Развитие ребенка: современные антиигрушки. Способы противостоять игрушечному коварству

В игре ребенок постигает мир человеческих отношений и вообще устройства мира. Человек, лишенный игры в детстве, неизбежно психически неполноценен

Очень часто можно услышать: «Мой ребенок не играет. Игрушки не интересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!» Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли что-то делать, или малыш перерастет и начнет играть больше и лучше?

В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и беспроблемная, какой кажется на первый взгляд.

Какие бывают игрушки

Игрушки бывают развивающие и сюжетные, пластмассовые и деревянные, для мальчиков и для девочек, китайские и не китайские. Выбирая игрушку маленькому ребенку, во-первых, надо помнить о том, что материал, из которого она произведена, должен быть максимально экологичным. Кроме того, игрушка должна быть сделана из ударопрочных, нетоксичных стойкоокрашенных материалов - в расчете на то, что маленький ребенок будет ее и грызть, и кусать, и ронять, и разными способами использовать не по назначению. Многие китайские игрушки просто не предназначены для активного использования их ребенком. Они только имеют вид игрушки, но ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться игрушкой, не привязаться к ней.

Итак, игрушка должна быть качественной и крепкой.

Игрушки, как книжные иллюстрации, и обстановка в детской, во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка. Выбирайте игрушки того эстетического направения, которое вам, родителям, ближе всего. Выбирайте игрушки, которые вам кажутся красивыми.

Начнем с количества

Как правило, у любого современного ребенка, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек много больше, чем ему нужно и полезно иметь. У такого «затоваривания» есть несколько причин.

Заветные желания папы и мамы

Во-первых, и это относится в основном к первенцам, при появлении малыша в семье оба родителя, и особенно родитель, пол которого совпадает с полом родившегося ребенка, начинают покупать те игрушки, которые не могли себе купить, когда были маленькими детьми и очень эти игрушки хотели. Пик подобного рода покупок как раз и приходится на период от года до трех.

И это родительское желание никак нельзя осудить, его можно только осознавать и пытаться контролировать. Мамы с упоением покупают кукольные сервизики и кроватки, коляски, а также самих кукол в товарном количестве. Папы покупают железные дороги впечатляющих размеров, разного рода машинки, автозаправки и даже, к ужасу мам, оружие.

Подарки

Все вместе - а также гости, бабушки и дедушки - приносят мягкие игрушки. Просто считается дурным тоном - прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ему в подарок игрушку, как правило, мягкую.

Бывает так, что на рубеже второго года жизни игрушечное имущество ребенка за считанные недели увеличивается во много раз. А он не играет.

Родители иногда даже сердятся: «У него есть такие игрушки, от каждой из которых, имей я ее в детстве, просто визжал бы от счастья, а у него никаких эмоций». К сожалению, это как раз тот случай, когда количество игрушек и качество игры - вещи обратно пропорциональные.

То есть чем больше игрушек, тем хуже игра.

Вспомните известный эпизод из «Цветика-семицветика». Девочка Женя говорит: «Хочу, чтобы все игрушки мира были мои». И дальше сама не знает, что с ними делать, потому что играть с таким немыслимым количеством всего и в голову не приходит. К сожалению, многие современные дети оказываются в очень похожем положении.

Погоня за «ранним развитием»

Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. Их сейчас очень много, и родители могут скупать буквально все подряд, не очень присматриваясь к возрастным ограничениям на коробке с игрой или игрушкой. Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе применения.

Развивающие игрушки ребенок может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет малышу, что именно можно делать с этой игрушкой. Если же развивающие игры и игрушки лежат «в навале» в ящиках с другими игрушками, россыпью и вперемешку, то толку от такой развивающей игрушки почти никакого. И вряд ли ваш ребенок станет использовать ее по назначению.

Немыслимое разнообразие

Нашему, постсоветскому, человеку все еще трудно привыкнуть к огромному предложению фактически по любой товарной позиции. И, не умея выбрать, покупаем все подряд. Нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. На самом же деле в вопросах воспитания часто оказывается все иначе. И один из главных вопросов - чувство меры.

Как правило, дети, «задаренные» игрушками, мало в них играют. Количество игрушек пропорционально качеству игры. Скорее уж обратно пропорционально. Часто бывает так, что, чем больше игрушек, тем хуже ребенок играет, тем больше он их разбрасывает. Так что большое количество игрушек хорошо только в том случае, если игровое пространство правильно организовано.

Итак, искусство выбора игрушек. Начнем все-таки с количества. Тут все просто: игрушек должно быть столько в свободном доступе, сколько ребенок, при организующей помощи взрослого, может относительно легко убрать.

Напомню еще раз про особенности развития внимания маленького ребенка: к концу первого года жизни ребенок находится на «полевой стадии» развития внимания. Это означает, что если малыш начал играть с одной игрушкой и при этом на глаза ему попалась другая, то он с большей вероятностью оставит первую, отвлечется и станет заниматься со второй игрушкой, и так далее, пока не переберет все игрушки.

Если ваш малыш чем-то заигрался, ни в коем случае не надо стараться подсовывать ему новые предметы, с тем чтобы разнообразить игру. В этом ворасте мы очень ценим концентрацию внимания. Заигравшегося ребенка надо оставить в покое и тихо радоваться, что его способности к целенаправленному действию развиваются.

Если же ребенок сидит в куче игрушек, то самое вероятное, что он их станет просто раскидывать.

«Печать общения» на игрушке

Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течении двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания - игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой.

Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре. Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка, стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки, он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает что и как мама с этой игрушкой делала.

На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «печать общения».

Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием. Говорят, что «наигранную» и «ненаигранную» игрушку легко можно отличить. Чтобы ребенок играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним. А иначе и ребенок будет играть только в мамины любимые игрушки - кастрюльки и мобильные телефоны. Дети чаще используют те предметы, которыми пользуется мама.

Итак, современные дети не играют оттого, что игрушек у них слишком много, а, следовательно, они не являются ценностью. Дети не играют оттого, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями - так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно и не учатся друг у друга играм. Это отсутствующее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым, а взрослые тоже не играют с детьми. Кроме того, масса из предлагаемых игрушек - «неправильные».

Поговорим о «правильных» и «неправильных» игрушках

«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка итак слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.

В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого одного простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой. Там где «толкнул - покатилось» или «ударил - отлетело».

Тяга к ранним легким впечатлениям, к тому, что почти все вокруг является развлечением, откладывается очень глубоко. Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки - но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему более очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.

У детей есть огромный интерес к ручному труду - и мужскому и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену - то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни. Но к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть (например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно - такова стадия развития цивилизации. И тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка многофункциональна. То есть, ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.

Классический пример многофункциональной игрушки - мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком. Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.

Правильная игрушка сделана из экологичного материала (ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.

Создание игрового пространства и его организация

Принцип мелкой фасовки

Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой или почти новой для ребенка - убрать ее подальше. Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части, ¾ уберете и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю - ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.

Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так малышу проще научиться играть, создавать вокруг себя хаос.

Где живут игрушки

Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзиночки. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик. Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона и все игрушки живут именно там.

Для детей постарше главным, организующим пространство игровой зоны, предметом может быть игрушечный дом.

Если ваш малыш уже начал ползать или ходить, игрушки, просто сваленные в ящик или корзину, не подойдут. Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек - на уровне глаз ребенка на неглубоких открытых полочках. То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. На надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо, если игрушки в системе хранения распределены по видам и лажет в закрытых непрозрачных коробках.

Помните, что примерно до трех лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживают мама и папа. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек. Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные родителями. И как только все разрушено - интерес к игрушкам и игре, как правило, пропадает.

Первые игрушки для сюжетной игры

Хорошие игрушки для годовалого, двухлетнего, трехлетнего ребенка должны «подсказывать» малышу сюжет игры, наталкивать на правильные способы обращения с собой. Около полутора лет у малыша возникает способность в игре изображать действия, похожие на те, что он видит изо дня в день. Например, как кормят, укладывают спасть, танцуют. Так появляется первая режиссерская игра. Возникновение такой игры - важная веха в психическом развитии ребенка. Психологи ориентируются на возникновение этой игры как на показатель общего благополучия развития ребенка. И очень важно, чтобы взрослые понимали ценность этого вида игры.

Ведь играя с игрушками и строя первые сюжеты, малыш усваивает опыт взрослых. Именно играя ребенок учится лучше понимать то, что происходит вокруг и делает действия взрослых своими. Поэтому родителям стоит садиться на ковер в детской и показывать малышу, как собачка делает «топ-топ» и «ам-ам», понимая при этом, что на что так не развивает ребенка, как совместная игра с мамой или папой. Кроме того, игра - это золотой фонд вашего общения с малышом.

Перечислим первые игрушки для сюжетной игры:

Кукла-младенец (нужна и для девочек, и для мальчиков; именно при игре с куклой ребенок осваивает человеческие эмоции);

Кукольное хозяйство, т.е. посудка, бутылочки и сосочки, одежда и одеяльца;

Большие машины и маленькие машинки;

Железная дорога;

Игровой дом;

Куски ткани для того, чтобы наряжаться, драпироваться, превращаться и разные другие предметы для ряжения;

Неструктурированный игровой материал (камешки, каштаны, шишки или пластиковые мячики), т.е. предметы, которые можно пересыпать и присваивать им любое игровое значение. Каштаны могут быть и кукольной картошкой, и денежками, и бомбами. Тут есть большой простор для развития воображения вашего малыша;

Сюжетные игровые наборы с животными и человечками.

Первые развивающие игрушки

Развивающие игрушки тоже должны быть в детской, но место и роль у них совершенно особые. Так, эти игрушки ни в коем случае не должны находиться внизу, в «навале». У них должно быть место на высоких полочках, но такое, чтобы малыш мог их видеть и показывать пальчиком или называть, если ему захотелось в это поиграть.

Развивающие игрушки хороши как приложение ко взрослому, который готов в них играть. Именно при игре с развивающими игрушками создается «зона ближайшего развития», т.е. те действия, которые малышу под силу вместе с мамой, но один он с ними справиться пока не может.

Если говорить о пропорциональном соотношении разных видов игр, то для ребенка, которому от года до четырех, сюжетных игр должно быть не меньше, чем развивающих.

Какие же развивающие игрушки должны быть у ребенка?

Крупная мозаика диаметром 20 мм.;

Коробка форм;

Рамки и вкладыши Монтессори;

Пазлы, состоящие из 2, 4, 8 деталей;

Крупные кубики пластассовые;

Конструктор типа «Дупло», желательно с сюжетными дополнениями;

Детские музыкальные инструменты;\

Доски развития

Надо показывать адекватные способы общения, проговаривать за ребенка его чувства.

Знакомство с окружающим миром. Игрушки для самых маленьких

Главные детские игры до трех лет происходят без использования игрушек.

Игры с количеством. Вода и песок

Игра с песком и водой дает ребенку столько радости, столько взрослому купание в теплом море. Поэтому постарайтесь хотя бы в теплое время года дать малышу вдоволь наиграться с ними. А ведь во многих странах лолток-песочница для помещений - непременный атрибут и детских садов и детских комнат.

Назову игрушки, которые наверняка понравятся вашему ребенку:

Разного размера и цвета стаканчики для переливания;

Формочки с различного рода отверстиями;

Пластиковая бутылка среднего размера;

Водяная мельница для ванной;

Игра «рыбалка»: крупные рыбки и удочка;

Кораблики и рыбки простые и заводные.

Игры на пересыпание

Городским детям хронически не хватает сенсорных впечатлений, особенно ощущений, связанных с осязанием. Особенно остро этот вопрос стоит в осеннее-зимний период, когда в песок играть невозможно, а снег часто такой, что в него не поиграешь. Да снег и не подходит для игр на развитие осязания - он холодный, а редко кто из малышей любит. Поэтому родителям стоит приложить усилия к тому, чтобы из средств, которые всегда под рукой, сотворить развивающую среду для игр с количеством и тренировки осязания.

Игры на пересыпание увлекательны и очень нравятся детям. Такие игры способны даже самого резвого непоседу на время оторвать от привычных шалостей. Самое простое, что можно делать дома, - это пересыпать нечищенные грецкие орехи, каштаны или арахис. Для этого потребуется одна большая емкость (приблизительно 1-2 л.) и две поменьше (250-500 мл.). Нужно показать малышу, как брать орехи по одному и раскладывать их по стаканчикам, а после показать ему, как можно пересыпать их горстями. Но интереснее всего пересыпать крупу.

Пересыпать можно:

Пуговицы, бусины;

Монетки;

Крупную крупу (фасоль, горох, бобы);

Овощи (предварительно хорошо помытые);

Небольшие игрушки или детали мелкого конструктора.

Развитие осязания

Отличная возможность для развития осязания у малыша игра «Волшебный мешочек». Принцип игры прост: в мешочек из ткани нужно положить 3-4 не слишком больших предмета, которые хорошо знакомы ребенку.

Очень важно, начиная с 10-11 месяцев, стараться разнообразить словарь ребенка, добавляя в него слова, связанные с осязанием («мягкое - нельзя мять»). Чтобы различать эти понятия, надо поиграть с малышом с предметами, сделанными из разных по осязательным качествам материалов. К примеру, камешек и кусочек поролоновой губки. Губка легко сожмется в ладошке, а твердость камушка даст противоположные ощущения. Также надо учить малыша по-разному дотрагиваться до людей, животных, предметов. Например, надо учить «ласково трогать», «трогать одним пальчиком», «гладить», а также хлопать ладошкой, сильно стучать, сильно нажимать. Эти упражнения помогут ребенку научиться контролировать силу своих ручек при контакте с кем- или чем-либо.

Очень много для развития осязания дают занятия с пластилином или соленым тестом, глиной. В осенне-зимнее время ребенку полезно, чтобы такие занятия, продолжительностью по 7-10 минут, были у него каждый день.

Набор-минимум для развития осязания:

Пластилин разной мягкости (пластилин в ведрах, пластилин в брусочках);

Игрушки, сделанные из разных материалов, тканей разных типов;

Игрушки с различными наполнителями (например, крупой, шариками);

НЕ стоит мешать малышу знакомиться на ощупь со всем, что потенциально не опасно, прежде всего с едой.

Создание нормальной игровой среды: лучшие игрушки для детей от одного года до двух лет

Тут уместно, на мой взгляд, привести список лучших игрушек с краткими объяснениями по поводу каждой. Ведь нередко бывает так, что при огромном разнообразии игрушек у ребенка каких-то, весьма важных для развития недостает.

Перечислим их:

Мячи разных размеров и разного наполнения;

Четырехколесный самокат или машина, на которой можно сидеть;

Наборы мелких сюжетных игрушек; звучащие игрушки.

Создание «да-обстановки» и неигровые предметы в качестве игрушек

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо и свободно играл, вам как можно реже следует произносить в детской слово «нет». Это со всем не означает, что ограничения ребенку не нужны, просто время игры - далеко не лучшее время для введения ограничений.

Игра - пространство свободного творчества ребенка, и резкое мамино или папино «нет» может это игровое пространство разорвать, тонкая ткань игры прервется, и ребенок не сможет продолжать играть дальше также вдохновенно. Ограничения, существующие в детской и по поводу игрушек должны быть просты, понятны, постоянны и минимальны. Заранее решите, чио именно нельзя делать ребенку с игрушками. И лучше всего уберите подальше предметы, вызывающие поток запретов или большую тревогу у взрослых. Если запрет повторяется часто, ребенок или научается игнорировать его, или вырабатывает излишнее упрямство через каждодневное сопротивление.

Об уборке игрушек. Навыки самостоятельности

Есть замечательная пословица: «Любишь кататься - люби и саночки возить». Говорит она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий. Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года, подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек или участие ребенка в уборке со стола.

По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у ребенка формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать, доводить начатое дело до конца.

Избавив ребенка от «неприятности» сбора игрушек, вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире. Естественно, большинству взрослых гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим. Но если привычка участвовать в уборке детской возникнет рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться. Старайтесь находить время, силы и фантазию, чтобы привлекать ребенка к ежевечерней уборке игрушек.

Сюжеты могут быть разные, но стержень один: обязательное участие мамы и ее умение творчески организовать процесс. Устраивая детскую, помните, что ребенка вещи, которые его окружают, - это целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете - вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.

Опасные игрушки
1. Что такое «антиигрушка»?
Игрушка особым образом программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка, и что за программу она в себе несет . Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.

Русский художник Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), в свое время посетивший богатые магазины игрушек в Германии, противопоставил умирающую европейскую игрушку и все виденное им игрушечное изобилие неказистым, на первый взгляд, но обладающим характером, кустарным изделиям Сергиево-Посадского района. Он писал: «…общество пользуется игрушкой, чтобы обуздать фантазию, непосредственность ребенка, еще не порабощённого машинами, для того чтобы привить ему те вкусы и наклонности, которые сделают его в будущем послушным орудием его целей и его законов». Именно в этом назначение и особенность «самых лучших и дорогих» антиигрушек сегодня. Подлинная игрушка – произведение искусства, она – штучный товар, а не вещь, которой дети пользуются, чтобы «играть во взрослых». Духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику.

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам… Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, нефункциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

Психологи обеспокоены тем, насколько изменилось качество детской игры современных дошкольников: она стала однообразной, агрессивной и индивидуалистичной. Одна из причин печальной тенденции – многие модные игрушки, которые тормозят развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу и формируют негативные свойства характера. Об опасных «игрушках престижа» порталу рассказала детский психолог Инна Малаш.

Больше чем игра

Для малыша игрушка – незаменимый инструмент познания окружающего мира, позволяющий овладевать новыми действиями, решать новые и все более трудные задачи. Поэтому взрослым следует со всей ответственностью подходить к выбору игрушек – не только учитывать возраст ребенка и удостоверяться в их санитарно-гигиенической безопасности, но и знать критерии педагогической и психологической полезности и вредности «друзей детства». Для этого важно иметь представление о значении игры для ребенка:

– игра – это ведущая деятельность дошкольника, определяющая развитие его интеллектуальных, физических и моральных сил;

– в игре формируется творческое воображение;

– игра – это «школа произвольного поведения» (ребенок учится осознанно управлять своими поступками);

– игра – это «школа морали в действии» (именно игра и сказка помогают ребенку уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо»; словесные объяснения могут быть долгими и безуспешными);

– в игре ребенок учится общению, взаимодействию с другими людьми и познает самого себя;

– в игре ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства других людей;

– в игре происходит повторение социальной практики, доступной пониманию ребенка.

Вредные игрушки

На первый взгляд может показаться, будто нет ничего сложного в том, чтобы определить, какие игрушки способны причинить вред развитию малыша. Так, безоговорочно вредны игрушки, которые не пробуждают у ребенка стремления к познанию окружающего мира или делают невозможной самостоятельную и свободную творческую игру.

Однако на практике провести границу между игрушечным «добром» и «злом» неспециалистам часто нелегко. К тому же многих взрослых сбивает с толку фактор цены: большинство вредных для детской психики игрушек отнюдь не дешевы, поэтому в их «всесторонней» безопасности не сомневаются.

Итак, с какими игрушками детский психолог Инна Малаш категорически не советует знакомить дошкольников?

Куклы-женщины (Барби, Синди, Братц и др.). Играя со «взрослой» куклой, маленькая девочка ограничена в возможности имитировать маму. Это неблагоприятно сказывается на отношении будущих женщин к материнству.

Многие психологи убеждены, что куклы Барби и их аналоги являются воплощением антикульта хранительницы домашнего очага. Также высказываются мнения, что куклы-женщины с неестественными пропорциями способны заронить в души девочек первые зерна недовольства собственным телом. В будущем возможны «всходы» в виде таких психических расстройств у девушек, как анорексия и булимия.

Страшные игрушки (куклы-монстры, мутанты, чудовища, уродцы). Если традиционные игрушки – добрые и милые – выполняют психотерапевтическую функцию (а именно помогают детям овладевать своими страхами и побеждать их), то жуткие изделия игрушечной промышленности, наоборот, привносят в жизнь малышей дополнительную порцию кошмаров.

Эти игрушки оказывают непосредственное влияние на формирование черт характера: ребенок, копируя образ куклы, отождествляя себя с нею, может стать замкнутым, недоверчивым, злобным. Также игрушечные монстры-«сотоварищи» будят в детях неконтролируемую агрессию, вызывают нарушения концентрации и распределения внимания, могут быть причиной затруднений в построении отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Кроме того, страшные игрушки извращают чувство прекрасного, а значит, препятствуют формированию у детей эстетического вкуса.

Электронные игрушки (транспортные, музыкальные), создавая иллюзию активности ребенка, на самом деле манипулируют им и задают программу действий. В сущности, маленький человек превращается в созерцательно-пассивное «дополнение» к игрушке, его деятельность сводится к бесполезному для развития логики нажатию кнопок. А отсутствие простора для представлений, фантазирования, преобразований и экспериментов тормозит развитие творческого мышления ребенка.

Интерактивные куклы и животные способствуют искаженному развитию сферы эмоций и чувств. Имея в своем арсенале множество ответных реакций на взаимодействие с человеком, эти игрушки эмоционально «дезориентируют» малыша: на поглаживание и покачивание могут ответить плачем или звуками неудовольствия, а на агрессию или долгое невнимание – обниманием или радостными репликами.

Способы противостоять игрушечному коварству

Родительская осведомленность о психологическом вреде современных игрушек, увы, не гарантирует взрослым спокойной жизни, а детям – счастливого и безопасного детства. Агрессивная реклама и заказываемые производителями игрушек хвалебные аннотации делают свое черное дело. Поэтому мамам и папам важно знать, как действовать, если…

…ребенок мечтает о вредной игрушке. Прежде всего родителям стоит задуматься, что привлекает малыша в игрушке. Для этого следует выяснить, как и в чьей компании ребенок собирается с ней играть. Ответ «Я буду ее бить!» свидетельствует о подавленной агрессии. Ее может вызвать неудовлетворенность основных психологических потребностей ребенка в любви и заботе. Также агрессию часто провоцируют обиды на родителей или других близких людей (бабушку, брата, друга и др.).

Решить проблему помогут совместные игры и разговоры родителей и ребенка, а также специальные игровые методы снижения уровня агрессивности (например, можно покричать в стаканчик, устроить бой газетными снежками, слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее и др.).

Если ребенок хочет привлечь к себе внимание сверстников, он скажет: «Я принесу игрушку в детский сад, и тогда Маша (Ваня) будет со мной играть». Также дети нередко просят купить им ту или иную игрушку, потому что «такая есть у Маши (Вани)». Возможный корень проблемы – заниженная самооценка малыша. В этом случае родителям важно пересмотреть свои методы воспитания. Вторая распространенная причина – не сформированные у ребенка игровые навыки. Их можно развить, только регулярно играя вместе с дошкольником.

…ребенку подарили вредную игрушку. В идеальном варианте родственники и друзья должны ставить родителей в известность о том, какие игрушки они собираются дарить. Но в действительности от нежелательных подарков не застрахована ни одна семья. Поэтому мамам и папам желательно знать, с какими проблемами они могут столкнуться, если после праздника решат избавиться от вредной игрушки.

Во-первых, это обида «дарителей». Многие родители даже не пытаются объяснить родственникам и друзьям, какой вред подаренная игрушка может причинить ребенку. Их останавливают скрытые и плохо осознаваемые мотивы (страх одиночества и отвержения, чувство вины и др.). Однако родителям важно понимать: если они не умеют договариваться с людьми, конструктивно вести споры и разрешать разногласия, то они не смогут научить этому своих детей.

Во-вторых, ребенок может яростно протестовать. Для того чтобы не омрачать праздник, не стоит отбирать подарок у счастливого малыша. «Изолировать» вредную игрушку можно через несколько дней. Главное – идти до конца, не поддаваясь на требования ребенка вернуть подарок. Если взрослым трудно не отступить от принятого решения, значит, им следует предаться размышлениям о своей родительской роли и честно ответить самим себе на вопросы: «Не руководит ли мною ребенок?», «Не иду ли я на поводу у него?». Положительные ответы – повод задуматься о причинах.

Современные детские магазины завалены жутковатыми игрушками, и родители, не думая о последствиях, покупают их любимым сыновьям, внучатам, племянникам… Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, нефункциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка.

У современных игрушек зачастую нет соотнесения с реальными жизненными образами, ситуациями, персонажами. Искажаются пропорции лица, частей тела, используются неестественные цвета и формы. Куклы с несоразмерно большими головами, глазами на пол-лица, розовые зайчики, ядовито-зеленые медведи, красные мышки нарушают представление ребенка о реальной картине мира. Игрушка, не имеющая аналогов в реальном мире, порождает страхи у ребенка.

Не только нереалистичность игрушечных персонажей провоцирует тревожность у малышей. Вредит психике ребенка также перегруженность яркими красками, образами, звуками. Ребенок ощущает, что все вокруг очень изменчиво, а значит, непрочно и нестабильно.

Во внешнем лоске и многообразии кукол, конструкторов и машинок таится еще одна опасность: ориентация детей не на радостное познание мира с помощью игры, а на обладание, получение, обогащение. Совместные игры с компоновкой сюжета из имеющихся у малышей игрушек заменяются соревнованием: у кого кукла красивее или робот «круче».

Виды антиигрушек и их вред для ребенка
[➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖] [➖]

1. Страшные игрушки.

Далеко не все страшные игрушки плохи. Ведь даже в самых добрых народных сказках встречаются отрицательные персонажи, с которыми добрые герои сражаются и побеждают. Смысл страшной игрушки – научить малыша преодолевать свой страх. Этот страх должен быть условен и предсказуем, как и сама игрушка. Например, герои русских сказок или современных мультфильмов знакомы ребенку с детства, он знает, как с ними бороться, знает их слабости и особенности. Такая игрушка должна быть условна, без лишних деталей – ребенок придумает их самостоятельно, в меру собственного воображения и психической устойчивости.

Но современные страшные игрушки, как правило, чрезмерно детализированы. Киборги, представляющие собой страшную пародию на человека, куклы с искаженными лицами, монстры, создатели которых прорисовали и рельефные мышцы, и шрамы, и бородавки – такая насыщенность деталями перегружает психику малыша, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.

Еще одна проблема современных игрушек и популярных героев – в том, что их внешнее и внутреннее содержание не имеет ярко выраженной связи. Например, когда «супергерой» борется с «суперзлодеем», они могут отличаться только цветом одежды и нагрудного значка. Или отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у маленьких детей диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим, между добром и злом.

Вред от страшных игрушек особенно велик, если ребенок начинает играть «на их стороне», позволяет им в играх творить зло безнаказанно. В этом случае следует уделить больше внимания нравственному воспитанию ребенка, больше общаться с ним, читать добрые детские книги, ограничить просмотр жестоких фильмов и телепередач.

2. Чрезмерно детализированные игрушки.

Детализация - это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.

Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие фантазии и воображения малыша.

3. Смещение общепринятых ценностей.

Чтобы заинтересовать потребителей, производители современных игрушек выпускают самые необычные товары, которые не укладываются в нормы традиционной морали. Среди реальных примеров: кукла-трансвестит, куклы-мертвецы, плюшевые испражнения и многое другое. Маленьким девочкам предлагают поиграть с детским шестом для стриптиза, а также с реалистичным пупсом, имитирующим процесс сосания груди. Очевидно, что ребенок, психика которого еще не сформировалась окончательно, не может адекватно оценить игрушки, которые подчас шокируют и взрослого человека.

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

Зачем нужна игра?

Во - первых, игра - это школа произвольного поведения (Д. Б. Эльконин). Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: « Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!» Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во- вторых - школа морали в действии (А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

В- третьих, игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее.

Что такое игрушка?

Игра и игрушка, по мнению ученых,- важнейшие составляющие любой культуры. Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несет? Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли.

Иногда ребенок сам находит « игрушки»- предметы - функционеры, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям. Какая - нибудь коряга, камушек, ракушка, тряпочка и т. д. наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаясь, навести порядок в детском уголке или выворачиваем карманы детской одежды перед стиркой. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, все же лучше камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр? Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?

Современная игрушка - что это?

Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле « разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов - психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать? Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой и агрессивной.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже триста лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. Игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.

Игрушка полезна и вредна. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условие для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляя места для «домысливания сюжета».

Ребенок, окруженный киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть навсегда.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. Черепашки Ниндзя, трансформеры - роботы, Бетман, Человек - паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым - животным или маленьким детям. Семилетний мальчик - любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех - пятилетних малышей, невзирая на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.

Есть известная психологическая методика - «несуществующее животное»: взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное, которого на свете нет, дать ему имя и рассказать, где оно живет, что любит делать, чем питается. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окружающим миром, такие черты, как открытость или тревожность, отзывчивость или агрессивность. Судите сами. В переводе « поке - мон»- карманный монстр.

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки - трансформеры: человек - машина, человек - чудовище, человек - робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Взрослые словно забыли, что игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем - игрушкой. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы смогли убедиться, может быть антиигрушкой.

Игрушек - море. Вот, например, добрые старые кубики со сказками, мозаика, пазл, строительный конструктор. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.

Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее назначение - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза.

Почему кукла Барби - антиигрушка? Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга, они навязывают определенный образ жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, приводящий к неврозу. В девочках силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, особенно это касается девочек четырехлетнего возраста. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды и развлечения. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей.

Кукла в этом возрасте должна акцентрировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.

Умная и добрая игрушка

Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные» игрушки, вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продается в обычных детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках.

В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы « Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Конечно «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своих любимым куклам., а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.

А есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.

Статьи по теме: