Полезная игрушка - юла. Отзывы родителей и специалистов

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее
универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.

Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи. Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.

Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали из с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там главное передано движением, все остальное условно и скупо.

Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.

Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь», которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью которого хитроумный Одиссей взял Трою.

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы. Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались ои из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок.

Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки. Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями, которые приводят ее в движение.

Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:

а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;

б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;
в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;
г) образные игрушки – изображения животных, кукол.
д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.

Волчок (игрушка) - юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.

Аркин Е. А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать игрушками только после того как они появились в обществе как орудия действительной охоты. Они давно исчезли как орудия охоты и заменены огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места, которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. Запорожца А. В. и Давыдова В. В. М., Просвещение, 1967. – 221-235 с.
2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Игрушки требуют, как на этом настаивал Локк, известной дозировки, как в качественном, так и в количественном отношении. До года следует одновременно давать ребенку не более одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается объем его внимания, способность к сосредоточению и определяются индивидуальные влечения, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 игрушек.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

В процессе изучения педагогической литературы по данному вопросу было установлено, что ни педагог ни родители не должны педантически регламентировать занятия детей с игрушками, не должны навязывать ему своих интересов и постоянно указывать, как следует обращаться с каждым предметом и какого его назначение. Л. Г. Оршанский, отдавший так много любви и энергии изучению игрушки, вполне справедливо протестует против деспотичного стремления взрослых внести в фабрикацию игрушки, как и в игры, свои интересы, искусственную поучительность, оправдывающую их узко утилитарный взгляд на роль игрушки и игры. Можно сделать вывод, что и по отношению к игрушкам, как и по отношению к играм, ребенку должен быть предоставлен максимум свободы при постоянном, по возможности для него неощущаемости контроля.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи «точных» методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка.Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Каждая мама хочет, чтобы все окружающее малыша приносило ему пользу. Самые современные, яркие, качественные электронные игрушки на батарейках не заменят простые игрушки, такие как каталка, неваляшка, юла. Отзывы специалистов говорят о том, что они необходимы для гармоничного развития малышей. Именно их в первую очередь рекомендуют для детских садов и прочих дошкольных образовательных учреждений.

Какие игрушки принесут пользу ребенку?

Не стоит слишком увлекаться электронными игрушками, которые, безусловно, понравятся ребенку, но ничему его не научат. Следует отдать предпочтение предметам, которые требуют от малыша определенных действий. Интерактивные роботы, собачки, карусели могут надолго завладеть вниманием ребенка, но оно будет пассивным. Вместо мобиля, который взрослые включат нажатием кнопки, над кроваткой лучше повесить растяжку с погремушками - их малыш быстро научится двигать ручками, радуясь своим успехам вместе с мамой.

Когда кроха подрастет, в доме должны появиться динамические игрушки. Они имитируют естественные движения в окружающем мире. Условно они делятся на несколько видов: вращающиеся, катающиеся, качающиеся. Каждый из них интересен ребенку в разном возрасте. Едва ребенок научится сидеть, в пять-семь месяцев, его внимание привлечет новая игрушка - детская юла. Она начинает вращаться после того, как нажали кнопку или ручку. Можно предложить ребенку оба варианта. Основным достоинством юлы является то, что он сам может заставить ее двигаться.

Родители задаются вопросом, нужно ли покупать разные игрушки одного вида? По мнению специалистов, обязательно следует предоставить ребенку выбор и дать малышу попробовать несколько вариантов, повторяющих один и тот же вид движения. Например, освоив с ним механическую юлу, можно показать, как крутится маленький деревянный о которой слышала каждая мама и даже, возможно, помнит ее в своем детстве, имеет немного другой принцип движения, на эти отличия стоит обратить внимание крохи.

Как поддерживать интерес к полезным игрушкам?

Когда обычные вращающиеся игрушки освоены ребенком, и интерес к ним утих, можно подарить ему более интересный вариант, такой как юла большая Stellar, со звуком и другими эффектами. Круговое движение игрушки, мелькание цвета и легкое покачивание вызовут неподдельный восторг ребенка. «Оживляя» ее своими руками, малыш почувствует себя настоящим волшебником.

Динамические игрушки можно показывать малышам с рождения, предлагать поиграть с ними, как только малыш освоит первые движения, сможет их держать в ручках. Со временем он изучит их и, может быть, придумает свои игры с ними. Но все-таки оптимальный возраст - один-три года. Именно в этот период дети могут катать в парке колесо на ручке, качать неваляшку, крутить волчок или юлу самостоятельно.

Динамические игрушки полезны для здоровья малыша

Когда речь идет о выборе полезных игрушек для ребенка, таких как юла, отзывы специалистов очень полезны. По мнению педиатров и неврологов, динамические игрушки могут помочь решить некоторые проблемы со здоровьем малышей. Дети с особенностями концентрации внимания нуждаются в способе продвинуться от поверхностного интереса к углубленному изучению предметов. Тем, у кого есть проблемы с равновесием и общей координацией, интересные игрушки помогут сосредоточиться и понять последовательность действий при движении.

Качество - на первом месте!

Основным критерием при выборе игрушек, как и любых других товаров для детей, является качество. Стоит обратить пристальное внимание на материал, из которого изготовлена игрушка. Чаще всего используют пластик: он должен быть прочным, устойчивым к ударам, равномерно окрашен, без резкого, неприятного запаха.

Преимущество металлических игрушек в их долговечности. При покупке надо обратить внимание на вес - слишком тяжелые предметы могут привести к травмам. Обязательно стоит проверить соединительные элементы: о неровные твердые швы ребенок может поцарапаться. Какой бы яркой и красивой ни была игрушка, малейшие сомнения в ее безопасности - повод отказаться от покупки! Если сравнивать импортные и отечественные товары, то последние значительно выигрывают по цене, часто не уступая в качестве. Например, игрушка популярной марки Stellar, юла, отзывы покупателей о которой могут быть полезны для заботливых родителей. Проверив все характеристики выбранных товаров, окончательный выбор модели в магазине стоит предоставить ребенку. Он сам выберет ту единственную, с которой захочет играть, среди других, абослютно таких же, по мнению взрослых.

При покупке популярных игрушек, таких как музыкальные инструменты, формочки для песочницы или юла, отзывы других покупателей помогут сделать правильный выбор, расскажут о выявленных ими недостатках или, наоборот, о достоинствах, не упомянутых производителем.

Юла или волчок - это игрушка, без которой не обошлось детство ни одного человека. Особенность этой игрушки такова, что внутри находится механизм с винтообразным стержнем. Благодаря ему и нескольким движениям вниз-вверх волчок раскручивается и относительно долго вращается на одном месте. Затем, когда скорость вращения постепенно становиться меньше, ось волчка наклоняется. Скорость все меньше, отклонение от вертикали все больше, юла падает на бок и останавливает свое движение.

В настоящее время уже нет возможности определить, кто же выдумал такую игрушку. Историки утверждают что юла, как игрушка, появилась около пятидесяти пяти столетий назад. Появившись на различных континентах, данные детские игрушки приобретали различные конфигурации, но принцип действия оставался единым для всех.

В конце 19 века появилась игрушечная юла, конструктивно приближенная к современному механическому волчку. Изобрел ее фабрикант Лоренц Больц из немецкого города Циндорфа. Изобретатель вложил в деревянный корпус волчка простейший механизм с гайкой и стержнем. Полученная юла с легкостью приводилась в движение нажатием сверху на стержень. Для ускорения движения необходимо было нажать несколько раз. Получился прототип современной юлы.

Массовое производство волчков в России берет свое начало с шестидесятых годов прошлого столетия. Вначале производились игрушки с металлическими корпусами. На корпусы были нанесены либо разноцветные полосы, либо различные цветные узоры. При вращении узоры превращались в фантастические картинки. Кроме того, вращаясь, металлические волчки издавали гудение.

В дальнейшем получила распространение юла в пластмассовом исполнении. В корпус был вмонтирован цирковой всадник. Вращаясь по кругу, он имитировал скачки. В другой вариации исполнения волчка монтировалась тройка лошадей, которая скачет по зимнему лесу. Пластмассовые игрушки не издавали звуков. Зато чаще ломались по сравнению с металлическими собратьями. Но, малышня азартно играла с этими игрушками.

В современном магазине можно приобрести юлы с различными эффектами и разных модификаций. Светятся встроенные точечные светильники, которые загораются при движении. Звуковые эффекты воспроизводят различные детские песенки и мелодии. На корпусе юлы могут располагаться популярные мультяшные герои.

Уже отпразднован столетний юбилей, посвященный самой популярной игрушке в мире. В честь волчка даже возведен памятник. Он установлен в Нидерландах возле города Остерхаут. Десятиметровый волчок лежит на боку, как будто только что закончил свое движение.

Игрушка знакомая с детства December 27th, 2017

Одной из самых любимых и популярных игрушек разных поколений является юла или как ее раньше называли - волчок. Игрушка имеет богатую историю. Еще в каменном веке дети играли подобием волчка. Это была пластинка из роговой кости. В Австралии аборигены изготавливали волчки из дерева в форме рыбы. Древние славяне предпочитали делать конусообразные деревянные волчки, которые раскачивались с помощью длинной веревочки.

За время существования было придумано более ста вариаций юлы. В разных странах юла называется по-разному: в Испании - пеон, в Южной Америке - пеонца, в Мексике - тромпо.

Сегодня сложно сказать, кто и когда точно изобрел такую замечательную игрушку, как волчок, потому что она создавалась разными народами, в разных уголках мира. Известно, что еще в Древней Греции люди создавали волчки, причем в те далекие времена они были не только детской забавой, но и видом спорта. Об этом нам говорят чудом сохранившиеся рисунки и манускрипты, найденные археологами во время раскопок на территории Греции.
В древней Японии волчки были неотъемлемым атрибутом актеров и фокусников, которые показывали с их помощью завораживающие иллюзионные шоу, пользующиеся огромной популярностью на протяжении длительного времени.

В Латинской Америке и Африке волчки применялись и в рабочих целях: как веретено для пряжи или приспособление для быстрого розжига огня.
Самые первые юлы имели примитивную форму и запускались простым движением руки. Это могло быть простое яблоко или груша, нанизанная на прут, или обыкновенный желудь, в редких случаях - морская раковина, наполненная воском для равновесия. Но с течением времени форма волчков усложнялась, мастера придумывали новые оригинальные решения, как сделать изделие интересней, эстетичней и практичней.

В Африке волчки применялись также и для розжига огня. А в Древней Греции с волчками игрались не только дети, но и взрослые, организуя целые турниры. О чем говорят найденные археологами манускрипты. Во времена Средневековья волчок был сделан из дерева и раскручивался двумя ладонями.
С этой целью юлы делали более тяжелыми, порой стержень удлиняли, чтобы оборотов вращения было больше, или наматывали бечевку. После мастера задумались над тем, чтобы сделать юлу вертикальной, так как главной проблемой игрушки было то, что она постоянно падала. Для того, чтобы придать ей устойчивое вертикальное положение, стали делать небольшие ручки, а для того, чтобы волчок вращался почти до бесконечности, его хлестали кнутом с особым размахом, а еще бросали на ледяную поверхность.

Волчок, юла — игрушка (и не только), которая, в общем случае, во время вращения сохраняет устойчивость на одной точке опоры.

Быстро вращающийся волчок не падает (закон сохранения момента импульса препятствует падению), но постепенно из-за трения угловая скорость собственного вращения уменьшается. Когда скорость вращения становится недостаточно большой, ось волчка начинает спиралеобразно отклоняться от вертикали (прецессировать), и в конце концов волчок прекращает вращение и падает.

По сути, юла является простейшим примером гироскопа. Но ребенок не знает законов физики, поэтому для него это волшебная игрушка, которая чудесным способом сохраняет стойкость при вращении, имея только одну точку опоры. После того, как скорость вращения падает, волчок падает на бочок.

Начиная с XVIII столетия юлы становятся излюбленной игрушкой детей многих стран Европы. В Америке волчок становится популярен с XIX века. С этого же времени волчок приобретает ту форму, каким мы знаем его сегодня. Это произошло благодаря трудам талантливого и предприимчивого немецкого игрушечного мастера Лоренца Больца. Будучи сам выходцем из маленькой провинции, Лоренцо старался превосходить даже очень прославленных игрушечных мастеров своей находчивостью и оригинальностью. Однажды он решил создать юлу для маленьких детей, чтобы она была и интересна для них, и безопасна. Для этого Лоренцо придумал вставить механизм с гайкой, который позволял ей крутиться без раскручивания, ведь маленькие детки не могли еще выполнять этих действий. Получилось очень даже хорошо, так что Лоренцо запатентовал свое изобретение, которое, пройдя сквозь годы и десятилетия, внешне практически не изменилось.

Но совершенствование волчка продолжалось. Ученик Лоренцо, Петер Больц, придумал, что юлу можно наделить голосом. Для этого всего лишь нужно было проделать небольшие отверстия в игрушке, через которые бы проходил воздух и во время кружения издавал жужжащий звук. К 1937 году мастера так наловчились, что научились создавать многотональные звуки волчков, которые вполне можно было использовать в своеобразных оркестрах.

В Советском Союзе массовое производство металлических и пластиковых волчков и юл началось в 1960-70-х. Разноцветные металлические вертушки просто-таки завораживали ребятишек радужными узорами на корпусе и своим гудением. Пластмассовые волчки с цирковым всадником внутри или упряжкой лошадок, скачущих по заснеженному лесу, так гудеть не умели, да и ломались чаще. Но малыши всё равно их очень любили.

Польза юлы

Многие родители считают, что юла - это просто забавная игрушка, которая не несет никакой иной функции, кроме игровой. На самом деле юла полезна для развития малыша. Она стимулирует ребенка к активным действиям, развивает координацию движения, ловкость. В настоящее время производятся различные модели этой игрушки. Они имеют различную фактуру, что способствует развитию у ребенка тактильных ощущений, мелкой моторики. Яркие цвета юлы, забавные формы радуют ребенка, увлекают и стимулируют зрение.

Преимущества выбора юлы в виде подарка:

Юла совмещает в себе игру и познание мира. Игрушка можно подарить ребенку от полугода и он будет увлечен ею несколько лет.
Некоторые модели включают обучающие программы, ребенок, играя, может освоить счет, названия животных, геометрических фигур, цифры и буквы, цвета.

Звуковые эффекты, которыми сопровождается вращение юлы, радуют ребенка, не давая ему скучать. Музыкальная модель развивает музыкальный вкус и слух у детей.

Юлы выпускают многие известные производители игрушек. Из наиболее популярных и известных: Stellar, Simba, Little Tikes, B Dot, Kiddieland и другие.

Для самых маленьких предназначены модели, которые заводятся нажатием на кнопку. Это может сделать сам малыш или его родители, а ребенок с удовольствием будет наблюдать за вращающимся волчком. Есть классические модели юлы, изготовленные из пластика и металла.

Музыкальная модель юлы - отличная игрушка для детей от полутора до трех лет. Такая юла изготовлена из яркой безопасной пластмассы. Вращаясь, такая юла издает приятную мелодию. Малыш будет завороженно наблюдать, как под эту мелодию крутятся разноцветные шарики, двигаются различные фигурки. Такая яркая забава формирует интерес ребенка к игре, развивает сенсорное восприятие, интеллект.

Юла с шариками - это еще одна из разновидностей волчка. При нажатии на кнопку юла начинает вращаться, множество ярких шариков начинает вращаться, подскакивать, плясать и бегать по кругу. Сначала юла вращается быстро, затем вращение замедляется, и ребенок может рассмотреть множество фигурок под куполом. Ребенку такая игра учит понимать причинно-следственную связь, разовьет зрительную активность и координацию движения.

Сейчас юлы бывают со световыми и звуковыми эффектами, с наполнителями внутри и яркими рисунками снаружи. Совсем маленьким детям играть с волчком или юлой не только весело, но и полезно, поскольку это хорошая тренировка моторики пальцев.

Интересно, что эта игрушка, которая давно отпраздновала 100-летний юбилей, даже удостоилась чести стать памятником. Десятиметровая юла возвышается возле нидерландского Остерхоута, но, конечно же, не вращается, а просто лежит на боку.

Источники:

Одна из древнейших игрушек «волчок», с точки зрения физики, представляет собой простейший гироскоп, являющийся главным элементом различных навигационных приборов.

Существует и более сложная конструкция волчка, содержащая внутри винтовой механизм для раскручивания. Такой волчок называется «юла».

У юлы сверху есть ручка. Поставив юлу на какую-либо твердую поверхность, и поднимая и опуская ручку, можно придать юле большую скорость вращения Юла раскручивается с помощью винтообразного осевого стержня. Во время опускания этого стержня винтовой передаточный механизм, состоящий из винта и гайки, преобразует вращательное движение в поступательное или наоборот.

Юла является единственной разновидностью волчка, который содержит в себе механизм.

Юла была изобретена в конце 19 века. В 1880 году немецкий фабрикант-игрушечник Лоренц Больц из Циндорфа поставил сверху игрушечного волчка вращающуюся ручку. Надо было только потянуть за шнур, обвязанный вокруг волчка. А в 1913 году появилась первая юла от компании Bolz.

Лоренц Больц вставил в пустотелый волчок механизм с винтом и гайкой. Юла Больца приводилось в движение винтовым стержнем с ручкой на конце, на которую нужно было несколько раз надавить. При вдавливании стержня-винта внутрь юлы он заставляет через трещотку, установленную внутри юлы, вращаться юлу только в одну сторону. Когда винт вытягивается из юлы, то она продолжает вращаться по инерции.

Несколько движений «туда-сюда» и юла раскручивается до большой скорости. И может вращаться, будучи вертикально установленной, достаточно долго, пока трение точки опоры юлы о поверхность, на которой она вращается, не замедлит вращение, и юла, в конце концов, не упадет на бок.

Следующий из династии Больцев - Петер Больц сделал юлу музыкальной. Он проделал в корпусе юлы отверстия, через которые проходил воздух, и юла начала издавать жужжание. К 1937 году юла-непоседа уже могла воспроизводить звуки разных тональностей и наигрывать детские песенки.

Юла даже удостоилась чести стать памятником. Это десятиметровая юла, лежащая на боку, возле нидерландского городка Остерхоут.

ТАКОЙ ВОЛЧОК НЕ КУПИШЬ, СДЕЛАЙ САМ!

Делаем волчок-центрифугу. Вам понадобятся бусинки. Вырежьте из картона кружок (можно взять пластмассовую крышку). Проткните ее в середине спичкой. К краям прикрепите на ниточках бусинки. Ниточки не должны быть ни слишком короткими, ни слишком длинными. Когда волчок будет крутиться, то бусинки, нанизанные на нитки будут располагаться вдоль радиусов кружка, натягивая нити и наглядно обнаруживая действие центробежной силы.

Кстати, ты изготовил маленькую центрифугу, и бусинки на ней, вращаясь, испытывают такие же нагрузки, что и космонавт при тренировке на центрифуге перед полетом в космос.



Знаете ли вы?

Антенны из дерева

По мнению индийских специалистов, в качестве телевизионных антенн лучше всего использовать... кокосовые пальмы. Исследования показали, что их древесина прекрасно проводит слабые высокочастотные сигналы.

Кроме того, в отличие от металла пальмы не боятся коррозии.

Человек-невидимка

Герою знаменитого романа Герберта Уэллса «Человек-невидимка» удалось так изменить оптический коэффициент преломления своего тела, что он стал невидимым.

Каким, по вашему мнению, должно быть значение этого коэффициента? Мог ли человек-невидимка видеть что-нибудь сам?


Любознательным

Часы на вершине горы

Почему часы с пружинным заводом на вершине горы идут иначе, чем на морском побережье?

Оказывается...
Так как на вершине горы давление меньше и вязкость воздуха понижена, то часы там должны идти быстрее.

Статьи по теме: