Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из V действия драмы А.Н. Островского «Гроза»)

Драма “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру - социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал - самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ослепительно и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе- измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и не дать в обиду ее от нападок свекрови, - Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалостно ее, но больше всего жалостно ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года “в Тяхту, к китайцам”, в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но не дать в обиду ее не может никто. Героине так тяжело, что она меч-

тает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что ещё могло бы хоть как-то ее утешить - это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. “Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!”- это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв “Откликнись!” появляется Борис, услышавший звук героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя вероятность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, от всего сердца желая Борису “не тужить” о ней продолжительно. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да “ласка-то его… хуже побоев”. Единственная просьба ее к Борису - взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: “Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…” Когда-то он не хотел мыслить о том, что предстоит им с Катериной: “Ну, что об этом мыслить, благо нам теперь-то хорошо!” Теперь же он страдает: “Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!” Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: “Эх, кабы сила!” В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. “Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо”. Ее внутренний мир немаловажно богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное - чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и сердечный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ожидать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него более того появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ожидать ей от жизни больше нечего.

Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше “на безлюдье”. Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и ещё по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Главные герои повести Бондарева «Батальоны просят огня»... О полковнике Гуляеве говорилось как о достаточно известной, ставшей традиционной фигуре «отца-командира», неравнодушного к молодежи. Ерошина - «мальчи...

Поэтизация любви и радости жизни в лирике Сапфо и Анакреонта... Алкей известен, в основном, из отрывочных цитат, целых стихотворений сохранилось немного. Алкей пишет о борьбе с тиранами, о героях, защищает интересы...

Взаимоотношения Катерины с Борисом в явл. 3 достигают той кульминационной точки, после которой каждый из них должен на что-то решиться. Четвертое действие пьесы заканчивается «сценой покаяния» Катерины и победоносным криком Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!». И вот – последняя прощальная сцена.

На нее Катерина приходит, приняв уже для себя решение. Это трудное решение. Уже с момента первого появления чувствуется, что Катерина пребывает в состоянии мучительных душевных переживаний. Во-первых, она уже решилась. Мы не знаем еще на что. Но мы видим и чувствуем взволнованность души Катерины в коротких ремарках: «подбегает к нему и кидается на шею», «плачет на груди у него», «смотрит ему в глаза». А ее речь… О душевном состоянии говорит интонационное звучание ее слов: то с вопросом, то с восклицанием. («Ты не забыл меня?», «Ты сердишься?», «Уж так тяжело, так тяжело!…») Внутренняя борьба между чувством и долгом, совестью достигает такого напряжения, что мысли в голове путаются, она говорит сбивчиво. Как в бреду, Катерина говорит: «Постой, постой! Что-то я хотела сказать!» Нарастание этой борьбы усиливают слова: «Погоди! Погоди!» — и следующая за ними ремарка (подумав). И как бы вспомнив: «Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай…».

И вот, кажется, муки совести отпустили ее, она приняла решение, что в дом Кабанихи, где она должна будет жить и мучиться от постоянных упреков, унижений, она не вернется. Потеряна и последняя надежда на спасение. На предложение взять ее с собой в Сибирь, Борис ответил отказом.

И Катерина, как бы сбросив с плеч груз душевные мук, в последний раз посмотрит в глаза Борису и скажет: «Ну, будет с меня! Теперь бог с тобой, поезжай». И последняя встреча с Борисом, та гроза, которая бушевала в душе Катерины, в этой сцене прощания станет яркой молнией, вспыхнувшей и погасшей.

А Борис…

Восклицательная и вопросительная интонация голоса говорит о том, что и он с волнением, тревожным предчувствием чего-то, идет на свою последнюю встречу с Катей. («Боже мой! Где же она?») О душевном состоянии говорят и его частицы «ах», витиеватое «кабы», «каково» («Ах, кабы знали эти люди, каково мне…»)

Как по-разному открываются в этом явлении характеры героев. Если Катерина и в последнюю свою встречу думает не о спасении своей души, а о любимом человеке, то безвольный Борис, который встретился. Катерине скорее на безлюдье, унизительно, жалко взамен на эту решительность скажет: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду». Более того, он боится, как бы хуже от этой встречи не было: «Не застали б нас здесь».




Жизнь Катерины в доме Кабановой 1. Жестокое отношение Кабанихи 2. Непонимание натуры и стремлений Катерины Тихоном Следовательно: 1. Постоянный духовный бунт 2. Осознание своей обречённости семейной жизни 3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью


IV действие Явл. 3. О чём узнаём из разговора Варвары и Бориса? Явл. 4,5. Проследите, как раскрывается душевное состояние героини, нарастает напряжённость в развитии действия, чем мотивируется покаяние Катерины. В чём разница в душевном состоянии Катерины в I и IV действиях? Явл. 6. Определите разницу состояний Катерины в сценах с ключом, свидания и покаяния. Чем мотивируется раскаяние героини?


IV действие I действиеIV действие Пророчества барыни носят обобщённый характер Пророчества обращены к Катерине «Ах, как она меня испугала!»«Ах! Умираю!» Сцены с ключом и свидание Сцена покаяния Победа в душе Катерины любви Сила тяготеющих норм религиозной нравственности






V действие. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Позитивные стороныНегативные стороны «Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…» «Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно- создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…» «Запрут – вот и будет тишина…» «Мою любовь у меня никто не отнимет…» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если защищу его от матери…» «Кабанова стара, скоро ей понадобиться моя помощь…» «Сколько радости принесут мне дети…» «Найдут, силой поволокут домой…» «Свекровь заест совсем…» «Никогда не быть мне свободной…» «Тихон не простит, снова придётся мне видеть его недовольное лицо…» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…»


Почему же Катерина не смогла у видеть эти надежды и спасти свою душу? Специфика окружающей среды: узы брака священны и нерасторжимы, особенно в патриархальной семье. Уходит из дома, нарушив традиции домостроевской нравственности, и оказывается в положении отверженной. Последняя попытка найти помощь и поддержку у любимого человека: «Возьми меня с собой,» - просит Бориса и получает отказ. Остаётся 2 выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать психологическую поддержку.


Случайна ли гибель Катерины? -Духовно богатая, поэтически возвышенная натура -Сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя -Не идёт на компромиссы -Испытывает отвращение ко лжи и обману -жаждет свободы и счастья -Пугается силы и глубины своего чувства -Обладает обострённым чувством справедливости -Ощущает страх перед «своеволием» чувства любви -Переживает чувство вины перед Тихоном -Нравственные понятия религиозно окрашены «Диалектика души» Борьба страсти и чистоты Трагический финал – протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека

Останавливается подвыпивший Тихон Кабанов и рассказывает, что вся их семья «пришла в расстройство». Катерина гуляла с любовником. Маменька Тихона за это её теперь целыми днями «поедом ест», говорит: её надо живую в землю закопать. Катерина молчит, ходит, «как тень безответная», да тает, как воск.

Бориса дядя его, Дикой, отсылает в Тяхту, на китайскую границу. Борис плачет. Тихон с Диким ругали его, а он говорит: «Со мной, что хотите, делайте, только ее не мучьте».

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Кулигин советует Тихону простить жену: «ведь вы и сами, чай, не без греха»? Тихон сознаётся: «да, тоже грешен». Рассказывает, как в последней поездке «всю дорогу пил и в Москве всё время пил: так радовался, что от маменьки на волю вырвался». Тихон и рад бы простить Катерину, но не позволяет Кабаниха. Она и Варвару начала было точить, а та взяла да и сбежала из дому с Ванькой Кудряшом.

К Тихону и Кулигину подбегает служанка Глаша, крича: «Катерина куда-то пропала, доискаться её никак не могут». Тихон в беспокойстве бежит домой: «Как бы она от горя руки на себя не наложила!»

Островский «Гроза», действие 5, явление 2 – кратко

Кулигин уходит вслед за Тихоном, но вскоре на сцене показывается Катерина, произнося монолог : «Мне бы с Борисом проститься. А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор!.. Ночью спать не могу, лежу, как в могиле… Лучше бы бросили меня в Волгу, я бы рада была. Долго ль еще мне мучиться? Для чего мне теперь жить? Как мне по нем скучно! Уж коли не увижу я тебя, так хоть услышь ты меня издали! Радость моя, жизнь моя, душа моя! Откликнись!»

Островский «Гроза», действие 5, явление 3 – кратко

Входит Борис. Катерина подбегает и бросается ему на шею.

«Ты не забыл меня? Не сердишься?» – «За что мне сердиться?» – «Ну, как ты теперь?» – «Усылают меня в Сибирь». – «Возьми и меня с собой!» – «Нельзя, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает». – «Ну, поезжай с богом! Не тужи обо мне. А надо мной дома все в глаза смеются, каждую минуту попрекают. На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя. Но хорошо, хоть попрощалась с тобой. Как гора с плеч свалилась». – «Пора мне, Катя. Не застали б нас здесь!» – «Ты, как поедешь, ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу… Дай погляжу на тебя в последний раз… Ну, поезжай!» – «Катя, не задумала ли ты чего? Я всю дорогу этой мыслью мучиться буду». – «Нет. Поезжай с Богом!»

Борис уходит. Катерина долго смотрит ему вслед.

Драма «Гроза», написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру - социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал - самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ярко и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе- измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и защитить ее от нападок свекрови, Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалко ее, но больше всего жалко ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года «в Тяхту, к китайцам», в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но защитить ее не может никто. Героине так тяжело, что она мечтает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что еще могло бы хоть как-то ее утешить - это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» - это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв «Откликнись!», появляется Борис, услышавший голос героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя возможность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, искренне желая Борису «не тужить» о ней долго. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да «ласка-то его...хуже побоев». Единственная просьба ее к Борису - взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду...» Когда-то он не хотел думать о том, что предстоит им с Катериной: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Теперь же он страдает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. «Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо». Ее внутренний мир гораздо богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное - чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и душевный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ждать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него даже появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ждать ей от жизни больше нечего.

Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше «на безлюдье». Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и еще по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Статьи по теме: