Почему драться нельзя? никогда не бейте ребенка в педагогических целях! объяснить ребенку, что драться нехорошо, ударив его? абсурд.

МАЛЕНЬКИЙ МЕДВЕЖОНОК
(Автор О.Хухлаева)
Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.
Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»,- так думал Медвежонок.
Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.
— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом,- сказала Белочка.
— Но посмотрите,- закричал Зайчик,- он сжал кулаки и собирается с нами драться!
Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал:
«Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».

— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться,- закричали зверята.- Мы будем защищать себя! И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться,- сказали зверята.- Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..- закричали они.

— Мы не будем с тобой дружить!
И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало

очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?»- думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.
«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!»- решил Медвежонок. На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть Драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

ДРАКИ В ЛЕСНОЙ ШКОЛЕ
(Автор М.А. Панфилова)
«Сколько мне пришлось пережить неприятностей, — думает Волчонок. — История с хвостом, поссорился с младшим братом, папа наказал, мама отругала. А за что? Только то и сделал, что отшлепал братика, чтобы не трогал мои вещи».
— Эй, Волчонок, пойдем играть вфутбол, — позвал друга Лисенок.
«Хорошо, может, и отвлекусь, забуду свои беды», — решил Волчонок.
Стали друзья в футбол играть, да Волчонок стал проигрывать, рассердился он на друга и давай его тумаками угощать. Лисенок защищаться стал, кулачками тоже крепко Волчонка разукрасил.
Хорошо мимо Учитель-Еж прогуливался. Как увидел он драчунов, как крикнет:
— Это что за петухи?

Услышали голос Учителя Лисенок с Волчонком, драться перестали, стоят, смотрят, чумазые, зареванные и злые друг на друга. А Учитель и говорит:
— Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каждый по-своему рассказывать будет. А вот что делать, чтобы злость прогнать, скажу, да еще и других научу.
Повел Учитель драчунов в школу, помог умыться, синяки и царапины зеленкой намазал. Вроде успокоились немного Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга сердито смотрят, кулачки сжимают.
— Есть у меня «Сердитая подушка», давно в шкафу лежит, своего часа дожидается. Мне ее Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала, видно, подобрел старичок. Так вот, у кого злинки да упрямки появляются, тот в эту подушку их выбивать будет.

— Как это? — недоверчиво спросили ребята.

— Сейчас покажу! Кто первый хочет от своих злинок избавиться? — спросил Еж. — Ну, давайте я попробую, — осторожно подошел к подушке Волчонок. — Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулаками со всей силы подушку выколачивать да посмеиваться, с каждым ударом «ха» выкрикивать. Тогда злинки все выскочат! — объяснил Учитель. — А ты, Лисенок, помогай другу, говори слова-заклинания: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Всем задания понятны?
— Вроде бы понятны, — ответили ребята.

— Тогда, как только я сигнал подам, пропищит моя игрушка-зверушка, тогда и начнем. А когда пропищит два раза, значит, пора останавливаться, — продолжил свои инструкции Еж.
Волчонок и Лисенок стояли в ожидании. Сигнал пропищал, и Волчонок стал подушку кулаками бить, да звук «ха» выкрикивать. А Лисенок помогает, кричит «Сильнее, сильнее, сильнее» и пританцовывает. Шуму было на весь лес, сбежались все ученики, стоят, смотрят, диву даются. Что происходит, не понимают. Прозвучал двойной сигнал. Все замерли.
— А теперь послушай, Волчонок, как поживают твои злинки в подушке, что делают? – предложил Учитель.

— Тихо сидят! — еле отдышавшись, ответил Волчонок.

— Тогда поменяйтесь местами, пора тебе, Лисенок, свои злинки выбивать! Начали! – скомандовал Еж и посигналил.

Тут и все ученики подключились, стали вместе кричать слова-заклинания, да еще и в ладоши прихлопывать. Прозвучал двойной сигнал. Лисенок прислушивается к подушке, смеется:

— А мои злинки сидят, разговаривают!
— Все злинки убежали или остались еще? — спросил Учитель.
— Все убежали!!! — радостно ответили Лисенок с Волчонком.
— А можно и нам попробовать? — робко спросил Зайчонок.
— Конечно, можно, но по очереди! — разрешил Еж.
Когда каждый ученик попробовал свои злинки и упрямки прогнать, Еж подозвал всех к себе поближе и сказал:
— По разным причинам появляются злинки, накапливаются, но теперь мы знаем секрет, как прогнать их. Эта «Сердитая подушка» будет в школе вам помогать, ваши злинки да упрямки собирать.

После этой сказки вместе с детьми проверьте эффективность метода «Сердитая подушка», дайте возможность максимально выразить свою накопившуюся агрессию каждому ученику. Соблюдайте инструкции Учителя-Ежа. Хорошо в классе такую подушку предлагать детям по необходимости, под руководством взрослого.

(Многие дети после таких игр просят родителей завести «Сердитую подушку» и дома. Особенно в семье, где детей несколько, такая эмоциональная разрядка дает возможность снизить напряжение в отношениях, добавить юмора и физической активности).

Для маленького ребенка открыто не так много возможностей коммуникации, практически все они сосредоточены в области рта или маленьких ручек. Это те инструменты, что доступны малышу по мере его роста. И когда он в процессе игры или общения начинает кусаться, бить кого-то или что-то, щипать – это вполне нормально, а вовсе не признаки агрессивности, злости или неправильного воспитания. Но хуже всего то, что вы не знаете, как объяснить ребенку, что нельзя драться, никакие объяснения и наказания не помогают.

Но бывает, что эти признаки действительно говорят об агрессии крохи по отношению к другим детям или взрослым. В этом случае нужно проявить терпение и объяснить чаду, что есть другие способы для выражения его негативных чувств: привести примеры слов и жестов, научить его понимать, каким способом лучше показать окружающим свое недовольство. Обязательно необходимо говорить ребенку, что, кусаясь или щипая кого-то, он причиняет боль. Отучить ребенка драться можно в игровой форме читайте .

Почему ребенок так поступает?

Родителям стоит понять, почему ребенок так поступает: фиксировать те обстоятельства, при которых кроха начал вести себя агрессивно. Возможно, это реакция на усталость, раздражение от слишком большого количества людей вокруг или ему просто скучно. Эти ситуации могут вызывать всплеск раздражения, который и приводит к тому, что малыш дерется и кусается.

Такое поведение может значить, что он от близких людей чувствует какой-то дискомфорт, раздражение, нервозность, страх, угрозу, давление и т.д. Ищите корни этой агрессии в поведении взрослых, которые постоянно контактируют с ребенком и между собой. Когда ребенок начинает всех бить, это говорит о том, что ему мало внимания уделяют. Дети вообще склонны плохим поведением привлекать к себе внимание. Это подсознательное — посмотри, я существую.

Уж поверьте, он отлично все понимает, мало того он уже манипулирует нами, как хочет.

Подать личный пример

Бороться с этими проявлениями чувств можно и с помощью собственного примера: родители могут мягко обнять ребенка или плюшевую игрушку, предложить малышу не щипать собаку, а погладить ее, приласкать.

Главным инструментом в перевоспитании маленького хулигана должен стать личный пример окружающих его взрослых, которым он доверяет. Если мама и папа ведут себя агрессивно, то ждать от малыша поведения примерного доброго крохи не приходится. Нельзя бить малыша по рукам, иначе он сам начнет распускать руки. Тем более, не стоит кусать его в ответ, на его поведение.

Достаточно несложно показать крохе, что испытывает человек, когда его кусают: нужно спокойно прижать его ручку к его же верхним зубам. Тогда кроха сам почувствует, что происходит, когда он кусается.

Объяснить ребенку

Не стоит оставлять ребенка наедине с другими детьми, если малыш склонен к агрессивному поведению. Стоит предупредить другим мам о возможных реакциях крохи, чтобы при первых же ударах или укусах можно было среагировать, изолировав негативно отреагировавшего малыша. Родителям следует обстоятельно объяснить чаду, почему ему запретили дальше играть с остальными: кроха должен понять связь между его действиями и изоляцией.

Если маленький человек кусается или дерется потому, что хочет привлечь к себе больше внимания, то не стоит после его плохой выходки устраивать сцену с привлечением всех окружающих в свидетели. Нужно минимизировать внимание к таким поступкам, и наоборот, акцентировать его на других способах – позитивных – оказаться в центре событий.

Условия наказаний

Еще один способ показать ребенку, что он поступает неправильно, – остановить всякую игру, любую деятельность, при которой он начал драться или щипаться. Он должен запомнить крепко, что его плохое поведение ведет к окончанию любых игр или веселья. Причем перерыв может длиться всего от 2-5 минут, этого достаточно, чтобы малыш осознал свою вину. Если необходимо, родителям стоит поработать «конвоирами», контролируя выполнение условий наказания.

Предупреждение о возможных ситуациях

Всегда очень сложны ситуации, когда один ребенок обидит другого: родители драчуна смущаются и расстраиваются, а мама и папа обиженного малыша сильно переживают за свою кроху, которой незаслуженно причинили боль. Это может закончиться взаимными обвинениями и обидами.

Именно поэтому, приходя с ребенком в гости, где есть другой малыш, стоит предупредить хозяев о том, что может сделать чадо. Это покажет, что гости беспокоятся о чужом ребенке, это не может не импонировать. Можно даже попросить о помощи, ведь вполне может быть, что друзья или знакомые уже прошли данный этап со своим чадом. Хозяева должны оценить честность гостей и, возможно, даже поделятся своим опытом.

Это не значит, что можно махнуть рукой на воспитание малыша – продолжайте объяснять ему, почему нельзя вести себя так. Но прежде чем действовать, конечно, обратите внимание на собственное поведение и отношения в семье – чаще всего причина драчливости малыша кроется именно здесь. Как объяснить ребенку, что нельзя драться, и прекратить эту агрессию можно только одним способом: надо выяснить причины и обстоятельства.

Возле дома нашего
Я подрался с Пашею.
А чего он хвалится,
Что со мною справится.

Возле магазина
Я подрался с Димой;
В чём причина драки?
- Очень любит враки.

В общем я во двор сегодня
Сколько раз не выходил,
Но в сраженьях, как угодно,
Несомненно, победил!

Я доволен был собой,
Прям как супермен-герой!
А потом пришёл Тимоха
Из соседнего двора.
Понял я, что дело плохо,
Что закончилась игра...

Он меня в охапку взял,
По макушке настучал,
А потом пинком огромным
Очень больно наподдал!
Тут я сразу понял, братцы,
До чего же плохо - драться!

Ведь всегда найдётся тот,
Кто тебя больнее бьёт!

Рецензии

Если пробовали драться и не получилось, значит, надо сузить масштабы войны и стянуть армию в более тесные границы.

А вот, например, что драться плохо, я не поняла, и точки зрения этой не начала проповедовать.

А вот, например, если вдруг начинают драться, друг друга убивают, после чего добычу берёт кто-то третий - и если все кто друг друга не перебил так получили по мозгам что внятного ничего не могут сказать - то на пока-что даже если не подрались потому, что решил кто-нибудь что плохо драться, так и это сойдёт. По крайней мере тут на местности до сих пор люди живут, когда уже давно должны быть одни руины.

А вот например если ты общаешься с невменяемым человеком, который тут же при тебе планирует что-то взорвать, и тут до его сознания почему-то доходит такой твой идиотский аргумент, что драться плохо, то пусть хотя бы так. Вот, например, белые осознали, во что превратились... "а что ещё делать отступающей армии, кроме как пить по-чёрному", и последнее на что их хватило - построить собственные ряды и организованно их вывезти в Эмиграцию. Этим действием последняя их добрая воля была исчерпана, и осталась, тоже и в посмертии, абсолютно невменяемая армия, ни хрена никаких аргументов физически не слышащая, потому что никаких других соображений и побуждений не осталось кроме того, что всех людей со знаками отличия противоположной армии необходимо уничтожить.

Я понимаю Вашу боль, Агата, и частично принимаю её. Но всё дело в том, что агрессия не рождается вместе с человеком; она формируется в процессе всей его жизни под влиянием различных факторов. Заметьте, что человек, давший сдачу обидчику, не получает такого удовлетворения, как если бы они всё разрешили между собой мирным способом. Ведь обида осталась. Более того, она стала больше!
Вот почему, я своим детям помогаю разобраться с обидчиком, чтобы уничтожить зло.
Когда это, в большинстве случаев, получается, все искренне довольны: зло побеждено. И всем от этого легче! Искренне уважая Вашу точку зрения, я желаю Вам добра, тепла от друзей и близких и только светлых дней в жизни. Впрочем, денёк уже прибавился на "воробьиный шаг". Творческих успехов!
С теплом. Маргарита.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

У семейного очага объявился драчун? Маленькие ручонки уже не просто шаловливы, а то и дело сжимаются в кулачки и мутузят почем зря всех подряд? Да и ноги выделывают коленца, от которых страдают окружающие? Что ж, МирСоветов в таких ситуациях не будет столь категоричным, как Маяковский: «Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку!». У нас речь пойдет как раз о таких «правонарушителях», и о том, как внушить им пацифистские взгляды.

Главный мотив

Многие люди, сведущие в детской педагогике и психологии, уверяют, что, раздавая колотушки, забияка, прежде всего, привлекает внимание. Возможно, ему не хватает маминой нежности или совместных игр с папой. А быть может, просто хочется продемонстрировать всему миру, какой он замечательный, но пока еще непонятно, как сделать это «законным» способом. Коротко говоря, малыш проверяет границы дозволенного. Именно поэтому в такие моменты семья обязана держаться единым фронтом, реакция родителей на удары и щипки должна быть однозначной. Мама с папой (бабушка, няня) договоритесь между собой о целесообразном поведении, и по максимуму включите в него такие основные моменты, как:
  • не говорить много! Достаточно постулата «Драться нельзя». До 3 лет карапуза легко лишить свободы действий, физически прекратив его драчливую активность. Если дитятко кидается с кулаками на вас, просто уйдите. Если баталии разгорелись на детской площадке, после первого предупреждения уводите драчуна оттуда;
  • не «клеймите»! Конечно, вещи надо называть своими именами. Как и поступки. Но не того, кто их совершает! Зачастую от мам подобных забияк при очередном эксцессе слышишь: «Ах ты, бессовестный, драчун, плохой мальчик! Ты почему снова дерешься?!». Прежде чем оценивать ситуацию и участников, сделайте глубокий вдох, возьмите паузу. Риторические вопросы и восклицания «как об стенку горох!» ничего хорошего не дадут, как и оскорбления собственного ребенка;
  • объяснения давайте в спокойной атмосфере, когда увидите готовность слушать и понимать. Хороша в этом смысле «сказкотерапия». Придумайте сами историю с похожим на вашего бебика задирой, либо поищите подобную среди классики;
  • будьте начеку. В компании деток старайтесь предугадать действия своего «петушка» и предотвратить нападение. Если буквально поймали за руку, излишне будет напоминать, что «драться плохо», лучше не акцентировать внимание на этом, а показать, как можно и нужно общаться. В свое время старшего сына мне приходилось «пасти» постоянно, и в то мгновение, когда он был готов ударить товарища, я перехватывала маленькую ладошку, и мы вместе слегка хлопали или гладили по плечу чудом спасенную жертву. Это был уже не жест агрессии, а приглашение к игре;
  • позволяйте шалопаю выпускать пар. Если видите, что он рассержен, злится, озвучьте эти эмоции и предложите их безопасное проявление. Бить можно мяч, подушку, боксерскую грушу. Можно даже потопать ногами и покричать, но чтобы не мешать другим при этом: отправиться в ванную, зайти за дерево. Первое время, когда ребенок только учится «сливать негатив», делайте это вместе. Найдите время и место, чтобы от души поорать песни, побеситься и подрыгаться.

На уровне рефлекса

У старших ребят агрессивное поведение носит уже совсем другой характер и имеет другие причины. Чаще всего привычка выражать эмоции кулаками – это своеобразный призыв SOS. Быть может, ребенка подавляют дома, и за пределами родных стен он «отрывается», отыгрывается, буквально мстит. В таком случае стоит пересмотреть методы воспитания, ослабить вожжи. Вместо наказаний за проступки введите систему поощрений за хорошее поведение. Наверняка, у каждого бойца бывают минуты «просветлений», когда он превращается в ласкового, веселого, доброго человечка. В этот момент НЕ НАДО:
  • вручать шоколадку со словами «Такой ты мне больше нравишься!»;
  • иронично замечать «Ну вот можешь ведь вести себя по-человечески!»;
  • призывать в свидетели каждого встречного восклицаниями «Сегодня с нашим можно и поиграть, не бойтесь!».
Чтобы в сознании вашего чада закрепилось взаимосвязь поступков и последствий, выбирайте душевный тон и будьте искренни. Скажите, как вам приятно общаться с ним, предложите поиграть в его любимую игру вместе, да просто обнимете лишний раз! Впрочем, объятия лишними не бывают! Лаской и лаской можно победить агрессию.
Бывает и наоборот: уравновешенный и миролюбивый с домашними ребенок превращается в натуральную фурию на площадках или в детском саду. Вероятно, действует принцип «с волками жить, по-волчьи выть». Приглядитесь к окружению, к воспитателям, словом, обратите внимание на обстановку, в которой малыш проводит большую часть времени. Вполне возможно, что он просто вынужден отстаивать свое «Я» ногами, руками, зубами и прочими доступными средствами. «Он первый начал», «Я только дал сдачу!» – такой рефрен можно часто услышать как оправдание нападениям. Методично втолковывайте, что есть пределы самообороны. Да, подставлять вторую щеку не стоит, да, позволять себя унижать и обижать не надо, НО:
  • человек умеет разговаривать, а значит, нужно попытаться договориться с «противником». Варианты различные: от «давай лучше вместе играть!» до «отойди от меня!»;
  • если слов не понимают и продолжают «доставать», предупредить, что будешь защищаться. Дети разные, кого-то еще в дошкольном возрасте можно научить ставить блок, не давая себя ударить, кому-то проще скорчить страшную рожу и психологически устранить агрессора. Смотрите по ребенку, предлагайте ему альтернативу драки;
  • ябедничать некрасиво и чревато еще большими неприятностями с коллективом, но когда двое (а то и больше!) на одного, звать на помощь – единственный разумный выход. Учите ребенка адекватно оценивать опасность и свои силы.
Возможно, ребенок так и не научился справляться с эмоциями, и любой раздражитель вызывает у него только один импульс: кинуться в драку. Не паникуйте, но и не ждите что «само пройдет». Конечно, с одной стороны двухлетке проще запретить что-либо и легче утащить с поле боя. Но 5-6 летний сорванец уже в состоянии понять разумные аргументы, он достаточно созрел, чтобы проявлять сочувствие, воспринимать чужую боль. Два года или семь лет вашему драчуну, чтобы отучить ребенка драться, помогут спокойные беседы и дружелюбная атмосфера в семье. Не нагнетайте, не сгущайте краски. Отключите телевизор хотя бы на время и уберите подальше диски с играми в войнушку, прочие стрелялки-убивалки. И, напротив, прибавьте: Четкий режим дня и подходящий вид спорта, семейное тепло и поддержка мамы и папы, истинные ценности, внушаемые с детства – вот фундамент, на котором строится доброе отношение к миру и людям.

Взросление ребенка зачастую сопровождается проявлениями агрессии, которая может быть направлена на членов семьи, воспитателей, других детей. Нельзя игнорировать подобное поведение, придется объяснить ему, что драка – проявление зла, а конфликтные ситуации можно решать не только с помощью кулаков, но и слов.

Разговор на эту тему должен быть аккуратным, терпеливым. Нужно беседовать с ребенком доброжелательно, с любовью и уважением. Не нужно ставить перед ним ультиматумы, воздействовать на него физически, наказывать, унижать, запугивать, иначе непростую ситуацию решить не удастся – чадо замкнется в себе, отгородиться от вас, станет еще более жестоким.

Какими способами объяснить детям, что драться нельзя

Существует несколько хороших советов при разговоре с ребенком о драках:

Демонстрация личного положительного примера. В семье должны быть исключены унижения и оскорбления, запугивания и физическое насилие. Чадо должно видеть добрые отношения между родителями и другими родственниками. Важно понимать, что малышу свойственно подражание, он будет внимательно наблюдать, как взрослые ведут себя с окружающими, чтобы в дальнейшем повторить их пример. Также необходимо взять за правило проявление терпения, любви, уважения, внимания. Проявляйте свою привязанность к нему не только теплыми словами, но и действиями, телесными объятиями, поцелуями.

Нельзя заставлять чадо подавлять свою агрессию. Не стоит запрещать малышу выражение своих эмоций. Это может привести к тому, что в дальнейшем ребенок не сможет постоять за себя. Либо негативные эмоции будут накапливаться внутри него, не находя выплеска, до тех пор, пока не приведут к тяжелой депрессии, враждебному отношению к родителям и окружающему его мирку.

Поиск альтернативных путей выражения негативных эмоций: замена агрессивных действий словом, вымещение злобы на неодушевленных предметах или в процессе игры, выражение злобы посредством пластилина или рисунка.

Контроль за состоянием ребенка. Эмоциональная разрядка может быть проявлена в спорте, физической активности. Важно смотреть добрые фильмы и мультики, разучивать хорошие стишки, а также хвалить друг друга.

Ребенок может драться по разным причинам, и в каждом конкретном случае ситуация индивидуальна. Но перечисленные советы должны помочь эффективно объяснить чаду, что драться нельзя, либо существенно облегчить положение.

Возможно вам также понравится:

Как объяснить ребенку что у него нет папы? Как объяснить ребенку ценность дружбы? Как объяснить ребенку ценность еды и вещей? Как объяснить ребенку, что такое совесть? Как объяснить ребенку о разводе родителей — почему так произошло Как объяснить ребенку различие между мальчиком и девочкой

Статьи по теме: