люди, которые когда-либо жили на земле, являются потомками Адама и Евы. Других людей просто в природе не существовало и быть не могло.

Ответы на все остальные вопросы должны даваться с учетом этого основного утверждения.

Следующий шаг - необходимо выяснить вопрос о потомстве Адама и Евы. Насколько оно было многочисленно?

Быт.5:3-5 « Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

4Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

5Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер »

Из этих слов нельзя однозначно сказать, сколько у Адама и Евы было детей. К примеру, Иосиф Флавий писал, что, согласно древнему преданию, у Адама было тридцать три сына и двадцать три дочери. Учитывая продолжительность жизни первых людей, детей могло быть и больше. Нельзя также сделать однозначный вывод относительно того, когда родились все эти дети. Возможно, многие из них были рождены в первые 130 лет жизни Адама, до рождения Сифа.

Итак, первое утверждение о том, что все люди произошли от Адама и Евы, и второе - о многочисленности их потомства, с достаточной степенью вероятности позволяют нам ответить на проблемные вопросы.

1) что это были за люди, которых так боялся Каин?

Одним из древнейших обычаев, дошедших до наших дней, был обычай кровной мести. Логично предположить, что Каин боялся именно мести со стороны своих родственников. Другим людям, если бы они даже и существовали, не было бы дела до того, что Каин убил своего брата. Ответственность за убийство, как общее правило, появляется уже после потопа:

Быт.9:6 « кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека …»

2) логично также предположить, что женой Каина была его сестра. Библия говорит, что Каин пошел в землю Нод и там познал свою жену. Это не значит, что он нашел там свою жену. Кальвин утверждает, что Каин женился еще до убийства Авеля. Но даже если это и не так, у потомков Адама было достаточно времени, чтобы расселиться по лицу земли, в том числе поселившись в земле Нод.

Но как же быть с запретом на кровосмесительные браки?

Этот запрет появился позже, во времена Моисея. Дело в том, что грехопадение привело к деформации человека на всех уровнях, в том числе и на генетическом. С каждым поколением людей накапливалось все больше и больше генетических ошибок. И поскольку у близких родственников поврежденные гены совпадают, то риск появления детей с физическими или умственными отклонениями значительно увеличивается. К временам Моисея вырождение человечества уже достигло таких масштабов, что Бог запретил Своему народу кровосмесительные браки. К тому же, земля была уже достаточно населена, так что необходимость в браках с родственниками отпала.

Однако в первом поколении людей видимые последствия греха были еще минимальны. Для накопления ошибок требуется время, поэтому тогда брат и сестра вполне могли жениться, не опасаясь вызвать гнев Божий или произвести на свет потомство, отягощенное какими-либо дефектами. Да и как по-другому можно было исполнить повеление Бога «плодитесь и размножайтесь»?

О распространенности в древности подобных браков свидетельствует тот факт, что Авраам был женат на Сарре - сводной сестре:

Быт.20:12 « да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою »

Оценивая подобные факты, мы должны учитывать время, когда это происходило. С точки зрения современной морали, которая во многом сформирована законами Моисея и учением Христа, Авраам достоин осуждения. Но он жил в совершенно иной системе координат. Многих запретов, к которым мы с вами привыкли, тогда могло просто не существовать.

Как мы видим, такой «безобидный» вопрос, как вопрос жены Каина, может иметь далеко идущие последствия. Ведь если предположить, что параллельно с ветвью Адама на земле существовала еще какая-то ветвь человечества, мы оказываемся вовлеченными в сеть трудноразрешимых вопросов:

Кем и с какой целью сотворены эти другие люди? Если не библейским Творцом, то значит, существуют и другие боги. Если они сотворены единым Богом, то какова цель их сотворения? Если они не связаны с Адамом, то и грехопадение Адама и Евы их не касается. Отсюда снова возможны разные варианты: либо они совершенны и не нуждаются в искуплении, либо - у них есть собственная история грехопадения, не описанная в Библии…

В общем, фантазировать можно до бесконечности.

Однако Слово Божье однозначно говорит, что все люди произошли от Адама и Евы, и никаких параллельных цивилизаций на земле нет.

1 Кор.15:45 « Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий »

Иисус Христос по плоти - представитель единой линии человечества, ведущей свой отсчет от Адама. Его искупление действительно для всех, кто унаследовал первородный грех. Библия говорит: « Все согрешили и лишены славы Божьей » (Рим.3:23). А если все, то не может быть иных людей, которые не согрешили. Слово Божье также нас учит, что « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин.3:16). А если «всякий», то других людей, которые не нуждаются в спасении, просто быть не может.

Вот таким образом, думается, можно корректно, в пределах тех знаний, которые открыты нам в Библии, разрешить упомянутые проблемные вопросы.

При подготовке использован материал: Жена Каина - кто она? // http:// svobd. ru/ index. php? option= com_ content& task= view& id=2263& Itemid=138

Два вопроса по книге Бытие:

  1. Почему в Библии дважды повествуется о происхождении человека: один раз в шестой [Быт. 1:23-29], а второй раз – седьмой день творения [Быт. 2:2-8] и [Быт. 2:15-24]?
  2. Почему отличается создание/сотворение человека в шестой и седьмой дни творения?

Владимир

Священник Михаил Самохин

Здравствуйте, Владимир!

Некоторые исследователи считают, что во время Ездры, при редактировании книг Ветхого Завета, были соединены два рассказа о сотворении человека: более краткий и, поясняющий его, более подробный.

***

Бог создал Адама и Еву, первых людей. У них родились дети, Каин и Авель, затем Каин убил брата. В качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле» («и пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою»).

Откуда взялась его жена?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна!

В Библии говорится: «Адам родил сынов и дочерей» (Быт. 5:4-5).
Адам жил 930 лет. Исследователи Библии утверждают, что если бы Каин был так долговечен, как его отец, и женился в трехсотлетнем возрасте, то он имел бы к тому времени 100000 невест, из которых мог бы выбрать себе жену.
Конечно, легко могло случиться, что невестой Каина оказалась бы его сестра, племянница или кузина. В те времена, когда род людской еще не был так захвачен грехом, близкое родство не представляло собою угрозы вырождения, предотвращенной позже законом Моисея.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему большинство заповедей даны Богом через отрицание? Ведь, казалось бы, проще и понятнее вместо фразы «не убий» использовать «сохрани жизнь», вместо «не укради» – «живи честно» и так далее.

Сергей

Здравствуйте, Сергей!

То, что Вы имеете в виду, дополнил Иисус Христос в Новом Завете, в Нагорной проповеди, в частности. Это большая высота, планка здесь сильно поднята по сравнению с Ветхим Заветом, откуда и идут все эти заповеди. Но большинству людей, чтобы дорасти до большего, сначала доступнее и понятнее ограничения через отрицание чего-то недолжного, нежелательного (между прочим, детей именно так и воспитывают с самого начала, да и множество взрослых Ветхий Завет еще отнюдь не переросло).

Все 10 заповедей, по сути, сводятся к следующему: не делайте другим того, чего самим себе не хотите. Иисус говорит иначе: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).

***

В книге Чисел (14:18) сказано: «Господь карает детей за грехи отцов, карает внуков и правнуков». В книге пророка Иезекииля (18:20) сказано: «Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается».

Эти два утверждения не противоречат ли друг другу? Если да, то какое из них истинное?

Мария

Священник Филипп Парфенов

Дорогая Мария!

Безусловно, истинное утверждение второе. Бог есть любовь, в свете христианского откровения, и Он никому не желает зла, но всем желает спасения.

Другое дело, что от родителей в наследство детям могут передаваться какие-то изъяны в их здоровье или дурные предрасположенности, склонности. Это известные вещи на уровне генетики. Они наблюдались и в древности, и тогда их объясняли «карой» Бога или проклятием. Христианский взгляд не может удовлетвориться подобным объяснением, но в таком случае скорее призывает к ответственности родителей за их собственную жизнь, которая, если погрязает в грехах, то может пагубно влиять на их детей (мы все так или иначе друг с другом связаны, и тем более родители с детьми).

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

В Евангелии от Марка (3 глава) читаем: «И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя». Конечно, я знаю продолжение («…кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь»), но все-таки меня волнует вопрос: неужели у Господа нашего Иисуса Христа могли быть братья и сестры? И дальше, в 6 главе: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем».

Пожалуйста, объясните!

Екатерина

Протоиерей Александр Ильяшенко

Здравствуйте, Екатерина!

Братьями у евреев назывались не только родные братья, но и двоюродные, троюродные, и дальние родственники. Упоминаемые в Евангелии братья Христа не были родными Его братьями – это дети праведного Иосифа от первого брака, также братьями Его называются дети Марии Клеоповой, которую евангелист Иоанн Богослов называет сестрой Богородицы (Ин., 19:25).

***

Какая у Иисуса Христа была профессия? Я знаю, что Он был плотником, но в Священном Писании сказано только, что Он был сыном плотника: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» (Мф.13:55). Как тогда узнали, что Иисус был плотником, раз об этом не сказано прямо?

Дарья

Здравствуйте, Дарья!

Вопрос о профессии Христа имеет разные предположения. Известный богослов архиепископ Аверкий (Таушев) писал, что греческое слово «тектон», употребленное в Евангелии, может быть переведено не только как «плотник», но и как «строитель» или «каменщик».

Священник Антоний Скрынников

Как бы то ни было, нужно сказать, что в те времена дети чаще всего продолжали дело своих родителей, и если святой Иосиф был плотником (в русском варианте), то логично предположить, что Христос был с детства обучен этому ремеслу.

С уважением, священник Антоний Скрынников

***

В чем причина негативной оценки предательства Христа в руки Пилата, инкриминируемое евреям, осуществившееся через предательство Иуды? Ведь не предай Иуда Иисуса первосвященникам, не умри Тот на кресте за грехи, не осуществились бы ветхозаветные пророчества о мессии (Пс. 21, Ис. 53 и др.), не реализовался бы Божественный проект спасения человечества. Умер бы Иисус глубоким старичком где-нибудь в провинции Галилеи, почитаемый за пророка (как признавали его апостолы (Лк. 24:19)), и не было бы христианства.

Не должны ли мы, по логике мышления, быть благодарны евреям и лично Иуде? Простите, если звучит несколько кощунственно, но так выходит.

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Во-первых, история не знает сослагательного наклонения – «если бы» не случилось того-то, могло ли произойти другое – и т.д. Мы исходим из того, что случилось, а не что могло бы случиться при разных предполагаемых вариантах (а умножать всякие дополнительные предположения можно до бесконечности, сами понимаете).

Во-вторых, промысл Бога чаще всего проявляется таким образом в истории людей, что, попуская какое-то зло, Он в дальнейшем обращает его к благим последствиям. Зло от этого не перестаёт быть злом самим по себе; люди, его совершающие, грешат и несут свою долю ответственности за грехи, но Бог в конце концов готов простить всех и спасти всех…

Наглядная библейская история, изображающая одну из таких ситуаций, - это судьба праведного Иосифа, сына патриарха Иакова. У Иосифа было одиннадцать братьев, они его недолюбливали и ему завидовали за его красоту и другие способности. Однажды они сговорились убить его, а отцу сообщить, что брата растерзали звери. В последний момент они не убили его, а продали в рабство. Иосиф попал в Египет, скоро возрос в служебном положении, потом был оклеветан, посажен в тюрьму, затем оправдан, и в итоге стал вторым человеком в стране после фараона.

На его родине однажды начался голод вследствие неурожая, а в Египте были хлебные запасы. Семейство Иакова двинулось из земли Ханаанской в Египет, чтобы спастись от голодной смерти. Там они встречаются с Иосифом, своим братом, который в итоге спасает всё семейство. Братья боялись, естественно, что он станет им мстить за прошлое, но Иосиф уверяет: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло, но Господь обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей…» (Быт. 50, 20).

Иосиф – один из ярких прообразов Христа в Ветхом Завете (он даже вспоминается на богослужении Страстной седмицы, в Великий понедельник). Насколько Иуда или Пилат сами понимали, что они делали, или же они были своеобразными орудиями Промысла, как братья Иосифа, и не более того? Это другой вопрос, и тут могут быть разные точки зрения. Поступки, которые они совершали, никак не могут быть одобрены в любом случае, это очевидно.

Рассудите сами: нужно ли вообще делать зло каждому из нас, чтобы вышло добро?.. Вряд ли Вы ответите на этот вопрос положительно. Бог за нами постоянно исправляет ситуацию, ремонтирует всё вокруг. Но если бы люди жили в большей степени добра и любви, то Богу потребовались бы, соответственно, менее радикальные способы исправлять ситуацию и вмешиваться в неё! Есть небезосновательное мнение, которое выражали некоторые святые отцы, что Бог воплотился бы даже в том случае, если человечество и не отпало бы через Адама и Еву. Просто тогда история людей была бы совершенно иной! Впрочем, это опять-таки из серии «если бы…».

С уважением, священник Филипп Парфенов

***

«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23:1-5).

Вопрос: а что должен был сделать Павел, если бы он знал, кто пред ним? Терпеть удары по губам и отвечать одновременно? Как же он смог бы ответить?

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий!

Апостол Павел, находясь в синедрионе, мог не узнать первосвященника. Узнав же, он сам сказал, что действовать ему следовало несколько мягче. Прежде всего потому, что апостол имел миссионерскую цель. А оскорбление старшего и наиболее уважаемого в собрании человека очень плохо способствовало бы миссионерству. Поэтому апостол и извинился, сославшись на Священное Писание.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин

***

Почему священнослужители и богословы говорят, что толковать Писание самому нельзя? А как же фраза Христа: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное»? Чтобы что-то превзойти, нужно досконально знать этот предмет и понимать.

Да и отвечать на Суде у Бога будем по одному, каждый за свои помыслы и слова, а не с толкователями Священного Писания. Можно ли ответить Богу: «Это такой-то святой сказал»?

Алексей

Здравствуйте, Алексей!

Позвольте встречный вопрос: можно ли ответить Богу на суде: «Ну и что? А я вот так считаю!» Толкование Священного Писания – это еще и научная работа, это исследование. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо хотя бы ознакомиться с тем, что сделали другие люди в этом же направлении. Вот такими людьми являются православные богословы. Это профессионалы в своей области.

Кроме того, неверное толкование Священного Писания иногда является грехом. Вспомните искушение Христа в пустыне от диавола.

С уважением, священник Николай Гулейко

***

Не из Библии ли фраза: «Нет жалости к не знающему жалости»?

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

В Новом Завете есть фраза: «Суд без милости не оказавшему милости», но относится это только к ожидающему нас Суду Божию, а не к нашему отношению к окружающим нас людям. В отношении к окружающим мы должны руководствоваться словами Спасителя: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами».

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко

Это, может быть, такая же легенда, как рассказы про короля Артура и рыцарей Круглого Стола… Хотя я, как мне кажется, привожу неплохие аргументы против креационизма, они всё же со мной не соглашаются. Это нормально, но есть один вопрос, который их, кажется, сбивает с толку: «Если и были первыми людьми нашей планете, то как же она населилась без инцеста? Разве в Библии не сказано, что браки между родственниками не дозволительны…?» Искренне Ваш, Йондри.

М ы даже не знаем, как её звали, но о ней говорили на , она упомянута в пьесе и фильме «Ветер в наследство» а также в книге и фильме «Контакт», её обсуждали во всех странах мира. Не стала ли она самой обсуждаемой женой в истории?

Скептики вновь и вновь использовали жену пытаясь дискредитировать как запись подлинных исторических фактов. Печально, но большинство христиан не могли дать удовлетворительный ответ на этот вопрос. В результате мир думает, что христиане не могут защитить авторитет Писания, а значит, и христианскую веру.

Например, в 1925 г. на историческом процессе Скоупса в Теннеси Вильяму Дженнингсу Брайану, прокурору, выступавшему за христианскую веру, не удалось найти ответа на вопрос о жене Каина, заданный Кларенсом Дэрроу - юристом из Союза для защиты гражданских свобод, занимавшим откровенно антихристианскую позицию.

Этот процесс был в центре внимания мировой прессы и всё, что слышали журналисты, вредит христианству до сих пор - христиан считают неспособными защитить факты, изложенные в Библии. И скептики делают затем логически неверный скачок к выводу о том, что библейскую историю защитить нельзя!

Агностик Карл Саган использовал тот же вопрос в своей книге «Контакт» (которую газета «Нью-Йорк Таймс» включила в список бестселлеров) и он вошёл также в фильм «Контакт», основанный на книге Сагана.

В книге вымышленная героиня Элли не смогла добиться ответов о жене Каина и на другие вопросы от жены церковнослужителя, руководившего дискуссионной группой в церкви.

Саган умело использовал обычные вопросы - такие как «Кем была жена Каина?» - вопросы, которые часто задают христианам, пытаясь доказать, что Библию нельзя защитить.

К сожалению, большинство христиан не могут ответить на эти вопросы! И всё же, ответы есть. Но поскольку большинству церквей не хватает подготовки в плане апологетики особенно в том, что касается , большинство верующих в церкви не «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ» ().

Почему это важно?

Многие скептики заявляли, что для того, чтобы Каин мог найти жену, должны были существовать другие «роды» людей на земле, которые не происходили от . Длдя многих людей этот вопрос является камнем преткновения для принятия рассказа Книги Бытие о сотворении и его утверждения будто бы история началась всего лишь с одного мужчины и одной женщины - рассказа, от которого зависят многие ветхо- и новозаветные доктрины.

Защитники Евангелия должны уметь показать, что все люди являются потомками одного мужчины и одной женщины (Адама и Евы) - поскольку спасены могут быть только те люди, которые происходят от Адама и Евы. (Соответствующим библейским текстом является .)

Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сначала покажем, насколько он важен для значения Евангелия.

Первый человек

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ().

Последний Адам

Бог нашёл решение - способ избавления человека от его несчастного положения. в объясняет, что Бог дал нам другого Адама! Сын Божий принял вдобавок к своей полной божественности ещё и человеческую природу, став совершенным Богочеловеком - Иисусом Христом. Как человек, Он был потомком Адама (через , и )—таким образом, Он стал нашим родственником! Он назван «последним Адамом (), потому что он занял место первого Адама. Он стал новым главой и, поскольку был безгрешным, Он смог понести взыскании за грех:

Христос претерпел смерть (наказание за грех) на кресте, пролив свою кровь («без пролития крови не бывает прощения» ) чтобы все раскаявшиеся в своём грехе богоборчества и доверившиеся тому, что Он совершил на кресте, могли примириться с Богом.

Поскольку Библия говорит, что все люди, кроме Богочеловека Иисуса, грешны, и все мы находимся друг с другом в родстве («От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» ), евангелие имеет смысл, только если все ныне живущие и когда-либо жившие на земле люди произошли от первого человека Адама. Если бы это было не так, то евангелие нельзя было бы объяснить или защитить.

Таким образом, спасены могут быть лишь потомки первого человека Адама.

Все находятся в родстве

Таким образом, в начале был только один человек - созданный из праха земного ().

Это значит также и то, что жена Каина происходила от Адама. Она не могла произойти от другого «рода» людей и должна была быть среди потомков Адама.

Библия не говорит нам, сколько детей родилось у Адама и Евы. Однако, учитывая их долгую жизнь, (Адам прожил 930 лет—), казалось бы разумным предположить, что их было много! Помните, им была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь» ().

Если мы будем теперь полностью основываться на Писании, без каких бы то ни было личных предрассудков или иных внебиблейских идей, то в самом начале, когда было только первое поколение, братья должны были иметь возможность жениться на сёстрах, а иначе не могло бы быть никакого продолжения рода!

Каин женился прежде чем он отправился в землю . Он не нашёл жену там, а «познал» её (вступил с ней в половую связь)

Другие утверждали, что поскольку Каин построил «город» в земле Нод, то там долно было быть много людей. Однако древнееврейское слово, переведённое как «город», не обязательно значит то, что мы представляем себе из-за сегодняшних коннотаций «города». Это слово означает «обнесённый стенами посёлок» или укреплённый лагерь. Даже сотни людей для такого города было бы много. Тем не менее, ко времени смерти на земле могли быть и другие потомки Адама (см. ниже).

Некоторые утверждают, что на земле должно было быть много других людей, кроме потомков Адама и Евы, а иначе Каин не боялся бы того, что люди захотят убить его за убийство Авеля.

Прежде всего, во времена до установления гражданских органов власти для наказания преступников (), кто-то мог пожелать причинить Каину вред только будучи близким родственником Авеля! Чужакам вряд ли было до этого дело. Поэтому люди, которых боялся Каин, не могли быть из другого рода.

Во-вторых, Каин и родились за некоторое время до смерти Авеля. В сказано:

Обратите внимание на выражение «спустя несколько времени». Мы знаем, что родился у Адама, когда тому было 130 лет (), и Ева увидела в нём «замену» Авелю (). Значит, период от рождения Каина до смерти Авеля мог быть длиной в 100 лет и больше - что оставляет много времени для того, чтобы другие дети Адама и Евы переженились, и у них родились дети и внуки. К тому времени, как был убит Авель, у Адама и Евы могло быть значительное число потомков, и даже несколько их поколений.

Откуда взялась технология?

Некоторые заявляют, что для того, чтобы Каин отправился в землю и построил город, ему потребовалась бы технология, которая уже должна была существовать в той земле, и предполагается, что она была разработана другими «родами».

Мы не знаем имени этой женщины, но она упоминалась на знаменитом процессе Скоупса, о ней шла речь в пьесе и фильме "Ветер в наследство", 1-3 книге и фильме "Контакт". 4 На протяжении всей истории человечества и во всех уголках мира имя ее не сходит с уст.

Атеисты то и дело поднимают вопрос о жене Каина, стремясь доказать, что летопись Бытия неверна с исторической точки зрения. К сожалению, большинство христиан не знает ответа на вопрос: "Откуда у Каина взялась жена?". В результате мир считает, что мы не способны отстоять истинность Священного Писания и, следовательно, христианскую веру.

Так, на знаменитом процессе Скоупса в 1925 году в Теннесси обвинитель Уильям Дженнингс Брайан (William Jennings Brian), стоявший на христианских позициях, не сумел ответить на вопрос о жене Каина, заданный ему откровенно антихристиански настроенным адвокатом из ACLU 5 Кларенсом Дэр-роу (Clarence Darrow). 6

К этому судебному процессу было приковано внимание журналистов всего мира. В результате христианству тех дней был нанесен тяжелый удар - получалось, что христиане не в состоянии защитить библейскую истину! Отсюда неверующие сделали ошибочный вывод, будто доказать истинность библейской летописи вообще невозможно.

Атеист Карл Саган затронул вопрос о жене Каина в романе "Контакт" 4 (который вошел в список бестселлеров газеты "Нью-Йорк Тайме"). Позже по этой книге был создан сценарий одноименного фильма.

Элли, персонаж книги Сагана, вспоминает, как не смогла получить ответ на вопрос о жене Каина и на другие важные вопросы у жены пастора, которая вела семинары в церкви. 7

Саган остроумно "вложил в голову" своего персонажа те вопросы (включая вопрос о жене Каина), которые атеисты постоянно задают христианам, пытаясь "доказать", что Библия полна противоречий, и верить ей нельзя.

Беда в том, что большинство хри-стиан действительно не может на них ответить! А ведь ответы есть, они существуют! Но, поскольку наши церкви явно слабы в апологетике 8 , особенно в отношении Книги Бытия, их прихожане в основном не "...готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Пет. 3:15).

Почему это так важно?

Атеисты утверждают: для того, чтобы Каин мог найти себе жену, на Земле должны были быть и другие "роды человеческие", состоящие не из потомков Адама и Евы. Для многих людей эта гипотеза - основной камень преткновения; из-за нее они не могут принять повествование Бытия о Сотворении мира и поверить, что в начале человечество состояло из одного мужчины и одной женщины.

Защитники Евангелия должны уметь доказывать, что все люди произошли от этих мужчины и женщины (т. е. Адама и Евы), ибо только потомки Адама и Евы могут быть спасены. Следовательно, верующие должны знать, откуда у Каина взялась жена, и четко осознавать, что она тоже была потомком Адама и Евы. (См. Быт. 4:1-5:5).

Прежде чем дать ответ на вопрос "Откуда у Каина взялась жена?", мы должны сначала донести до людей очень важную информацию, касающуюся самой сути Благой Вести.

Первый человек

"Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5:12).

В Первом послании к Коринфянам 15:45, сказано, что Адам -"первый человек". Бог сотворил не целый "род человеческий", а одного человека.

Библия ясно и недвусмысленно говорит о том, что спасены будут только потомки Адама. Пятая глава Послания к Римлянам учит нас, что в Адаме все согрешили; все мы - грешники, потому что грешен был наш прародитель Адам. И смерть, которую Бог послал Адаму в наказание за грех непослушания, тоже перешла ко всем его потомкам.

Адам был праотцом человечества, и потому, когда он "пал", все мы, его порождение, тоже "пали". А это значит, что все мы отдалены от Бога, мы пребываем в разлуке с Ним. Самым страшным последствием греха может стать вечное, бесконечное отлучение от Бога. Но Благая Весть в том и состоит, что у нас есть выход, есть способ вернуться к Богу!

Человек - Адам - принес в этот мир грех и смерть. Для того, чтобы искупить этот грех и спастись от смерти, нам, людям, потомкам Адама, нужен был другой Человек - безгрешный. Но ведь в Библии сказано, что "все согрешили" (Рим. 3:23). Где же выход?

Последний Адам

Выход был дарован Самим Богом; Он указал нам, жалким и беспомощным, путь к спасению. Как объясняет Апостол Павел в пятнадцатой главе Первого послания к Коринфянам, Бог послал на землю другого Адама! Сын Божий стал Человеком - совершенным, идеальным Богочеловеком. В Своей Человечности Он был потомком Адама (по линии Ноя, Авраама и Давида) - и, следовательно, нашим Родственником! О Нем сказано "последний Адам" (1 Кор. 15:45), ибо Он пришел на смену первому Адаму. Он стал Новым Первенцем; только Он, безгрешный, мог заплатить за наши грехи:

"Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:21,22). 9

Христос понес наказание за наши грехи, приняв мученическую смерть на Кресте. Он пролил Свою кровь, ибо "без пролития крови не бывает прощения" (Евр. 9:22) - и с тех пор все, кто верует в Него и в то, что Он совершил ради нас на Кресте, могут покаяться в грехе неповиновения (ибо в Адаме все мы согрешили) и помириться с Богом.

Библия говорит, что все люди грешны, кроме Богочеловека Иисуса, и при этом все люди - родственники ("От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли" (Деян. 17:26). Поэтому Евангелие имеет смысл только в том случае, если все люди, живущие на Земле сейчас и жившие когда-то - потомки первого человека, Адама. 10 Будь это не так, Благую Весть невозможно было бы ни объяснить, ни защитить.

Послание к Евреям подробно разъясняет нам, как Иисус стал Человеком ради спасения человечества (Евр. 2:11-18). Итак, спастись могут только потомки первого человека - Адама!

Все мы - родственники

Итак, в начале был только один человек, созданный Богом "из праха земного" (Быт. 2:7).

А это означает, что жена Каина тоже была потомком Адама. Она никак не могла происходить из "другого рода человеческого".

Первая женщина

Вот что сказано в Бытии 3:20: "И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих". 11 Иными словами, все люди - потомки Адама и Евы, первой женщины.

Ева была создана из ребра Адама (Быт. 2:21-24). Это - уникальный исторический факт. В Новом Завете к этому событию обращаются Иисус (Мат. 19:4-6) и Павел (Еф. 5:31) как к основе доктрины о том, что муж и жена должны быть единой плотью.

Кроме того, в Бытии 2:20 говорится, что Адам, нарекая имена животным, не видел среди них "помощника", подобного себе. В то время он был единственным человеком на земле!

Из всего этого следует, что в начале на земле была всего одна женщина - жена Адама. Остальные женщины могли быть только ее потомками.

Итак, если христиане не уверены в том, что все люди (в том числе и жена Каина) произошли от Адама и Евы, как же они могут понять и объяснить другим суть Евангелия? Зачем тогда нести Благую Весть во все концы света, всем племенам и народам? Христианин, который стремится защищать Евангелие и утверждать христианское учение, должен уметь отвечать на вопрос о том, откуда у Каина взялась жена.

Братья и сестры Каина

Каин был старшим сыном Адама и Евы и первым из их детей, упомянутым в Священном Писании (Быт. 4:1). Он и его братья, Авель (Быт. 4:2) и Сиф (Быт. 4:25), принадлежали к первому поколению детей, родившихся на этой Земле.

Но, хотя в Библии упомянуты только эти трое братьев, мы знаем, что у Адама и Евы были и другие дети. В четвертом стихе пятой главы Бытия содержится утверждение, подводящее итог жизни Адама и Евы: "Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей". Нам не сказано, когда они родились. Возможно, многие из них были рождены в течение 130 лет (Быт. 5:3) до рождения Сифа.

У Адама и Евы было много детей - и мальчиков, и девочек. Иосиф Флавий, древнееврейский историк, писал, что, согласно древнему преданию, у Адама было тридцать три сына и двадцать три дочери. 12

В Писании не говорится, сколько именно детей произвели на свет Адам и Ева, но, если учитывать долгие сроки их жизней ("Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет..." (Быт. 5:5), логично предположить, что потомство их было многочисленно! (Мы ведь помним, что Бог заповедал им: "Плодитесь и размножайтесь!" (Быт. 1:28).

Жена

Если мы будем руководствоваться только Священным Писанием, не принимая в расчет ни собственных предубеждений, ни каких бы то ни было внебиблейских соображений, то поймем, что в те времена, когда на Земле было только одно поколение людей, рожденных отцом и матерью, братья женились на своих сестрах - иначе род человеческий прекратил бы свое существование!

Нам неизвестно, в каком возрасте Каин женился, мы ничего не знаем о других браках той поры и о детях, родившихся в этих браках, но мы можем с уверенностью утверждать, что жена Каина была его сестрой или близкой родственницей.

Возражения

Божьи заповеди

Многие люди с ходу отрицают вывод о том, что сыновья и дочери Адама и Евы вступали в брачные союзы друг с другом. Они апеллируют к законам, запрещающим браки между близкими родственниками - например, братьями и сестрами. Но ведь мы по определению вступаем в брак только с родственниками! Муж и жена становятся родственниками задолго до свадьбы, поскольку все люди - потомки Адама и Евы, все мы - "одной крови"! Заповедь, запрещающая брак между близкими родственниками, была дана людям только во времена Моисея (Лев. 18-20). В Бытии 1 и 2 говорится лишь о том, что муж и жена на всю жизнь становятся одной плотью; поэтому брак между близкими родственниками (даже братьями и сестрами) изначально (до эпохи Моисея) не был нарушением Божьей заповеди.

Вспомним, что Авраам был женат на своей сводной сестре (Быт. 20:12). Бог благословил этот брак - и от Исаака и Иакова произошел еврейский народ. Только 400 лет спустя Бог дал Моисею законы, запрещающие подобные браки.

Биологические дефекты

В наши дни закон запрещает братьям и сестрам (в том числе сводным) вступать в брак и иметь детей. Дело в том, что дети, рожденные от брака между братом и сестрой, больше других подвержены опасности разнообразных отклонений; это - факт, и бесспорный. Более того, чем ближе родство супругов, тем выше риск проявления аномалий у потомства.

Генетика предлагает очень разумное и понятное объяснение такому положению дел. У каждого человека - два набора генов (около 130 000 пар), определяющих устройство и функционирование его организма. Один набор генов человек наследует от отца, другой - от матери. К сожалению, в наши дни генетическая информация содержит очень много ошибок (из-за греха и Проклятия), которые проявляют себя самыми разнообразными способами. Например, у человека одно ухо расположено ниже другого, и он отращивает длинные волосы, стараясь это скрыть; либо нос находится не в центре лица, где ему полагается быть, а немного сбоку; либо форма подбородка оставляет желать лучшего... и так далее. Давайте посмотрим правде в глаза: мы ведь называем друг друга "нормальными" не потому, что являемся таковыми на самом деле, а по причине некой всеобщей негласной договоренности!

Чем дальше родство родителей, тем вероятней, что генетические ошибки, унаследованные их детьми, окажутся разными. Наследуя от таких родителей два набора генов, ребенок имеет шанс получить только один "плохой" ген из каждой пары. Обычно "хороший" ген берет верх над "плохим", что ведет к уменьшению числа отклонений (по крайней мере, серьезных). Так, уши у такого ребенка будут не полностью деформированы, а лишь слегка искривлены! (Однако, в общем и целом, по мере накопления генетических ошибок род человеческий из поколения в поколение медленно, но верно деградирует).

Но чем ближе родственная связь между двумя людьми, тем выше вероятность, что они унаследовали от общих родителей одинаковые генетические дефекты. Следовательно, генетический материал брата и сестры, скорее всего, будет содержать одни и те же ошибки. Если брат и сестра поженятся и произведут на свет потомство, то их дети унаследуют набор генов от каждого из родителей; а поскольку гены обоих родителей будут содержать одни и те же ошибки, риск патологии у их детей возрастет вдвое!

Но это - реальность наших дней, не имеющая никакого отношения к Адаму и Еве. Первые люди, созданные Богом, были совершенны, ибо все, что Он сотворил, было "хорошо весьма" (Быт. 1:31). А это значит, что их генетический материл был идеален; он не содержал в себе ни малейшего изъяна! Но когда в мир вошел грех (из-за Адама - см. Быт. 3:6 и далее, Рим. 5:12), Бог проклял Свое творение, и с тех пор оно подвержено смерти и распаду (Рим. 8:22). За тысячи лет этот процесс вырождения привел к самым разнообразным ошибкам в генетическом материале живых существ.

Однако Каин принадлежал к первому поколению людей, рожденных на этой земле. Он (равно как и его братья и сестры) практически не унаследовал от своих родителей дефективных генов, поскольку в то время реальные последствия греха и Проклятия были еще минимальны (для накопления ошибок требуется время). Поэтому тогда брат и сестра вполне могли пожениться, не опасаясь вызвать гнев Божий или произвести на свет потомство, отягощенное какими-либо дефектами.

Но ко временам Моисея (то есть несколько тысяч лет спустя) генетические ошибки, связанные с вырождением человечества, достигли таких масштабов, что Богу пришлось запретить браки между братьями и сестрами (и между другими близкими родственниками) (Лев. 18-20). 13 (Кроме того, к тому времени на Земле уже было достаточно много людей, поэтому отпала всякая необходимость в браках между близкими родственниками).

Каин и земля Нод

Находятся люди, утверждающие, что стихи 16-17 четвертой главы Бытия следует понимать так: Каин отправился в землю Нод, где и нашел себе жену. Отсюда они делают вывод, что на Земле, кроме потомков Адама, существовал и другой человеческий род, из которого и происходила жена Каина.

"И пошел Каин от лица Господня; и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала, и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох".

Из всего вышесказанного совершенно ясно, что все люди, включая и жену Каина, - потомки Адама и Евы. К тому же из этих стихов Бытия вовсе не следует, что Каин пошел в землю Нод и там нашел себе жену. Вот что писал по этому поводу Жан Кальвин:

"Из этих строк мы можем заключить, что Каин женился прежде, нежели убил своего брата; в противном случае Моисей непременно упомянул бы об этой женитьбе особо". 14

Итак, Каин женился до того, как отправился в землю Нод. В Библии не сказано, что он нашел жену в той земле, сказано лишь, что там он "познал" ее. 15

Доводится слышать и такое: раз Каин построил "город" в земле Нод, значит, там жило много людей. Однако древнееврейское слово, переведенное как "город", по смыслу может довольно далеко отстоять от нашего современного понимания этого слова. Изначально оно означало "поселение, обнесенное стеной" или "лагерь". 16 Такой "город" может подразумевать менее сотни жителей. Но все же к моменту гибели Авеля на Земле уже вполне могло жить множество потомков Адама и Евы (см. ниже).

Кого боялся Каин? (Бытие 4:14)

Иногда можно услышать и такое утверждение: кроме потомков Адама и Евы, на Земле было много других людей -иначе Каин не боялся бы, что люди накажут его смертью за братоубийство.

Во-первых, в те дни еще не было законов, наказывающих за убийство (Быт. 9:6). Так кто мог желать отомстить Каину за убийство Авеля, если не близкие родственники последнего?! Следовательно, Каин боялся вовсе не каких-то чужих людей, представителей "иной расы".

Во-вторых, от рождения Каина и Авеля до момента убийства Авеля Каином прошло немало времени. Вот что говорится в Бытии 4:3:

"Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу".

Обратим особое внимание на слова "спустя несколько времени". Мы знаем, что на момент рождения Сифа Адаму было сто тридцать лет (Быт. 5:3), и Ева воспринимала рождение Сифа как утешение, посланное ей Богом "вместо Авеля" (Быт. 4:25). Следовательно, от рождения Каина до смерти Авеля могло пройти лет сто, а то и больше, а за это время у Адама и Евы, вероятно, родились и другие дети, которые, в свою очередь, могли пожениться и родить детей. К моменту убийства Авеля потомки Адама и Евы, скорее всего, уже насчитывали несколько поколений и были весьма многочисленны.

Откуда взялась технология?

Некоторые рассуждают еще и так: Каин построил город в земле Нод; для этого требовался определенный уровень развития технологии; Каин этим уровнем не владел; следовательно, им владели другие "расы".

Но потомки Адама и Евы были людьми высочайшего интеллекта! Так, мы знаем, что Иувал создавал музыкальные инструменты - "он был отец всех играющих на гуслях и свирели" (Быт. 4:21), а Тувалкаин делал орудия из меди и железа (Быт. 4:22).

Нам так долго и упорно вбивали в голову идеи эволюции, что многие теперь убеждены: наше поколение - самое передовое и "продвинутое" на планете! Но все наши компьютеры и реактивные самолеты - не суть проявления великого ума; это всего лишь результат накопления знаний в течение многих поколений.

Мы не должны забывать, что шесть тысяч лет назад, во времена Адама, творение - а, значит, и разум человеческий - было проклято Богом. А это значит, что в сравнении с людьми давних поколений мы с вами обнаруживаем явные признаки вырождения. Скорее всего, мы невообразимо отстаем от детей Адама и Евы во всем, что касается интеллекта и творческих способностей. Священное Писание позволяет сделать вывод, что технология была на высоком уровне едва ли не с самого начала истории человечества. 17

Заключение

Одна из причин, по которой многие христиане не могут ответить на вопрос о жене Каина, заключается в следующем: они мыслят, исходя из сегодняшней реальности (в частности, из проблем, связанных с браком между близкими родственниками), а не из ясной исторической летописи, данной нам Богом.

Они толкуют Книгу Бытия с позиций современности, не пытаясь вникнуть в библейскую историю и понять перемены, которые повлекло за собой грехопадение. Их мировоззрение не основано на Священном Писании; напротив, они слепо применяют к Библии светский образ мыслей, и потому не способны дать ответ на простой вопрос.

Бытие - история, данная нам Самим Творцом истории. Бытие - Слово Того, Кто всеведущ и вечен, а, следовательно, знает истину о прошлом. Применяя Бытие как ключ к пониманию истории, мы можем постичь Его свидетельство, которое в ином случае казалось бы нам неразрешимой загадкой.

1 Голливудская версия знаменитого процесса Скоупса. В титрах было оговорено, что пьеса не основана на реальных событиях, но тем не менее авторы явно намеревались воссоздать события и атмосферу процесса. См. ссылку 3.

2 Нат, К., 1996. The Wrong Way Round! Creation 18(3):38-41.

3 Menton, D., 1997. "Inherit the Wind": An Historical Analysis. Creation 19(1):35-8. Ментон подчеркивает грубое искажение фактов и явную антихристианскую направленность пьесы.

4 Contact. Released July 11, 1997. A Robert Zemeckis Film. Warner Bros. Based upon the book Contact by Carl Sagan, 1985, Pocket Books, New York.

5 Американский союз гражданских свобод - организация, поставившая перед собой цель искоренить все "пережитки" христианства в общественной жизни Соединенных штатов.

6 The Worlds Most Famous Court Trial, The Tennessee Evolution Case (A word-for-word report), 1990. Bryan College (reprinted from the onginal edition), p. 302.

7 Sagan. С., 1985. Contact. Pocket Books, New York, pp. 19-20.

8 Апологетика - от греческого слова apologetikos (apologia), означающего "отстаивать, защищать". Задача христианской апологетики - защита нашей веры в Иисуса Христа и упований на спасение в Нем (1 Пет. 3:15). Для этого необходимо всестороннее знание Священного Писания, включая доктрины о Сотворении, первородном грехе и проклятии, Всемирном Потопе, непорочном зачатии, жизни и служении Иисуса из Назарета, Кресте, распятии, Воскресении. Вознесении, обетовании Второго Пришествия, новых небесах и новой земле. Кроме того, следует уметь ясно и логично объяснять все эти доктрины так, чтобы оправдать свою веру в Иисуса Христа и упование на Него. И, наконец, христианин должен уметь защитить все эти доктрины и Библию в целом от нападок атеистов.

9 В греческом тексте слово "человек" - тоже в единственном числе.

11 В изначальном тексте: "ей предстояло стать матерью всех живущих".

12 Josephus, Flavius, (translated by William Whiston, A. M.) 1981. The Complete Works of Josephus, Kregel Publications, Grand Rapids, Michigan, p. 27.

13 Кое-кто утверждает, что Бог изменил законы просто так, потому что "передумал". Но Бог не "передумал" - ведь Его Слово неизменно! Он ввел новые законы ради нашего спасения. Библия постепенно открывает нам Его извечный замысел о спасении. См. Gngg, R., 1998. Unfolding the Plan. Creation 20(3):22-24.

14 Calvin, John, 1979. Commentaries on The First Book of Moses Called Genesis. Baker House, Grand Rapids, Michigan, Vol. 1, p. 215.

15 Даже если предположение Кальвина по этому вопросу неверно, так или иначе, у многочисленных потомков Адама и Евы было достаточно времени, чтобы рассеяться по свету и основать поселения - такие, как земля Нод.

16 Strong"s Concordance: "город, поселение, место, охраняемое с помощью патрулирования или дозора в самом широком смысле".

17 См. Chittick, D., 1997. The Puzzle of Ancient Man, Creation Compass, Newberg, OR, USA.

Статьи по теме: