Праздник Осенины: история, значение, традиции празднования на Руси. Осень - приметы и обычаи

14 сентября, или 1 сентября по старому стилю празднуется начало осени – Осенины – праздник урожая, когда люди благодарят землю за её дары. В 325 году Первый Вселенский собор установил этот день началом года. По преданию Православной церкви, именно в сентябре был сотворен мир.

На Осенины как бы сама природа наряжается в яркое и праздничное одеяние. Отмечали этот праздник на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на посиделки к старшему в роду, чтобы встретить новое лето, а потом к заутрене отправлялись в церковь. Накануне в домах гасили огонь, а утром трением двух дощечек добывали «новый» и с этим огнем начинали засидки, или посиделки.

Утром, после церковной службы, женщины шли к берегам озер и прудов, чтобы киселем и овсяным хлебом встретить матушку Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые вокруг неё пели песни. Затем хлеб разламывали по числу присутствующих и кормили им скотину.

На Руси с этого дня начинали праздновать осенние свадьбы. Свадебные недели, которых с большим нетерпением ждали все незамужние женщины и холостые мужчины, продолжались до ).

К этому праздничному дню был приурочен древний забавный обряд похорон тараканов и мух, которые изрядно надоели людям за лето. Хоронили надоедливых насекомых девушки, которые рядились в лучшие одежды, делали из скорлупы орехов или овощей гробики и с причитанием выносили из избы насекомых, чтобы похоронить. Считалось, что если до 14 сентября убьешь муху, то родится ещё семь мух, а если после, то ещё семь мух умрет. Участие в похоронах мух и тараканов давало возможность девушкам показаться во всей красе перед собравшимися парнями и, таким образом, найти себе будущего супруга.

Ещё в этот день переезжали в новые избы и справляли новоселье. Верили, что это принесет новоиспеченным хозяевам благополучие. Обязательно соблюдали обряд переноса на новое место жительства домового. Из печи старого дома доставали горшок с углями, в котором, по преданию, и находился домашний дух, и переносили в новый дом. Только после этого разрешалось садиться за праздничный стол и справлять новоселье, не боясь, что домовой разозлится, и будет мстить забывчивым хозяевам.

По традиции, в первый день осени к новобрачным ходили родственники и знакомые, чтобы «посмотреть на их житье-бытье и поучить уму-разуму». Молодая хозяйка кормили гостей сытным обедом, и показывала им всё своё хозяйство в доме. По обыкновению, пришедшие её хвалили и давали дельные советы. Хозяин отводил гостей на двор, показывал им жито в амбарах, а в сараях зимнюю и летнюю упряжь, потом все шли в сад, где пили вино из бочонка.

По окончанию сбора урожая в деревнях часто устраивали сельскую братчину. Чем урожайнее было лето, тем хлебосольней и дольше отмечали праздник. На Осенины мальчиков 4-5 лет впервые сажали на коней, а ещё осуществляли обряд «пострига» в отроки мальчишек, достигших семилетнего возраста, отмечая их новую роль в общине.

14 сентября начинается Бабье лето, которое в некоторых местах длится до трех недель. Подмечали, если день ясный, то все Бабье лето будет теплым, да и зима тоже. Обращали внимание на погоду Бабьего лета:

  1. Если в этот период времени часто идут дожди, то осень будет сухая.
  2. Много паутины на Бабье лето – к ясной осени и морозной зиме.

До этой даты нужно убрать колосовые культуры (иначе весь урожай пропадет – зерно выпадет на землю) и посеять озимую рожь.

По стародавней традиции, 14 сентября следует быть милосердным и совершать благотворительные дела. Наши предки в этот день раздавали милостыню нищим, угощали вдов и сирот, посещали заключенных в темницах и одаривали их подарками.

Примет, приуроченных к этому дню, великое множество. По ним судили о ближайшем и далеком будущем, плодовитости скота, количестве и качестве урожая:

  1. Ветер дует из южного края – к теплой и сырой зиме.
  2. Если же ветер из-под солнца, то зимой будет часто дуть северный ветер.
  3. Дождливый день – к дождливой осени.
  4. Много паутины сулит долгую и ясную осень.
  5. Если улетели дикие гуси, то зима будет ранняя.

Видео: Осенины на Руси

На Руси было не так много осенних праздников и обрядов, а связано это с тем, что у славян это время ассоциировалось с увяданием природы и замиранием жизни. Ритуалы, которые все же существуют, обладают огромной силой, и проводить их необходимо по всем правилам.

Народные осенние обряды на Осенины

  1. Ритуал обновления огня . Временем, когда осень вступает в свои права, считается 21 сентября, ведь заканчивается период бабьего лета. В этот день славяне проводили ритуал обновления огня. Ночью в Осенины тушили все источники света, и он мог гореть только в церквях. После этого огонь зажигали по-новому, используя либо кремень, либо две деревянные палки. Считалось, что пламя, которое было зажжено в этот день, способствует обновлению всего вокруг и наделяет человека энергией. Чтобы закончить этот осенний обряд, необходимо обойти с зажженным огнем весь дом, а также зажечь от него печь. Использовали и дым от нового огня, которым окуривали скот, чтобы обезопасить его от болезней и других проблем.
  2. Ритуал для женщин . Еще один ритуал на Осенины проводили возле воды и делали это исключительно представительницы прекрасного пола. На рассвете женщины выходили к берегу водоема, взяв с собой овсяный хлеб и кисель. Хлеб непременно должна была держать в руках самая взрослая женщина. Ее ставили в центр хоровода, а другие женщины пели песни, танцуя вокруг нее. Женщина с хлебом должна была прочитать , обращенную к Богородице и попросить ее, избавить от несчастья и подарить удачу. После этого хлеб ломали на куски, количество которых должно совпадать с числом участниц. Женщины возвращались с ним домой, и кормили им скот. Считалось, что такой ритуал привлекает в дом достаток и благополучие.
  3. Обряд на осеннее солнцестояние . В этот день можно провести обряд «Гнездо» и делать это должна женщина. На рассвете необходимо отправиться в лес, чтобы найти так пустое гнездо любой птицы. Оно у славян считалось символом домашнего очага. Заходя в лес, важно поклониться, приветствуя Хозяйку леса. Найденное гнездо следует отнести домой и оставить его в красном углу вместе с другими

Как известно, календарная осень начинается 1 сентября, а астрономическая - в день осеннего равноденствия, то есть, с 22 сентября.

В народных приметах начало осени связывают с отлетом птиц, листопадом, заморозками. Веками народ наблюдал, анализировал, сопоставлял природные явления, вследствие чего появлялись осенние приметы. По некоторым отличительным признакам, не прибегая к помощи синоптиков, которых еще и в помине не было, наши предки научились предугадывать многое. Например, они еще весной знали, каким будет лето и чего ждать от осени. Еще зимой они решали, что будут делать с будущим урожаем и что посеют осенью.

Осенние приметы приходили на помощь, если люди готовились к праздникам. Это очень удобно - планировать мероприятия, зная, какая погода будет в тот или иной день. Наши прадеды умудрились составить приметы осени почти на все календарные дни в период с конца августа до конца ноября. Да-да, существуют приметы на 1,2,5,6,8,9,10,11,13 сентября и т.д.! То же самое - с октябрем, ноябрем и всеми остальными месяцами года! И многие из этих примет намного точнее, чем прогнозы синоптиков!

1. В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.

2. Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

3. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

4. Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

5. Облака редкие - будет ясно и холодно.

6. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

7. Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

8. Теплая осень — к долгой зиме.

9. Осенью серенько утро, так жди красного денька.

10. Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.

11. Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.

12. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

13. Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.

14. Паутина стелется по растениям — к теплу.

15. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.

16. Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

17. Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

18. Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу — то поздняя.

20. Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.

21. В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.

22. Если много кизила — будет холодная зима.

23. Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.

24. Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.

Осенью у всех появляется шанс изменить свою жизнь к лучшему и обрести желаемое. Благодаря эффективным обрядам на благополучие, деньги и удачу вы сможете добиться своих целей и стать счастливее.

Чтобы получить желаемое, нужно набраться терпения и каждый день прикладывать немало усилий. Однако этот процесс можно ускорить. Ранее мы уже рассказывали об осенних приметах, которые сулят вам любовь, богатство и везение . Если же вы не хотите ждать, пока Вселенная подаст вам знаки, вы можете сами привлечь в свою жизнь то, что вам необходимо для счастья. Эксперты сайта сайт предлагают вам воспользоваться действенными осенними обрядами на благополучие, деньги и удачу.

Эффективный обряд на благополучие

Каждый человек мечтает жить спокойно и в достатке. Но, к сожалению, иногда мы вынуждены сталкиваться с трудностями, которые разрушают наши мечты и заставляют нас испытывать финансовую нужду. Привлечь благополучие вы можете уже этой осенью, а поможет вам в этом эффективный обряд.

В последний день любого осеннего месяца сделайте генеральную уборку в своем доме . Отнеситесь к этому ответственно: чтобы обряд подействовал, необходимо очистить пространство для свободной циркуляции положительной энергии. Как только уборка будет закончена, соберите весь мусор в пакет и, прежде чем выбросить его, скажите:

«Очищаю свой дом для богатства, процветания и благополучия».

После этого отнесите пакет с мусором как можно дальше от своего дома и по возможности сожгите его. Для большего эффекта повторить ритуал можно несколько раз, и тогда уже вскоре вы заметите, что атмосфера в доме стала намного лучше, а жизнь его обитателей — гораздо счастливее.

Осенний обряд на удачу

Осенний обряд на удачу — один из самых эффективных способов расположить к себе Фортуну и достичь заветных целей. Если вы хотите, чтобы везение сопутствовало вам во всех делах, предлагаем вам не терять времени и воспользоваться данным ритуалом прямо сейчас.

Чтобы провести обряд, необходимо отправиться на улицу во время листопада и найти безлюдное место. Постарайтесь прочувствовать окружающую атмосферу, чтобы зарядиться позитивной энергией. Как только вы почувствуете себя максимально хорошо, необходимо произнести такие слова:

«Пусть везение всегда будет как рядом со мной, так и в моих мыслях. Желаю, чтобы удача никогда не покидала меня. Пусть осенняя природа придаст сил каждому моему слову».

После этого возьмите с собой три любых упавших листа и отнесите домой. На протяжении недели носите их при себе, а затем отнесите на ближайший водоем и пустите по течению со словами:

«Отпускаю все свои проблемы и неудачи, освобождаю место для везения и успехов».

Эффект обряда может проявиться не сразу, но не нужно терять веру в него. Если вы все сделали правильно, вскоре удача улыбнется вам.

Сильный денежный обряд

Осенью дожди — довольно частое явление, поэтому у вас будет множество возможностей привлечь деньги и наладить финансовое положение. В этом вам поможет самый эффективный осенний обряд.

Для проведения обряда потребуется:

  • неглубокая емкость;
  • дождевая вода;
  • три монеты;
  • купюра;
  • лист бумаги;
  • ручка;
  • зеленая свеча.

Несмотря на то, что данный обряд потребует от вас чуть больше времени, чем вышеприведенные, его результат вас приятно удивит. Для начала вам нужно дождаться дождливой погоды. Как только это случится, наберите немного дождевой воды в неглубокую емкость. Для этого вы можете просто оставить миску на улице. Набирать воду из луж и любых других емкостей на улице запрещено. Когда вода будет набрана, зажгите зеленую свечу и напишите на листе бумаге ту сумму, которую вы желаете обрести. Затем положите в воду монету, а саму емкость поставьте на купюру. На протяжении нескольких минут внимательно смотрите на пламя свечи, а затем произнесите:

«Пусть мои проблемы будут сожжены огнем. Пусть бедность навсегда покинет мою жизнь, и стану я богатым(ой)».

После этого сожгите лист и положите пепел в заговоренную воду. Монеты достаньте и не тратьте их, так как с этого момента они станут денежными талисманами. Купюру лучше всего потратить на следующий день. Этот сильный обряд использовали еще в давние времена. Опыт наших предков показывает, что благодаря его эффективности уже скоро деньги сами будут идти к вам в руки.

Чтобы обряды подействовали быстрее, для начала рекомендуется очистить дом от негатива. Для этого необходимо не только убраться в своем доме, но и провести действенный обряд, который поможет вам привлечь в свою жизнь благополучие . Желаем вам счастья и процветания, и не забывайте нажимать на кнопки и

06.09.2018 02:04

Приближается Китайский Новый год, а значит, настал момент задуматься о переменах в жизни. С помощью...

Фиксировал начало осени запрет на купание : "Вот с Ильина дни вот уж не купа ютцы. Всё говорили...: "Олень в воду напи сал уж, уже нельзя купа тце "" ; "Купаться, ви[ди]шь, ковда оли нь си кнет в воду, дак нельзя" (Мод., Плотичье, КЦНТК: 135-14) .

Как в любой другой значимый праздник, в Ильин день, а нередко еще и последующие два-три дня не работали, чему способствовал и обычай ходить в гости и на гулянья в деревни, в которых справлялся тот или иной праздник: "Ильин день второ ва [августа], дак вот пятница [перед Ильиным днем]... И не робо тали было. Хоть сколько роботы на поле, и не робо тали некогда . Заветная пятница! Все боялись" (Мод., Кортиха, ШТНК: 079-22) ; "Ильин день - праз[д]ник праз[д]новали. Большой праз[д]ник. Наря дныи ходили - пере[о]дева лись [в праздничную одежду]. Праздник большой в Ильин день... Так друг-то к дружке ходили [в гости]" (Мод., Попчиха, ШТНК: 085-29) .

Несмотря на то, что уборка урожая была делом нелегким, как и любая другая крестьянская работа, она вызывала у женщин и девушек только самые положительные эмоции. Этому немало способствовали и частушки, которые во время жатвы пелись на специальный "долгий" напев (№№ 53-58): "Реже на[до] и с таким, с голосом тонким, и с выносом таким" (Никол., Петрово, КЦНТК: 082-24) ; "На жатве так вот пели, таким тоном - долго , протя жныим" (Дуб., Цампелово, 081-16) ; "У миня мама как уйдёт, <...> вот я и распоюсь. Дак рада до темна жать" (Уст., Кормовесово, КЦНТК: 088-67) . Разумеется, в исполнявшихся на поле частушках присутствовали и жатвенные мотивы:

Жала рожь высокую,
Вязала колосиноцкой.
Из-за подружки дорогой
Россталась с егоди ноцкой
(Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-16)

[Рожь зелёная] густая -
Почему не ле стная?
Сейчас любовь не интире сна,
Дальше - неизвестная.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-22)

Рожь зелёную не жнут,
И мокрую не вяжет-то.
Про миня про молоду
Чёво , чёво не скажут-то.
(Никол., Петрово, КЦНТК: 082-21)

Собранный урожай вывозили в специальные помещения с печками - овины, где его сушили, а затем на расположенном рядом гумне молотили: "Тоже приспособление было такие: "гумно " называлось или "ладонь" - под кры шой. Там очень ровный пол глиняный. Вот развязывали снопы и настилали: один ряд, а потом другой ряд. И вот ходят и ударяют [цепом, молотилом] по этим колосьям. И они должны угадывать, што бы ни одно ва раза дво ё враз не ударили" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-05) КЦНТКпод

Важнейшим событием не только жатвы, но всего годового цикла крестьянина-земледельца были дожинки. Поэтому, конечно же, они обставлялись целым рядом ритуалов, одним из которых, сохранявшихся наиболее долго, было почитание последнего снопа : "Обеза тельно, ковда конча етцы [жатва], кладём в угол снопик такой небольшой. <...> Это самый последний снопо к завя жошь и принесёшь домой" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) ; "Дожина ём - сноп приносим сюды [= в дом]. <...> Это ишшо единоли шно жили, дак вот: "Пожина льница, - гов[ор]ят, - у миня , конч илась". Пожина льница. Пожина льной сноп в углу стоит" ; "Приносили такую небольшую... - снопо чик овса. Овёс посли дний шёл. Рожь - раньше, яч мень раньше жали, а овёс последний. И вот с овса несут небольшой такой снопо чик - сделают оккура тненькой, симпатич ненькой - и поставят ёво под образа" .

Пожилые исполнители еще помнят и изготовление пожинальницы в виде антропоморфного существа: "[Последний сноп] или бабушкой [нарядят], или шапку оденут, <...> на пере жнёй угол поставят, и стоит в пере днём углу" (Никиф., Даниловское, КЦНТК: 089-07) .

Принос пожинальницы домой сопровождался символическим выгоном из дома насекомых - тараканов, блох, мух: "Мама идёт, этим снопоч ком машет:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон!
Вы лето летова ли,
Нам зиму зимовать. -

Сходит везде:

Тараканы, мухи, блохи,
Уходите все вон с дома!
Вы летом летова ли,
Нам зиму зимовать. -

<...> Она идёт, везде маха ёт потихоньку так, оккура тненько, и пригова риваёт. <...> Это потому "лето [летова ли]", што лето целое дома-то мало находишься, всё в поле, в поле: то сенокос, то жатва, то посевная, то уборка... - и всё на поле. А зимой нич ово [не делают] - скотину уберут да опять на печ ку. Вот поэтому - "вы лето летова ли"" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) .

Последний сноп стоял в переднем углу избы до Покрова. А в Покров, день, в который обычно заканчивалась пастьба , его во дворе делили по всей имеющейся в хозяйстве скотине - закармливали скотину на зиму : "Мама утром встаёт, берёт пожина льницу из угла , где образа ... и несёт в хлев. Ло шаде даст - ча сточку скормит, коровушкам, теляткам. Эту пожина льницу обязательно нужно скормить скотине" (Уст., Кузьминское, КЦНТК: 083-37) . "Это мы закармливали их: ...там овцы, дак овца м, корова, дак корове, - всем [делили]. Это как уж на место [= на зиму скотина встаёт]. <...> Пожина льница - это закармливаем мы скотину... Небольшой снопо к так и стоит до са мово Покро ва" (Уст., Романьково, ОНМЦК: 003-007) .

Празднование дожинок и закармливание на зиму скотины продолжалось и в колхозное время: "А в колхозе пожина льница: пива навари т придсида тель. До люшки даст - там ково -то заколет. Молочка даст. Война шла, бедно жили-то. Ну, покормят нас. Это называлась "пожина льница"" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74) ; "Это овёс жнём, и гов[о]рят: "Это надо корове загове тцы, - ну, по пя сточке [дадим]. Хоть и в колхозе. Э сли я дояркой [работаю], дак из колхо знова поля последнюю горсть возьму - скормим. [Это] закармливают коров к зи ме - вот так называлося. Вот осенью закармливают... Обшественную коровушку [надо] накормить: принесла последнюю горсть, [взяла на поле] где дожинают бабы, и накормила ие . Это гов[ор]ят: "Закормила я коровушку сево дни овсом"" (Там же, КЦНТК: 079-74) .

Специальные обряды совершались раньше и при завершении уборки льна. Одним из таких обрядов было выстилание льна кружком - "зеркалом" или "солнышком", как это здесь называлось: "Когда кончишь поле-то стлать, и вот на конце-то и [делали "солнышко"]... штоб лён бели лсы" (Уст., Деметьево, КЦНТК: 088-33) . В старину изготовление "солнышка" сопровождалось кувырканием женщин на выдерганном льне: "Я-то уж советская, дак постелем [лён], да и драка домой. Старухи которые, [те] делали "со лнышок"... - как солнышко ходит вот кругом. И говорит [старуха]: "Ты не сделала, Анна, солнышка-та?" Я говорю: "Ни чёрта не сделала. У миня биле е ва шова будет". Вот так. А другая старуха: "Да надо бы, надо бы, - го[вор]ит, - сделать-то".

Они и кувыркались [с приговором]:

Кукури ку-намани ку,
Потеряла Манька си ку.
Кукури ку на лицё,
Отдала дружку кольцё. -

Да и побежит. Старуха уж это [делала], ста рей которая миня . Кувыркалась кве рьху ногам. Ноги кве рьху. Кувы рнётцы кве рьх ногам: "У миня , - го[вор]ит, - лён бе лой бу дёт. <...> Сте лём лён-то. Ко нч им это всё. Бабы говорят: "Я покувыркалась сево дни, што бы у миня на полосе лён-то [лучше выбелился]". Это раньше..." (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-74, 75) .

Мяли лен там же, где до этого обмолачивали зерно, на гумне. На по мочи, как правило, собирали девушек и женщин: "На[д]о позвать там баб семь-восемь - мнём лён. Изомнём. А на второй день зовёт нас жо - трепа ть" (Дуб., Линева Дуброва, КЦНТК: 079-76) ; "Раньше мялкой мяли [лен]... девки. По мочь делают девки... Все вми сте на ладо не соберу тцы... И я мяла то жё коне шно - лет двина дцеть, тринадцать, пятнадцать [было] - мяла льни во всю . Полотно-то надо обработать. Там изомнём, там тре плём, - всё молодёжь. Ну, старухи заведуют ладо нью-то... А как же! А [то] я наделаю дело в-то - изомну -ту не так. Надо погледе ть, штоб он измят был. <...> [Песни тут не поют]. Помни -ко попробуй, вот волокно-то запеха й вот в мялку-ту, да: хоп, хоп, хоп... Тут не до пе сён, как рот те сён. <...> [А когда] бабка сде ла[е]т стол вечером, напоит пивом, дак поём и пля шом - лён мяли" (Там же, КЦНТК: 079-76) .

Окончание уборки и обработки урожая крестьяне старались приурочить к престольным праздникам, которые осенью справлялись в каждой деревне: "Ковда всё на полях уберут... - Бог оро дицын день - товда всё с полей уберут, и в этот день гуляли" (Залес., Залесье, КЦНТК: 112-01) ; "[Дмитриев день] - ч ётвё ртово октября - ч ово -то у нас престол, в деревне праздник у нас... Как вроде уж урожай убера ли, дак вот гуляли... два-три дня. Гуляли, веселились... Святой Дми трей - именинник, дак вот [столы] накрывали, гуляли, веселились" (Мод., Попчиха, ШТНК: 083-27) .

ВОЗДВИЖЕНЬЕ. В Воздвиженье, по народным представлениям, змеи свиваются в клубки и уползают на зимовку: "В Вздви женье в лес не ходим. Нельзя ходить в лес. Там змеи собера ютцы, - говорят, - в куч и. Хто дак и верно говорят, што пришёл в лес да так и убежал - змеи куч ам" ; "[Мужик пришел в лес. Там] как змеи-то да куч ам. <...> В это Вздви женьё собера ютцы змеи в о[д]нно место на зимовку. <...> В Вздви женье нельзя ходить в лес никак" (Никиф., Волосово, КЦНТК: 084-12) .

Выделяется Воздвиженье и тем, что в этот день, как и в некоторые другие важнейшие праздники народно-православного календаря, нельзя работать: "В Вздви женье овины не сушат, бани не топят, в лес не ходят. [Если будешь работать] - тоже привиде нье како ё-то" (Мод., Слуды, КЦНТК: 136-07) .

Статьи по теме: