Наказывать или нет ребенка за случайные проступки? Нужно ли родителям наказывать ребенка за плохое поведение и как делать это правильно: наказание как способ воспитания.

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

10 правил для родителей

  1. Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.
  2. Определите четкие границы. Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.
  3. Соотносите наказание с проступком. Маленькие шалости или впервые совершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.
  4. Не наказывайте долго. Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.
  5. Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать. Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.
  6. Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им. Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.
  7. Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.
  8. Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.
  9. Рассказывайте о своих ожиданиях. Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.
  10. Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей. Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.

Способы конструктивного и лояльного наказания

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Допустимо ли физическое наказание?

Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.

Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка. Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины. В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.

Как наказывать детей, решать только их родителям. Главное – сделать это правильно и конструктивно. Не перегибайте с дисциплинарными воздействиями, лучше объясните ребенку без криков и физического наказания, почему он вел себя неправильно, и тогда он вас поймет.

Читаем также:

Наказывать или не наказывать ребенка? А если наказывать, то как это сделать правильно? Многие родители шлепают малыша по попе, ставят в угол, ругают, другие же, наоборот, пытаются воздействовать моральным способом, отказывая малышу в вечернем поцелуе или отказавшись прочитать сказку на ночь. А как правильно наказать малыша?

Шлепать ли малыша в наказание?

Вредно ли шлепать малыша? Вашему ребенку уже исполнилось 2,5 года и к тому же вы не злоупотребляете шлепаньем в наказание по любому поводу, кроме того, такой вид наказания не слишком пугает малыша? Тогда иногда такое наказание может принести пользу. В возрасте 2,5 лет ребенок начинает понимать, что делает что-то неправильно, но самостоятельно остановиться у него не всегда получается. Если малыш решил проверить границы дозволенного и выяснить, как далеко ему разрешат зайти, подобный вид наказания может оказаться оправданным. Но поскольку малыш еще недостаточно хорошо ориентируется в окружающем мире, родители должны сами определить и показать ребенку черту, переступать которую не стоит.

Постарайтесь оказать влияние на ребенка

Пока малыш не достиг 2-2,5 лет, наказывать или журить его почти бессмысленно, потому что он может из всего этого понять только одно, что он плохой и родители его не любят. Малыш, конечно же, видит результат своей деятельности: сломанную игрушку, разбитую чашку или вытоптанную клумбу, но он до конца не осознает, как именно это произошло и что это именно он сам и сделал. Поэтому научите ребенка управлять собой и окружающими его вещами через разумные, четкие запреты и ограничения, без подробных объяснений, которые он еще не в состоянии понять. Начиная примерно с 2,5 лет, ребенок уже осознает себя как отдельную личность и к нему приходит осознание того, кто реальный исполнитель поступков. Он также начинает понимать, что некоторые его поступки радуют окружающих и считаются хорошими, а некоторые считаются плохими. Но несмотря на то, что ребенок вполне осознает, что его поступки могут быть как хорошими, так и плохими, умение управлять своим поведением у ребенка еще недостаточно сформировалось. Частенько в этот период у детей появляются воображаемые «шкодники», которые позволяют ребенку не чувствовать за собой вину и стыд, так как все неблаговидные поступки совершает кто-то другой. Постарайтесь понять, почему малыш так поступает. Расспросите подробнее о том, как произошло то или иное событие, обсудите ситуацию вместе с малышом и помогите ему исправить ситуацию. Если ребенок не будет бояться вашего гнева, осуждения или наказания, скорее всего, он охотно поделится с вами своими мыслями и тем, почему он поступил нехорошо. В возрасте около 3 лет дети часто поступают наперекор родителям, потому что им нужно почувствовать свою независимость, определить свои собственные возможности и границы дозволенного. Если вы начнете за это наказывать, то вместо послушания получите активное сопротивление. Постарайтесь отнеситесь к поступку малыша, как к досадной неприятности, которая со временем исчезнет.


Главное - не выбор метода наказания детей 2,5-3 лет, важнее правильно определить, чего вы хотите добиться. Если вы хотите помочь ребенку понять свою вину, тогда воздержитесь от криков и шлепков. Постарайтесь спокойно объяснить ребенку, что именно вас расстроило в его поступке. Физическое же наказание, такое как шлепок по попе или отправка в угол, могут дать временный эффект. Так что лучший метод «наказания» ребенка - ваше внимательное отношение и умение слушать и слышать малыша.

Инструкция

Не доводите ситуацию до накала. Наказывайте будучи в спокойном состоянии, а не в порыве гнева. Наказание - это не месть, не унижение и не обида. Не прибегайте к телесным наказаниям без крайней необходимости. Наказывая ребенка, учитывайте тяжесть его проступка и его . Детей, не достигших возраста 2-2,5 лет, практически бессмысленно наказывать в прямом смысле слова. Здесь, скорее, следует об исключении ситуаций, провоцирующих малыша на непослушание.

В возрасте от 2-х до 4-х лет ребенок осознает себя как , начинает понимать, какие из его поступков радуют окружающих, а какие огорчают или раздражают. Несмотря на то что понимание уже , способность к управлению своим поведением еще неокончательно сформирована. На этом этапе жизни у появляется «заместитель», который творит все те безобразия, которые сводят с ума родителей и близких. Это позволяет ребенку освободиться от чувства стыда, так как большую часть того, что происходит, совершает не он, а кто-то другой. Больше говорите с малышом.

Постарайтесь поверить в то, что ребенок вас не обманывает, утверждая, что это «нахулиганил зайчик из леса». Дело в том, что малыш еще очень легко путает фантазию с реальностью. Задача родителей – понять, почему ребенок так поступил. Расспросите его, поговорите с ним и помогите сложившуюся ситуацию. Если вы не запугивали малыша, и он не боится вашего гнева или осуждения, то он, скорее всего, охотно с вами поболтает.

Не забывайте о том, что в этом возрасте малыши очень часто поступают наперекор родителям. И это вовсе не потому, что не хотят считаться с вами, просто им необходимо почувствовать некоторую независимость, свои возможности и их границы. Если вы начнете за это наказывать ребенка, то начнете битву, в которой не будет победителей. Выразите свое недовольство поведением ребенка, доступно для его возраста, объясните ему, что вас огорчило в его поведении/поступке.

Если вы видите, что ребенок переживает по поводу совершенного проступка, не усугубляйте эти чувства. Попробуйте поддержать его. Главное, чтобы малыш понял, что свершенное дело более-менее поправимо, что он и может ошибиться. Объясните ребенку, как в следующий раз постараться сделать по- и избежать неприятностей. Осознав это, ребенок быстрее научится относиться к себе и своему поведению более критично. Если же он не понимает, что, к примеру, силой забрав или сломав чужую игрушку, он совершил нечто нехорошее, вы должны очень серьезно задуматься. Вполне возможно, воспитывая малыша, вы так боялись огорчить его известием о том, что он в чем-то не прав, что теперь ребенок вообще не готов признавать этого, совершая определенные поступки.

Обратите внимание

Даже если вы решили прибегнуть к телесным наказаниям, помните, что достаточно легкого шлепка ладонью по попе ребенка. И делать это стоит только в крайних случаях.

Полезный совет

Если у ребенка случаются частые истерики, задумайтесь над тем, как и за что вы его наказываете. Обратитесь к детскому психологу, чтобы решить проблему.

Связанная статья

Источники:

  • http://forum.raskraska.com/index.php?showtopic=108

Совет 2: Нужно ли наказывать пятилетнего ребенка за обман

В возрасте пяти лет малыши и малышки способны поведать самые невероятные истории. Взрослым приходится приложить немало усилий, чтобы разграничить фантазию и целенаправленную ложь, а также выбрать вектор поведения.

Фантазия – показатель эмоционального и интеллектуального роста

В возрасте пяти лет умение фантазировать указывает на то, что ребенок может иметь отдельную от взрослых территорию, защищать себя от шероховатостей окружающего мира. Для родителей в этот момент важно научить малыша отличать реальную жизнь от мира фантазий.

Пятилетние дети часто рассказывают самые невероятные небылицы о террористах на крыше детского сада, папе-сыщике или о сокровищах в подвале дома. Таким образом дети привлекают к себе внимание, пытаются вызвать восхищение своих сверстников. Если вы столкнулись с такой ситуацией, не стоит делать вывод, что ваш малыш – маленький врунишка.

Реагируйте на враки маленького фантазера спокойно, дайте ему понять, что вы в курсе его небылиц. Не задавайте вопрос «Почему ты ?», дети в этом возрасте не способны осознавать свои мотивы. Искренне с пониманием отнеситесь к желанию ребенка приукрашивать реальность, но доведите до его сознания, что такие выдумки хороши только для игры. Мотивируйте тем, что дети, узнав о его выдумках, рассердятся и никогда больше ему не поверят. Соглашайтесь принимать рассказы малыша только в качестве выдумки, но ни в коем случае не в качестве правды.

Я этого не брал!

Родителям довольно часто приходится находить у детей посторонние вещи друзей, еще хуже, если эти вещи появляются после посещения магазина. В возрасте 4–6 лет у ребенка только начинает формироваться «голос совести», ребенок отчетливо понимает, что поступил плохо, но только зарождающаяся совесть легко заглушается искушением обладать вещью. Игнорирование подобных ситуаций – бомба замедленного действия, заложенная под шаткий моральный фундамент. Объясните еще раз, что брать без спросу или оплаты – нехорошо. Лучшим решением будет совместная оплата вещи или ее возвращение продавцу с уточнением, что она была взята незаконно. Заранее предупредите продавца о своем намерении, чтобы она не нарушила воспитательный процесс замечаниями или резкими высказываниями.

А была ли обида?

Малыш, возвращаясь из детского сада, постоянно рассказывает, как его обижают дети. Но порой при выяснении оказывается, что такие конфликты даже не зарождались в коллективе. В данной ситуации обратите внимание на то, как вы реагируете, если принимаете сторону своего ребенка (что и происходит в большинстве случаев): жалеете, оправдываете его и превращаете других детей в источник зла. Если ребенок рассказывает все более страшные истории злодеяний других малышей, значит ему просто не хватает ласки и внимания. Получить он их может, только став пострадавшей стороной.

Важно и то, какие вопросы вы ему задаете по пути из детского сада, если в перечне значится фраза: «А тебя не обижают?», у ребенка на подсознательном уровне формируется мысль, что его должны обижать, и он начинает вспоминать все самые незначительные конфликты и ссоры, раздувая их до размеров катастрофы. Ребенок не должен жить мыслью, что его могут обидеть. Старайтесь хвалить ребенка даже за маленькие свершения: слепленную из пластилина морковку, рассказанный стишок или строчку палочек в тетради.

Три правила борьбы с

Воспитание ребенка по мнению детских психологов - процесс ежедневный и сложный, и его успех зависит, прежде всего, от последовательных целенаправленных действий взрослых. Но как бы вы не старались с младенчества прививать малышу правила и нормы поведения, рано или поздно наступит момент, когда ребенок сделает что-нибудь такое, за что должно последовать наказание .

Как наказать ребенка правильно, чтобы он вынес урок и в будущем не совершал неправильных поступков? Как объяснить другим членам семьи, что это не ваше плохое настроение или прихоть, а один из обязательных пунктов становления и формирования характера вашего малыша?

Как наказать ребенка за непослушание?

Прежде всего, определим один очень важный запрет в процессе воспитания – наказывать физически детей категорически нельзя! Чтобы не сделал малыш, применять силу к нему недопустимо! Даже если дети становятся на тропу упрямства, намеренно делая наоборот и всем видам показывая вам, что ваши уговоры ничего не значат для них, правильно наказать ребенка – это найти те слова или действия, которые, в конце концов, смогут на него повлиять.

Пресечь неправильные действия и поступки необходимо сразу же, как только вы это заметили. Однако, применяя наказание, вы должны быть абсолютно уверенны в том, что плохой поступок совершил именно ребенок, и ваши действия правомерны, а затем уже выбрать способ, как наказать ребенка.

Бывают случаи, что малыш начинает капризничать по причине недомогания, голода или жажды. Часто дети после болезни ослаблены и ведут себя упрямо, потому, что во время приема пищи уже хотят спать, а во время сна бодрствовать. Как наказывать ребенка так, чтобы не ошибиться, приняв внезапное изменение режима дня за своенравный характер? Лучше всего выяснить это, спросив у самого ребенка, объяснив ему, что хныча и капризничая, он расстраивает родителей.

Например, выбирая, как наказать ребенка за вранье, выясните – действительно ли это было обманом, или малыш в процессе игры просто нафантазировал что-то не особо задумываясь над этим.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.

Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.

Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?

Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.

В возрасте от 3 лет и старше причин непослушания может быть несколько, и как наказать ребенка в 4 года и старше, зависит именно от того, почему он поступил неправильно:

  • Малыш самоутверждается;
  • Кроха испытывает недостаток вашего внимания и старается обратить его на себя;
  • Взрослый обещал что-то и не сделал, и теперь ребенок старается изо всех сил «насолить» взрослому обидчику;
  • Малыш потерял веру в себя, слыша каждый раз какой он «недотепа», «не аккуратный» и «не умелый», и решил подтвердить мнение родителей.

Выбирая наказание, помните, что вслед за ним обязательно последует прощение, а значит – вы никогда не должны напоминать малышу о случившемся.

Можно ли наказывать детей, применяя силу?

Главное – правильно выбрать, как наказать ребенка за плохое поведение. Если ваша цель – разъяснить малышу, в чем его вина и в дальнейшем не допустить подобного, необходим конструктивный спокойный разговор, с акцентом на тех действиях, которые вас расстроили.

Как бы ни провинился кроха, ни в коем случае не бейте его, и уж тем более не наказывайте ребенка ремнем. Помните, что это только кратковременное решение вопроса, которое чаще всего вызывает у малыша обиду на вас. Когда эмоции утихнут – у вас возникнет колоссальное чувство вины и жалости к крохе. Поверьте, если наказание влечет за собой такие чувства, то оно того не стоит.

Кроме того, старинная поговорка «не поротый сын – бесчестье отцу» канула в лету. Наказание детей в старину было обусловлено стремлением старшего в семье подчинить себе младшего, быстро и безоговорочно. А связано это было с тем, что детей в семьях было много, а особого времени на воспитание у родителей никогда не было. Розгами быстро ставился на место провинившийся, а заодно и все остальные получали наглядный пример. Современные методы воспитания приветствую более лояльные подходы и методы наказания.

И конечно, выбирая малышу наказание, не забудьте хорошо взвесить причину плохого поведения. Излишняя агрессия или подвижность, намеренная и целенаправленная порча имущества может послужить поводом обратиться к детскому психологу или невропатологу.

Доктор Комаровский: непослушный ребенок

1-3 ГОДА
Наказывать или не наказывать ребенка? А если наказывать, то как это сделать правильно? Многие родители шлепают малыша по попе, ставят в угол, ругают, другие же, наоборот, пытаются воздействовать моральным способом, отказывая малышу в вечернем поцелуе или отказавшись прочитать сказку на ночь. А как правильно наказать малыша?

Nakazat
Шлепать ли малыша в наказание?

Вредно ли шлепать малыша? Вашему ребенку уже исполнилось 2,5 года и к тому же вы не злоупотребляете шлепаньем в наказание по любому поводу, кроме того, такой вид наказания не слишком пугает малыша? Тогда иногда такое наказание может принести пользу. В возрасте 2,5 лет ребенок начинает понимать, что делает что-то неправильно, но самостоятельно остановиться у него не всегда получается. Если малыш решил проверить границы дозволенного и выяснить, как далеко ему разрешат зайти, подобный вид наказания может оказаться оправданным. Но поскольку малыш еще недостаточно хорошо ориентируется в окружающем мире, родители должны сами определить и показать ребенку черту, переступать которую не стоит.

Постарайтесь оказать влияние на ребенка

Пока малыш не достиг 2-2,5 лет, наказывать или журить его почти бессмысленно, потому что он может из всего этого понять только одно, что он плохой и родители его не любят. Малыш, конечно же, видит результат своей деятельности: сломанную игрушку, разбитую чашку или вытоптанную клумбу, но он до конца не осознает, как именно это произошло и что это именно он сам и сделал. Поэтому научите ребенка управлять собой и окружающими его вещами через разумные, четкие запреты и ограничения, без подробных объяснений, которые он еще не в состоянии понять. Начиная примерно с 2,5 лет, ребенок уже осознает себя как отдельную личность и к нему приходит осознание того, кто реальный исполнитель поступков. Он также начинает понимать, что некоторые его поступки радуют окружающих и считаются хорошими, а некоторые считаются плохими. Но несмотря на то, что ребенок вполне осознает, что его поступки могут быть как хорошими, так и плохими, умение управлять своим поведением у ребенка еще недостаточно сформировалось. Частенько в этот период у детей появляются воображаемые «шкодники», которые позволяют ребенку не чувствовать за собой вину и стыд, так как все неблаговидные поступки совершает кто-то другой. Постарайтесь понять, почему малыш так поступает. Расспросите подробнее о том, как произошло то или иное событие, обсудите ситуацию вместе с малышом и помогите ему исправить ситуацию. Если ребенок не будет бояться вашего гнева, осуждения или наказания, скорее всего, он охотно поделится с вами своими мыслями и тем, почему он поступил нехорошо. В возрасте около 3 лет дети часто поступают наперекор родителям, потому что им нужно почувствовать свою независимость, определить свои собственные возможности и границы дозволенного. Если вы начнете за это наказывать, то вместо послушания получите активное сопротивление. Постарайтесь отнеситесь к поступку малыша, как к досадной неприятности, которая со временем исчезнет.

Family relationship
Главное - не выбор метода наказания детей 2,5-3 лет, важнее правильно определить, чего вы хотите добиться. Если вы хотите помочь ребенку понять свою вину, тогда воздержитесь от криков и шлепков. Постарайтесь спокойно объяснить ребенку, что именно вас расстроило в его поступке. Физическое же наказание, такое как шлепок по попе или отправка в угол, могут дать временный эффект. Так что лучший метод «наказания» ребенка - ваше внимательное отношение и умение слушать и слышать малыша.

Статьи по теме: