Психологические тесты для стариков. Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются)

а) геронтология

б) гериатрия

в) герогигиена

2. Наличие двух и более заболеваний у пациента — это

а) полипрагмазия

б) полиморбидность

в) полиэтиологичность

г) атипичность

3. Одновременное назначение нескольких лекарственных препаратов – это

а) полипрагмазия

б) полиморбидность

в) полиэтиологичность

г) полиморфность

4. Рентгенографию следует обязательно провести при появлении на фоне хронического бронхита

а) общей слабости

б) недомогания

в) влажного кашля

г) кровохарканья

5. Наиболее частое осложнение острого бронхита у лиц пожилого и старческого возраста

а) хронический бронхит

б) очаговая пневмония

в) туберкулез легких

г) рак легкого

6. При возникновении пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста редко наблюдается

а) слабость

б) недомогание

в) кашель

г) высокая лихорадка

7. К развитию пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста предрасполагает

а) переутомление

б) перегревание

в) постельный режим

г) стрессы

8. Причина снижения интенсивности боли при инфаркте миокарда у лиц пожилого и старческого возраста

а) усиление воспалительной реакции

б) ослабление воспалительной реакции

в) повышение порога болевой чувствительности

г) снижение порога болевой чувствительности

9. Форма инфаркта миокарда, реже встречающаяся в пожилом и старческом возрасте

а) ангинозная

б) астматическая

в) аритмическая

г) безболевая

10. Ведущая причина артериальной гипертензии у лиц пожилого и старческого возраста

а) атеросклероз

б) болезнь Иценко-Кушинга

в) хронический пиелонефрит

г) феохромоцитома

11. Язвенный дефект у лиц пожилого и старческого возраста чаще локализуется в

а) желудке

б) двенадцатиперстной кишке

в) слепой кишке

г) ободочной кишке

12. В возникновении язвенной болезни в пожилом и старческом возрасте наибольшее значение имеет

б) нарушение микроциркуляции в стенке желудка

в) повышенная кислотность желудочного сока

г) психоэмоциональные перегрузки

13. Задержка мочеиспускания у лиц пожилого и старческого возраста часто связана с

а) острым гломерунефритом

б) острым пиелонефритом

в) острым циститом

г) аденомой предстательной железы

14. Причина снижения эффективности пероральных препаратов железа

а) увеличение всасывания

б) уменьшение всасывания

в) ускорение эвакуации

г) повышенная кислотность желудочного сока

15.Заболевание, встречающееся преимущественно у лиц пожилого и старческого возраста

а) гемофилия

б) болезнь Шенлейна-Геноха

в) железодефицитная анемия

г) хронический лимфолейкоз

16. Сахарный диабет у лиц пожилого и старческого возраста обусловлен

а) бактериальной инфекции

б) психоэмоциональными перегрузками

в) абсолютным дефицитом инсулина

г) снижением чувствительности тканей к инсулину

17. Течение сахарного диабета у лиц пожилого и старческого возраста отягощают

а) атеросклероз, ожирение

б) пиелонефрит, цистит

в) бронхит, пневмония

г) гастрит, холецистит

18. Заболевание, характеризующееся повышенной ломкостью костей из-за снижения содержания в них кальция

а) артроз

б) ревматоидный артрит

в) остеохондроз

г) остеопороз

19. Модифицируемый фактор риска сахарного диабета в пожилом и старческом возрасте — это

а) генетическая предрасположенность

б) возраст

в) нерациональное питание

г) переохлаждение

20. Развитию гипотериоза у лиц пожилого и старческого возраста способствует

а) струмэктомия

б) аутоиммунный тиреоидит

в) лечение тиреостатиками

г) все вышеперечисленное

21. Развитию бронхиальной астмы у пожилых и старых людей ведущую роль играют

а) инфекционные аллергены

б) пищевые аллергены

в) бытовые аллергены

г) химические аллергены

22. Причина развития старческой язвы

а) инфицирование хеликобактером

б) нарушение микроциркуляции стенки желудка

в) малокалорийная диета

г) стрессы

23. Наиболее частая причина развития хронической абдоминальной ишемии у стариков

а) хронические запоры

б) атеросклероз брыжеечных артерий

в) хронический колит

г) возрастные изменения кишечника

24. Развитию запоров у геронтов предрасполагает

а) несбалансированное питание

б) повышенное внутрибрюшное давление

в) низкая физическая активность

г) повышенная секреция пепсина

Клиническое проявление диафрагмальной грыжи у пожилых

а) изжога

б) боль за грудиной при наклонах тела

в) дисфагия

г) все перечисленное верно

26. Этиологические факторы хронического гастрита

а) длительный прием НПВС

б) инфицирование пилорическим хеликобактером

в) нарушение режима и качества питания

г) все вышеперечисленное верно

27. Гонартроз – это остеоартроз

а) коленного сустава

б) тазобедренного сустава

в) плечевого сустава

г) локтевого сустава

28. Коксартроз – это остеоартроз

а) коленного сустава

б) тазобедренного сустава

в) плечевого сустава

г) локтевого сустава

29. Суточная потребность кальция в пожилом и старческом возрасте

30. Начальными признаками сердечной недостаточности у лиц пожилого и старческого возраста является

а) покашливание при разговоре

б) пароксизмальные нарушения сердечного ритма

в) проявление гипоксии мозга

Правильные ответы:

Б Г А Г А Г
Б В Б А Б А
А В Г Г Б Б
Г А Б В А А
Б А Г Г Г А

Тесты для среза знаний по дисциплине гериатрия

Вариант I

Выберите один правильный вариант ответа и внесите в лист ответа

1. Гериатрия – это:

а) наука, изучающая анатомо-физиологические особенности пожилого человека

б) наука о лицах пожилого и старческого возраста

в) наука, изучающая функции стареющего организма

г) область клинической дисциплины, изучающая болезни пожилых людей

2. Какую клиническую картину имеют практически все болезни в старости:

а) бессимптомную

б) ярко выраженную

в) обычную

г) стертую

3. Инфаркт миокарда у пожилых сопровождается:

а) нестерпимыми болями в сердце, как правило, с их типичной иррадиацией

б) более благоприятным прогнозом заболевания

в) атипичными формами проявления

г) все ответы неправильные

4. У старых людей чаще встречаются переломы:

а) ключицы

б) шейки бедра

в) тазовой кости

г) грудины

5. В процесс реабилитации входит все, кроме:

а) психотерапии

б) усиленного питания

в) трудотерапии

г) лечебной физкультуры

6. При длительном постельном режиме необходимо проводить:

а) усиленное питание

б) профилактическую витаминотерапию

в) профилактику застойных пневмоний

г) интенсивную ЛФК

7. Выберите лечебное мероприятие, к которому следует прибегать у пожилых пациентов с запорами лишь в крайнем случае:

а) употребление достаточного количества жидкости

б) лечебная гимнастика

в) очистительная клизма

г) регуляция диеты

8. Заболевания лиц пожилого и старческого возраста изучает:

а) геронтология

б) гериатрия

в) герогигиена

г) геронтопсихология

9 . Ведущая потребность в старости:

а) общение, передача накопленного опыта

б) лечение

в) работа

10. Повышенный риск травматизации встречается у пожилых людей:

а) живущих в большой семье

б) занимающихся физическими упражнениями

в) одинокоживущих

г) постоянно пользующихся лифтом

А наутро я встал —

Мне давай сообщать,

Что хозяйку ругал,

Всех хотел застращать,

Будто голым скакал,

Будто песни орал,

А отец, говорил,

У меня — генерал!

Владимир Высоцкий

Амнезии, или провалы памяти, — широко известный признак алкогольной болезни. Часто на вопрос: «Бывает ли, что вы многого не помните на следующий день после алкоголизации?», наши пациенты отвечают: «Естественно!», «Конечно!», «А как же без этого!».

С какого-то периода алкогольной болезни отравленный мозг начинает сбоить и не может в полной мере выполнять важнейшие функции. Для сравнения могу сказать, что аналогичные симптомы, то есть провалы памяти, могут возникать при некоторых психических заболеваниях и тяжелых черепно-мозговых травмах. Многим известен синдром ретроградной амнезии, когда человек не помнит те события, которые предшествовали сотрясению или ушибу головного мозга. И чем тяжелее патологическое воздействие, тем более длинный период выпадает из памяти. С этих позиций любой массивный алкогольный эксцесс по степени разрушительного воздействия на кору больших полушарий можно сравнить, как минимум, с легким сотрясением мозга.

Сначала из памяти «стираются» отдельные эпизоды — это так называемые палимпсесты. Человек не может вспомнить, что он делал в течение короткого отрезка времени, обычно — после больших доз спиртного, иногда непосредственно перед сном. На сленге наших пациентов это называется «заспал». В дальнейшем доза алкоголя, вызывающая палимпсесты, прогрессивно уменьшается, а длительность амнезированных (забытых) периодов увеличивается. Пока, наконец, не возникают именно провалы памяти — амнезии, когда человек забывает, что он делал в течение длительного, иногда до нескольких часов, периода. Причем все это время алкоголик может сохранять активность, совершать какие-либо действия, иногда даже выполнять достаточно сложную работу, а затем все просто-напросто забывается, и он узнает о своих действиях от кого-то другого.

Амнезии, особенно в сочетании с неконтролируемым поведением, доставляют пьющему человеку много неприятностей и проблем. Проснувшись утром после пьянки, он начинает мучительно вспоминать — не натворил ли чего вчера в «пьяном безобразии». Еще хорошо, если он просыпается у себя или у друзей дома, а не в больнице, не в милиции и не на улице. Хорошо, если нет следов побоев, одежда не испорчена и все ценные вещи на месте (если, конечно, они вообще при нем). А бывает и по-другому: алкоголик, очнувшись утром, видит в зеркале разбитое, опухшее лицо, находит разбросанную по всей квартире грязную рваную одежду и с горечью отмечает, что от крупной суммы денег, которая была у него вчера, не осталось ни копейки. В гудящей голове мелькают лишь какие-то обрывки вчерашних «полетов», и, чтобы восстановить картину случившегося накануне, он вынужден обращаться за помощью к очевидцам его пьяных приключений — если они, конечно, после этого с ним разговаривают. Узнав много новых и далеко не приятных подробностей о своем поведении, алкоголик впадает в уныние и идет лечиться испытанным методом, то есть — опохмеляется.

Есть и другая защитная реакция: он категорически не верит рассказам окружающих и обвиняет их в клевете. Это очередная защитная уловка Зеленого Змия, которая позволяет алкоголику на некоторое время отгородиться от реальности и продолжать спиваться. Иногда такая ситуация, с точки зрения психического здоровья, выглядит достаточно абсурдно. Человеку рассказывают, как он вчера в пьяном состоянии выломал дверь, ударил жену, перебил посуду, в одних трусах бегал по подъезду и прочее, а он все категорически отрицает, будучи уверен: все (в том числе, синяк под глазом) придумала жена, чтобы ему досадить. И чем чаще возникают такие эпизоды, тем более озлобленно он реагирует на все попытки призвать его к реальной оценке проблемы.

Правда, в некоторых случаях появление провалов памяти, наоборот, служат той последней каплей, которая заставляет алкоголика задуматься о быстрейшем решении проблемы. Он понимает (если еще сохранилась хотя бы капля здравомыслия): такие варианты опьянения могут привести к серьезнейшим последствиям. Человек в таком состоянии часто совершает очень опрометчивые поступки, может попасть в опасную ситуацию, получить тяжелую травму и даже не помнить, как это все произошло. Даже если этого не случается, все равно остается чувство потерянного времени, так как большие периоды жизни просто перестают существовать — вроде как их и не было.

Мне запомнился один наш пациент, который обратился за помощью после интимных отношений с женщиной, любви которой давно добивался. Долгожданная романтичная ночь была полностью стерта из его памяти, поскольку ей предшествовал ужин при свечах с обильным количеством разнообразных спиртных напитков. Проснувшись утром, пациент практически ничего не помнил, хотя по ласковому взгляду любимой можно было догадаться, что ночь удалась. Не желая «себя обкрадывать» пациент закодировался на максимальный срок, пообещав по его окончании прийти вновь.

У кого и когда возникают провалы памяти?

При традиционном развитии алкогольной болезни палимпсесты могут возникать уже на первой стадии заболевания, амнезии — на второй и третьей стадиях. Но отсутствие этого симптома ни в коем случае не говорит об отсутствии алкогольной зависимости. Так, у ряда наших пациентов (это 7 — 8%) даже на поздних стадиях провалы памяти отсутствуют. Иногда после длительных трезвых периодов, а также при переходе на употребление более слабых алкогольных напитков способность все помнить на следующий день после пьянки как бы возвращается. Это «улучшение», конечно, вселяет оптимизм в алкоголика, но характер чаще всего носит временный.

С другой стороны, проблемы с памятью могут возникать у людей, не имеющих алкогольной болезни, иногда буквально после первой встречи с алкоголем.

Викторина для бабушек (с ответами)

К нам достаточно часто приходят люди без признаков зависимости, которые жалуются на неадекватное поведение в опьянении, иногда даже после умеренных доз спиртных напитков, с последующими амнезиями. Такая реакция на алкоголь часто возникает у людей, перенесших когда-то черепно-мозговые травмы, тяжелые инфекционные заболевания, нейроинфекции и некоторые другие болезни, при которых в патологический процесс вовлекался головной мозг. Несмотря на отсутствие признаков алкоголизма, прогноз в таких случаях (если человек не прекращает пить) весьма негативный, так как симптомы болезни и различного рода осложнения могут возникнуть очень быстро.

Наркомания, алкоголизм

Главная• Медицина• Деменция. Пройти тест на старческий маразм, слабоумие

Деменция. Пройти тест на старческий маразм, слабоумие

Как пожилые люди могут узнать, как работает их головной мозг. Кому не случалось, забыв нужное слово или дату, посетовать шутливо: "Эх, старость-не радость!"

Но в этой шутке лишь доля шутки. Как говорил великий мудрец Франсуа Ларошфуко: "Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой разум". А между тем в нашей стране уже два миллиона человек страдают заболеванием, которое так и называется — деменция, или старческое слабоумие.

Со временем болезнь прогрессирует : человек забывает, как его зовут, может выйти из дома и заблудиться, теряет простейшие жизненные навыки. В мире таких больных почти 40 миллионов, а к 2030 году, прогнозируют врачи, их число удвоится — деменция наступает.

Первые признаки деменции или старческого слабоумия

Можно ли заметить первые признаки болезни, чтобы предотвратить худшее? Оказывается, можно. Специалисты-неврологи из Университета штата Огайо (США) разработали тест SAGE, который позволяет самостоятельно выявить признаки ухудшения мыслительных способностей.

Тест нужно выполнить самостоятельно , без чьей-либо помощи, словарей или справочников. В среднем на это должно уйти 10-15 минут. Ошибки или пропуск шести или более пунктов — сигнал того, что какие-то изменения в мозге уже произошли. Конечно, тест не ставит диагноз. Разве что служит поводом обратиться к врачу-невропатологу для более детального обследования.

Предлагаю вам , уважаемые читатели, испытать себя или предложить тест пожилым родственникам, если, конечно, они сами того захотят. Разумеется, не стоит воспринимать испытание слишком всерьез-мы с вами не академики и не эксперты. Но, согласитесь, даже в шутливой форме, но все равно интересно узнать, что же у тебя в голове происходит?

Тест — Хорошо ли вы мыслите

Ответьте на вопросы теста письменно, ответы "Да", "Иногда" или "Нет" просто обведите.

Нажмите увеличить страницу теста 1

Задания теста 1

1. Ваше имя ______________

2. Дата рождения ______________

3. Ваш пол _______________

4. Сколько лет назад вы окончили школу? _______________

5. Испытываете ли вы проблемы с памятью или мышлением?
Да Иногда Нет

6. Есть ли у вас близкие родственники, которые испытывают проблемы с памятью или мышлением?
Да Нет

7. Бывает ли, что вы теряете равновесие?
Да Нет

8. Если да, то знаете ли вы причину этого?
Да (опишите причину) _______ Нет _______

9. Был ли у вас инсульт?
Да Нет

10. Был ли у вас микроинсульт?
Да Нет

11. Чувствуете ли вы какие-либо изменения в своей личности?
Да (опишите, какие) ________ Нет_______

12. Есть ли у вас трудности с повседневными делами из-за проблем "с головой"?
Да Нет

Нажмите увеличить страницу теста 2

Задания теста 2

1. Напишите сегодняшнюю дату, не заглядывая в календарь. Число_______ Месяц_______ Год_______,

2. Напишите, что изображено на этих рисунках?

Игра для пожилых людей - для тренировки памяти. » Выдающийся ум! «

Рис.1
1. _______________
2. _______________

3. Чем похожи между собой наручные часы и линейка? Напишите
Оба эти предмета являются _______
(впишите продолжение фразы).

4. Сколько "пятачков" в 60 копейках?

5. В булочной вы заплатили за покупку 13 рублей 45 копеек. Сколько вам дадут сдачи с 20 рублей?

6. Проверка памяти. Запомните, что в конце этого теста на последней линейке надо написать фразу "Тест закончен".

7. Перерисуйте картинку
Рис.2 квадрат

8. Нарисуйте циферблат, расставьте на нем цифры. Нарисуйте две стрелки в положении "пять минут двенадцатого". Длинную стрелку обозначьте буквой "Д", короткую — буквой "К".

9. Запишите названия 12 любых животных.

10. Соедините цифры и буквы так, как это сделано в образце.
Рис.3

11. Перестройте фигуры по данному образцу.

А. Дано: один треугольник и один квадрат.
Рис.4 Уберите две линии. Перенесите их на рисунок так, чтобы получилось два квадрата.

Б. Дано два квадрата и два треугольника. Рис.5 Уберите четыре линии. Перенесите их так, чтобы получилось четыре квадрата.

12. Закончили ли вы тест?

Теперь проверьте, допустили ли вы ошибки в ответах и на все ли вопросы ответили сразу. Если ошибок и пропусков 6 и больше, стоит обратиться к врачу-невропатологу и обследовать функции головного мозга.

Марьяна Безруких академик Российской академии образования, специалист по возрастной физиологии

Функция головного мозга угасает , если человек не ставит перед собой новых, нестандартных задач. Только такие задачи сохраняют наш интеллект, создают новые связи между клетками головного мозга. Задачи могут быть любые — изучение иностранного языка, чтение, заучивание наизусть стихов, решение сложных кроссвордов, занятие творчеством, общественная работа — все, что выходит за рамки чисто бытовых, рутинных забот.

Эдуард Костандов профессор, зав. лабораторией нейрофизиологии когнитивных процессов Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

Головной мозг, как и мышцы тела , надо все время упражнять. Конечно, если человек выходит на пенсию, нагрузка сильно уменьшается. Но надо ее компенсировать-писать мемуары, заниматься с внуками, вести семейную бухгалтерию и т.д. В общем, делать все, чтобы голова работала, а мотивация к интеллектуальной нагрузке сохранялась. И как можно больше двигаться — физическая и умственная активность взаимосвязаны.

ДИАГНОСТИКИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОЖИЛЫХ

Методика «Шкала самооценки и оценки тревожности»

Методика позволяет определить уровни реактивной и личностной тревожности. Реактивная тревожность - тревожность, возникающая непосредственно перед эмоциогенной ситуацией или в течение нее. Личностная тревожность - тревожность как свойство личности, как ее устойчивая характеристика.

Инструкция. Испытуемому предлагается оценить свое текущее и обычное состояние, отмечая на бланках выбранные ответы по четырехбалльной системе.

Оценка реактивной тревожности

Утверждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я испытываю сожаление
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я чувствую себя отдохнувшим
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напря­женности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Оценка личностной тревожности



Утверждение Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я испытываю удовольствие
2. Я очень быстро устаю
3. Я легко могу заплакать
4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие
5. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
6. Обычно я чувствую себя бодрым
7. Я спокоен, хладнокровен и собран
8. Ожидание трудности обычно очень тревожит меня
9. Я слишком переживаю из-за пустяков
10. Утверждение
11. Я вполне счастлив
12. Я принимаю все слишком близко к сердцу
13. Мне не хватает уверенности в себе
14. Обычно я чувствую себя в безопасности
15. Я стараюсь избегать критических ситу­аций и трудностей
16. У меня бывает хандра
17. Я доволен
18. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
19. Я так сильно переживаю свои разо­чарования, что потом долго не могу о них забыть
20. Я уравновешенный человек
21. Меня охватывает сильное беспокой­ство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов.

Прямые вопросы для оценки реактивной тревожности - 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, для оценки личностной тревожности - 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18,20.


Шкала СП

1. Ялегко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, а не оставаться в одиночестве.

3. Лучше бы меня считали способным и сообразительным, чем общи­тельным и дружелюбным.

4. Я меньше, чем большинство людей, нуждаюсь в близких друзьях.

5. О своих переживаниях я говорю людям скорее часто и охотно, чем редко и в особых случаях.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от ком­пании.

7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, а не на ожив­ленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может мне повредить.

12. Когда я встречаю на улице знакомого, то не только здороваюсь, а стараюсь перекинуться с ним парой слов.

13. Независимость и свободу от других я предпочитаю прочным дру­жеским узам.

14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший спо­соб завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посовету­юсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17. У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь в обществе незнакомых людей, мне совсем не важно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые, эмоциональные люди привлекают меня больше, чем серьезные, сосредоточенные.

21. Я скорее прочту интересную книгу или посмотрю телевизор, чем проведу время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем наслаж­даться видами и посещать достопримечательности в одиночестве.

23. Мне легче решить трудный вопрос, когда я обдумываю его один, чем когда обсуждаю с другими.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рас­считывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в компании мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не поте­рять личную свободу.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

Шкала СО

1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоре­чить мне при

посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада ума.

5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, кото­рые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них я не согласен.

8. Если я попрошу кого-то пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это про­пущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно отказывать людям.

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не так, как надо.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из-за боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня крити­чески.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собесед­нику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно отзыва­ется в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда я должен за чем-нибудь обращаться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

Обработка результатов.

Шкала СП. Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 3, 4, 6, 8 - 11, 13, 16 - 19, 23 - 25, 27 -29 и за ответы «нет» по по­зициям 1, 2, 5, 7, 12, 14, 15, 20, 22, 26, 30. Подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

Шкала СО. Проставляется по одному баллу за ответы «да» по пози­циям 1-4, 8-10, 12, 14, 15, 17-19, 22, 23, 25, 27, 28, 30 и за ответы «нет» по позициям 5 - 7, 11, 13, 16, 20, 21, 24, 26, 29. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация. Если сумма баллов по шкале СП больше тако­вой по шкале СО, то у испытуемого выражено стремление к аффилиа-ции; если же эта сумма баллов меньше, то у испытуемого выражен мотив «страх отвержения». При равенстве суммарных баллов по обеим шкалам следует учитывать, на каком уровне (высоком или низком) оно проявля­ется. Если уровни стремления к принятию и страха отвержения высокие, это может свидетельствовать о наличии у данного испытуемого внутрен­него дискомфорта, напряженности, так как страх отвержения препят­ствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.


Ориентировка во времени

Инструкция. Попросите клиента полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Если больной самостоятельно и правиль­но называет число, месяц и год, то дается 5 баллов. Если приходится задавать дополнительные вопросы, то ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие. Если клиент называет только число, спрашивают: «Какого месяца?»; «Какого года?»; «Какой день недели?» Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на 1 балл.

Ориентировка в месте

Инструкция. Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если клиент отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Он должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обсле­дование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижают оценку на I балл. Максимальная оценка - 5 баллов.

Восприятие

Инструкция. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь за­помнить три слова: яблоко, стол, монета». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова клиентом оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо (но не более 5 раз), чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценива­ется в баллах лишь первое повторение. Максимальная оценка - 3 балла.

Концентрация внимания

Инструкция. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. До­статочно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Если пациент не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижа­ет оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ял-мез» - ставится 4 балла; если «ялмзе» - 3 балла и т.д. Максимальная оценка - 5 баллов.

Память

Инструкция. Просят испытуемого вспомнить слова, которые за­учивались им раньше - это слова: «яблоко», «стол», «монета». Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

6. Речевые функции
Инструкция.

A. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично -
часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Б. Просят клиента повторить сложную в грамматическом отношении фразу, произнесенную специалистом. Правильное повторение оценива­ется в 1 балл.

B. Устно дается команда, предусматривающая последовательное со­вершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1 балл.

Г. Дается письменная инструкция (например: «Закройте свои глаза»). Испытуемого просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом лис­те бумаги. Оценивается в 1 балл.

Д. Клиент должен самостоятельно написать осмысленное и граммати­чески законченное предложение. Предложение должно содержать подле­жащее и сказуемое, а также - иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается. Оценивается в 1 балл.

Е. Испытуемому дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен пе­рерисовать на чистой нелинованной бумаге (см. ниже). Если при перери­совке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитывают­ся искажения фигур, обусловленные тремором. Оценивается в 1 балл.

Форма протокола

Когнитивная сфера Оценка (баллы)
1. Ориентировка во времени: «Назовите... (год, время года, число, день недели, месяц)» 0-5
2. Ориентировка в месте: «Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж)» 0-5
3. Восприятие: Повторение трех слов: «яблоко», «стол», «монета» 0-3
4. Концентрация внимания и счет: Серийный счет («от 100 отнять 7») пять раз либо: «Про­изнесите слово "земля" наоборот» 0-5
5. Память: «Припомните те три слова, которые вы повторяли рань­ше» (см. п. 3) 0-3
6. Речевые функции: A. Называние предметов (ручка, часы). Б. Повторение сложного предложения: «Никаких "если", "и" или "но"». B. Трехэтапная команда: «Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». Г. «Прочтите и выполните: "Закройте глаза"». Д. «Напишите предложение». Е. «Срисуйте рисунок» 0-2 0-1 0-3 0-1 0-1 0-1
Общий балл. 0-30

Обработка результатов . Результат теста получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов.

Интерпретация. Максимально в этом тесте можно набрать 30 бал­лов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следу­ющие значения:

28- 30 баллов - нет нарушений когнитивных функций;

24-27 баллов - легкие (преддементные) когнитивные нарушения;

20-23 балла - деменция легкой степени выраженности;

11-19 баллов - деменция умеренной степени выраженности;

О-10 баллов - тяжелая деменция.


Дилеммы для оценки развития мудрости (Автор П. Балтес.)

Для того, чтобы оценить связанный с мудростью объем знаний, П.Балтес предлагал участникам исследования дилеммы следующего типа.

Пятнадцатилетняя девушка хочет немедленно выйти замуж. Что нам / ей следует принять во внимание и как нам / ей следует поступить?

Участников исследования просили «размышлять вслух» об этой про­блеме. Их мысли записывали на магнитофон, распечатывали и оценива­ли в зависимости от степени приближения к пяти критериям, связанным с мудростью. Ответы оценивали в баллах для определения объема и типа связанных с мудростью знаний. Критерии и варианты оцененных отве­тов приведены ниже.

Критерий 1. Фактуальные знания:

Кто, где, когда;

Примеры возможных ситуаций;

Варианты выбора (формы любви и брака).

Критерий 2. Процедурные знания:

Стратегии сбора информации, принятия решений и советования;

Выбор времени для советования и контроль эмоциональных реак­ций;

Анализ «затрат на результат», сценарий;

Анализ целей и средств.
Критерий 3 . Контекстуальные знания:

Возрастной (например, подростковые проблемы), культурный (на­
пример, изменение норм) и индивидуальный (например, смертельная
болезнь) контексты для разных периодов и различных сфер жизни.

Критерий 4. Знания, учитывающие относительность ценностей:

Отделение личных ценностей от ценностей других людей;

Религиозные предпочтения;

Современные / будущие ценности;

Культурно-исторический релятивизм.

Критерий 5. Знания, учитывающие неопределенность:

Отсутствие идеального решения;

Оптимизация соотношения «приобретения/потери»;

Невозможность полного предсказания будущего;

Запасные варианты решения.

Приведем в качестве примера два крайних варианта решения предло­женной дилеммы.

Низкая оценка . «Пятнадцатилетняя девушка хочет замуж? Нет, никак нельзя; выходить замуж в 15 лет - это никуда не годится. Надо сказать девочке, что это невозможно». После дальнейших расспросов: «Поддержать такую идею было бы безответственно. Нет, безумная идея».

Высокая оценка . «Ну, на первый взгляд, это простая проблема. В принципе выходить замуж в 15 лет плохо. Наверное, многие девушки подумывают об этом, когда впервые влюбляются. Но, с другой стороны, бывают ситуации из ряда вон выходящие. Возможно, в этом случае су­ществуют особые обстоятельства, например у девочки смертельная бо­лезнь. Или, может быть, она из другой страны. Возможно, она живет в другом культурном и историческом периоде. Чтобы дать окончательную оценку, требуется дополнительная информация».

Интерпретация. Несмотря на то, что у многих пожилых людей развивается мудрость, у некоторых все же наблюдается снижение позна­вательной деятельности. Это снижение может быть временным, прогрес­сирующим или перемежающимся. Оно может быть относительно неболь­шим и кратковременным в одних случаях, тяжелым и прогрессирующим в других.


Перечень тестов и методик, которые можно использовать для диагностики психосоциального статуса пожилых людей и инвалидов (прилагаются).

1. Для оценки возможной продолжительности жизни и самооценки психологического возраста предлагаются два несложных теста:

· тест «Перспектива продолжительности жизни»;

· тест «Ваш психологический возраст».

2. Для изучения личностных особенностей пожилых людей предлагают следующие диагностические методики:

· методика «Шкала самооценки и оценки тревожности» (Ч.Спилберг);

· методика «Мотивация аффилиации» (А.Меграбян и М.Ш.Магомедминов).

· тест «Эгоцентрические ассоциации»;

· методика «Склонность к одиночеству» (приводится по Никиши­на В.Б., Василенко Т.Д., 2004).

4. Для оценки интеллектуально-мнестических функций людей пожило­го и старческого возраста предлагаются следующие методы:

· краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination, сокр. MMSE: когнитивная сфера - ориентировка во времени и месте, восприятие, концентрация внимания и счет, память, речевые функции (M.F.Folstein, S. E.Folstein, P.R.McHugh);

· дилеммы П.Балтеса (Baltes et al.) для оценки развития мудрости.

5. Для изучения разнообразных сфер жизни пожилого человека предлагаются следующие методики:

· опросник «Активность повседневной жизни» - «Activities of Daily Livinq» (ADL) (H.Lehfeld, B.Reisberg, S.Finkel et al.);

· тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (приводится по: Ни­кифоров Г. С, 2007).

Как пожилые люди могут узнать, как работает их головной мозг. Кому не случалось, забыв нужное слово или дату, посетовать шутливо: "Эх, старость-не радость!"

Но в этой шутке лишь доля шутки. Как говорил великий мудрец Франсуа Ларошфуко: "Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой разум". А между тем в нашей стране уже два миллиона человек страдают заболеванием, которое так и называется - деменция, или старческое слабоумие.

Со временем болезнь прогрессирует : человек забывает, как его зовут, может выйти из дома и заблудиться, теряет простейшие жизненные навыки. В мире таких больных почти 40 миллионов, а к 2030 году, прогнозируют врачи, их число удвоится - деменция наступает.

Первые признаки деменции или старческого слабоумия

Можно ли заметить первые признаки болезни, чтобы предотвратить худшее? Оказывается, можно. Специалисты-неврологи из Университета штата Огайо (США) разработали тест SAGE, который позволяет самостоятельно выявить признаки ухудшения мыслительных способностей.

Тест нужно выполнить самостоятельно , без чьей-либо помощи, словарей или справочников. В среднем на это должно уйти 10-15 минут. Ошибки или пропуск шести или более пунктов - сигнал того, что какие-то изменения в мозге уже произошли. Конечно, тест не ставит диагноз. Разве что служит поводом обратиться к врачу-невропатологу для более детального обследования.

Предлагаю вам , уважаемые читатели, испытать себя или предложить тест пожилым родственникам, если, конечно, они сами того захотят. Разумеется, не стоит воспринимать испытание слишком всерьез-мы с вами не академики и не эксперты. Но, согласитесь, даже в шутливой форме, но все равно интересно узнать, что же у тебя в голове происходит?

Тест - Хорошо ли вы мыслите

Ответьте на вопросы теста письменно, ответы "Да", "Иногда" или "Нет" просто обведите.

Задания теста 1

1. Ваше имя ______________

2. Дата рождения ______________

3. Ваш пол _______________

4. Сколько лет назад вы окончили школу? _______________

5. Испытываете ли вы проблемы с памятью или мышлением?
Да Иногда Нет

6. Есть ли у вас близкие родственники, которые испытывают проблемы с памятью или мышлением?
Да Нет

7. Бывает ли, что вы теряете равновесие?
Да Нет

8. Если да, то знаете ли вы причину этого?
Да (опишите причину) _______ Нет _______

9. Был ли у вас инсульт?
Да Нет

10. Был ли у вас микроинсульт?
Да Нет

11. Чувствуете ли вы какие-либо изменения в своей личности?
Да (опишите, какие) ________ Нет_______

12. Есть ли у вас трудности с повседневными делами из-за проблем "с головой"?
Да Нет

Задания теста 2

1. Напишите сегодняшнюю дату, не заглядывая в календарь. Число_______ Месяц_______ Год_______,

2. Напишите, что изображено на этих рисунках?
Рис.1
1. _______________
2. _______________

3. Чем похожи между собой наручные часы и линейка? Напишите
Оба эти предмета являются _______
(впишите продолжение фразы).

4. Сколько "пятачков" в 60 копейках?

5. В булочной вы заплатили за покупку 13 рублей 45 копеек. Сколько вам дадут сдачи с 20 рублей?

6. Проверка памяти. Запомните, что в конце этого теста на последней линейке надо написать фразу "Тест закончен".

7. Перерисуйте картинку
Рис.2 квадрат

8. Нарисуйте циферблат, расставьте на нем цифры. Нарисуйте две стрелки в положении "пять минут двенадцатого". Длинную стрелку обозначьте буквой "Д", короткую - буквой "К".

9. Запишите названия 12 любых животных.

10. Соедините цифры и буквы так, как это сделано в образце.
Рис.3

11. Перестройте фигуры по данному образцу.

А. Дано: один треугольник и один квадрат.
Рис.4 Уберите две линии. Перенесите их на рисунок так, чтобы получилось два квадрата.

Б. Дано два квадрата и два треугольника. Рис.5 Уберите четыре линии. Перенесите их так, чтобы получилось четыре квадрата.

12. Закончили ли вы тест?

Теперь проверьте, допустили ли вы ошибки в ответах и на все ли вопросы ответили сразу. Если ошибок и пропусков 6 и больше, стоит обратиться к врачу-невропатологу и обследовать функции головного мозга.

Марьяна Безруких академик Российской академии образования, специалист по возрастной физиологии

- Функция головного мозга угасает , если человек не ставит перед собой новых, нестандартных задач. Только такие задачи сохраняют наш интеллект, создают новые связи между клетками головного мозга. Задачи могут быть любые - изучение иностранного языка, чтение, заучивание наизусть стихов, решение сложных кроссвордов, занятие творчеством, общественная работа - все, что выходит за рамки чисто бытовых, рутинных забот.

Эдуард Костандов профессор, зав. лабораторией нейрофизиологии когнитивных процессов Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

- Головной мозг, как и мышцы тела , надо все время упражнять. Конечно, если человек выходит на пенсию, нагрузка сильно уменьшается. Но надо ее компенсировать-писать мемуары, заниматься с внуками, вести семейную бухгалтерию и т.д. В общем, делать все, чтобы голова работала, а мотивация к интеллектуальной нагрузке сохранялась. И как можно больше двигаться - физическая и умственная активность взаимосвязаны.

И, привязав с двух сторон нитку, подвесить горизонтально. Необходимо заставить этот предмет раскрутиться. Для примера (наглядные образы часто помогают сдвинуть дело с мертвой точки) можно представить себе девочку... , прыгающую через прыгалки. Другой вариант этого эксперимента: попробовать раскачать любой подвешенный на нитке предмет. Тесты на ясновидение и биолокацию 1. Взять 20 конвертов (например, почтовых). В 10 из них вложить вкладыши красного цвета, а...

https://www.сайт/magic/11174

... (t), на которой отображаются конкретные временные точки (t1), (t2), (t3). ТЕСТ «Распознай свою модель мышления» находится в конце статьи. Это подсказка для особо нетерпеливых или тех, кому научный язык изложения данного материала... отношений, недоступных непосредственному чувственному восприятию, сопровождающийся переживанием чувства понятности (понимания) ситуации. Принципиальное значение для характеристики мышления имеет оценка его результатов (продуктов) с точки зрения истинности, т. е. их...

https://www..html

И напрочь лишила наши гладкие тела этой детали. А зря: вот было бы раздолье для психологов по хвосту определять личность того или иного человека. Об этом замечательном психодиагностическом признаке задумались английские психологи К. Джунг и Р. Хоулл и создали тест . Позволяющий с большой точностью определять психическое состояние, настроение и личностные особенности своих...

https://www.сайт/psychology/13333

Ощущения, к какому из этих десяти разделов слово больше всего подходит. Ориентируйтесь на свой личный опыт, так как правильных и неправильных ответов в этом тесте нет. Например, слово “женщина” можно отнести и к разделу “сексуальность”, и к разделу “мода”, и к разделу “человеческая глупость” ... гармонии. Вы отзывчивы и внимательны, но чрезмерно эмоциональны. 10. Человеческая глупость. У вас нет проблем в общении, работа с людьми - это для вас. Но ваши отношения слишком поверхностны.

https://www.сайт/psychology/13401

Узнать, подходит учитель ребенку или нет. Итак, попросите своего ребенка (начиная с пятого класса) оценить своих учителей по каждому предмету, ответив на вопросы теста . За каждый ответ "да" на вопросы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 15, 18 и "нет" на вопросы 1, 7, 10, 13, 14, ... родителям одноклассников вашего ребенка и узнайте побольше об этом учителе. Посоветуйте и их детям пройти этот тест . Возможно, также у вашего ребенка с этим учителем конфликт. 8-12: Учитель как учитель. Не гений...

https://www.сайт/psychology/14739

Я надеваю самую красивую одежду. 12. День рождения - самый лучший праздник в году. 18-24. Вы оптимист, любите получать от жизни все и очень темпераментны. Вас любят окружающие, для них ваш день рождения тоже праздник. 10-16. Вы спокойный, уравновешенный человек. Вы умеете дружить, и вам можно доверять самые сокровенные тайны. Вы очень любите танцевать...

https://www.сайт/psychology/14944

Заполните тест сами и попросите это сделать партнера. Оцените каждое утверждение по следующей схеме: 1 балл - совершенно согласен/согласна, 2 - согласен/согласна, 3 - затрудняюсь ответить, 4 - не согласен/не согласна, 5 - ...

Как много вы знаете о пожилых людях? Чтобы определить это, решите, какие из приведенных ниже утверждений правильные, а какие - ошибочные.

1. Большинство пожилых людей живут в домах престарелых.

2. Пожилые люди в США живут вдалеке от своих детей.

3. Пожилые люди мало общаются со своими подросшими детьми.

4. Одиночество - проблема пожилых людей.

5. Пожилые люди не очень интересуются сексом.

6. У пожилых людей нездоровое внимание к прошлому.

7. К пожилым людям относятся с уважением.

Все эти утверждения не соответствуют действительности.

Вопреки популярному заблуждению, в домах престарелых живут менее 1% лиц раннего пожилого возраста (в возрасте от шестидесяти пяти до семидесяти четы­рех лет) и только 15% тех, кому восемьдесят пять лет или более . На самом де­ле, несмотря на наше мобильное общество, две трети пожилых людей, которые не находятся в государственных клиниках или организациях, живут в тридцати ми­нутах езды от детей, я дети их еженедельно навещают. Если частые визиты невоз­можны, то дети звонят по телефону; 76% пожилых людей говорят по телефону со своими детьми каждую неделю . Более того, 72% пожилых мужчин женаты

и живут со своими супругами . По тем или иным причинам чувство одиночест­ва является проблемой лишь для меньшинства пожилых людей.

Представление о том, что секс не представляет никакого интереса для пожи­лых людей, совершенно неверно. В исследовании более чем 100 мужчин и жен­щин в возрасте от 80 до 102, которые жили в доме для пенсионеров, секса на самом деле больше, чем вы можете представить. Наибо­лее распространенной формой секса были прикос­новения (82% мужчин и 64% женщин), за кото­рыми шла мастурбация (72% мужчин и 40% жен­щин) и затем половой акт (63% мужчин и 30% жен­щин). И это были люди старше восьмидесяти! Ва­гинальное увлажнение и эрекция пениса могут воз­никать позже и исчезать раньше, но исследование за исследованием показывают, что пожилые люди по-прежнему активны.



Наконец, верно, что пожилые люди часто вспо­минают прошлое, но это не является чем-то нездо­ровым. Как мы вскоре увидим, одна из потребно­стей более поздних лет - желание видеть себя ча­стью человеческого рода, чтобы быть присоеди­ненным к прошлому и будущему. Воспоминания помогают решить эту задачу. К сожалению, не все усыпано розами на пути наших пожилых сограж­дан. Вместо того чтобы обращаться с пожилыми людьми с уважением, которое многие заслужили за годы труда и гражданской ответственности, мы

не только действительно игнорируем их и обращаемся с ними как с людьми, крайне надоедливыми, что является проявлением неуважения, но иногда мы еще и причиняем им вред. Трудно поверить в то, что 2 миллионам пожилых людей каж­дый год наносят физический ущерб или относятся к ним с пренебрежением .

Взаимодействие со старшими -хороший обучающий опыт для детей

Приспособление в старости

Существует несколько теорий развития, которые пытаются объяснить стресс у пожилых людей. Далее мы на них остановимся.

Эрик Эриксон. Концепция кризиса жизни

Эрик Эриксон описал жизнь как состоящую из восьми стадий, в течение которых возникают кризисы. Кризис поздней взрослости является приобретением ощу­щения интеграции и преодоления чувства отчаяния. Эриксон видел эту стадию жизни как стадию, в которой успешная личность имеет довольно ясное понима­ние собственной идентичности, признает как свои успехах, так и неудачи и хочет утверждать тот жизненный стиль, в котором она живет. Смерть, следовательно, не кажется краем жизни. Личность, которая неуспешна в этом кризисе, вероятно, переполнена отчаянием, потому что времени осталось так мало, смерть прибли­жается слишком быстро, и нет времени искать другой путь для интеграции.

Отвращение к смерти может скрывать отчаяние, вследствие чего личность стано­вится ожесточенной, депрессивной и параноидной .

Роберт Хавигхерст. Задачи развития

Роберг Хавигхерст видит жизнь как серию задач развития, с которыми мы долж­ны справиться прежде, чем перейдем на следующую стадию развития . Ха­вигхерст определил задачу развития как задачу, которая «возникает в определен­ный период жизни личности... успешное решение которой ведет к счастью и успеху в дальнейших задачах, в то время как неудача приводит к ощущению не-счастливости, неодобрению обществом и возникновению трудностей при сле­дующих задачах» . Последняя стадия, по Хавигхерсту, поздняя взрослость, начинается в возрасте пятидесяти пяти лет. Эта стадия характеризуется новым опытом и новой ситуацией, с которой приходится иметь дело. Хавигхерст счита­ет, что в пожилом возрасте все еще возможно развитие.

1. Приспособление к тому, что уменьшаются физические силы и ухудшается здоровье.

2. Адаптация к образу жизни, вызванному выходом на пенсию и снижением доходов.

3. Адаптация к жизни после смерти супруга.

4. Присоединение себя к своей возрастной группе.

5. Выполнение социальных и гражданских обязательств.

6. Приемлемое обустройство физических условий проживания .

Так как главный стрессор включает в себя адаптацию к изменениям, можно легко увидеть значение стресса для пожилого возраста в соответствии с теорией Хавигхерста.

Позитивное изменение

Чтобы не забыть о хороших изменениях, сопровождающих пожилой возраст, да­вайте здесь вспомним вот о чем. Для многих пожилых людей источником радости становятся их внуки. Отношения между бабушками, дедушками и внуками уни­кальны. Свободные от ответственности за дисциплину, дедушки и бабушки могут просто играть с ними, помогать им учиться и веселиться вместе с ними. Дедушки и бабушки, которые каждый день заботятся о своих внуках, могут ощущать ра­дость, связанную с тем, что они причастны к росту любимого существа и превра­щению его во взрослого человека.

Во многих обществах пожилой возраст имеет и другое преимущество. Пожи­лых людей воспринимают как самых мудрых в обществе, советуются с ними и уважают за их мудрость. К сожалению, в нашем обществе это скорее пожелание, чем правило. Тем не менее некоторые компании и правительственные агентства действительно ценят знания и опыт своих пожилых работников и даже спраши­вают совета у некоторых пенсионеров.

Старость зачастую представляется нам периодом, в который можно реализо­вать свои интересы, не удовлетворенные раньше. Мы часто слышим, что люди ушли на пенсию и переехали туда, где они всегда хотели жить, или же они пред-

приняли что-то такое (например, путешествие), чего всегда страстно хотели, но никогда не делали.

Я думаю, вы поняли ситуацию: некоторые стрессоры пожилого возраста явля­ются способами адаптации, которые дают хорошие результаты, но тем не менее это все же стрессоры.

Выход на пенсию

Выход на пенсию - одно из наиболее значимых событий нашей жизни. От того, насколько успешно мы приспособимся к этому, во многом зависит удовлетворен­ность и отдача от следующих лет жизни. Когда мы осознаем, что выход на пенсию имеет далеко идущее значение, мы оценим его важность. Что будет думать чело­век, вышедший на пенсию, о своей ценности, если для него «продуктивность» в работе была смыслом жизни? Будет ли ему не хватать своих коллег по работе или мыслей о людях, с которыми он работал? Сможет ли он заменить чем-либо при­обретение новых навыков? Покинет ли его чувство нужности другим, которое обеспечивала ему работа?

Выход на пенсию влияет не только на самих пенсионеров, но и на их семьи. Будет ли пенсия такой скудной, что заставит другого супруга ущемлять себя, пе­рераспределяя бюджет? Будут ли члены семьи, живущие далеко, навещать их чаще?

Из-за роста числа пожилых людей, не уходящих на пенсию, и из-за того, что наша система социального обеспечения рассчитывается неохотно с пожилым на­селением, правительство поощряет поздний выход на пенсию. Когда мы слышим о Фуллере или о Рене Дюбуа, или о других пожилых людях потрясающей мудро­сти и способностях, нельзя не поддерживать более поздний выход на пенсию. В 1978 году Конгресс повысил возрастную планку обязательного ухода на пен­сию с шестидесяти пяти до семидесяти лет и полностью убрал возрастной лимит для федеральных служащих. Президенту Рональду Рейгану было семьдесят три года, когда его выбрали на второй срок, демонстрируя, что хронологический воз­раст не так важен, как ментальный и психологический. Многие люди предпочи­тают работать всю жизнь, тогда как другие склонны уйти на пенсию полностью или по достижении пенсионного возраста сменить работу. Этот выбор позволяет людям ощущать больший контроль над своими жизнями, чем тогда, когда выход на пенсию был обязателен в шестьдесят пять лет.

Выход на пенсию, воспринимают ли его как позитивный или негативный опыт, все равно требует приспособления. Работа является такой важной частью нашей жизни в течение столь долгого времени, что от нее начинает зависеть само­оценка. Когда приходит пенсионный возраст, нам может не хватать других спосо­бов подтверждения своей самооценки и статуса. Уволенные на пенсию работни­ки могут воспринимать себя как ненужных.

Кроме того, выход на пенсию зачастую означает приспособление к стилю жиз­ни, ориентированному на досуг. Больше не нужно рано вставать, приходить на работу к определенному часу, обедать по расписанию и откладывать время отды­ха на вечер и на выходные - и люди на пенсии сталкиваются с совершенно но­вым стилем жизни, к которому им необходимо привыкнуть. Для тех, у кого не было досуга - трудоголиков например, эта адаптация будет главной задачей.

Им может не хватать навыков досуга, таких как хорошая беседа с другими, раз­личных спортивных навыков или просто способности получать удовольствие от такой деятельности, которая не является «продуктивной».

Пенсионный возраст осложняется также тем, что многие пенсионеры должны привыкнуть к уменьшению финансовых ресурсов. Имея больше времени для до­суга и меньше денег, которые они могут потратить на него, многие пенсионеры чувствуют себя фрустрированными.

Кроме того, время от времени пенсионерам приходится сталкиваться с нега­тивными установками других, которые могут смотреть на них как на проиграв­ших. Например, есть исследования о том, что работники здравоохранения значи­тельно более негативны в своих установках к лечению пожилых людей, чем к лечению молодых. Эйджизм, как сексизм и расизм, является негативной соци­альной реальностью, с которой приходится иметь дело пожилым людям.

Ко всем описанным изменениям, к которым вынуждены привыкать пожилые люди, присоединяется одиночество (не обязательно «чувство одиночества», но скорее проживание одного в случае смерти супруга) и проблемы, связанные со здоровьем. Учитывая также возрастные заболевания, такие как диабет, артрит и атеросклероз, можно сказать, что они прогрессируют при старении, и в силу этого на различные виды деятельности во время пенсионного Бозраста может быть на­ложено большее количество ограничений.

Статьи по теме: