Проект (старшая группа) на тему: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом! Проект по экологии в детском саду. Старшая группа

Проект по экологическому воспитанию «Защитим природу!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тимашевского района Краснодарского края

«Детский сад № 14»

Воспитатель первой квалификационной категории

Карнаух Наталья Витальевна

2016 год

Проект по экологическому воспитанию в старшей «А» группе

«Защитим природу! »

"Охранять природу - значит охранять Родину" (М. Пришвин)

Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите
!

(М. Дудин)

Тема проекта: «Защитим природу!».

Тип проекта: Информационно - исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, родители.

Сроки проведения : в течение недели

Актуальность проекта.

Вся наша жизнь тесно связана с окружающей нас природой. Мы дышим воздухом, нам нужна вода. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, грибы, ягоды. Природа дает нам всё необходимое для жизни, поэтому её нужно беречь.

Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но многочисленные фабрики и заводы загрязняют его. Ежедневно в атмосферу выбрасываются тысячи тонн сажи, золы и вредных газов. Загрязняют воздух и автомобили.

Так же невозможно на земле прожить и без воды. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы и фабрики. Человеку, животным, растениям нужна чистая вода. А если реки и озёра загрязняются выбросами различных заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам погибают растения.

Так же огромное значение в нашей жизни имеет и лес. Лес дает нам необходимую древесину. В лесах живут звери и птицы, растут грибы, орехи и ягоды. Леса украшают землю и очищают воздух, поэтому к ним нужно относиться бережно, их надо охранять.

Замечательный русский писатель М, Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Именно в дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающее наиболее эмоционально, он способен сочувствовать сопереживать , искренне удивляться, на этой основе возможно и необходимо развивать в детях любовь к природе, ее обитателям. Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознает, какой вред окружающей среде наносит каждый человек в отдельности.

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнезд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания у людей, отсутствие системы непосредственного общения с природой.

Цель проекта: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через непосредственное общение с экосистемой.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых.

4. Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

Прогнозируемый результат: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что сохранность природы – обязанность человека.

Этапы проекта.

Подготовительный:

что случится, если в природе исчезнет один вид насекомых, (растений или животных?)

Почему это может произойти?

Как это повлияет на нас?

Как не допустить этого?

Чтение детской литературы, экологических сказок и просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые »

Формы детской деятельности

Рассматривание иллюстраций на тему «Экологическая цепочка»;

Разучивание стихов о жителях леса, о природе;

Отгадывание загадок о животных и растениях;

Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

Раскрашивание картинок на тему «Охрана природы»

Дидактические экологические игры «Собери насекомое», «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково» и т.д.

Просмотр мультфильма, презентации

2 этап - организационно – практический

Содержание работы по экологическому воспитанию

Познавательные занятия;

целевая прогулка по экологической тропе детского сада;

наблюдение за животным и растительным миром;

за трудом взрослых;

трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;

рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.

Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию

беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

дидактические игры;

чтение литературы;

рассматривание демонстрационного материала;

заучивание стихов, пословиц, поговорок и др;

оформление стенгазеты «Береги природу!»

Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический уголок).

Пополнение экологического уголка дидактическим и наглядным материалом.

Проведение НОД с детьми по развитию представлений о лесе.

Развитие речи:

Просмотр иллюстраций на тему: «В лесу»,

«Санитары леса», «Спички не игрушка»

Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

Сочинение загадок, рассказов и сказок о лесе;

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Просмотр презентации «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Исследовательская деятельность на прогулке.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Обобщение: Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого муравьиного семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики - антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это: «Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоятся, и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Объяснение: Муравьи воспринимают сложную систему информации, используя специальные химические вещества - феромоны, выделяемые их телами. Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья, даже если он выбирает длинную дорогу, например, обползает камешек. Поиски еды - это только одна из многих функций феромонов. Феромоны передают сложную химическую информацию. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст другим муравьям сигнал, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи-солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

Наблюдения.

Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.

Изобразительная деятельность.

Программные задачи: продолжать формировать у детей представление о живой природе; уточнить знания об охране природы; познакомить с пословицами, потешками, чистоговорками, пословицами о природе; воспитывать любовь к природе; воспитывать привычку сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.

Руслана А.

Женя К.

Олеся А.

Заучивание стихотворения (отрывок)

Т. Коваль «Про ёжика»

Нашли в саду мы ёжика
И принесли домой.
Он прятался от дождика
Под старою ольхой.

Сперва боялся ёжик нас
И под столом сидел,
Но только в доме свет погас,
Наш ёжик осмелел.

Всю ночь он топал и шуршал,
Пыхтел как паровоз,
А утром наш колючий гость
Нас рассмешил до слёз.

К себе под стол он натаскал
Три груши, десять яблок,
Газету, носовой платок
И даже папин тапок.

Смеётся солнце за окном,
Не плачет больше дождик,
Жалеем только об одном -
Пора прощаться, ёжик.

Тебе в дорогу соберём
Мы яблоки и груши,
А хочешь, тапок забирай,
Раз так тебе он нужен.

Художественная литература

Чтение произведения О.М. Масленниковой «Почему ёжик весну не встречает», («Экологические проекты в детском саду» О.М. Масленникова, А.А. Филлиппенко, стр. 219) Татьяна Яковлева «Сказка про хламище – окаянище» http://www.sreda-info.ru/projects/skazki.html

Игровая деятельность

Дидактические игры:

1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.

2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .

3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.

4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.

5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена и пр.)

6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.

Игры: «Незнайкины правила», «Экологическая полиция», «Что нам нужно для похода? », «Правила поведения в лесу», «Хорошо – плохо», «Живая – неживая», «Кто - где живет», «Узнай, какой зверь», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Назови травы», «Когда это бывает? », «Посели животное», «Что было бы… », «Чей, чья, чьи? », «Учим классифицировать», «Я знаю 5 названий… », «Мир и человек», «Значение растений», «Что такое природа», «Экологические цепочки»;

3 этап-заключительный.

Разработка и создание стенгазеты «Берегите природу».

В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект расширил представления детей о насекомых, животных, о лесе, деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в досуговой деятельности.

Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение к природе, бережно относиться к ней.

Фотоотчет.








С П А С И Б О!

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 489

Проект
«Зеленые спасатели»

Составитель:
Кириллова Евгения Владимировна
Воспитатель

Екатеринбург 2016
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Зеленые спасатели»

Вид проекта
информационно – исследовательский, экспериментальный.

Сроки реализации
март 2013 года – май 2017 года.

Участники проекта
воспитанники, воспитатель, родители.

Проблема
Основываясь на педагогических наблюдениях, определила проблему: у дошкольников на низком уровне сформулированы экологические знания, слабо развиты навыки бережного отношения к родной природе.

Цель

Задачи


Этапы
1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной.
3 этап. Заключительный.

Ожидаемый результат



Проект «Зеленые спасатели»

Актуальность реализации проекта
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экологической культуры дошкольников является необходимым условием становления ответственного отношения их к природе. Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимое для жизни условия. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
Проблема:
Основываясь на педагогических наблюдениях определила проблему: у дошкольников на низком уровне сформулированы экологические знания, слабо развиты навыки бережного отношения к родной природе.
Цель проекта:
Создать условия для формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
Задачи проекта:
Создание экологического пространства для экспериментальной и проектной деятельности;
Формирование экологически – целесообразного поведения детей в природе;
Воспитание стремления к познанию природы через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

Тип проекта: семейный, групповой.
Вид проекта: информационно – исследовательский, экспериментальный.
Сроки реализации проекта: март 2013 года – май 2017 года.
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
После работы по проекту «Зеленые спасатели», дошкольник сможет овладеть следующими компетенциями:
- умеет высаживать овощные культуры и цветы, и владеет навыками ухаживания за ними;
- создает и поддерживает необходимые условия для роста растений;
- знает и отличает живую и неживую природу;
- бережно и ответственно относится к окружающей природе;
Реализация проекта
1 Этап – подготовительный.
1. Знакомство детей и родителей с темой проекта;
2. Проведение консультации для родителей «Зеленые спасатели»
3. Беседа с детьми «Зеленые спасатели» и их роль;
2 Этап – основной.
1. Беседа с детьми о великом дереве России – дуб.
2. Высадка желудей. Знакомство с условиями, необходимыми для жизни саженцев.
3. Обустройство грядок около прогулочной площадки.
3. Спортивное ориентирование «Экологическая тропа» на территории ДОУ, а также на территории школы № 142.
4. Экспериментальная деятельность «Цветная капуста»
5. Создание экозоны в группе «Зеленый мир на окне».
6. Уход и наблюдение за посаженными дубами (желудями)
3 этап – заключительный.
1. Выставка карт для спортивного ориентирования.
2. Выставка рисунков «Могучий дуб».
3.Высадка побегов дуба на территории детского сада.
4. Высадка рассады в огород на территории садика.
Вывод:
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные мероприятия, выставки («Зеленый мир на окне») . В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей повысился уровень развития психических процессов: воображение, мышление, восприятие, сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Кроме этого, положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашей группе и на приусадебном участке ДОУ.

Приложение 1
Конспект интегрированного НОД во второй младшей группе
Тема: «Дуб»
Цель: Расширить знания детей о дубе.
Задачи:
- Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.
- Закрепить знания цифр и навыки счета.
- Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.
- Воспитывать экологическое мировоззрение.
Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.
Оборудование: Картинки с изображением дуба, желуди, карточки с цифрами.
Ход НОД:
Устраивайтесь поудобнее, наше сегодняшнее мероприятие мы начнем с легенды. Послушайте ее.
Чтение легенды
«Деревья, как и люди, умирают от старости или гибнут от болезней, топора или огня. Когда-то давным-давно деревья были живыми, они могли разговаривать друг с другом и даже передвигаться с места на место. Их язык хорошо понимали жившие тогда люди, они бережно относились к деревьям, считая их своими друзьями, ведь те давали им кров, защиту и пищу. Для костров и постройки жилищ они использовали только мертвые стволы, упавшие на землю.
Но шло время, людям все больше и больше требовалось древесины они строили огромные дома, а их печи, как ненасытные чудовища, непрерывно пожирали топливо. И вот зазвенели топоры и пилы в лесах и рощах. Бывшие друзья с глухим стоном падали на землю, обнимая ее своими руками-ветвями. И постепенно люди разучились понимать язык деревьев, он стал не нужен им. Наиболее часто и самыми первыми гибли высокие и могучие деревья. Некоторые из них пытались уйти в непроходимые чащобы, но проходило время, и беглецов в конце концов настигали топор или пила».
Вопросы:
1. Какие чувства вызвала у вас легенда? Почему?
2. Как жили деревья раньше?
3. Зачем человеку все больше и больше требовалось древесины?
4. Почему люди и деревья перестали понимать друг друга и считать друзьями?
5. Что могут сделать люди, чтобы помочь деревьям?
Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного об удивительном дереве. О каком именно, догадайтесь сами:
Загадка:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Какие слова загадки подсказали вам ответ?
Лес, в котором кроме других деревьев, растет большое количество дубов, называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы ее понимаете?
Дуб растёт медленно, сначала сильнее в высоту, позднее в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.
Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
Издавна у людей дуб считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.
«Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный! (И. Токмакова)
Физкультминутка. «На поляне дуб зеленый»
На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
(Наклониться вниз и помахать руками)
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(Наклоны вперед)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки на месте)
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
(Ходьба на месте)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
(Сесть на стулья)
А сейчас – еще одна загадка, о дубовых плодах.
Загадка:
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Желуди - замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.
Берет птица в носок,
Самый лучший кусок,
А что остается
Свинке достается.
Особенно любят желуди кабаны, даже поговорка про то есть: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет». Как вы ее понимаете? Есть такая примета: «Много желудей на дубе - к лютой зиме».
Дидактическое упражнение «Набери желудей»
Детям раздаются карточки с цифрами. Каждый ребенок должен набрать столько желудей (рассыпанных на ковре), сколько обозначено цифрой на его карточке.
Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.
Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.
По прочности древесина дуба считается одной из лучших. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома, делали мебель, двери, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья.
Именно из желудей вырастают дубы.
Желудь и дуб
С ветки на землю
Шлепнулся желудь,
Желудь созревший,
Желудь тяжелый.
Он от испуга
Плачет и плачет
И желудиных
Слезок не прячет.
– Что же мне делать,
Дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка,
Я же твой сын!
– Что тебе делать?
В землю зарыться,
Чтобы к весне
В дубок превратиться. (Лейла Эрадзе)
Вопросы:
1. Почему дуб считают символом долговечности, силы, здоровья, красоты?
2. Что такое дубрава?
3. Как растут дубы?
4. Почему дуб – долгожитель?
5. Что такое «мореный дуб»?
6. Как появляется на свет молодой дубок?
7. Какой лесной зверь так любит желуди, что ест их даже если не голоден?
В конце нашего мероприятия я вам предлагаю взять по понравившемуся желудю и посадить их вот в этот горшок с землей. Наши дубки будут расти и становиться все сильнее и красивее. А мы с вами будем поливать наши желуди, обтирать листочки от пыли и рыхлить землю.
Ребята, много нового мы сегодня с вами узнали? Теперь мы с вами будем любить и беречь нашу природу. Не будем обижать деревья и кустарники. А наоборот постараемся за ними чаще ухаживать и тогда они нас будут тоже только радовать.

Приложение 2
Экспериментальная деятельность в старшей группе.
«Цветная капуста»
Цель: Показать, что все растения пьют воду. Дать объяснение тому, зачем мы поливаем растения.
Задачи: Объяснить дошкольникам что, все растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Вывод:
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные мероприятия, выставки («Зеленый мир на окне») . В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №47»

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

«Чистый мир»

Подготовила воспитатель Федосеева М.И.

Арзамас 2015г.

Название: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир»

Тип проекта: информационно – познавательный.

Срок проекта: Долгосрочный (сентябрь - апрель).

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).

Актуальность:

Экологическое образование-важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.

Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлений. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному мру природы, установка на сбережение природных богатств.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуаций и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания предносят в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты

Цель проекта: Формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой

Задачи проекта:

Формирование основ общей экологической культуры ребенка

Создать условия для освоения экологических представлений.

Создать условия для расширения и углубления представлений о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение)

Формы и методы работы:

Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд.

Чтение художественной литературы.

Театрализованная деятельность и праздники

Наблюдение в уголке природы и на прогулке

Организация труда в уголке природы, на участке, на огороде

Разные формы

Работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов

Взаимодействия со школой (экологический центр)

Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок

Взаимодействие с семьей

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов

Тематические выставки.

Направление работы

Развитие речи

Развитие логического мышления

Развитий коммуникативных качеств у детей

Обобщение представлений о природе

Пробуждение воображения и фантазии

Пробуждение интереса к природе.

Ожидаемый результат:

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды. Повышение уровня знаний по экологии у детей. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Содержание проекта.


Этапы реализации

Действие педагогов

Действие воспитанников

Действие родителей

Подготовительный

с 01.09. 15г по 01.04.2016г


Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта;

Методическая литература для педагогов и родителей;

Познавательная и энциклопедическая литература для детей.

2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций;

3.Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:

Наглядные: картины, фото, карточки с изображениями природы и т.д.

Д карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о экологии


-просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением природы

Анкетирование.«Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»

Практический этап с 01.112014г. по31.05.2015г.

- Создание и оформление экологической тропы

Кинолекции,

презентации

Природоохранные праздники

Экскурсии,

Наблюдения

Природоохранные акции

Сюжетно-ролевые, дидактические, интеллектуальные игры

Экспериментальная и опытническая деятельность

Экологические сказки

Создание творческих работ детьми(рисование, аппликация, лепка);


Открытое занятие для родителей и педагогов»Эти полезные бытовые отходы», «Мы спасатели природы»

в современном ДОУ»

Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! -экологическая сказка

«Трудовой десант»

Родительские собрания в нетрадиционной форме

Экологическая информация

Обмен опытом

Природоохранные праздники, акции


Сентябрь Составление годового плана по реализации проекта. Экскурсия в зоокорпус. Знакомство с животными Составление плана по реализации проекта. Подобрать худ. лит. для чтения, пересказываеия, заучивания, арины. Провести первый этап диагностики.

Оформить альбом «Альбом выходного дня»

Анкетирование на тему «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»

Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, для оформления гербария и поделок Анкетирование «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника »

Фотоотчет

Трудовая деят-ть уборка участка, дворнику, сбор осенних листьев гербария Родительское собрание. Рекомендация на тему « Экологическое воспитание дошкольников

в современном ДОУ»

Октябрь Беседа с детьми о животных леса, о среде обитания, о подготовки зверей к зиме, о поведении человека в лесу.

Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Беседы: Как семья провела лето? Установление эмоционального контакта

Беседа о лесе: Унылая пора! Очей очарования

Закреплять представление детей о золотом периоде осени

Формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.

Д. и «Не ошибись», «Найди что опишу», » Загадай, мы отгадаем»

Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов

Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень «Оформление родительских уголков по сезоном и месяцам Выставка работ из природного материала «Золотая осень»

Ноябрь Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза) Беседы: «Растение как живое существо»

Сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.

Д. и. »Птицы осенью »(беседа о перелетных птицах)

Д. и. Кто чем питается?

Просмотр фильма «Перелетные птицы»

Чтение худ. лит-ры:

Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бьянки» Синичкин календарь»

Аппликация «Волшебные цветочки»

Рисование «У природы нет плохой Создание своей красной книги Праздник осени «Что нам осень принесла? »

Месяц Социальный партнёр (зоокорпус) Сотрудники ДОУ

Воспитатель, музыкальный руководитель Родители Итоговое мероприятие

Декабрь Беседы: «беседа о снеге» -установить зависимость состояния снега от температуры воздуха

Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки)

Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.

Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа

Просмотр фильма о зимующих птицах

Чение худ. лит.

В. Бьянки- Купание медвежат

Е. Чарушин- Волчишка

В. Варанжин- как ежик зиму перезимовал

Художественное творчество (оригами)

Голубь, Воробей или Лебедь

Изготовление кормушек для птиц

Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! »-экологическая сказка

Январь Беседы: Как много интересного бывает зимой- сформировать у детей обобщение представление о зиме

Д/ и «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»

Чтение худ. лит-ры

В. Бьянки –Лесные домики

И. Полёнов – Синичкины кладовки

Рисование «Веточка ели» Фотовыставка «Природа и дети» Родительское собрание

«Экологическое воспитание в семье»

Февраль Наблюдение зимних красот в природе

Выделение характерных признаков зимы Беседы: «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром

Д. и. »Найди ошибку

Д. и. Когда это бывает? Чей силуэт?

Чтение худ. лит-ры:

Г. Скребицкий – берегите птиц

Рисование «Мы гуляем – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении Оформить альбом «правила поведения в природе» Выставка альбомов «правила поведения в природе

март Наблюдение за погодой за сезонными изменениями. Выделение характерных признаков весны Беседа: « Весенние капели»

Д/И «Сезонные изменения»

Д. и. »Найди ошибку

Чтение худ. лит-ры:

Птицы прилетели

Апрель. Подведение итогов

Литература

1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.

5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007

6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.

7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006

8. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009

9. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.

10. С. Н. Николаева, И. А. Комарова СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными персонажами Пособие для педагогов дошкольных учреждений Москва-2005г.

11. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.

12. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.

13. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.

14. Николаева С. Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.

15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г.

Статьи по теме: